Главная » Галлюциногенные » В чем заключается психологизм рассказа лапти. Русский характер в изображении И.А

В чем заключается психологизм рассказа лапти. Русский характер в изображении И.А

Иван Бунин, «Лапти» (краткое содержание следует далее) - это короткий рассказ с, казалось бы, незатейливым сюжетом. Впрочем, талант Бунина в том и заключается, что когда читаешь его произведения, угадываешь самого себя или услышанную давеча историю с трагичным концом…

Иногда поздним вечером, когда совсем темно, подойдешь к окну, выглянешь на улицу, а там - сотни тысяч окон. Одни горят ярким желтым светом, в других - темнота, но за каждым из них читается своя история, свой рассказ, развивается свой сюжет…

Так и в прозе Бунина - серые будни со своими курьезами и происшествиями. Однако есть одно «но», которое невозможно выразить одним словом, или даже словами. Оно добирается до самой глубины души человеческой и достает что-то истинно живое, настоящее, то, что боишься упустить, потерять снова в этой толще непонимания, в бесконечной веренице слов и поступков. Итак..

Иван Бунин, «Лапти»»: краткое содержание

Зима. Пятый день метет непроглядная пурга и метель. Вокруг ни души. За окнами одного хуторского дома поселилось горе - тяжело болеет ребенок. Отчаяние, страх и беспомощность овладели сердцем матери. Муж в отъезде, до доктора не добраться, да и сам он не сможет доехать по такой погоде. Что делать?

В прихожей что-то стукнуло. Это Нефед принес соломы для печи. Через минуту-другую он заглянул в комнату, чтобы спросить о здоровье ребенка. Оказалось, что мальчик очень слаб, огнем горит, скорее всего, не выживет, но главное - он все в бреду упоминает о каких-то красных лаптях, просит их…

Не долго думая Нефед отправляется в соседнюю деревню за новыми лаптями и за фуксином - красной краской: если просит, значит душа желает, и надо непременно идти и добывать…

Ночь прошла в тревожном ожидании.

Утром раздался зловещий стук в окно. Это были мужики из соседнего села. Они привезли замерзшее тело Нефеда. Обнаружили его случайно, когда сами провалились в снежную яму, и уже отчаялись спастись. Но, увидев окоченевшее тело знакомого им Нефеда, поняли, что хутор совсем близко. Они напрягли последние силы и дошли до людей.

За поясом, под полушубком мужика, лежали новые детские лапти и бутылочка с фуксином. Так заканчивается рассказ (И. А. Бунин) «Лапти», краткое содержание которого было изложено выше.

Главная мысль: «Лапти», Бунин И. А .

Последнее предложение, точка, конец рассказа. Во время чтения того или иного произведения, мы больше увлечены сюжетом, нежели тем, что скрывается за словами и поступками главных героев. Однако потом приходят сотни мыслей: почему, для чего, зачем... Рассказ, который написал Иван Бунин, - «Лапти» - это прежде всего ода необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Но это лишь вершина айсберга, первый слой, который предлагает копать дальше, и обнаруживать все новые и неожиданные богатства. Что еще скрывается за «декорациями» разворачивающейся драмы?

За окном правит беспощадная стихия, готовая уничтожить всякого, кто осмелится противостоять ей. На пороге стоит смерть, которая ждет своего часа без жалости и излишних сомнений. Неутешная мать смиренно замирает пред ней. И только Нефед проявляет решимость противостоять этим двум неизбежностям и следовать велению души.

И в этот момент читателя охватывают чувства, которые трудно передать словами. Будто тонкая нить света, чего-то необъяснимого, и в то же время до боли знакомого, пронизывает, проходит насквозь и соединяет воедино души, судьбы и обстоятельства. Нефед не пытается объяснить своего, на первый взгляд, сумасбродного желания отправиться за лаптями в непроходимую пургу и метель. Он знает одно — душа желает, и здесь грешно рассуждать и спорить. Возникает вопрос — чья душа позвала его в дорогу: умирающего мальчика, безутешной матери, его самого или тех заблудившихся мужиков? Нелепая, и где-то даже глупая, казалось бы, смерть Нефеда становится значимой, и, можно сказать, необходимой жертвой. Она дала право на жизнь тем заблудившимся мужикам из соседской деревни, а быть может и ребенку.

Еще раз хочется напомнить, что называется этот рассказ, который написал Иван АлексеевичБунин, «Лапти». Краткое содержание, конечно, не может передать всю тонкость и глубину чувств главных героев, поэтому прочтение оригинала просто необходимо.

Рассказ «Лапти» И. А. Бунин написал летом 1924 года. Гуманистическая направленность этого произведения весьма очевидна. Краткое содержание рассказа «Лапти» Бунина делает акцент именно на человеческой душе, которая является высшей нравственной ценностью. Поступок Нефеда не считается подвигом, но какая мощная нравственная сила присутствует в его желании помочь умирающему ребенку!

Бунин, «Лапти»: краткое содержание

Уже пять дней хутор заметает непроглядная вьюга, кругом все белым-бело от снега. В одной из хат сумрачно, в бреду и жару лежит в своей постели больной ребенок и слезно умоляет свою мать дать ему красные лапти. Женщина в отчаянии плачет, ее муж в отъезде. На приезд врача в такое время надеяться ей не приходится.

Так трагически закручивает сюжет Бунин. «Лапти» краткое содержание свое продолжают тем, что вдруг в коридоре стукнула дверь, это пришел мужик Нефед, принес соломы для печки. Узнав о том, что ребенок бредит красными лаптями, он решается идти в ближайший поселок Новоселки, что за несколько верст, и купить в лавке лапти и фуксин, которым он покрасит их в красный цвет.

Спаситель

Лошадей он решил не брать, так как доехать никакой возможности не было. Он ушел и долго не возвращался. Все подумали, что он остался ночевать в поселке, от этого ночь показалась еще страшнее. Ребенок не прекращал просить у мамочки красные лапти, а она стояла на коленях и просила у Господа помощи и защиты.

На рассвете во дворе послышались голоса, затем в окно кто-то постучал. Это новосельские мужики привезли окоченелое мертвое тело Нефеда. Оказывается, они ехали из города, их повозка перевернулась, и они заблудились, совсем отчаявшись найти дорогу, они подумали, что пропадут. Но тут увидели из снега торчащие ноги в валенках. Разгребли и узнали Нефеда, и тогда поняли, что хутор уже недалеко.

Так закончил Бунин «Лапти». Краткое содержание произведения указывает на то, что потом за пазухой у него были обнаружены детские лапти и пузырек с фуксином.

Заключение

Анализируя тему «Бунин, «Лапти»: краткое содержание», необходимо отметить главное - сильную молитву матери ребенка к Богу. Поэтому простой мужик Нефед стал той искупительной жертвой, благодаря которой наверняка и вьюга закончилась, и ребенок выздоровел, и мужики заблудившиеся спаслись. А красный цвет лаптей стал символом очищения, любви, милосердия и самопожертвования, которые принес в мир Иисус Христос. Таким образом Нефед стал как бы олицетворением самого Спасителя.

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти».

Бунинские «Лапти», небольшое по объёму произведение, – рассказ в его классическом виде. В нём одна сюжетная линия: в отдаленном хуторе тяжело болен ребёнок, в бреду он жалобно просит красные лапти, за окном воет вьюга, и убитой горем матери кажется, что спасения её мальчику уже нет.

У рассказа "Лапти", как и большинства бунинских произведений, точная дата написания – 26 июня 1924 года. Бунин живёт за границей, но память снова и снова возвращает его в Россию. Герои его рассказов – простые русские люди, ставшие на чужбине для писателя ещё ближе. Один из таких героев - Нефёд из рассказа "Лапти".
Нефёд – имя греческого происхождения, в переводе на русский язык означает «в порядке идущий, целенаправленный, методичный». Именно таким, целеустремлённым, несгибаемым в стремлении помочь ближнему, предстаёт бунинский герой. В народе более употребительна другая форма этого имени – Мефодий. Обращает на себя внимание тот факт, что в рассказе имя есть только у Нефёда. Бунин тем самым подчёркивает центральное место этого персонажа в системе образов.
Рассказ написан в характерной для Бунина-писателя реалистической манере, но ощущаются отголоски символизма, наложившего свой отпечаток на всю литературу конца XIX – начала XX века. Главный символ рассказа – вьюга (в разных вариантах повторяется семь раз: непроглядной вьюгой; в такую страсть; в такой ужас; в белом, куда-то бешено несущемся степном море; в бездне снежного урагана и мрака; гул и грохот вьюги; в страшный снег ). Эпитеты, подобранные писателем, усиливают мрачность разыгравшейся непогоды, возникает ощущение обречённости. И только открытый финал вселяет надежду.

Размышляя над темой, идеей рассказа, нужно обратиться и к названию рассказа, «Лапти», и к образу главного героя. Бунин здесь обращается к одной из центральных тем своего творчества, теме гуманизма, человечности. Нефёд отправляется в путь, поскольку считает, что, если выполнить желание больного, он обязательно выздоровеет: «…душа желает. Надо добывать». Ег о не пугает разыгравшаяся непогода. Ему некогда размышлять, нужно выполнять желание больного ребёнка. Об этом говорят его обрывистые фразы, которые он бросает, вся его речь лишена какой-либо замысловатости, что ещё раз говорит о том, что перед нами простой мужик.

Главный герой замёрз, сбившись с пути, но его смерть спасла жизнь заблудившимся новосельским мужикам. Идея рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить желание тяжело больного мальчика. Бунин показывает, что никакая жертва во имя других не будет напрасной.

“Певец осени, грусти и дворянских гнезд” – так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же самого пи­сателя, он всю жизнь страдал от того, что не мог “вы­разить того, что хочется. Какая мука наше писатель­ское ремесло. А какая мука найти звук, мелодию рассказа, – звук, который определяет все последую­щее!” К. Г. Паустовский говорил, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освеще­ния, и тот, кто может уловить это соединение, – это счастливейший человек.

В небольшом по объему рассказе “Лапти” пред­ставлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромней­шего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связан­ные с повествованием незримой нитью.

Действие рассказа происходит вьюжной зимой. Бу­нин нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если прибегает к этому изобразительному средству, то добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: “. потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”. Автор стремится показать буйство природы: “. в бездне снежного урагана и мрака”, “потонули вместе с лошадью в страшный снег”. Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: “. в такую страсть”, “такой ужас”, “. ужасала одна мысль”. Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: “. плакала горь­кими слезами от страха и от своей беспомощности”.

Речь также является средством раскрытия характе­ров героев: “Господи, помоги! Господи, защити!”, “Бог с тобой. “, “А господь его знает!”. В полном бес­силии мать обращается к единственной надежде – Господу. А надежда приходит в ином образе. Обраща­ет на себя внимание тот факт, что все герои безымян­ны, а именем наделен только один персонаж – Нефед. Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: “Не по­легчало?”, “. не хитрое дело”, “Она мне будет в зад, пыль-то.” Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхожде­нии Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он от­правляется за шесть верст в лавку за лаптями и фук­сином, так как “душа желает”. А если выполнить за­ветное желание больного, он выздоровеет. Характер Нефеда, его устремленность и деловитость автор под­черкивает в портретной характеристике и в описании его действий: “Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло. И вдруг твердо: “Значит, надо добывать. “.

Буниным в рассказе используется прием предвос­хищения событий. Эпитет “зловещий стук” предска­зывает скорую развязку – Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это озна­чает, что ребенок умрет.

В данном произведении немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало – все рождает ощущение душево­го здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни приро­де. Нефед – “выходец из природы”, уходит он тоже в нее.

“Белый от снега” дом и “красные лапти”, “холод­ный” дом и “в жару. плакал ребенок” – антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной хо­лодности окружающего мира по отношению к больно­му ребенку.

Для Бунина деталь важна сама по себе, без привя­занности к сюжету. Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: “Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видения­ми. “.

Знаки препинания тоже играют определенную роль. Они создают грустно-напряженную тональ­ность. Многоточие в конце предложений в финале вы­ражает горькое недоумение и одновременно ра­дость – спасены! жилье рядом! “Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый чело­век.

Тем только и спаслись – поняли, что, значит. в двух шагах жилье. “

Мы понимаем, что Нефед спас не только новоселовских мужиков, но и мальчика. А Бунин подводит нас к мыслям о единстве человека и природы, и о том, что за смертью идет жизнь.

(4 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Пятый день вьюжило. В белом от снега и холодном большом доме стоял сумрак и было горе: тяжело болел ребенок. В...
  2. В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно...
  3. “Макар Чудра” - первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было...
  4. Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровожда­емая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем...

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти»

«Певец осени, грусти и дворянских гнезд» - так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же самого пи­сателя, он всю жизнь страдал от того, что не мог «вы­разить того, что хочется... Какая мука наше писатель­ское ремесло... А какая мука найти звук, мелодию рассказа, - звук, который определяет все последую­щее!» К. Г. Паустовский говорил, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освеще­ния, и тот, кто может уловить это соединение, - это счастливейший человек.

В небольшом по объему рассказе «Лапти» пред­ставлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромней­шего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связан­ные с повествованием незримой нитью.

Действие рассказа происходит вьюжной зимой. Бу­нин нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если прибегает к этому изобразительному средству, то добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: «.. потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Автор стремится показать буйство природы: «...в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в страшный снег». Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: «...в такую страсть», «такой ужас», «...ужасала одна мысль». Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: «...плакала горь­кими слезами от страха и от своей беспомощности». Речь также является средством раскрытия характе­ров героев: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой...», «А господь его знает!». В полном бес­силии мать обращается к единственной надежде - Господу. А надежда приходит в ином образе. Обраща­ет на себя внимание тот факт, что все герои безымян­ны, а именем наделен только один персонаж - Нефед. Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: «Не по­легчало?», «...не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то...» Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхожде­нии Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он от­правляется за шесть верст в лавку за лаптями и фук­сином, так как «душа желает». А если выполнить за­ветное желание больного, он выздоровеет. Характер Нефеда, его устремленность и деловитость автор под­черкивает в портретной характеристике и в описании его действий: «Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: «Значит, надо добывать...».

Буниным в рассказе используется прием предвос­хищения событий. Эпитет «зловещий стук» предска­зывает скорую развязку - Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это озна­чает, что ребенок умрет.

В данном произведении немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало - все рождает ощущение душево­го здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни приро­де. Нефед - «выходец из природы», уходит он тоже в нее.

«Белый от снега» дом и «красные лапти», «холод­ный» дом и «в жару... плакал ребенок» - антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной хо­лодности окружающего мира по отношению к больно­му ребенку.

Для Бунина деталь важна сама по себе, без привя­занности к сюжету. Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видения­ми...».

Знаки препинания тоже играют определенную роль. Они создают грустно-напряженную тональ­ность. Многоточие в конце предложений в финале вы­ражает горькое недоумение и одновременно ра­дость - спасены! жилье рядом! «Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый чело­век...

Тем только и спаслись - поняли, что, значит... в двух шагах жильё...»

Мы понимаем, что Нефед спас не только новоселовских мужиков, но и мальчика. А Бунин подводит нас к мыслям о единстве человека и природы, и о том, что за смертью идет жизнь.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта