Главная » Маринование грибов » Дарование конституции царству польскому причины. Последние годы правления Александра I

Дарование конституции царству польскому причины. Последние годы правления Александра I

Индия, как говорилось в начале, тесно связана с религией и традициями, и должно пройти еще немало десятилетий, чтобы женщины не только официально, но и неформально стали обладать всеми гражданскими правами.

В.В. Тищенко*

Российское государство и общество, обладая богатейшей историей, имеет собственный путь конституционного развития. Одним из ярких этапов развития по части конституционных проектов стала первая четверть XIX в.

С.А. Авакьян, на мой взгляд, верно отмечает, что "идеи конституции и конституционализма известны России еще с начала XIX в., они отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. В российском обществе в начале XIX в. термин «конституция» ассоциировался, прежде всего, с североамериканскими и европейскими революционными тенденциями, и движениями, что придавало ему негативную окраску. Считается, что в начале XIX в. попытки создать писаную конституцию предпринимались только заговорщиками (декабристами), но данное утверждение сложно назвать верным.

Деятельность по проведению конституционной реформы велась и до, и после Отечественной войны 1812 г. Инициатором идеи введения Конституции, как бы странно это не звучало, являлся сам император. О представительном правлении как наиболее справедливом политическом устройстве Александр I неоднократно говорил своим многочисленным собеседникам. Это же убеждение он пытался реализовать, поручая М.М. Сперанскому в 1809 г. разработать обширный план государственных преобразований. Однако этот план потерпел неудачу, чему способствовали объективные и субъективные причины. Но мысль о необходимости коренных политических реформ он не оставлял.

Великое княжество Финляндское с 1908 г. имело свою конституцию, учреждавшую принцип разделения властей, однопалатный парламент, самоуправление, собственную армию, свободы печати, денежную единицу (финская марка) и т. д. С 1815 г. Конституцию имела и Польша, 9 мая 1815 г. был оглашен Манифест о присоединении Герцогства Варшавского под наименованием Царства Польского, а уже 13 мая жителям Царства Польского было объявлено о даровании им конституции, самоуправления, собственной армии и свободы печати. Александр I 15 ноября 1815 г. утвердил конституцию Царства Польского, текст которой опубликовали в Варшаве. Отмечу, что она была более прогрессивной, чем в странах, где существовал буржуазный правопорядок.

Уже сама постановка вопроса о необходимости реформ была огромным шагом вперед в развитии конституционных идей. Одним из наиболее радикальных проектов второй половины царствования Александра I был конституционный проект Н.Н. Новосильцева.



В отечественной литературе сложилось представление об Александре I как о двуличном и нерешительном государственном деятеле. Обычно в качестве доказательства приводят деятельность М.М. Сперанского в 1908 г. Однако история свидетельствует о другом.

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. Первым дошедшим до настоящего времени вариантом конституции можно считать "Краткое изложение основ конституционной хартии Российской империи", которое сохранилось благодаря копии, отправленной в Берлин в донесении Шмидта. Данный документ примечателен тем, что был одобрен Александром I как основные принципы конституционного устройства. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

В 1820 г. был составлен проект русской конституции "Государственная уставная грамота Российской империи". Он был составлен в двух экземплярах: один на французском языке, другой - на русском. "Уставной грамотой" предполагалось введение в России двухпалатного парламента, принципиально нового для России органа власти. Народное представительство должно было "состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из государя и двух палат". Помимо общероссийского парламента, учреждались "наместнические" сеймы, призванные действовать в каждом наместничестве, на которые предполагалось разделить страну. "Уставная грамота" предоставляла сейму право вето в ограничении законодательной власти императора. Она объявляла разделение страны на 12 округов или наместничеств. Каждое наместничество включало 3 - 5 губерний. Губернии, входящие в наместничества, сохраняли прежнее деление на уезды, уезды делились на округа, что было новшеством. Органы власти в наместничестве в целом совпадали с общеимперскими. "Уставная грамота", предполагала введение в России федеративного территориального принципа государственного устройства, децентрализовала аппарат государственного управления, с сохранением дифференцированной автономии (от конституционной для Польши и Финляндии до законодательной для остальных территорий с особым выделением статуса Москвы и Петербурга). Правительственные кабинеты наместничеств, которые должны были обсуждать местные вопросы, упорядочивали структуру управления страной, позволяли быстро решать возникающие проблемы. Она провозглашала введение свободы слова, свободы вероисповедания, равенство всех перед законом, свободы печати, неприкосновенность личности. Особое внимание в документе уделялось праву частной собственности. Также провозглашалась независимость судебной власти.

Таким образом, подготовленные документы ясно свидетельствуют, что в 1820 г. император Александр I действительно был близок к радикальному переустройству государственной системы, к введению конституции. Однако теперь царь решил, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Он стал думать, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений в стране, еще более страшных и непредсказуемых.

После окончания войны с Наполеоном осенью 1814 г. открылся Венский конгресс, одним из главных вопросов которого, был раздел территории Польши. После бурных споров к России отошло свыше 127 тыс. км 2 исконно польских земель с более, чем трехмиллионным населением. Эта территория получила название Королевства (Царства) Польского.

Польша в составе России

Император Александр I, желая заручиться поддержкой польского населения, по окончании боевых действий сразу же издал указ об амнистии для польских военнослужащих, сражавшихся в армии Наполеона против России. Факт восстановления суверенитета Польского государства, пусть даже и в рамках Российской империи, вызвал заметную поддержку со стороны влиятельных представителей польской шляхты, усматривающих в этом необходимое условие для сохранения их собственных сословных привилегий.

17 ноября 1815 г. полякам был дарован статус суверенного государства и собственный Основной закон. Конституция закрепляла традиции времен Речи Посполитой, выражавшиеся в учреждении Сейма, названиях и коллегиальном устройстве государственных структур, выборности судей и членов администраций. В Польше сохранялись национальные правительство, валюта (злотый) и вооруженные силы. Последние были реформированы по российскому образцу, но с сохранением польских военной формы и языка команд. За польским языком по-прежнему был закреплен статус государственного. Полякам предоставлялось право занимать важнейшие должности в правительстве. Высшим органом законодательной власти становился Сейм, торжественное открытие которого в 1818 г. было проведено лично Александром I.

Основные статьи Конституции

Предоставленный Основной закон и тесно связанное с ним положение о порядке выборов в парламент считались наиболее либеральными законодательными актами для Европы того периода. Избирательное право предоставлялось для более, чем 100 тыс. человек. Цифра довольно внушительная для тех лет. Это стало возможным за счет довольно низкого имущественного ценза. Польша была единственным государством Центральной Европы, парламент которого формировался по итогам прямых выборов представителями всех общественных классов.

Государством признавался принцип всеобщего равенства перед законом. Правда, с некоторыми нюансами. Вполне официально было объявлено, что это справедливо исключительно для граждан, исповедующих христианство. Иудеи, как приверженцы антихристианского учения, лишались любых политических свобод и прав.

В Основном законе было провозглашены присоединение к Российской империи навечно и связь с ней общностью царской династии. Российский монарх становился одновременно польским королем. При этом монархия была конституционной, а власть короля ограничивалась изданным им самим конституционным законом. Порядок наследования престола соответствовал российскому.

Законодательная инициатива была закреплена за монархом, но осуществление его законодательной власти должно было происходить совместно с Сеймом. Монархом Александром была внесена в текст Конституции поправка, предоставляющая ему право корректировки предлагаемого Сеймом бюджета и замораживания его созыва на неопределенный период.

Сейм был двухпалатным. В Верхней палате — Сенате — заседали представители императорской семьи, а также назначаемые монархом военачальники, епископы и прочие чиновники. Их общее количество не должно было превышать 128 человек — численность избираемых депутатов Нижней палаты, называемой Посольской избой. Основными задачами депутатов Сейма являлись изменения положений уголовного и гражданского права. Проблемы хозяйствования и администрирования решались указами наместника и созданным немного позже Административным советом.

Наместник считался заместителем монарха. Он исполнял практически все его функции во время отсутствия короля в стране. Для централизованного управления был создан Государственный совет, включающий Административный совет с Общим собранием. Членами Административного Совета, кроме самого царского наместника, являлись пять министров и другие чиновники, назначаемые монархом. По сути Административный совет являлся высшим органом исполнительной власти и одновременно консультативным органом монарха и наместника в вопросах, выходящих за рамки министерских полномочий. После упразднения поста наместника в 1826 г. Административный совет стал высшей правительственной структурой. Любые поправки к правительственным законопроектам теперь могли приниматься только после соглашения членов Административного совета с комиссиями Сейма.

С целью рассмотрения в последней инстанции почти всех дел гражданского и уголовного характера в Варшаве был создан Высший суд Королевства Польского. Государственные преступления, а также преступные деяния государственных чиновников рассматривались Верховным судом Польши, в состав которого входили все члены Сената.

Последствия принятия Конституции

Большей частью представителей шляхетского общества Конституция 1815 г., как вполне соответствующая их сословным интересам, была принята с удовлетворением. Намного хуже была ситуация с «основным населением». Появились и укоренились либеральные воззрения. Начали создаваться новые печатные органы и тайные антиправительственные структуры. Это послужило поводом для создания, вопреки положениям Основного закона, цензуры сначала на периодические издания, а потом на всю печатную продукцию. Значительной критике подвергались действия российской власти. Ее представлял наместник Великий князь Константин Павлович, который, стремясь удержать существующий порядок, фактически прекратил нормальное функционирование всех остальных органов власти в государстве.

Сразу же с момента провозглашения Царства Польского, возникла нелегальная оппозиция. Эти тайные революционные структуры уже к началу 1820-х гг. получили значительное влияние. Общей целью сеймовой и нелегальной оппозиций считался возврат утраченных из-за былых «разделов» территорий Белоруссии, Украины и Литвы и реставрация былых польских границ. Итогом явилось восстание 1830-31 гг., ставшее причиной утраты Конституции.

Бурные коллизии эпохи наполеоновских войн 1812–1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о реформах государственного устройства и крепостных отношений вновь оказался в центре внимания общества и самого императора.

Своего рода экспериментом по соединению самодержавия с конституционными началами стало дарование Александром I Конституции Царству Польскому – вошедшей на основании решений Венского конгресса в состав Российской империи части территории Польши. Император, лично редактировавший текст проекта, в ноябре 1815 г. утвердил польскую Конституцию. Оставляя решающее слово за самодержавной властью, она предусматривала создание двухпалатного представительного органа (сейма), содержала положения об ответственности правительства перед сеймом, гарантировала свободу печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. Обещание ввести конституцию в России фактически прозвучало в речи Александра I на открытии польского сейма в марте 1818 г. Он заявил, что надеется распространить «законно свободные учреждения» на все страны, вверенные его попечению, и «явить моему отечеству то, что я уже с давних лет приуготовляю». В апреле 1818 г. Александр I установил автономное самоуправление в Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, решения которого были окончательными. Часть членов Верховного совета (как и других учреждений) назначалась, часть избиралась от дворянства. Собственный четырехсословный сейм имела и присоединенная в 1808 г. к России Финляндия. Она существовала как автономное государство в составе Российской империи и управлялась по своим внутренним законам.

Еще по теме 1815 г. Дарование Конституции Польше.:

  1. 17 октября 1905 г. «Высочайший Манифест» о даровани «незыблемых основ гражданской свободы».
  2. I. ПОЛЬСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (ЦАРСТВО) В КОНСТИТУЦИОННУЮ ЭПОХУ (1815-1831 гг.)
  3. 1815–1855 гг. Консервативный курс в государственном строительстве.

«Внешняя политика Александра I не соответствовала национальным интересам России».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Пояснение.

1) в подтверждение, например:

Вмешательство Александра I в Наполеоновские войны, которого можно было избежать, привело к многочисленным людским и материальным потерям для России;

Участие по инициативе Александра I России в Священном союзе воспрепятствовало решению Восточного вопроса (сначала отказ от полноценной поддержки греческой революции, а потом - при преемнике Александра I - спасение Австрии в период венгерской революции);

Главенствующая роль России в Священном союзе, созданном по инициативе Александра I, привела к негативному отношению к ней со стороны влиятельных европейских либеральных сил, к мнению о ней как о «жандарме Европы», что привело к росту русофобии в Европе, обернулось против России в период Крымской войны;

Присоединение при Александре I Польши к России привело к росту проблем из-за польского сепаратизма;

Предпринятые при Александре I действия на Кавказе привели к началу затяжной и очень затратной для империи Кавказской войны;

2) в опровержение, например:

При Александре I значительно расширилась территория империи, что служило залогом усиления её влияния в мире и безопасности (Восточная Грузия, Финляндия, Польша, расширение Русской Америки, Южная Бессарабия);

Вмешательство по инициативе Александра I России в Наполеоновские войны позволило избежать установления гегемонии Франции в Европе и, наоборот, установить фактически в Европе гегемонию России как главной победительницы Наполеона;

Решения Венского конгресса, на котором ключевую роль играл Александр I, и создание по инициативе Александра I Священного союза позволили на десятилетия сохранять в Европе мир, что было выгодно для России, давало ей возможность сосредоточиться на решении внутренних проблем;

По итогам проведённых при Александре I войн с Турцией и Ираном значительно укрепились позиции России в Восточном вопросе (подтверждение Турцией права России следить за положением её христианских народов, монопольное право держать военный флот в Каспийском море).

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Политика Александра I носила либеральный характер».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записок иностранца

«Что касается до главных пунктов или статей, входящих в состав самодержавного правления, то все они… безусловно принадлежат Царю и состоящей под ним Думе…

Что касается до общественных и правительственных должностей в государстве, то здесь нет ни одного наследственного звания… и, напротив, определение к той или иной должности зависит непосредственно от самого Царя… Но теперешний Царь (чтобы свободнее предаваться благочестию) предоставил все такого рода дела, относящиеся до управления государством, в полное распоряжение брата жены своей, боярина Бориса Фёдоровича Годунова… Ещё недавно здесь были лица из древнего дворянства, которые владели по наследству различными областями с неограниченною властью и правом судить и рядить все дела в своих владениях без апелляции и не давая никакого отчёта Царю; но все эти права были уничтожены и отняты у них …родителем нынешнего Государя…

…теперь знатнейшие дворяне (называемые удельными князьями) сравнялись с прочими… Средства, коими стараются препятствовать возвышению этих домов и возвращению ими прежнего значения, суть следующие…: многим из наследников не дозволяется вступать в брак, дабы род прекратился вместе с ними. Иных отправляют в Сибирь, в Казань и в Астрахань, под предлогом службы… Некоторых заключают в монастыри, где они постригаются в монахи, под видом обета, данного добровольно…, но на самом деле по неволе, из опасения, что их обвинят в каком-нибудь взведённом на них преступлении.

Здесь они находятся под столь блистательным надзором…, что им не остаётся никакой надежды, как кончить дни свои в заточении… Как эти, так и другие подобные им средства, придуманные [отцом нынешнего Государя], доселе ещё употребляются Годуновыми, которые возвысившись через брак Царицы, родственницы их, правят и Царём и Царством (в особенности Борис Фёдорович Годунов, брат Царицы), стремясь всеми мерами истребить или унизить всё знатнейшее и древнейшее дворянство… В прошедшем году… лишён жизни в монастыре… князь Пётр Петрович Шуйский… Думали также, что Никита Романович, дядя нынешнего Царя с материнской стороны, умер от яда или другой насильственной смерти».

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

В течение царствования Александр I предпринимал попытки перехода России к конституционному правлению (поручение М.М. Сперанскому разработать проект государственных преобразований, поручение Н.Н. Новосильцеву о конституционном проекте);

Александр I намеревался отменить крепостное право и предпринимал шаги по ограничению крепостничества (запрет публиковать объявления о продаже крепостных, указ о вольных хлебопашцах, поручение А.А. Аракчееву разработать проект освобождения крепостных, отмена крепостного права в Прибалтике);

При Александре I была смягчена цензура (по уставу 1804 г. цензура оказалась в руках университетской профессуры);

Александр I способствовал распространению конституционализма в Европе (предоставление конституции Польше, сохранение конституционных порядков во Франции)

2) в опровержение, например:

В конце своего царствования Александр I вновь усилил крепостничество (возвращение помещикам права ссылать своих крепостных в Сибирь);

При Александре I начал разрабатываться самый антилиберальный цензурный устав в истории России - Чугунный, по которому устанавливалась жёсткая предварительная цензура;

Александр I самым жестоким образом насаждал военные поселения (жестокое подавление восстания военных поселян 1817–1819 гг.);

Большую часть царствования в армии сохранялась жестокая армейская дисциплина (наказания шпицрутенами);

В конце царствования произошёл «разгром университетов» (Казанского и Петербургского), профессура которых была заподозрена в либерализме;

Александр I был инициатором создания Священного союза, политика которого была направлена не только на подавление

революционного, но и либерального движения (подавление национально-либерального движения в Италии и Германии).

Могут быть приведены другие аргументы.

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дискуссионные проблемы, по ко­то­рым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в исторической

науке: «Вторую по­ло­ви­ну царствования Алек­сандра I (1815-1825 гг.) можно счи­тать периодом реакции».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить данную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать аргументы :

1) в подтверждение , например:

− в 1812 г. по­сле­до­ва­ла отставка са­мо­го видного ре­фор­ма­то­ра эпохи - М. М. Сперанского;

− в стра­не фактически уста­но­ви­лась диктатура А. А. Аракчеева, че­ло­ве­ка далеко не ли­бе­раль­ных взглядов;

− в армии на­саж­да­лась палочная дисциплина;

− же­сто­ки­ми методами вво­ди­лись военные поселения;

− уже­сто­чи­лась цензура;

− Алек­сандр I стал ини­ци­а­то­ром создания Свя­щен­но­го союза, ко­то­рый фактически бо­рол­ся не толь­ко с революциями, но и с ре­фор­ма­тор­ски­ми тенденциями в Европе;

− Алек­сандр в итоге так и не ре­а­ли­зо­вал конституционный про­ект и от­ме­ну крепостного права в России.

2) в опровержение , например.

− и после 1812 г. Алек­сандр I по­ру­чал своим со­труд­ни­кам разработку про­ек­тов по осво­бож­де­нию крестьян;

− имен­но Александр I на­сто­ял на кон­сти­ту­ци­он­ном устройстве Фран­ции после 1814 г.;

− Алек­сандр I да­ро­вал конституцию Польше;

− им­пе­ра­тор поручил Н.Н. Но­во­силь­це­ву разработать кон­сти­ту­ци­он­ный проект для России;

− Алек­сандр I от­ка­зал­ся жестоко пре­сле­до­вать участников тай­ных обществ, признав, что их цели были близ­ки его за­мыс­лам начала царствования.

Могут быть при­ве­де­ны другие аргументы.

«После крат­ко­го и не­счаст­ли­во­го царствования [отца] вступ­ле­ние его на пре­стол было встре­че­но восторженными возгласами. Ни­ко­гда ещё боль­шие чаяния не воз­ла­га­лись у нас на на­след­ни­ка власти. Спе­ши­ли забыть безум­ное царствование. Все на­де­я­лись на уче­ни­ка Лагарпа».

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр II

Пояснение.

В тек­сте речь идет об им­пе­ра­то­ре Александре I. Есть ука­за­ние на то, что царь был уче­ни­ком Лагарпа, ко­то­рый воспитал Алек­сандра I в духе идей Просвещения. Им­пе­ра­тор Александр I всту­пил на пре­стол после ко­рот­ко­го и не­счаст­ли­во­го с точки зре­ния современников цар­ство­ва­ния Павла I. На мо­ло­до­го царя воз­ла­га­ли надежды на про­ве­де­ние либеральных реформ.

Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

1) патриарх Никон;

2) Александр I;

3) А. И. Солженицын;

4) Жак Ширак.

Пояснение.

Патриарх Никон (1605-1681)

1. С 1652 г. стал патриархом

2. Проведение реформ с целью введения единообразия церковных обрядов и книг

3. Выбирает путь исправления по греческим образам

4. Сделал попытку поставить власть церкви выше власти светской

1. Реформы вызвали церковный раскол

2. Церковные соборы одобрили реформы

3. Отказался от патриаршества и был его лишён на церковном соборе в результате конфликта с царём. В 1666 г. патриархи сняли Никона с сана и сослали в Феропонтов монастырь. В августе 1681 г. Никону было разрешено вернуться

Александр I (1801-1825)

10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзейском крае

11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные про-ступки

16. Реформа Сената

2. Война с Ираном (1804-1813)

Итоги внутренней политики:

1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление само-державной власти правителя

Итоги внешней политики:

Солженицын Александр Исаевич (1918 – 2008) , писатель.

Основные направления деятельности:

1. В 1938 г. Солженицын поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, а в 1941 г., получив диплом математика, окончил заочное отделение Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве.

2. После начала Великой Отечественной войны его призвали в армию (артиллерия).

3. 9 февраля 1945 г. Солженицына арестовала фронтовая контрразведка: при перлюстрации (вскрытии) его письма к другу сотрудники НКВД обнаружили критические замечания в адрес И. В. Сталина. Трибунал приговорил Александра Исаевича к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь.

4. В 1957 г., после начала борьбы с культом личности Сталина, Солженицына реабилитировали.

5. Н. С. Хрущёв лично санкционировал публикацию его повести о сталинских лагерях «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.).

7. В 1967 г., после того как Солженицын направил съезду Союза писателей СССР открытое письмо, где призвал покончить с цензурой, его произведения были запрещены. Тем не менее романы «В круге первом» (1968 г.) и «Раковый корпус» (1969 г.) распространялись в самиздате и вышли без согласия автора на Западе.

8. В 1970 г. Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии по литературе.

9. В 1973 г. КГБ конфисковал рукопись нового произведения писателя «Архипелаг ГУЛАГ, 1918…1956: Опыт художественного исследования». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумевались тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР.

10. 12 февраля 1974 г. Солженицына арестовали, обвинили в государственной измене и депортировали в ФРГ. В 1976 г. он переехал в США и жил в штате Вермонт, занимаясь литературным творчеством.

Только в 1994 г. писатель смог вернуться в Россию. До последнего времени Солженицын продолжал писательскую и общественную деятельность. Умер 3 августа 2008 года в Москве.

Жак Ширак

Родился в 1932 г.

Ширак Жак – французский государственный и политический деятель, президент Франции (1995 – 2007 гг.), премьер-министр (1974 – 1976, 1986 – 1988 гг.).

Основные направления деятельности:

До назначения президентом:

1. Торможение роста безработицы во Франции.

2. Развитие предпринимательства. Сокращение налогов на предпринимательство. Передача в частные руки некоторых национализированных социалистами предприятий, страховых компаний, банков.

На посту президента:

1. Стремление к интеграции Франции в Европейский Союз.

2. Ужесточение политики по отношению к иммигрантам.

3. Отмена законов, предусматривающих либерализацию работы полиции.

Основные итоги деятельности:

1. Недовольство политикой Ширака привело к провалу референдума о ратификации Конституции ЕС в 2005 г.

2. В 2005 г. во Франции вспыхнули беспорядки иммигрантов из арабских стран.

3. Отказ Жака Ширака поддержать США в антииракской кампании привел к охлаждению франко-американских отношений.

4. Был создан Парижский музей примитивного искусства.

Весной 2007 г. Жак Ширак объявил, что не будет баллотироваться на третий президентский срок, и на новых выборах поддержал кандидатуру Николя Саркози. 16 мая 2007 года Жак Ширак покинул Елисейский дворец, сложив полномочия президента.

Пропущенные элементы:

1) Ва­си­лий III

2) Алек­сандр II

4) Алек­сей Михайлович

5) Алек­сандр I

7) Иван Калита

9) Дмит­рий Донской

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А) Сыном Да­ни­и­ла Александровича был Иван Калита.

Б) Отцом Ивана Гроз­но­го являлся князь Василий III.

В)−Г) После Ми­ха­и­ла Романова пра­вил его сын Алек­сей Михайлович. Сын царя Алек­сея Михайловича - Петр I.

Д)−Е) Отец Павла I - им­пе­ра­тор Петр III. После Павла I пра­вил его сын Алек­сандр I.

Ответ: 714835.

Екатерина Трушкова 10.02.2018 20:29

Сыном Даниила Московского был Юрий Даниилович, который правил в Московском княжестве с 1303-1325. Иван Калита был его сыном

Валентин Иванович Кириченко

Иван Калита, тоже его сын, Юрию Даниловичу он был, Калита, брат

·

Установите соответствие между именами императоров и законодательными актами, принятыми в их правление.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) Александр I (1801-1825 гг.) принял в 1803 г. указ о «вольных хлебопашцах».

Б) При Николае I (1825-1855 гг.) был составлен Свод законов Российской империи в 1832-1833 гг.

В) Александр II (1855-1881 гг.) подписал Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Г) Александр III (1881-1894 гг.) подписал в 1881 г.

Манифест о незыблемости самодержавия.

Лишнее: Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был принят при Николае II.

Ответ: 3251.

Ответ: 3251

«Настало новое правление, продолжавшееся (почти) 25 лет... Слова Манифеста 1801 года, обещавшие управление по закону и по сердцу Екатерины, однако не сбылись... Действительно, несмотря на новизну провозглашённых после 12 марта идей и правительственных начал, постоянное зло принесло плоды. Явился Аракчеев... Ко всему этому присоединялись ещё тяжёлые воспоминания, связанные с 11 марта, под бременем которых изнемогал император... в течение всей остальной своей жизни».

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр III

Пояснение.

Речь идет о правлении императора Александра I, царствование которого продолжалось 25 лет - с 1801 по 1825 гг. Он вступил на престол в результате последнего дворцового переворота 11 марта 1801 года, когда был убит его отец Павел I. Правление Александра I было противоречивым.

Вначале он дал обещание продолжить курс правления своей бабушки Екатерины II, а затем проводил консервативный курс, доверив государственные дела Аракчееву.

Правильный ответ указан под номером: 2

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

2) Тильзитский мир

6) Гюли­стан­ский мир

7) Ям-Запольское перемирие

8) Алек­сандр I

9) Ништадт­ский мир

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А)−Б) В 1721 году Петр I под­пи­сал Ништадтский мир со Швецией.

В)−Г) Наполеон I в 1807 году под­пи­са­л Тильзитский мир с Россией.

Д) Алек­сандр I в 1812 году за­клю­чил Бухарестский мир с Турцией.

Е) Алек­сандр II в 1856 году под­пи­сал Парижский мир.

Ответ: 395284.

Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.

1) Юрий Долгорукий;

2) Александр I;

3) А. В. Колчак.


Пояснение.

Александр I (1801-1825)

Основные направления деятельности во внутренней политике:

1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I

2. Отмена запретов на западноевропейскую моду

3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы

4. Отмена запретов на деятельность частных типографий

5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам

6. Упразднение Тайной экспедиции

7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)

8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий

9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)

12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования

13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)

14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)

15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре

16. Реформа Сената

17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)

18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)

19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения

20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I

21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)

22. Введение автономии в Бессарабии (1818)

23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)

Основные направления деятельности во внешней политике:

1. Присоединение Грузии (1801-1804)

2. Война с Ираном (1804-1813)

3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)

4. Война с Османской империей (1806-1812)

5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии

6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)

7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)

Итоги внутренней политики:

2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)

3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)

4. Частичная либерализация земельных отношений

5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии

6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования

7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)

8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии

9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ

Итоги внешней политики:

2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза

3. Расширение границ Российской империи

Юрий Долгорукий

(90-е гг. 11 в. - 1157), князь суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Мономаха.

Особенности внутренней политики: В 1125 перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль.

С нач. 30-х гг. боролся за Юж. Переяславль и Киев (за что получил прозвище Долгорукий).

При нем впервые упомянута под 1147 Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156.

В 1155 вторично овладел Киевом. По-видимому, отравлен киевскими боярами.

Итоги и результаты: Повысилась роль Суздальского княжества.

Не сумел объединить все русские земли под своей властью.

Способствовал появлению Москвы как города.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по истории. Ва­ри­ант 1.

«Начало его царствования отмечено активными дискуссиями по конституционному вопросу. Ещё до вступления на престол будущий царь под влиянием идей Просвещения и их интерпретации Лагарпом обсуждал с кружком "молодых друзей" принципы разумного государственного устройства - концепцию просвещённой монархии, ограниченной фундаментальными законами. Придя к власти, он задался целью практического осуществления этой концепции. Институциональным выражением этого стало образование <...> Негласного комитета <...>».

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр II

Пояснение.

Воспитателем Александра I был Лагарп, он и привил ему либеральные взгляды. В начале своего царствования Александр I из числа своих друзей для проведения реформ создал Негласный комитет.

Правильный ответ указан под номером: 2

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы

1) ос­но­ва­ние Московского университета

4) отмена рабства

5) учре­жде­ние Сената

7) учре­жде­ние министерств

8) Алек­сандр II

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А) Петр I в 1711 г. учре­дил Сенат.

Б)−В) А. Линкольн отменил рабство в США в 1863 г.

Г)−Д) Александр II в 1874 г. ввел все­об­щую воинскую повинность.

Е) Александр I в 1802 г. учре­дил министерства.

Ответ: 542687.

Ответ: 542687

1) Дмит­рий Донской;

2) Алек­сандр I;

3) Н.И. Бухарин;

4) Ма­хат­ма Ганди.

Укажите время жизни ис­то­ри­че­ско­го деятеля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую характеристику. Ука­жи­те результаты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных направлений.

Пояснение.

В случае, когда факты, ис­поль­зо­ван­ные при ха­рак­те­ри­сти­ке основных на­прав­ле­ний деятельности (критерий К2), су­ще­ствен­но искажают смысл от­ве­та и сви­де­тель­ству­ют о не­по­ни­ма­нии выпускником эпохи, в ко­то­рую жил ис­то­ри­че­ский деятель, ответ оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов (по всем кри­те­ри­ям (К1−КЗ) вы­став­ля­ет­ся 0 баллов).

Александр I (1801-1825)

Основные на­прав­ле­ния деятельности во внут­рен­ней политике:

1. Ам­ни­стия и вос­ста­нов­ле­ние в пра­вах многих граж­дан­ских чиновников и военных, по­стра­дав­ших при Павле I

2. От­ме­на запретов на за­пад­но­ев­ро­пей­скую моду

3. Из­да­ние Указов о сво­бод­ном пересечении гра­ниц и ввозе книг и нот из-за границы

4. От­ме­на запретов на де­я­тель­ность частных типографий

5. Вос­ста­нов­ле­ние действия Жа­ло­ван­ных грамот дво­рян­ству и городам

6. Упразд­не­ние Тайной экспедиции

7. Учре­жде­ние Непременного со­ве­та (1801), со­зда­ние и де­я­тель­ность Негласного ко­ми­те­та (1801-1803)

8. Из­да­ние указа о праве по­куп­ке свободных зе­мель представителями нед­во­рян­ских сословий

9. Из­да­ние Указа «О воль­ных хлебопашцах» (1803)

10. Двух­этап­ное (1804-1805) и (1816-1819) про­ве­де­ние аграрной ре­фор­мы в Ост­зей­ском крае

11. От­ме­на права по­ме­щи­ков ссылать кре­стьян в Си­бирь за ма­ло­зна­чи­тель­ные про-ступки

12. Устрой­ство учебных за­ве­де­ний на прин­ци­пах бессословности, бес­плат­но­сти начального образования

13. От­кры­тие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Пе­тер­бург­ско­го (по одной из версий)

14. Со­зда­ние и вве­де­ние либерального уни­вер­си­тет­ско­го Устава (1804)

15. Учре­жде­ние министерств и Ко­ми­те­та министров, как со­ве­ща­тель­но­го органа при императоре

16. Ре­фор­ма Сената

17. Вве­де­ние образовательного ценза для чи­нов­ни­ков (1809)

18. Лик­ви­да­ция Непременного со­ве­та и учре­жде­ние Государственного со­ве­та (1810)

19. Вве­де­ние военных по­се­ле­ний и по­дав­ле­ние выступлений во­ен­ных поселян про­тив их учреждения

20. Про­ве­де­ние политики про­тек­ци­о­низ­ма в за­вер­ша­ю­щий период прав­ле­ния Александра I

21. Вве­де­ние конституции в Цар­стве Польском (1815)

22. Вве­де­ние автономии в Бес­са­ра­бии (1818)

23. Без­успеш­ная попытка вве­сти конституцию в Фин­лян­дии (1819)

Основные на­прав­ле­ния деятельности во внеш­ней политике:

1. При­со­еди­не­ние Грузии (1801-1804)

2. Война с Ира­ном (1804-1813)

3. Уча­стие России в тре­тей и чет­вер­той антифранцузских ко­а­ли­ци­ях (1805-1807)

4. Война с Осман­ской империей (1806-1812)

5. Война со Шве­ци­ей (1808-1809) и при­со­еди­не­ние к Рос­сии Финляндии

6. Оте­че­ствен­ная война 1812 и За­гра­нич­ный поход рус­ской армии (1813-1814)

7. Уча­стие России в де­я­тель­но­сти «Священного союза» (образован в 1815 г.)

Итоги внут­рен­ней политики:

1. Не­удав­ша­я­ся попытка ча­стич­но­го самоограничения са­мо­дер­жав­ной власти в пери-од ак­тив­но­го сотрудничества Алек­сандра I с М. М. Сперанским. Укреп­ле­ние само-державной вла­сти правителя

2. Ре­фор­ми­ро­ва­ние системы управ­ле­ние страной (министерская реформа)

3. Со­зда­ние постоянно дей­ству­ю­ще­го законосовещательного ор­га­на (Государственный совет)

4. Ча­стич­ная либерализация зе­мель­ных отношений

5. Ре­ше­ние (в два этапа) кре­стьян­ско­го вопроса в Ост­зей­ском крае (освобождение кре­стьян без земли) и не­удач­ная попытка ре­ше­ния крестьянского во­про­са в Великороссии

6. На­ча­ло либерализации си­сте­мы высшего, сред­не­го и на­чаль­но­го образования

7. Про­ве­де­ние непопулярной в об­ще­стве реформы по со­зда­нию военных по­се­ле­ний (попытка уде­шев­ле­ния содержания армии)

8. Ли­бе­ра­ли­за­ция государственного устрой­ства в Поль­ше и Бессарабии

9. Ак­тив­ное формирование в среде дво­рян­ской интеллигенции не­га­тив­но­го отношения к са­мо­дер­жав­ной форме прав­ле­ния в России. Фор­ми­ро­ва­ние тайных обществ

4) А.Д. Сахаров.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Пояснение.

Владимир Мономах (1078-1125)

Основные направления деятельности:

1. С 1078 г. князь Черниговский

2. С 1094 г. князь Переяславский

3. С 1113 г. Великий князь Киевский

4. Организация съезда «на устроение мира» князей в Любече (попытка преодолеть княжеские усобицы и решить вопрос о престолонаследии в Киеве и отдельных княжествах)

5. Военные походы против степняков-половцев

6. Составления «Устава Владимира Всеволодовича», завершающего законодательного акта «Русской Правды»

7. Составление князем «Поучения»

8. Дальнейшая редакция при великом князе «Повести временных лет»

1. Узаконивание передачи престола в местных княжествах по отчинному принципу (от отца к сыну), а в Киеве по лествичному принципу (по старшинству в роде)

2. Ослабление набегов степняков на русские земли

3. Дальнейшее развития письменного права

4. Расширение границ Киевской Руси

5. Попытка выработки духовно-религиозных основ «кодекса» чести православного правителя

5. Развитие церковного зодчества

6. Развитие религиозной и светской культуры

Александр I (1801-1825)

Основные направления деятельности во внутренней политике:

1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I

2. Отмена запретов на западноевропейскую моду

3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы

4. Отмена запретов на деятельность частных типографий

5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам

6. Упразднение Тайной экспедиции

7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)

8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий

9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)

10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзе-ском крае

11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные проступки

12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования

13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)

14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)

15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре

16. Реформа Сената

17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)

18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)

19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения

20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I

21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)

22. Введение автономии в Бессарабии (1818)

23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)

Основные направления деятельности во внешней политике:

1. Присоединение Грузии (1801-1804)

2. Война с Ираном (1804-1813)

3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)

4. Война с Османской империей (1806-1812)

5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии

6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)

7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)

Итоги внутренней политики:

1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление самодержавной власти правителя

2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)

3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)

4. Частичная либерализация земельных отношений

5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии

6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования

7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)

8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии

9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ

Итоги внешней политики:

2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза

3. Расширение границ Российской империи

Андрей Дмитриевич Сахаров

А.Д.Сахаров (1921 – 1989) – физик и общественный деятель, академик АН СССР. Его активная жизнь и деятельность пришлись на 1950-1980-е г.г. -правление Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, на существование тоталитарного режима в СССР.

Направления деятельности:

1) Научная работа. Трудился над созданием водородной бомбы, которая прошла испытания в 1953 г. С 1953 по 1968 работал над совершенствованием ядерного оружия. Осознавая все последствия применения и испытаний нового оружия, пытался остановить гонку вооружений, выступал за прекращение ядерных испытаний. Обращался к руководителю СССР Н.С.Хрущеву.

2) С конца 1960-х – один из лидеров правозащитного движения в СССР. Выступал за отмену цензуры, политических судов. В своей известной работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968) он описал угрозы человечеству, вытекающие из его разобщенности. Выход видел в демократизации и демилитаризации общества.

В 1975 году был удостоен Нобелевской премии мира за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». В 1980 г. после резкого осуждения советского вторжения в Афганистан, был лишен всех наград и помещен под домашний арест в Горький.

Возвратился в Москву при М.С.Горбачеве, был избран народным депутатом в Верховный Совет СССР (1989), имел свой проект политических преобразований, но не успел его осуществить…

Результаты его деятельности: большой вклад в науку, весь мир знает А.Д.Сахарова как крупнейшего ученого, бесстрашного борца за права человека. И хотя в 1960-1970-е его деятельность не смогла кардинально повлиять на развитие страны, он наряду с другими диссидентами готовил почву для духовного обновления России, Б.Н.Ельцин назвал его «настоящим духовным отцом демократических перемен в России», современники называли его «совестью нашей эпохи».

КОНСТИТУЦИЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО 1815 (Конституционная хартия Царства Польского), основной закон, в соответствии с которым Царство Польское получало автономию в составе Российской империи и превращалось в конституционную монархию; первый в истории России конституционный акт. Подписана российским император Александром I 15(27) ноября в Варшаве. Обязательство предоставить полякам автономию и конституцию (право «иметь народных представителей и национальные государственные учреждения») было принято по настоянию Александра I Австрийского империей, Российской империей и Пруссией на Венском конгрессе 1814-15 при разделе территории бывшего Варшавского княжества между тремя державами (условие было выполнено только Российской империей). Настаивая на введении в польских землях конституции, российский монарх, в частности, руководствовался тем, что в 1791 Речь Посполита первым из государств Европы приняла свою конституцию. О своём намерении организовать управление польскими землями «на особенных правилах, свойственных наречию, обычаям жителей и к местному их положению применённых» Александр I объявил в Манифесте от 9(21).5.1815. Проект Конституции царства Польского был подготовлен по собственной инициативе представителями польской аристократии (князь А. А. Чарторыйский и др.). Текст Конституции царства Польского редактировал лично Александр I. Конституция была издана на польском и французском языках.

Состояла из 7 разделов и 165 статей.

Реклама

Российский император объявлялся польским царём [указом Александра I от 6(18).6.1815 титул императора дополнен словами «Царь Польский»], устанавливалась общность царствующей династии. Царь Польский (Król Polski) обладал исполнительной властью, правом назначения чиновников и высшего духовенства, командующих и офицеров вновь создававшихся национальных польских вооруженных сил, правом возведения в дворянское достоинство, награждения орденами, объявления войны и мира, заключения договоров, правом созыва Сейма Царства Польского, назначения состава его верхней палаты — Сената (Isba Senatorska), а также исключительным правом законодательной инициативы и др. Нижняя палата Сейма — Палата депутатов, или послов (Isba Posolska), избиралась дворянскими собраниями — шляхетскими сеймиками (77 мест, по одному депутату от каждого повета) и органами городского самоуправления — городскими гминами (51 место) (избирательных прав была лишена значительная часть населения, прежде всего крестьянство). Разработка законопроектов производилась Государственным советом Царства Польского при наместнике царя в крае. Сейм имел право принять или отклонить законопроект, но не имел права самостоятельно вносить в него изменения. Наместник должен был назначаться из числа членов императорской фамилии или «польских уроженцев». Конституция провозглашала свободу печати, предусматривала меры по обеспечению неприкосновенности личности, предоставляла полякам исключительное право на занятие должностей на государственной и военной службе, объявляла польский язык государственным.

На открытии первого Сейма, созванного в соответствии с Конституцией царства Польского (1818), император Александр I объявил о намерении распространить «спасительное действие» «законно-свободных учреждений», введённых Конституцией царства Польского, на остальные территории Российской империи. Это заявление вызвало большой общественно-политический резонанс в России и Европе, однако реальных последствий не имело.

Конституция царства Польского действовала до начала Польского восстания 1830-31, после подавления которого был издан Органический статут Царства Польского 1832.

Источн.: Национальная политика в императорской России. Цивилизованные окраины: [Документы]. М., 1997.

Лит.: Подвинский Ю. Конституция Царства Польского и ее судьба (1815-1830). М., 1906; Аскенази III. Царство Польское. 1815-1830. М., 1915; Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

1. исключительную инициативу конституционного законодательства, то есть в том, что относится к дополнению конституции посредством органических законов;

На практике власть монарха, представленная наместником, великим князем Константином и Новосильцевым, отодвинула на задний план все другие органы государственной власти. Сейм не допускался к исполнению некоторых его функций, нарушались прокламированные конституцией гражданские права и свободы. Конституция вводила право ограничения личной свободы граждан, если этого потребуют «обстоятельства момента, то есть возможность административных репрессий» .

В состав Административного совета входили царский наместник, пять министров, а также другие члены, назначаемые королем.

Это был высший орган исполнительной власти, консультативный орган короля и наместника в делах, которые выходили за пределы полномочий, предоставленных министрам. Он же внедрял в жизнь королевские постановления и постановления наместника. После фактической ликвидации должности наместника в 1826г. Административный совет преобразовался в высший правительственный орган.

2. комиссия юстиции;

4. военная комиссия;

3. все настоятели и викарии;

4. профессора/учителя;

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

КОНСТИТУЦИЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО 1815 ГОДА — кон-сти-ту-ци-он-ная хар-тия Цар-ст-ва Поль-ско-го, ос-нов-ной за-кон, в со-от-вет-ст-вии с ко-то-рым Цар-ст-во Поль-ское по-лу-ча-ло ав-то-но-мию в со-ста-ве Российской им-пе-рии и пре-вра-ща-лось в кон-сти-туционную мо-нар-хию; пер-вый в ис-то-рии Рос-сии кон-сти-туционный акт.

Под-пи-са-на российским императором Алек-сан-дром I 15(27) но-ября в Вар-ша-ве. Обя-за-тель-ст-во пре-дос-та-вить по-ля-кам ав-то-но-мию и кон-сти-ту-цию (пра-во «иметь народ-ных пред-ста-ви-те-лей и на-цио-наль-ные го-су-дар-ст-вен-ные уч-ре-ж-де-ния») бы-ло при-ня-то по на-стоя-нию Алек-сан-д-ра I Австрийской им-пе-ри-ей, Российской им-пе-рией и Прус-си-ей на Вен-ском кон-грес-се 1814-1815 годов при раз-де-ле тер-ри-то-рии бывшего Вар-шав-ско-го кня-же-ст-ва ме-ж-ду тре-мя дер-жа-ва-ми (ус-ло-вие бы-ло вы-пол-не-но толь-ко Российской им-пе-ри-ей). На-стаи-вая на вве-де-нии в польских зем-лях кон-сти-ту-ции, российский мо-нарх, в ча-ст-но-сти, ру-ко-вод-ство-вал-ся тем, что в 1791 году Речь По-спо-ли-та пер-вым из го-су-дарств Ев-ро-пы при-ня-ла свою кон-сти-ту-цию.

О сво-ём на-ме-ре-нии ор-га-ни-зо-вать управ-ле-ние польскими зем-ля-ми «на осо-бен-ных пра-ви-лах, свой-ст-вен-ных на-ре-чию, обы-ча-ям жи-те-лей и к ме-ст-но-му их по-ло-же-нию при-ме-нён-ных» Алек-сандр I объ-я-вил в Ма-ни-фе-сте от 9(21) мая 1815 года.

Про-ект Конституции Царства Польского был под-го-тов-лен по собственной ини-циа-ти-ве пред-ста-ви-те-ля-ми польской ари-сто-кра-тии (кн. А.А. Чар-то-рый-ский и др.). Текст Конституции Царства Польского ре-дак-ти-ро-вал лич-но Алек-сандр I. Кон-сти-ту-ция бы-ла из-да-на на польском и французском язы-ках. Со-стоя-ла из 7 раз-де-лов и 165 ста-тей.

Российский им-пе-ра-тор объ-яв-лял-ся польским ца-рём [ука-зом Алек-сан-д-ра I от 6(18) июня 1815 года ти-тул им-пе-ра-то-ра до-пол-нен сло-ва-ми «Царь Поль-ский»], ус-та-нав-ли-ва-лась общ-ность цар-ст-вую-щей ди-на-стии. Царь Поль-ский (Król Polski) об-ла-дал ис-пол-нительной вла-стью, пра-вом на-зна-че-ния чи-нов-ни-ков и выс-ше-го ду-хо-вен-ст-ва, ко-ман-дую-щих и офи-це-ров вновь соз-да-вав-ших-ся национальных польских воо-руженых сил, пра-вом воз-ве-де-ния в дво-рян-ское дос-то-ин-ст-во, на-гра-ж-де-ния ор-де-на-ми, объ-яв-ле-ния вой-ны и ми-ра, за-клю-че-ния до-го-во-ров, пра-вом со-зы-ва Сей-ма Цар-ст-ва Поль-ско-го, на-зна-че-ния со-ста-ва его верх-ней па-ла-ты — Се-на-та (Isba Senatorska), а так-же ис-клю-чи-тель-ным пра-вом за-ко-но-да-тель-ной ини-циа-ти-вы и др. Ниж-няя па-ла-та Сей-ма — Па-ла-та де-пу-та-тов, или по-слов (Isba Posolska), из-би-ра-лась дво-рян-ски-ми со-б-ра-ния-ми — шля-хет-ски-ми сей-ми-ка-ми (77 мест, по од-но-му де-пу-та-ту от ка-ж-до-го по-ве-та) и ор-га-на-ми городского са-мо-управ-ле-ния — городскими гми-на-ми (51 ме-сто) (из-би-рательных прав бы-ла ли-ше-на зна-чительная часть на-се-ле-ния, пре-ж-де все-го кре-сть-ян-ст-во).

Раз-ра-бот-ка за-ко-но-про-ек-тов про-из-во-ди-лась Го-су-дар-ст-вен-ным со-ве-том Цар-ст-ва Поль-ско-го при на-ме-ст-ни-ке ца-ря в крае. Сейм имел пра-во при-нять или от-кло-нить за-ко-но-про-ект, но не имел пра-ва са-мо-стоя-тель-но вно-сить в не-го из-ме-не-ния. На-ме-ст-ник дол-жен был на-зна-чать-ся из чис-ла чле-нов им-пе-ра-тор-ской фа-ми-лии или «поль-ских уро-жен-цев». Кон-сти-ту-ция про-воз-гла-ша-ла сво-бо-ду пе-ча-ти, пре-ду-смат-ри-ва-ла ме-ры по обес-пе-че-нию не-при-кос-но-вен-но-сти лич-но-сти, пре-дос-тав-ля-ла по-ля-кам ис-клю-чительное пра-во на за-ня-тие долж-но-стей на государственной и во-енной служ-бе, объ-яв-ля-ла польский язык го-су-дар-ст-вен-ным.

На от-кры-тии пер-во-го Сей-ма, со-зван-но-го в со-от-вет-ст-вии с Конституция Царства Польского (1818 год), император Алек-сандр I объ-я-вил о на-ме-ре-нии рас-про-стра-нить «спа-си-тель-ное дей-ст-вие» «за-кон-но-сво-бод-ных уч-ре-ж-де-ний», вве-дён-ных Конституцией Царства Польского, на ос-таль-ные тер-ри-то-рии Российской им-пе-рии. Это за-яв-ле-ние вы-зва-ло боль-шой об-ще-ст-вен-но-по-ли-тический ре-зо-нанс в Рос-сии и Ев-ро-пе, од-на-ко ре-аль-ных по-след-ст-вий не име-ло.

Конституция Царства Польского дей-ст-во-ва-ла до на-ча-ла Поль-ско-го вос-ста-ния 1830-1831 годов, по-сле по-дав-ле-ния ко-то-ро-го был из-дан Ор-га-ни-че-ский ста-тут Цар-ст-ва Поль-ско-го 1832 года.

Ис-торические источники:

На-цио-наль-ная по-ли-ти-ка в им-пе-ра-тор-ской Рос-сии. Ци-ви-ли-зо-ван-ные ок-раи-ны: [До-ку-мен-ты].

Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • По-двин-ский Ю. Кон-сти-ту-ция Цар-ст-ва Поль-ско-го и ее судь-ба (1815–1830). М., 1906
  • Ас-ке-на-зи Ш. Цар-ст-во Поль-ское. 1815–1830. М., 1915
  • Ми-ро-нен-ко С. В. Са-мо-дер-жа-вие и ре-фор-мы. По-ли-ти-че-ская борь-ба в Рос-сии в на-ча-ле XIX в. М., 1989

Конституция Царства Польского 1815г

В последние дни заседаний Венского конгресса 22 мая 1815г. были подписаны «Основы конституции Царства Польского». Этот документ подчеркивал определяющую роль конституции, как акта, связующего Польшу с Россией.

Почти одновременно был опубликован указ о преобразовании Временного верховного совета во Временное Польское правительство, вице-президентом которого был назначен А. Чарторыйский. Реорганизацией войска должен был заниматься Военный комитет под председательством великого князя Константина. Существование независимого от правительства формально равноправного с ним Военного комитета стало источником разногласий между польскими властями и Константином.

Конституция Царства Польского была подписана 27 ноября 1815г. в Варшаве, где она была опубликована на французском языке. В российской периодической печати она в то время по политическим мотивам не издавалась. В ее основу был положен проект, предложенный А. Чарторыйским, Н. Новосильцевым, Шанявским и Соболевским.

При утверждении конституции Александр I внес в ее текст несколько поправок, в частности, император не согласился на предоставление законодательной инициативы сейму, оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет и на неопределенное время откладывать его созыв.

Конституция провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией, общностью царствующей династии. Русский император вступил на польский трон в соответствии с порядком наследования короны, существовавшим в Российской империи. Единой для Империи и Королевства была и внешняя политика. После коронации в Москве Николай I короновался польским королем в Варшаве, чем разрешался вопрос о порядке возведения на польский престол. Император-король являлся конституционным монархом в Польском Королевстве, связывал его изданный им самим конституционный закон. За акты короля отвечали министры. Королевская власть охватывала:

1.исключительную инициативу конституционного законодательства, то есть в том, что относится к дополнению конституции посредством органических законов;

2. право утверждения или отклонения законов, принимаемых сеймом;

3. всю полноту правительственно-административных функций (исполнительную власть).

Заместителем короля являлся наместник, исполняющий свои функции в отсутствие монарха в Королевстве. Опасаясь роста авторитета А. Чарторыйского, Александр I сделал наместником – вице-королем генерала Юзефа Зайончека. Он оказался послушным орудием в руках императора и назначенного им на должность императорского комиссара при Административном совете Королевства русского сенатора Н. Новосильцева. После смерти Зайончека в 1826г. должность наместника оставалась вакантной до 1832г., а функции его Николай I передал Административному совету. Постановления наместника должны были объявляться в Административном совете и контрассигноваться одним из министров. Наместник должен был действовать в рамках установленных королем полномочий.

Большую внеконституционную роль, значительно выходящую за пределы официальных полномочий главнокомандующего польским войском, играл великий князь Константин, осуществлявший по сути дела всеобъемлющий надзор над публичной жизнью Королевства.

На практике власть монарха, представленная наместником, великим князем Константином и Новосильцевым, отодвинула на задний план все другие органы государственной власти. Сейм не допускался к исполнению некоторых его функций, нарушались прокламированные конституцией гражданские права и свободы. Конституция вводила право ограничения личной свободы граждан, если этого потребуют «обстоятельства момента, то есть возможность административных репрессий».

Единственным действительно гарантированным являлся принцип частной собственности.

Конституция гарантировала свободу печати, однако, постановлением наместника от 1819г. была введена предварительная цензура ежедневной и периодической печати, а затем цензура и всех публикаций.

Законодательную власть король должен был осуществлять вместе с сеймом, состоявшим из двух палат: Сената и Посольской избы.

В соответствии с ранее существовавшим порядком в Сенат входили члены королевской фамилии, назначаемые королем епископы, воеводы и другие высшие должностные лица в количестве, которое бы не превышало половину числа депутатов Посольской избы (не более 64 человек).

Посольская изба состояла из 128 членов, из которых 77 депутатов (представителей от шляхты) избиралась на сеймиках, а 51 депутат – от гмин. Пассивное избирательное право распространялось на лиц, достигших 30 лет и платящих не менее 100 злотых налогов в год. Активным избирательным правом пользовались шляхтичи-землевладельцы в возрасте от 21 года, а из остального населения – священники, учителя, ремесленники-хозяева, земельные собственники, арендаторы и купцы, владевшие товарами на 10 тыс. злотых. Крестьяне, рабочие, подмастерья и военнослужащие не получили избирательных прав. Депутаты избирались на 6 лет с переизбранием каждые 2 года одной трети их состава. Сейм созывался раз в 2 года на 30 дней, либо по мере необходимости. Однако созван он был лишь 4 раза: первый – в 1818г. и затем в 1820г., 1825г. и 1830г.

На время заседаний депутатам гарантировалась неприкосновенность личности.

Конституционные компетенции Сейма сводились к следующим пунктам:

1. законодательство в области судебного, а также административного права;

2. решения по вопросам денежной системы, налоговым и бюджетным. Однако, первый бюджет утвердил сам император и на практике Сейм не допускался к бюджетным делам;

3. решения по вопросам призыва в армию;

4. конституционное законодательство. Сейм имел право обсуждать и принимать или отвергать (но не исправлять) законопроекты, внесенные в него правительством;

5. контроль над правительством, хотя и в ограниченном объеме.

На практике Сейм в основном занимался изменениями в области гражданского и уголовного права. Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника, а позднее Административного совета. Законодательная инициатива принадлежала только королю. Изменения в правительственных законопроектах могли производиться после соглашения комиссий Сейма с Административным советом. Каждая из палат, впрочем, могла подавать просьбы на имя короля о внесении на следующее заседание Сейма того или иного проекта. Посольской избе дозволялось обращаться к королю с петициями и жалобами на министров, советников, судей наивысшего трибунала. Государственные преступления и преступления чиновников разбирал Сенат, имеющий полномочия сеймового суда.

Центральным органом власти и управления был Государственный совет, который делился на Общее собрание и Административный совет.

В компетенцию Общего собрания Государственного совета входило:

1. обсуждение и составление проектов законов и учреждений, касающихся общего управления краем;

2. постановления о предании суду всех правительственных чиновников, назначенных Царем, по обвинению в преступлениях по должности, за исключением подлежащих Верховному Государственному Суду;

3. разрешение споров о пределах ведомства и власти;

4. ежегодное рассмотрение отчетов, представляемых каждой из главных частей управления;

5. контроль за соблюдением Конституции, борьба со злоупотреблениями.

Общее собрание государственного совета должно было заседать по повелению короля, наместника или по предложению начальника департамента согласно органическим законам. Для того чтобы постановления Общего собрания вошли в силу, они должны были представляться на утверждение короля или наместника.

В состав Административного совета входили царский наместник, пять министров, а также другие члены, назначаемые королем. Это был высший орган исполнительной власти, консультативный орган короля и наместника в делах, которые выходили за пределы полномочий, предоставленных министрам. Он же внедрял в жизнь королевские постановления и постановления наместника. После фактической ликвидации должности наместника в 1826г. Административный совет преобразовался в высший правительственный орган.

Управление страной осуществлялось пятью правительственными комиссиями, подчиненными Административному совету:

1. комиссия вероисповедания и публичного просвещения;

2. комиссия юстиции;

3. комиссия внутренних дел и полиции («полиция порядка и безопасности»);

4. военная комиссия;

5. комиссия доходов и финансов (с 1824г. – народного хозяйства).

В Петербурге находился государственный секретарь, который исполнял обязанности посредника между монаршим двором и органами власти в Королевстве.

Правительственным комиссиям были подчинены разного рода генеральные дирекции (почты, городского транспорта, лесов и государственных имуществ и т.д.). Консультативные функции и функции самоуправления исполняли советы – медицинский, строительства и др., палаты – торговая и ремесленная – в количестве четырех, а также Общий совет торговли и ремесла при Комиссии внутренних дел и полиции, благотворительные советы.

Существовала Счетная палата, которая должна была зависеть от Сената и исполнять определенные функции политического контроля, но на практике сделалась зависимой только от короля.

В административном отношении Королевство было разделено на 8 воеводств, которые в свою очередь делились на 77 поветов и 51 городскую гмину. Во главе каждого воеводства стояли правительственные воеводские комиссии и выборные воеводские советы – органы местного самоуправления.

В городах органами управления были бургомистры, а в нескольких самых больших городах – президенты и члены совета, назначаемые правительством. Органами комиссий в округах были окружные комиссары. В деревнях войтами остались землевладельцы.

Что касается сеймиков, то они состояли из дворян- собственников от каждого повета, которые должны были избрать из своей среды одного посла, двух членов совета воеводства и составить список кандидатов на административные должности. Сеймики собирались по созыву короля, который устанавливал продолжительность и предметы занятий собрания, а также назначал маршала – председателя сеймика.

В каждом гминном округе созывалось гминное собрание, которое избирало одного депутата на сейм, одного члена совета воеводства и составляло список кандидатов на административные должности. В гминные собрания входили:

1. каждый гражданин – собственник (не дворянин), уплачивающий по своему недвижимому имуществу какой бы то ни было налог;

2. фабриканты; хозяева мастерских; торговцы, владеющие лавкою;

3. все настоятели и викарии;

4. профессора/учителя;

5. особо отличившиеся художники.

При этом интересно подчеркнуть тот факт, что работа по составлению списков участников гминных собраний была довольно долгой и серьезной. Список собственников, имеющих право подавать голос, составлялся советом воеводства. Список фабрикантов, купцов и деятелей искусств, составлялся комиссией внутренних дел. Список настоятелей, викариев, и профессоров составлялся комиссией вероисповеданий и народного просвещения. Как и на сеймиках на гминных собраниях председательствовал маршал, назначаемый королем.

Конституция предусматривала создание многих новых судов, но в целом ее положения не были воплощены в жизнь, старые суды остались нетронутыми. Вместе с тем Государственный совет перестал быть кассационным судом. Гражданские споры решал суд наивысшей инстанции, а уголовные – апелляционный суд.

Сенат являлся судом по важнейшим делам политического и правительственного характера. Судебная власть объявлялась «конституционно независимой», судьи не подлежали уголовной ответственности. Они либо назначались королем (в этом случаи они были несменяемы и находились в своей должности пожизненно), либо избирались на основании органического статута. Существовал разряд мировых судей, которые были свои для каждого класса населения; в их компетенцию входило разрешение споров хозяйственного характера, а также проверка и анализ дел перед отправкой в гражданский суд первой инстанции. Под гражданским судом первой инстанции понимался суд, разбирающий дела на сумму не свыше пятисот злотых. Он учреждался в каждой гмине и в каждом городе.

Для рассмотрения дел на сумму свыше пятисот злотых, учреждались несколько судов первой инстанции и суды съездовые в воеводствах. Помимо этого существовали также полицейские и коммерческие суды.

В Варшаве был учрежден высший суд Царства Польского, который рассматривал в последней инстанции все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях. В его состав входили несколько сенаторов, поочередно заседающих в нем, и часть судей, назначаемых королем пожизненно.

Дела о государственных преступлениях и о преступных деяниях, совершенных правительственными чиновниками рассматривал Верховный суд Королевства, в составе из всех членов Сената.

Что касается армии, то важно отметить тот факт, что польская армия была преобразована по русскому образцу при сохранении польской формы одежды и польского языка командования. Вооруженные силы состояли из действительной армии, пользующейся постоянным содержанием, и временных отрядов милиции. Военная служба длилась 10 лет и являлась невероятным бременем, которое особой тяжестью ложилось на народные массы. Общая численность армии составляла около 30 тыс. человек, однако ее размер регулировался королем в зависимости от потребностей и от бюджета.

Таким образом, конституция 27 ноября 1815г. провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией. Российский император становился польским королем, его компетенции были невероятно велики: «правительство зиждется на особе Царя», так определяет конституция его роль. Король являлся священной и неприкосновенной особой. Все государственные акты выходили от его имени. Ему принадлежала исполнительная и административная власть, законодательную власть король осуществлял вместе с сенатом. Он имел право назначать и смещать министров, членов Государственного совета, председателей воеводских комиссий, судей, архиепископов и епископов разных вероисповеданий, прелатов и каноников. Он имел право помилования, заключения мира и объявления войны, ведения международной политики, распоряжения доходами Королевства и дарования дворянских званий. Таким образом, вся внутренняя и внешняя политика Царства Польского находилась руках короля и назначаемых им чиновников.

Однако, несмотря на то, что конституция была выдержана в умеренном тоне и ставила перед собой задачу упрочить власть российского императора в Королевстве Польском, она сохранила в себе традиции Речи Посполитой, которые нашли свое выражение в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в прокламированности выборности администрации и судей. Конституция, равно как и связанное с ней положение о выборах в Сейм, были наиболее либеральными в Европе того времени, распространив избирательное право на значительный по тем временам избирательный корпус – свыше 100 тыс. человек, что достигалось сравнительно низким имущественным цензом. В Центральной Европе после 1815г. Польское Королевство было единственной страной, располагающим парламентом, избираемым прямыми выборами, всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян.

Сохранило привилегии, как родовое дворянство, так и нобилитированное, пополнявшееся за счет лиц, имеющих заслуги перед страной; разбогатевших купцов, мещан; владельцев мануфактур; богатых ремесленников; солдат, дослужившихся до звания капитана; офицеров, награжденных крестом; преподавателей и профессоров Варшавского университета, а также чиновников после 10 лет службы.

В Царстве Польском сохранялся принцип равенства перед законом, однако было официально заявлено, что равенство это относится только к исповедующим христианскую религию. Евреи были лишены политических прав. Сохранился принцип личной свободы, который должен был гарантировать крестьянам право перехода из одного места в другое, то есть свободу передвижения, однако обязательные административно-политические предписания значительно ограничили ее.

Отрицательной чертой конституции была неслучайная неясность некоторых ее положений и слишком общие формулировки. «Александр I шел по стопам Наполеона, который избегал точных формулировок для положений публичного права, стесняющих правителя и правительство»



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта