Главная » Маринование грибов » Для всех и обо всем. Аплодисменты Осипу Бове

Для всех и обо всем. Аплодисменты Осипу Бове

Будущий градостроитель родился в семье французского художника в Санкт-Петербурге, переехавшего в Москву. Начальное архитектурное образование и основы рисунка юный Осип получил у архитектора-итальянца Кампорезе. Затем он перешел в Архитектурное училище при Кремлевской экспедиции, возглавляемое М.Ф. Казаковым. Там даровитый ученик получил блестящую практику строительной техники у мастера на постройках в 1801-1806 гг., когда строилась Голицынская больница (Вторая градская на Калужской улице) и дом графа Разумовского на Гороховой улице (сейчас ул. Казакова).

В 1809-1810 гг. в Твери Осип Бове вместе с архитектором К.И.Росси принял участие в строительстве и отделке дворца для принца Георга Ольденбургского и его супруги великой княгини Екатерины Павловны, назначенного императором Александром I генерал-губернатором Ярославской, Тверской и Новгородской губерний и директором путей сообщения.

После пожара Москвы 1812 года была создана «Комиссия для строений в Москве». Туда вошел уже известный и энергичный «служащий в должности архитектора титулярный советник Осип Бове». В Комиссию поступало до 100 прошений в день на возведение новых зданий - «для приведения первопрестольного города в приличествующий вид». Архитектор Бове успевал руководить обновлением кремлевских башен и стен, возведением Гостиного двора, строительством жилых и казенных домов, параллельно исправляя архитектурные проекты, поданные в Комиссию, и планируя городские ансамбли.

В 1816 году Осип Бове подал в петербургскую Академию художеств список своих 34 зданий за подписью главнокомандующего генерала А.П. Тормасова, начальника восстановительных работ в Москве, и был утвержден в звании архитектора.

В 1818-1824 гг. архитектор Осип Бове создал проект Театральной площади перед Большим театром (тогдашним Петровским), заключив в трубу речку Неглинную. В 1820-1822 годах спланировал и разбил у Кремлевской стены над речкой Неглинной сад с гротом-раковиной, фонтаном и кофейней, обнесенный чугунной решеткой с барельефами, украшенными военными эмблемами в память о войне 1812 года. Параллельно архитектор Бове восстановил сожженный Петровский театр, ставший Большим театром, спланировал и выстроил Театральную площадь.

В 1824-1825 гг. оформил Манеж, придав ему «военный» облик фронтонами, колоннами дорического ордера и карнизом со скульптурным фризом с лепниной в виде военных эмблем.

В 1825 – 1828 году реконструировал Екатерининскую (Новоекатерининскую) больницу на Страстном бульваре в стиле ампир. Другой значимый объект архитектора Бове – Первая Градская больница (сейчас Городская больница №1 им. Н. И. Пирогова) была построена в 1828 -1833 гг. Ее изысканный портик опирается на гладкую стену, украшенную скульптурными рельефами.

В 1832 году архитектор Бове перестроил Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в стиле ампир.

Осип (Джузеппе) Иванович Бове (итал. Giuseppe Bova, фр. Joseph Bove; родился 24 октября (4 ноября) 1784, Петербург - умер 16 (28) июня 1834) - российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма . Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (1802-1807) у Ф. Кампорези, затем, ещё до пожара Москвы, работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери. Во время Отечественной войны Бове участвует в ополчении, в 1813 году возвращается на городскую службу. Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. В 1814 году Бове был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Бове сумел на этом посту обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 году генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи.

В 1816 году Бове получает звание архитектора от совета Императорской Академии художеств и женится на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкции Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818-1824) с Большим (Петровским) театром (1821-1824; проект был доработан А. А. Михайловым). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828-1833). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827-1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря. Несмотря на все свои заслуги, Бове не имел звания академика архитектуры. В 1816 году он попросил Академию художеств задать ему программу на звание академика. Академия утвердила его в звании архитектора и задала спроектировать здание театра на 3 тысячи человек. Программа эта так и не была выполнена.

Сооружения:

1814-1815 - Торговые ряды напротив Кремля (на месте ГУМа, не сохранились)
1820-1822 - Кремлёвский (Александровский) сад с гротом
1824-1825 - Манеж
1818-1824 - Театральная площадь
1821-1824 - Большой театр
1827-1834 - Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне у парка Победы)
1828-1833 Градская больница (ныне Городская больница № 1 им. Н. И. Пирогова). Москва, Ленинский проспект, 8 корпус 1 Дом во владении жены в Петровском переулке (бывшем Богословском), ныне № 9
Дом Н. С. Гагарина (позднее Книжная палата) на Новинском бульваре, разрушенный во время Великой Отечественной войны
1822 -1824 - Храм Святителя Николая в Котельниках. Москва, 1-й Котельнический пер., 8-10
1822 - Церковь Михаила Архангела в имении жены в Архангельском. Село Архангельское Рузского района Московской области
1825-1828 - Покровская церковь. Село Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области (авторство приписывается по сходству с аналогичными постройками, документального подтверждения не сохранилось)
1825-1828 - Перестройка здания Новоекатерининской странноприимной больницы, постройка церкви Екатерины Великомученицы (ныне городская больница № 24, угол Петровки и Страстного бульвара, № 15/29).
1825-1831 - Реконструкция Знаменской церкви села Холмы в загородном имении жены.
1820-е годы - Торговые ряды на Таганке (не сохранились)
1830 - Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (доработка проекта Ф. М. Шестакова 1829 года, достроен после смерти Бове А. Г. Григорьевым)
1832 - Перестройка Церкви Всех Скорбящих Радости. Москва, Большая Ордынка, 20
1833 - Церковь Троицы Живоначальной в Даниловском монастыреПокровская З. К.

Осип Бове. - М., Стройиздат, 1999. 352 с. (Серия: Мастера архитектуры). - ISBN 5-274-00592-6
Грабарь И. История русского искусства, Спб., 1912, т. I. История архитектуры (введение)
Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Под ред. С. И. Вавилова. - М., Л.: Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. - 1948.
При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896-1918).
ru.wikipedia.org

Джузеппе Бова (настоящее имя) - знаменитый российский архитектор, который сыграл огромную роль в формировании архитектурного облика центральной части Москвы. И сейчас исторический центр города в основных чертах выглядит так, как его спроектировал и построил Бове. Большинство работ этого архитектора выполнены в стиле классицизма.

Бове родился 24 октября (4 ноября) 1784 года в Санкт-Петербурге, в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова (Бове - французский вариант произношения), который приехал в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Мать - Екатерина Кнаппе, дочь художника Карла Кнаппе. Поскольку семья осталась жить в России, то постепенно мальчика стали называть на местный манер - Иосифом или Осипом, а для отчества имя отца Джованни переделали в Ивана. Вскоре после рождения Осипа семья переехала из столицы в Москву, и уже здесь у четы родились еще два сына: Михаил и Александр, которые впоследствии тоже стали архитекторами.

В 18 лет Осип Бове поступил в архитектурное училище при экспедиции Кремлевского строения. Наставником Бове стал Франческо Компорези. Уже в училище Бове показал себя перспективным специалистов, он довольно быстро поднимался по карьерной лестнице и рос в чинах. Бове поступил на службу в 1801 году. В 1803 году он был канцеляристом и коллежским регистратором, в 1806 году - губернским секретарем, а в 1809-1812 годах Осип уже входит в число архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля и благоустройству Москвы и Твери. Молодой архитектор к тому времени успел поработать под руководством таких мастеров как М.Ф. Казаков и К.И. Росси, а это была очень хорошая школа, и полезный опыт.

Во время войны с Наполеоном Бове сражался в ополчении, а после победы вновь вернулся на службу. В 1816 году Бове получил от совета Императорской Академии художеств звание архитектора, а также принял православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой (в девичестве - Гурьевой). Вначале молодая семья жила в доме Бове на Малой Дмитровке, а затем Осип построил новый дом в имении жены в Петровском переулке (б. Богословском).

В это же время шли работы по восстановлению Москвы. Сожженный наполеоновскими войсками город нуждался в кардинальном обновлении. С этой целью создали «Комиссию о строении Москвы», и Бове был назначен главным архитектором "фасадической части" надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Архитектор отвечал за формирование архитектурного облика центра Москвы: Арбатской, Новинской, Пресненской и Тверской и Городской частей. Именно благодаря Осипу Бове этот сектор Москвы был отстроен с большим размахом и имел единый стилистический замысел. И по сегодня главные достопримечательности Москвы мы можем видеть в том виде, в каком их построил Бове.

В 1817 году был утвержден новый генеральный план застройки Москвы, и перед Осипом Бове встало несколько грандиозных задач, за решение которых он принялся с большим энтузиазмом.

Свою работу Бове начал с реконструкции Красной площади, которая сильно пострадала во время пожара. После переноса столицы в Санкт-Петербург главная площадь Москвы утратила свое значение, и представляла собой пространство, беспорядочно застроенное торговыми лавками. Бове засыпал защитный ров и снес земляные укрепления, окружавшие кремлевскую стену. На месте рва был устроен бульвар, и появился съезд к набережной Москвы-реки. Остатки лавок снесли, и с площади открылся красивый вид на собор Василия Блаженного. Кроме того, была восстановлена Никольская башня Кремля с Воскресенскими воротами и перестроено здание Торговых рядов, куда переместили торговлю. В 1818 году на площади установили памятник Минину и Пожарскому. Позднее, в 1888 году, на Красной площади построили новое здание Торговых рядов (ГУМ), а памятник Минину и Пожарскому перенесли к собору Василия Блаженного.

Еще одно творение Бове - Театральная площадь. Для ее оформления снесли старые кварталы, окружавшие старый Петровский театр. Чтобы защитить участок от подтопления и заболачивания, речку Неглинную упрятали в трубу. Также Бове разработал проект обрамления площади симметрично расположенными зданиями. Главной задачей при оформлении площади было строительство нового здания для театра. Проект здания разработал петербургский архитектор Андрей Михайлов. Однако комиссия признала проект слишком дорогим и громоздким. В результате его дорабатывал Осип Бове. Он уменьшил масштаб здания и удешевил стоимость постройки, хотя основные очертания и композиция были сохранены.

Еще одна его работа - Александровский сад. Под стенами Кремля решили добавить зелени. Согласно идее Бове, территория проектировалась как регулярный сад с живописными рукотворными руинами и небольшими уютными павильонами. До наших дней сохранился итальянский грот, расположенный недалеко от мемориала Неизвестного солдата. Русло Неглинной пришлось увести в сторону. Изначально планировалось создать в парке систему прудов, но осуществить этот план не удалось.

Рядом с Александровским садом по проекту архитектора Бетанкура построили здание Манежа. Осип Бове занимался его отделкой и скульптурным декором. Правда его задумка не была реализована полностью. Предполагалось, что стену оформят военными доспехами, символизирующими победу, мощь и величие державы. Здание украсили лепниной, на стенах закрепили элементы легионерской атрибутики, а вот чугунные горельефы, которые запланировал Бове, так и не были отлиты.

Если в предыдущих проектах Бове принимал участие наряду с другими архитекторами, то Триумфальная арка - это авторский проект. Триумфальные ворота решили установить на въезде в Москву с петербургского направления, возле Тверской заставы. На разработку чертежей ушло два года, а окончательный вариант утвердили в 1929 году. При закладке Триумфальных ворот в фундамент бросили горсть серебряных монет "на счастье" и установили памятную бронзовую плиту. Эскизы для скульптур разработал сам Бове, изготовляли их скульпторы Тимофеев и Витали. Из-за финансовых затруднений строительство Триумфальной арки растянулось на 5 лет, и открытие состоялось только в 1834 году. К сожалению, до нашего времени оригинальные Триумфальные ворота не сохранились. В 1930-е годы проводилась реконструкция площади, и ворота разобрали. Предварительно сооружение обмерили, зарисовали и отсняли на фотопленку, чтобы затем восстановить их у Белорусского вокзала. Декоративные детали отправили на хранение в музеи. Но затем началась Великая Отечественная война, и чугунные колонны переплавили для нужд фронта - уцелела лишь одна. То, что мы видим сейчас на Кутузовском проспекте - это новодел, но создавали его по сохранившимся чертежам и фотографиям.

На счету Осипа Бове не только монументальные сооружения, но и обычные здания, которые важны для любого города. В этом перечне Градская больница в районе Калужской заставы; дом Гагариных, который Бове переоборудовал для нужд Екатерининской больницы, а также жилые дома. Что касается последних, то Бове, как ответственный за фасады Москвы, уделял большое внимание внешнему виду жилых домов. Под его руководством были составлены так называемые "Альбомы образцовых проектов", где были собраны рекомендации и образцы домов для представителей различных сословий. Это были своеобразные каталоги проектов, и каждый желающий мог выбрать подходящий вариант дома, в соответствии со своим вкусом и достатком. Благодаря Бове появился новый тип строений - доходные дома, где верхний этаж предназначался для проживания владельцев дома, на первом размещались торговые помещения, а на остальных этажах квартиры сдавались внаем. Бове придумал и новую концепцию городского особняка: с флигелями, выходящими на улицу и небольшим парадным двориком. После войны 1812 года Москва активно отстраивалась, и Бове работал не только с официальными государственными заказами, но и с частными лицами - он проектировал дома для мещан, купцов, дворян.

Разносторонний архитектурный талант Осипа Бове увековечен и в московских храмах. Среди церквей, которые построены по проектам Бове - Покровский храм, Никольская церковь в Котельниках, храм Троицы Живоначальной на территории Даниловского монастыря, храм в честь Архангела Михаила в Архангельском, несколько церквей при больницах. Последняя работа архитектора, которую он не успел закончить - церковь Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке. В прошлом западную часть этой церкви перестроил наставник Бове - Баженов, и сложилось так, что реконструкция восточной части досталась ученику.

Осип Бове был весьма успешным человеком. Еще при жизни он заслужил всеобщее признание, был хорошо обеспечен и счастлив в личной жизни - у них с женой родились четверо сыновей. Единственное, о чем он мечтал, но так и не получил - звание академика архитектуры. В 1818 году Осип Бове подал прошение в Императорскую Академию художеств о присвоении ему звания академика архитектуры. Представители Академии поставили архитектору условие получения звания - он должен был спроектировать здание театра вместимостью 3 000 человек. Это задание выполнить не получилось, и академиком Бове не стал.

Осип Бове прожил очень деятельную, но короткую жизнь. Архитектор умер в 49 лет, 15 июня 1834 года, немного не дожив до 50-летнего юбилея - по нынешним временам он был еще совсем молодым человеком. Похоронили Осипа Бове на кладбище при Донском монастыре.


Историческая справка:

24 октября (4 ноября) 1784 г. - в Санкт-Петербурге родился Осип Бове
1801 г. – Бове поступил на службу после окончания архитектурного училища
1809-1812 г.г. - Бове входит в число архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля и благоустройству Москвы и Твери
1812 г. – Бове участвует в ополчении
1816 г. - Бове получил от совета Императорской Академии художеств звание архитектора, а также принял православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой
15 июня 1834 г. – Осип Иванович Бове умер

Русский архитектор Осип Бове известен тем, что отстраивал Москву после пожара во время наполеоновского нашествия в 1812 г. Все главные его работы выполнены в классическом стиле.

Происхождение

В 1782 г. неаполитанский художник Винченцо Джованни Бова был приглашен в Россию для работы в главном музее страны Эрмитаже. Здесь, в Петербурге, в 1784 г. и родился будущий великий зодчий. При крещении ему было дано имя Джузеппе. Но мальчику предстояло жить и работать в России, поэтому его имя позднее «обрусело», и в историю русского искусства он вошел как Осип Иванович Бове. После рождения сына семья поселилась в Москве. И именно этот город стал судьбой Осипа.

Учеба

Специальное образование юноша получил в Московском архитектурном училище, открытом при Экспедиции Кремлевского строения у мастера Ф. Кампорези (1802 - 1807). После окончания учебы, еще до уничтожительного пожара в Москве, ему посчастливилось попасть в ученики и помощники к великим зодчим - и К. И. Росси, вместе с которым он работал в Москве и в Твери. В эти годы он получил неоценимый опыт практической архитектуры.

Отечественная война 1812 г. и после нее

Во время с Наполеоном Бове, как и многие русские люди, ушел воевать в рядах ополченцев. В 1813 г. он возвратился в Москву на свою службу. Сожженная Москва представляла собой ужасное зрелище: черное пепелище, руины, разорение. Чтобы восстановить город, было решено создать специальную Комиссию о строении Москвы. Осип Бове был включен в эту группу архитекторов. Ему было поручено отвечать за застройку центральных районов города: Арбатскую, Тверскую, Новинскую, Городскую и Пресненскую части.

В 1814 г. Бове назначили главным архитектором «фасадического» плана, контролирующим проекты и их производство, точность осуществления застройки в соответствии с планами и фасадами. Работая в этой должности, Бове реализовал обновление облика древней столицы, показав новый для Москвы размах и единый стилистический замысел. Он сумел воплотить идею генерального плана, который был утвержден в 1817 г., и возродил город - монумент, прославляющий величие Российской империи.

Главные творения

Оценивая недюжинный талант, неутомимое трудолюбие и организаторские способности Бове, совет Императорской Академии Художеств присваивает ему почетное звание архитектора названной Академии. Тот год был отмечен в личной жизни Бове женитьбой на овдовевшей княгине Трубецкой Авдотье Семеновне, урожденной Гурьевой. Осип Бове действительно был одним из основных участников архитектурного обновления Москвы после трагических событий 1812 г. Он создал три архитектурных ансамбля в центре: Красную площадь, Театральную площадь и Александровский сад. Они преобразили лицо Москвы.

Он окружил Кремль и заново построенный Большой театр едиными по стилю постройками и члененными аркадами. Теперь красивые большие площади центра города отражали новое восприятие Москвы - как центра гражданской жизни великой России. Красную площадь тогда тоже обогатил и украсил памятник народным героям , подчеркивая патриотический характер всего величественного центрального ансамбля Москвы. До наших дней сохранились части былых архитектурных шедевров Бове, относящихся к центральным ансамблях; Малый
театр и Манеж.

Кроме центральных объектов, Бове построил Градскую больницу, что находится в районе Калужской заставы. По его же проекту возведены Триумфальные ворота возле тверской заставы, которые в 1968 г. были воссозданы у Поклонной горы неподалеку от монумента Победы. Бове умер в Москве 16(28).06.1834 года. Его похоронили на территории кладбища .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта