Главная » Маринование грибов » Эпиграф к революции 1917. Высказывания о государстве, обществе и религии известных людей двадцатого столетия (продолжение)

Эпиграф к революции 1917. Высказывания о государстве, обществе и религии известных людей двадцатого столетия (продолжение)


Всё нежное, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в революционере единою холодною страстью революционного дела. Он не революционер, если ему что-либо жалко в этом мире. Он знает только одну науку - науку разрушения. Он живёт в мире только с целью его дальнейшего разрушения.

Бунтарей отличает от революционеров отсутствие любви к жизни, желания способствовать её росту и отсутствие стремления к свободе.

Человек, который берёт на себя право действовать и переделывать мир по-своему, такой человек, каковы бы ни были его внешние дела и судьба, по существу своему есть убийца; он неизбежно будет насиловать и убивать других и сам неизбежно погибнет от насилия.

Еще афоризмы о революционерах:

Кто хочет идти вперёд, тот должен смотреть прямо перед собой. Революция нуждается в людях, сильных своей односторонностью.

Читайте так же:

Любая ересь, одержи она верх, не стала бы деликатничать, поскольку в ней больше убеждённости. Так что, сочувствуя гонимым, не будем питать на их счёт иллюзий, какими бы благородными они нам ни казались.

А вот еще интересный афоризм о революционерах

Жестокие люди - плохие слуги гуманных идей.

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.

Умам, заменяющим разум логикой, свойственно убеждение, что только могут служить прочным фундаментом будущего.

Те простаки, которым мир представляется обозримым, гладким и округлым, обычно просто не доросли до действительности, их поступки ошибочны и представляют собой корень многих зол.

Самые опасные - те, кто готов на всё ради нашего блага.

Иные уверены, что им можно быть дьяволами, коль скоро они обещают рай на земле.

Есть революционные демократы, но нет демократичных революционеров.

Борцы за народное счастье не любят счастливых людей.

Люди типа революционеров первые были бы страшно несчастливы, если бы всё перестроилось на их лад и некого было бы ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться.

Очередной афоризм о революционерах:

О всеобщем братстве мечтают те, кому никто не брат.

Люди часто начинают стремиться к великим целям, когда чувствуют, что им не по силам маленькие задачи.

2017 год – год 100-летия Октябрьской революции в России. Историки и исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, что же произошло с нашей страной в далеком 1917 году: был ли это переворот, спланированный вне России и воплощенный фанатичными марксистами, или же это естественный процесс развития общества, выразившийся в спонтанном волеизъявлении народныx масс. Не существует также и однозначного мнения о том, нужна ли была революция. Точек зрения на произошедшее в России очень много, мы предлагаем читателям познакомиться с некоторыми высказываниями известных людей об октябрьских событиях 1917 года и о революции как форме социального протеста.

"Самый непримиримый революционер на следующий же день после революции становится закоренелым консерватором". Ханна Арендт

"То, что у нас называют «революцией», есть сплошная дезорганизация и разложение, смерть государства, нации, культуры". Н. А. Бердяев

"Старая власть, старая монархия не была у нас свергнута революцией, она сгнила, разложилась и бесславно пала, как падает гнилое яблоко с дерева. Но яд от гниения старой России остался внутри народного организма и продолжает разлагать жизнь русского народа. Вот эти процессы гниения старой России и принимают у нас за «развитие и углубление революции»". Н. А. Бердяев

"В России никакой революции не было. Пора уже сорвать маски и изобличить подлинные реальности. Русская революция есть чистейший призрак. В ней нет существенных признаков революции в западноевропейском смысле этого слова". Н. А. Бердяев

"Вся русская «революция» есть тяжелый кошмар, приснившийся русскому народу от его бессилия и болезни, есть призрак, созданный расстроенным воображением народа слабого и потерявшего духовный центр". Н. А. Бердяев

"Кошмары и призраки дома умалишенных выпущены на свободу и гуляют по земле русской. Все, что происходит, есть лишь иллюстрация к «Бесам» Достоевского, книге поистине пророческой. Все безысходно, как в кошмаре, все повторяется и возвращается, бесы кружатся, и нельзя вырваться из этого бесовского круга". Н. А. Бердяев

"В этом быстром развитии общественных событий, охватившем известную часть населения России, сказалась вновь та титаническая сила внушения, которая на подготовленной почве побуждает массы к однородным действиям при малейшем поводе". В. М. Бехтерев

"Революцию готовят гении, совершают фанатики, а плодами их пользуются мерзавцы". Отто фон Шенхаузен Бисмарк

"Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но - это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот, все равно, всегда - о великом". А. А. Блок

"Идея революции, где бы революция ни произошла, может вдохновить угнетенных и бесправных людей в других странах". Лаймен (Ллойд) Брайсон

"[...] революция есть только кровавая игра в перемену местами, всегда кончающаяся только тем, что народ, даже если ему и удалось некоторое время посидеть, попировать и побушевать на господском месте, всегда в конце концов попадает из огня да в полымя? Главарями наиболее умными и хитрыми вполне сознательно приготовлена была издевательская вывеска: «Свобода, братство, равенство, социализм, коммунизм!» И вывеска эта еще долго будет висеть – пока совсем крепко не усядутся они на шею народа". И. А. Бунин

"Я в Петербурге почувствовал это особенно живо: в тысячелетнем и огромном доме нашем случилась великая смерть, и дом был теперь растворен, раскрыт настежь и полон несметной праздной толпой, для которой уже не стало ничего святого и запретного ни в каком из его покоев. И среди этой толпы носились наследники покойника, шальные от забот, распоряжений, которых, однако, никто не слушал. Толпа шаталась из покоя в покой, из комнаты в комнату, ни на минуту не переставая грызть и жевать подсолнухи, пока еще только поглядывая, до поры до времени помалкивая. А наследники носились и без умолку говорили, всячески к ней подлаживались, уверяли ее и самих себя, что это именно она, державная толпа, навсегда разбила "оковы" в своем "священном гневе", и всё старались внушить и себе и ей, что на самом-то деле они ничуть не наследники, а так только - временные распорядители, будто бы ею же самой на то уполномоченные". И. А. Бунин

"В мире тогда уже произошло нечто невообразимое: брошена была на полный произвол судьбы - и не когда-нибудь, а во время величайшей мировой войны - величайшая на земле страна". И. А. Бунин

"Подумать только, до чего беспечно, спустя рукава, даже празднично отнеслась вся Россия к началу революции, к величайшему во всей ее истории событию, случившемуся во время величайшей в мире войны!" И. А. Бунин

"А сколько дурачков убеждено, что в российской истории произошел великий "сдвиг" к чему-то будто бы совершенно новому, доселе небывалому!" И. А. Бунин

"[…] одна из самых отличительных черт революций - бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна". И. А. Бунин

"Дипломатия пытается превратить новейшую историю в резинку, чтобы с ее помощью стереть революцию". Христиан Фридрих Геббель

"Революция и революционные потрясения, конечно, являются для общества бедствиями, и потому оно может прибегать к ним только для достижения достаточно значительного, прочного и продолжительного благополучия, возмещающего временное нарушение спокойствия..." Поль Анри Гольбах

"…Октябрьская революция была действительно великой. Она ничего не дала России, обманула ее ожидания. Но она удивительно много дала Европе, ее социал-демократии, ее рабочему классу. Она перестроила сознание европейского человека. И те перемены, которые потом произошли всюду, произошли под влиянием нашей революции". Д. А. Гранин

"[...]революции – ничто иное, как нервный срыв национального организма". В. К. Егоров

"[...] плох тот революционер, который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона. Законы в переходное время имеют временное значение. И если закон препятствует развитию революции, он отменяется или исправляется". В. И. Ленин

"[...] завоевать власть в революционную эпоху гораздо легче, чем суметь правильно этою властью пользоваться". В. И. Ленин

"Революции - праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во времена революции. В такие времена народ способен на чудеса". В. И. Ленин

Для меня, для меня, для меня", - говорит революция. "Сам по себе, сам по себе, сам по себе", - отвечает мир. О. Э. Мандельштам

"Гибель старого общества не является потерей для тех, кому нечего терять в старом обществе". Карл Маркс, Фридрих Энгельс

Кругом
тонула
Россия Блока...
Незнакомки,
дымки севера
шли
на дно,
как идут
обломки
и жестянки
консервов. В. В.Маяковский

"Восстание есть искусство, точно так же как и война, как и другие виды искусства". Фридрих Энгельс

"Всякая революция, которая не совершилась также в нравах и идеях, терпит поражение". Франсуа Рене де Шатобриан

"Всякая революция была поначалу мыслью в мозгу одного человека". Ральф Уалдо Эмерсон

Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо.
Это - закон.И чем неистовее и яростнее бывали революции,
тем сильнее были реакции.
В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг.

Бердяев Н. А.
*****

Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность
рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет
нас защищать навязанные и в некотором роде предписанные
нам мнения.

Юстиниан
*****

Свобода есть право делать все, что дозволено законами.
Если бы гражданин мог делать то, что этими законами
запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же
самое могли бы делать и прочие граждане.

Шарль Луи Монтескье
*****

Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров.

Максим Горький (А. М. Пешков)

*****
Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон -
это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого.

Гюго В.
*****

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Вольтер
*****

Свободу симулировать нельзя.

Лец С. Е
*****

Сражаясь за свободу, мы должны быть осмотрительными
и не нарушать свободу совести других, всегда памятуя,
что Бог - судья над сердцами людей.

Вашингтон Д
*****

Народу кажется, что он свободен в революциях, это -
страшный самообман. Он - раб темных стихий... В революции
не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна
духу свободы... Революция... случается с человеком, как случается
болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение.

Бердяев Н. А
*****

Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом
сущность разногласий, господствующих в человеческом
обществе.

Линкольн А
*****

Свободе - привет и почет.
Пускай бережет ее разум.
А все тирании пусть дьявол возьмет
Со всеми тиранами разом!

Бернс Р.
*****

Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Тацит
*****
Свобода означает ответственность.
Вот почему большинство людей боится ее.

Шоу Б.
*****

Нищета ведет к революции, революция - к нищете.

В. Гюго
*****

Революция хороша на первом этапе, когда летят головы тех,
кто наверху.

Альбер Камю
*****

В революционные бури люди, едва годные для того,
чтобы грести веслом, овладевают рулем.

Пьер Буаст
*****

В девяти случаях из десяти революционер - это скалолаз
с бомбой в кармане.

Джордж Оруэлл
*****

Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь
перекладывали его на другие плечи.

Джордж Шоу
*****

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.

Николай Бердяев
*****

Заварят вожди суп из штыка и топора, а народу потом расхлёбывай
кашу из серпа и молота …

Владимир Бутков
***************

Давно известное изречение –
«Революции замышляют идеалисты, совершают фанатики,
а плодами пользуются – негодяи» теперь может прозвучать так:
«Революции замышляют режиссеры, совершают фанатики под чутким
руководством первых, оплачивают толстосумы и пользуются плодами
тоже они!»
Так что простой люд будет обманут при любом раскладе!!!(Прим. автора)

ВАСИЛИЙ МАРЦЕНЮК (наш мудрый стихирянин)

Хоть кого пойди спроси
Революции Руси
Благодать не принесли,
Зато много унесли!

Рецензии

Василь, мы только что вернулись домой (ездили в пол-ку с Геной в центр Москвы - там уже сухо, снегом и не пахнет!)
По дороге вспомнила,что я неправильно процитировала Бернса....

МЯТЕЖ не может кончиться удачей-
В противном случае его зовут иначе...

Всю дорогу переживали- что там за этот день в Украине?!Сейчас в 19-00 послушаем Вести...

С теплом…☀Светлана
*~*~*~*~*~*~*~*~*~*

Да, Василёк, я это читала... Ты, как всегда, очень точен в своих высказываниях!!!
Не забудь - ты собирался завтра в 10-00 позвонить Ольге Алексеевне....

С теплом души…☀Светлана
*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*

Безумием революции было водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, свободными, воздержанными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех.

«Анатоль Франс»

Можно сказать, что если далеко не всякий бандит является революционером, то определенно всякий революционер — бандит и террорист.

«Валерий Гитин»

Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров.

«Максим Горький»

Грубые проявления прогресса называются революциями. Когда они кончаются, можно заметить, что человечество получило хорошую встряску, но зато подвинулось вперед.

«Виктор Гюго»

Революции — праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во времена революции. В такие времена народ способен на чудеса.

«В. И. Ленин»

Революции походят на шахматную игру, где пешки могут погубить, спасти короля или занять его место.

«Пьер Буаст»

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.

«Николай Бердяев»

Не всем революциям предшествуют признаки и предостережения. Бывает и политическая апоплексия.

«Карл Берне»

Революции чаще всего совершаются не потому, что одна сторона стала просвещеннее, а потому, что другая натворила слишком уж много глупостей.

«Антуан де Ривароль»

«Для меня, для меня, для меня», — говорит революция. «Сам по себе, сам по себе, сам по себе», — отвечает мир.

«О. Э. Мандельштам»

Истинным революционером движет великая любовь.

«Эрнесто Че Гевара»

Революция же, прежде всего — враг христианства.

«Федор Тютчев»

Революция за два дня проделывает работу десяти лет и за десять лет губит труд пяти столетий.

«Поль Валери»

Для вдохновителей революции суматоха перемен и перестановок — единственная родная стихия. Их хлебом не корми, а подай им что-нибудь в масштабе земного шара. Построения миров, переходные периоды - это их самоцель. Ничему другому они не учились, ничего не умеют.

«Борис Пастернак»

Самый непримиримый революционер на следующий же день после революции становится закоренелым консерватором.

«Ханна Арендт»

То, что у нас называют «революцией», есть сплошная дезорганизация и разложение, смерть государства, нации, культуры.

«Н. А. Бердяев»

«Николай Бердяев»

«Пьер Буаст»

Фантазерское состояние ума, обычное во всем среднем образованном кругу нашем, достигает высшего выражения у революционеров.

«Лев Александрович Тихомиров»

Завоевать власть в революционную эпоху гораздо легче, чем суметь правильно этою властью пользоваться.

«В. И. Ленин»

Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение.

«Николай Бердяев»

Революция дает иногда в повелители таких людей, которых мы не пожелали бы иметь лакеями.

«Пьер Буаст»

Искусство – это либо плагиат, либо революция.

«Поль Гоген»

Революции начинают адвокаты, но заканчивают их не они.

«Пьер Поль Руайе-Коллар»

Высказывания о революции 1917 года:

Русская революция, так как она произошла, могла произойти только в России.

«Семен Людвигович Франк»

Старая власть, старая монархия не была у нас свергнута революцией, она сгнила, разложилась и бесславно пала, как падает гнилое яблоко с дерева. Но яд от гниения старой России остался внутри народного организма и продолжает разлагать жизнь русского народа. Вот эти процессы гниения старой России и принимают у нас за «развитие и углубление революции».

«Н. А. Бердяев»

Русская революция покончила с Россией как частью Европы.

«Петр Николаевич Савицкий»

Большевики считают насилием то, что происходило по вине чиновников царя, но свое насилие над людьми возвышают до уровня геройства, полагая, что от имени народа им все дозволено. Но у народа они никогда не спрашивали.

«Валентин Пикуль»

Русская революция есть последнее действенное и всенародное проявление нигилизма.

«Семен Людвигович Франк»

Революционная партия тем дурна, что нагремит больше, чем результат стоит, нальет крови гораздо больше, чем стоит вся полученная выгода.

«Федор Достоевский»

Кажется иногда, что в России нет вовсе революций, а есть только бунт - вечный бунт вечных рабов.

«Дмитрий Сергеевич Мережковский»

Наиболее просвещенные представители бюрократии понимали, однако, что культурный уровень русского населения в приграничных областях крайне низок и поэтому в местном управлении необходимо предоставить голос нерусскому населению.

Положение серьезное. В столице - анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца.

Цит. по: История отечества в документах. 1917-1993 гг. М., 1994. Часть 1. 1917-1920 гг. С.12.

Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать... Мы способны были в крайнем случае безболезненно пересесть с депутатских кресел на министерские скамьи... Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова и немело сердце... С первого же мгновения этого потопа отвращение залило мою душу... Боже, как это было гадко!.. Так гадко, что, стиснув зубы, я чувствовал в себе одно тоскующее, бессильное и потому еще более злобное бешенство. - Пулеметов!

Пулеметов - вот чего мне хотелось. Ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя...

Увы - этот зверь был... Его Величество русский народ...

То, чего мы боялись, чего во что бы то ни стало хотели избежать, уже было фактом. Революция началась.

Цит. по: Шульгин В.В. Дни. 1920. М., 1989. С. 181-182, 184-185.

Солженицын А. из «Размышлений о февральской революции»

«Человеческий ум всегда требует причин для всех событий. И не честно уклоняться назвать их, кто как умеет.

В истории Февральской революции редко кем оспаривается полная неожиданность ее для всех: и для властей, и для разжигавших ее думских … кругов, и для всех революционных партий — эсеров, меньшевиков и большевиков, и для западных дипломатов в Петрограде, и уж тем более для остальной России — для Действующей Армии, для провинции, для крестьянства.

Отсутствие партийных усилий, неподготовленность партийными заданиями (агитация партий лишь потом нагоняла события), особенно поражает умы, привыкшие к революционному объяснению. В таких случаях всегда выдвигается слово «стихийный». Но по неучастию всей России мы ясно видим, что стихии — не было.

Одни преимущественно объясняют хлебными перебоями в Петрограде — даже не перебоями, а только слухам, что хлеб скоро ограничат. Мы уже разобрали, что это — не объяснение.

Другие указывают неоспоримо на многолюдность, уродливость и бездеятельную развращенность петроградского гарнизона. Реально в дни Февраля он был главной действующей силой. И все же городской гарнизон — не поднимается до уровня исторической причины, хотя бы как частное проявление более обширной причины — войны.

При явности неучастия всех партий Георгий Катков настойчиво разрабатывает мысль, что главной движущей силой петроградских волнений были немецкие агенты и немецкие деньги: хотя притекания последних нельзя доказать документально, но есть признаки. Несомненно, зная приемы германской дипломатии и тотальной войны, текущего разложения противника, можно не сомневаться, что германские усилия и деньги настойчиво прилагались к общественному взрыву в воюющей России, кому-то же они платили, не без влияния они остались и на огромный размах забастовочного движения в Петрограде, конечно они поддували и хлебные слухи (хотя лозунг «долой войну» не только немецкого происхождения, он вполне внушался и обрыдлостью войны). Несомненна немецкая заинтересованность и немецкая подталкивающая рука - но ведь почти только в одном Петрограде (из провинции — разве что в Николаеве) и не в масштабах столь удавшегося всероссийского взрыва, превзошедшего все немецкие расчеты. Позже, с весны, немцы перенесут свою поддержку на единственную пораженческую партию большевиков и с этого времени действительно станут постоянной силой хода нашей революции. Но в Феврале хоть и могли быть немецкие дрожжи — однако российская опара взялась! — и это заставляет нас искать российские причины внутренние. «Немецкую» причину полезнее недооценить, чем переоценить.

Говоря о причинах, мы, очевидно, должны иметь в виду залегающие обстоятельства - глубокие по природе, длительные во времени, которые сделали переворот принципиально осуществимым, а не толчки, непосредственно поведшие к перевороту. Толчки могут разрушить только нестабильную систему. А — отчего она стала нестабильной?

К таким причинам мы имеем право отнести всю войну в целом. <…>

… война, безусловно, сыграла губительную роль. Вся эта война была ошибкой трагической для всей тогдашней Европы, а для России и трудно исправимой. Россия была брошена в ту войну без всякого понимания международного хода событий, при сторонности ее главному европейскому конфликту, при несогласии ее авторитарного строя с внешним демократическим союзом. Она брошена была без сознания новизны этого века и тяготеющего состояния самой себя. Все избывающие здоровьем крупные силы крепкой нации были брошены не в ту сторону, создалось неестественное распределение человеческих масс и энергий, заметно перегрузилась и смешалась администрация и организация, ослаб государственный организм. И даже вс¨ это было бы еще ничего, если б не традиционная накаленная враждебность между обществом и властью. В поле этой враждебности образованный класс то и дело сбивался на истерию, правящая прослойка — на трусость. <…>

И все же не сама по себе война определила революцию. Ее определял издавний страстный конфликт общества и власти, на который война наложилась. Все назревание революции было не в военных, не в экономических затруднениях как таковых, но — в интеллигентском ожесточении многих десятилетий, никогда не пересиленном властью.

Очевидно, у власти было два пути, совершенно исключавших революцию. Или — подавление, сколько-нибудь последовательное и жестокое (как мы его теперь узнали), — на это царская власть была не способна прежде всего морально, она не могла поставить себе такой задачи. Или — деятельное, неутомимое реформирование всего устаревшего и не соответственного. На это власть тоже была не способна — по дремоте, по неосознанию, по боязни. И она потекла средним, самым губительным пут¨м: при крайнем ненавистном ожесточении общества — и не давить, и не разрешать, но лежать попер¨к косным препятствием.

Монархия — как бы заснула. После Столыпина она не имела ясной активной программы действий, закисала в сомнениях. Слабость строя подходила к опасной черте. Нужны были энергичные реформы, продолжающие Столыпина, - их не предприняли. Власть продремала и перестаревшие сословные пережитки, и безмерно затянувшееся неравноправие крестьянства, и затянувшуюся неразрешнность рабочего положения. Даже только эти явления имея в виду, невозможно было ответственно вступать ни в японскую войну, ни в Мировую. А затем власть продремала и объем потерь, и народную усталость от затянувшейся этой войны.

Накал ненависти между образованным классом и властью делал невозможным никакие конструктивные совместные меры, компромиссы, государственные выходы, а создавал лишь истребительный потенциал уничтожения. Образованное общество в свою очередь играло крестьянством как картой, то раззаряло его на несуществующие земли, то препятствовало его равноправию и волостному земскому самоуправлению. Если бы крестьянство к этой войне уже было бы общественно-равноправно, экономически устроено и не таило бы сословных унижений и обид — петроградский бунт мог бы ограничиться столичными эпизодами, но не дал бы губительного раската революции с марта по осень.

Стояла Россия веками — и дремалось, что ее существование не требует настойчивого изобретательного приложения сил. Вот так стоит — и будет стоять.

Эта дремота была — шире чем только администрации, это была дремота всего наследственного привилегированного класса—дворянства, особенно в его титулованных, высоко-бюрократических, великокняжеских и гвардейских кругах. Этот класс, столько получивший от России за столетия, и все авансом, — теперь в переходную напряженную пору страны в лучшем случае выделял немногочисленных честных служак, а то — вождей взволнованного общества, а то даже — и революционеров, в главной же и высшей своей части так же дремал, беззаботно доживая, без деятельного поиска, без жертвенного беспокойства, как отдать животы на благо царя и России. Правящий класс потерял чувство долга, не тяготился своими незаслуженными наследственными привилегиями, перебором прав, сохраненных при раскрепощении крестьян, своим все еще, и в разорении, возвышенным состоянием. Как ни странно, но государственное сознание наиболее покинуло его. И в грозный декабрь 1916 дворянство, погубившее эту власть, еще от нее же и отшатнулось с громкими обличениями.

Но и при всем том на краю пропасти еще могла бы удержать страну сильная авторитетная Церковь. Церковь-то и должна была создать противоположное духовное Поле, укрепить в народе и обществе сопротивление разложению. Но (до сих пор сотрясенная безумным расколом XVII века) не создала такого. В дни величайшей национальной катастрофы России Церковь - и не попыталась спасти, образумить страну. Духовенство синодальной церкви, уже два столетия как поддавшееся властной императорской длани. — утеряло высшую ответственность и упустило духовное руководство народом. Масса священства затеряла духовную энергию, одряхла. Церковь была слаба, высмеяна обществом, священники принижены среди сельской паствы. Не случайно именно семинарии становились рассадниками атеизма и безбожия, там читали гектографическую запрещенную литературу, собирали подпольные собрания, оттуда выходили эсерами.

Как не заметить, что в страдные отречные дни императора — ни один иерарх (и ни один священник) православной Церкви, каждодневно возносивший непременные за Государя молитвы, — не поспешил к нему поддержать и наставить?

Но еще и при этом всем — не сотряслась бы, не зинула бы пропастью страна, сохранись крестьянство ее прежним патриархальным и богобоязненным. Однако за последние десятилетия обидной послекрепостной неустроенности, экономических метаний через дебри несправедливостей — одна часть крестьянства спивалась, другая разжигалась неправедной жаждой к дележу чужого имущества — уже во взростьи были среди крестьян те убийцы и поджигатели, которые скоро кинутся на помещичьи имения, те грабители, которые скоро будут на части делить ковры, разбирать сервизы по чашкам, стены по кирпичикам, бель¨ и кресла - по избам. Долгая пропаганда образованных тоже воспитывала этих дележников. Это уже не была Святая Русь. Дележ чужого готов был взреветь в крестьянстве без памяти о прежних устоях, без опоминанья, что все худое выпрет боком и вскоре так же точно могут ограбить и делить их самих. (И разделят...)

Падение крестьянства было прямым следствием падения священства. Среди крестьян множились отступники от веры, одни пока еще молчаливые, другие — уже разверзающие глотку: именно в начале XX века в деревенской России заслышалась небывалая хула в Бога и в Матерь Божью. По селам разыгрывалось злобное бесцельное озорство молодежи, небывалое прежде. …

Я еще сам хорошо помню, как в 20-е годы многие старые деревенские люди уверенно объясняли:

— Смута послана нам за то, что народ Бога забыл.

И я думаю, что это привременное народное объяснение уже глубже всего того, что мы можем достичь и к концу XX века самыми научными изысканиями.

И даже — еще шире. При таком объяснении не приходится удивляться, что российская революция (с ее последствиями) оказалась событием не российского масштаба, но открыла собою всю историю мира XX века - как французская открыла XIX век Европы, — смоделировала и подтолкнула все существенное, что потом везде произойдет. В нашей незрелой и даже несостоявшейся февральской демократии пророчески проказалась вся близкая слабость демократий процветающих — их ослепленная безумная попятность перед крайними видами социализма, их неумелая беззащитность против террора.

Теперь мы видим, что весь XX век есть растянутая на мир та же революция.

Это должно было грянуть над всем обезбожевшим человечеством. Это имело всепланетный смысл, если не космический.

Могло бы, воля Божья, начаться и не с России. Но и у нас хватало грехов и безбожия. <…>

Февральские деятели, без боя, поспешно сдав страну, почти все уцелели, хлынули в эмиграцию и все были значительного словесного развития — и это дало им возможность потом десятилетиями изображать свой распад как торжество свободного духа. Очень помогло им и то, что грязный цвет Февраля все же оказался светлей черного злодейства коммунистов. Однако если оценивать февральскую атмосферу саму по себе, а не в сравнении с октябрьской, то надо сказать – и, я думаю, в «Красном Колесе» это достаточно показано: она была духовно омерзительна, она с первых часов ввела и озлобление нравов и коллективную диктатуру над независимым мнением (стадо), идеи ее были плоски, а руководители ничтожны.

Февральской революцией не только не была достигнута ни одна национальная задача русского народа, но произошел как бы национальный обморок, полная потеря национального сознания. Через наших высших, представителей мы как нация потерпели духовный крах. У русского духа не хватило стойкости к испытаниям.

Тут, быстротечно, сказалась модель опять-таки мирового развития. Процесс померкания национального сознания перед лицом всеобщего «прогресса» происходил и на Западе, но - плавно, но - столетиями, и развязка еще впереди».

Цит. по: А. Солженицын Размышления над февральской революцией // Российская газета. 27 февраля 2007 г. (№ 40)



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта