При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится , если дальше не следует вторая часть сложного союза - то, так , но :
1. Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и _ сколько философ ни шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сача ичи, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками (запятая не ставится, так как после придаточного предложения есть союз но )
Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и, сколько философ ни шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сача или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками (в этом случае поставлена запятая, так как нет союза но .)
2. и _ когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови.
Сравните: Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и, когда она остановилась на щеке, он различил ясно, что это была капля крови.
Он поспешно отошел к крылосу, развернул книгу и, чтобы более ободрить себя, начал читать самым громким голосом . Философ стоял на высшем в дворе месте, и, когда оборотился и глянул в противоположную сторону, ему представился совершенно другой вид. Меня удивляло, что, когда ни приедешь к дедушке, всё находится в том же виде, как и десять лет назад, точно время здесь остановилось, как в заколдованном царстве. Сияя в блеске солнца, море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера, сознающего, что, если он захочет, одно движение - и работа лилипутов исчезнет.
Подсказка по теме Запятая на стыке двух союзов
Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное:
Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом. - Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна. (Ср.: Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарилась голубоватым светом. и и то ).
Посевная закончилась, и, хотя можно было немного передохнуть, механизаторы занялись ремонтом техники. - Посевная закончилась, и механизаторы занялись ремонтом техники, хотя можно было немного передохнуть. (Сравните: Посевная закончилась, и _ хотя можно было немного передохнуть, но механизаторы занялись ремонтом техники. В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и но ).
Лес молчал, и, если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы, тишина была бы мертвой. - Лес молчал, и тишина была бы мертвой, если бы не болезненные вскрики ночной птицы.
Ангелина Семеновна выяснила, что Веник уколов не делал и что сейчас их делать уже поздно, потому что если собака была бешеная, так и Веник в ближайшие дни непременно должен взбеситься.
Конспект урока «Запятая на стыке двух союзов».
Сочинительный соединительный союз и может связывать:
Если однородные члены предложения связываются одиночным союзом и, запятая между ними не ставится.
Например:У меня есть два брата и три сестры.
Если однородные члены предложения связываются повторяющимся союзом и, запятая между ними ставится. При этом запятая ставится перед вторым из повторяющихся союзов.
Например:В магазине мы купили хлеб и колбасу, и масло, и картофель.
Если перед однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом и, есть член предложения без союза, то запятая ставится уже перед первым повторяющимся союзом.
Например:В магазине мы купили и хлеб, и колбасу, и масло, и картофель.
Внимание! Запятая не ставится в таких выражениях, как и папа и мама, и бабушка и дедушка и подобных, так как оба слова можно заменить одним, например родители.
Если союз И связывает простые предложения в составе сложносочиненного, то перед ним всегда ставится запятая.
Например: Началась весна, и все дороги размыло.
Запятая не ставится в том случае, если обе части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
Например: Утром в лесу просыпаются птицы и выходят на охоту дикие звери (и птицы просыпаются, и звери выходят на охоту утром).
В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными придаточные могут соединяться между собой однородным соподчинением (т. е. они присоединяются к главному одинаковыми союзами и отвечают на одинаковые вопросы). Такие придаточные могут между собой соединяться союзом и, при этом второй подчинительный союз опускается. Запятая перед союзом и не ставится.
Например:[Сосед сообщил мне], (что дети уже пришли из школы) и (отец вернулся из командировки).
1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного предложения не требует перестройки главного предложения (практически - если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но , наличие которой требует такой перестройки), например: Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение (Л. Толстой) (придаточная часть чтобы кормиться может быть опущена или переставлена в другое место предложения без перестройки главной части); Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если теперь он сядет, ему уже больше не подняться (Б. Полевой) (придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить); А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Симонов) (при изъятии придаточного уступительного с союзом хотя предложно-местоименное сочетание от них становится неясным, но в структурном отношении такое изъятие возможно, поэтому запятая между сочинительным и подчинительным союзами в подобных случаях обычно ставится).
Если же за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится, например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко) (придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить без перестройки подчиняющего предложения, так как рядом окажутся слова что и то); Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням, словно пробуя этим утишить боль (Симонов) (при изъятии или перестановке придаточного времени с союзом когда рядом окажутся слова и и то ).
Ср. также: Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало темно, как в сумерки. - Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало темно, как в сумерки (во втором случае после союза и, присоединяющего сложноподчиненное предложение, запятая не ставится); Сборы затянулись, а когда все было готово к отъезду, ехать не имело уже смысла (после противительного союза а запятая в этих случаях, как правило, не ставится, так как ни изъятие, ни перестановка следующего за союзом придаточного предложения невозможны).
В предложениях типа "Он давно уже уехал, и где он теперь, я не знаю" запятая после союза и не ставится.
2. Запятая обычно не ставится между присоединительным союзом (после точки) и союзом подчинительным, например: И кто вы такой, я знаю; А зачем это говорится, мне непонятно. Возможность постановки запятой после других присоединительных союзов связана с интонационно-смысловым выделением придаточного предложения, например: Однако, если вы так настаиваете на своем предложении, я готов его принять.
ЗАДА Н ИЕ А26
Формулировка
задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры
,
на мес-
те которых в предложении должны стоять запятые?
Сначала
никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и
мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку
упряжку собак
.
1) 1 , 2 2) 1,3 , 4 3) 1 , 2,3 , 4 4)2,4
Правильный ответ № 3 . Вы не ошиблись?
В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных .
Приведенная
выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырех простых
предложений
.
Первое из них главное. К нему присоединено
придаточ
н
ое изъяснительное при
помощи союзного слова каким
.
Третье
предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но.
Четвертое представляет собой при
д
аточную
часть со значением времени и
присое
д
иняется к третьему при помощи временного
по
д
чинительного союза когда
.
Что
т
р
ебует
ся
от уче
нико
в
:
знание темы
:
«Знаки препинания в сложном предложении с
союзной и бессоюзной связью
.
Сложное предложение с
разными видами связи. Пунктуация на
с
т
ыке союзов
»
.
1. Пунктуа ц ия на стыке союзов
Так как в этом задании часто присутствует такая пунктограмма, как стык союзов, повторим теорию и вспомним соответствующее пунктуационное правило.
Стык с ою з ов - это пространство в предложении между двумя союзами:
· между двумя подчинительными союзами ;
· между сочинительным и подчини т ельным союзом .
За пя т ая с тави т ся н а с ты к е д в ух сою з о в, если у вто ро г о с ою з а н ет про д о лжения в виде сл ов Т О , НО и д р .
Зап
я
т
ая н
е
с
т
ави
т
ся на с
т
ы
ке д
в
ух
сою
з
ов
, есл
и
у
втор
ог
о сою
за ест
ь про
д
о
лже
н
ие в
виде слов Т
О
,
НО и
д
р
.
Сравните два предложения:
1
.
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что, если
у вас будет
уважительное отношение
.
к
другим и немного находчивости
,
придет память на правила
хорошего поведения
,
желание и
умение их применить
.
2.
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, ч
т
о
если
у вас бу
д
ет уважительное отношение к
другим и немного нах
о
дчивости, то
придет память на
правила хорошего поведения, желание и
умение их применить
.
В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО +ЕСЛИ).
В первом предложении у второго союза ЕСЛ И нет про д о лж ения в виде слова ТО , поэтому на стыке союзов мы ста ви м за пя ту ю (Ч Т О , ЕСЛ И ) .
В
втором предложении у союза
Е
СЛ
И
есть
пр
од
о
лже
ни
е в виде
слова Т
О
(ЕСЛИ... Т
О
)
,
поэтому на стыке с
ою
з
о
в (ЧТО ЕСЛИ
) мы
не с
т
авим
з
апятой.
2 . Пу н к т у ация пере д союзо м И в с л ожном пр едл о же нии
В задании А 26 бывает еще одна т р удность : пунктуаци я перед союзом И.
Сравним два
предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая
,
а в каком нет (знаки препинания не
расставлены)
:
·
Молодой писатель
внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) ес
л
и
подмечал что-нибудь интересное (3
)
записывал свои наблюдения (4) чтобы зат
е
м
использова
т
ь
их в своих книгах
.
·
В тот день мы
ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капри
з
-
но сказала (4) что вишневый компо
т
невкусный.
В первом предложении
союз И соединяет однородные сказуемые
(приглядывался
»
и
«записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится
.
На месте цифры 2 мы
поставим
запятую
:
это
стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слов
а
ТО
.
На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на
границе главной и придаточной части
.
Итак, правильный ответ
:
2
,
3,4
.
Во в
т
ором предложении союз
И соединяет два простых предложения в составе сложно
г
о
(первая грамматическая основа: «мы ужинали»
,
вторая грамматическая основа
:
«девочка сказала»),
поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует
поставить
запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в вид
е
слова
ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и
придаточной
части
.
Итак,
правильный ответ
:
1, 2
,
3
,
4
.
Для выполнения задания А26 используйте следующий алгоритм:
1. Обозначьте в предложении грамматические основы .
2. Определите границы простых предложений в составе сложной син т аксической конс т рукции .
3. Посмотрите , как эти предложения связаны межд у собой .
4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И , и в случае его наличия в пред л ожении опре д елите , что он соединяет:
· если союз И со ед иняет однородные члены , то перед ним не ставится запятая ;
· если союз И соединяет простые предложения , то перед ним ставится запятая ;
5.
Установите
,
есть ли в сложной
синтаксической конструкции стык союзов, и в случае
его наличия определи
т
е, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно
простое пре
д
ложение)
в виде слов ТО, НО:
·
если у второго союза
нет продолжения в виде слов ТО, НО и др
.
,
запятая с
т
авится
на стыке двух союзов;
· если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО , НО и д р , запятая не ставится на стыке двух союзов.
6. Найдите границы между главной и при д а т очной частью и на их мест е поставь т е запяты е .
Образец применения алгоритма при выполнении задания А26:
Расставьте знаки препинания в следующем пре д ложении:
Летом прошло
г
о
г
ода я окончил
инстит
у
т
(1
)
и
(2)
когда
приеха
л
из П
е
т
е
рбур
г
а
(3) про-
с
то поражен бы
л
(
4
)
как изменился наш
г
ород
.
Это сложноподчиненное
предложение
,
состояще
е
из главной части
«Л
е
то
м
прош
л
о
го
г
ода
я
окончил институт и просто поражен бы
л»)
и двух придаточных
(«ко
г
да при
ех
а
л
и
з
Петербурга»
,
«
как из
ме
ни
л
ся наш
город»)
.
В этой сложной
синтаксической конструкции наблюдается параллельное по
д
чинение
придаточных предложен
и
й к главному.
Пр и даточное вр е мени присоединяется при помощи союза КОГДА , а придаточное изъяснительное связано с гл а вн ым посредством союзного слова КАК
Перед союзом И , на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражен был».
На месте цифры 2
запятая необходима: это стык союзов И+КОГДА
,
при втором союзе
КОГДА нет продолжения в виде слова ТО
.
На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главного предложения и придаточной части.
Итак, правильный ответ: 2,3,4
Разделы: Русский язык
Цели:
Оборудование : практические материалы, ключи, словарь
Тип урока: объяснение нового материала.
Эпиграф: Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. М. Карамзин)
Психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
ІІ этап. Учебная деятельность по принятию проблемы урока (до 6 мин)Цель этапа (планируемый результат): активизация субъективного опыта учеников, познавательный интерес, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.
Педагогическая задача: актуализировать опорные знания и умения, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
2.1. Вступительное слово учителя
– С какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках? (Сложноподчиненное предложение) – Как вы думаете, мы уже все изучили в данной теме? (Нет) – Значит, сегодня мы будем продолжать знакомство со сложноподчиненными предложениями. Тем более что русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь. Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина, которые стали эпиграфом к нашему уроку: “Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному”. |
2.1. Актуализируют знания |
2.2. Формулировка темы, цели,
проблемы урока
– Какова же тема нашего урока? Как видите, на доске нет никаких записей. Это потому, что тему урока должны определить вы. Поэтому мы начнем работу с выполнения задания. В ваших рабочих тетрадях даны сложноподчиненные предложения. Расставьте в них знаки препинания, используя знания, полученные на предыдущих уроках. И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт (Р. Тагор). Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого (Л. Фейхтвангер). Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант! (В. Белинский) Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает (Г. Гейне). Если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет конец. (О. Погорелов) |
2.2. Выполняют задание |
2.3. Постановка учебной задачи
– Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом. – Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? 3 ошибки? – Какое из предложений вызвало наибольшее затруднение? (3 предложение. ) – Почему? Чем это предложение не похоже на другие? (Рядом два подчинительных союза. ) – Какой возникает вопрос? (Как ставить знаки препинания, если рядом стоят два подчинительных союза. ) – Какова тема нашего урока? (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов .) |
2.3. Проводят самоанализ. Определяют затруднения |
2.4. Поиск решения учебной задачи
– Как же мы будем работать на уроке? Обратимся к вашим рабочим тетрадям. Используя глаголы, составьте программу действий, которая поможет изучить правило и научиться расставлять знаки препинания. Находить... Использовать... |
2.4. Определяют для себя цели и задачи урока. |
Цель этапа (планируемый результат): решение проблемы урока с опорой на собственный опыт, знание теоретического материала; познавательная активность учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся, создать ситуацию творческих размышлений с целью решения проблемы урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
3.1. Создание условий для
формулировки правила
– Итак, программа составлена. Для того чтобы сформулировать правило, предлагаю вам сравнить два примера. 1. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать. 2. Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать. – Чем похожи и чем отличаются эти примеры? – Готовы ли вы сформулировать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух союзов? Как оно звучит? – Проговорите правило друг другу – Итак. Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя; что когда и т. п.), то между союзами ставится запятая. Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то или так. |
3.1. Работают в группе, обсуждают,
выделяют необходимую информацию в тексте,
анализируют, ведут диалог, делают выводы. Проговаривают правило друг другу. |
3.2. Организация групповой работы.
При работе группа пользуется опорой,
предложенной учителем
– Сейчас я предлагаю вам, используя собственные знания и материал учебника, составить алгоритм рассуждения при применении данного правила. (В рабочей тетради.) Алгоритм Убедись, что перед тобой именно сложноподчиненное предложение. Определи границы главного и придаточных предложений. Определи ошибкоопасное место. Посмотри, есть ли вторая часть союза. Запятая не ставится Запятая ставится |
3.2. Еще раз прорабатывают правило, составляют алгоритм применения данного правила |
3.3. Презентация выполненных заданий с последующей корректировкой продуцируемых учащимися ответов | 3.3. Представляют результаты работы группы. При необходимости проводится коррекция. |
3.4. Организация первичного
закрепления (фронтальная работа)
На практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно. Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании. – Правило сформулировано. Теперь следует закрепить на практике его применение. Обратимся к заданию 5 в ваших рабочих тетрадях. 1) Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. (Гончаров) 2) Известно ведь, что когда паны дерутся, то у холопов чубы начинают трястись. (Константинов) 3) Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. (Соколов – Микитов) 4) На задаваемые вопросы он [Дерсу] объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя. (Арсеньев.) 5) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (Пушкин) 6) Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро. (Чехов) 7) Я люблю эту бедную природу, может, потому, что, какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне. (Салтыков-Щедрин) 8) Я ждал ее рассказа, молчал, боясь, что, если спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону. (Горький) 9) Брат строго сказал Алеше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить свое обещание. 10) Сначала страшно показалось Вакуле, так что если б он не наклонился, то задел бы его шапкой. (Гоголь) |
3.4. Работая фронтально, формируют навык постановки знаков препинания. |
3.5. Страничка знатока
– Какой раздел языкознания изучает постановку знаков препинания? (Пунктуация.) – К.Г. Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”. А знаете ли вы, когда появились знаки препинания и как они изначально назывались? – С.И. Львов в книге “Язык и речь” приводит интересные сведения о знаках препинания. В середине XV в. типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности; она была принята большинством народов Европы и существует до настоящего времени. Учеными установлено, что в древних рукописях точка появилась раньше, чем все остальные знаки препинания. Затем в XV в. стало употребляться двоеточие, немного позже – запятая и, наконец, точка с запятой (“полуточие”). До XVI века слова на Руси не разделялись вообще. Названия некоторых знаков препинания послужили основой создания фразеологизмов. Вот перечень фразеологических сочетаний: поставить точку над и; ставить точку; между ними запятая вышла; отправная точка; высказывать точку зрения. Ну а более подробно вы сможете познакомиться с историей знаков препинания дома, использовав материал “Это интересно”, который помещен в конце вашей рабочей тетради. |
3.5. Слушают, расширяя свои представления о истории литературного языка. |
3.6. Практикум
– Писатели, поэты, ученые делают свои наблюдения и формулируют яркие мысли, которые носят обобщенный характер. Это авторские пословицы. Именно с такими обобщенными наблюдениями вы начинали работать в начале урока. Вы знаете, как называются эти авторские пословицы? (Афоризмы ) – Дайте определение афоризма. Для этогоЗаглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь . (Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Шведовой ). – Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее время наше общество поразила под названием “кризис”. Это не только кризис экономический, это, что гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный симптом этого кризиса – равнодушие. Я хочу познакомить вас с высказыванием педагога В. Сухомлинского: “Равнодушие – еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы”. Какое предложение у вас получилось? (Сложноподчиненное ) Как вы считаете, почему равнодушие в обществе можно назвать самым страшным симптомом разрушения человека? (С молчаливого согласия равнодушных людей совершается все страшное на земле. ) – Подберите антоним к слову эгоист (альтруист). |
3.6. Осмысление высказывания Сухомлинского. Размышления. Формулировка собственной позиции. |
3.7. Решение проблемной задачи с
опорой на текст и собственный опыт. (Творческое
(индивидуальное) задание)
– Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением Сухомлинского. Предложение начните так: Я согласен (не согласен) с тем, что если.... Полагаю, что, для того чтобы.... Работа с предложенными схемами. Форма работы: в парах – Мы расставляли знаки препинания, строили сложноподчиненные предложения по предложенному началу, а теперь давайте попробуем, работая в парах, построить предложения по схемам. 1. [ глаг. ], (что, (когда…), ….). 2. [ глаг. ], (что (если…), то….). 3. [ глаг. ], (что, (хотя…), ….). |
3.7. Выполняют задания, направленные на формирование навыка постановки знаков препинания, умений строить СПП по предложенной теме и схемам |
Цель этапа (планируемый результат):
Педагогическая задача: создать ситуацию творческого поиска.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
4.1. Выходной контроль
– А сейчас предлагаю выполнить вам контрольный тест, чтобы проверить усвоение изученного материала. 1. Дерсу сообщил мне, что, когда начинают замерзать реки, все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек. (Арсеньев) 2. Ей все казалось, что, если надеяться, страстно желать, все обойдется. (Каверин) 3. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую? (Погорелов) 4. Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом. (Маймин) 5. Мама всегда говорила мне, что, если уж обещание дано, так нужно выполнить его обязательно. – Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом. – Кто сделал ошибки? Какие? (При наличии ошибок проводится коррекционная работа.) Чтобы знания были впрок, следует повторить урок . – О чем мы вели речь сегодня на уроке? Какое правило изучили? – Как ставятся знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов? – Какие сведения, полученные ранее, пригодились вам на сегодняшнем уроке? |
4.1. Выполняют задание. Проводят
самоанализ.
4.2. Обобщают изученное. Определяют личностную значимость изученного |
Цель этапа (планируемый результат): определение учащимися степени своего участия в учебной деятельности, ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для осознания учащимися личностных смыслов в изучении темы.
VІ этап. Домашнее задание (1 мин)Цель этапа (планируемый результат): осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.
Педагогическая задача: подготовить учащихся к выбору домашнего задания.