Главная » Маринование грибов » Апухтин биография краткая. Апухтин алексей николаевич биография

Апухтин биография краткая. Апухтин алексей николаевич биография

Апухтин Алексей Николаевич (15.11.1840 года (по другим данным, 1841 год), Болхов Орловской губернии. - 17.08.1893года, Петербург) - русский поэт.
Родился 15 ноября 1840 или 1841 года (дата 1840 указана в авторитетной биографии Модеста Чайковского, приложенной к "Собранию сочинений Апухтина". Эту дату подтверждает пометка "15 ноября 1857", стоящая под стихотворением: "Сегодня мне минуло 17 лет". Но в собственноручной автобиографической заметке, присланной для "Литературного архива" автора настоящей статьи, Апухтин сообщает, что он родился 15 ноября 1841 года), в Болхове, Орловской губернии, в старинной дворянской семье. По достатку и связям отец его, отставной майор, принадлежал к дворянству среднему. Мать очень баловала поразительно рано проявившего свои способности мальчика. Всеобщим баловнем Апухтин остался и в училище правоведения, куда его отдали в 1852 году: на него смотрели здесь как на будущую знаменитость. Покровитель училища, принц П.Г. Ольденбургский, коверкая фамилию Апухтин, говаривал: "Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин". По хлопотам директора училища, Языкова, в "Русском Инвалиде" 1854 года было напечатано патриотическое стихотворение 14-летнего поэта "Эпаминонд", посвященное памяти Корнилова. Через год там же было напечатано "Подражание Арабскому". Ода на рождение великой княжны Веры Константиновны была представлена государю. В 1859 году Апухтин блистательно кончил курс с золотой медалью и поступил на службу в департамент министерства юстиции. В том же 1859 году, омраченном для него смертью матери, Апухтин настоящим образом вступил на литературное поприще, поместив ряд стихотворений в "Современнике". Службой поэт совершенно не занимался. Он весь отдался прожиганию жизни в среде аристократической "золотой" молодежи. Известный "цыганский" романс "Ночи безумные, ночи бессонные", написанный позднее (1876), является весьма точным автобиографическим отзвуком шумно проведенной молодости. И воспоминания об этих "безумных ночах" навсегда остались дороги для поэта-эпикурейца: "Пусть даже время рукой беспощадною мне указало, что было в вас ложного, все же лечу я к вам памятью жадною, в прошлом ответа ищу невозможного". В самом начале 1860-х годов Апухтин уезжает в деревню, недолго служить чиновником особых поручений при орловском губернаторе, и в 1864 году окончательно поселяется в Петербурге. Номинально причислившись к министерству внутренних дел, он опять отдается праздной, светской жизни, тщательно оберегая себя от каких бы то ни было обязанностей и серьезных волнений. Даже к литературному творчеству своему, которое до средины 1880-х годов, когда он стал писать повести и большие поэмы, не требовало усидчивости и труда, он относился как к легкой забаве и всегда сам себя рекомендовал как "дилетанта". Прекрасный чтец и тонко-художественный декламатор, остряк, шутки и интимные эпиграммы которого пользовались широкой популярностью в великосветских сферах, Апухтин был желанный гость самых блестящих салонов. На почве литературных интересов он сблизился в 1880-х годах с великим князем Константином Константиновичем; несколько раз читал он в присутствии императора Александра III . Значительную часть вечеров поэт отдавал карточной игре, большей частью в английском клубе. Беспечальный образ жизни независимого холостяка, который вел Апухтин, был, однако, совершенно испорчен все более и более надвигавшейся тяжелой болезнью. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры и "довело его до настоящего убожества", хотя особенных страданий не причиняло. Под конец жизни он проводил целые дни на диване, с трудом двигаясь даже несколько шагов. Угнетали поэта-сибарита и денежные затруднения; приходилось прибегать к займам. Какая-то злая "сплетня" и "клевета" тоже очень тяжело действовали на его настроение. Умер Апухтин от водянки 17 августа 1893 года.

Алексей Николаевич Апухтин родился 15 (27) ноября 1840 г. (по другим данным 1841 г.) в г. Болхове Орловской губернии в семье, принадлежавшей к старому дворянскому роду. Детские годы его прошли в деревне Павлодар в имении отца.

Изнеженный, избалованный мальчик, склонный к болезненной полноте, выросший в обстановке праздности, он и в дальнейшем сохранил неприязнь к активным действиям: Слова одного из героев стихотворений Апухтина вполне можно отнести к самому автору:


Я жил, как многие, как все почти живут

Из круга нашего, - я жил для наслажденья,

Работника здоровый, бодрый труд

Мне незнаком был с самого рожденья.


Период учебы в Петербургском училище правоведения (1852 – 1859) – один из важнейших в жизни Апухтина.

То были годы, когда особенно остро встал вопрос об отмене крепостного права. Поэт был на стороне передовой русской мысли, пронизанной ненавистью к крепостничеству. Он читает «Колокол» и «Полярную звезду» Герцена, распространявшееся в списках письмо Белинского Гоголю.

Особо следует отметить дружбу поэта с П. И. Чайковским, возникшую на основе беззаветной любви к искусству и не только.

Брат композитора Модест Чайковский так вспоминает о настроениях друзей в училище правоведения: «Вера в незыблемость и святость существующего порядка вещей исчезла... Не только любовь к поэзии, но чуткость ко всему пошлому и легкость восприятия всего прекрасного, смех и негодования по поводам, которые в других не вызывали ни улыбки, ни злобы, - вот что делало сближение Апухтина и Чайковского прочным» (возможно и порочным).

Первые стихи поэта появились в газете «Русский инвалид». Это стихотворение «Эпаминоид» (1854, № 240), посвященное памяти героя Севастополя адмирала Корнилова, и «Подражание арабскому» (1855, № 71). В училище Апухтин писал охотно и много. Стихи этого времени подвержены влиянию поэзии 20- 30-х годов - А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского. Проявилось тяготение к мотивам грусти, уныния, размышлений о смерти. Впоследствии тема разочарования крепнет, приобретая черты своеобразия.

В этот период Апухтин чувствует поддержку со стороны таких писателей, как И. С. Тургенев и А. А. Фет. Во время каникул он видится с ними как с соседями и близкими его матери людьми.

В 1858 г. И. С. Тургенев прислал письмо, в котором советовал молодому поэту «отрешиться от настроений уныния и грусти». О том, что Апухтин внимательно прислушался к этому совету, свидетельствуют многие его стихотворения 50-х - начала 60-х годов, в том числе фрагменты неоконченной поэмы «Село Колотовка», воспроизводящей картины орловской крепостной деревни, перекликающиеся с «Записками охотника».

В 1859 г. Апухтин с золотой медалью кончает училище и поступает на службу в Министерство юстиции. В этом же году в «Современнике» (№ 9) напечатаны десять его стихотворений из цикла «Деревенские очерки». Своей антикрепостнической направленностью они близки гражданской поэзии Некрасова и отчасти политической лирике Пушкина.

Н. А. Некрасов высоко оценил этот цикл Апухтина, назвав его в числе «лучших произведений русских писателей» и поставив имя молодого поэта в одном ряду с именами М. Е. Щедрина, Л. Н. Островского, И. С. Тургенева. Но уже в начале 60-х годов Апухтин оставляет гражданские мотивы и в стихотворении «Современным витиям» провозглашает себя сторонником «чистого искусства».

В настроении поэта преобладает теперь легкая меланхолия, воспоминание о прошлом счастье, ощущение холода и тумана в настоящем, предчувствие еще большего мрака, нависшего над будущим. («Осенние листья», «Я ее победил, роковую любовь», «Истомил меня жизни безрадостный сои», «Мухи», «Встреча»).

Новое направление творчества не встретило сочувствия со стороны критики и читателей. Стихотворения Апухтина исчезают со страниц периодической печати. Он надолго умолкает и до 80-х годов почти совсем не печатается. В 1862 г. Апухтин оставил службу и поселился в деревне. Однако разоренное состояние имения заставило его вновь служить.

В 1863 –1864 гг. он - старший чиновник особых поручений при генерал-губернаторе Орла. В это время он выступает с публичными лекциями о А. Пушкине, полемически направленными против «разрушителей эстетики» («Орл. губ. ведомости», 1865, № 16).

В 1864 г. Апухтин возвращается в Петербург, работает в Министерстве внутренних дел, но уже в следующем году выходит в отставку и навсегда поселяется в столице, лишь изредка выезжая в Орловскую губернию и за границу. Забытое имя Апухтина вновь приобретает широкую известность в 80-е годы. Его стихи печатают журналы «Вестник Европы», «Русская мысль», «Северный вестник», а в 1886 г. он решается издать первый сборник своих стихотворений, который выдерживает три прижизненных и семь посмертных изданий.

На тексты стихов Апухтина пишется ряд, ставших популярными, романсов: «Пара гнедых», «Васильки», «Мухи». П. И. Чайковский, высоко оценивший талант своего друга, создает на его стихи такие замечательные романсы как «День ли царит», «Ни отзыва, ни слова, ни привета», «Ночи безумные»,«Забыть так скоро».

Возникший интерес к творчеству Апухтина не случаен. Его поэзия в 80-е годы – это печальный рассказ о том, «как ожесточалась душа молодая», как человек, «утомяся борьбою», усомнился «в мудрости мира».

Однако жизнь не позволила Апухтину уйти от ее тревог. В его стихах явно видна неудовлетворенность современной жизнью. Поэт не касался политических тем, но настроения его героев, их разочарование и духовное бессилие отвечали общему состоянию подавленности и растерянности, которые в те годы царили в России.

Показывая смятение чувств героев, Апухтин создал своеобразный жанр - стихотворение-исповедь. К нему относятся такие произведения, как «Год в монастыре», написанное в орловской деревне Рыбнице в 1882 г., «Сумасшедший», «Перед операцией», «Из бумаг прокурора», «С курьерским поездом».

Апухтин был незаурядным мастером стиха. Современники поэта высоко ценили естественность его языка, искренность чувств, отсутствие вычурности, музыкальность, изящество, эмоциональную взволнованность. Немалый интерес представляет проза Апухтина, в которой дана яркая картина деградации аристократического русского общества 80-90-х годов.

Его повести продолжают линию интимного повествования, характерную для его поэзии – письмо, дневник, монолог. «Архив графини Д.» (1890) написан в форме писем, «Дневник Павлика Дольского» (1891) – в виде дневниковых записей, «Между смертью и жизнью» (1892) – в виде воспоминаний.

Работой над прозой закончилась деятельность писателя. С весны 1893 года он уже не вставал с постели.

Невелико поэтическое наследие Апухтина, однако оно оказало влияние на развитие русской поэзии начала XX века, в частности, на творчество А. Блока, и по праву входит в сокровищницу отечественной поэзии.

Биография

Апухтин, Алексей Николаевич, известный поэт. Родился 15 ноября 1840 или 1841 года (дата 1840 указана в авторитетной биографии Модеста Чайковского, приложенной к «Собранию сочинений А». Эту дату подтверждает пометка «15 ноября 1857», стоящая под стихотворением: «Сегодня мне минуло 17 лет». Но в собственноручной автобиографической заметке, присланной для «Литературного архива» автора настоящей статьи, А. сообщает, что он родился 15 ноября 1841 года), в Болхове, Орловской губернии, в старинной дворянской семье. По достатку и связям отец его, отставной майор, принадлежал к дворянству среднему. Мать очень баловала поразительно рано проявившего свои способности мальчика. Всеобщим баловнем А. остался и в училище правоведения, куда его отдали в 1852 году: на него смотрели здесь как на будущую знаменитость. Покровитель училища, принц П. Г. Ольденбургский, коверкая фамилию А., говаривал: «Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин». По хлопотам директора училища, Языкова, в «Русском Инвалиде» 1854 года было напечатано патриотическое стихотворение 14-летнего А. «Эпаминонд», посвященное памяти Корнилова. Через год там же было напечатано «Подражание Арабскому». Ода на рождение великой княжны Веры Константиновны была представлена государю. В 1859 году А. блистательно кончил курс с золотой медалью и поступил на службу в департамент министерства юстиции. В том же 1859 году, омраченном для него смертью матери, А. настоящим образом вступил на литературное поприще, поместив ряд стихотворений в «Современнике». Службой А. совершенно не занимался. Он весь отдался прожиганию жизни в среде аристократической «золотой» молодежи. Известный «цыганский» романс А. «Ночи безумные, ночи бессонные», написанный позднее (1876), является весьма точным автобиографическим отзвуком шумно проведенной молодости. И воспоминания об этих «безумных ночах» навсегда остались дороги для поэта-эпикурейца: «Пусть даже время рукой беспощадною мне указало, что было в вас ложного, все же лечу я к вам памятью жадною, в прошлом ответа ищу невозможного». В самом начале 1860-х годов А. уезжает в деревню, недолго служить чиновником особых поручений при орловском губернаторе, и в 1864 году окончательно поселяется в Петербурге. Номинально причислившись к министерству внутренних дел, А. опять отдается праздной, светской жизни, тщательно оберегая себя от каких бы то ни было обязанностей и серьезных волнений. Даже к литературному творчеству своему, которое до средины 1880-х годов, когда он стал писать повести и большие поэмы, не требовало усидчивости и труда, он относился как к легкой забаве и всегда сам себя рекомендовал как «дилетанта». Прекрасный чтец и тонко-художественный декламатор, остряк, шутки и интимные эпиграммы которого пользовались широкой популярностью в великосветских сферах, А. был желанный гость самых блестящих салонов. На почве литературных интересов он сблизился в 1880-х годах с великим князем Константином Константиновичем; несколько раз читал он в присутствии императора Александра III. Значительную часть вечеров А. отдавал карточной игре, большей частью в английском клубе. Беспечальный образ жизни независимого холостяка, который вел А., был, однако, совершенно испорчен все более и более надвигавшейся тяжелой болезнью. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры и «довело его до настоящего убожества», хотя особенных страданий не причиняло. Под конец жизни он проводил целые дни на диване, с трудом двигаясь даже несколько шагов. Угнетали поэта-сибарита и денежные затруднения; приходилось прибегать к займам. Какая-то злая «сплетня» и «клевета» тоже очень тяжело действовали на его настроение. Умер А. от водянки 17 августа 1893 года. - Литературная деятельность А. сложилась очень своеобразно. Несмотря на то, что помещенные в «Современнике» 1859 года десять стихотворений А. обратили на себя лестное внимание Тургенева и Некрасова, он уже в самом начале 1860-х годов понял, что его чуждая всякой общественности поэзия была в то время не ко двору, и исчез со страниц журналов на целых 20 лет. Только в 1880-х годах, когда в общественной психологии произошел поворот, А. почувствовал настоящий прилив творчества. В 1885 году А., почти неизвестный большой публике, выступает с поэмой «Год в монастыре», которая настолько заставила говорить о нем, что обеспечила успех собранию его стихотворений, появившемуся через год (СПб., 1886). Успех был прочный и продолжается до сих пор: в 1907 году (СПб.) вышло 7-е издание. А. - поэт исключительно одних только интимных переживаний; он органически чужд всему, что переходит за пределы чисто личной жизни. Он считал себя приверженцем «чистого искусства»; но если он буквально весь век свой пел «ласку милой», то не потому, что намеренно избегал других мотивов, а потому что всем остальным решительно не интересовался. В той же мере, в какой он был чужд общественности, он был чужд и интереса ко всякого рода «проклятым вопросам». Даже в сфере религиозности он сам так определял свою «разбитую жизнью душу»: «…и нет в тебе теплого места для веры, и нет для безверия силы в тебе». И в том, что он равнодушен к злобе дня и высшим вопросам бытия, А. не видит ни заслуги, ни проступка, а просто факт, которым не бравирует, но которого и не стыдится. А. выгодно отличается от других поэтов, выступавших в 1880-х годах под флагом «чистого искусства», тем, что в нем нет ничего воинствующего. Он вообще совсем не думает о том, к какому «лагерю» примыкает, и просто дает исход тому, что накопилось у него на душе. И оттого, как ни крошечны размеры поэтических владений А., он сумел и в них дать образчики истинной поэзии. Если вообще к кому-нибудь из dii minores русского Парнаса применимы слова Мюссэ: «Mon verre n’est pas grand, mais je bois dans mon verre», то именно к А. Значительнейшая часть его творчества посвящена изображению любовных чувств светского человека, слегка разочарованного, слегка меланхоличного и уже несколько состарившегося. В этом упорном служении «любви» нет бурной стремительности южанина: в жилах автора «Года в монастыре» течет северная кровь, располагающая к меланхолии и самопожертвованию. Тот поэт, изображение чувств которого проходит через все стихи А., не нуждается даже в разделенном чувстве: «Мне не жаль, что тобою я не был любим: я любви не достоин твоей… Но мне жаль, что когда-то я жил без любви, но мне жаль, что я мало любил!» - В общем, А. можно назвать певцом не удавшейся любви. Трагедий особенных при этом не происходит: ведь место действия - лимфатическая среда «большого света». Но сердце все-таки разбивается и у светских людей - и вот, психологию такого разбитого светского сердца и избрал своей главной специальностью А. Это не могло не наложить отпечатка тихой грусти на весь сборник его стихов. В грусти А. нет ничего, напоминающего заправский пессимизм: он грустит не столько оттого, что мир плохо устроен, сколько оттого, что не всякому удается вкушать сладости бытия. Весьма часто меланхолия А. есть не что иное, как осеннее чувство, сознание того, что жить осталось недолго, молодость прошла и впереди только скучная старость. - Крупнейшее произведение А. - поэма «Год в монастыре». Это чисто светская трагедия, психологически, однако, отразившая настроения всего вообще «чеховского» периода 1880-х годов, с его безвольностью и безличностью. Герой - «израненный боец», бежавший из «вражеского стана» большого света в монастырь залечивать душевные раны. Он поступает послушником к строгому старцу-аскету. Под влиянием монастырской тишины в душе «беглеца» начинает устанавливаться известное равновесие. Но вот к нему стали доходить вести из внешнего мира. Ему все равно, что свет над ним «смеется до упаду», «но мнение одно хотелось бы узнать… Что говорит она?» Раз прорвавшись, воспоминания о ней становятся главным содержанием дневника-поэмы. С ужасом чувствует беглец, что ни постом, ни молитвой не отогнать ему тоски и дум о днях кратковременного счастья. «Я все забыл, простил, одна любовь во мне горит неугасимо! Дай подышать с тобой мне воздухом одним!» Назначен день пострижения, за несколько часов до торжественного обряда герой получает «пять строк всего» от нее: «Она меня зовет» - и этого достаточно, чтобы все пошло насмарку. «О да, безумец я! Что ждет меня? - Позор! Не в силах я обдумывать решенья: ей жизнь моя нужна, к чему же размышленья». И он снова «бежит», но уже по-иному: «…мне дороги мгновенья: скорее в путь! Она меня зовет!» - Симпатичная в своей простоте и безыскусственности, эта поэма дает представление о лучших сторонах таланта А. Стих, плавный и изящный, отмечен истинной красотой - красотой северной, несколько анемичной, которая, однако, северным людям более сродни, чем яркая и пестрая красота юга. Дает поэма выгодное представление и о поэтических приемах А.: он не свободен от изысканности, но изысканности, так сказать, естественной, не принужденной. Несмотря на всю необычайность сюжета, у автора ни разу не вырвалось ни одного напыщенного сравнения или высокопарного образа. И именно потому ему удалось не только так своеобразно закончить поэму, но и дать этим концом очень важный материал для общей характеристики дряблой психологии 1880-х годов. Придумать такой конец невозможно: его может подсказать только живая действительность. Нужно было совершенно отрешиться от погони за мишурными блестками, чтобы разрешить душевное настроение человека с несомненно идеальным складом натуры «подвигом» столь странного рода. Но правдивость подсказала А., что исключительно на такой «подвиг» и способен такой человек, каким является автор дневника-поэмы. - Характеристика А., как певца любви вообще и неудачной в частности, не определяет, однако, всего содержания его поэзии, хотя именно таковы крупнейшие его вещи. Так, образцовая по своей сжатости поэма «С курьерским поездом» заключает в себе меланхолический рассказ о том, как двое влюбленных, которым обстоятельства помешали соединить свою судьбу, когда они были молоды, получают эту возможность через двадцать лет и при свидании чувствуют, что опоэтизированное ими по воспоминаниям чувство, в сущности, испарилось, и что лучше бы им было не свидеться вовсе. «Письмо» составляет pendant к «Году в монастыре» и тоже имеет предметом рабскую преданность любимому существу, без всякой надежды на взаимность. «Старая цыганка» опять-таки трактует о чарах любви. Наконец, небольшие пьесы сборника А. почти все принадлежат к разряду стихотворений, особенно излюбленных композиторами романсов. Но в редкие минуты светского автора «Года в монастыре» занимают и интересы другого порядка. Тогда он пишет пьесы вроде «Недостроенного памятника» (1871), в котором прославляется Екатерина за то, что, свободно отдаваясь порывам сердца, она никогда не забывала из-за них интересов государства. Это стихотворение одно время пользовалось большой популярностью среди актеров-чтецов и нравилось публике: по тому времени в нем была некоторая пикантность прикосновения к темам запретным. Не в таких торжественных вещах сила интимного по преимуществу А., и уже совсем плохи немногие «патриотические» стихи его и некоторые pieces d’occasion, вроде «5 октября 1885 года». Есть у А. хорошие вещи и неинтимные. Так, по теме красивое стихотворение «В убогом рубище, недвижна и мертва» как будто напоминает Некрасова, но стихотворение спасла ничего общего не имеющая с основным «гражданским» мотивом пьесы параллель между найденною в поле мертвою женщиной и обстановкой, среди которой ее настигла смерть: «Был чудный вешний день. По кочкам зеленели побеги свежие рождавшейся травы, и дети бегали, и жаворонки пели»… Из стихотворений по преимуществу элегического характера отметим прекрасные октавы «Венеции». В них определенно сказалось, что меланхолия автора выросла не на философской почве, не на подкладке общественных и иных духовных разочарований, а исключительно на почве личной и на физиологии стареющегося организма. Красиво написана, но не оставляет определенного впечатления большая пьеса: «Из бумаг прокурора» - исповедь великосветского самоубийцы. Пьеса «Перед операцией» написана с обычной простотой А., так сильно напоминающей манеру Коппе. Из юмористических пьесок А. забавна: «Кумушкам». Проза А. очень неровного достоинства. Вяло и скучно огромное начало не оконченной повести без названия, занимающее целую треть тома, в котором уместилось небольшое литературное наследство А. Чувство недоумения вызывает «фантастический рассказ» - «Между смертью и жизнью», более относящийся к области наивного спиритизма, чем к фантастике или мистике. Но с интересом читаются «Дневник Павлика Дольского» и «Архив графини Д***. Повесть в письмах». В некоторых воспоминаниях об А. говорится, что в «Дневнике Павлика Дольского» много автобиографического. Что именно - не указывается, но с точки зрения литературно-автобиографической, т. е. поскольку «Дневник», вместе с «Архивом», является выражением основного настроения А. и центральных типов его, обе повести, несомненно, автобиографичны. Пред нами общеапухтинская психология: неопределенно томящийся пожилой человек, не сдающийся пред надвигающеюся старостью, любящий бесстрастною любовью, без притязаний на взаимность, безвольный, рабски покорный владычице сердца, исполняющий все, что ему прикажут. Много в «Дневнике» и особенно в «Архиве» и чисто описательного; местами зло и метко изображены разные грешки великосветские, амурные по преимуществу. Но это именно только грешки, а не грехи: А. не был способен к серьезному обличению родной ему среды. В общем он представляет собою редкий в истории русской литературы пример талантливого писателя, насквозь проникнутого великосветскостью. Все наши крупные писатели так или иначе прикосновенны к большому свету. Не всеми, конечно, владело лермонтовское желание бросить «пустому сборищу железный стих, облитый горечью и злостью»; но почти все выше суеты и пустоты этого «сборища». Про А. этого никак нельзя сказать. Он не только по своим вкусам, но по всему своему душевному складу нимало не возвышался над уровнем обычной светской психологии. - Ср. Арсеньев, «Критические этюды», т. II; Бороздин, «А.» («Исторический Вестник», 1895, № 5); Венгеров, «Критико-биографический словарь», т. I, и «Источники словаря русских писателей», т. I; Говоров, «Современные поэты» (СПб., 1889); Жиркевич, «Исторический Вестник», 1906, № 11; Кони, «Вестник Европы», 1908, № 5; Коробка, «Очерки литературных настроений» (СПб., 1903); кн. В. Мещерский, в «Гражданине» 1893 г, 20 августа; Перцов, «Философское течение русской поэзии» (СПб., 1896); Протопопов, в «Русском Богатстве» 1896 год, № 2; А. Р., «Исторический Вестник», 1907, № 2; Скабичевский в «Русской Мысли», 1895 год, № 5. Переводы стихотворений А. на немецкий язык Ф. Фидлера в «St. Petersburger Herold» (1910). С. Венгеров.

Русский поэт Алексей Николаевич Апухтин родился 15 ноября 1840 г. в Болхове Орловской губернии в семье дворян. Эта дата названа М.Чайковским в авторитетной биографии поэта, хотя сам он указывал 1941 год.

В 1852 г. Алексея зачислили в училище правоведения. Педагоги предрекали известность талантливому, но балованному юноше. Первое стихотворение «Эпаминонд» 14-летнего Апухтина опубликовал «Русский инвалид». В 1859 г. он окончил курс с золотой медалью, был принят в департамент министерства юстиции, но служебного рвения не проявлял – влекла поэзия и беззаботная жизнь. «Ночи безумные, ночи бессонные» (1876) стали отзвуком бесшабашной юности поэта-эпикурейца.

Десять стихотворений Апухтина, помещенные в «Современнике» в 1859 г., получили лестные отзывы Тургенева и Некрасова, но были чужды общественности. Поэт на 20 лет исчезает со страниц изданий.

С 1964 г. Апухтин перебирается из Орловской губернии в Петербург. Числясь при министерстве внутренних дел, вновь предается праздной жизни, время от времени занимаясь сочинительством. В середине 80-х годов, почувствовав прилив творчества, он берется за большие поэмы и повести. Поэма «Год в монастыре» (1885) обеспечила прочный успех на десятилетия вперед. Апухтин стал узнаваем, периодически появлялись сборники стихов преимущественно элегического характера. Повести «Архив графини Д…» и «Дневник Павлика Дольского» искусствоведы считают автобиографичными.

Знакомство с великим князем Константином Константиновичем обеспечивает приемы в светском обществе и декламацию в высших кругах. Не единожды Апухтин удостаивался чести быть услышанным императором Александром III.

В личной жизни Апухтин был закоренелым холостяком. Беспечный образ жизни, бессонные ночи за картами подорвали здоровье. Уже с 70-х годов было заметно прогрессирующее ожирение, которое за 10 лет довело его до безобразного состояния. Последние годы жизни поэт проводил на диване, с трудом передвигаясь по апартаментам. Средств не хватало, приходилось одалживаться. Умер А. Апухтин 17 августа 1893 г. от водянки.

Алексе́й Никола́евич Апу́хтин (27 ноября 1840, Болхов, Орловская губерния - 29 августа 1893, Санкт-Петербург) - русский поэт.

Родился в небогатой дворянской семье, в семье было ещё трое сыновей - Николай (1842-1878), Афиноген (1849-1908) и Владимир (1851-1927). Детство прошло в родовом имении отца (Николая Фёдоровича) - деревне Павлодар. Мать - Мария Андреевна Желябужская (1821-1859), была его первой учительницей, пробудила в нём любовь к поэзии. По мироощущению близок М. Ю. Лермонтову . Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью Божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные», «День ли царит» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза» ).

В 1859 году окончил Императорское училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В этом престижном заведении Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». В том же году, 23 апреля, умерла его мать, смерть которой стала для Апухтина настоящим ударом. Её памяти поэт посвятил несколько стихотворений («Какое горе ждёт меня?» , «Ни веселья, ни сладких мечтаний» , «Ещё свежа твоя могила» ).

По окончании училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи»; в 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в гомосексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город».

С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу.

Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Алексей Николаевич скончался 17 (29) августа 1893 года в Санкт-Петербурге, был похоронен на Никольском кладбище. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Апухтин и Пётр Чайковский

Апухтин был гомосексуалом, и отчасти на этой почве у него сложились очень тесные отношения с П. И. Чайковским. В семье Чайковского считали, что именно Апухтин «развратил» Петрушу в 13-летнем возрасте (сам Апухтин к тому моменту был уже любовником классного наставника Шильдер-Шульднера).

Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса. К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорóгой».

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:

П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в «музыкальной»,
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной...
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаём, что всё уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жёстко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру Божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель» .

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

  • «Кто идёт» (1860, не сохранился)
  • «Забыть так скоро» (1870)
  • «Он так меня любил» (1875)
  • «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
  • «День ли царит» (1880)
  • «Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Всё же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 61 гг.: стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение семи лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 62 гг.: публиковался в журналах демократического толка («Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев .

1865 - выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина , что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Апухтина.

В последние годы жизни Апухтиным были написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет уже после его смерти.

Уже его современники высоко оценили прозу Апухтина: император Александр II был в восторге от «Архива графини Д.» - после чтения, состоявшегося в доме П. Г. Ольденбургского он заявил, что её нужно тотчас опубликовать, что это лучшая сатира на великосветские нравы. Высоко оценивали прозу Апухтина Михаил Булгаков; П. С. Попов в письме Булгакову 22 октября 1939 года писал:

Я занялся Апухтиным как прозаиком, поэзия его меня не пленяет. Зато проза - остаётся неоценённой. При своей жизни А. ничего не опубликовал из прозы; зато славился чтением собственных произведений <…> Издатели пронюхали успех Апухтина <…> Но Апухтин молчал и никаких шагов к изданию не предпринимал.

- «Когда я вскоре буду умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым. - М.: Эксмо, 2003. - 272 с. - С.227-228.

В том же письме Попов привёл устный рассказ, что Апухтин, не исполнив воли императора, считая неэтичным публикацию своих произведений, в которых изображены были (в ироническом свете) его добрые знакомые, впал в немилость. Здесь же он отметил, что предмет неудавшегося личного романа Апухтина была в то время ещё жива: ей было свыше 80 лет и она жила в Ленинграде.

Адреса

  • Санкт-Петербург:
    • 1893 год - дом Эбелинга - Миллионная улица, 26
(1893-08-29 ) (52 года) Место смерти: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Алексе́й Никола́евич Апу́хтин (15 (27) ноября ( ?), Болхов , Орловская губерния - 17 (29) августа , Санкт-Петербург) - русский поэт.

Биография

Апухтин и Пётр Чайковский

Чайковский и поэт и после окончания училища правоведения долго поддерживали тесные дружеские отношения, в том числе из-за того что оба были гомосексуалами . Пётр Ильич гостил у него в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили совместное путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворение «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы).

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:

П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в "музыкальной",
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной...
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаем, что все уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жестко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель» .

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

  • «Кто идёт» (1860, не сохранился)
  • «Забыть так скоро» (1870)
  • «Он так меня любил» (1875)
  • «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
  • «День ли царит» (1880)
  • «Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные , Речи несвязные, взоры усталые… Ночи, последним огнём озарённые, Осени мёртвой цветы запоздалые! Пусть даже время рукой беспощадною Мне указало, что было в вас ложного, Все же лечу я к вам памятью жадною, В прошлом ответа ищу невозможного… Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете Звуки дневные, несносные, шумные… В тихую ночь вы мой сон отгоняете, Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

Памятный знак Алексею Апухтину в г. Болхове Орловской области

См. также

Примечания

Издания

  • Сочинения, 4 изд., т. 1-2, [Биография. Очерк М. Чайковского], Спб. 1895;
  • Стихотворения. [Вступ. ст., подгот. текста, прим. Л. Афонина], Орёл, 1959;
  • Стихотворения, Л., 1961.

Литература

  • Арсеньев К. К. «Критические этюды»;
  • Венгеров С. А. «Крит.-биографический Словарь»;
  • Коробка , в «Русской мысли» (1898, № 6);
  • Скабичевский , в «Русской мысли» (1895, № 5);
  • M. Протопопов , в «Русском богатстве» (1896, № 2);
  • Бороздин , «А. Н. Апухтин» (СПб., 1895).

Ссылки

  • Апухтин Алексей стихи в Антологии русской поэзии
  • Апухтин Алексей Николаевич в Российской Литературной Сети

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 27 ноября
  • Родившиеся в 1840 году
  • Родившиеся в Болхове
  • Умершие 29 августа
  • Умершие в 1893 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Поэты России
  • Русские поэты
  • Переводчики поэзии на русский язык
  • Деятели культуры Орловской области
  • Выпускники Императорского Училища правоведения
  • Похороненные на Литераторских мостках

Wikimedia Foundation . 2010 .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта