Главная » Галлюциногенные » Захаров георгий иванович генерал лейтенант авиации 1941. «Со святым Георгием на фюзеляже

Захаров георгий иванович генерал лейтенант авиации 1941. «Со святым Георгием на фюзеляже

Захаров Георгий Нефедович

Захаров известен прежде всего в качестве командира 303-й истребительной дивизии, в состав которой входила знаменитая французская эскадрилья «Нормандия», преобразованная позднее в полк. Менее известно, что он принимал участие в трех войнах и, по некоторым источникам, лично сбил на разных фронтах 18 вражеских самолетов. В годы Великой Отечественной войны он совершил 153 боевых вылета, провел 48 воздушных боев и одержал в них 10 побед.

Георгий Нефедович родился в 1908 году в деревне Старое Семенкино нынешней Самарской области, в семье железнодорожного рабочего. С детства хлебнул немало горя, особенно после смерти родителей в 1920 году, когда в возрасте 12 лет вместе с младшей сестренкой вынужден был скитаться по дворам в поисках пищи и крова. Его жизнь наладилась только после окончания Гражданской войны и возвращения в деревню старшего брата, Андрея Захарова, демобилизованного из рядов 1-й конной армии Буденного.

В конце 20-х годов в СССР был очень популярен лозунг «комсомолец - на самолет», и молодежь охотно вступала в ряды Красного Воздушного Флота. Посвятил свою жизнь авиации и Георгий Захаров, закончивший в 1933 году Сталинградскую летную школу. Как один из лучших курсантов, он был направлен вначале на курсы командиров, а потом в звании старшего пилота получил назначение в 109-ю истребительную эскадрилью киевской авиабригады. Его непосредственным начальником стал командир отряда (эскадрилья в то время делилась на три отряда) П.В. Рычагов, в дальнейшем возглавивший Главное управление ВВС РККА. 109-я эскадрилья была образцовой в Красной армии, а среди ее подразделений наилучшей подготовкой обладал отряд Рычагова.

Сам прекрасный летчик, Рычагов все усилия направлял на то, чтобы сделать из своих подчиненных отличных бойцов. Захаров быстро выдвинулся в командиры звена, а его летное мастерство не вызывало сомнений. Специальным распоряжением по бригаде за ним был закреплен показательный пилотаж.

Когда вспыхнул вооруженный мятеж в Испании, из состава 109-й эскадрильи сформировали основу группы советских летчиков, отправленных вместе с военной техникой на помощь республиканцам. Командовал группой Рычагов, а Захаров выполнял обязанности парторга.

Первый воздушный бой группы в испанском небе состоялся утром 4 ноября 1936 года. Отражая налет на Мадрид, истребители И-15 сбили тогда несколько фашистских самолетов. В упор обстрелял вражеский «фиат» и Захаров, однако итальянский пилот имитировал падение, а над самой землей выровнялся и ушел на свою территорию. Еще один бой в этот день едва не оказался для советского летчика последним. Задержавшись на аэродроме и отстав от основной группы, Захаров неожиданно встретился в воздухе с 12 немецкими истребителями Хейнкель Не 51. По воспоминаниям пилота, он остался жив лишь благодаря тому, что вражеских стрелков было слишком много, и они мешали друг другу. Постоянно маневрируя до темноты в глазах, он сумел дотянуть до своего аэродрома, где тут же приземлился на изрешеченном самолете, выбрался с помощью механиков из кабины и бросился к ближайшим деревьям в поисках укрытия. За этот поединок Захаров получил от испанцев именной маузер в деревянной кобуре. Спустя четыре дня он одержал свою первую воздушную победу - его жертвой стал легкий двухместный бомбардировщик устаревшей конструкции. Очередной вражеский самолет Захаров сбил 11 февраля 1937 года, причем с довольно большой дистанции около 400 метров. Пулеметные очереди попали точно в кабину истребителя Фиат CR.32, после чего он перевернулся и упал в море. Любопытно, что летное мастерство советского летчика позволяло ему быстро осваивать самые различные типы летательных аппаратов. Так, в Испании он совершил несколько разведывательных полетов на трофейном CR.32, а также летал на пассажирском «локхиде».

Испанская «спецкомандировка» Захарова завершилась в апреле 1937 года, и после возвращения на Родину он был назначен командиром отряда 109-й истребительной эскадрильи. Однако в этой должности ему не пришлось служить, поскольку, согласно следующему приказу, он занялся войсковыми испытаниями нового истребителя И-15бис, а затем возглавил группу советских летчиков, воевавших на самолетах этого типа в Китае. Сражаясь против японских захватчиков, Захаров увеличил свой личный счет еще на три сбитых самолета. Вновь возвращался он в СССР летом 1938 года не совсем обычным образом. Ему поручили перегнать для испытаний захваченный в боях японский истребитель А5М. Но в дороге вражеские агенты сумели подсыпать в топливный бак сахарного песку, и самолет в горах потерпел аварию. Тем не менее, из-за искусства пилота, повреждения оказались небольшими, и в последующем А5М восстановили и передали в НИИ ВВС.

В 1939 году капитану Захарову было досрочно присвоено звание полковника, и некоторое время он командовал ВВС Сибирского ВО. В1940 году, после присвоения генеральского звания, возглавил 43-ю истребительную дивизию Западного округа. К моменту начала Великой Отечественной войны в составе четырех полков этой дивизии имелось 60 самолетов И-153 и 175 И-16. Благодаря личной инициативе Захарова, вся авиатехника на аэродромах в преддверии 22 июня 1941 года была рассредоточена, введено боевое дежурство у самолетов. Поэтому 43-я дивизия в первый день войны понесла сравнительно небольшие потери на земле.

Во второй половине дня 22 июня Захаров вылетел на И-16 в район Минска, который прикрывали два его полка. Позднее он вспоминал: «…Минск горел. Полыхал аэродром, куда я намеревался приземлиться, - очевидно, немцы подожгли склады с горючим. На аэродроме вперемежку стояли самолеты разных систем, абсолютно незамаскированные, все было забито техникой - целой и изуродованной. Я не стал садиться сразу, а сначала сделал круг над городом.

Низко ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это «юнкерсы»! Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, «юнкерсы» под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше их, прямо над центром города, когда увидел один Ju 88 над крышей штаба округа. Раздумывать долго не стал - спикировал, пристроился фашисту в хвост и в упор дал длинную очередь. «Юнкерс» не загорелся, но резко накренился и упал. Упал он в районе оперного театра. Над окраиной города я атаковал другой и зажег его. Он уходил, дымя, но, я думаю, не вытянул: как и у первого, у него был слишком мал запас высоты».

В последующие дни, недели и месяцы 43-я дивизия сражалась на главном направлении, поддерживая отступавшие советские войска, и до октября 1941 года через нее прошло около 15 авиационных полков. В августе, после включения в ее состав 13-го бомбардировочного полка, она стала смешанной. Дивизия воевала под Минском, Могилевом, Смоленском, Бобруйском и Вязьмой и за полгода боевых действий записала на свой счет 340 уничтоженных на земле и в воздухе вражеских самолетов. Захаров, постоянно курсировавший между аэродромами своей дивизии на истребителе, также нередко ввязывался в бой. Так в начале октября 1941 года он сбил ближний разведчик Hs 126 прямо над немецкой танковой колонной. В том же месяце из-за общей нервозной обстановки на фронтах и конфликта с руководством он был снят с должности и отправлен в Среднюю Азию командовать летной школой.

Снова на фронт Захаров вернулся в начале 1943 года, возглавив 303-ю истребительную дивизию. Эта дивизия вошла в состав 1-й воздушной армии и включала в себя около 160 самолетов. Боевые действия она начала на Западном фронте, поддерживая наступление на Брянском направлении. У Захарова снова появилась возможность участвовать в боях, и вскоре он уничтожил «раму» (Fw 189), упавшую на советской территории.

Весной 1943 года соединения 1-й воздушной армии наносили весьма эффективные удары по аэродромам противника. 303-я ИАД обеспечивала непосредственное сопровождение ударных групп бомбардировщиков и штурмовиков. При воздушных налетах использовались самые разнообразные тактические приемы. Обычно атаки производились со стороны вражеской территории, с разных высот и с незначительными интервалами между подразделениями. Причем одновременно удару подвергались 17 немецких аэродромов, расположенных на глубину от 50 до 200 км от линии фронта.

Только за первые два дня операции в мае 1943 года люфтваффе, по советским данным, потеряли 144 самолета на земле, и 15 было сбито в воздухе. Советская сторона лишилась 4 бомбардировщиков Пе-2 и 1 штурмовика Ил-2. Однако подобных результатов удавалось достигнуть далеко не всегда. Например, июньский удар по аэродромам противника неоднократно переносился по различным причинам, произошла утечка секретных сведений, и немцы заранее подготовились к отпору. В итоге 10 июня из 346 самолетов 1-й воздушной армии, участвовавших в налетах, назад не вернулись 42. Во многом вину за это возложили на истребители прикрытия, а Захарова спасло только то, что он заранее отправил руководству телеграмму о том, что из-за размокших аэродромов невозможно задействовать в операции все истребители дивизии, и желательно отложить мероприятие на более длительный срок.

В июле 1943 года началось сражение под Курском, закончившееся разгромом врага и контрнаступлением советских войск. Пожалуй, этот период времени стал самым напряженным для 303-й дивизии по накалу боевых действий. Лишь за два месяца, в августе и сентябре, летчики соединения доложили о 188 уничтоженных немецких самолетах, и еще 24 было повреждено. Собственные потери дивизии также оказались значительными и составили 53 самолета. Особенно тяжелой для всех стала гибель двух лучших летчиков недавно сформированной французской эскадрильи «Нормандия» - Ж. Тюляна и А. Литольфа. Осенью 1943 года 303-я дивизия получила почетное наименование «Смоленская» за участие в Смоленской наступательной операции.

Захаров по-прежнему оставался «летающим» генералом и не упускал случая «блеснуть» своей летной подготовкой. Например, в мае 1944 года во время приезда французской военной миссии во главе с генералом Пети он устроил над аэродромом показательный пилотаж и сам в нем участвовал на истребителе Ла-5ФН. В заключение он прошелся на бреющем полете вниз головой, доставив изрядные волнения высокопоставленным французам.

Любопытный случай произошел в июне 1944 года, когда недалеко от аэродрома Заольша командир 18-го ГИАП А.Е. Голубов сбил немецкий истребитель Bf 109. Летчик выпрыгнул с парашютом, а поскольку линия фронта находилась рядом, Захаров вместе со своим ведомым Замориным сели в У-2 и отправились на его поимку. Пригрозив сверху убегающему фашисту пистолетом, они заставили его остановиться и приземлились рядом. Ошеломленный пилот люфтваффе безропотно отдал двум внушительным русским оружие, помог развернуть хвост самолета, а затем втиснулся вместе с Замориным в заднюю кабину У-2.

Осенью 1944 года в дивизию поступили новые истребители Як-3, и один из них, естественно, достался Захарову. На борту самолета вместе с традиционной изломанной стрелой был нарисован и личный знак генерала: Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змея.

Боевое испытание Як-3 оказалось для Захарова нелегким, и только из-за высоких летных качеств своего самолета ему удалось выйти из боя победителем. Вместе с Замориным в районе Тильзита он атаковал пару «мессершмиттов», но на помощь неприятелю подоспели еще два Bf 109. Причем немецкие летчики попались весьма опытные, и поединок длился почти до исхода горючего в топливных баках. Лишь своевременная помощь ведомого позволила Захарову наконец поймать противника в прицел. Точная очередь из пушки и пулеметов решила исход схватки, и оставшиеся немецкие истребители сразу вышли из боя. После возвращения гимнастерки у обоих советских летчиков оказались настолько мокрыми, что их впору было выжимать.

В конце 1944 года 303-я НАД воевала в Восточной Пруссии, а последние воздушные бои летчики соединения провели в апреле 1945 года в районе Кенигсберга и Земландского полуострова.

После окончания Великой Отечественной войны Захаров продолжил службу в советских ВВС и вышел в отставку в 1960 году.

Из книги Мы дрались с «Тиграми» [антология] автора Михин Петр Алексеевич

Майор Захаров В дивизион частенько, от безделья, приезжал с фотоаппаратом из политотдела дивизии наш бывший замполит майор Захаров. Его повысили в должности, назначили инструктором политотдела дивизии. Это был грузный сорокалетний мужчина, до войны он работал в

Из книги Я дрался на Т-34 автора Драбкин Артем Владимирович

КРИВОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ Не то мы делаем, упускаем преимущество наше… Перед войной мы жили недалеко от Ташкента. В полдень 22 июня мы услышали по радио сообщение о том, что началась война. Мы, мальчишки, рванули в военкомат, но нам отказали, сказав, что мы не достигли

Из книги Я дрался на танке [Продолжение бестселлера «Я дрался на Т-34»] автора Драбкин Артем Владимирович

Захаров Борис Петрович Родился я 24 июня 1921 года в городе Городец, Горьковской области, куда мои родители приехали из голодной Москвы за продуктами. В 1940 году окончил московскую среднюю школу, после которой я и еще три моих одноклассника решили поступать в танковое

Из книги Танкисты [«Мы погибали, сгорали…»] автора Драбкин Артем Владимирович

Из книги Агенты России автора Удовенко Юрий Александрович

… Георгий Порфирьевич в столице стал внедрять в повседневную сыскную работу апробированную им ещё в Киеве тактику ликвидации бандподполья. Делал это мастерски, на высочайшем профессиональном уровне, и пример с Вовой Дегаевым тому подтверждение.Волевым решением

Из книги «Котлы» 45-го автора Рунов Валентин Александрович

Жуков Георгий Константинович (19.11.(1.12)1896-18.06.1974) Родился в деревне Стрелковка Калужской губернии в семье сапожника. На военной службе с 1915 г. Участник Первой мировой войны, младший унтер-офицер, кавалер двух Георгиевских крестов.В Красной Армии с 1918 г., командир сабельного

Из книги Мы сгорали заживо [Смертники Великой Отечественной: Танкисты. Истребители. Штурмовики] автора Драбкин Артем Владимирович

Захаров Георгий Федорович (23.04(5.05)1897-26.01.1957) Родился в селе Шилово Золотовского уезда Саратовской губернии в семье сельского учителя. Образование получил в городском профессиональном училище. В 1915 г. призван на военную службу. В 1916 г. окончил Чистопольскую школу

Из книги Забытые герои войны автора Смыслов Олег Сергеевич

Захаров Матвей Васильевич (5(17).08.1898-31.01.1972) Родился в деревне Войлово Тверской губернии. С марта 1918 г. – в РККА. Окончил 2-е Петроградские артиллерийские курсы, в 1918 г. – Высшую московскую школу штабной службы. В годы Гражданской войны – командир артиллерийской батареи и

Из книги Полководцы Великой Отечественной. Книга 4. Георгий Жуков автора Копылов Николай Александрович

Одинцов Георгий Федотович (21.02.(6.03)1900-1.03.1972) Родился в Воронеже в семье машиниста-железнодорожника. В РККА призван в 1920 г. Участвовал в боях с белогвардейцами в составе Краснодарского отряда особого назначения на Южном и Кавказском фронтах.В 1923 г. окончил Краснодарские

Из книги Я дрался на Т-34 [Обе книги одним томом] автора Драбкин Артем Владимирович

Захаров Борис Петрович Мы получили новые танки «ИС-2», со 122-мм пушкой. На этих танках мы поехали воевать на 2-й Прибалтийский фронт, в 10-ю гвардейскую армию в качестве полка армейского подчинения. В составе фронта полк прошел от границ Калининской области, через Псковскую

Из книги На передних рубежах радиолокации автора Млечин Виктор Владимирович

«ЕГО ЗОВУТ ГЕОРГИЙ ГЕОРГИЕВИЧ» Известный советский писатель, журналист, тележурналист, телеведущий В.М. Песков (1930–2013) в 1956 году стал обозревателем газеты «Комсомольская правда» и с тех самых пор являлся постоянным автором рубрики «Окно в природу». Не однажды ему

Из книги Очищение армии автора Смирнов Герман Владимирович

Жуков Георгий Константинович Сражения и победыСоветский военачальник, четырежды Герой Советского Союза, великий полководец.Г. К. Жуков остался в истории как один из главных творцов Победы в Великой Отечественной войне.Жуков Георгий Константинович (1896–1974) - четырежды

Из книги автора

Кривов Георгий Николаевич Не то мы делаем, упускаем преимущество наше… Перед войной мы жили недалеко от Ташкента. В полдень 22 июня мы услышали по радио сообщение о том, что началась война. Мы, мальчишки, рванули в военкомат, но нам отказали, сказав, что мы не достигли

Из книги автора

Георгий Викторович Кияковский Г. В. Кияковский родился в 1920 г. Он рано лишился отца, который, по рассказам, погиб в боях с бандитами в начале 30-х годов. Закончив во время войны военный факультет МЭИС, был направлен в действующую армию. После демобилизации он вместе со своим

Из книги автора

Из книги автора

Георгий Иссерсон Судьба полководца Полковник Георгий Иссерсон (1898–1976) – участнник Февральской и Октябрьской революций и Гражданской войны. Крупный военный теоретик, начальник кафедры Академии Генерального штаба РККА. Отстранен от должности и лишен генеральского

Родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семенкино ныне Клявлинского района Самарской области в семье крестьянина. Русский. В 1921 году остался сиротой, воспитывался в детском доме.

С 1926 по 1929 год учился в Рязановском совхозе-техникуме Ульяновской области, работал в совхозе им. Крупской Мелекесского района. Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года.

В 1936 году, уже старшим лейтенантом, командиром звена, добровольцем отбыл для оказания помощи республиканской Испании. Первый вылет совершил 4 ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И-15. Когда вернулся на родину в 1938 году, уже имел 6 личных и 4 групповые победы.

Затем участвовал в национально-освободительной войне в Китае, где одержал еще две победы над японскими самолетами, летая на биплане И-152. После возвращения ему было присвоено звание полковника.

В 1939 году - командующий ВВС Сибирского военного округа. В 1940 году - командир 43-й истребительной авиадивизии, базирующейся в Минске. На этой должности и встретил войну. В 1941 году присвоено звание «генерал-майор авиации».

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Несмотря на высокую должность, он продолжал летать на боевые задания и в первый же день войны уничтожил два «юнкерса» в двух вылетах, летая на истребителе И-16.

В ноябре 1941 года назначен начальником Забайкальской военной авиационной школы пилотов (город Улан-Удэ). В декабре 1942 года вернулся на фронт в качестве командира 303-й истребительной авиационной дивизии. С этой дивизией участвовал в сражении под Курском, позднее воевал на 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. В составе вверенной ему авиационной дивизии воевали французские летчики полка «Нормандия-Неман».

Генерал-майор авиации Г.Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно.

В 1945 году геройски проявил себя в небе, руководя боевыми действиями авиадивизии и лично участвуя в боях Земландской операции и при штурме Пиллау.

К апрелю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии генерал-майор авиации Г.Н. 3ахаров совершил 153 боевых вылета, участвовал в 48 воздушных боях, сбил 10 самолетов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое командование авиационной дивизией и личное мужество и героизм, проявленные в воздушных боях против немецко-фашистских захватчиков, командиру 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, генерал-майору авиации Георгию Нефедовичу Захарову присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом боевой деятельности Г.Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы, одержанные им в трех войнах.

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в армии. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Занимал ряд ответственных командных должностей.

Ушел в отставку в 1960 году и жил в Москве. Написал две книги воспоминаний о своей боевой деятельности: «Рассказы о истребителях» и «Я - истребитель». Многие годы был вице-президентом общества «СССР - Франция».

Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, удостоен звания кавалера Почетного легиона офицерского креста (Франция) и титула Почетного гражданина столицы Франции - Парижа.

Скончался 6 января 1996 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Именем Героя названа улица в селе Старое Семенкино Самарской области .

Я - истребитель

Аннотация издательства: Автор книги - известный в стране и за рубежом военный летчик. Ярко и увлекательно рассказывает он о мужестве и героизме советских авиаторов-добровольцев в небе Испании, Китая. Многие главы книги повествуют о боевой работе летчиков в ожесточенных сражениях в Белоруссии, под Смоленском, на ближних подступах к Москве. Немало страниц посвящено французским пилотам полка "Нормандия-Неман", входившего в состав дивизии, которой командовал Г. Н. Захаров.

Биографическая справка: ЗАХАРОВ Георгий Нефедович. Родился 24.4.1908 г. в Куйбышевской области. В Советской Армии с 1930 г. Окончил 7-ю военную школу летчиков в Сталинграде, курсы при академии Генерального штаба. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-39 гг., национально-освободительной войны китайского народа 1937-45. В действующей армии с июня 1941 г. Комдив 303-й иад, генерал-майор авиации. К апрелю 1945 г. - 153 б/в, 48 в/б, 10 сб. Указ от 19.4.45 г. В 1950 г. окончил военную академию Генерального штаба. С 1960г. в запасе. Награжден 2 орденами Ленина, 4 Красного Знамени, Кутузова 2 степени, Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, 2 Красной Звезды.

Лучший в бригаде

В мирные дни

На новых машинах

Высокое доверие

Вива Русия!

Первые добровольцы

Эпизод на всю жизнь

Вдали от Родины

Бросок на юг

Неожиданное задание

Возвращение

Над Китаем

Перед новыми испытаниями

В боях над Наньчаном

Курсом на Сиань

В трудные дни

Накануне

В небе Белоруссии

На подступах к Москве

Перебазирование

Небо принадлежит нам!

Снова в боевом строю

"В небесах мы летали одних..."

На пути к Смоленску

Впереди - Белоруссия

В Восточной Пруссии

Над чужою землей

Последние боевые вылеты

Вместо эпилога

Примечания

Над пустынным летным полем ветер гоняет рваные облака. В центре поля, где обычно выкладывают посадочное "Т", трава выбита костылями самолетов, но по краям - такая же сочная и густая, как весной, и с ней не под силу справиться ни летнему зною, ни осеннему ветру. Трава сохраняется до самых холодов, жухнет под ударами первого морозца и уходит под снег, так и не растеряв своей жизненной силы.

Осень в этих краях начинается внезапно, с появлением сильных ветров. Само воспоминание о знойном лете выветривается в мгновение ока. Еще несколько дней назад ты не знал, куда деваться от жары, и все твои мечты были о том часе, когда, наконец, задует прохладный ветерок. Но вот он задул, загулял, и ты уже хочешь только одного - чтоб он поослаб немножко и дал передышку. Но где там! Такова погода и приволжской степи, где близость реки не спасает летом от зноя, а осенью способствует разгулу оголтелых степных ветров. Выйдешь из казармы ветер прохватывает насквозь.

Но сейчас нам жарко. Уже битых два часа мы занимаемся строевой подготовкой.

Взводный не дает передышки. Так начинается каждый день, и конца этому не видно.

Л-левой! л-левой! л-левой!

Пр-равое плечо вперед!

Кру-гомм!

Вольно!.. Каждый красный командир должен обладать безукоризненной выправкой. Каждый красный курсант должен в совершенстве владеть строевой подготовкой!

Иначе самолет от земли не оторвется... - бурчит кто-то за моей спиной.

Мы улыбаемся. Это - ошибка. Комментировать науку строевого командира категорически не рекомендуется. Взводный на мгновение задумывается, словно решает сложнейшую воспитательную задачу, и внезапно взор его просветляется.

На-пра-вo! Шагом - ар-ррш!

И снова, выкатив глаза, мы испытываем крепость солдатских сапог.

Я украдкой оглядываю товарищей: Прокоп Акуленко, Паша Путивко, Андрей Брагин, Миша Штыркин, Сережа Черных, Саша Семенов, Борис Смирнов, Миша Салаутин, Николай Петрухин - все старательно тянут ножку. Никто не пытается философствовать. Взводный доволен.

Набор тридцатого года в Сталинградской летной школе чрезвычайно пестрый по составу. Тут ребята из города, из деревни, из армии, с разными специальностями, с разным уровнем знаний. Но перед началом полетов на испытание нашей пригодности к летной работе все мы равны, никто ни перед кем не имеет никаких преимуществ, никто не гарантирован от отсева, отчисления.

Полеты на испытание начинаются поздней осенью. Летное поле уже припорошено первым снежком. Нашу группу предстоит проверить инструктору Климову.

Молодцеватый, с рыжей гусарской бородкой, сдержанный и немногословный, летчик-инструктор Климов в воздухе чрезвычайно зорок. Он умеет быстро почувствовать состояние курсанта. Ему достаточно совершить с вами два-три полета, и он уже хладнокровно готов доверить машину для управления в воздухе. Я ни разу не видел, чтобы Климов нервничал, хотя сам, например, поначалу чувствовал себя совсем не безмятежно. Теперь я понимаю, что наш инструктор был очень хорошим летчиком.

А тогда, в первом полете, мне некогда было следить за своими ощущениями. Пока самолет поднимал Климов, все казалось простым, ясным. Но стоило взять ручку управления самому, послушный У-2 моментально превратился у меня в тупого и дикого осла. То, задрав нос, он лезет в гору, то вдруг клюет вниз. Я вижу, как близка земля, которая сразу стала чужой и враждебной, и потому на всякий случай стараюсь держаться от нее подальше.

Спокойнее! Отпусти ручку, - раздается голос Климова и тогда я вспоминаю, что в самолете не один. Машинально отдаю ручку от себя -самолет на секунду выравнивается. Но уже в следующий миг что-то начинает притягивать его к земле, и тогда я снова рву ручку на себя. Так он в летит у меня - то вверх, то вниз, словно вынюхивая что-то. Добиться от машины ровного полета невозможно, и, почувствовав это, я уже чисто механически выполняю все команды невозмутимого инструктора.

Мой первый полет затянулся и порядком утомил меня. Хотя воздух был морозный, а кабина открытая, холода я не чувствовал. Когда приземлились, казалось, будто совершил дальний перелет. Но Климов ошарашил: весь полет длился только шесть минут!..

Группа Климова одна из немногих первый этап проверки прошла без потерь.

Мы учимся по уплотненной программе. Большую часть времени на старших курсах занимают полеты, так что весь теоретический курс осваивается в основном в первый и частично во второй год обучения. Много времени проводим в классах, на тренажерах. Два дня в неделю - субботу и воскресенье - работаем на строительстве Сталинградского тракторного завода. Пожалуй, в городе нет организации или предприятия, которые бы в той или иной мере не участвовали в этом строительстве. И мы, курсанты авиашколы, - не исключение. Когда же первый трактор сходит с конвейера - в городе праздник. Законно гордимся со всеми трудящимися успехами пятилетки.

А казарму облетает еще одна новость: нам предстоит своими силами построить здание авиашколы, клуб, несколько служебных помещений - в общем, целый авиагородок. Для этого первым делом необходимо проложить узкоколейку от карьера.

И вот уже через несколько дней к месту будущего авиагородка "кукушка" подтащила первые вагоны со стройматериалами. Курсант нашей группы Миша Штыркин - бывший машинист. Он высунулся из паровозной будки и энергично командует:

Поживей, ребятки, поживей!

Мы разгружаем вагоны. Энтузиазма нам не занимать...

Авиагородок рос быстрее, чем мы стали выпускниками. Как-то осенью тридцать второго года в школу прибыл Климент Ефремович Ворошилов и в сопровождении большой группы командиров внимательно осмотрел наше строительство. Состоялся митинг. К. Е. Ворошилов благодарил весь летный состав, руками которого была построена новая школа, рассказал нам о перспективах развития отечественной авиации. Потом присутствовал на полетах.

В 1945 году 6 мая стало особо значимым, ибо три праздника соединились в одном дне: Светлое Христово Воскресение , память великомученика Георгия и окончание войны с Германией, ведь именно тогда был подписан первый Акт о капитуляции этой фашистской державы.

Через несколько дней маршал Георгий Жуков подпишет второй Акт о капитуляции Германии , однако в этой статье нам хотелось бы рассказать о другом Георгии - человеке уникальной судьбы и воинского дарования, единственном генерале, лично облетевшем перед войной всю западную границу, единственном советском летчике, воевавшем на самолете с изображением великомученика Георгия Победоносца. Воине, на которого устраивали специальную охоту вражеские пилоты - генерал-майоре авиации Георгии Нефедовиче Захарове.

Будущий генерал-майор авиации Георгий Нефедович Захаров родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семенкино Средне-Волжского края Байтуганского района. Жизнь его сложилась непросто: юность совпала с гражданской войной.

В течение нескольких месяцев родное село не раз переходило из рук в руки. Ломался уклад крестьянской жизни. В 1920 году из-за свирепствовавшего голода на Поволжье умерли родители Георгия, а старший брат ушел служить в РККА - Рабоче-крестьянскую Красную армию. Впоследствии Георгий Захаров писал: «...самый тяжелый на моей памяти двадцатый год, некогда крепкое село уже давно разорено до основания.... Начался голод, и в лютую зиму в течение нескольких дней от голода умерли отец и мать. Потом умерла бабушка. Взрослых дома не осталось. Несколько дней мы жили тем, что я срезал полоски с лошадиной шкуры, которой была обита дверь, а старшая сестра Василиса из этих обрезков делала нам отвар. Шкуры хватило ненадолго, и вот Василиса устроилась нянькой в одну зажиточную семью. Младшего брата на время взяли к себе дальние родственники. Меня и сестру Сашеньку они прокормить уже не могли. Тогда намотал я на себя и сестренку все, что могло служить одеждой, забил двери дома досками, и ранним морозным утром мы пошли прочь от родного дома, в котором нас ожидала неминуемая голодная смерть.

Вряд ли мы прожили б ту зиму, если бы однажды не повстречали двух таких же оборванцев - брата и сестру. Они были нам ровесниками. Мы вместе ходили весь день, собирая подаяния, а на ночь они привели нас к себе в дом. Это был покосившийся и запущенный вдовий дом. Навстречу нам поднялась изможденная женщина. Мы с Сашенькой стояли на пороге, готовые по первому ее знаку уйти или остаться.

Женщина заплакала, и мы остались.

В этом доме мы прожили до весны. Потом я батрачил, был в приюте, снова батрачил. Так прошло много месяцев - мы выжили...»

А когда Георгию исполнилось 16 лет, он стал председателем Старо-Семинкинского селькресткома. «Крест» тут - от слова «крестьянский»: сельские крестьянские комитеты представляли собой артели, созданный для оказания взаимопомощи. Это было в 1924 году. А в 1928-м, проработав на этой должности четыре года, двадцатилетний Георгий отправился учиться в Рязанский Сельхозтехникум. Во время учебы Георгий работал комбайнером. Как сложилась бы жизнь этого парня, останься он и дальше на «гражданке»? Бог знает. Но Георгий Нефедович резко изменил направление: не доучившись двух месяцев, он бросил свой техникум и ушел в армию. Мелевисский военкомат направил его в 7 В.Ш.Л. - Военную школу летчиков.

В декабре он 1933 года оканчивает ВШЛ и поступает на курсы командиров звеньев, по окончанию которых отправляется на Украину, в Киев - в 109 авиационную эскадрилью, служить в должности старшего летчика, командира звена.

В марте 1936 года он - уже в звании лейтенанта. А в октябре Захаров летит в Испанию, - воевать. Там шла гражданская война: Вторая Испанская республика сражалась с фашистами. Там и был открыт счёт сбитым им самолетам.

В октябре немцы готовились к генеральному штурму Мадрида. После каждого вылета все «наши» пилоты заправляли машины и, загрузив боекомплект, рядом со своими машинами ждали нового вылета.

Очередной приказ получен. Все на взлёт, Григорий Нефедович пробует пулемёты, и - эх, незадача! - у двух надо менять стволы. А самолеты уже взлетают. Что делать? Быстро поправив пулеметы, через несколько минут он взлетел. Но от своих уже отстал, а потому в одиночестве идет в сторону Мадрида. Над Мадридом осматривается, а вокруг никого нет! Ни своих, ни чужих... Набирает высоту и движется в сторону противника. Нет никого! Всматривается в горизонт в направлении солнца и замечает, наконец, силуэты бипланов. Пересчитывает их: двенадцать. Понятно, что свои - заходят к Мадриду со стороны солнца. Самолеты идут по дуге. Захаров быстро сокращает расстояние по прямой и, немного опередив группу, выскакивает впереди. Покачивает крыльями. Его замечают и догоняют. Но вместо своих он видит «Хейнкели» противника.

Они кинулись на самолет сразу всем скопом, мешая друг другу. Их первое «здрасьте» - очередь из крупнокалиберного пулемёта по машине Захарова. Спас отработанный навык: автоматически закрутил машину в глубокий вираж, не давая вести по себе прицельный огонь. Машина вся в пробоинах, но Захаров жив. Трижды в прицел его пулемета попадают самолеты противника, и трижды он стреляет. Другого выхода, кроме как вести противника к своему аэродрому, нет - там свои, там помощь. Последняя очередь, уже во время посадки, разбивает приборную панель, но самолет сел. Техник вытаскивает Захарова из машины, и они прячутся в укрытии.

Ему вообще, как принято говорить, везло. Ещё в начале своей службы в 109 авиационной эскадрильи пришлось участвовать в испытаниях нового самолета И-15. Тогда, решив подняться на максимальную высоту, на высоте 7000 метров он вдруг потерял сознание, свалился в «штопор» и начал падать. Пришел в себя на высоте трёх тысяч метров и, выйдя из «штопора», сумел посадить машину. На все вопросы, как он это сделал, вразумительного ответа не смог дать даже себе.

А парашют очень не любил, говорил, что это самое страшное, - прыгать с парашютом. За всю карьеру летчика - только три раза и прыгал, когда учился в Высшей школе летчиков.

Но вернемся в Испанию, в небе над которой за 11 месяцев Георгий Нефедович Захаров сбил 10 самолетов. В апреле 1937-го ему присвоили звание старшего лейтенанта. И отправили на другой конец света - в Китай в качестве командира истребительной авиагруппы.

Во время одного из самых сильных сражений с японцами, когда на каждого нашего истребителя приходилось по три противника, погиб сослуживец Захарова Николай Смирнов, вылетевший в бой на самолете Захарова. Этот самолет, как машина командира, не имела номера, но была обозначена большим нулём на фюзеляже. Летчики её так и называли - «нулёвка». Так вот, как потом оказалось, два звена японских истребителей имели четкое задание сбить именно эту машину, - японцы были прекрасно осведомлены о том, кто летает на этом самолете. О своей «победе» они даже сообщили в печати!

А вот другой случай. При транспортировке в СССР И-96, трофейного японского самолета, во время перелёта над горным хребтом на высоте 4000 метров отказал двигатель, и самолет стал быстро терять высоту. Машину терять нельзя - слишком тяжело её добывали. Значит, надо сажать. А куда? Снижаться в горах густых облаках... Но самолет вынырнул из облаков ровно между двумя горами, в маленьком ущелье с каменистым ручьём на дне. Туда-то и стал сажать машину Захаров. От удара потерял сознание, а когда очнулся, увидел что левая рука стала мягкой и податливой. Еще не понимая, что с ней, сильным рывком попытался вправить, как это делают при вывихах. От этой операции чуть не потерял сознание второй раз. Впоследствии врачи объяснили ему, что этим рывком он спас руку: она была переломлена в двух местах, и он поставил ее в то единственное положение, при котором переломы впоследствии срослись так, что рука не утратила подвижности. Опять «везение»?

В китайской командировке Захаров прибавил к своему счету ещё два сбитых самолета. А в июле 1938 года вернулся в СССР - и стал сразу полковником. В 1940 в РККА восстановили звание генерал-майора, - Георгий Нефедович сразу его получил.

Великую Отечественную войну он встретил в качестве командира 43 Истребительной Авиационной Дивизии. Одна из немногих, если не единственная, 43 ИАД оказалась организованной и боеспособной истребительной дивизией на всем Западном фронте, достойно встретившей врага и сражавшейся с ним на равных.

Вот только несколько примеров фантастического героизма летчиков этой дивизии, прикрывавшей Минск и участвовавшей в обороне Могилева. Немецкие бомбардировщики ходили к Минску только под сильным прикрытием: при общей неблагоприятной для нас обстановке ежедневный итог побед и потерь в воздушных боях складывался в нашу пользу. Один И-16 из 163-го полка разогнал 15 бомбардировщиков и не дал им прицельно сбросить бомбы. Этим истребителем был младший лейтенант Ахметов. Командир эскадрильи из этого же полка старший лейтенант Плотников во главе шестерки И-16 вступил в бой с 26 истребителями противника. Враг в этой схватке потерял 6 самолетов, а наши потерь не имели...

За один день июня 163-й полк сбил 21 вражеский самолет. Такое количество боевых машин не всегда удавалось сбивать даже всей дивизией во вторую половину войны, хотя и самолеты будут не в пример лучше! Сам Захаров в первый день войны сбил под Минском два немецких самолета. Только за первые полтора месяца летчиками 43 ИАД (всего 289 человек) было совершено 4638 вылетов и сбито 167 самолетов противника!

Но уже в октябре 1941 года Захарова переводят начальником истребительной школы летчиков в Улан-Удэ: такой неожиданный поворот событий был связан с небольшой стычкой Захарова с генералом Ставки, прибывшим на фронт для инспекции.

В апреле 1942-го - снова перевод: Захаров становится начальником Ташкентской школы стрелков-бомбардировщиков. А меньше чем через год наконец возвращается на фронт. Теперь он - командир 303 истребительной авиационной дивизии, только что сформированной по приказу Наркома Обороны. В ее составе постоянно находилось 5-6 Истребительных Авиационных полка, в том числе и знаменитая эскадрилья «Нормандия».

«С 22 февраля сего года по 15 сентября сего года дивизия произвела - 7695 успешных боевых вылета...в которых сбито 234 и подбито 34 самолетов противника.

Летный состав значительно окреп, повысилась дисциплина и осмотрительность в воздухе, коллективная спаянность и взаимопомощь в бою, чему немало научил лично тов. Захаров....», - писал в начале октября 1943-го в боевой характеристике на командира 303 Смоленской истребительной авиационной дивизии командующий 1 Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Громов.

В 1944 году Захаров получил в свое распоряжение ЯК-3 - самолет, который он считал лучшей боевой машиной того времени. Тогда же и появилось на фюзеляже командирского ЯК-3 изображение святого Георгия Победоносца, пронзающего змею с головой Геббельса.


14 апреля 1945 года в представлении на присвоение звания Героя Советского Союза мы читаем:

«...В бою смел, решителен и безудержно напорист, чем постоянно служит образцом отваги и мужества для своих подчиненных. ... Умелым руководством генерал Захаров сколотил свою дивизию в крупную боевую единицу. ... В составе дивизии все время находится полк французских летчиков "Нормандия", среди которых генерал Захаров пользуется неограниченным уважением и авторитетом. ... Генерал Захаров умело передает свой огромный боевой опыт молодому летному составу и постоянно учит их искусству воздушного боя, за что пользуется большим заслуженным авторитетом....

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленную доблесть, мужество и отвагу в 153 боевых вылетах, в которых было проведено 48 воздушных боев и сбито 10 самолетов противника - генерал-майор авиации Захаров Георгий Нефедович вполне заслуживает высшей правительственной награды звания Герой Советского Союза».

Указ о вручении был подписан 19 апреля 1945 года. Всего за время службы Георгий Нефедович Захаров был награжден: за период пребывания в Испании - тремя орденами Красного Знамени; в Великую Отечественную войну, с присвоением звания Героя Советского Союза, ему были вручены орден Ленина и медаль «Золотая звезда».

Кроме того, он был награжден орденами: Александра Невского, Кутузова II степени; медалями: «За Кенигсберг», «За Берлин», «За победу над Германией», французским орденом «Офицерский крест почётного легиона» и «Военным крестом».

Но и это еще не все. Захаров был трижды награжден орденом «Красная звезда» - в 1945, 1951 и 1955 годах. Получил он в 1955 году и «Орден Ленина» - а выше этой награды в советские времена было только звание Героя Советского Союза.

За все три войны, в которых ему довелось участвовать, Захаров сбил 22 самолета противника и ни разу не был сбит сам. Именем Героя названа улица в селе Старое Семенкино. Захаров является почетным гражданином Франции.

И после войны Георгий Нефедович Захаров продолжал служить в ВВС СССР.

Заканчивал он службу на Дальнем Востоке. Вот как об этом вспоминает заслуженный военный лётчик СССР, генерал-лейтенант авиации Пётр Николаевич Масалитин: «Иногда ставились задачи на сопровождение звеном МиГ-15рбис (самолеты-разведчики - прим.ред.) самолёта Ил-28 генерала Захарова, когда ему следовало перелететь на какой-нибудь аэродром Курильских островов. Обеспечив посадку комдива, звено возвращалось на наш аэродром. Следует указать, что разведка и ВВС США, базировавшиеся на о. Хоккайдо (Япония), всегда внимательно следили за полётами и перелётами генерала Г.Н. Захарова...»

В октябре 1960года Захаров вынужденно ушел в отставку, но продолжил работать, написав две книги - «Рассказы о истребителях» и «Я - истребитель».

Известно, что Георгий Нефедович Захаров просил особенно молиться за летчиков, не вернувшихся с заданий. Сам Георгий Нефедович отошел ко Господу 6 января 1996 года, не дожив двух лет до своего 90-летия.

Вечная память славному Герою Отечества!


Использованы материалы архива школьного музея боевой славы и интернациональной дружбы 303 ИАД и I ОИАП «Нормандия-Неман» ГБОУ СОШ №712 г. Москвы:

  • Боевая характеристика на командира 303 Смоленской Истребительной авиационной дивизии, генерал-майора авиации т. Захарова Георгия Нефедовича (16.10.1943 г.);
  • Автобиография полковника Захарова Георгия Нефедовича (25.10.1938 г.);
  • Личное дело 26 ВА Захарова Георгия Нефедовича с автобиографией (20.12.1951 г.);
  • Послужной список Военного Министерства Союза ССР Захарова Георгия Нефедовича;
  • Представление на присвоение звания Героя Советского Союза - командиру 303 истребительной авиационной Смоленской краснознаменной ордена Суворова дивизии генерал-майору авиации Захарову Георгию Нефедовичу (14.04.1945 г.),
  • Книга Г.Н. Захарова « Я - истребитель»

Родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник национально - революционной войны в Испании 1936 - 1939 годов. В воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов лично и 4 в группе. В 1938 году, участвуя в оказании интернациональной помощи народу Китая в борьбе с японскими захватчиками, уничтожил ещё 2 самолёта.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражался на Западном, 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Командовал авиационной дивизией, в состав которой входил и полк "Нормандия - Неман", укомплектованный французскими лётчиками - добровольцами.

Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно. Лично сбил 10 самолётов противника, из них 2 над Минском в первый день войны. 19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1961 года - в запасе. Жил в Москве. Написал 2 книги воспоминаний о своей боевой деятельности: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.

Георгий Захаров родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. Окончив сельскохозяйственный техникум работал в совхозе. С 1930 года в Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов и курсы при Военной академии Генерального штаба. Службу начал в 109-й истребительной эскадрильи Киевской Воздушной бригады.

В 1936 году, уже Старшим лейтенантом, командиром звена, добровольцем отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. Первый вылет совершил 4 Ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И-15. 9 Ноября 1936 года сбил первый самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик Arado Ar.68 (это был итальянский разведчик "Ромео"). В Феврале 1937 года сбил истребитель Fiat CR-32.

Лучшие дня

В одном из вылетов, над Мадридом, он был атакован группой из 12 истребителей. Проведя бой в одиночку, Захаров сбил 3 машины и вернулся на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так:

"Они кинулись на мой самолёт скопом, мешая друг другу... Я крутился внутри клубка, пытаясь оттянуть их к Мадриду... я знал: ни секунды по прямой!... Трижды "Хейнкели" попадали в мой прицел, и трижды я жал на гашетки..."

После посадки в его самолёте насчитали 140 пробоин...

Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея 6 личных и 4 групповые победы.

Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай, где одержал ещё 2 победы, летая на биплане И-152 (в Феврале и 29 Апреля 1938 года сбил по одному самолёту Мицубиси А5М).

По возвращении в Советский Союз ему присвоили звание Полковник, а в 1941 году и Генерал - майор авиации. Начало Великой Отечественной войны Г. Н. Захаров встретил командиром 43-й истребительной авиационной дивизии, базирующейся в Минске. Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания и в первый же день войны уничтожил 2 Ju-88, в двух вылетах, летая на истребителе И-16. Вот как он сам описывает это:

"Низко над Минском ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, "Юнкерсы" под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88 над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил дымя, но я думаю, что не вытянул - как и у первого, у него слишком мал был запас высоты"...

Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании. В начале Октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126. В Ноябре 1941 года Захарова назначили командиром Учебной истребительной авиашколы в Улан - Уде, но в Декабре 1942 года, он возвратился на фронт и принял под командование 303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение французских лётчиков - добровольцев "Нормандия - Неман". Он принял участие в борьбе под Курском, а затем дивизию перебросили на 3-й Украинский фронт.

Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью "Нормандия" новых лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные бочки, перевёрнутый полёт. И всё это было мастерски исполнено у самой земли. Наши лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался к земле в перевёрнутом полете. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа, приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа (необходимо учесть, что Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет).

Летом 1944 года уничтожил истребитель Ме-109, а в 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.

К Маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Генерал - майор Авиации Г. Н. Захаров совершил 153 успешных боевых вылета, провёл 48 воздушных боёв, в которых лично сбил 10 самолётов противника.

19 Апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы, одержанные им в 3-х войнах.

После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд ответственных командных должностей. За период службы награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Кутузова 2-й степени, Отечественной Войны 1-й степени, Aлександра Невского, Красной Звезды (дважды), французским орденом Почётного Легиона, многими медалями. Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта