Главная » Маринование грибов » Биография Андрея Дементьева. Советский и российский поэт

Биография Андрея Дементьева. Советский и российский поэт

Андрей Дмитриевич Дементьев. Родился 16 июля 1928 года в Твери. Отец – Дементьев Дмитрий Никитович (1901 г. родж.). Мать – Орлова Мария Григорьевна (1908 г. рожд.). Супруга – Пугач Анна Давыдовна (1957 г. рожд.). Дети: Демченко Марина Андреевна (1954 г. рожд.), Дементьева Наталия Андреевна (1960 г. рожд.), Дементьев Дмитрий Андреевич (1969 г. рожд.).

Многие годы жизни поэта связаны с Тверской землей и городом Тверь (ранее Калинин). Здесь он родился, окончил среднюю школу, учился в Калининском педагогическом институте. После завершения литературного образования в Москве, в Литературном институте имени А.М. Горького (1949–1952), Андрей Дементьев вернулся в родной город, работал в редакциях областных газет «Калининская правда» (1953–1955), «Смена» (1955–1958), затем на радио, был главным редактором областного книжного издательства (1958–1961). Первая поэтическая публикация Андрея Дементьева состоялась в декабре 1948 года в калининском альманахе «Родной край» и в областной газете. Здесь он стал первым лауреатом премии имени Лизы Чайкиной. Любовь к родному краю передана во многих произведениях поэта, таких как известные на всю страну песни «Отчий дом», «А я без Волги просто не могу», «Алёнушка».

Среди многочисленных книг стихов А.Д. Дементьева – «Родное» (1958), «Солнце в доме: Избранное» (1985), «Азарт» (1985), «Стихотворения» (1988), «Аварийное время любви» (1996) и др. Андрей Дмитриевич является автором более 40 поэтических сборников. По читательской популярности его Стихи занимает первое место среди 20 лучших книг по данным российских книжных магазинов. За минувшие три года книги А.Д. Дементьева «Лирика», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Избранное», «Я живу открыто», «У судьбы моей на краю» выдержали 40 изданий, общий тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров. Стихи поэта переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, венгерский, болгарский, румынский, хинди и другие языки. Книги А.Д. Дементьева вышли в Азербайджане, Узбекистане, Грузии, Болгарии и других странах.

На стихи Андрея Дементьева написано более 100 песен. Такие песни как «Лебединая верность», «Отчий дом», «Алёнушка», «Яблоки на снегу», «Баллада о матери», «Каскадеры», «Натали», «Признание» вошли в классику современной российской эстрады. Все эти песни начиная с 1974 года неизменно становились лауреатами телевизионных конкурсов в России и за рубежом. Соавторами А.Д. Дементьева являются известные композиторы – Р. Паулс, А. Бабаджанян, Е. Мартынов, Е. Дога, Н. Богословский, В. Мигуля, П. Аедоницкий, А. Хоралов, А. Ковалевский.

Двадцать один год своей жизни Андрей Дементьев отдал журналу «Юность» (1972–1993). С 1972 по 1981 год он был первым заместителем главного редактора, а в течение последующих 12 лет – главным редактором этого популярного литературно-художественного издания, тираж которого при нем достиг небывалого размера – 3 млн. 300 тыс. экземпляров. Благодаря Андрею Дмитриевичу журнал открыл немало талантливых писателей, печатал романы, повести, стихи современных мастеров литературы – В. Аксенова, А. Арканова, В. Астафьева, Б. Ахмадулиной, Б. Васильева, Ю. Друниной, А. Вознесенского, В. Войновича, Е. Евтушенко, В. Максимова, В. Некрасова, Б. Окуджавы, Л. Филатова и др.

Многие годы Андрей Дементьев тесно связан с телевидением. С конца 1980-х годов он был ведущим передач «Добрый вечер, Москва», «Клуб молодоженов», «Браво», «Семейный канал», «Воскресные встречи».

С 1997 по 2001 год работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. За это время вместе с коллегами он создал три телевизионных фильма, посвященных Израилю, Святой земле.

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах. С марта 2001 года А.Д. Дементьев – ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени» на «Радио России», которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней поэт говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А.Д. Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение». Своеобразие и успех «Виражей времени» обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговор собеседников на равных. За три года в гостях у А.Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон, Илья Глазунов, Вера Васильева, Леонид Рошаль, Майя Плисецкая, министр культуры Александр Соколов, Николай Басков, Александр Градский, Андрей Вознесенский, Зураб Церетели, Михаил Горбачев, Игорь Крутой, Александр Шилов, Родион Щедрин, Евгений Евтушенко, Оскар Фельцман, Николай Сличенко, депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев, Владимир Рыжков, Владимир Жириновский, председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые стихи и еженедельные передачи на радио и телевидении – яркое тому свидетельство.

Несколько лет А.Д. Дементьев был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Литературном институте. Принимал участие во всех крупных поэтических семинарах, а во Всесоюзном совещании молодых писателей – в качестве руководителя. С 1981 по 1991год А.Д. Дементьев – секретарь Правления Союза писателей СССР. В настоящее время – сопредседатель Содружества Союзов писателей, председатель общественно-редакционного Совета «Литературной газеты».

В 2013 году в Твери по инициативе Андрея Дементьева открылся первый в России Дом поэзии. Дому присвоено его имя. Именно ему принадлежит идея создания этого культурного центра – по примеру Домов музыки, Домов русской песни. Это не просто музей, совмещенный с лекторием: с помощью современных мультимедиа-технологий здесь воссоздают атмосферу, в которой жили и творили поэты второй половины ХХ века. В 2016 году в «Доме поэзии Андрея Дементьева» был установлен памятник поэтам-шестидесятникам. Памятник изготовлен народным художником СССР, Президентом Российской академии художеств, Зурабом Церетели и передан автором в дар городу Твери.

Более 50 лет А.Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. С 2008 года Андрей Дементьев является членом общественной палаты. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А.Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира, ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира». При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира.

А.Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен целый ряд благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва, Московская область, Петербург, Тверь, Пенза, Псков, Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США, Франция, Германия, Сербия, Хорватия, Чехия, Израиль).

Андрей Дементьев удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РФ». За книгу лирики «Азарт» в 1985 году ему присуждена Государственная премия СССР. Еще ранее, в 1981 году, за избранные произведения поэт получил премию Ленинского комсомола. Лауреат премии имени И.А.Бунина.

Поездки, встречи с читателями, работа по консолидации здоровых сил общества, возвращение к культурным традициям отечественной словесности стали неотъемлемой частью деятельности А.Д. Дементьева. За большой вклад в пропаганду творчества М.Ю. Лермонтова и за новую книгу стихов «У судьбы моей на краю» поэт удостоен Всероссийской литературной премии имени М.Ю. Лермонтова за 2003 год. В 2005 году ему присуждена литературная премия имени Александра Невского «России верные сыны».

А.Д. Дементьев награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998), Ленина (1988), Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1984), «Знак Почета» (1970), серебряной медалью ВДНХ СССР, почетным знаком губернатора Тверской области «Крест святого Михаила Тверского». Андрей Дементьев – почетный гражданин города Твери и автор гимна Тверской области.

За активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности А.Д. Дементьеву в 1998 году вручен Памятный знак Российского фонда мира «Символ мира». В 2002 году он награжден высшей наградой Российского фонда мира – Золотой медалью.

Андрей Дмитриевич любит чтение, классические музыку и песни, исторические фильмы. Увлекается футболом, плаванием, гимнастикой.

Живет и работает в Москве.

Был редактором отдела поэзии издательства «Молодая Гвардия» , заместителем главного редактора (1972), а затем главным редактором журнала «Юность» (1981-1992). В октябре 1990 года подписал "Римское обращение".

В 1997 году был назначен на должность директора ближневосточного представительства РТР в Израиле . Отозван с этой должности в 2000 году после публикации в «Московском комсомольце» стихов, обличающих российских чиновников. В 2003-2006 годах был ведущим программы «Народ хочет знать» на канале ТВ-Центр , однако был уволен руководством канала без объяснения причин, скорее всего за публикацию книги острой публицистической поэзии «Новые стихи».

Ведёт авторскую программу «Виражи времени » на Радио России с июля 2001 года .

Издано более 50 книг стихов поэта, не считая многочисленных сборников избранных и лучших стихов разных лет.

Творчество

Дементьев - один из известнейших советских поэтов второй половины XX века. Диапазон его творчества - от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи: «Алёнушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие в исполнении Евгения Мартынова .

В своем творчестве Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. По словам самого Дементьева,

Стихи Дементьева отличает обострённое чувство патриотизма , неприятия отрицательных черт современности, горькая ирония , лиричность, оптимизм , наслаждение элементарными радостями жизни, любовь к природе, в ранних стихах - комсомольский задор.

Дементьев пишет традиционные, легко доступные, отличающиеся музыкальностью стихи, о которых, хотя они и не упоминаются в историях русской литературы, пишутся доброжелательные рецензии. <…> Его стихотворения сконцентрированы на одном вопросе или одной проблеме, которая рассматривается с разных точек зрения в строках, часто выстроенных по принципу параллелизма (анафоры и другие формы повторов). Мотивы лирики Дементьева связаны с природой; он рассматривает также этические вопросы и отношения между людьми, причем главное для него в человеке - душевные качества.

Книги А. Д. Дементьева «Лирика», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Избранное», «Я живу открыто», «У судьбы моей на краю» выдержали не менее 40 изданий, общий тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров .

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу «Народ хочет знать ». С марта 2001 года А. Д. Дементьев - политический обозреватель «Радио России », ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени », которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней поэт говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А. Д. Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение».

Своеобразие и успех «Виражей времени » обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговор собеседников на равных. За три года в гостях у А. Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон , Илья Глазунов , Вера Васильева , Леонид Рошаль , Майя Плисецкая , Ризван Садырканов , министр культуры Александр Соколов , Николай Басков , Александр Градский , Андрей Вознесенский , Зураб Церетели , Михаил Горбачев , Игорь Крутой , Александр Шилов , Родион Щедрин , Евгений Евтушенко , Екатерина Шаврина , Юлиан , Оскар Фельцман , Николай Сличенко , депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев , Владимир Рыжков , Станислав Говорухин ,Владимир Жириновский , Светлана Горячева , председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин , (Валентина Толкунова) и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые стихи и еженедельные передачи на радио и телевидении - яркое тому свидетельство.

Общественно-политическая деятельность

Более 40 лет А. Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А. Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира , ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира». При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира. А. Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен целый ряд благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва , Московская область , Петербург , Тверь , Пенза , Псков , Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США , Франция , Германия , Сербия , Хорватия , Чехия , Израиль).

В октябре 1993 года подпись Дементьева появилась в письме сорока двух в поддержку силового разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. 30 сентября 2012 года в интервью на радио «Эхо Москвы» Дементьев отрицал своё подписание этого письма, а также его подписание Беллой Ахмадулиной и Булатом Окуджавой : «Я был на Северном Кавказе, в это время наши писатели, ну, невысокого класса писателей, которые руководили Союзом писателей, решили поддержать и начали собирать подписи под этим письмом. Позвонили мне домой, - не помню, кто у меня был дома в это время. Говорят - вот письмо, он его подпишет? - А кто его подписал? - Это в защиту демократии, - так сказали. Подписали Окуджава, Ахмадуллина. - Ну, если они подписали, Андрей подпишет. И они поставили мою подпись» .

Награды и премии

Государственные награды Российской Федерации и СССР

Награды субъектов Российской Федерации

  • Почётный гражданин города Твери

Общественные награды

  • Памятный знак Российского фонда мира «Символ мира» () - за активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности
  • Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (Российский фонд мира) ()

Премии

  • премия Ленинского комсомола () - за стихи последних лет
  • Государственная премия СССР () - за книгу лирики «Азарт»
  • Всероссийская литературная премия имени М. Ю. Лермонтова () - за большой вклад в пропаганду творчества М. Ю. Лермонтова
  • Литературная премия имени Александра Невского «России верные сыны» ()
  • Бунинская премия ()
  • Царскосельская художественная премия (18 октября ) - за долгое и преданное служение поэтической музе, яркую личность и открытую гражданственность в книгах последних лет
  • Премия «Золотой Дельвиг» () - «За выдающийся вклад в отечественную словесность и в связи с 85-летием со дня рождения»

Напишите отзыв о статье "Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)"

Примечания

Литература

  • Акимов В. Исследование и исследователь. - Вопросы литературы, 1984, № 4
  • Баруздин С. Стихи Андрея Дементьева. - Москва, 1959, № 3
  • Вышеславский Л. Позывные добра. - Дружба народов, 1984, № 12
  • Дементьев А. Избранное. М., 1988
  • Дементьев А. Аварийное время любви: Стихи. Статьи. Песни. М., 1996
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Карцев В. Андрей Дементьев: «Скоро - домой…» // Тверская Жизнь. - 2000. - 3 ноября.
  • Я ваш друг. Я все равно в читателе воскресну (рец. на Дементьев А. У судьбы своей на краю. М., 2000) // Тверская Жизнь. - 2001. - 8 сент.
  • Кузьмин В. Андрей Дементьев: Тверь - вся моя суть // Тверская Жизнь. - 2001. - 18 сент.
  • Прийма А. Плоть от плоти эпохи своей… - Знамя, 1984, № 3

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)

Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.
Генерал, который вел депо, с красным испуганным лицом, погоняя свою худую лошадь, скакал за каретой. Несколько офицеров сошлось вместе, солдаты окружили их. У всех были взволнованно напряженные лица.
– Qu"est ce qu"il a dit? Qu"est ce qu"il a dit?.. [Что он сказал? Что? Что?..] – слышал Пьер.
Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности.
Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.

Российский и советский поэт, радио- и телеведущий, редактор легендарного журнала «Юность».

Детство и образование

Андрей Дмитриевич родился 16 июля 1928 года в Твери. Его отец, уроженец тверской деревни, за свою жизнь успел поработать и парикмахером, и гримером в театре, а после рождения сына стал научным сотрудником. Еще в довоенные годы Дмитрий Дементьев выпустил книгу по аграрной тематике, а также занимался редакторской деятельностью в газете «Сельская жизнь».

Простой крестьянин, попавший в круги интеллигенции, за нелестные высказывания в адрес правящих кругов был обвинен по статье 58 за контрреволюционную деятельность и отправлен в исправительно-трудовой лагерь.

Пока отец отбывал наказание, мать Андрея, Мария Григорьевна, хваталась за любую работу и едва сводила концы с концами. В своих стихотворениях Дементьев с трепетом и теплотой вспоминал детские годы, проведенные на тверской земле у берега Волги. Здесь же он пошел в среднюю школу № 6, которую окончил под конец войны. Часть школьных лет выпала на тяжелые военные годы, когда ни один урок не обходился без сводки с фронта. Еще будучи учеником, Андрей Дмитриевич писал стихи и посещал литературный кружок.

После окончания школы Дементьев мечтал заниматься военной медициной, но подпорченная репутация отца не позволила ему развиваться в этой области. По этой же причине за пределами мечтаний остался и Институт международных отношений. Тогда его выбор пал на филологический факультет местного пединститута. Первое творение поэта под названием «Студенту» широкая публика увидела в 1948 году на страницах газеты «Пролетарская правда», когда Дементьев учился на втором курсе. Здесь он стал первым лауреатом премии имени Лизы Чайкиной.

Первое стихотворение Андрея Дементьева

Литература и поэзия постепенно становились неотъемлемой частью жизни студента, и в 1949 году, прямо с четвертого курса, по рекомендации своих друзей – известных поэтов того времени, он перевелся в знаменитый Литературный институт им. А.М.Горького. Погружение в родную стихию еще сильнее вдохновило молодого поэта, ведь среди его преподавателей были известные советские писатели: Самуил Маршак, Константин Паустовский и Александр Твардовский.

Литературная деятельность Дементьева

После окончания столичного института Андрей Дмитриевич вернулся в родной город, где начал работать сотрудником редакции газеты «Калининская правда». В 27 лет он был назначен завотделом комсомольской жизни газеты «Смена», тогда же вышел его первый сборник стихов под названием «Лирические стихи». Автор позднее скажет, что эта книга была неровной, так как жизнь была в то время неоднозначной.

После Дементьев был назначен редактором областного комитета по радиовещанию и активно участвовал в работе местного литературного объединения. В родном городе увидели свет первые 5 книг Дементьева, вышедшие с 1955 по 1963 годы. Среди них сборник стихов «Родное» о любви к малой родине.

На сегодняшний день в копилке поэта более 50 сборников. Творчество Дементьева наполнено романтикой и состраданием. Пронзительно автор писал и о любви – множество стихотворений посвящено нежным чувствам к женщине. Общий тираж книг писателя составил более 300 тысяч.

Дементьев – обладатель ряда литературных наград и премий. На его стихи созданы популярные песни в исполнении звезд отечественной эстрады.

Работа в прессе и на телевидении

В 1967 году Андрей Дмитриевич возвратился в столицу и был назначен на работу в отдел агитации и пропаганды ЦК ВЛКСМ. Несмотря на то, что у его отца за плечами значилось 5 лет ГУЛАГа, он смог войти в ряды бюрократического аппарата.

Тогда же он вошел в состав редакторского коллектива советского общественно-политического журнала «Юность», новый номер которого ждали в каждой советской семье. Уже через четыре года Дементьев сменил писателя Бориса Полевого на посту главного редактора. При Дементьеве тираж «Юности» достиг рекордных размеров – 3,3 миллиона экземпляров. 21 год своей жизни Дементьев отдал изданию. При нем журнал стал отправной точкой в творчестве многих известных писателей того времени: Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы и многих других. Журнал был исключительным изданием, так как в нем можно было найти материалы, недоступные для широкой публики.

Умение Дементьева заинтересовать публику оценили и пригласили работать на телевидении. В конце 80-х он был ведущим популярных телепередач: «Клуб молодоженов», «Добрый вечер, Москва», «Воскресные встречи» и других.

В конце 20 века несколько лет работал в Израиле в должности директора ближневосточного представительства РТР. За это время им и его коллегами было снято несколько фильмов, связанных со Святой землей и Израилем.

Вернувшись в Москву, попробовал себя на «Радио России» в качестве политического обозревателя, а после стал ведущим авторской радиопередачи «Виражи времени».

26 июня 2018 года на 90-м году жизни писатель скончался в больнице, куда он попал после продолжительной болезни. Андрей Дмитриевич не переставал работать и в преклонном возрасте - вел радиопередачу и ездил в разные города и страны с творческими вечерами.

Личная жизнь Андрея Дементьева

За 89 лет жизни писатель был женат четыре раза. Первой супругой Андрея Дмитриевича стала его одноклассница Алиса. Молодые люди узаконили отношения, когда им было по 19 лет. Сам писатель называет этот брак неполноценным, так как спустя три месяца после женитьбы он уехал учиться в столицу.

Второй раз Дементьев женился в 26 лет. От этого брака родилась дочь Марина, которая сейчас проживает в Санкт-Петербурге.

Третий раз писатель связал себя семейными узами, когда ему уже было за 30. От третьего брака у него - дочь жены (удочеренная) и сын Дмитрий, который трагически покончил с собой, застрелившись на глазах у матери. Единственный сын поэта оставил после себя внука Андрея, который сегодня снимается в кино и играет в театре.

Андрей Дементьев и его супруга Анна Пугач

Четвертой супругой поэта стала Анна Пугач, которая была младше его на 30 лет и работала в журнале «Юность». С ней Дементьев прожил до конца своих дней.

Андрей Дмитриевич Дементьев - один из популярных поэтов советских времён. За свою творческую деятельность он отмечен многими государственными наградами, его многочисленные книги много раз переиздавались, и переведены на все основные языки. На стихи Андрея Дементьева написано около сотни популярных советских песен, он много работал на телевидении, радио, в различных изданиях.

Будучи лоялен по отношению к власти, работая в безукоризненном стиле соцреализма, Андрей Дементьев в советские годы был широко востребован и как поэт, и на различных административных и редакторских постах. В то же время, после развала СССР Дементьев несколько раз терял работу на телевидении именно из-за содержания своих стихов. Андрей Деменьтев скончался 26 июня 2018 года, лишь немного не дожив до своего 90-летия.

Начало творческого пути Андрея Дементьева
Будущий классик советской поэзии родился 16 июля 1928 года в Твери. Здесь же, в Твери, он окончил школу и поступил в высшее учебное заведение - городской педагогический институт, однако поучился лишь первый курс. После он отправился в Москву, поступать в знаменитый Литературный институт имени Горького, и учился до 1952 года.

Андрей Дементьев стихи начал писать в первые студенческие годы, ещё в Твери. В 1948 году его произведения уже публиковались в печати - местных газетах и альманахах. После института Дементьев на некоторое время вернулся в родной город - в Твери он проработал до 1958 года, журналистом в газетах «Смена» и «Калининская правда».

С 1959 года Дементьев - член Союза Писателей СССР. К этому моменту он стал популярным автором.

Работа и творчество советского периода
В 1967 году Дементьев устроился в Москве в издательство «Молодая Гвардия», где стал редактором поэтического отдела. В то же время, он не переставал писать стихи, и писать их много, крайне разнообразно. Размах его творчества широк: тут и новеллы, и поэтические сборники, и тексты для множества песен.

Стихи Андрея Дементьева, весьма патриотичные, оптимистические и традиционные по стилю, нисколько не противоречили цензурным установкам и были широко востребованы, поэтому ничто не мешало его публикациям и росту популярности.

С 1972 года, на протяжении более чем двадцати лет, Дементьев работал в журнале «Юность» - сначала заместителем главного редактора, а затем и главным редактором. На этом посту он посодействовал изданию десятков классиков советской литературы. В «Юности» печатались Ахмадулина, Евтушенко, Вознесенский, Филатов, Окуджава и многие другие.

С конца 1980-х годов началась телевизионная карьера Дементьева - он был ведущим нескольких телепрограмм.

Андрей Дементьев после развала СССР
После развала Советского Союза Дементьев продолжал много работать на телевидении. В 1997 году он стал руководителем ближневосточного филиала РТР - «второго канала» российского телевидения. Сняли его с этого поста в 2000 году, после публикации стихотворений, весьма негативно высказывающихся о бюрократическом аппарате. То же самое позже повторилось на канале «ТВ-Центр», где Дементьев вёл программу «Народ хочет знать».

С 2001 года и по настоящее время Андрей Дементьев работает на «Радио Россия» - его авторская программа имеет большой успех. Он - член Общественной палаты РФ, в разные годы занимал массу общественных постов. Работал и в Литературном институте. Андрей Дементьев стихи продолжает писать и издавать до сих пор - последний на сегодняшний день сборник вышел в 2013 году.

Poembook, 2013
Все права защищены.

Вас интересует биография Андрея Дементьева? Тогда эта статья для вас. Мы расскажем о жизни, творчестве и обширной деятельности этого поэта. Биография Андрея Дементьева сегодня интересует многих, и это неудивительно - он является видным общественным деятелем нашей страны. Предлагаем познакомиться с ним поближе.

Семья Андрея Дементьева

Этот человек родился в 1928 году, 16 июля, в Твери. Отец его - Дмитрий Никитович Дементьев (1901 года рождения), агроном. Мать будущего поэта - Мария Григорьевна Орлова (1908 года рождения). У него трое детей: Марина Андреевна Демченко (1954 года рождения), Наталия Андреевна Дементьева (1960 года рождения) и Дмитрий Андреевич Дементьев (1969 года рождения).

Обучение и первая литературная деятельность

Еще будучи школьником, Дементьев писал стихи, посещал литературный кружок. С городом Тверью (ранее - город Калинин) и в целом с тверской землей связаны многие годы жизни этого поэта. Именно здесь он родился, здесь же окончил среднюю школу, после чего обучался в Калининском педагогическом институте. Затем Андрей Дементьев продолжил в Москве литературное образование, в им. Горького (с 1949 по 1952 год). Отучившись здесь, Андрей возвратился в родной город, где работал в областных газетах. С 1953 по 1955 год он писал статьи для газеты "Калининская правда", с 1955 по 1958 - для "Смены", затем работал на радио. С 1958 по 1961 год Андрей Дементьев являлся главным редактором книжного издательства.

Первая поэтическая публикация

Биография Андрея Дементьева продолжилась тем, что в декабре 1948 года состоялась первая его поэтическая публикация (в областной газете и в калининском альманахе под названием "Родной край"). Молодой поэт стал первым лауреатом премии им. Л. Чайкиной. Во многих его произведениях была передана любовь к родному краю. Это, например, песни, известные на всю страну: "Аленушка", "Я без Волги просто не могу", "Отчий дом".

Сборники стихов

Первый сборник стихов этого поэта называется "Лирические стихи". Он вышел в Калинине в 1955 году. Сам автор сказал впоследствии о своей первой книге, что она была неровной, так как сама жизнь была неоднозначной и негладкой. А. Д. Дементьев издал множество сборников своих стихов: в 1958 году - "Родное", в 198-м - "Солнце в доме: избранное" и "Азарт", в 1988-м - "Стихотворения", в 1996-м - "Аварийное время любви" и др. Всего Андрей Дмитриевич является автором более 40 книг стихов. Его поэзия по читательской популярности занимает сегодня первое место среди двадцати лучших книг, если основываться на данных книжных магазинов России. Книги А. Д. Дементьева, такие как "Нет женщин нелюбимых", "Лирика", "Избранное", "Виражи времени", "У судьбы моей на краю", "Я живу открыто" за минувшие несколько лет выдержали 40 изданий. 300 тысяч экземпляров превысил общий их тираж. Стихи этого поэта были переведены на французский, английский, итальянский, немецкий, португальский, испанский, болгарский, венгерский, хинди, румынский и др. языки. А издания его книг появились в Азербайджане, Болгарии, Грузии, Узбекистане и др. странах.

Песни на стихи Андрея Дементьева

Более ста песен написано на стихи А. Дементьева. Кроме вышеупомянутых, это "Лебединая верность", "Баллада о матери", "Яблоки на снегу", "Признание", "Натали", "Каскадеры", вошедшие в классику российской эстрады современности. Начиная с 1974 года, все эти песни неизменно являлись лауреатами проводимых в России и за рубежом телевизионных конкурсов. Соавторами Дементьева стали известные композиторы - Е. Мартынов, А. Бабаджанян, Р. Паулс, Н. Богословский, Е. Дога, А. Ковалевский, А. Хоралов, П. Аедоницкий, В. Мигуля. Свою любовь к данному жанру сам поэт объясняет семейной традицией. Дело в том, что в его доме очень любили песню, у матери и деда Андрея Дементьева были красивые голоса, и они часто исполняли русские народные песни.

Работа в журнале "Юность"

Биография Андрея Дементьева включает также работу в журнале под названием "Юность". Ему он отдал 21 год своей жизни (с 1972 по 1993 год). В период с 1972 по 1981 год он являлся первым заместителем главного редактора, затем в течение 12 лет работал главным редактором. Тираж этого литературно-художественного издания достиг при нем небывалого размера - 3 млн 300 тыс. экземпляров. "Юность" благодаря Андрею Дементьеву открыла множество талантливых писателей. В этом журнале печатались повести, романы, стихи будущих признанных мастеров литературы - А. Арканова, В. Аксенова, Б. Ахмадулиной, В. Астафьева, Ю. Друниной, Б. Васильева, В. Войновича, А. Вознесенского, В. Максимова, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, В. Некрасова, Л. Филатова и др.

Работа на телевидении

Поэт Андрей Дементьев многие годы был тесно связан в своей деятельности с телевидением. Он, начиная с конца 1980 года, работал ведущим передач "Клуб молодоженов", "Добрый вечер, Москва", "Воскресные встречи", "Семейный канал", "Браво".

В период с 1997 по 2001 год поэт Андрей Дементьев работал в Израиле шефом бюро Российского телевидения. Вместе с коллегами за это время он создал три телевизионных фильма, которые были посвящены Святой земле, Израилю.

Андрей Дмитриевич Дементьев активно участвует в различных телевизионных программах, вместе с Кирой Прошутинской вел на ТВЦ передачу "Народ хочет знать" (ток-шоу). А. Д. Дементьев с марта 2001 г. был также политическим обозревателем, работающим на "Радио России". Он вел авторскую еженедельную программу под названием "Виражи времени", по праву считающейся одной из наиболее рейтинговых программ данной радиостанции. Поэт в ней рассказывал вместе со своими друзьями и современниками обо всем, что происходило в стране и в их жизни.

За эту программу в 2005 году Андрей Дмитриевич Дементьев был удостоен "Гран-при" фестиваля "Вдохновение". Успех и своеобразие "Виражей времени" объясняются тем, что это разговор на равных между собеседниками, а не монолог героев. В гостях у Дементьева за три года побывали: И. Кобзон, В. Васильева, И. Глазунов, Л. Рошаль, А. Соколов, М. Плисецкая, Н. Басков, А. Вознесенский, А. Градский, М. Горбачев, З. Церетели, И. Крутой, Р. Щедрин, А. Шилов, Е. Евтушенко, Н. Сличенко, О. Фельцман, Г. Селезнев, В. Жириновский, В. Рыжков, С. Степашин и другие.

Многие советские поэты уже не так, как прежде, интересуют современного читателя. Однако это не касается Андрея Дементьева. Не ослабевает интерес к творчеству этого поэта, к его журналистской и общественной деятельности. Тысячи писем, приходящих от читателей, телезрителей и радиослушателей Дементьеву, говорят об этом.

Общественная деятельность

А. Д. Дементьев несколько лет являлся председателем экзаменационной комиссии в родном Литературном институте. Он участвовал во всех крупных семинарах, посвященных поэзии. А. Д. Дементьев в период с 1981 по 1991 год был секретарем Правления в известном Союзе писателей СССР.

Этот поэт более 40 лет активно участвует в работе различных общественных организаций России, чья деятельность посвящена благотворительности и миротворчеству, укреплению сотрудничества и дружбы между народами, установлению согласия во всем обществе, а также воспитанию уважительного отношения к истории нашей страны. Этот человек также был одним из тех, кто участвовал в создании Советского фонда мира. В Москве при непосредственном его руководстве проводятся олимпиады зарубежных школьников, которые изучают русский язык. Сотни учащихся, представители десятков стран мира принимают участие в них.

Награды, которые получил Андрей Дементьев

Андрей Дементьев является заслуженным деятелем искусств нашей страны. В 1985 году он был удостоен за книгу "Азарт" Госпремии СССР. В 1981 году Андрею Дмитриевичу была вручена также премия Ленинского комсомола. Премию им. Лермонтова он получил в 2003 году, а в 2005-м - премию Александра Невского. Кроме того, этот поэт был награжден орденом Ленина и некоторыми другими наградами РФ и СССР.

А. Д. Дементьеву за активное участие в благотворительной и миротворческой деятельности был вручен в 1998 году памятный знак "Символ мира". Он был награжден в 2002 году Золотой медалью - высшей наградой, вручаемой Российским фондом мира. Андрей Дмитриевич является почетным гражданином Твери. Он любит чтение, песни и классическую музыку, исторические фильмы. Также поэт увлекается гимнастикой, плаванием и футболом. Сейчас живет и работает в городе Москве Андрей Дементьев.

Личная жизнь

Личная жизнь этого поэта, по его собственному признанию, была бурной. Трижды был женат Андрей Дементьев. Жена его, одноклассница Алиса (первая супруга), была так же молода, как и сам поэт. Он женился на ней, когда ему было всего 19 лет. Правда, молодые почти не жили вместе, так как Дементьев уехал в Москву, поступив в Литинститут, а супруга его осталась в Калинине, после чего перебралась в Румынию к отцу. Через 2 года они развелись. Второй раз поэт женился в 26 лет, когда уже работал. В этом браке родилась Марина, дочь Андрея Дмитриевича, которая живет сейчас в Петербурге. В третий раз поэт женился уже в довольно зрелом возрасте - 30 с лишним лет. Он довольно долго прожил в этом браке, у него родился сын. Потом, однако, семья распалась. Андрей Дмитриевич влюбился в Анну Пугач, молодую сотрудницу, которая на 30 лет младше поэта. Она стала его музой на все остальные годы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта