Главная » Маринование грибов » Анализ стихотворения Толстого «Господь, меня готовя к бою…. Анализ стихотворения Толстого «Господь, меня готовя к бою…»

Анализ стихотворения Толстого «Господь, меня готовя к бою…. Анализ стихотворения Толстого «Господь, меня готовя к бою…»

Господь, меня готовя к бою,
Любовь и гнев вложил мне в грудь,
И мне десницею святою
Он указал правдивый путь;
Одушевил могучим словом,
Вдоxнул мне в сердце много сил,
Но непреклонным и суровым
Меня господь не сотворил.
И гнев я свой истратил даром,
Любовь не выдержал свою,
Удар напрасно за ударом
Я отбивая устаю.
Навстречу иx враждебной вьюги
Я вышел в поле без кольчуги
И гибну раненный в бою.

Алексей Константинович Толстой

Стихотворение «Господь, меня готовя к бою…» впервые появилось на страницах «Русской беседы» в 1857 году. Оно посвящено теме предназначения поэта и поэзии, которую рано или поздно затрагивает в своем творчестве каждый настоящий поэт. В произведении Алексей Константинович Толстой развивает мотив, встречающийся в пушкинском «Пророке», при этом демонстрируя несколько иной взгляд на него. У Александра Сергеевича поэт - пророк, основное предназначение которого состоит в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Для выполнения столь важной и ответственной миссии шестикрылый серафим снабдил героя пушкинского произведения, удалившегося в пустыню в поисках мудрости и просветления, всем необходимым - «вещими зеницами», чутким слухом, жалом мудрым змеи вместо грешного языка, пылающим огнем углем вместо сердца. Поэт в стихотворении Толстого оснащен не так хорошо. Господь вложил в его грудь любовь и гнев, указал ему правдивый путь, одушевил могучим словом. Вот только этого оказалось недостаточно. Бог не наградил героя столь важной в борьбе непреклонностью, не дал суровости. Итог получился плачевным. Из-за душевной слабости поэт не смог достойно противостоять врагам, не смог отразить все их удары, что привело к ранениям и вполне предсказуемой гибели. Трагическая тональность толстовского стихотворения сближает его с лермонтовским «Пророком», где непонятый и непринятый обществом художник показан всеми презираемым бедным скитальцем.

По замечанию русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева, Толстой принадлежит к поэтам-мыслителям, причем поэтам мысли воинствующей, поэтам-борцам. Алексей Константинович боролся при помощи слов за право красоты и за «жизненные права человеческой личности». Как показывает стихотворение «Господь, меня готовя к бою…», Толстой сам понимал, что его настоящее предназначение как поэта - борьба. При этом ни в коем случае не имелась в виду политическая подоплека. Путь, указанный Алексею Константиновичу Богом, правдивый. Партийная же борьба, по мысли Соловьева, способна быть бескорыстной, но не правдивой, так как в политике люди четко поделены по лагерям. На своей стороне - все белое, на чужой - все черное. Толстой прекрасно понимал, что в реальном мире такое четкое разделение не представляется возможным. Именно поэтому он боролся при помощи лирики за правду вечную, а не сиюминутную.

Библейские мотивы в русской поэзии [антология] Анненский Иннокентий

«Господь, меня готовя к бою…»

«Господь, меня готовя к бою…»

Господь, меня готовя к бою,

Любовь и гнев вложил мне в грудь,

И мне десницею святою

Он указал правдивый путь;

Одушевил могучим словом,

Вдохнул мне в сердце много сил,

Но непреклонным и суровым

Меня Господь не сотворил.

И гнев я свой истратил даром,

Любовь не выдержал свою,

Удар напрасно за ударом

Я отбивая устаю.

Навстречу их враждебной вьюги

Я вышел в поле без кольчуги

И гибну раненный в бою.

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

20. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21. и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - 22. то этот камень, который я поставил памятником, будет (у

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

27. И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня. 28. И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам (тебе) Лаван, по опыту зная великую цену службы Иакова, начинает увещание остаться еще - в

Из книги автора

30. И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для (всех) жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой На эту сторону дела пока и обращает их внимание Иаков,

Из книги автора

1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. 2. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. 1-6. Избранный остаток Израиля, вернувшись на

Из книги автора

13. И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14. то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так

Из книги автора

10. А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. А Мои свидетели говорит Господь, вы... Так как речь пророка обращена была непосредственно к народу

Из книги автора

6. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, 7. ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и

Из книги автора

5. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, Хотя ты не знал Меня... Это, дважды повторенное замечание, подчеркивает, с одной стороны, высоту и силу Божественного Предведения, знающего о человеке все, задолго до его рождения, с другой -

Из книги автора

6. дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. 7. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. Дабы узнали от восхода солнца и от запада... что… Я - Господь делаю все это. Третий и последний мотив

Из книги автора

18. Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного. 19. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: "напрасно

Из книги автора

21. Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Вопрос также

Из книги автора

1. Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние... Призыв к особенной внимательности, ввиду чрезвычайной важности последующей речи (48:16); а также,

Из книги автора

14. А Сион говорил: "оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!" 14-17. Включительно идет особая, ободряющая речь пророка, обращенная им к Сиону. В сущности, она представляет несколько измененное повторение раннейшей речи Самого Мессии (4 ст.). Как там Мессия сетовал на

Из книги автора

8. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. 9. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их. Близок оправдывающий Меня... Вот, Господь Бог

Из книги автора

5. И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. Властители их неистовствуют... и постоянно… имя Мое бесславится... Кого здесь нужно понимать под властителями -

Из книги автора

1. Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, С 1-3 ст. Это - один из самых ясных и важных мессианских отделов кн. пророка Исаии,

«Господь, меня готовя к бою…» Алексей Толстой

Господь, меня готовя к бою,
Любовь и гнев вложил мне в грудь,
И мне десницею святою
Он указал правдивый путь;
Одушевил могучим словом,
Вдоxнул мне в сердце много сил,
Но непреклонным и суровым
Меня господь не сотворил.
И гнев я свой истратил даром,
Любовь не выдержал свою,
Удар напрасно за ударом
Я отбивая устаю.
Навстречу иx враждебной вьюги
Я вышел в поле без кольчуги
И гибну раненный в бою.

Анализ стихотворения Толстого «Господь, меня готовя к бою…»

Стихотворение «Господь, меня готовя к бою…» впервые появилось на страницах «Русской беседы» в 1857 году. Оно посвящено теме предназначения поэта и поэзии, которую рано или поздно затрагивает в своем творчестве каждый настоящий поэт. В произведении Алексей Константинович Толстой развивает мотив, встречающийся в пушкинском «Пророке», при этом демонстрируя несколько иной взгляд на него. У Александра Сергеевича поэт – пророк, основное предназначение которого состоит в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Для выполнения столь важной и ответственной миссии шестикрылый серафим снабдил героя пушкинского произведения, удалившегося в пустыню в поисках мудрости и просветления, всем необходимым – «вещими зеницами», чутким слухом, жалом мудрым змеи вместо грешного языка, пылающим огнем углем вместо сердца. Поэт в стихотворении Толстого оснащен не так хорошо. Господь вложил в его грудь любовь и гнев, указал ему правдивый путь, одушевил могучим словом. Вот только этого оказалось недостаточно. Бог не наградил героя столь важной в борьбе непреклонностью, не дал суровости. Итог получился плачевным. Из-за душевной слабости поэт не смог достойно противостоять врагам, не смог отразить все их удары, что привело к ранениям и вполне предсказуемой гибели. Трагическая тональность толстовского стихотворения сближает его с лермонтовским «Пророком», где непонятый и непринятый обществом художник показан всеми презираемым бедным скитальцем.

По замечанию русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева, Толстой принадлежит к поэтам-мыслителям, причем поэтам мысли воинствующей, поэтам-борцам. Алексей Константинович боролся при помощи слов за право красоты и за «жизненные права человеческой личности». Как показывает стихотворение «Господь, меня готовя к бою…», Толстой сам понимал, что его настоящее предназначение как поэта – борьба. При этом ни в коем случае не имелась в виду политическая подоплека. Путь, указанный Алексею Константиновичу Богом, правдивый. Партийная же борьба, по мысли Соловьева, способна быть бескорыстной, но не правдивой, так как в политике люди четко поделены по лагерям. На своей стороне – все белое, на чужое – все черное. Толстой прекрасно понимал, что в реальном мире такое четкое разделение не представляется возможным. Именно поэтому он боролся при помощи лирики за правду вечную, а не сиюминутную.

/ / / Анализ стихотворения Толстого «Господь, меня готовя к бою…»

Стихотворная работа «Господь, меня готовя к бою…» была впервые напечатана в 1857 году. О чем она? О всегда волнующей теме, которая возникает в мыслях настоящих поэтов. Толстой, как и многие другие творческие личности, задумывается, в чем же все-таки призвание поэта, каково его предназначение?

Вчитываясь в текст стихотворения, читатель знакомится с образом поэта–пророка. Своими работами, своими словами он должен был достучаться до сердца каждого человека. Отправляясь в долгий путь, герой был наделен множеством важных умений, основными из которых были любовь и гнев. Два совершенно противоположных качества, без которых не может прожить ни один из нас. Также Господь подарил своему герою возможность использовать могучее слово.

Однако, как выясняется, этих качеств не достаточно для того, чтобы преодолевать жизненные преграды. Не хватило нашему герою суровости, непреклонности. Именно эти черты характера могут защитить от врагов, принять достойный удар.

Герой стихотворения «Господь, меня готовя к бою…» не зная о таких умениях, уязвим перед окружающими. Враги ранят его до ран, что может привести к гибели.

Данная литературная работа наполнена глубоким смыслом. И это все неспроста. Ведь Алексея Толстого относят именно к поэтам–мыслителям, к борцам за справедливость и праведность. Поэт знал, что его истинным предназначением свыше была борьба, однако, совершенно не политическая. Речи о политике и быть не может. Толстой боролся только устами лирики, создавая свои творческие работы и отстаивая вечную правду.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта