Главная » Маринование грибов » Что значит свобода для человека мцыри. Романтическое понимание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри

Что значит свобода для человека мцыри. Романтическое понимание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри

Романтическая поэма «Мцыри» по праву считается одной из лучших в творчестве Лермонтова. В ней рассказывается о юноше, который всеми силами мечтает вернуться на свою родину. Трудно сложилась его короткая жизнь. Мальчик первые шесть лет своей жизни прожил среди вольных горцев, а потом, Мцыри попадает в плен и заболевает смертельной болезнью во время поезки с русским генералом. Монахи в одном из монастырей пожалели умирающего. Один монах, который вылечил мальчика, решил воспитать его, готовить к монашеской жизни. Но монастырское воспитание тяготило молодого человека. Как его ни приучали к монастыской жизни, юноша ни на секунду не забывает о родной земле.

Юноша страстно стремится на волю, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Несмотря на то, что монахи окружили заботой мальчика, уберегли его от гибели, он сравнивает себя с цветком, воспитанным в тюрьме. И правда, монастырь стал для молодого послушника подлинной тюрьмой, потому что его уклад и стены ограничили не только внешнюю, но и внутреннюю свободу Мцыри, потому что монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в настоящую тюрьму.

Монах, который воспитал юношу, был для него чужим. Мцыри страдал оттого, что некого назвать отцом и матерью, переживал от мучительного чувства одиночества, ему хочется любить и ненавидеть, побеждать и терпеть поражение, страдать и быть счастливым. Мысль обрести свободу страстно влечет его. За стенами монастыря неизвестная ему жизнь, связанная с приключениями и опасностями, но герой не боится. Это настоящая свобода, ради которой можно рисковать, подвергать себя смертельной опасности, наслаждаться полноценной жизнью. Мечтающий слиться с ветром и бурей, юноша презирает монахов, дрожащих перед раскатами грома. И не зря Мцыри выбирает для своего побега именно грозовую ночь. Реализовав свое давнее желание, молодой послушник убежал из монастырских стен, надеясь найти дорогу, ведущую его в родные края.

Однако радость свободы длилась всего только три дня. В разговоре с монахом, Мцыри говорит, что его жизнь без этих дней была бы пустой. Герою суждено было прожить несколько мгновений настоящей жизни. Всю жизнь в монастыре зачеркнули эти три дня. Оказавшись на свободе, юноша испытал огромное потрясение: его ошеломляет величие и красота кавказской природы. Действия развиваются среди пышно цветущих полей, причудливо окружающих горных хребтов. Герой представляет деревья братьями в круговой пляске, а горные хребты ему кажутся братьями в каменных объятьях. Только Мцыри одинок, он лишился родства с самого детства, никого у него нет. Естественно, что образы родства и единения вызывают вполне понятное желание молодого человека - восполнить свои связи с природой.

Сбежавшего юношу природа одаривает новым приливом сил, она дает отдых, утоляет жажду, разрешает прикоснуться к счастью любви. Следует заметить, что именно любовь помогла увидеть исключительные черты характера личности юноши. В первый день своих приключений, молодой человек сталкивается с красивой девушкой-грузинкой, пробудившая своим пением новое романтическое чувство в сердце героя. Лермонтов показывает, что только чистую и пылкую натуру может охватить страстная любовь. Но юноша не решился войти в дом девушки, потому что: для героя свобода оказывается выше любви. Как бы не был привлекателен зов покоя и счастья, Мцыри отказывается от личного ради исполнения своей цели.

Однако Мцыри заблудился, и его мечта о свободе была разрушена встречей с могучим барсом. Сражаясь с ним, юноша сам становится похожим на дикого зверя. Герой относится с уважением к своему противнику. В этом поединке наиболее сильно раскрывается суть героического характера Мцыри. Он победил в неравной схватке и смог найти в себе силы, чтобы продолжить путь. Но судьба смеется над героем. Тело молодого человека изранено когтями барса, поэтому юноша понимает, что в родные места ему уже не попасть и он должен погибнуть молодым, унеся с собой в могилу мечты о родине.

Свободолюбивая душа пленника так и не смирилась после долгих лет жизни в неволе. И, когда его обнаружили обитатели монастыря, умирающего и обессиленного, он отвергает все их духовные ценности. Он говорит своим тюремщикам о том, что и рай и вечность, все променял бы на несколько мгновений жизни на своей родине. И в этих словах слышны звуки победы молодости, здоровья и силы над ограниченностью, покорностью и дрожащей осторожностью размеренного уклада жизни в монастыре.

Он умирает непокоренным, не сломленным никакими невзгодами и страданиями. Лишь об одном просит Мцыри монахов, чтобы его похоронили в том углу монастырского сада, откуда можно увидеть Кавказ. Его тайная надежда на милость прохладного, дующего с гор ветра, а вдруг ветерок донесет до могилы сироты слабый звук родной песни или обрывок горской речи.

Эта небольшая поэма Лермонтова всегда будет призывать читателя на подвиг во имя добра и свободы, чтобы можно было без стыда ответить: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил..."

Иллюстрация к Поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

1. Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт

1.1 Краткая творческая биография поэта

2.1 История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Заключение

Введение

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова - поэта, прозаика, драматурга, художника по праву занимает одну из высших ступеней в ряду русских классиков. Наследуя традиции гениального русского поэта А. С. Пушкина, творчество Лермонтова, являясь переходным звеном между романтизмом и реализмом, ознаменовало приход реализма. Его произведения, ознаменовавшиеся открытием новых форм и приемов в поэтике и прозе, оставили глубокий след на небосклоне русской классической литературы.

Вершиной творчества автора считаются поэмы «Демон» и «Мцыри», и роман «Герой нашего времени». Одной из главных тем в творчестве Лермонтова являются любовь к Родине, одиночество и тема свободы. Тема данной работы является актуальной, поскольку тема свободы до сих пор является одной из центральных в мировой литературе, ее пытались разработать многие великие писатели и поэты (Ф. Кафка «Замок», Е. Замятин «Мы» и др.).

Цель данной работы обозначить приемы и методы, с помощью которых автор раскрывает тему свободы в поэме «Мцыри».

Для того, чтобы достичь вышеуказанной цели нами был составлен следующий план работы:

1) Дать краткую характеристику творческой биографии М. Ю. Лермонтова;

2) Изучить историю создания поэмы «Мцыри»;

3) Дать характеристику художественно - композиционного своеобразия поэмы;

4) Раскрыть тему свободы в произведении;

5) Проанализировать и обобщить полученные выводы в заключении.

1. Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт

1.1 Краткая творческая биография поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов 3 (15) октября 1814 г. - 15 (27) июля 1841г. - великий русский поэт, прозаик, драматург, представитель славной пушкинской плеяды, произведения которого занимают почетное место в ряду русских классиков, появился на свет в Москве, в старинной дворянской семье.

Мать Лермонтова, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, умерла в юном возрасте, когда Михаилу едва исполнилось два года. После ее смерти, поссорившись с отцом Михаила - Юрием Петровичем Лермонтовым, капитаном в отставке, происходящим из рода обедневших дворян - воспитанием и образованием будущего поэта занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина. Все эти события наложили глубокий отпечаток на эмоциональный фон, в котором вырос поэт, его мировоззрение и характер, которые современники описывали, как «угрюмый, желчный, угловатый, насмешливый, острый на язык».

Детство Михаила Лермонтова прошло в именье бабушки, в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области среди певучих крестьянских напевов, сказаний о Стеньки Разине, великой красоты и просторов России. Несколько раз Арсеньева возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Уже тогда Кавказ, занявший впоследствии одно из центральных мест в творчестве поэта, произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление.

Лермонтов получает прекрасное домашнее образование, он занимается живописью и музыкой, осваивает несколько языков. С 1828 - 1830 гг. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву и учится в благородном пансионе при Московском университете. Именно здесь он пишет первые свои строки и страстно увлекается творческими трудами Байрона, Пушкина, Грибоедова. Здесь возникает замысел и находит первое воплощение поэмы «Демон» - один из лейтмотивов в творчестве поэта. Его первые вирши выходят в рукописном пансионском журнале «Утренняя звезда».

В эти же годы он знакомится с семейством Лопухиных, и Варвара Лопухина становится главной музой поэта, к ней Лермонтов питает самые глубокие чувства, когда - либо вызванные в нем женщиной, пронеся их через всю свою жизнь. лермонтов мцыри свобода поэма

В 1830 г. он поступает в Московский университет, где обучался вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, уже тогда имевшими огромное влияние на идейную составляющую студенчества.

К этому периоду творчества Лермонтова относятся уже вполне самостоятельные поэмы «Измаил-бей» (1832), «Литвинка» (1832), «Исповедь» (1831) -- прообраз будущей поэмы «Мцыри». В 1832 году поэт подал прошение об уходе из университета, и оставляет его.

Этот же год - Лермонтов переезжает в Петербург, и по совету друга поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл по собственному выражению «два страшных года» 1832- 1834гг., заполненных военной муштрой, сначала в звании унтер - офицера, а затем юнкера.

Несмотря ни на что, творчество Лермонтов не бросает, пишет драму «Маскарад», «Княгиня Лиговская» и др. По окончании службы юнкер Лермонтов произведен в корнеты Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. В 1835 год - первая официальная публикация для широкого круга читателей, повесть М.Ю. Лермонтова «Хаджи-Абрек».

1837 год - переломный год для Лермонтова, после трагической гибели А.С. Пушкина на дуэли, поэт пишет стихотворение «Смерть поэта», которое моментально расходится в тысячах списках по столице. Лермонтов был арестован, и переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе.

Год спустя, в 1838 году, благодаря связям и ходатайству бабушки и Жуковского опальный поэт переведен в Новгород, а затем вновь в Царское Село. В это время Лермонтов входит в литературное общество Петербурга, посещает вечера, общается с Тургеневым, Белинским, который видит в нем «надежду русской литературы», начинает работу над произведением «Герой нашего времени».

Но в феврале 1840 г. - Лермонтов вновь становится центральным участником светского скандала - дуэлью с сыном французского посла Э. Барантом. Поэт был арестован за дуэль, и ему вновь грозит ссылка на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. По дороге в пункт назначения Лермонтов ненадолго останавливается в Москве, где впервые читает своим друзьям отрывок из своей новой поэмы «Мцыри».

На Кавказе Лермонтов неоднократно участвует в боевых действиях, при этом свидетели неоднократно отмечают его незаурядную храбрость и мужество. К этому времени относится «Я к вам пишу случайно, право…», где прослеживается эволюция мировоззренческих устоев и творческих приемов поэта - отмечаются абсолютная бессмысленность войны, красота и сила природы, которую человек не в состоянии постичь, война предстает в истинном свете, не в свете фанфар, а с ее грязью, кровью, но при этом отмечается благородные черты простых солдат, их мужество и любовь к Родине.

1840 г. ознаменовался выходом в свет «Героя нашего времени». В 1841 г. Лермонтов получает двухмесячный отпуск и едет в Петербург. Во время возвращения обратно в полк, на Кавказ, в дороге Лермонтов почувствовал себя плохо, и вынужден был задержаться в Пятигорске, где происходит трагическая ссора с Мартыновым, и 15 (27) июля 1841 года поэт принимает смерть во время дуэли на горе Машук.

Поэт был похоронен в Пятигорске, но через год, по желанию бабушки, прах Михаила Юрьевича был перевезен в родовое поместье Тарханы и погребен в семейном склепе Арсеньевых.

2. Тема свободы в поэме «Мцыри»

2.1 История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Кульминация темы свободы, ее недостижимость в этом мире - одной из сквозных тем творчества - воплотилась в герое Лермонтова Мцыри - человека, обреченного на страдания, который рвется к гармонии и свободе, однако предпосылки к этому произведению можно проследить в более ранних произведениях, таких, как «Исповедь» 1831 г., «Простосердечный сын свободы...» 1830 г., «Прости! Увидимся ль мы снова...» 1832 г.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета к созданию поэмы «Мцыри».

Поэма Мцыри была написана в 1839 г.; дата поставлена самим Лермонтовым на обложке тетради, содержащей текст поэмы: «1939 года Августа 5». Первоначальное заглавие - «Бэри» - прокомментировано автором: «Бэри, по - грузински монах». Впоследствии заглавие было заменено на «Мцыри», что означает, во - первых «неслужащий монах, нечто вроде послушника» (примечание Лермонтова и, во - вторых, - «пришелец, чужеземец». Под эти вторым заглавием, более соответствующим содержанию, поэма и была опубликована в 1840г.

Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, основываясь на свидетельствах родственников Лермонтова А. П. Шан - Гирея и А. А. Хасатова, свзывал возникновение замысла поэмы со странствиями поэта по старой Военно - Грузинской дороге; в Мцхете Лермонтов встретил «одинокого монаха… узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым… Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не смог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием такой попытки и стала долгая болезнь, приведшая его на край могилы». Достоверность этих сведений не доказана, вместе с тем этот рассказ достаточно правдоподобен. Работая над «Мцыри», Лермонтов не однажды обращался к ранним поэмам «Исповедь» и «Боярин Орша», откуда были зим заимствованы ряд отдельных стихов.

Известно, что поэт сам читал «Мцыри» своим друзьям и знакомым. По воспоминаниям А. Н. Муравьева (1806 - 1874) - поэта и мемуариста: «В ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне от начала до конца, всю великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления».

А. С. Пушкин «южными поэмами» («Кавказский пленник», «Цыганы» и др.) открыл, а М. Ю. Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами «Демон» и «Мцыри» закрыл эпоху высокого романтизма.

«Мцыри» - одна из лучших поэм Лермонтова, вершина русского романтизма вообще. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы -- построены в виде монолога героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря.

Мцыри, полный пламенных страстей сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе - исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит в свое произведение такие черты, которых нет в более ранних поэмах. Если прошлое героя поэмы «Исповедь» нам не известно, и мы не знаем, в каких условиях был сформирован его характер, то строки о несчастливом детстве и отрочестве, за исключением жизни в родном ауле «И молодых моих сестер...// Лучи их сладостных очей // И звук их песен и речей // Над колыбелию моей...», Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть -- «рассказать» -- душу. Романтическая поэма «Мцыри» свидетельствовала о росте реалистических тенденциях в творчестве Лермонтова. Например, ясно указано место, где происходят все описанные события: «Там, где, сливаяся, шумят, // Обнявшись, будто две сестры, // Струи Арагвы и Куры».

В контексте данного произведения само имя Мцыри помимо примечаний самого автора предстает в ином свете и его можно рассматривать как «одинокий человек, не имеющий родных, близких» что является весьма характерным для героя - романтика: «Я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать»; «И я как жил, в земле чужой // Умру рабом и сиротой».

На первый взгляд, композиция поэмы очень проста: краткая экспозиция, завязка -- побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором, и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь -- это «хранительные стены» «…и в стенах // Хранительных остался он, // Искусством дружеским спасен», а для героя монастырь -- тюрьма, символ его несвободы, невозможности вы собственной судьбы «Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если б мог».

Герой совершает побег, фактически рискую жизнью, в очень опасный момент, в момент грозы в горах: «И в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, // Когда, столпясь при алтаре, //Вы ниц лежали на земле, Я убежал».

Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. «Ты хочешь знать, что делал я // На воле? Жил -- и жизнь моя // Без этих трех блаженных дней // Была б печальней и мрачней // Бессильной старости твоей». Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит» «Угрюм и одинок, // Грозой оторванный листок, // Я вырос в сумрачных стенах // Душой дитя, судьбой монах».

Попав на волю, герой жадно вглядывается, впитывая малейшие нюансы, в каждую открывающуюся ему картину, он отождествляет себя с природой, сливается с ней. Познает ее и себя в ней, понимает свое предназначение. И видит по иному, казалось бы совсем обыденные для обычного человека вещи: восход солнца «И вот, в туманной вышине // Запели птички, и восток // Озолотился; ветерок // Сырые шевельнул листы; // Дохнули сонные цветы».

Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи «Я видел груды темных скал, // Когда поток их разделял, // И думы их я угадал // Простерты в воздухе давно // Объятья каменные их, // И жаждут встречи каждый миг; // Но дни бегут, бегут года -- // Им не сойтиться никогда!».

Взор его обострен «гладкой чешуей блестя, // Змея скользила меж камней» и отливы серебра на шерсти барса «И на нем // Шерсть отливалась серебром», он видит зубцы далеких гор и бледную «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить прозрачную синеву неба полет ангелов.

«Кругом меня цвел божий сад; // Растений радужный наряд // Хранил следы небесных слез, // И кудри виноградных лоз // Вились, красуясь меж дерев // Прозрачной зеленью листов; // И грозды полные на них, //Серег подобье дорогих, // Висели пышно, и порой // К ним птиц летал пугливый рой. // И снова я к земле припал // И снова вслушиваться стал // К волшебным, странным голосам; // Они шептались по кустам, // Как будто речь свою вели // О тайнах неба и земли».

Лермонтов в поэме обращается к народному творчеству, например эпизод поединка Мцыри и барса навеян мотивами народной грузинской поэзии.

Мцыри так и не добивается своей цели и умирает на чужбине, но это не лишает произведение жизнеутверждающего пафоса. Лермонтов прославляет человека, борющегося до последнего вздоха, и этот трагический лиризм просветляет финал произведения.

2.2 Тема свободы в поэме и творчестве Лермонтова

В творчестве поэта с самого начала пути сформировались два образа, две темы, впоследствии, проложивших путь через всю жизнь Лермонтова, его искания и чаяния, и отразившихся как две модели жизненного поведения, а также в его представлении о самом себе. Тема избранничества во всем многообразии этого слова: от гордой отстраненности от мелких бытовых человеческих проблем до ощущения себя пророком, гонимым людьми, не способными понять его. И тема свободы, идеал, которой недостижим, даже если человек готов заплатить за него жизнью, как Мцыри, или вечным проклятием, как Демон. Отсюда и ощущение мировой скорби, вызванной устройством мира, где нет места могучей личности.

Образ Мцыри -- воплощение любимой мысли Лермонтова о невозможности примирения с насилием над личностью, о необходимости борьбы с любым видом гнета. Для героя Лермонтова нет «уважительной причины», чтобы покориться обстоятельствам. Хрупкий, болезненный Мцыри спасен «искусством дружеским», но ни «хранительные стены», ни сочувствие старого монаха, вырастившего его, не могут заставить его стать монахом и навсегда остаться в монастыре, что сулило ему жизнь спокойную, в кругу достойных людей. В его понимании монастырь -- тюрьма, подавляющая его стремление к свободе. Аскетическая жизнь монахов отвергает его желание жить ярко, полнокровно. «Три блаженных дня» наполнены именно такими впечатлениями: единение с природой, упоение битвой, ощущение собственной силы, нежное видение молодой девушки-грузинки. Трагически завершается бунт юноши: он фатально возвращается в своих блужданиях к стенам монастыря. Круг замкнулся, выхода нет.

Центральная тема произведения -- прославление мятежной, свободолюбивой личности. Поэма «Мцыри» замыкает в творчестве Лермонтова линию романтической героики. В отличие от «Исповеди», где герой, заключенный в темницу провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. В «Мцыри» любовная тема не становится центральной. Встретив девушку - грузинку, Мцыри преодолевает соблазн уединенного счастья вдали от родины. Главная цель героя -- единение с людьми, близкими по духу, обретение Родины.

Любовь к отчизне и жажда воли сливается для него в одну, но «пламенную страсть»: «Я знал одной лишь думы власть, // Одну -- но пламенную страсть: // Она, как червь, во мне жила, // Изгрызла душу и сожгла. // Она мечты мои звала // От келий душных и молитв //В тот чудный мир тревог и битв».

Монастырь становится для Мцыри тюрьмой, кельи кажутся ему душными, сумрачными и глухими, и монахи -- трусливыми и жалкими, сам он -- рабом и узником. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством, трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость героя с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь -- это продолжение их страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя, увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он теперь, на могилы, «рай и вечность променял» бы за несколько минут жизни среди близких, родных людей.

Мы видим, как в этом произведении органично сочетаются основные темы и мотивы творчества автора: одиночество, образ Родины, ощущение обреченности душевного порыва, торжество и величие Бога и природы. Главным в этом произведении становятся мотивы движения к вечной цели - образу естественной и свободной жизни, слитой с природой, протест, призыв к избавлению от рабской неволи.

Творчество поэта как бы вобрало в себя дух эпохи, гениальному поэту удалось уловить настроение времени. Ясно понимая, что никакой реальной надежды на примирение с существующим миром нет и что трагическая развязка поединка мечты с реальностью неизбежна, Лермонтов выдвигает идею активного действия как образец подлинно человеческого поведения.

Заключение

Проведенный нами анализ поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова в аспекте приемов и методов, с помощью которых автор раскрывает тему свободы, позволяет нам сделать следующие выводы:

1) Главная идея произведения невозможность примирения с насилием над личностью, необходимость борьбы с любым видом гнета. Центральной темой произведения является гимн свободолюбивому и мятежному герою - Мцыри;

3) Ясно понимая, что надежды на примирение с действительностью нет и не будет, Лермонтов все же противопоставляет обстоятельствам активные действия главного героя, чья сокрушительная и фатальная страсть приводит его к трагической гибели.

4) Поэма заканчивает период героической романтики в творчестве Лермонтова, и знаменует эволюцию автора при переходе к реализму.

Судьбой было уготовано прожить ему всего двадцать семь земных лет, но даже за этот кратчайший срок он сумел оставить великое наследие - неисчерпаемый источник вдохновения и силы, и обширное поле деятельности для исследований тончайших нюансов человеческой души.

Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями. Тематика его поэм «Демон» и «Мцыри» послужили основой творческих произведений многих авторов, и стали фактически самостоятельным явлением, например работы Врубеля. Стихотворения «Белеет парус одинокий» и «Выхожу один я на дорогу» вошли в сокровищницу мировой литературы.

Список использованной литературы

1) Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М.: Просвещение, 1973. С. 79.

2) Краевский А.А. Воспоминания: (В пересказе П.А. Висковатова) // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1989. С. 312-313.

3) Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 635.

4) Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М.: Современник, 1985г. С. 222-225.

5) Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.: Наука, 1964г. С. 190.

6) Новицкас Л.А., Першкина А.Н., Федотов А.С. II Международная конференция молодых исследователей Лермонтов и его литературное наследие // Вестник МГУ, 2011 г. Выпуск № 6. С. 213 - 215.

7) Терешкина Д. Б. Конференция М. Ю. Лермонтов и история // Великий Новгород, 2013 г. Выпуск №2. С. 251.

8) Кольовски А. А. Композиционный поэтический строй произведений М.Ю. Лермонтова // Вестник ТГУ. 2012г. Выпуск №3. С. 18 - 20.

9) Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм. И.С. Чистовой. М.: Правда, 1988. 719 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" - молодой послушник, горец. Особенности его образа жизни. Трагическая судьба мальчика и причины его смерти. Тема свободы и ее необходимости для человека, отражение данной категории в произведении Лермонтова.

    сочинение , добавлен 13.12.2012

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы. В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста. Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма.

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    История создания поэмы "Мцыри". Род, жанр, творческий метод, идея и тема произведения. Романтический характер конфликта, главные герои поэмы Лермонтова. Художественные средства: метафорические эпитеты, метафоры, олицетворения, риторические вопросы.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри". Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем - старшим монахом.

    реферат , добавлен 08.09.2006

    Символ пути в поэмах "Кавказский пленник", "Корсар", "Беглец", "Боярин Орша" и "Мцыри". Характеристика образа-символа Демона в произведении "Демон". Место поэм М.Ю. Лермонтова в истории русского романтизма. Романтическая символика в произведении "Мцыри".

    научная работа , добавлен 15.03.2014

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Детские, юношеские годы, факторы и события, повлиявшие на становление личности поэта. Лирика разных лет и стихи Лермонтова о предназначении поэта и поэзии.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2011

    Образ Кавказа в творчестве поэта. Описание М.Ю. Лермонтовым красоты кавказкой природы, быта, обычаев и нравов людей, живущих в этом краю. Развитие идеи мужества и протеста в поэме "Мцыри". Создание психологического стереотипа представления о Кавказе.

    презентация , добавлен 13.03.2016

    Русский поэт-романтик Владимир Ленский: анализ сильных и слабых сторон романтизма в поэме Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". "Русский Байрон" – Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэзия печали, гнева и одиночества: Мцыри как романтический герой.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Происхождение и детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова. Биографические сведения о его обучении и службе. Художественное творчество поэта, роковая дуэль и смерть. Обзор музеев имени Лермонтова. Историческое наследие рода Лермонтова в других странах.

    презентация , добавлен 02.05.2012

    Проблемы семьи, в которой родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Воспитание бабушки, получение гуманитарного образования. Осознание поэтического призвания. "Мцыри" - романтическое эпическое произведение. Дуэль поэта с Мартыновым.

Что означает для человека жить? В первую очередь - испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.

Жажда обрести волю вопреки всему

На вопрос о том, что для Мцыри значит жить, можно ответить однозначно - быть свободным. Для героя именно воля является первоочередной ценностью. Интересно, что ничто в жизни героя никак не способствовало пробуждению в нем жажды свободы. Ведь основной ценностью в стенах монастыря является смирение, набожность, а слишком свободолюбивый человек, скорее всего, попросту грешен. Однако Мцыри, помимо заветов монастырской жизни, не забывает и о заветах своей страны.

Кавказ - символ свободы

Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя - Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.

Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.

Монастырская «тюрьма» для героя

Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.

Истинная ценность

И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.

Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше - долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?

Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ

На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре - Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.

Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.

Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном - обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.

Борьба с барсом как символ противостояния

На пути Мцыри встречаются и преграды. В частности одной из самых серьезных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, был бой с диким барсом. Животное являлось олицетворением его прошлой жизни. Оно символизировало неволю, и борьба с ним была испытанием для Мцыри. Достоин ли он новой жизни? Стоит ли он того, чтобы его мечта о лучшей жизни стала реальностью? И Мцыри бьется со страшным зверем голыми руками. Этим Лермонтов показывает, на что может быть способен человек, который борется за свою высшую ценность. На кону этой битвы стоит свобода главного героя. Бой с барсом во всей широте показывает, что для Мцыри значило жить. Он не хочет довольствоваться той размеренной и предсказуемой жизнью, которая уготована для него. И ради этого желания он готов поставить на кон собственное существование.

В сочинении «Что для Мцыри значит жить» школьник может подчеркнуть: настоящая жизнь - это свобода, возможность делать то, чего желает сердце, быть там, где хочется. Главный герой осознает ценность этих вещей, находясь в заточении. Ради возможности хотя бы немного побыть в родных краях Мцыри готов идти на смерть и сражаться со страшным барсом. Эта история должна научить каждого тому, что необходимо ценить имеющееся. Ведь сейчас каждый человек обладает свободой, волен делать все, что захочет. Настоящая жизнь - это свобода.

В поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов написал про мальчика-горца. Автор не указал национальность героя. Мцыри попал в плен к русскому офицеру. Ребенок становится рабом поневоле. Мцыри − это образ героя, жаждущего свободы и независимости.

Над мальчиком сжалился монах и приютил его в монастыре. Бывший пленник некоторое время прожил в монастырских стенах, достиг юношеского возраста, а затем сбежал. Его нашли через несколько дней, умирающего. О том, что побудило Мцыри, имеющего вроде бы все для жизни, совершить побег он и рассказывает в своей последней исповеди монаху. У каждого человека свое предназначение. Мцыри не создан быть монахом. В нем течет горячая кровь горцев. Ему не нравится монастырский уклад жизни.

Юношу влечет свобода, вот поэтому он и совершает дерзкий побег. Мцыри рассказывает своему наставнику о переживаниях своей метущей души. В стенах монастыря он не нашел родственных для него людей. Ему здесь все чуждо. Он хотел найти родную душу и прижаться к ней. Целеустремленный юноша стремился повидать те места, где родился, но ему не суждено добраться туда. Три дня он скитался голодным, рисковал своей жизнью, но не жалеет об этом. Мцыри умирает гордым одиночкой. Его мечтам не удалось сбыться.

Он повествует своему наставнику, что все-таки повидал вольную жизнь и, хотя он и умирает, но не жалеет о днях, проведенных на свободе. Юноша увидел живописные пейзажи с горами и реками. Мцыри любовался красотой разбушевавшейся природы: бурей, грозой, загоревшимся деревом от молнии. Он встретился с красивой юной девушкой и у юноши даже проснулись чувства к ней. Мцыри, по–натуре борец, вступил в смертельную схватку с барсом. Он победил его, но получил смертельные раны.

В конце стихотворения мятежный юноша погибает. Но он умирает непобежденным. Лермонтов поэтическим слогом показывает нам, что ради желания обрести свободу он пожертвовал своей жизнью и не пожалел об этом. Образ Мцыри поэт отождествляет с самим собой. Лермонтов и сам стремится к независимости. Он всю свою жизнь посвятил борьбе с бесправием. Поэта не любило высшее общество. Но до конца своей короткой жизни он сумел остаться самим собой.

Мцыри - тема свободы в поэме

Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался с высказываниями своего учителя, считая что счастье существует, но ощутить его можно лишь обретя чувство свободы и независимости.

Свобода и ощущение её полной грудью, вот что, для Лермонтова всю жизнь являлось первоосновой всей жизни.
Он всегда старался и пытался сделать всё возможное, чтобы отразить это в своих произведениях. Именно в них возникают размышления о свободе, причем не только внешней, но и внутренней свободы души человека.

«Каждый человек должен искать свободу и покой, ведь только так он может обрести истинное счастье!» – вот так объяснял свой взгляд на эту тему данный автор.

Тема свободы очень отчетливо отображается в таких произведениях поэта, как поэма «Мцыри», «Демон», и многих других. Фактически она просто становиться их главным смыслом.

Стоит отметить, что Лермонтов мечтал о свободе ещё с самого детства, именно поэтому ещё в юном возрасте он мечтает создать поэму о монахе-беглеце, который немалую часть всей жизни мечтает о том, чтобы обрести свободу и оказаться в родном доме, который и был для него признаком свободы.

Однако, справедливо будет заметить, что поиск идеальных героев для данной поэмы был настолько пристальным и тщательным, что создание данного произведения растягивается на долгие годы.

Всё это время он подбирал каждого героя, и продумывал каждую деталь своего произведения, к которому он относился с особым трепетом.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
  • Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы

  • Лермонтов написав цей твір, в чомусь копіюючи себе самого. Цей твір багато чому вчить, і разом з тим – він дуже цікавий і привабливий. Лермонтов взяв і з свого життя деякі моменти, що підтверджують деякі елементи з роману

  • Сочинение рассуждение Патриотизм

    Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.

  • Сейчас, каким-то странным становится феномен кумира молодежи. Среди своих сверстников регулярно вижу увлечения каким-то малодостойными личностями, которые из себя фактически ничего не представляют и при этом выбираются как кумир для подражания

Тема свободы в поэме «Мцыри»

История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Кульминация темы свободы, ее недостижимость в этом мире - одной из сквозных тем творчества - воплотилась в герое Лермонтова Мцыри - человека, обреченного на страдания, который рвется к гармонии и свободе, однако предпосылки к этому произведению можно проследить в более ранних произведениях, таких, как «Исповедь» 1831 г., «Простосердечный сын свободы...» 1830 г., «Прости! Увидимся ль мы снова...» 1832 г.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета к созданию поэмы «Мцыри».

Поэма Мцыри была написана в 1839 г.; дата поставлена самим Лермонтовым на обложке тетради, содержащей текст поэмы: «1939 года Августа 5». Первоначальное заглавие - «Бэри» - прокомментировано автором: «Бэри, по - грузински монах». Впоследствии заглавие было заменено на «Мцыри», что означает, во - первых «неслужащий монах, нечто вроде послушника» (примечание Лермонтова и, во - вторых, - «пришелец, чужеземец». Под эти вторым заглавием, более соответствующим содержанию, поэма и была опубликована в 1840г.

Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, основываясь на свидетельствах родственников Лермонтова А. П. Шан - Гирея и А. А. Хасатова, свзывал возникновение замысла поэмы со странствиями поэта по старой Военно - Грузинской дороге; в Мцхете Лермонтов встретил «одинокого монаха… узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым… Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не смог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием такой попытки и стала долгая болезнь, приведшая его на край могилы». Достоверность этих сведений не доказана, вместе с тем этот рассказ достаточно правдоподобен. Работая над «Мцыри», Лермонтов не однажды обращался к ранним поэмам «Исповедь» и «Боярин Орша», откуда были зим заимствованы ряд отдельных стихов.

Известно, что поэт сам читал «Мцыри» своим друзьям и знакомым. По воспоминаниям А. Н. Муравьева (1806 - 1874) - поэта и мемуариста: «В ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне от начала до конца, всю великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления».

А. С. Пушкин «южными поэмами» («Кавказский пленник», «Цыганы» и др.) открыл, а М. Ю. Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами «Демон» и «Мцыри» закрыл эпоху высокого романтизма.

«Мцыри» - одна из лучших поэм Лермонтова, вершина русского романтизма вообще. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы -- построены в виде монолога героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря.

Мцыри, полный пламенных страстей сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе - исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит в свое произведение такие черты, которых нет в более ранних поэмах. Если прошлое героя поэмы «Исповедь» нам не известно, и мы не знаем, в каких условиях был сформирован его характер, то строки о несчастливом детстве и отрочестве, за исключением жизни в родном ауле «И молодых моих сестер...// Лучи их сладостных очей // И звук их песен и речей // Над колыбелию моей...», Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть -- «рассказать» -- душу. Романтическая поэма «Мцыри» свидетельствовала о росте реалистических тенденциях в творчестве Лермонтова. Например, ясно указано место, где происходят все описанные события: «Там, где, сливаяся, шумят, // Обнявшись, будто две сестры, // Струи Арагвы и Куры».

В контексте данного произведения само имя Мцыри помимо примечаний самого автора предстает в ином свете и его можно рассматривать как «одинокий человек, не имеющий родных, близких» что является весьма характерным для героя - романтика: «Я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать»; «И я как жил, в земле чужой // Умру рабом и сиротой».

На первый взгляд, композиция поэмы очень проста: краткая экспозиция, завязка -- побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором, и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь -- это «хранительные стены» «…и в стенах // Хранительных остался он, // Искусством дружеским спасен», а для героя монастырь -- тюрьма, символ его несвободы, невозможности вы собственной судьбы «Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если б мог».

Герой совершает побег, фактически рискую жизнью, в очень опасный момент, в момент грозы в горах: «И в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, // Когда, столпясь при алтаре, //Вы ниц лежали на земле, Я убежал».

Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. «Ты хочешь знать, что делал я // На воле? Жил -- и жизнь моя // Без этих трех блаженных дней // Была б печальней и мрачней // Бессильной старости твоей». Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит» «Угрюм и одинок, // Грозой оторванный листок, // Я вырос в сумрачных стенах // Душой дитя, судьбой монах».

Попав на волю, герой жадно вглядывается, впитывая малейшие нюансы, в каждую открывающуюся ему картину, он отождествляет себя с природой, сливается с ней. Познает ее и себя в ней, понимает свое предназначение. И видит по иному, казалось бы совсем обыденные для обычного человека вещи: восход солнца «И вот, в туманной вышине // Запели птички, и восток // Озолотился; ветерок // Сырые шевельнул листы; // Дохнули сонные цветы».

Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи «Я видел груды темных скал, // Когда поток их разделял, // И думы их я угадал // Простерты в воздухе давно // Объятья каменные их, // И жаждут встречи каждый миг; // Но дни бегут, бегут года -- // Им не сойтиться никогда!».

Взор его обострен «гладкой чешуей блестя, // Змея скользила меж камней» и отливы серебра на шерсти барса «И на нем // Шерсть отливалась серебром», он видит зубцы далеких гор и бледную «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить прозрачную синеву неба полет ангелов.

«Кругом меня цвел божий сад; // Растений радужный наряд // Хранил следы небесных слез, // И кудри виноградных лоз // Вились, красуясь меж дерев // Прозрачной зеленью листов; // И грозды полные на них, //Серег подобье дорогих, // Висели пышно, и порой // К ним птиц летал пугливый рой. // И снова я к земле припал // И снова вслушиваться стал // К волшебным, странным голосам; // Они шептались по кустам, // Как будто речь свою вели // О тайнах неба и земли».

Лермонтов в поэме обращается к народному творчеству, например эпизод поединка Мцыри и барса навеян мотивами народной грузинской поэзии.

Мцыри так и не добивается своей цели и умирает на чужбине, но это не лишает произведение жизнеутверждающего пафоса. Лермонтов прославляет человека, борющегося до последнего вздоха, и этот трагический лиризм просветляет финал произведения.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта