Борису Пастернаку, в отличие от большинства его современников, которых, «дробясь» и «измельчая», стремительно нес поток времени, часы и дни были неведомы. С рождения ему была дана иная мера бытия. Он жил в едином историческом пространстве с Блоком, Маяковским, Мейерхольдом. Но ощущал себя современником Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова. Творческий путь Б. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства. Несмотря ни на что поэт оставался верен себе: вслушивался в свою эпоху и не подчинялся диктату временщиков. В своем последнем стихотворении «Единственные дни» он вновь скажет:
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
В представлении Пастернака лирика - это голос безгласного, голос природы:
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Его поэзия призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушать существующую гармонию. Сложность пастернаковской поэзии очевидна. Это связано, я думаю, с особенностями миросозерцания и образного мышления поэта. Поэт - переводчик лесных слов, орган выражения безмолвного космоса. Это не только метафора, но и поэтическая задача, эстетический «манифест» Пастернака. Первые книги поэта «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров» избытком энергии, метафорическим потоком производили на читателя ошеломляющее впечатление. Говорили о крайнем субъективизме, сложности, поэтическом аристократизме автора. В. Брюсов назвал пастернаковские образы странными, порой нелепыми, но надуманными, по его мнению, они не были: «Поэт в самом деле чувствовал и видел так…». Пройдет менее десяти лет, и Пастернака назовут одним из самых талантливых русских поэтов. «Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, обновить легкие…». Это слова О. Мандельштама. По словам М. Цветаевой, Пастернак - первый поэт России. «Об этом знаю я и еще несколько человек, остальным придется подождать до смерти», - отмечала она.
Чем же он поразил своих современников, читавших Блока, Маяковского, Цветаеву, Гумилева? Новый, рождающийся мир отразился в стихотворном ритме Маяковского, лексике Хлебникова, добытой в вековечной глубине языка. Пастернак остановил мгновение метафорой. Он неожиданно, непредсказуемо находил связи между далекими друг от друга предметами и явлениями, сближая их ритмом, звукописью «зачищал» грани, подтягивал друг к другу. Изначально субъективный выбор связи оказывался непреложно убедительным. Напряженный ритм часто синтаксически «изуродованной» речи на огромной скорости сталкивал части метафоры - проскакивала искра, озарявшая рождение нового единства, ранее не замеченного никем.
Книга «Сестра моя - жизнь» - вторая (после «Поверх барьеров ») оформленная книга стихотворений Пастернака. Она является именно книгой, поскольку стихотворения, собранные в ней, - не просто группа циклов, они объединены общей идеей, общими образами и мыслями; при этом книга имеет собственную композицию, вступление, основную часть, состоящую из нескольких циклов, и «послесловье». Для данной книги характерно то, что Пастернак в ней идет от музыки, что в ней в разных стихотворениях одновременно присутствуют одни и те же образы («Девочка» и «Душистою веткою машучи…», «Балашов» и «Давай ронять слова… »), причем в первом стихотворении из такой пары образ как бы заявляется, задается, а в дальнейшем получает свое развитие и разрешение. Связь поколений и миров, присутствующая у Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для вселенной вообще. Это проявится еще в одном стихотворении книги - «Давай ронять слова». Интересно стихотворение «Сестра моя - жизнь», давшее название всей книге. В нем наиболее очевидно следствие восприятия истории лирическим героем - единстве всех предметов и существ вселенной:
Что в масcе, когда поездов расписанье
Камышинской веткой читаешь в купе,
Оно грандиозней святого писанья
И черных от пыли и бурь канапе.
Это стихотворение является как бы концентрацией мировосприятия лирического героя, ощущающего единство человека и жизни, человека и вселенной. В первый раз природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении «Плачущий сад». Здесь заметен очень интересный переход от сада к самому лирическому герою:
Ужасный! - Капнет и вслушается,
Все он ли один на свете
Мнет ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель.
К губам поднесу и прислушаюсь,
Все я ли один на свете…
Жизнь в природе - единственная форма сосуществования, в которой лирический герой ощущает себя способным к действию; природа становится средством приобщения к истории. В связи с образом сада можно рассмотреть стихотворения «Зеркало» и «Девочка ». Здесь заметно смещение, по сравнению с обычным, образного восприятия лирического героя:
Дорожкою в сад, в бурелом и хаос
К качелям бежит трюмо
Огромный сад тормошится в зале
В трюмо - и не бьет стекла!
Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни. Книга «Сестра моя - жизнь» - книга о любви, поэтому большинство стихотворений объединено этой темой. Очень интересно стихотворение «Ты так играла эту роль!», где выражено восприятие лирическим героем жизни как игры. Особенно характерны следующие строки:
И, низко рея на руле
Касаткой об одном крыле,
Ты так! - ты лучше всех ролей
Играла эту роль! -
Которые дают возможность вспомнить «Чайку» Чехова. Вообще в сти хах Пастернака ассоциации играют значительную роль. Так, например, они имеют значение в «Балашове»:
Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?
В природе лип, в природе плит,
В природе лета было жечь.
Задан вопрос, но на него не дается ответа. Здесь мы видим только возобновленное обращение к всеобщему тождеству мира; ответ же дан в стихотворении «Давай ронять слова». Характерно, что эпиграфом к этому стихотворению служат выше процитированные строки. Все стихотворение является приготовлением, преддверием ответа:
Ты спросишь, кто велит?
Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягайлов и Ядвиг.
Это стихотворение, несмотря на то, что оно не последнее, является как бы итоговым для всей книги. Мы видим, кого Пастернак считает центром природы, культуры, мира; при этом подтверждается тождество всего сотворенного Богом:
Кому ничто не мелко,
Кто погружен в отделку
Кленового листа…
Книга «Сестра моя - жизнь» - единое произведение, где присутствует достаточно много развивающихся тем, но поскольку центральная из них - тема любви, то от нее отходят и зависят все остальные, сама же тема любви не может быть исчерпана, настолько полно выражена она в жизни природы и вселенной. В своих стихах Б. Пастернак размышляет о времени, жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее. Стихотворения о природе свидетельствуют о глубоком понимании ее, о стремлении слиться с ней. Поэт предпочитает, чтобы природа говорила о себе сама, он одухотворяет ее. Но, пожалуй, главное, что сохранил и развил Б. Пастернак в своем творчестве, - это целостность взгляда на жизнь, на мир с общечеловеческих позиций.
Уже с первых шагов Пастернак обнаружил свой почерк, особый строй выразительных средств, художественных приемов. К его стихам читателю необходимо было привыкнуть. Много в них ошеломляло, ставило в тупик, особенно богата ассоциативность и метафоричность. Поэт находил едва заметные связи между далекими друг от друга понятиями и явлениями, сближая их самым неожиданным образом. В этом притягательность его произведений, их необычность.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.
(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.
Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.
Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.
(В)ТЕЧЕНИЕ всей недели он думал о том, (КАК)БЫ решить эту проблему.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
ИТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и ПОТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.
В ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ ЖЕ лучшего места, чем отчий край, не нашёл.
Исходя из представления о предопределённости, можно НАПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ БЫ отталкивающим или преступным он нам ни казался.
Теперь Чацкому ДАЖЕ не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ РАВНО он любит её.
В ТЕЧЕНИЕ всей недели он думал о том, КАК БЫ решить эту проблему.
Ответ: ИТАК ПОТОМУ ИЛИ ПОТОМУ ИТАК.
Ответ: итакпотому|потомуитак
Правило: Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Задание 14.
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.
По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).
В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :
сущ. – имя существительное
числ. – имя числительное
нар. – наречие
мест. – местоимение
деепр. – деепричастие
п/п - производный предлог
н/п – непроизводный предлог
в/с – вводное слово
фе – фразеологическая единица
Буква | СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС | ПОЯСНЕНИЕ |
---|---|---|
Б | бы, б | слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник. |
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось. | ||
В | всё-таки | по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис. |
в конце в отличие (отличие) в потёмках в стороне в общем (нельзя вообщем) в открытую всё время всё равно во что бы то ни стало | всегда раздельно |
|
внизу вдвое (втрое…) восвояси вдогонку | всегда слитно |
|
ввиду | пропустил ввиду
болезни (п/п, =из-за)
иметь в виду (ФЕ) украшение в виде бабочки |
|
вверх, вверху | посмотреть (куда? нар.
) вверх
; находится (где? наречие
) вверху
целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени () |
|
вглубь | уйти вглубь
(куда? нар
.) уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
вконец | обессилеть вконец
(как? нар., =окончательно
) переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
вместо, вместе в место, в месте | выступил вместо
меня (п/п, =за
), вместе
(наречие) со мной. Нельзя: заместо меня попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
вдаль, вдали в даль, в дали | смотреть (куда?, наречие
) вдаль; виднеется вдали
(где? наречие
.) в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
вначале | трудно вначале
(когда? нар.
) в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово |
|
вОвремя | сделать вовремя
(когда? нар
.) болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
вниз, внизу | упасть (куда? нар
.) вниз
; находится (где? наречие
) внизу
целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы |
|
вплоть | учить вплоть до
утра (п/п, =до
) облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п ) |
|
вплотнУю в плОтную | подойти вплотную
(как? нар., =очень близко
) завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п ) |
|
вправо | повернуть вправо
(куда, наречие)
во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
вправе | вправе
узнать (к/с, =имеет право
) доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве |
|
в продолжение в продолжениЕ, в продолжениИ | предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении") Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах. |
|
впервЫе | увидеть впервые
(когда? нар
.) скучать в первые дни (какие? числ.+н/п ) |
|
вследствие в следствиИ, в следствиЕ | рейс задержан вследствие
(п/п, =из-за
) непогоды Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п ) |
|
вслед | смотреть (куда, чему?
) вслед
(нар.) уходящему поезду идти вслед за
ним, за другом (п/п, =за)
идти след в след (сущ.+н/п ) |
|
в течение в течениЕ, в течениИ | предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении"
) Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки. |
|
Е | если бы | всегда одинаково |
Ж | Же | Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение. Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же . Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице) |
З | за границей работать и жить за неимением времени или средств за счёт (угощение за счёт заведения) | всегда одинаково |
засветло | всегда одинаково |
|
затем | Наречия и союзы: затем (когда? нар., =потом ) мы уедем; Зачем спросил? (нар., =с какой целью? ); маленький, зато (союз, =но ) шустрый. Местоимения с предлогами: Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну. Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами. Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня. |
|
зачастУю за чАстую | зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п ) | |
И | издалека | слитно всегда |
итак | Итак
, начнём урок! (вводное слово
) крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время |
|
К | -КА | Всегда через дефис по правилу частиц. Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка |
К | кряду | Несколько раз кряду
(как, наречие=подряд
) чихнул К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых |
как будто как только как бы то ни было | всегда одинаково |
|
Л | Ли (частица) | Всегда одинаково и раздельно. |
Н | напротив насквозь невдалеке | Всегда одинаково |
на протяжении | всегда одинаково |
|
навстречу на встречу | идти навстречу
(куда? нар
.); идти навстречу
(кому?) другу (п/п
) идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п ) |
|
наконец | наконец
он уснул (нар., =после всего
) перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
наперёд на пЕред (редко!) | знаю всё наперёд
(как? нар., =заранее
) упасть на перед машины () |
|
наподобие на подобие | фигура наподобие
шара (п/п, =вроде
) задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
например на пример | Был, например
, (вводное слово
) такой случай. обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п ) |
|
наполовину на половину | разрушен наполовину
(нар., =частично
) претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово) |
|
насчёт | узнать насчёт
(п/п, =о)
билетов положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ) |
|
назад на зад (редко!) | обернуться назад
(куда? нар
.) посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п ) |
|
наверх, наверху на верх, на верху* | подняться наверх
(куда? нар
.), наверху
(где? нар
.) было холодно подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение) |
|
насилу | насилу
удержал (как? нар., =с большим трудом
) надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п ) |
|
насколько на сколько | Насколько
это верно? (нар., = в какой мере?
) На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п ) |
|
настолько на столько | настолько
устал, что уснул (в какой мере? нар
.) Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п ) |
|
наверное на верное | Наверное,
будет дождь. (вводное слово =вероятно)
На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное) |
|
нАсмерть на смерть | биться насмерть
(как? нар., =до смерти
) Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п) |
|
нАголову на голову | враги разбиты наголову
(как? нар., =окончательно
) повязка на голову (на что? сущ.+н/п ) |
|
наперебой на перебои | заговорили наперебой
(как? нар., =перебивая друг друга
) жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
начистоту на чистоту | поговорить начистоту
(как? нар., =откровенно
) обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово) |
|
налицо | факты налицо
(нар., =имеются в наличии
) наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п ) |
|
надолго | уехать надолго
(нар., на какой срок?
) смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п ) |
|
навсегда на всегда | уйти навсегда
(нар., на какой срок?
) смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п ) |
|
несмотря на не смотря | бежал, несмотря на
усталость (п/п, =вопреки
) бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя ) |
|
невзирая на не взирая | Невзирая на
усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки
) Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя ) |
|
О | оттуда | всегда одинаково |
от этого | раздельно всегда |
|
оттого | Повестки я не получил, оттого
и не явился. (нар., =по этой причине
) От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека ) Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .) |
|
отчего | Отчего
ты не спал? (нар., =по какой причине?
) Потому что работал. От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания. |
|
отчасти | Отчасти
ты прав. (насколько? нар., =частично
) Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
П | позади попросту поскольку понемногу поодиночке | слитно всегда |
потому что по сравнению (с) по течению | всегда раздельно |
|
причём | Вещь красивая, причём
недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок
) При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват? |
|
притом | Вещь красивая, притом
недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок
) При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .) |
|
потому | Он остался потому,
что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине
) идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному ) |
|
почему | Почему
ты молчишь? (нар., =по какой причине?
) Потому что не хочу разговаривать. По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу. |
|
поэтому | много работал, поэтому
устал (нар., почему? по какой причине?
) заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .) |
|
поистине по истине | Это поистине
редкая вещь. (нар., =на самом деле
) Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п ) |
|
поначалу по началу | скучать поначалу
(нар., =первое время
) догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ) |
|
С | со временем | раздельно всегда |
сразу, сразу же | всегда одинаково |
|
сначала | сначала
подумай (когда? нар
.) Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п ) |
|
совсем | совсем
не выспался (как? нар., =совершенно
) уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п ) |
|
сплеча | замахнулся сплеча
(как? нар., =сразу
) снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п ) |
|
Т | Таки | Может писаться либо через дефис, либо раздельно. Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно |
тОтчас | явился тотчас
(как? нар., =сразу же
) настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас |
|
Омонимы: есть союзы тоже, также
Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ). У меня есть кот, и у тебя тоже. . Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ). Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах. Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя! Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя). |
||
тут же | раздельно всегда |
|
Х | хотя бы, хотя б | раздельно всегда |
В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)
Через дефис пишутся наречия, образованные:
1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи | поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив |
2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-) | во-вторых в-третьих в-пятых |
3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами | еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей |
4) посредством соединения синонимов | нежданно-негаданно, подобру- поздорову у |
5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь | кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь |
Полу- всегда пишется слитно: полумесяц, полугодие.
Сочинение
Быть может, «хлопья белого снега» являются самой яркой и точной характеристикой поэзии Б. Пастернака. Он, как никто, умел создавать легкие, воздушные образы в своих стихах. Упав на теплое сердце, они растают, оставив нежный след холодка и свежести, а, упав на душу-булыжник, прикроют её снежным покрывалом красивых слов. Для каждого человека найдется, что взять из творчества Пастернака.
Сам же поэт никогда не относился к своему творчеству легко, он тщательнейшим образом прорабатывал каждую мысль, пытаясь выразить многое немногими словами. Пастернак постоянно совершенствовался.
И совершенствовался он не только в выражении мысли, но и в самих «мыслях», стремясь поразить читателя новым взглядом на жизнь, совершено иным оттенком реальности. Поэтому в уме читателя остается светлый, энергичный и неординарный образ поэта Пастернака, который ведет в свои туманные и завораживающие дали.
И есть, по моему мнению, в творчестве этого поэта одно стихотворение, которое можно назвать манифестом поэта. Я имею в виду стихотворение «Во всем мне хочется дойти…». В каждой его строчке раскрывается лирический герой, который условно может быть приравнен к самому Пастернаку. Везде мы чувствуем стремление к жизни, к познанию ее тайн и загадок, жажду деятельности и чувств:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу — проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты… Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что герой стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Отбрасывая пустые слова, он ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности? Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь, потому что, только когда человек чувствует, он живет на самом деле:
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Итак, данное стихотворение является манифестом творческой и человеческой позиции Пастернака. Но каков же образ самого поэта в поэзии, каким представляется он нам, читателям?
Тема поэта и его предназначения — одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.
Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества — самоотдача…» Пастернак считает, что поэт должен полностью отдаваться творчеству, жить и дышать одними стихами. Лирический герой осуждает псевдотворчество ради славы, известности. Истинный творец должен быть скромным и трудолюбивым:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Самоотдача должна быть настолько полной, чтобы истинный поэт проживал свою жизнь именно в своих стихах. Быть творцом, по Пастернаку, это не столько благо, сколько тяжелый крест. Награда этому — признание потомков. Именно потомков, ведь слава среди современников может быть во многом основана на скандальности и эпатаже. Но время все расставляет по своим местам, и именно будущим поколениям судить о величии творчества поэта.
Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».
В конце стихотворения Пастернак отмечает, что в поэзии нет места искусственному. Основной закон, которым должен руководствоваться каждый человек и, в особенности, художник, — быть «живым» во всех смыслах этого слова.
В своем творчестве Б. Л. Пастернак следовал выведенным им «формулам». В его стихотворениях можно увидеть живую душу поэта, каждая строчка была прожита и прочувствована художником. Поэтому Пастернаку нельзя не верить, не сопереживать, не восхищаться…
Наибольшей точностью самовыражения обладает лирическая поэзия. Лирический герой, выдуманный и отстраненный, на самом деле оказывается самым адекватным, самым ясным самовыражением поэта. Поэт пишет как бы не о себе и в то же время - именно о себе. Он может поставить своего лирического героя в вымышленные обстоятельства, прибавить или убавить возраст, в котором существует реально, может, наконец, наделить его не испытанными им лично чувствами, но это будет все-таки он сам через кого-то другого. И напрасно думают, что поэт, если пишет от первого лица, всегда имеет в виду одного лишь себя. Да, поэт пишет и о себе, но раскрывает свое духовное, свое поэтическое "я" необязательно через реальные события и обстоятельства, в которых находится сам. Так же точно поэт может писать в третьем лице, но именно о себе. Человек наделен поразительной способностью к перевоплощению, но это перевоплощение одновременно есть способность к воплощению своих дум и чувств, своего отношения к окружающему через другого. И поразительно, что человек, воспринимающий лирику, очень часто именно через нее воспринимает и самого себя, в той или иной мере отождествляя свое "я" с "я" лирического героя. Этого не могло бы произойти, если бы поэт писал строго документально о себе, претендовал бы на фактографичность всего им сказанного.
К отчетливым характеристикам поэтического мира Бориса Пастернака относится кажущаяся пассивность лирического "Я”. Лирическое "Я" отходит на второй план и предоставляет свое место миру фрагментарных элементов, природных явлений и объектов. Создается впечатление, будто само лирическое "Я" выступает в роли "объекта" и как бы на равных с другими объектами входит в этот мир элементов: Поэт начинает вести себя "как предметы вокруг”. Говоря словами самого Пастернака, действительность в поисках "свободной субъективности” берет поэта на вооружение.
Об этой особенности поэтического мира Бориса Пастернака не раз писалось. Роман Якобсон уже в 1935 году в своей знаменитой работе о прозе Пастернака подробно проанализировал это своеобразное - говоря словами Виктора Эрлиха - "виртуальное отсутствие лирического героя. Образы окружающего мира здесь выступают как метонимические выражения лирического "Я”. Иными словами, лирическое "Я" присутствует здесь в не меньшей степени, однако реконструировать его можно лишь из рефлексов на окружающий мир. Не случайно одной из главных категорий для пастернаковского понимания искусства является восприятие. Искусство, пишет он полемически в статье "Несколько положений" 1922 года, не может быть разложено на средства изобразительности, "оно складывается из средств восприятия”. Не случайно у Пастернака часто встречается метафорическое определение искусства как "губки”.
Марина Цветаева, с восторгом отозвавшаяся на "Сестру мою - жизнь”, в своей статье "Световой ливень” не случайно говорит о Пастернаке как о "поэте наибольшей пронзаемости”. Если Ахматова, по ее убеждению, пишет о "природе в себе (уподобляя, уподобляясь) или о себе в природе”, то Пастернак пишет "ее самое в упор”. Однако такое полное растворение лирического "Я" Пастернака в природе достигло своего апогея не случайно в книге "Сестра моя - жизнь”, ведь стихи писались в то время, когда стихийные силы природы в восприятии поэта как бы ринулись навстречу подъему человеческих сил и чувств:
Сестра моя - жизнь и
сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем
обо всех, [.]
В пастернаковском поэтическом мире стихия выступает не в качестве абсолютной сущности бытия, лишь бросившись в которую лирическое "Я" в состоянии самособраться. Лирический герой Пастернака, кажется, скорее ищет и находит повсюду в окружающем мире отклики на свое "Я”.
В этом контексте интересно наблюдение Михаила Гаспарова: "У Пастернака не только природа уже существует независимо от создавшего ее Бога, но и вещи независимо от создавшего их человека; и вещи братаются с природой, а человек оказывается оттеснен в неожиданное панибратство с Богом. ” Не эта ли неожиданная позиция лирического героя поэта приводит к тому, что он нуждается в своеобразном сотворчестве всех природных элементов и вещей окружающего мира? Лирическое "Я" Пастернака нуждается не столько в существовании стихии как абсолюта, сколько в диалоге с действительностью, чтобы самоутвердиться, причем самоутвердиться в роли медиума именно тех стихийных сил, созвучие с которыми оно ищет и находит.
В начале 30-х годов произошел мучительный для поэта разрыв этого созвучия. Действительность, превратившаяся в "условную”, в "мираж”, "прерывает" со своей стороны диалог с поэтом. В письме к Сергею Спасскому 1930 года Пастернак высказывает свое ощущение, что поэт отныне "экстерриториален” в жизни. Разрыв этот приводит к отчетливым изменениям в его поэтике: здесь, в частности, лежат корни нового стилистического жеста в цикле "Волны”, прежде всего необычного для Пастернака непосредственного обращения к жизни и новой ноты заклинания жизни. [ Это ощущение "экстерриториальности” поэта в новой, советской реальности накладывает отпечаток, однако, не только на поэтику, но и на стратегии жизни. Для Пастернака все более важными становятся жесты укоренения в нормальности бытовой жизни: дом, пригород, огород, собственная рабочая комната.
Параллельно к этим жизненным стратегиям уже с конца 20х годов в творчестве Пастернака усиливается тема осмысления своего жизненного и творческого пути. За этим стоит стремление противопоставить тому "окостенело разрастающемуся автобиографизму”, о котором Пастернак пишет родителям 1 марта 1930 года, свой взгляд на собственное место в русской культуре на сломе эпохи. "Охранная грамота”, задуманная изначально как эссе памяти Райнера Марии Рильке, превращается в страстную защиту автономного статуса поэта и мирообъясняющего потенциала его поэтического слова.
Пастернак не раз высказывал свое убеждение о том, что любой человек для того, чтобы собрать себя воедино, нуждается в отклике другого лица. "Если у индивидуальности есть лицо”, писал он, в частности, в письме Валерию Брюсову в августе 1922 года, "если оно - целостно, то в любой из эмоциональных плоскостей этой индивидуальности (любовной, волевой, творческой и пр.) обязательно имеется другое человеческой лицо, к которому целостность первой восходит как к своему началу и в присутствии которого лицо индивидуальности потрясается, освящается, собирается воедино. ”
Создается впечатление, что в поэтике Пастернака тенденция к более "прямому" присутствию лирического "Я" усиливается, тенденция, в которой выражается своеобразное сопротивление эпохе. К тому же - такого родства со стихией, как во время создания "Сестры моей - жизни”, Пастернак по собственному признанию больше в своей жизни не испытывал.
Марина Цветаева подметила в дневнике: "Б [орис] П [астернак] поэт, как прозаик, прежде всего нуждается в сподвижничестве. Рука, ищущая встречной (а скорей даже - "coup de main"! 1933г.)". "И в силу именно этой необходимости в сотворчестве, этой полной своей зависимости от другого, он так единственен, уединен и одинок. ”