Главная » Маринование грибов » Где обычно используются назывные предложения. Назывное предложения примеры

Где обычно используются назывные предложения. Назывное предложения примеры

В ходе урока «Назывные предложения» учитель расскажет об этом виде односоставных предложений, их грамматических свойствах и признаках. Вы узнаете о распространителях таких конструкций, сможете без труда находить их в тексте. Научитесь отличать назывные предложения от простых двусоставных.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Назывные предложения

Односоставные предложения, главный член которых имеет структуру, сходную со структурой подлежащего , называются назывными .

Главный член назывного предложения выражается формой

* именительного падежа имени существительного или

* словосочетанием , включающим слово в именительном падеже:

Лето. Море. Сияние звезд.

Тихая улица, несколько побеленных хат.

В назывных предложениях сообщается

* о существовании,

* наличии предмета или явления.

В предложения такого типа всегда выражается грамматическое значение реальности и настоящего времени.

В состав назывных предложений для конкретизации значения могут входить указательные частицы вон, вот :

Вот знакомый синий забор, вот высокая ель за ним.

Для введения эмоциональной оценки используются восклицательные частицы ну и, какой, вот так :

Какой великолепный праздник!

Ну и ливень!

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения :

Темные сосны, дыхание моря.

В назывном предложении содержится значение реальности и настоящего времени :

Лето (оно сейчас).

Примечание 1. Обратите внимание, что назывные предложения нужно отличать от конструкций

Чепуха. Умница! Герой!

В данном случае мы имеем дело с двусоставными неполными предложениями с опущенным подлежащим,

Это все чепуха. Ты герой!

Отличить подобные конструкции от назывных предложений довольно просто: в них не сообщается о существовании объекта, как это делается в назывных, а дается его характеристика. Поэтому невозможно подставить в такую конструкцию глагол быть (существовать, иметься)

Звезды на небе - Есть звезды на небе.

Нахал! - невозможно заменить на Есть нахал!

Примечание 2 . Предложения, которые в школьной традиции принято относить к назывным, в научной грамматике относят к двусоставным с нулевой формой глагола быть (иметь место) в качестве сказуемого.

Для выражения грамматических значений прошедшего и будущего времени используется глагол быть в его ненулевых формах:

Было лето; Будет лето.

Для обозначения условного значения мы выбираем форму условного наклонения:

Было бы лето!

Все эти предложения считаются двусоставными, в том числе и в школьной грамматике .

То же самое касается и распространенных назывных предложений, которые тоже можно трактовать как двусоставные, в которых опущено сказуемое:

Скоро осень.- Скоро наступит осень.

1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В. , Литневская Е.И. и другие.Русский язык.

2. Бархударов. С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.. Русский язык.

3. Тесты. Односоставные предложения ().

2. Полный академический справочник под редакцией Лопатина ().

1. Спишите. Укажите в каждом предложении главные члены и скажите, чем они выражены. Определите виды предложений.

Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. (И.С. Тургенев)

2. Сделайте вывод, являются ли выделенные предложения назывными?

Прекрасный человек Иван Иванович!.. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

— Скажите, пожалуйста, на что вам это ружье, что выставлено выветриваться вместе с платьем?.. Послушайте, отдайте его мне! — Как можно! Это ружье дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина... Как можно? Это вещь необходимая… Хорошее ружье! (Н.В. Гоголь)

1. Что такое назывные предложения?

Назывные предложения - это односоставные предло-жения, состоящие только из подлежащего либо из подлежащего с объяснительными словами (определениями):Весна. Голубые пригорки не-забудок.

2. Чем выражается главный член назывных предложений?

Главный член назывных предложений выражен существительными в именительном падеже: . (А.А. Блок)

Примечания:

  • Следует направить внимание, что в примере «Ночь, улица, фонарь, аптека, глупый и мерклый свет » нет однородных членов. Это назывные предложения в составе сложного предложения с бессоюзной и сочинительной связью.
  • Запятая не ставится перед союзом «и», в том случае в состав сложносочинённого предложения входят назывные предложения: Мороз и солнце... (А.С. Пушкин)
  • 3. Какие второстепенные члены могут быть в назывных предложениях?

    Из второстепенных членов предложения в назывных предложениях бывают только согласованные и несогласованные определения: Невеселая пора! Глаз очарованье! (А.С. Пушкин)

    В том случае второстепенный член - событие либо дополнение (В доме праздничек ; У меня хандра ) , некие ученые считают предложение двусоставным с пропущенным сказуемым на том основании, что к подлежащему не может относиться ни событие, ни дополнение. Другие ученые считают такие предложения назывными, с особенным второстепенным членом, который относится ко всему предложению, распространяя его в целом, и именуется детерминантом .

    4. С какой интонацией произносятся назывные предложения?

    Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения, что некий предмет либо явление есть в реальном.

    5. Каково лексическое и грамматическое значение назывных предложений?

    Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия либо наличности явления в реальном времени. Следова-тельно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в последствии времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные личные предложения со сказуе-мым было либо будет :Зима (назывное предложение). Была зи-ма. Будет зима (двусоставные личные предложения).

    Назывные предложения могут иметь некие дополнительные грамматические значения:

  • конкретно-указательное (выражается частичкой вот : Вот мельница );
  • чувственная оценка (выражается при помощи особых частиц какой, вот так, ну и, что за, вот это и пр.).
  • 6. Какова стилистическая роль назывных предложений?

    Назывные предложения нередко встречаются в художествен-ных описаниях. Они присваивают речи сжатость и выразитель-ность:

    Шум, смех, беготня, поклоны,

    Галоп, мазурка, вальс... Меж тем,

    Меж 2-ух тёток у колонны,

    Не замечаема никем,

    Татьяна глядит и не видит,

    Волненье света терпеть не может... (А.С. Пушкин)

    7. Каковы назывные предложения по цели выражения?

    Назывные предложения по цели выражения повествовательные:Зима. Тишь... , однакомогут быть и восклицательными:Вес-на! Какая погода!

    8. Как отличать назывные предложения от двусоставных?

  • Предложение Какая погода! назывное, где слово какая - частичка. Предложение Какая погода? двусоставное, где вопросительное местоимение какая
  • Принципиально отличать назывные предложения с частичкой вот от двусоставных с местоимением это : Вот стул - односоставное назывное предложение; Это стул - двусоставное, где это - подлежащее, а стул - составное именное сказуемое с нулевой связкой.
  • Порядок слов в предложении может оказывать влияние на его состав. Так, в предложении Теплый день просто обнаруживаются подлежащее и определение, выраженное именованием прилагательным, стоящим перед определяемым словом. Это - односоставное назывное распространенное предложение. В предложении же День теплый есть подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой и именной частью, выраженной именованием прилагательным, стоящим после подлежащего. Это - двусоставное малораспространенное предложение.
  • Предложение Было скучновато его слушать считается односоставным безличным с составным глагольным сказуемым, где заместо вспомогательного глагола - слово категории состояния скучновато и глагол-связка было . Однако в том случае инфинитив поставить на 1-ое место - Слушать его было скучновато , его есть возможность подвергать рассмотрению как подлежащее, тогда было скучновато - составное именное сказуемое, где именная часть выражена коротким прилагательным (ср. Слушанье было скучновато) .
  • 9. Что такое генитивные предложения?

    В российском языке встречаются предложения, в каких на 1-ый взор вообщем нет основных членов: Ни пылинки. Снегу! Деревьев! Шуму-то, шуму! (В значении: Как много снега (деревьев, шума)!) В школьном курсе они не изучаются. Грамматическое значение бытийности словно позволяет отнести эти предложения к назывным. Однако единственный член подобного предложения нельзя подвергать рассмотрению как подлежащее, так как он выражен существительным не в именительном, а в родительном падеже. Многие языковеды именуют такие предложения генитивными (по латинскому наименованию родительного падежа), а те предложения, которые числятся назывными, - номинативными (по латинскому наименованию именительного падежа), объединяя те и другие в класс «именные односоставные предложения».

    Упражнения на тему « Назывные предложения. Разграничение назывных и двусоставных предложений »

    1. Задание: Спишите. Укажите в каждом предложении главные члены и скажите, чем они выражены. Обусловьте виды предложений.

    Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат грозные глыбы оледенелых, обветренных скал. (И.С. Тургенев.)


    2. Задание: Придите к выводу, являются ли выделенные предложения назывными.

    Красивый человек Иван Иванович!.. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

    Скажите, пожалуйста, на что вам это ружье, что выставлено выветриваться совместно с платьицем?.. Послушайте, дайте его мне!
    - Как есть возможность! Это ружье драгоценное. Подобных ружьев сейчас не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина... Как есть возможность? Это вещь необходимая…
    - Не плохое ружье! (Н.В. Гоголь)

    Источники:

  • § 35 «Назывные предложения» в пособии А.М. Земского и др. «Русский язык в 2-ух частях. Синтаксис» (под редакцией В.В. Виноградова)
  • Статья Шапиро Н.А. «Односоставные предложения. Неполные предложения»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое односоставные предложения?
  • Что такое двусоставные предложения?
  • Что такое полное предложение?
  • Каковы признаки неполного предложения?
  • Где отыскать пример анализа неполного предложения?
  • Как отличать односоставные предложения от неполных двусоставных предложений?
  • В русском языке кроме двусоставных предложений, характеризующихся наличием двух главных членов, подлежащего и сказуемого, есть еще и односоставные, то есть такие, в которых только один главный член. И вот назывные предложения – это такие, в которых данный главный член выражен именем существительным. Изучаемая в 8 классе тема очень важна, поскольку она является основой для понимания базовых принципов синтаксиса и формирования навыков составления сложного текста.

    Особенности и примеры назывных предложений

    Назывные предложения (они же номинативные) могут состоять только из подлежащего, но это не обязательно, оно также может иметь зависимые слова. Подлежащим в такой синтаксической конструкции всегда будет имя существительное, стоящее в форме именительного падежа. Кроме того, в состав этого предложения могут включаться междометия и частицы (указательные или восклицательные).

    Как правило, в качестве распространяющего члена предложения выступают определения – согласованные или несогласованные.

    В назывном предложении может быть одно подлежащее или несколько однородных: Шум и гам вокруг.

    Вот примеры назывных предложений.

    Бессонница. – предложение состоит только из подлежащего. Силуэт человека в тумане. – в этом предложении у подлежащего есть зависимые слова. Вот та дождь! – в этом номинативном предложении использованы местоимение и указательная частица.

    Назывное предложение всегда сообщает о существовании предмета или явления в настоящем времени.

    В случаях, когда номинативное предложение распространяется с помощью обстоятельств (как правило со значением времени или места), некоторые исследователи относят их к другой категории – двусоставным неполным предложениям. Например: Скоро весна (то есть скоро наступит весна) – это предложение можно рассматривать как такое, где пропущено сказуемое.

    Виды назывных предложений

    Их классификация основана на смысловой нагрузке. Итак, номинативные предложения подразделяются на:

    • Бытийные : Река. Звезды. Бескрайнее небо.
    • Указательные (обязательно включают указательные частицы): Вот нужное место.
    • Бытийно-оценочные: Беда! Враги!

    Вне зависимости от типа, назывные предложения одинаковы по содержательной нагрузке, они одновременно краткие и фрагментарные, но в то же время очень емкие.

    Достигается этот эффект за счет того, что хотя в них и описываются только делали ситуации или события, но это всегда яркие детали, которые данную ситуацию или событие отличают от остальных. Благодаря этим деталям читатель или слушатель может построить полную картину того, о чем говорят – обстановку или событие.

    Чаще всего односоставные предложение, в которых главным членом является подлежащее, используются в поэтической речи и художественной прозе. Кроме того, они характерны также для ремарок в драматических произведениях.

    Что мы узнали?

    Номинативным называется такое предложение, в котором только один главный член – подлежащее. Такая синтаксическая единица может быть как распространенной, так и нераспространенной. Ее распространяют в основном определения (согласованные и нет), но также могут использоваться и обстоятельства, особенно указывающие на место или время. В последнем случае, правда, номинативное предложение может рассматриваться и как неполное двусоставное. Также в состав назывного предложения могут входить междометия и указательные или эмоциональные частицы. По смысловой нагрузке эти синтаксические единицы делятся на три категории: бытийные, указательные и бытийно-оценочные.

    Город на реке Днепр. Крупный промышленный и культурный центр. Население более 300 тысяч жителей. Один из древнейших городков Руси.

    Используя назывные предложения, напишите краткую характеристику населённого пункта (города, села, посёлка), в котором вы живёте.

    ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Укажите неверное утверждение. А. В односоставных

    предложениях грамматичес¬кая основа состоит из одного главного члена.

    Б. Односоставные предложения могут быть рас¬пространенными.

    В. Неполные предложения те, в которых пропу¬щен главный член.

    Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

    2. Найдите односоставные предложения.

    А. День ясен.

    Б. С утра морозит.

    В. Что бы это значило?

    Г. Мне нездоровится.

    Д. Ряд телеграфных столбов.

    3. Укажите определенно-личные предложения .

    А. Выберите себе книгу по вкусу.

    Б. Не из Москвы ли будешь?

    В. В доме шумят.

    Г. Цыплят по осени считают.

    Д. Быть грозе великой. 4

    4. Найдите неопределенно-личные предложения.

    А. Вот парадный подъезд.

    Б. Люблю грозу в начале мая.

    В. В дверь постучали.

    Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

    5. Укажите безличные предложения.

    А. Бездонную бочку водой не наполнишь.

    Б. Скоро светать будет.

    В. Приготовьтесь к уроку.

    Г. Зажгло грозою дерево.

    6. Найдите обобщенно-личные предложения.

    А. Вам не видать таких сражений.

    Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

    В. Каких только птиц не увидишь в лесу!

    Г. Любишь кататься - люби и саночки возить

    7. Укажите назывные предложения.

    А. Мне холодно.

    Б. Вот заводская улица.

    В. Это домик под толевой крышей.

    Г. Третий час дня.

    Д. Вода немного коричневатая.

    8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

    А. Летом светает рано, а зимой - поздно.

    Б. Ум - это сила.

    В. В избе жарко натоплено.

    Г. Уходим завтра в море.

    Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».

    9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

    А. На пригорке то сыро, то жарко.

    Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

    В. Светло на улице, и виден сад насквозь.

    Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

    А1. Укажите определённо-личное предложение.

    1) Бельё стирали в прачечной.

    2) Молчи, прошу, не смей меня будить.

    3) В печке что-то гудит.

    4) Клин клином вышибай.

    А2. Укажите неопределённо-личное предложение.

    1) Сейчас его схватят и унесут куда-нибудь.

    2) На берег накатывают большие волны.

    3) Морозит.

    4) Лес рубят – щепки летят.

    А3. Укажите обобщённо-личное предложение.

    1) Смотри не упади.

    2) Копейка рубль бережёт.

    3) На покосе лошадей оставили.

    4) Чужую беду пальцем разведу, а к своей ума не приложу.

    А4. Укажите безличное предложение.

    1) Мороз.

    2) Работа была трудная.

    3) И опять приходится налегать на вёсла.

    4) Полегче на поворотах.

    А5. Укажите назывное предложение.

    1) Не спрячешься от медведя.

    2) Брат широкоплеч.

    3) Волк коню не товарищ.

    4) Сосновый столик, стул…

    А6. Укажите определённо-личное предложение.

    1) Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла.

    2) Чрез два часа снова буду говорить с врачом.

    3) Сорок пятый.

    4) Владей, Фаддей, своей Маланьей.

    А7. Укажите неопределённо-личное предложение.

    1) Мне постелили в комнате рядом с братом.

    2) Где взять полотенца?

    3) Никогда тебя не прощу.

    4) Иди прямо и никуда не сворачивай.

    А8. Укажите безличное предложение.

    1) Поле пригрело солнце.

    2) Морозило сильнее, чем с утра.

    3) Голод не тётка.

    4) Ненаписанные страницы книги.

    А9. Укажите определённо-личное предложение.

    1) Мне стало плохо.

    2) Едешь на день, хлеба бери на неделю.

    3) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы…

    4) Не хочу я тебя искать и не буду!

    А10. Укажите неопределённо-личное предложение.

    1) Раскрой, пожалуйста, окна!

    2) Положите на место.

    3) До свадьбы заживёт.

    4) В дверь постучались.

    А11. Укажите обобщённо-личное предложение.

    1) Легко мне.

    2) Шила в мешке не утаишь.

    3) Денежки счёт любят.

    4) Саше пояснили решение задачи.

    А12. Укажите безличное предложение.

    1) Не слышалось никакого шума.

    2) Ощущаю в себе силу большую.

    3) Дурные примеры заразительны.

    4) Дурака учить, что мёртвого лечить.

    А13. Укажите назывное предложение.

    1) На безрыбье и рак рыба.

    2) Поле далеко.

    3) Душное лето.

    4) С одного края небо очистилось.

    А14. Укажите определённо-личное предложение.

    1) Обложная гроза в деревне.

    2) Что припасёшь, то и на стол несёшь.

    3) Милости прошу к нашему шалашу.

    4) Выходи, красна девица, дарую тебе волю.

    А15. Укажите назывное предложение.

    1) Двадцать первое. Понедельник.

    2) Холодно.

    3) Мал золотник.

    4) Тебе не решить этого уравнения.

    Цель урока : изучение нового материала
    1)повторение сведений об односоставных предложениях;
    2) знакомство с назывными предложениями;
    3)изучение практической направленности полученных знаний.

    Методы и приемы:
    1)методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия );
    2)методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации(приемы
    : наблюдение, работа по картине );
    3)методы передачи информации с помощью практической деятельности (
    экспериментальная работа в группах, работа с книгой, творческая работа );
    4)методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы:
    частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи)
    5)методы контроля (приемы: фронтальный опрос, самооценка)


    Форма организации работы на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.
    Средства обучения:
    Материально – технические: проектор, репродукция картины.
    Дидактические: учебники русского языка, тетради, карточки с заданиями.
    Хронометраж урока:
    1) Организационный момент -2 мин.;
    2) Повторение пройденного материала -8 мин.;
    3) Объяснение нового материала -10 мин.;
    4) Закрепление знаний -20 мин.;
    5) Подведение итогов - 2 мин.;
    6) Предъявление и обсуждение домашнего задания -3 мин.

    Ход урока:

      Организационный этап
      Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; проверка наличия дневников, тетрадей, учебников; организация внимания.


    2) Блиц – опрос :

    1) Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

    (В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.)

    2) На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?

    (По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы: с

    главным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.)

    3) Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом

    сказуемым.

    (Определенно – личные, неопределенно – личные, безличные.)
    4) Какие предложения называются определенно-личными?

    (Определенно – личные предложения – это односоставные предложения со

    сказуемым – глаголом в форме 1 –го или 2 –го лица.)

    5) Какие предложения называются неопределенно-личными?

    (Неопределенно – личные предложения – это односоставные предложения

    со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем

    и будущем времени и форме множественного числа прошедшего времени.)
    6) Какие предложения называются безличными?

    (Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым,

    при котором нет и не может быть подлежащего.)


    3) На доску проецируется текст:

    На улице прохладно. А дети ждут морозы. Будут потом кататься на лыжах и коньках. Любите зиму!

    -Можно ли назвать совокупность данных предложений текстом?
    -Озаглавьте его («В ожидании зимы»)
    -Назовите грамматические основы данных предложений и определите вид предложений (
    прохладно – безличное; дети ждут – двусоставное; будут кататься – неопределенно-личное; любите - определенно-личное)

    4) Переход к новой теме урока
    Учитель читает стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье».(см. Приложение1)
    - Понравилось ли вам это стихотворение?
    -Вот как отозвался о нем Л.Н.Толстой: «В нем нет ни одного глагола, каждое выражение – картина».
    Учитель: в этом стихотворении нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи. Автор использует только имена существительные, называющие предметы. А.Фет употребляет назывные предложения (или номинативные).
    Записывается тема урока: «Назывные предложения».
    Учитель: Назывные предложения составляют специфическую группу среди односоставных. В научной грамматике они трактуются по-разному, а практически представляют довольно пеструю группу, в которой в роли главного члена выступают предметные и признаковые существительные. Комната. Стол. Диван. Ночь. Прохлада. Тишина. Назывные предложения, как и безличные, являются экспозиционными. Преимущественно используются они в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. Назывные предложения очень кратки, но выразительны. С помощью них писатель тонко и лаконично рисует место, время действия, пейзаж, обстановку. Они способствуют стремительному развитию сюжета. Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов.
    Земская больница. Утро . (рассказ «Хирургия»)
    Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег . (рассказ «Тоска»)
    А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложеня:
    Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (примечание: все предложения выведены на доке с помощью проектора)
    Обращаем внимание на чтение назывных предложений. Они читаются с продолжительной паузой.
    Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных, нужно знать грамматические признаки назывных предложений:
    а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем существительным в именительном падеже (
    Лес. Просека ), количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого. ), личным местоимением(Вот и она. ) и числительным(Двадцать три! - продолжает Гриша). В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон и, тогда такие предложения приобретают указательное значение.

    б)Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями, согласованными и несогласованными.
    - Какие определения называются согласованными? (определения, связанные с определяемым существительным по способу согласования, т.е. в падеже, числе. роде. Звездная ночь.)
    - Какие определения называются несогласованными? (определения, связанные с поясняемым словом по способу управления или примыкания . Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.)

    5) Записывается под диктовку предложение:
    Мороз и солнце; день чудесный!
    - Откуда эта строчка, кто автор? («Зимнее утро» А.С.Пушкин)
    - Произвести синтаксический разбор (предложение повествовательное, восклицательное, сложное, бессоюзное; 1-е предложение односоставное, назывное, нераспространенное,2-е предложение двусоставное, нераспространенное)
    Вывод: назывные предложения также могут входить в состав сложного предложения.
    Дифференцированное задание:
    1-я группа (сильные учащиеся): написать сочинение-миниатюру по картине В.Д.Поленова «Заросший пруд», используя односоставные предложения;
    2-я группа (среднеуспевающие): задание по карточкам; (
    см. Приложение2, карточка№1)
    3-я группа (слабоуспевающие): упражнение 213,выписать назывные предложения.
    Задания проверяются по одному от каждой группы.
    Самостоятельная работа
    Класс выполняет упражнение 216 по заданию.
    =У доски по карточке работает ученик (задание можно дать либо сильному учащемуся, либо слабому
    , см. Приложение2 , карточка№2 или карточка №3)

    6) Подведение итогов
    1) Учитель анализирует деятельность учащихся на уроке.
    2) Совместная оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.

    7) Предъявление и обсуждение домашнего задания
    Параграф 24, дифференцированное задание, каждая группа получает карточки с заданием. (см. Приложение3)

    Приложение 1

    Стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье»

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица,

    В дымных тучах пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слезы,

    И заря, заря!..
    (1850 год)

    Приложение 2

    Дифференцированное задание по карточкам.

    Карточка №1
    При помощи согласованных и несогласованных определений распространить назывные предложения.

    Утро. Река. Остров. Кусты. В их густой тени сидит рыболов.

    Карточка № 2
    (примечание: задание для сильного учащегося)

    Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор предложения.

    Тишина и лишь чайки рыболовы нарушают ночной покой.

    Карточка №3
    (примечание: задание для слабоуспевающего учащегося)

    Найти назывные предложения и подчеркнуть в них грамматические основы, дать характеристику предложений.

    Осень. Чащи леса.
    Мох сухих болот.
    Озеро белесо.
    Бледен небосвод.
    И. Бунин

    Приложение 3

    Дифференцированное домашнее задание по теме « Назывные предложения»

    Задание 1-й группе:

    Сделайте короткие словесные зарисовки: 1) опишите обстановку в своей квартире в разное время суток – ранним утром, днем, поздним вечером; 2) опишите обстановку в школе на большой перемене. Какие назывные предложения помогут вам выразительно и ярко передать картинки домашнего и школьного быта?

    Задание 2-й группе:

    Вспомните, какие картины природы запомнились вам (в походе, в путешествии, при поездке за город, во время каникул и т. д.). Опишите их. Какие виды односоставных предложений при этом можно использовать?

    Задание 3-й группе:

    Выпишите из драматического произведения две – три ремарки с назывными предложениями. Определите, что выражает автор с помощью таких предложений.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта