Разделы: Русский язык
Цель урока : создание условий для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования, в незнакомом для учителя классе, который готовится к ГИА
Задачи урока:
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доброта, взаимопомощь, взаимоуважение.
Оборудование урока:
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, что на сердце твоё откликается,
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
– Я собираюсь поступить в аспирантуру и пишу исследовательскую работу о сложных предложениях. Вы изучили эту тему? Мне нужна ваша помощь.
Работа с эпиграфом.
– Прочитайте эпиграф, сформулируйте главную мысль (с доброты человек начинается ). Подберите синонимы к слову «доброта» (добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие ). Какой смысл заключен в слове «доброта»? (отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим ).
– Я думаю, ребята, вы все откликнитесь на мое предложение и поможете мне.
На протяжении всего урока проводится акция: знаешь сам – помоги другому (на доску вывешивается плакат с названием акции).
– Проверим ваши знания (подготовка к ГИА ).
Сильным учащимся раздаю карточки, остальные работают с учителем.
Карточка 1
Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце. Капли, падая с них, звонко ударяли о лед. |
Карточка 2 Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы. Подлинная добродетель подобна реке. Чем она глубже, тем меньше шумит. |
Карточка 3 Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы. Поговоришь с добрым человеком. Солнечный луч озарит твою душу. |
Карточка 4 Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы. Луна стоит над прозрачной горой. Неверным светом залита окрестность. |
Обращение к слайдам презентации. (1 слайд)
по ходу составления предложений учащимися, они появляются на экране
– Что вы знаете о сложных предложениях? Виды сложных предложений?
– Среди предложений назовите «третье лишнее» (БСП).Почему? еще не изучали).Что вызвало затруднение при работе с карточками? (БСП) Что знаете о БСП? Назовите БСП. (предложения появляются на экране – слайд 2) Слайд 2
Зачем изучать БСП, если вы знаете, что это такое? (знаки препинания вызывают затруднение) Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП? (. ; : - )
(учитель на доске изображает эти знаки)
(выходим на проблему: какой знак препинания поставить между предикативными частями БСП и от чего будет зависеть постановка этих знаков?).
Формулировка учащимися темы и целей урока.
– Что связывает предложения, с которыми вы работали, и данный эпиграф? (тема )
– Для решения проблемы проведем небольшое исследование.
– С чего начнем исследование? (внимательно читаем и изучаем, сравниваем все три предложения: что общего? чем они отличаются?)
– Какие отличия вы можете отметить в смысловых отношениях данных предложений? (ученики выявляют следующее: между предикативными частями ССП отношения равноправные, союз и подчеркивает последовательность происходящих действий; в СПП – неравноправные, союзы придают различные смысловые оттенки (условие, время, причина). В БСП эти отношения выражены менее четко, они зависят от содержания входящих в них предикативных частей. В БСП велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания).
Анализируем каждое БСП (слайд 2) и результаты записываем в схему.
Работа с учебником(параграф 23, стр. 131). Сверяем полученные результаты
Закрепление.
– Кто понял все или частично – работают по карточкам.
Карточка 1
|
Карточка 2 Объясните постановку знаков препинания
|
Карточка 3 Объясните постановку знаков препинания
|
Карточка 4 Объясните постановку знаков препинания
|
Карточка 5 Соберите пословицы. Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. |
– Остальные работают с учителем (слайд 3)(объяснить постановку знаков препинания).
– Найдите «третье лишнее» (загадка) . Почему?
На протяжении всего урока учащиеся помогают друг другу.
– Составьте синквейн по данным текстам (для тех, кто справился с карточками)
Твори добро -
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши,
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь - действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта. (Т. Кузовлева)Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!
Чтобы слова топили в сердце лёд!Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...И не жалейте добрые слова,
Чтобы цвела зелёная трава!
Чтобы не плакать от укуса ос.
Не кактус, а жасмин душистый рос.Ведь в слове каждом целая страна!
От злого начинается война,
И зарождаются обиды, месть...
А сколько слов?! Их всех не счесть...Дарите, люди, тёплые слова!
И пусть умолкнет злобная молва!
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать!
Алгоритм написания синквейна
Вывод: главным ведущим признаком, определяющим выбор знаков препинания в БСП, являются смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения и степень их распространенности, а также замедленный темп речи, паузы между предикативными частями.
– В каких текстах используются знаки препинания в БСП? (описание природы, пословицы, поговорки, загадки)
– Итак, БСП с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы, а БСП с двоеточием и тире – в пословицах, поговорках, афоризмах, загадках.
– Обращение к эпиграфу и к названию акции (Объяснить постановку знаков препинания).
(слайд 4)
Домашнее задание по выбору (слайд 5)
Индивидуальная карта оценивания ученика (Ф.И.) | |||||||||
Содержание | Работа с эпиграфом | повторение | исследование | закрепление | синквейн | Участие в акции | рефлексия | ||
Работа по карточке | Работа с учителем | Работа по карточке | Работа с учителем | ||||||
оценка | |||||||||
Общая оценка |
Найди и выпиши пословицы и поговорки на правило :
1. Подлежащим и подлежащим, выраженных именем существительным или местоимением,
2. Между сказуемым и сказуемым, выраженных глаголом,
3. Подлежащим, выраженным именем существительным или местоимением, и сказуемым, выраженным именем прилагательным.
1. Хлеб — всему голова.
2. Курить — здоровью вредить.
3. Два сапога - пара, да оба на левую ногу надеты.
4. Хлебом не корми - дай воды попить.
5. Сколько волка не корми - он всё в лес смотрит.
6. Слово — дорого, а молчание — золото.
7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.
9. Любишь кататься — люби и саночки возить.
10. Волков бояться — в лес не ходить.
11. Делу время — потехе час.
12. Овечка гавкнет — стадо повторит.
13. Упрямая овца - волку корысть.
14. На полатях лежать - так и ломтя не видать.
15. Знание — сила.
16. Бьёт - значит любит.
17. Целует - значит любит.
18. Назвался гру́здем - полезай в короб.
19. Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт.
20. Голому одеться — только под подпоясаться.
21. Женатый — не проклятый.
22. Женится — переменится.
23. Сперва — аз да буки, а там — и науки.
24. Мошна туга — всяк ей слуга.
25. Борода — трава, скосить можно.
26. Банька — не нянька, а хоть кого ублажит.
27. Маленькие детки — маленькие бедки.
28. С малыми детками горе, с большими — вдвое.
29. Без матки пчелки — пропащие детки.
30. Без хозяина дом — сирота.
31. Авось да небось — родные братья, оба лежни.
32. Авось обманет — в лес уйдет.
33. Авось да небось — такая подпора, хоть брось.
34. Понадеялся на авось — и дело сорвалось.
35. Простота — хуже воровства.
36. Ума палата, а глупости — саратовская степь.
37. Голод — не тетка, пирожок не подсунет.
38. Лес рубят — щепки летят.
39. С глаз долой — из сердца вон.
40. Бесстыжему плюй в глаза — все божья роса.
Примечание.
Если между частями бессоюзного сложного предложения, разделенными запятой, находится вводное слово, то в качестве дополнительного знака возможна постановка тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть присоединительный характер второй части. Например: Где-то стучит мотор, – видимо, поблизости находится мастерская; Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, – должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты
(Саянов).
Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей образующие их простые предложения разделяются запятыми. Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Тургенев); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Некрасов).
Если в сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным, то нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, ставится запятая. Например: Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась и Владимир успокоился (Пушкин); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л. Толстой).
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:
1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «а именно»), например: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей
(Гоголь); Об одном прошу вас: стреляйте скорее
(Лермонтов); Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза
(Тургенев); Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит
(Горький); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые
(Пришвин); Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь поблизости
(В. Полевой); Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда
(В. Панова);
2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы (Лермонтов); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Чехов); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Н. Островский); Он видел: вставала земля из пепла, непокорённая земля, неистребимая жизнь . Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия;
3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться
и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т. п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами
(Лермонтов); Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах ещё виднелись ледяные закрайки
(Аксаков); Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц
(Гончаров); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…
(Тургенев); Он подумал, понюхал: пахнет мёдом
(Чехов); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был белый как сахар
(В. Панова). В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь – вода дремала
(Шишков); Он выглянул из комнаты – ни одного огонька в окнах
(В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие;
4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку
), например: Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного…
(Лермонтов); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр
(Гончаров); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал
(Тургенев); И Жилин приуныл: видит – дело плохо
(Л. Толстой); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто
(Чехов); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука
(Горький); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку
(Маяковский); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений
(Н. Островский); Степан боялся подойти к обрыву: скользко
(Шишков);
5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?
(Чехов); Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился?
(Горький); До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула?
(Фурманов); Я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют?
(Симонов).
Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:
1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и ), например: Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок – ружьё дало осечку (Чехов); Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький);
Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец… (Пушкин); Мы ехали сзади: никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (Тургенев); Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен… (Достоевский);
8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это , которое иногда имеется в самом предложении), например: На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально – это бросилось Клебе в глаза (Федин).
Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков , например: Приказ есть приказ – так его воспитал фронт (Воробьев); Мир должен быть свободен от угрозы новой войны – таково требование всего прогрессивного человечества .
При наличии перед присоединительным предложением слова это иногда перед тире ставится еще запятая, например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, – это неоспоримо (Горький); Если вам писать противно, скучно, не пишите, – это всё равно получится скверно, фальшиво (А. Н. Толстой); В такую пору надо говорить грубо и прямо, – это умнее и честнее перед нашими детьми (Леонов); Широкий подъезд был совершенно пуст, – это показалось мне странным (Каверин).
Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же, наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т. д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). – На улице проливной дождь – выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодёжь ушла – на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).
Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это сложное предложение, части которого соединяются интонационно без помощи союзов и союзных слов. БСП часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, среди пословиц и поговорок.
В бессоюзных сложных предложениях средством связи предложений-частей БСП являются:
Этим БСП отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в которых данную роль выполняют союзы.
Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.
Примеры бессоюзных сложных предложений со схемами:
К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.
Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.
[…] : [[…],(которые)].
Позовут - пойдем к ним в гости.
Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две синтаксические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. Примеры : Москва - столица России (простое предложение). Придет вечер - поговорим (БСП).
Простые предложения в составе БСП могут выражать различные значения. Основные виды бессоюзных предложений, а также правила пунктуации при их написании приведены в таблице.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Значение |
Какой знак препинания ставится |
Правило |
Примеры |
Одновременности, последовательности, перечисления |
запятая, точка с запятой |
Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и . Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП отдалены по смыслу или распространены. |
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось. Андрей вернулся поздно; Маша уже спала. |
Противопоставления (сопоставления) |
В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но. |
Ученью время – игре час. Победитель впереди – трус позади |
|
Времени и условия |
Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда . |
Любишь кататься — люби и саночки возить |
|
Сравнения |
Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно. |
Рассердится - гроза разразится. Улыбнется - тучи разгонит. |
|
Присоединения |
Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так ; или употребляется слово это. |
Хлеб всему голова - так учила бабушка. Она снова опоздала - это случалось часто. |
|
Следствия |
Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего. |
Зазвонил телефон - я отвлекся от работы. Пришли гости - мы быстро накрыли на стол. |
|
двоеточие |
Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что . |
Я проснулся рано: меня разбудила сестра. Саша очень спешила: она хотела прийти первой. |
|
Пояснения |
двоеточие |
Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть . |
Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться. У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой. |
Дополнения |
двоеточие |
Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д. |
Он отметил: у девушки красивое платье. Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно. |
Сложные бессоюзные предложения изучаются на уроках русского языка в 9 классе.
Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1648.
ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 23 2011
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СЕМАНТИКОЙ ПРЕДСКАЗАНИЯ
В ПОСЛОВИЦАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
© л. В. ПОПОВА Московский государственный областной университет, кафедра современного русского языка e-mail: [email protected]
Попова Л. В. - Бессоюзные сложные предложения с семантикой предсказания в пословицах русского языка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 212-214. - В статье анализируются основные виды бессоюзных сложных предложений с семантикой предсказания. Приводится классификация по структуре различных типов конструкций.
Ключевые слова: семантика предсказания, пословица, инфинитивное предложение, императив, превентив, предостережение.
Popova L. V. - Аsyndetic composite sentences with semantics of prediction in Russian proverbs // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 212-214 .- The article describes the principal views of conjunc-tionless compound sentences with semantics of a prediction. The classification by structure of various types of designs is resulted.
Keywords: semantics of prediction, proverb, infinitive sentence, imperative, preventive, caution.
Одним из актуальных и употребляемых видов высказывания в русском языке является предсказание. Интерес к всевозможным прогнозам, которые могут помочь преодолеть негативные ситуации, разрешить проблемы человека, возрастает в связи с различными изменениями в жизни страны и общества. Предсказание является одним из видов превентивного воздействия на человека. Конструкции с семантикой предсказания в русском языке подробно изучены не были. Целью данной статьи является описание и классификация видов бессоюзных сложных предложений (БСП) со значением предсказания на материале русских пословиц.
Семантика предсказания может выражаться в русском языке различными типами предложений. Среди них сложноподчиненные с придаточным условия, бессоюзные сложные предложения и простые предложения. Рассмотрим один из типов предложений с предсказанием -БСП. Правду говорить - себе досадить . Не унимай бешеного - пуще взбесится . За чужим погонишься - свое потеряешь . С ярыжкою поводишься - без рубахи находишься . Нами было замечено, что предсказания в форме БСП имеют определенное строение: это всегда двухчастная структура, в первой части которой может использоваться инфинитив, отрицательный императив / императив единственного числа или индикатив 2-го лица
ед. числа. По классификации Н. С. Поспелова , рассматриваемый тип конструкций характеризуется однородностью состава и обладает закрытой структурой. Закрепленный порядок следования частей в БСП с семантикой предсказания, наличие условноследственных отношений между предикативными частями - важнейшие показатели этой разновидности прогностического высказывания (предсказания).
БСП с семантикой предсказания являются одним из продуктивных синтаксических способов оформления пословицы в русском языке. Назидательная функция пословицы неоспорима, так как предсказание, находящее выражение в пословице, обобщает опыт многих поколений. Запечатленные в ней ситуации и закономерный выход из них, позволяющий избежать негативных последствий, выявляют особую структуру предсказательных конструкций в форме БСП: СИТУАЦИЯ - ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ВЫВОД. Например: Не садись на чужого коня - среди грязи сойдешь . Дай себе волю, заведет тебя в лихую долю . На божье посягать - свое потерять .
Нельзя не отметить обобщенное значение конструкций с семантикой предсказания. действие в предложениях с предсказанием отнесено к обобщенному адресату. Предостережение, которое содержится в рассматриваемых конструкциях, тоже направлено на слушателя. Адресант не персонифицируется, но через
Филологические НАУКИ »
местоимение ты авторизуется имплицитно . Описываемая в предсказании ситуация может относиться и к предсказателю. При этом местоимение вы в рассматриваемых конструкциях не встречается. Это связано с тем, что местоимение вы показывает отстраненность адресанта от ситуации и от слушателя. Е. М. Галкина-Федорук отмечает, что «обобщенность может принимать еще более яркий смысл, если в предложении обозначается такая деятельность, которая присуща, свойственна или не свойственна всем вообще» .
Нами выявлены три основных типа БСП с семантикой предсказания: БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения; БСП, в первой части которого глагол стоит в форме императива (в том числе с отрицанием) единственного числа; БСП с индикативом 2-го лица ед. числа в первой части.
Рассмотрим первый тип БСП со значением предсказания: Против явности спорить - только вздорить . Правду говорить - никому не угодить . Себя покоить - дому не построить . Это бессоюзные сложные предложения, каждая из частей которых является аналогом односоставного инфинитивного предложения. Рассматриваемый тип конструкций выражает условно-следственные отношения, которые отражают желание говорящего оградить адресата от опасности и направить на верный путь, тем самым подталкивая его к действию. С. И. Сятковский, Е. И. Воинова отмечают обобщенность и инфинитивного действия. оно может быть соотнесено с любым лицом, как говорящим (адресантом), так и с любым возможным лицом, которое может совершать действие [см.: 1, 7]. Таким образом, значение обобщенности присуще БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения. нами было замечено, что в двух частях рассматриваемого типа БСП наблюдается различное соотношение видовых форм глаголов-сказуемых. Использование глаголов несовершенного вида позволяет выразить одновременность описываемых ситуаций, что характерно для утвердительных предложений: Ветер кликать - зря голос срывать . Наряду с ними существует еще один вид БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения: во второй предикативной части таких предложений есть отрицание: Шире себя жить - добра не нажить . Для таких БСП характерно использование глагола совершенного вида с отрицанием, что отражает не только последовательность событий, но и результат во второй части конструкции. Соотношение видовременных и модальных форм глаголов в БСП с семантикой предсказания требует дальнейшего изучения, но уже по предварительным данным видно, что это создает оттенки в общем значении предложений подобного вида.
Вторым типом бессоюзного сложного предложения со значением предсказания является конструкция с императивом в первой части. Не рой другому ямы, сам ввалишься . Бойся вышнего, не говори лишнего . Теленка по спине не гладь - захилеет .
Заметим, что в большинстве случаев предложения данного типа включают отрицательный императив в первой части БСП. Одной из основных функций предсказания является ограждения человека от грозящей опасности, предостережение. Так, в данном случае в 1-ой части бессоюзных сложных предложений отражается ситуация, которой адресату следует избегать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. В первой части БСП преимущественно используется императив несовершенного вида. Во 2-ой части сказуемое выражается личной формой глагола совершенного вида (реже несовершенного вида), что актуализирует один из признаков предсказания - опережающее отражение действительности - предсказываемый результат. Желание побудить адресата к действию и указать на негативные последствия при несоблюдении условий лежит в основе каждого предсказания. данный тип следует относить к собственно предсказаниям, так как в рассматриваемом виде БСП сконцентрированы основные признаки особым образом организованной синтаксической конструкции, выражающей семантику прогноза и предостережения (предсказание).
Третий тип БСП с семантикой предсказания -БСП, в первой части которого глагол употребляется в форме индикатива 2-го лица ед. числа. За чужим погонишься - свое потеряешь . В суд пойдешь -правды не найдешь . Не назовешь оба берега своими - ни один твоим не станет . Обратим внимание на употребление формы изъявительного наклонения в первой части БСП. Ядерной формой выражения отношений последовательности между частями рассматриваемой конструкции является соответствие видовых форм глаголов. В обеих частях рассматриваемого БСП употребляются глаголы совершенного вида. В приведенных примерах отчетливо выражены основные признаки предсказания, среди них: наличие условно-следственных отношений, позитивная целеустановка и др. Запрет на совершение действия подтверждается негативным результатом, грозящим адресату. В рассматриваемом типе БСП существует следующая разновидность: описание положительной ситуации и, соответственно, положительный ее исход. данный тип конструкций относится к предсказанию-совету: Судью подаришь, правду победишь -описание бытовой ситуации при обращении в суд: считалось, что нужно принести подарок судье, чтобы выиграть дело. Второе лицо единственного числа глаголов в каждой из частей БСП данного типа указывает на обобщенность адресата, на отношение ситуаций, описываемых в предсказании, ко всем, в том числе и к адресанту.
Подводя итог, следует отметить, что предсказания являются лингвокультурными текстами, в которых сосредоточено отражение мудрости и знаний поколений. БСП является наиболее активным в пословицах типом конструкций с семантикой предсказания. Нами установлены основные типы таких предложений: БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения; БСП, в пер-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 23 2011 г.
вой части которого глагол стоит в форме императива (в том числе с отрицанием) единственного числа; БСП с индикативом 2-го лица единственного числа в первой части.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воинова Е. И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений // Русский язык в школе. 1958. № 2. С. 12-15.
2. Галкина-Федорук Е. М. О двусоставных и односоставных предложениях в современном русском языке // Филологические науки. 1959. № 2. С. 2.
3. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 351 с.
4. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. М.: АСТ: Астрель, 2007. 479 с.
5. Меткое русское слово. СПб.: Авалонь, 2008. 512 с.
6. Поспелов Н. С. О грамматической природе сложного предложения // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М.: Учпедгиз, 1950. С. 321-337.
7. Сятковский С. И. О принципах классификации простого предложения в современном русском языке (на материале односоставных неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений) // Русский язык в школе. 1965. № 3.