Главная » Маринование грибов » Бернар-Анри Леви. Бес либерализма с душой лавочника

Бернар-Анри Леви. Бес либерализма с душой лавочника

Свою очередную пламенную речь записной французский интеллектуал Бернар-Анри Леви произнёс 9 февраля на киевском Майдане. И уже на следующий день она появилась в виде статьи в парижской Le Monde под заголовком «Мы все – украинцы». Я не знаю, что подумал при такой дерзости этого выходца из семьи алжирских евреев другой пассионарий с Майдана Олег Тягнибок или что испытал Виктор Янукович, когда «украинец» Леви, дойдя до экстаза, назвал Юлию Тимошенко «Киевской Богородицей». Зато я с удовольствием убеждаюсь, что французы – народ здравомыслящий, находя в Интернете среди ядовитых комментариев к статье новоявленного «украинца» и такое: «Мы все были ливийцами, теперь мы украинцы. А если нам просто быть французами – это что, так сложно?»

Увы, для Бернара-Анри Леви сложно. Он – человек-бренд. Уже несколько десятков лет он служит для европейцев патентованным возбуждающим средством. И дело даже не в том, что за свою 65-летнуюю жизнь он успел снять несколько фильмов и издать десятка два книг, застолбив за собой славу одного из мэтров «новой философии» - направления мысли, которое было модным во в прошлом веке, но быстро увяло, как вянет интеллектуальный продукт, в котором не сыщешь ничего, кроме экстравагантности. Секрет известности Бернара-Анри Леви в том, что в определённых кругах его рассматривают как «человека Миссии».

…Впервые он оказался в «горячей точке» в 1971 году, отправившись на войну за отделение Восточного Пакистана. Потом в его жизни «горячих точек» будет много. В 1981 году он проник в расположение афганских моджахедов, боровшихся против советской армии. В 1999 году страстно призывал к бомбардировкам Югославии. В 2001 году приветствовал интервенцию США в Афганистане. В 2008 году, во время нападения грузинской армии на Южную Осетию, брал интервью у Михаила Саакашвили. В 2011 году стал вдохновенным певцом уничтожения Ливии. Тогда же начал неутомимо пропагандировать свержение «кровавого режима ».

После Югославии, Афганистана, Ливии, Сирии наш «новый философ» определил следующим своим объектом Украину. В интервью, которые он раздавал на киевском Майдане журналистам, он уверенно заявил, что «ни ксенофобии, ни антисемитизма» он на Майдане не видел. Ему повезло – у активистов «Свободы» и «Правого сектора», известных блюстителей расовой чистоты, была насчёт Леви чёткая инструкция: этого не трогать.

Послушаем же, о чём вещал с Майдана человек без лица – вчерашний ливиец, сегодняшний украинец: «Я приветствую Арсения Яценюка, возглавившего партию брошенной в тюрьму Киевской Богоматери, который только что объявил с этой трибуны о создании «параллельного правительства»: это правительство, рожденное Майданом, отныне имеет больше легитимности, чем когда-либо имели нынешние марионетки на посылках у Кремля... Президент моей страны Франсуа Олланд встречается через несколько часов с президентом США: кто знает, не убедит ли он ещё раз объединиться в операции спасения этой части Европы, которая остается в заложниках»...

«Да, правда, что у вас есть друзья в Европе. Правда и то, что друзья у вас есть и здесь, в европейских дипломатических миссиях, друзья, работающие в тени (выделено мною. – И.Л.), о которых я могу сказать, что они сердцем с вами и действуют в ваших интересах».

Бернар-Анри Леви уже давно удерживается в зоне общественного внимания исключительно благодаря тому, что выступает в роли бродячего торговца, сбывающего публике ходкий идеологический товар: он «продаёт» общественному мнению в международные политические авантюры глобальной элиты. Он борец с «диктатурами» повсюду, куда укажут «хозяева дискурса». Это нелёгкий хлеб, но Леви действует вдохновенно. Представляя недавно на телеканале BFM свой фильм об интервенции в Ливию, он напыщенно назвал разграбление этой страны «ливийским чудом». Уже третий год он творит заклинания, рассчитывая на повторение «чуда» в Сирии.

Выступая в прошлом году на устроенном американскими неоконами форуме «Инициативы во внешней политике», гиперактивный «новый философ» потребовал проигнорировать вето, наложенное Россией на западный проект резолюции по Сирии в . Рассказывая американцам об их «моральном долге» оккупировать Сирию, Леви убеждал их, что свет не сошелся клином на ООН, что есть и другие силы, способные привести Сирию к демократии, прежде всего НАТО. Когда аргументы о «моральном долге» истощились, он щегольнул «учёностью», заговорив на плохом английском о Софокле и «законе Антигоны». Это выглядело, как китч, но американцы притихли, вслушиваясь в непонятные слова, а распалявшийся пророк продолжал вещать.

У себя дома, во , Бернару-Анри Леви уже трудно притязать на роль властителя умов. Когда-то известный французский историк античности Пьер Видаль-Наке (1930-2006), человек незаурядной эрудиции, был ошеломлён интеллектуальными ужимками Леви и высказался по поводу его очередной книги так: «Проблема не в том, чтобы раскритиковать очередную поделку Бернара-Анри Леви, ибо она за пределами всякой критики. Проблема в том, чтобы понять, как человек, получивший философское образование… может настолько презирать своих читателей, чтобы подсовывать им подобную «науку» и вести себя, пользуясь его же выражением, как безграмотный шут?»

Однажды Бернар-Анри Леви признался, что он «принимал участие в политической авантюре в Ливии» «как еврей» и не сделал бы этого, «если бы не был евреем». Сейчас, рекомендуя себя в как украинца, Леви переключается на новую и, видимо, горящую тему – борьбу, как он выразился, с «хозяином Владимиром Путиным и его лакеем Виктором Януковичем». И ввязывается в новую политическую авантюру, которую он называет «спасением Украины».

Так что «народу Майдана», как велеречиво поименовал своих киевских слушателей Бернар-Анри Леви, остаётся лишь поздравить себя с появлением в их городе уличного театра, в котором то регулярно наезжающая из Вашингтона Виктория Нуланд раздаёт милиционерам печенье и матерится , то в качестве носителя европейского духа гастролирует стареющий безграмотный шут.

«Вторжение в Сирию нужно начать ради тысяч магазинчиков, базаров, кожевенных лавок и рынка специй»

"В центре Бнай Брит"

Бернар-Анри Леви (Bernard-Henri Levy), родился в алжирском городе Бени-Саф в семье владельца крупной лесопромышленной компании La Becob. В 1954 году семья переехала во Францию. Здесь Б-А.Леви успел побывать троцкистом, маоистом, но финально утвердился как сионист (причем, умудрился встретится со всеми «израильскими» премьер-министрами). Выучился на журналиста, стал писателем и записал себя одним из основателей «Новой философии», с претензией на звание «властителя дум».

"Освободитель Судана"

В 80-х годах, вместе с Мареком Хальтером и Бернаром Кушнером писали предельно русофобские статьи против советских войск в Афганистане. В 1984 году участвовал в создании организации «SOS racisme» предназначенной для привлечения голосов черных и арабов в пользу Социалистической партии Франции. В начале 1990-х освещал конфликт в бывшей Югославии, выступая в защиту боснийских мусульман. В 1999 году на стороне «Армии Освобождения Косово» призывал к бомбардировкам в Сербии.

"Освободитель Грузии"

В 2008 году фальсифицировал для западной прессы события при нападении Грузии на Осетию.

В марте 2011 года участвовал в переговорах с ливийскими повстанцами в Бенгази и публично продвигал международное признание марионеточного «Национального переходного совета». Затем активно участвовал в пропаганде войны в Ливии против М.Кадаффи .

"Освободитель Ливии"

Согласно некоторым источникам, оказался связан с заказчиками провокационного фильма « », который вызвал просчитанное возмущение в исламском мире и приведший к погромам - что создало дополнительную стену между Европой и миром Ислама. Согласно тем же источникам, одним из организаторов был Кристофер Стивенс (ChristopherStevens ), позже назначенный послом США в Ливии и .

Сейчас Бернар-Анри Леви ведет активную пропаганду против законного правительства Сирии. 20 июня 2013 года он выпустил очередную статью под названием «Спасите Алеппо!» («Sauvez Alep! »), в которой призывает начать вторжение в суверенную Сирию против «кровавого режима Башара Асада ».

Зачем все это ему нужно?

По свидетельству британского музыканта и критика сионизма Гилада Ацмона (Gilad Atzmon), на проходившей в начале 2012 года конференции, организованной Французским Сионистским Советом еврейских организаций (CRIF), Бернар-Анри Леви объявил, что «как еврей », он «принимал участие в политической авантюре в Ливии ». И добавил «Я бы не делал этого, если бы я не был евреем ».

..."Если где-то заводится известный общественный Бернар-Анри Леви , значит, прорыв инферно совсем рядом. Потому что изо всех бестий преисподней, цокающих копытцами по мозгам современников и оставляющих за собой кровавые лунки, - Бернар-Анри поистине любимая гиена Вельзевула.




Эта ухоженная кровавая собака уже открывала мировому сообществу в 2011-м глаза на "преступления" режима Каддафи, а в 2012-м на "преступления" режима Асада. Но как только Каддафи не стало, глаза бернаровой головы затянулись бельмами, и брызжущая на них ливийская кровь вот уже который год без всякого впечатления стекает по его рылу.


Бернар-Анри Леви - это последний и окончательный виток развития западноевропейства. Для этого безупречного образца вообще не существует иной реальности, кроме той, что ему удаётся навязать аудитории. Это цинизм, дошедший до мистической глубины. Он не замыкается в своём воображаемом мирке, нет. Он считает, что реальность - это то, что пропагандисту удаётся слепить в головах граждан, а если пропагандист не смог, то и реальности, предлагаемой им, не существует. Он одновременно предельно практичен и отрицает сущее. Он одновременно не верит ни во что человеческое и с мастерством пользуется всеми человеческими эмоциями, выражая ужас, возвышая голос и подымая пафос.


И он требует массовых убийств.

Я не знаю, зачем это ему. Я предполагаю, что он просто обожает смерть, что в торжестве напалма на заре он чувствует пикантность и остроту. Что видя обугленные трупы и кровоточащие обрубки, он говорит себе: "Я приложил усилия к созданию ЭТОЙ реальности. Следовательно, я всё ещё её создатель, следовательно, я всё ещё бог" . Но это только версия"....

Обращение Бернара-Анри Леви на Майдане

Предлагаем вам ознакомиться с речью, которую произнес Бернар-Анри Леви 2 марта 2014 года на площади Независимости в Киеве.


Народ Майдана!

Вы практически голыми руками заставили отступить «Беркут».

Вы практически в одиночку обратили в бегство Януковича.

Вы с достойным великих народов хладнокровием нанесли историческое поражение тирании.

И поэтому вы не просто европейцы, а лучшие из европейцев.

Теперь вы европейцы не только по истории, но и по пролитой крови.

Вы европейцы не только потому, что сыновья Вольтера, Виктора Гюго и Траса Шевченко, но и потому что здесь, на Майдане молодежь впервые гибла со звездным флагом Европы в руках.

Вас пытались оклеветать.

Говорили, что вы - продолжатели темных традиций Европы. Но нет! Все совсем наоборот! Вы в эти кровавые дни стали настоящим воплощением сопротивления, которое является неотъемлемой частью духа Европы и было вознесено на вершину великим французом генералом де Голлем. А национал-социализм, антисемитизм и фашизм, главный позор нашего континента, - все это на совести ваших врагов.

Я преклоняюсь перед сложившими головы.

Я преклоняюсь перед вашей отвагой и как никогда искренне говорю вам: «Добро пожаловать в общий дом».


Донбасс, 2015 год

Тем не менее, сегодня перед вами встает новая сила.

Сила, которая понимает и уважает только силу.

Сила, которая безнаказанно хозяйничает на востоке вашей страны, на ваших исконных землях.

Сила, которая готовится отрезать кусок Украины, сделать то, на что уже десятилетия не решалась ни одна сила ни в одной другой европейской стране.

Ее аргументы нам прекрасно известны: в 1938 году Гитлер утверждал, что Судеты говорят по-немецки, перед вторжением в Чехословакию.

Методы тоже ни для кого не секрет: в свое время Гитлер воспользовался зимней Олимпиадой для милитаризации Рейнской области.

Но вы, народ Майдана, не дадите свершиться этому новому преступлению.

Но вы, молодежь Майдана, не позволите вашим собратьям с востока оказаться под сапогом Империи.

Но вы снова собрались вместе, чтобы не допустить раздела вашей страны, которая и так уже слишком много выстрадала на протяжении веков и дорого, очень дорого заплатила за право жить свободно.

Вчера я был вместе с вами перед посольством России в Киеве, где развевались украинские и европейские флаги. Прекрасная и непоколебимая решимость украинцев произвела на меня неизгладимое впечатление!

Я был в Раде на встрече с вашими лидерами. Виталием Кличко, который как Дантон во времена французской революции сразу же призвал людей подняться. Юлией Тимошенко, которую уже сейчас пытается очернить Кремль. Она сказала мне: «Конечно же, я не поеду в Москву, Путин - мой враг». Однако больше всего меня поразила их готовность выступить единым фронтом. Мученица, женщина, на чьем теле остались стигматы борьбы за свободу, и чемпион, истинный сын Майдана, символ спокойной силы и порядочности - если они сохранят единство, если вы останетесь едины как сегодня, то вы обязательно победите, а Путин отступит.


Донбасс, Краматорск, 2015 год

Тем не менее, я понимаю, что для решительной победы над ним, вам, народу Майдана, нужна помощь ваших европейских братьев.

Европа должна защитить Украину.

Европа должна стать гарантом неприкосновенности границ вашей нации и свободы ее городов.

Европа должна без промедления, если возможно, уже завтра подписать соглашение об ассоциации, за которое все вы, стар и млад, сражались и проливали кровь.

Европа должна торжественно подписать это соглашение прямо здесь в Киеве. Это стало бы для вас гарантией безопасности, а для нее - новым крещением.

Европа должна поступить с Путиным так же, как поступила с Януковичем, сделать с хозяином то же, что уже сделала с лакеем. У нее есть средства для санкций, и она должна их использовать.

Европа должна сказать Путину: «Нам нужен твой газ, но и тебе нужны наши евро, поэтому лапы прочь от Крыма».

Европа должна сказать Путину: «Человеку, который нарушает установившиеся границы в Европе, нет места там, где международное сообщество работает ради стабильности мира. Поэтому, господин Путин, или вы уходите из Украины, или мы уходим вас из восьмерки, чей саммит по иронии судьбы должен был состояться в Сочи».

Олланду, Меркель и Обаме нужно дать понять покусившемуся на Крым (или даже, чем черт не шутит Донбасс и Донецк) хищнику, что его не будут ждать во Франции, где через несколько месяцев будут отмечать 70-летие легендарной высадки.

Путин силен лишь нашей слабостью.

Путин идет вперед только из-за нашего страха.

Так, может, ему самому пора испугаться?

Европейским лидерам нужно найти в себе хоть частицу той отваги, что показал народ Майдана.


Донбасс, 2015 год

Вы никого не боялись, так почему же мы дрожим от страха? Вы поднялись против нового царя, так почему же мы преклоняемся перед ним? Это абсурд. С этим нельзя мириться. Именно это я собираюсь сказать по возвращении лидерам моей страны.

«No Pasaran», - кричали испанские республиканцы в 1936 году.

«No Pasaran», - кричали вы в лицо набросившимся на вас головорезам из «Беркута».

«No Pasaran», - должна сейчас сказать Европа путинской солдатне.

Да здравствует единая, неделимая и свободная Украина.

Да здравствует Франция, Европа и Украина в Европе.

P.S.: Вот так...

Так получилось, что выше акцент сделан в основном на "подвигах" этого "подвижника" на территории бывшей Украины, и кое у кого по этой причине может сложиться ЛОЖНОЕ впечатление, что за его плечами больше ничего особо и не скрывается. Если такое ощущение, действительно, сложилось, то присмотритесь внимательнее к самому верхнему коллажу и мужчине, неизменно присутствующему на них внутри красного кружка. Да, это тот же уже знакомый нам Бернар-Анри Леви - "политический журналист, философ, писатель" , как скромно представляет его читателю Свободная энциклопедия Википедия . ..

Тем, кто пока почему-то не знает, но желает узнать больше об этом "скромном деятеле", достаточно просто набрать его имя в любом поисковике...

Постыдная колониальная война в Ливии, где международное сообщество (в лице все еще сохраняющейся здравомыслящей части) столкнулось с неприкрытой агрессией против суверенной страны, завершившееся фактической ликвидацией отказавшегося капитулировать национального лидера и разгромом государства и его институтов, требует комплексной политической и правовой оценки. Равно как и требует своей оценки роль лидеров государств, напрямую причастных к организации и осуществлению военной агрессии против Ливии, лицемерно прикрытой не соблюдавшейся с самого начала резолюцией Совбеза ООН № 1973, должна, как представляется, получить свою оценку с позицией все еще действующего международного права. При этом не следует забывать и об идейных вдохновителях агрессии, выступавших под надуманными и очевидно неправовыми мотивами в духе популярного ныне в известных кругах «гуманитарного интервенционизма», которые также должны нести ответственность за идеологическое обоснование войны и военной агрессии. Сам тот факт, что они являются при этом признанными публичными интеллектуалами, не должен гарантировать им неприкосновенности в этом отношении – ведь предстали же перед судьями Нюрнбергского трибунала по весьма сходным по сути обвинениям никак не менее видные интеллектуалы ХХ века, как отец «классической» немецкой геополитики Карл Хаусхофер (покончивший жизнь самоубийством еще до окончания процесса и вынесения приговора) и один из теоретиков «консервативной революции» Карл Шмит (который все же был в конечном итоге оправдан).

На субъективный взгляд автора, не меньшего внимания в связи с войной против Ливии заслуживает видный французский публичный интеллектуал, представитель направления «новых философов» Бернар-Анри Леви, «теневой министр иностранных дел» Франции и «ментор» для действующего президента Николя Саркози – собственно, и вдохновивший последнего на трагическую по своим последствиям «ливийскую авантюру».

Биография данного персонажа является более чем выразительной и показательной.

Как и многие видные французкие интеллектуалы и политики, Леви является уроженцем Алжира. Он родился в алжирском городе Бени-Саф в еврейской семье. Отец Бернара-Анри был владельцем крупной лесопромышленной компании La Becob. В 1954 году семья переехала во Францию в пригород Парижа Нёйи-сюр-Сен , сравнительно скоро избавившись от того, что называется «провинциальными комплексами». В 1968 году Бернар-Анри поступил в «Эколь нормаль» – элитное учебное заведение, в котором пестуется гуманитарная элита Франции. Преобладавшие в это время в «гнездовище» французской интеллектуальной элиты левые настроения не обошли стороной и Леви, постепенно превратившегося в их твердого адепта и одного из «левых интеллектуальных гуру» Франции.

Характерна идеологическая эволюция Бернара Леви, последовательно перемещавшегося в рамках идеологического спектра «слева направо».

Начинал он как левый радикал и пацифист. Журналистскую деятельность начал, работая в газете Combat. В 1971 ездил в Индию, освещая войну за независимость Бангладеш от Пакистана . С 1973 года Леви - редактор издательства Grasset, в котором впоследствии выходили его книги. Написал более 20 книг, в основном на злободневные политические темы. Большинством трудов Леви представляют собой причудливую смесь из публицистики, философских и квазиморалистических сентенций, которую изначально и принципиально нельзя свести в какую-либо систему. Главные черты это стиля – эклектизм и навязчивая публичность. Его наиболее знаменитые приверженцы из числа «новых философов» - Андре Глюксман и Бернар Анри-Леви - это интеллектуалы, превосходно чувствующие себя на площадке СМИ. Бернар Анри-Леви и его друг Глюксман (как он ласково его называет), готовы на все, чтобы их показали по телевизору. Высшим достижением здесь, конечно же, считается получить приглашение на какую-нибудь официальную передачу, занимающуюся «благомыслием», к Тьерри Ардисону на программу «Об этом говорят все» на канале France 2, например. Ну а если не получится, Андре Глюксману хватит и полосы в газете «Liberation», «Le Monde» или любого другого либерально или радикального издания, готового развенчивать очередного врага «прогресса» или «общественности».

На философской «ниве» Леви известен как один из основателей школы «Новой Философии», критик современного марксизма (книга «Варварство с Человеческим Лицом», 1977). Данное философское направление изначально имело постмодернистский характер, последовательно разрушая традиционные ценностные иерархии и представления, и характеризуясь приверженностью определенной тотальности и навязчивым фатализмом. В замысловатых философских построениях Леви чувствуется влияние Ф. Ницше, А. Камю, структурализма (главным образом М. Фуко, Ж. Лакана) и Р. Барта. Целью своих философских построений Леви определил создании «новой онтологии власти», где власть и социальная действительность фактически совпадают, а онтология выступает в качестве теории, исследующей политические структуры мира; познание также приобретает черты политической эпистемологии, философия принимает формы и образы политики. Центральный онтологический вопрос: «что есть бытие?» искусно подменяется вопросом: «что есть власть и чем она отличается от всего прочего?». Власть отождествляется с самим обществом, с его организмом, превращаясь в некий нематериальный принцип: власть закладывает основы общества, упорядочивает его, руководит им. При этом власть не может быть локализована, она целиком заполняет весь мир, она «место всех мест», и не может существовать никакой контр-власти, а следовательно, и никакой реальной борьбы с властью. Бытие власти, таким образом, сходно с бытием языка, который в процессе своего развития все больше приближается к властной функции, и тот, кто владеет языком во всех его возможных смыслах и способах существования, является властителем. Структуры власти, запечатлеваемые в языке, требуют полной нивелировки индивидуально-личностного начала и ведут к нескончаемому увеличению отчуждения и зла: люди всегда говорят языком своих властителей. Согласно Леви, только ценности иудейско-христианской традиции способны противостоять всепроникающей «патологии власти». В итоге власть и публичное пространство фактически оказываются «по ту сторону добра и зла», побуждая индивида принимать навязываемые «тотальностью» «правила игры». Свободному интеллектуалу в рамках подобного «неблагоприятного контекста» остается весьма ограниченный выбор – либо продолжать отстаивать те самые иудео-христианские ценности (в самом разном их прочтении), либо, не видя для себя иной альтернативы, начать прагматично обслуживать «тотальную» (читай – «глобальную») власть, делая на этом неплохой гешефт. Последний вариант оказался итоговым выбором многих прежних «левых интеллектуалов», пожелавших стать королями сложившегося на наших глазах глобального «общества спектакля». Однако обо всем по порядку.

Так, достаточно рано Леви заявил о себе как о приверженце «мультикультурализма» и поборнике «толерантности», хотя весьма избирательном и своеобразном. Так, в 1984 году он участвовал в создании общественной организации «SOS racisme» предназначенной для того, чтобы привлекать голоса черных и арабских избирателей для Социалистической партии Франции и её лидера Франсуа Миттерана . В 1986 году ездил в Эфиопию, демонстрируя широту своих взглядов и убеждений.

Но «мировой социализм» пал, левое движение в Европе пошло на спад - и Леви начал тонко улавливать и обслуживать интересы формирующегося «мирового порядка» - что, впрочем, было характерно для многих прежних «леворадикалов». И уже тогда проявилась его «идеологическая ангажированность», готовность участвовать в демонизации тех, против кого была направлены интересы и устремления творцов «дивного нового мира».

В начале 1990-ых «новый философ» освещал конфликт в бывшей Югославии, выступая в защиту боснийских мусульман, и вместе с Глюксманном участвуя в демонизации сербов, подаваемых им ислючительно как представителей «рабовладельческого стиля». После событий 2011 года Леви, как «прогрессивный глобалист», активно поддерживал войну с терроризмом в Афганистане . В то же время обнаружилось, что Анри-Леви все же высказывался против нападения на иракский народ, начавшегося в марте 2003 г., но эту информацию нужно воспринимать осторожно, поскольку все его публичные позиции двусмысленны и крайне изменчивы.

Одновременно с этим Леви заявил о себе как о пламенном борце с мусульманским фундаментализмом. В 2005 он вместе с Салманом Рушди выступил с манифестом «Вместе против нового тоталитаризма» в котором подверг критике карикатурный скандал 2005-2006 годов и попытки распространения мусульманского образа жизни на Европу, непрерывно сравнивая «наступающий исламизм» с «тоталитарным коммунизмом» и параллельно давая широкой общественности уроки «политкорректного антифашизма». В то же время «воинствующий антиисламизм» не помешал Леви поддержать в Ливии активистов ПНС многие из которых были видными исламистами и даже членами «Аль-Каиды».

Во время войны в Южной Осетии в 2008 году вел репортажи из Грузии , брал интервью у президента Михаила Саакашвили . Естественно, что уже тогда присущие «глобальному интервенционисту» широта и избирательность взгляда не позволили заметить преступлений, совершенных грузинскими военными против мирного осетинского населения в Цхинвали.

Не мешает Леви отставивать «прогрессивно-глобалистские убеждения» и его еврейское происхождение. В мае 2010 года подписал петицию группы «JCall» в Европарламент , призывающую, в том числе, оказать давление на Израиль . Петиция вызвала разноречивые отклики в Израиле, и в целом по миру – что, однако, не смутило «политически влиятельного» интеллектуала.

В марте 2011 года участвовал в переговорах с ливийскими «повстанцами» в Бенгази и публично продвигал международное признание недавно созданного Национального переходного совета. Позднее в том же месяце он вместе с Николя Саркози продвигал инициативу по военному вмешательству в Ливии, упирая на односторонне истолкованные «гуманитарные ценности» и «демократические идеалы». Примечательно, что разрыв во времени между замыслом и действием оказался весьма незначительным: 11 марта 2011 года «воспитанников» Леви («новых Масудов») приняли в Елисейском дворце и назвали «легитимными представителями ливийского народа», а уже 19 марта французские бомбардировщики отбомбились по ливийским аэродромам и системам ПВО.

Уже потом, в совсем недавно вышедшей своей новой публицистической книге «Нелюбимая война» Леви признает, что в Бенгази он имел дело с горсткой мятежников, которая без поддержки извне практически не имела шансов на успех. При этом Леви как последовательный «постмодернистский философ» остался весьма доволен организованным им «грандиозным хэппенингом», не взирая на вызванные вторжением в Ливию жертвы среди мирного населения, разрушение страны и победу исламистов как закономерный итог кампании.

При всей кажущейся противоречивости и взаимоисключающего характера поступков Леви все совершенное им на поприще идеологической пропаганды неудивительно. На взгляд автора, на наших глазах произошла практически постмодернистская трансформация бывшего «идейного левого» и нонконформиста в обслуживающего «новый мировой порядок» квазимыслителя и «публичного идеолога», умело использующего эффекты «общества спектакля» и рождающего один за другим «идеологические симулякры», неизменно разушающиеся при столкновении с реальностью (что, впрочем, мало кого волнует после успешного продвижения очередного «идеологического продукта»). Современные засилье подобных «публичных гуру» - свидетельство общей болезни европейской и в частности французской философской и политической мысли, более не способной рождать по-настоящему великих мыслителей, но выносящей «наверх» теоретиков, трансформирующих свои искаженные представления о мире в «катастрофическую политику». Впрочем, подобное «преображение» - тот самый «многих славных путь», по которому следуют целый ряд прежних лидеров «поколения нонконформистов» 60-80-х годов прошлого столетия. Достаточно вспомнить в этой связи сходную по смыслу «идейную эволюцию» бывшего лидера «красного мая» в Париже и «грозу де Голля», а ныне убежденного сторонника «европейской интеграции» и лидера фракции «зеленых» в Европараменте Даниэля Кон-Бендита, теперь уже бывшего главы организации «Врачи без границ» Бернара Кушнера, ставшего в итоге единомышленником «американских неоконов», а равно и бывшего сталиниста и впоследствии также «нового философа» Андре Глюксманна, также ставшего сегодня адептом «новых ценностей». Но никакая «постмодернистская идейная эволюция» не должна освобождать от ответственности за обоснованные и совершенные преступления. Мыслящей и способной действовать части человечества, если оно хочет выжить, необходимо прекратить ведущую на его глазах «игру в бисер» постмодернистских «квазиинтеллектуалов от политики», вернувшись из мира «пропагандистских симулякров» в мир подлинных ценностей, справедливости и права, доступ в который ему пытаются сегодня перекрыть гламурные «идеологические жонглеры». И поистине, следует поторопиться, пока Бернар Анри-Леви и подобные ему не сделали самые мрачные антиутопии ХХ века «навязчивой явью».

ЛЕВИ́ Бернар-Анри (Bernard-Henri Lévy ; родился в 1949 г., Бени-Саф, Алжир), французский философ. Родился в Алжире в обеспеченной семье, воспитывался и получил образование во Франции. Учился в Высшей нормальной школе (Париж), получил степень доктора философии. Был специальным корреспондентом газеты «Комба» в Бангладеш и советником правительства этой страны (1971–72), отразил этот опыт в своей первой книге «Бангладеш: национализм в революции» (1973, переиздана под названием «Красные Индии», 1985). Преподавал эпистемологию в Страсбурском университете и в Высшей нормальной школе (1973), был членом экспертной группы при президенте Ф. Миттеране (1973–76). С 1973 г. Леви - редактор серии «Фигюр» парижского издательства «Гроссе», в которой публикуются произведения «новых философов» (Леви - один из лидеров этого направления), с 1974 г. вел рубрику «Идеи» в газете «Котидьен де Пари», сотрудничал в журналах «Нувель обсерватёр» и «Тан модерн». Леви - основатель и директор журнала «Регль дю жё» («Правила игры»). Занимал ряд общественных постов.

Леви был приверженцем марксизма, но резко изменил свои взгляды под влиянием книги А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»; он стал ярым противником марксизма и борцом против тоталитаризма, считая ужасы ГУЛАГа неизбежным продуктом марксизма. Эти идеи он выразил в работе «Варварство с человеческим лицом» (1977), которая имела успех во Франции, Италии, Испании, Японии и других странах. Свои политические идеи и философские взгляды Леви развивает в книге «Французская идеология» (1981) и в серии «Принципиальные вопросы» (1983–95), а также в других работах: «Впечатления от Азии» (1985), «Похвала интеллектуалам» (1987), «Пит Мондриан» (1992), «Пьеро делла Франческа» (1992), «Мужчины и женщины» (1993, в соавторстве), «Опасная идейная чистота» (1994). Его перу принадлежат также философские романы «Дьявол во главе» (1984), «Франк Стелла» (1989), «Цезарь» (1990), пьеса «Страшный суд» (1992), киносценарии «Один день смерти в Сараево» (1993, в соавторстве), «Босния» (1994, в соавторстве).

Философские взгляды Леви сложились под влиянием идей Ф. Ницше , структурализма М. П. Фуко и Ж. Лакана, экзистенциализма А. Камю, а также под влиянием как марксизма, так и последующего пересмотра своих взглядов и отказа от марксизма и идеологии новых левых . Согласно Леви, социальная жизнь характеризуется ростом «патологии власти»; властные структуры, запечатленные в языке, диктуют «смерть человека», то есть полное нивелирование индивидуально-личностного начала. Отвергая утопизм тоталитарных режимов 20 в., Леви считает, что «патология власти» предопределяет не только картину настоящего, но и «переделку» истории. Отрицая идею социального прогресса, он видит в истории только непрерывное нарастание зла и отчуждения человека. Леви пессимистически смотрит на возможность революционного переустройства общества и отвергает любые коллективные формы революционной деятельности. Полемизируя с «новыми правыми», Леви подчеркивает значение наследия иудеохристианской традиции, ценности которой должны позволить интеллигенции противостоять всепроникающей «патологии власти» и неустанно продолжать сопротивление структурам власти.

Отношение Леви к иудаизму , еврейству и Израилю менялось. В возрасте 19 лет, во время Шестидневной войны , Леви обратился в израильское консульство, желая участвовать в войне. Леви вырос в полностью ассимилированной семье и не имел понятия об иудаизме, пока не заинтересовался Библией и Талмудом . Главной проблемой для Леви был вопрос о сути зла, ответ на который он нашел в этическом учении иудаизма. Эти новые взгляды отразились в его книгах «Божий завет» (1979; прямое продолжение книги «Варварство с человеческим лицом») и «Последние дни Шарля Бодлера» (1988; Леви считает эту книгу «самой еврейской», хотя в ней не идет речь ни о евреях, ни об иудаизме). Леви неоднократно посещал Израиль. В 1991 г. на съезде Бней-Брит он прочел лекцию на тему «Интеллектуал и борьба за свободу», в которой изложил основные идеи своей только что вышедшей книги «Приключения свободы» (1991; на ее основе Леви написал сценарий телесериала об историческом наследии 20 в. на примере судеб французских интеллектуалов).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта