Главная » Галлюциногенные » Высокомерное отношение. Высокомерие — это что: хорошо или плохо быть высокомерным человеком

Высокомерное отношение. Высокомерие — это что: хорошо или плохо быть высокомерным человеком

«Окоёмы Перемышля»

Аннотация

В своей «Истории государства Российского», во второй главе (повествование по Несторовской летописи) выдающийся русский писатель — державник, наставник, то есть духовный батюшка Пушкина Николай Михайлович Карамзин весьма внятно описал происхождение славянских племён.

«Многие славяне , — считал Карамзин, — единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Такой этнос исчез в древней России, но имя его сделалось общим именем ляхов, основателей государства польского ». «От сего же племени, — писал Карамзин, —были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилёвской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии. Оно и поныне принято так полагать. А соседями племени вятичей с восточной стороны от бассейнов рек Ока и Жиздра было племя искусных кривичей ».

На карте современной Российской Федерации территория Калужской области многолепестковой гвоздикой вшита в мозаику Центрального федерального округа между 54 и 55 градусами северной широты и 36-37 градусами восточной долготы. Около 4 процентов площади региона занимает территория Перемышльского края, расположенного на берегах Оки к югу от областного центра.

По карте современной Калужской губернии местоположение муниципального образования «Перемышльский район» — на востоке области. Восток и восторг — близкие по звуковому устройству слова в русском языке. Восход солнца на востоке неба дарит восторг земледельцу. Стало быть, восточный край земли самый красивый. Так и есть в земле Калужской: её Перемышльский край — восторженно-красивый!

Автором великолепной книги 1998 года про Перемышль — тихий районный город Калужской области — был Сергей Фёдорович Питиримов, человек активной скромности, мудрый, а потому чуждый всякой риторики и пиара лирический поэт. Он с искренней любовью рассказал о своих культурных земляках-предшественниках. Это лесной профессор Турский, драматург и переводчик Любимов, сын полицмейстера и образованнейший энциклопедист Бриллиантов.

В 2004 году я участвовал в выборах в Законодательное собрание Калужской области по Перемышльскому избирательному округу. В предвыборную пору в качестве агитационного материала был написал документальный очерк «Синеокая Ока — русские берега», изданный в 2004 году в виде агитброшюры типографией «Полиграфинформ». Книга «Окоёмы Перемышля» — исполнение «кандидатского» долга перед избирателями с берегов Оки.

В этом повествовании я постарался дополнить своего пребывающего с 2000 года в Вечности старшего товарища и друга по Калужской писательской организации С. Ф. Питиримова. Мой вклад — сведения о современном административном устройстве муниципального образования, рассказ о путешествиях Циолковского на велосипеде в село Корекозево, а также личные воспоминания о выдающихся лириках Оки — Сергее Питиримове, Анатолие Кухтинове, журналисте и поэте Алексее Золотине.

Глава 7. Ока культуры

Проездом в Перемышле

Месяц с правой стороны

Александр Пушкин оставил русскому народу не только гениальные стихи, но и замечательную прозу: драмы, повести и записки путешественника. В первой главе «Путешествия в Арзрум» он писал: «Из Москвы поехал я на Калугу, Белёв и Орёл, сделав таким образом 200 вёрст лишних, зато увидел Ермолова ».

Может быть, проезжая через перемышльские поля, поэт в который раз предавался грусти одиночества среди необозримых просторов, и в сердце его звучали стихи:

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Пребывание А. С. Пушкина в окрестностях Перемышля нигде не отмечено, однако миновать их в поездке 1829 года, он никак не мог, ведь путь его пролегал по старому калужско-козельскому тракту.

Проездом в Перемышле неоднократно бывали братья Киреевские, Иван Васильевич и Пётр Васильевич, Н. В. Гоголь, А. К. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет, А. Н. Апухтин, М. М. Пришвин, которые посещали Оптинский монастырь. Останавливался в Перемышле Л. Н. Толстой, совершая поездку в Шамордино и Оптино.

Память о тёплой земле

«Тёплой землей» назвал замечательный русский писатель И. С. Соколов-Микитов свою родину — Перемышльский край — и всегда с глубочайшей нежностью вспоминал о нём:

«Скромная природа тех мест, где я провёл первые годы моей сознательной жизни, не блистала пышной красотой. Здесь не было величественных гор и скал, окружённых облаками, эффектных, соблазнительных для художников, потрясающих панорам. Это был обычный русский простор: поля, леса, деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мохом, с тусклыми маленькими оконцами, из которых выглядывали бледные лица людей. Едешь, едешь, бывало, десятки вёрст, и как бы не изменяется, почти не движется окружающий вас пейзаж ».

«От матери, калужской потомственной крестьянки, я заимствовал любовь к слову, беспокойство характера, от отца — любовь к природе, лирический склад души.

Поездки с отцом, прогулки в лес, рыбная ловля в заросшем кувшинками тихом пруду, каждый заветный уголок которого мне и теперь памятен, рассказы и сказки отца оставили неизгладимое впечатление. Вместе с мечтами о путешествиях отец пробудил во мне страсть к охоте ».

«В судьбе, вкусах каждого человека огромное значение имеет его детство, среда, в которой он жил, воспитывался и вырастал. Слова, которые мы слышим от наших матерей, цвет впервые увиденного неба, убегающая вдаль дорога, заросший берег реки, кудрявая берёзка под окном родного дома навеки остаются в памяти нашей».

Долгую и трудную жизнь прожил Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Родился он 17 (29) мая 1892 года, а умер — 20 февраля 1975 года.

Дальние птицы

В августе 1950 года приехал в эти края поэт Булат Шалвович Окуджава. В Шамордино, в сельской школе он преподавал русский язык и литературу, много раз бывал в Перемышле и в окрестных сёлах. Впечатления о пребывании на берегах Оки нашли яркое отражение в первой книге поэта «Лирика», выпущенной Калужским книжным издательством в 1956 году.

Булат Шалвович рассказывает:

Памятны для тружеников района творческие встречи с прозаиком Владимиром Кобликовым, поэтами Валентином Ермаковым, Михаилом Кузькиным.

Ока-россиянка

Приехал хакас по национальности с берегов Енисея на берега Оки жить, служить и писать стихи. Последние годы жизни Михаил Кузькин-Воронецкий провёл в селе Андреевском, где многие часы во все времена года топтался по высокой береговой террасе, загипнотизированный подлунным видом долины Оки. Он всем сердцем полюбил этот край и воспел его.

Кузькин — замечательный мастер лирического описания природы Калужского края и пылких отношений к женщинам.

...Плывём в Тарусу по большой Оке,
И остаётся в стороне за нами
Калуга — чуть чужая вдалеке, —
Захлёстнутая жаркими лесами.

Излучина на солнце так остра,
А берег отступает так полого...
Среди дубов ползёт, как дым костра,
Извилистая узкая дорога.

... Речная даль светла и глубока.
И мир такой открытый нынче! Право,
Я никогда не думал, что Ока.
Бывает так полна и величава.

На берега гляжу из-под руки
И в оторопи думаю недолго:
Как ты жила б, Россия, без Оки —
С одною Волгой?

...Я помню, как к исходу лета в самом
разгаре дня, когда уж зной окреп,
За жёлтыми приокскими лесами
Открылась к небу сдвинутая степь.

Влекла меня дорога полевая...
На камень опустившись под сосной
Я долго там сидел, запоминая,
Как обтекал холмов изгибы зной.

...И видно, этот мир степной до слёз
мне дорог оттого, что стану скоро
зелёным вихрем солнечных берёз,
бегущих вдоль шоссе по косогору.

И вот, когда забыв про суету,
Гляжу на лес — он рядом ли, далёк ли, —
Как будто бы разглядываю облик,
В котором вечность скоро обрету.

И потому целую рыжий склон
Земли с дубами в солнечном сиянье,
Что сохранят для будущих времён
Загадку моего существованья.

Переводчик Любимов

Театральный городок

Перемышляне по праву гордятся своим замечательным земляком, выдающимся писателем и переводчиком художественной литературы Николаем Михайловичем Любимовым, книги которого украшают полки многих библиотек, воспитывают у читателей любовное отношение к русскому слову, укрепляют чувство преданности отчему краю, развивают тонкое художественное чутьё.

В семье Любимовых, проживавших в уездном городке Перемышле, существовала стойкая традиция — дарить ко дню рождения и на именины книги.

В биографической повести жизни Любимов рассказывает:

«Наш городок был издавна городком театральным. С 22 по тридцатый год зимой и летом силами сельских учителей, учащихся старших классов, приезжающих на каникулы студентов техникумов и вузов устраивались спектакли под руководством и с участием преподавательницы русского языка и литературы Софьи Иосифовны Мелыповой, впоследствии переехавшей в Москву и награждённой за свою педагогическую деятельность орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. И почти каждый спектакль этого содружества любителей становился событием в жизни городка; он встряхивал нас, обогащал, будил и мысль, и чувство, воспитывал художественный вкус. С началом спектакля обычно запаздывали. «Галёрка» топочет и орёт: «Время!» Но вот суфлер юркнул в свою будку, занавес пополз в обе стороны и на глазах у разом смолкших зрителей рождается искусство, далёкое от совершенства, но — подлинное, в которое нельзя было не верить, слитки которого я и сейчас достаю со дна моей памяти. Декорации менялись медленно, антракты безбожно затягивались, и, когда зрители на рассвете расходились по домам, хозяйки уже выгоняли в стадо коров. И потом несколько дней живёшь как во сне: внутренний слух отзвуками голосов, перед глазами — фигуры и лица. И на душе грустно: так ждал этого вечера, и вот он уже канул. Утешаешься тем, что пройдёт месяц — и снова тебя охватят необъяснимые, как всякое волшебство, святые чары Театра, под влиянием которых издревле неудержимо стремилось подпасть человечество.

Уже репертуар этой постоянно действующей группы даёт представление об её литературной культуре и дерзании. Вот некоторый список поставленных пьес: «Ревизор» и «Женитьба», «Свои люди — сочтёмся!», «Бедность не порок», «Доходное место», «Лес», «Таланты и поклонникн», «Светит да не греет», «Царь Фёдор Иоанович», «Свадьба Кречинского».

Софья Иосифовна играла преимущественно бытовые роли, обнаруживая цепкую наблюдательность и чувство юмора. Лучшая её роль — старая ведьма Евдокия Антоновна в «Днях нашей жизни». Ах, как она была страшна!.. Особенно в третьем действии, когда уговаривая родную дочь продаться фон-Ренкену, она на неё кричала:

— Потаскушка! Дрянь!.. Кто тебя такую купит? Таких, как ты, на бульваре сотнями шатаются! »

«Вкус в области театра мне поставили ещё в детстве в Перемышле », — вспоминал Н. М. Любимов.

Телефонная связь с будущим

Когда в 1923 году в районном центре провели телефонную связь в советские учреждения, маленький поклонник театра стал забираться в кабинет отца одного из своих друзей, где разыгрывал «разговор с Качаловым», восхищался его талантом, изъяснялся в любви к знаменитому артисту.

Из московского студента талантливый провинциал вырос в столичного деятеля культуры и искусства, театрального критика. Переводчика иностранной классической литературы. В творческой практике Любимов поддеживал тесную связь с теми самыми мастерами сцены, с которыми в детские годы в Перемышле вёл воображаемые дискуссии по телефону.

На страницах своей книги воспоминаний «Былое лето» Н. М. Любимов дал поразительно меткие характеристики актёров и их творчества. Так например, Леонидов своим взглядом «пронизывает публику насквозь», Книппер-Чехова являла собой «образец внутреннего внешнего изящества», Тарханов поражал «идеальным постижением сценического искусства», Пашенная — «предельной выразительностью», Массалитинова — «мастерством перевоплощения», Москвин — «разрушением традиционности».

Высокую оценку творчества переводчика Любимова сделал знаменитый писатель Вениамин Каверин: «Любимов переводит так, что за книгой видна его личность. Нужно быть немного сродни самому Рабле, чтобы за книгой мы увидели автора, его смех и горечь, его душевный размах, его иронию, его веру в человека ».

Мудрец из Корекозева

Крестьянский интеллигент

Спроси любого жителя Корекозева: «Чем знаменито ваше село?» Ответы будут разные. Например:

— Оно самое длинное в Калужской области — пять километров.

— Здесь появились первые послевоенные орденоносцы, а председатель колхоза Прудников был Героем Социалистического Труда.

— Лютиковым монастырём — по преданию, древнейшим в наших местах.

— Первой в области гидроэлектростанцией.

— Это единственное в России село, откуда родом три члена Союза писателей СССР.

— А для меня Корекозево знаменито ещё и тем, — вспоминает один из них, известный калужский журналист и поэт Алексей Петрович Золотин, — что здесь жил замечательный старик, мудрец, истинный сельский философ Фёдор Кузьмич Питиримов. В ноябре 1964 года, газета «Знамя» под рубрикой «Встречи с интересными людьми» напечатала о нём мою статью «Вечер у Фёдора Кузьмича». Так я тогда представлял его читателям:

«Давно собирался написать о Фёдоре Кузьмиче Питиримове, этом „очень правильном человеке“, по выражению односельчан, коммунисте, председателе Корекозевского сельского Совета. Он один из организаторов колхоза «Первое мая», восемь лет стоял у его руля, а когда хозяйство укрупнилось и председателем избрали Григория Николаевича Прудникова, Фёдор Кузьмич честно и добросовестно работал рядовым. Последние три года он председательствует в сельском Совете ».

В статье описан один вечер, проведённый с Федором Кузьмичом. Потом было ещё несколько — и все памятны. Попытаюсь вспомнить и передать некоторые фрагменты бесед с этим удивительным человеком. Как и все скромные люди, он наотрез отказывался рассказывать о себе: «Ничего особенного у меня нет. Зря это вы задумали... » Об односельчанах — пожалуйста.

Истории от Фёдора Кузьмича

Память Питиримова-старшего сберегла массу историй.

Вот Стрекозий Никита Никитич. Он постарше меня, а работает — от иных молодых не отстаёт. С первых дней колхоза — куда ни пошлют. Ни наград не требует, ни постов. И удивительной честности человек. Идет дорогой, заметит доску или там верёвку какую — не поленится, обязательно отнесёт — на пилораму ли, на конюшню ли... И вообще очень интересный старик.

Или ещё рассказ Фёдора Кузьмича об односельчанине Владимире Ивановиче Никонове:

Тоже очень-очень оригинальный дед. Я восхищался его трудолюбием. После войны он в основном на переправе работал. Вот, помнится, иду как-то утром рано, часа в четыре, заречные поля решил посмотреть. Не ожидал его встретить на пароме в такой час, думал, дома отсыпается. Заглянул в паромную будку — и вправду нет никого. Смотрю, а он у лодки копошится, мастерит что-то. Разговорились.

А у меня, братец мой , — поделился новостью Владимир Иванович, — лоси есть .

Какие лоси ?

А такие. Каждый вечер, чуть смеркнется, выйдут из лесу и вот в этом месте переплывают за реку. Там и пасутся. Ночью им хорошо там, вольготно. А утром — опять в лес. Только что перед твоим приходом переплыли... Я о них никому не говорю: спугнут, а они ко мне уже привыкли...

Какое же качество вы больше всего цените в человеке ? — как-то спросил я у Фёдора Кузьмича.

Э, тут вы меня на философию подбиваете. Каждый человек — это страница большой книги — истории, и все они по-своему интересны. Как говорили древние римляне, суум куикве — каждому своё!.. Короче, человек должен сеять добро, сеять «разумное, доброе, вечное». Для меня важно, что человек даёт людям, по этому я сужу, насколько он полезен. И, наконец, честность. Вот что больше всего я ценю в человеке...

Нередко у нас заходил разговор о поэзии , — продолжал свой рассказ Алексей Золотин, — и каждый раз у меня терялось ощущение чего-то привычного, будничного: будто перед тобой не престарелый колхозник, окончивший пять классов старой сельской школы, а специалист-филолог. Фёдор Кузьмич не просто цитировал Пушкина и Лермонтова, Байрона и Гейне, Горация и Вергилия — он свободно подкреплял их словами свои мысли, взгляды на поэзию и литературу в целом. Так что не случайно, а по закону преемственности один из сыновей Федора Кузьмича, а всего у него было пятеро детей, — Сергей Питиримов, стал известным русским поэтом, членом Союза писателей СССР. Но известным Сергей Фёдорович стал на склоне лет, а в юные годы он мечтал о геологии и только пробовал себя в поэзии. Надо сказать, не без одобрения своего авторитетного батюшки.

Ещё один разговор с Фёдором Кузьмичём запомнился товарищу его сына и поэтическому сверстнику Золотину. С улыбкой светлого умиления Алексей Петрович, тоже популярный далеко за пределами родного Перемышльского края литератор, вспоминает Питиримова-старшего, его стариковские байки.

Как-то попалась мне под руку книжонка , — делился Фёдор Кузьмич. — Написана она была в семнадцатом году, ещё до революции. Рассматривались в ней очень важные проблемы — как вывести Россию из разрухи. Автор — не помню его фамилию — предлагал развивать экономику на востоке страны. Вроде бы всё верно. Но как он предлагал это делать? Прибегнуть к помощи иностранных монополий. Что осталось бы тогда от России? Проглотили бы её хищники. Вот ведь какая штука — вроде бы человек за интересы Родины пёкся, ан нет. Любить Родину — это не то, что говорить об этой любви...

Словно бы сегодня проходил этот разговор, — вспоминал Золотин, — настолько он актуален. Нынче вновь идут споры — как поднимать экономику страны: с помощью иностранных монополий или самостоятельно? Побеждает, кажется, первая точка зрения. Но и нелишним, думается, звучит предупреждение Фёдора Кузьмича Питиримова: не проглотили бы Россию хищники...

Что такое высокомерие?

Что такое высокомерие и почему гордость ставит преграды между людьми? Как Бог поступает с высокомерными людьми и как Библейские примеры учат проявлять смирение?

Цена гордости насколько высока?

Приходилось ли тебе когда-нибудь общаться с человеком, который сознательно пытался тебя унизить? Возможно, кто-то - начальник, администратор, ответственный работник или даже родственник - смотрел на тебя свысока и проявлял к тебе явное пренебрежение.

Какие чувства ты испытывал к этому человеку? Приятно ли тебе было иметь с ним дело? Конечно, нет! Почему? Потому что гордость ставит преграды между людьми и разобщает их.

Тот, кем движет гордость, постоянно старается принизить других, таким образом пытаясь показать собственное превосходство. Такой человек редко отзовётся о ком-то с похвалой. Он непременно добавит какое-нибудь критическое замечание, например: «Всё бы хорошо, если бы только не такая-то твоя слабость или такой-то недостаток».

В книге «Золотые мысли, облечённые в серебряные слова» («Thoughts of Gold in Words of Silver») говорится, что гордость - «всепоглощающий порок. Она пагубно влияет на человека, постепенно вытесняя его привлекательные качества».

Стоит ли удивляться тому, что рядом с гордым человеком чувствуешь себя неуютно? Ценой гордости нередко становится отсутствие настоящих друзей.

«Смиренного же человека любят окружающие - если его смирение искреннее, а не притворное», - отмечается в той же книге. Эти мысли созвучны тому, что говорит Библия: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притчи 29:23).

Хотя гордость отражается на дружеских отношениях и на уважении со стороны окружающих, намного важнее другое: как она влияет на взаимоотношения
человека с Богом. Как Бог относится к гордым, высокомерным и самонадеянным? Горд человек или смирен - важно ли это для Бога?

Урок смирения

Составитель книги Притчей писал под вдохновением Бога: «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. Лучше смиряться духом с
кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притчи 16:18, 19).

Случай, произошедший с сирийским военачальником Нееманом, который жил во времена израильского пророка Елисея, подтверждает мудрость этих слов.

Нееман страдал проказой. В поисках исцеления он отправился в Самарию, надеясь, что там его примет сам Елисей. Однако, вопреки ожиданиям Неемана,
пророк послал к нему своего слугу, передав через него, чтобы Нееман семь раз омылся в реке Иордан. Нееман был оскорблён таким советом и отношением к себе.

Неужели пророк не мог сам выйти и поговорить с ним, вместо того чтобы посылать слугу? Разве сирийские реки уступают Иордану? Гордость Неемана была уязвлена. Как же он поступил? К счастью, мудрый совет помог ему побороть гордость. «Пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился» (4 Царств 5:14).

Цена высокомерия

Проявляя гордость, мы не просто упускаем что-то полезное и нужное - цена её бывает намного выше. Есть ещё одна разновидность гордости, которая на
греческом языке передаётся словом и́врис.

Согласно словам специалиста по греческому языку Уильяма Баркли, слово «и́врис означает сочетание гордости, высокомерия и презрения с жестокостью; это качество побуждает человека унижать других».

В Библии мы можем найти яркий пример такой гордости. Её проявил Аннон, царь аммонитский. В труде «Понимание Писания» говорится следующее:

«Давид, помня о доброте, которую проявил к нему Наас, послал своих слуг утешить Аннона в его скорби по умершему отцу. Но князья убедили Аннона, что со стороны Давида это не что иное, как уловка с целью разведать город; и Аннон надругался над слугами Давида, обрив им половину бороды, обрезав
наполовину, до бёдер, их одежды, и после этого отослал назад».

По словам Баркли, «подобное обращение - яркое проявление и́врис. Это было и оскорблением, и надругательством, и публичным унижением» (2 Царств 10:1-5).

Да, гордый человек склонен быть высокомерным, унижать других. Ему доставляет удовольствие бессердечно и жестоко обижать кого-то и злорадствовать, видя, как тот человек страдает от неловкости и унижения.

Но если ты унижаешь кого-то или лишаешь его чувства собственного достоинства, это приносит двойной вред. Ты, скорее всего, не только теряешь друга, но и приобретаешь врага.

Разве допустимо истинному христианину проявлять подобного рода гордость, уязвляющую других, если его Учитель велел:
(Матфея 7:12; 22:39).

Это полностью противоречит всему тому, чему учат Бог и Иисус Христос. По этому поводу Баркли заметил: «И́врис - это такой вид гордости, который
побуждает человека ни во что не ставить Бога». Именно такая непомерная гордость говорит: «Нет Бога» (Псалом 13:1).

А в Псалме 9:25 написано: «В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: „не взыщет“; во всех помыслах его: „нет Бога!“» Подобная гордость, или высокомерие, отделяет человека не только от друзей и родных, но и от Бога. Поистине высокая цена!

Не поддавайся губительному влиянию гордости

Гордость многолика: она может возникнуть из-за национализма, расизма, классовых и кастовых различий; предметом гордости может стать образование,
материальное благополучие, авторитет или власть. Так или иначе, гордость легко может завладеть тобой и испортить твой характер.

Многие производят впечатление смиренных людей, пока имеют дело с равными или с теми, кто занимает более высокое положение. Но что происходит, когда такой, казалось бы смиренный, человек получает власть?

Неожиданно он превращается в деспота, отравляющего жизнь тем, кто, как он полагает, стоит ниже его!

Такое может произойти, когда кто-то надевает форменную одежду или носит знаки, свидетельствующие о полномочиях, которыми он наделён.

Даже служащие государственных учреждений могут проявлять высокомерие по отношению к тем, кто к ним обращается, считая, что люди должны служить им, а
не наоборот. Гордость может сделать нас суровыми и чёрствыми, а смирение - добрыми.

Иисус мог бы быть гордым и суровым со своими учениками. Ведь ему, совершенному человеку, Сыну Бога, приходилось иметь дело с несовершенными
людьми, импульсивными и нетерпеливыми. Но с каким призывом он обратился к тем, кто его слушал?

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Матфея 11:28-30).

Стараемся ли мы всегда следовать ? Или бываем суровыми, непреклонными, деспотичными, строгими, гордыми? Стремись, подобно Иисусу,
поддерживать других, а не вызвать у них чувство подавленности. Не поддавайся губительному влиянию гордости.

Можно ли из всего сказанного заключить, что любая гордость предосудительна?

Чувство собственного достоинства и самомнение

Гордость также определяется как «чувство собственного достоинства, самоуважения» («Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А.
Кузнецова).

Иметь чувство собственного достоинства - значит уважать самого себя, то есть считаться с мнением окружающих, а также заботиться о своём внешнем виде и о репутации. Справедливы слова пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Если ты предпочитаешь общаться с теми, кто неопрятен, ленив, груб, допускает сквернословие, то станешь похожим на них. Их отношение к жизни скажется на тебе, и, как и тем людям, тебе будет недоставать чувства собственного достоинства.

Конечно, есть и другая крайность - гордость, которая порождает самомнение и тщеславие. Книжники и фарисеи времён Иисуса гордились своими традициями и показным благочестием.

Иисус говорил о них: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих чтобы
казаться более набожными; также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди
звали их: учитель! учитель!» (Матфея 23:5-7).

Гордость в разумных пределах вполне приемлема. Но важно помнить: Иегова Бог видит не только то, каким человек старается казаться, но и его сердце
(1 Царств 16:7; Иеремия 17:10).

Быть праведным в собственных глазах не значит быть праведным с точки зрения Бога. Поэтому встаёт вопрос: как мы можем развивать истинное смирение и избегать гордости, цена которой так велика?

Размышление над Библейскими примерами поможет каждому проанализировать самого себя.

Не позволяй сердцу возгордиться

«Бог высокомерным противится» (Иакова 4:6).

Бывало ли, что из-за какого-то события твоё сердце переполнялось гордостью? Многим из нас знакомо это приятное чувство. Временами испытывать гордость вполне нормально. Например, когда родители читают грамоту, в которой сказано, что их дочь отличается хорошим поведением и прилежно учится, их лица просто светятся: так они радуются её успехам.

Апостол Павел и другие братья гордились новым собранием, которое они помогли основать и которое проявляло стойкость в преследованиях
(1 Фессалоникийцам 1:1, 6; 2:19, 20; 2 Фессалоникийцам 1:1, 4).

Эти примеры показывают, что гордость может быть вызвана радостью в связи с каким-то событием или приобретением. Однако чаще причиной гордости бывает чрезмерное самолюбие, чувство превосходства из-за способностей, внешности, богатства или положения в обществе.

Это проявляется в высокомерном поведении и заносчивости. Такой гордости нам, как христианам, конечно, нужно остерегаться. Почему? - её мы унаследовали от нашего прародителя Адама (Бытие 8:21).

Вследствие этого в нашем сердце может легко развиться неуместная гордость. Например, христиане не должны допускать, чтобы они стали гордиться своей национальностью, благосостоянием, образованием, способностями или какими-то достижениями. Такого рода гордость неправильна и неугодна Иегове Богу(Иеремия 9:23; Деяния 10:34, 35; 1 Коринфянам 4:7; Галатам 5:26; 6:3, 4).

Есть ещё одна причина остерегаться неуместной гордости. Если позволить ей зародиться в нашем сердце, она может перерасти в совершенно неприемлемую гордость - высокомерие. Что это такое?

Высокомерный человек испытывает чувство превосходства и пренебрежительно относится к тем, кого считает ниже себя (Луки 18:9; Иоанна 7:47-49).

Иисус упомянул высокомерие наряду с другими пороками, исходящими «из сердца» и «оскверняющими человека» (Марка 7:20-23). Христиане, конечно,
не хотят допустить, чтобы в их сердце развилось высокомерие.

Избегать высокомерия тебе поможет размышление над библейскими примерами людей, проявлявших это качество. Так ты сможешь быстрее обнаружить
неуместное чувство гордости, которое, возможно, в тебе есть или могло бы развиться со временем. Это поможет тебе прогонять мысли и чувства,
порождающие в сердце высокомерие.

Как следствие, ты не пострадаешь, когда Бог будет действовать в согласии со своими словами: «Я выведу из тебя всех, кто горд и высокомерен, и не будешь больше превозноситься… на Моей святой горе» (Софония 3:11, Смысловой перевод).

Как Бог поступает с высокомерными?

Отношение Бога к высокомерию можно также увидеть из того, как он поступал с могущественными правителями, каким был, например, фараон. Вне сомнения, фараон имел высокомерное сердце. Он считал себя богом, достойным поклонения, и потому с пренебрежением относился к своим рабам, израильтянам.

«Кто такой Иегова, чтобы я послушался гласа Его и отпустил Израиля?» - надменно говорил фараон (Исход 5:1, 2, ПАМ).

После шестой казни Иегова Бог повелел Моисею обратиться к египетскому правителю с такими словами: «Ты всё ещё превозносишься над Моим народом,
не хочешь его отпустить?» (Исход 9:17, Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского).

Затем Моисей объявил о седьмой казни - о граде, опустошившем землю. Даже когда израильтян после десятой казни отпустили, фараон передумал и бросился в погоню. В конце концов фараон и его армия оказались в ловушке.

Представь, что они, должно быть, чувствовали, когда волны Красного моря сомкнулись над ними! К чему привело высокомерие фараона? В его отборном
войске говорили: «Побежим от Израильтян, потому что Иегова сражается за них против Египтян» (Исход 14:25, ПАМ).

Иегова Бог унизил и других надменных правителей. Одним из них был ассирийский царь Сеннахирим (Исаия 36:1-4, 20; 37:36-38). В своё время
Ассирия была завоёвана вавилонянами, но два высокомерных вавилонских царя были унижены тоже.

В Библии описывается пир, который устроил царь Валтасар. Он и его гости пили вино из сосудов, взятых из храма Иеговы, и славили вавилонских богов.

Вдруг из ниоткуда появилась кисть руки и стала что-то писать на стене. Пророк Даниил, которого попросили растолковать загадочную надпись, напомнил
Валтасару:

«Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство… Но когда сердце его надмилось… он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей, и ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал всё это» (Даниил 5:3, 18, 20, 22). В ту же самую ночь мидо-персидская армия захватила Вавилон и Валтасар был убит (Даниил 5:30, 31).

А вот примеры других высокомерных людей, которые с презрением относились к народу Иеговы Бога. Это филистимский великан Голиаф, первый князь при персидском дворе Аман и правивший в Иудее царь Ирод Агриппа. За своё высокомерие они были наказаны Богом: все трое умерли унизительной
смертью (1 Царств 17:42-51; Есфирь 3:5, 6; 7:10; Деяния 12:1-3, 21-23).

То, как Иегова Бог поступил с этими надменными людьми, подтверждает библейская истина: «Погибели предшествует гордость, и падению -надменность» (Притчи 16:18).

Нет никаких сомнений, что «Бог высокомерным противится» (Иакова 4:6).

В отличие от высокомерных правителей Египта, Ассирии и Вавилона, царь Тира одно время поддерживал хорошие отношения с народом Бога. Во время правления Давида и Соломона он даже давал умелых работников и материал для постройки царского дома и Божьего храма (2 Царств 5:11; 2 Паралипоменон 2:11-16).

Печально, но спустя какое-то время жители Тира обратились против народа Иеговы. Почему такое произошло? (Псалом 82:4-8; Иоиль 3:4-6; Амос 1:9, 10).

Возгордилось сердце твоё

Иегова Бог повелел пророку Иезекиилю разоблачить династию тирских царей и объявить им приговор. В обращении, адресованном «царю Тирскому» , есть слова, относящиеся и к тирской династии, и к тому, кто был самым первым предателем,- к Сатане, который «не устоял в истине» (Иезекииль 28:12; Иоанна 8:44).

Когда-то Сатана был одним из верных Богу духовных созданий - небесных сыновей Иеговы. Через Иезекииля Иегова Бог дал понять, что было главной
причиной отступничества и тирской династии, и Сатаны.

В Библии мы читаем: «Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять… Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя… херувим осеняющий… От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иезекииль 28:13-17).

Да, тирские цари, исполненные высокомерия, в обращении с народом Иеговы стали творить неправду. Тир - центр торговли - чрезвычайно разбогател и
прославился своими великолепными товарами (Исаия 23:8, 9). Цари Тира возомнили о себе слишком много и начали притеснять народ Бога.

Подобным образом, у духовного создания, ставшего Сатаной, была мудрость, необходимая для выполнения любого задания от Бога. Но вместо того чтобы
быть благодарным Богу, этот ангел «возгордился» и начал презирать его образ правления (1 Тимофею 3:6). Он так много о себе возомнил, что им овладело желание того, чтобы Адам и Ева поклонялись ему. (Иакова 1:14, 15).

Сатана соблазнил Еву съесть плод с дерева - единственного, плоды с которого Бог не разрешил есть. Затем через Еву Сатана добился того, что запретный плод съел Адам (Бытие 3:1-6). Так первая человеческая пара отвергла право Бога быть их правителем: в сущности они стали поклоняться Сатане.

Его высокомерие не знает границ. Он всегда пытался добиться того, чтобы все разумные создания на небе и на земле, включая Иисуса Христа, поклонялись ему, отвергнув тем самым владычество Иеговы Бога (Матфея 4:8-10; Откровение 12:3, 4, 9).

Итак, мы видим, что высокомерие - от Сатаны, оно - основная причина греха, страданий и морального разложения в сегодняшнем мире. Являясь «богом
этой системы вещей» , Сатана продолжает создавать все условия для развития у людей неуместной гордости и высокомерия (2 Коринфянам 4:4).

У него осталось мало времени, и он знает это. Он ведёт войну против истинных христиан с той целью, чтобы они отвернулись от Бога, стали самолюбивыми, самонадеянными и высокомерными. В Библии было предсказано, что такие эгоистичные черты будут отличать людей в эти (2 Тимофею 3:1, 2; Откровение 12:12, 17).

Иисус Христос смело говорил о пагубных последствиях высокомерия, впервые проявленные Сатаной. По крайней мере три раза в присутствии самодовольных противников он высказал принцип, согласно которому Иегова Бог поступает с людьми: «Всякий возвышающий себя будет смирён, а смиряющий себя будет возвышен» (Луки 14:11; 18:14; Матфея 23:12).

Храните своё сердце от высокомерия

Вы, наверное, заметили, что выше говорилось о том, как высокомерие проявляли видные люди. Означает ли это, что обычные люди высокомерию не подвержены? Конечно, не означает.

Рассмотрим, что произошло в семье Авраама. У этого патриарха не было наследника, а его жена, Сарра, уже вышла из детородного возраста. В то время
было обычным, когда мужчина в такой ситуации брал ещё одну жену, чтобы иметь от неё детей. Бог допускал такие браки, поскольку тогда ещё не пришло
время утвердить первоначальную норму в отношении браков между истинными служителями Бога (Матфея 19:3-9).

По просьбе своей жены Авраам согласился произвести наследника от её служанки, египтянки Агари. Агарь, вторая жена Авраама, забеременела. Она,
безусловно, удостоилась чести, и ей следовало быть благодарной за это. Вместо того она позволила, чтобы её сердце стало высокомерным.

В Библии сказано: «Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою».

Это привело к раздорам в семье Авраама, и в конце концов Агарь убежала от Сарры. Но эта проблема была разрешима. Ангел Бога сказал Агари: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей» (Бытие 16:4, 9). Агарь, судя по всему, так и поступила. Смирившись, она изменила своё отношение к Сарре и стала прародительницей множества.

Как видно из случая с Агарью, высокомерие может быть следствием того, что обстоятельства меняются к лучшему. Урок очевиден: даже христианин,
служивший Богу с чистым сердцем, разбогатев или получив власть, может стать высокомерным. Этому может поспособствовать то, что другие хвалят его за
успехи, ум или таланты.

Да, христианину нужно следить за тем, чтобы в его сердце не поселилось высокомерие. Это особенно важно, если он в чём-то преуспел или его наделили большей ответственностью.

Наиболее веская причина остерегаться высокомерия - это отношение Бога к этой черте. В его Слове сказано: «Гордость очей и надменность сердца,
отличающие нечестивых,- грех» (Притчи 21:4).

Интересно, что в Библии содержится особое предостережение для христиан, «богатых в нынешней системе вещей »: «не надмеваться умом» , то есть не
быть высокомерными (1 Тимофею 6:17; Второзаконие 8:11-17).

А не богатым христианам нужно остерегаться того, чтобы их глаз стал завистливым; им следует помнить, что высокомерие может развиться у любого - и у богатого, и у бедного (Марка 7:21-23; Иакова 4:5).

Как и другие порочные черты, высокомерие может разрушить хорошие отношения с Иеговой. Взять к примеру первую половину правления царя Озии:
«Делал он угодное в очах Господних… и прибегал он к Богу… и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог» (2 Паралипоменон 26:4, 5).

К сожалению, так было не всегда, потому что «возгордилось сердце его на погибель его». Возомнив о себе слишком много, он вошёл в храм, чтобы
воскурить фимиам. Когда священники попытались воспрепятствовать его самонадеянным действиям, «разгневался Озия» . Это закончилось тем, что Иегова Бог поразил его проказой, и он умер, лишённый Божьей благосклонности (2 Паралипоменон 26:16-21).

Сравните это с примером царя Езекии. Однажды он чуть было не потерпел крах, из-за того что «возгордилось сердце его» . К счастью, «смирился Езекия в гордости сердца своего» и вновь обрёл благосклонность Бога (2 Паралипоменон 32:25, 26).

Заметьте, что избавиться от высокомерия Езекии помогло смирение. Да,смирение - это противоположность высокомерия.

Давайте же будем помнить, к чему приводит высокомерие. Поскольку Бог «высокомерным противится» , давайте решительно настроимся противостоять
неуместной гордости.

Если мы стараемся быть смиренными, мы можем надеяться пережить великий , когда с земли будут удалены надменные и не останется никаких
последствий высокомерия.

Тогда «унижена будет гордость человеческая, и поникнет надменность людей; и возвеличен будет один только Господь в тот день» (Исаия 2:17, Тх).

Смотрите полезное видео

Что такое высокомерие? Странно, что некоторые люди задаются вопросом: высокомерие - это хорошо или плохо? Достаточно обратиться к любому словарю, например, Ожегова, Ушакова, Ефремовой, чтобы получить внятный и однозначный ответ. Данное понятие несет исключительно отрицательный смысл.

А как же иначе, если значение этого слова - пренебрежительное и надменное отношение к другим, кичливость, горделивость, спесь, чувство завышенной значимости и превосходства над другими?

Как проявляется это качество

О том, что у человека не все в порядке с адекватным восприятия себя в социуме, могут служить такие признаки высокомерия как:

  • Эгоизм и безразличие к желаниям и проблемам близких,
  • Заносчивость,
  • Неприветливость (редко здоровается первым),
  • Бестактность,
  • Тайное ожидание похвалы от окружающих,
  • Настойчивое стремление к карьерному росту, желание быть на руководящей позиции,
  • Отказ от принятия факта, что все имеют право на собственное мнение,
  • Взгляд свысока,
  • Поддерживание дистанции с другими,
  • Хвастовство,
  • Стремление поучать и «наставлять на путь истинный» окружающих,
  • Назначение себя экспертом и профи в одной или нескольких сферах жизни,
  • Стремление казаться идеальным во всем: карьере, финансах, семейном благополучии, внешнем облике,
  • Неумение уступить, покориться, согласиться, признать чью-то правоту,
  • Повышение своей значимости за счет унижения окружающих,
  • Сравнивание своих личностных качеств с качествами людей из близкого окружения (подруг, родственников, коллег),
  • Отказ принимать критику в свой адрес, (Узнайте, что делать, если подруга постоянно критикует ).

Надменность или уверенность в себе?

Некоторые заблуждаются, думая, что высокомерие - это синоним слова «уверенность». Но это не так. Уверенного в себе человека отличает доброжелательность и открытость. Он может быть экспертом в чем-то, но не станет кичиться своими способностями, всегда поможет, расскажет, покажет, поделится знаниями и умениями, когда об этом попросят. Он не делает замечаний и не учит без надобности всех подряд жизни. Но в случаях обращения за советом тактично и мягко укажет на недостатки и недочеты, которые нужно исправить для достижения лучших результатов.

Все выше сказанное ни в коей мере нельзя отнести к характеристикам высокомерного человека. Чаще всего он мнит о себе гораздо больше, нежели представляет в действительности, не имея на то оснований. И не важно, как это происходит: осознанно или подсознательно. В любом случае, такое поведение помогает «задавале» скрыть свою малоценность, некомпетентность, неуверенность в собственных силах и другие подобные комплексы.

Бывает, человеку реально есть чем хвастаться и гордиться: стремительный карьерный рост, достижение успеха и известности в определенных кругах, пробивание «из грязи в князи» без чьей-либо помощи. Это, безусловно, достойно уважения. Однако, если при этом он начинает кичиться своими достижениями, оттачивая высокомерный взгляд на менее успешных людях, значимость достигнутого успеха моментально обесценивается.

Причины высокомерия

Как бы банально и примитивно это не звучало, причины высокомерного поведения не возникают внезапно, а формируются на протяжении определенного времени. Чаще всего предпосылки зарождаются именно в детстве, причем по вине родителей.

Здесь можно выделить две кардинально противоположных модели поведения родителей, которые ведут к одному и тому же результату:

  1. Чрезмерная критика, строгость, непроявление любви и поддержки. Когда ребенок растет в эмоционально холодной среде, в нем не развиваются навыки правильной коммуникации, он не знает, как выражать чувства и как получать их взамен, не умеет общаться со сверстниками, не имеет друзей. А ведь хочется, чтобы любили, ценили, восхищались, уважали… Вот и приходится, повзрослев, «выпендриваться», чтобы обратить на себя внимание, не быть изгоем и доказать всему миру свою значимость. До поры до времени чувство превосходства может скрываться под маской скромности. Но рано или поздно, когда человеку надоедает притворяться хорошим, оно вырывается наружу и расцветает во всю силу.
  2. Беспочвенная похвала, незаслуженные награды, балование дорогими подарками, потакание капризам. Если ребенок незаслуженно получает все, что хочет, постоянно слышит: «Ты самый лучший, самый красивый!», он привыкает быть «звездой» в семье и ждет такого же отношения к себе и вне семьи. Но посторонние люди, учителя, товарищи, как правило, не видят в такой «звезде» чего-то сверхнезаурядного. И когда у ребенка регулярно возникают проблемы в общении со сверстниками, родители должны объяснять, в чем его ошибки, обучая коммуникации и взаимодействию. Вместо этого чадо слышит: «Ну и не дружи с ними! Ты самый лучший, а они такие-сякие и просто завидуют!» Ну и кто вырастет в результате такого воспитания, как вы думаете?

Что касается взрослой жизни, причиной возникновения горделивости и чванства в этот период может стать неумение работать со своими недостатками и комплексами. В какой-то момент человек, чувствуя себя морально слабой, неуверенной, зажатой и стеснительной особой, начинает работать над самооценкой, пытаясь поднять ее как можно выше. При этом так увлекается игрой, что не замечает, как переходит грань, за которой становится надменным, спесивым и высокомерным гордецом.

Иногда близкие неосознанно сами помогают адекватному человеку стать неадекватным. Когда у подруги, коллеги, родственника появляются какие-то проблемы в определенной области, близкие начинают усиленно оказывать бедняге моральную поддержку. И вместо того, чтобы тактично указывать на ошибки, причины, которые привели к данным неприятностям, они начинают незаслуженно хвалить и восхищаться: «Ты молодец! Супер! Не переживай, все у тебя получается, все делаешь правильно, никого не слушай!»

На кого-то такая поддержка влияет положительно: он берет себя в руки и крепчает духом. А вот тот, в ком дремали задатки высокомерного непризнанного гения, вдруг расправляет плечи и начинает мнить себя героем, не имея на то никаких оснований. (Хотя восхищаться-то и нечем, и в некоторых случаях окружающим нужно не лебезить и лицемерить, а говорить неприятную правду прямо в глаза.)

Например, успешный коллега помогает менее успешному освоить детали рабочего процесса. Это сложно, и у второго не получается выполнять работу качественно. Первый его подбадривает, указывает на те моменты, которые стали получаться лучше. И с каждой такой похвалой самомнение человека все больше и больше раздувается: «Да я реально крут! Я профессионал!». Ему еще учиться и учиться, но куда там! Ведь самооценка уже зашкаливает, и на помощь того самого коллеги он уже реагирует не с благодарностью, а с надменностью и укором: «Да что ты понимаешь в этом, я сам все знаю! Иди других поучи!» …

Презирать или жалеть?

Что такое высокомерие, мы уже разобрались и поняли, что ничего хорошего это понятие не несет в себе. А потому сам собой напрашивается вывод: к надменным людям, презренно относящимся к другим, люди не тянутся. Ведь неприятно общаться с теми, кто утверждается за твой счет. После общения с заносчивыми особами, излучающими негативные флюиды, остается неприятное чувство. Высокомерие никого не красит, оно раздражает и отталкивает. Именно поэтому «выскочки» часто испытывают чувство одиночества и тоски.

С другой стороны, одиночество выгодно высокомерным людям. Ведь они сами же и стремятся выстроить стену между собой и остальными. Ведь легче демонстрировать, охранять и лелеять свою напыщенную значимость, будучи на расстоянии от тех, кто сможет разоблачить, сорвать маску, вывести на чистую воду. Высокомерные люди готовы пожертвовать дружбой, порядочностью, качественным общением, лишь бы не была выявлены их комплексы, посредственность, а иногда даже никчемность.

Стоит ли их за это презирать? Нет, скорее здесь будет уместна жалость…. Стоит ли объяснять неправильность такого поведения? Нет, они не услышат, высказав в ответ свое «фи».… Нужно ли выражать призрение? Нет, иначе вы уподобитесь и станете таким же…

Высокомерие - это нечто, противоречащее адекватному восприятию человеком действительности, себя и других. Оно появляется, когда некто надевает маску, старательно пытаясь скрыть за ней свои недостатки, заниженную самооценку, некомпетентность и неуверенность. А людей с кучей комплексов и больным ЭГО не следует осуждать, их нужно пожалеть и пожелать им скорейшего «выздоровления»!

Следующая статья выйдет с ответом на вопрос, как общаться с такими людьми . Добавляйте сайт в закладки, чтобы не пропустить интересное. А в комментариях поделитесь, что такое высокомерие лично для вас, и хорошо это или плохо.

Истоки определения «высокомерие» уходят глубоко в историю человечества, в те времена, когда народами правили императоры и цари. Одним из важнейших символов власти было нахождение властителя на троне, стоящем на возвышенности, перед которым поданным надлежало падать ниц. Таким образом, подчеркивалась разница в статусе и ранге между королем, находящемся выше других во всех смыслах слова, и обычным людом.

В наше время высокомерный человек – это уже никакой не властитель, а скорее заядлый гордец, личность с завышенной самооценкой и привычкой хвастливо выпячивать свои преимущества. Психологам хорошо известно, что высокомерные люди зачастую глубоко несчастны внутри, однако они ни при каких обстоятельствах этого не признают. В статье мы детально рассмотрим причины, признаки и проблемы, которые порождаются этим изъяном характера.

Признаки высокомерия в людях

Высокомерие легко определить по таким характерным признакам, проявляющимся в поведении человека, как:

  • эгоистичность и безапелляционность по отношению к другим людям, такой индивид не прощает никаких ошибок и реагирует на них неадекватно, словно это личное оскорбление;
  • собеседника, принадлежащего к более низкому социальному рангу, высокомерные люди, чаще всего игнорируют или изощренно унижают на глазах у других;
  • собственная точка зрения на абсолютно все вещи в мире и полное не умение уважать чужие взгляды и мысли;
  • гордость, они ненавидят извиняться за собственные проступки и не приемлют никаких авторитетов;
  • высокомерность выражается при помощи мимики, что демонстрирует пренебрежение к окружающим, такие люди нередко ходят с высоко поднятой головой и очень эмоционально выражают свое недовольство, играя на публику;
  • высокомерные люди крайне вспыльчивы, бурно реагируют на критику в свой адрес, не желая слышать чужое мнение;
  • эти люди находятся под постоянным влиянием кодов и инграмм.

Причины появления

Следует понимать, что высокомерие – не врожденная, а приобретенная черта характера. Она формируется, как в раннем детстве, так и в старости. Причинами ее появления могут быть самые разные факторы, рассмотрим самые важные.

Удача . Индивид может родиться в богатой и почитаемой семье или же внезапно разбогатеть, получив наследство от дядюшки. Осознание финансовой независимости и высокого положения в обществе окрыляет его, отсюда и вытекает презрительное отношение к более «неудачным», по его мнению, соплеменникам. Тоже касается и тех индивидуумов, которым повезло появиться на свет красивыми.

Бедность, некрасивая внешность. Как ни странно, но отсутствие денег и физической красоты, также становится причиной возникновения высокомерности. Происходит это потому, что бедный человек пытается компенсировать собственную «неполноценность» за счет унижения тех, кто его окружает, тем самым психологически защищая себя от окружающих. Устраивая постоянные склоки и скандалы, он быстро обретает славу «тяжелого» человека с трудным характером, которому нигде не рады.

Обладание неким «высшим» знанием . Среди ученых часто встречаются высокомерные личности, считающие себя – центром планеты. Подобная гордыня берет исток из того, насколько высоко они оценивают обретенную ними мудрость. Они любят поучать других людей, наставлять их на правильный путь, просвещать, и в то же время обходятся с ними снисходительно, как с детьми, которые ничего не понимают в этом мире.

Публичность . Слава – великолепная почва для высокомерия, поэтому большинство из «звезд» эстрады, актеров и художников ведут себя вызывающе с собственными поклонниками. Нахождение на сцене в свете софитов, перед огромной толпой, крайне быстро развивает в них болезненное самомнение, которое они переносят на всех окружающих.

Лесть . Индивиды, привыкшие угождать тем, кто имеет власть, зачастую становятся причиной развития высокомерия. Различные политики и общественные деятели не замечают, что их попросту используют в корыстных целях, и действительно верят, что заслуживают всех оказываемых им почестях.

Воспитание . Психологам известно, что существуют родители, которые считают целесообразным воспитывать в своих детях пренебрежение к другим людям. Они считают, что это возвысит их чадо и приучит его к позиции начальника. Часто подобное происходит в именитых семьях, насчитывающих большую историю и мнящих себя аристократией.

Коды и инграмы могут становится мнимой защитой человека от психологической грубости, наглости и внешнего давления со стороны других, человек боится показать свою слабость, создавая тем самым уникальную разновидность высокомерия.

Изъяны высокомерия

Главная проблема высокомерия состоит в том, что личность, обладающая подобной неприятной поведенческой чертой, ни во что ни ставит окружающих ее людей. Именно из-за этой причины такому индивиду тяжело устанавливать длительный интимный контакт с особями противоположного пола, вступать в коммуникацию с коллегами на работе, заводить новых друзей, общаться и жить. Гордым людям крайне сложно строить карьеру, так как они неадекватно реагируют на претензии начальства, игнорируют рабочий распорядок и пытаются возвыситься за счет других. Как следствие, с ними конфликтуют и часто увольняют.

Психологи, которым приходилось работать с патологическими гордецами, отмечают, что таким личностям трудно быть первыми, они обладают невыносимым характером и редко хотят меняться по-настоящему. Высокомерному индивидууму необходимо понимать, что заносчивым поведением он уничтожает собственную репутацию и усложняет жизнь. Без принятия ответственности за свои поступки невозможно изменить укоренившихся поведенческих паттернов, в особенности – высокомерного отношения к окружающим людям.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта