Главная » Маринование грибов » Характеристика пажа из произведения кубок. Архетипы королей, дам, рыцарей и пажей

Характеристика пажа из произведения кубок. Архетипы королей, дам, рыцарей и пажей

Жуковский Василий Андреевич - один из основоположников романтизма в русской литературе. Известность Жуковский приобрел и как переводчик. В 1831 году в двухтомнике «Баллады и повести В.А. Жуковского» впервые вышла баллада «Кубок» - переложение баллады Шиллера «Водолаз».

Баллада Жуковского является свободным переводом баллады Шиллера, поэтому в текстах встречаются несоответствия. Различие в названии баллад неслучайно - Жуковский акцентирует внимание читателей на конкретном предмете - кубке. Он описывается в произведении и становится желаемой наградой для лирического героя и причиной его смерти. В «Кубке» описываются реальные жители обитатели морских глубин:

«И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская»,

в оригинале герой встречается с фантастическими существами. В композиции баллад могут встречаться повторения отдельных слов, фраз или строф. У Жуковского повторяются строки:

«И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,

Дымящимся пена столбом».

Эти повторы заимствованы из фольклорных жанров - сказки и песни. Жанр баллады изначально формировался в народной поэзии и передавался устно в форме песни, с волшебной сказкой связывает балладу фантастический сюжет и главный герой, который совершает поступок (путешествие в другой мир) и получает вознаграждение.

Для жанра баллады характерно эмоциональное, напряженное повествование о каком-либо чудесном или волшебном происшествии. В балладе «Кубок» перед читателем предстает эпизод борьбы человека с беспощадной стихией. В этой неравной схватке первый раз герой одерживает победу. Мотивы его чисты и он обращается за помощью к всевышнему:

«И он, упредя разъяренный прилив,
Спасителя-бога призвал».

Важно отметить, какими характеристиками наделяет Жуковский море:

«Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет…
Не море ль из моря извергнуться хочет?».

Страшное волнение на воде отпугивает рыцарей и латников, они словно понимают, что совладать со стихией будет практически невозможно. Но находится тот, кто готов рискнуть и достать кубок, брошенный царем в черную бездну. Молодой паж бросается в воду и на какое-то время скрывается из виду. Затем герой выходит из воды с кубком - он поборол страх и смог совладать с грозным морем. Однако, на этом повествование не заканчивается - героя ждет новое испытание, с которым герой справиться не смог.

В балладах предполагается быстрая смена событий, это рассказ о действии, в то время как внешний вид и индивидуальные характеристики героев, детали уходят на второй план. В «Кубке» лирический герой изображен как молодой отважный и смелый юноша: «вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед», «красавец отважный», «В нем жизнью небесной душа зажжена».

В балладе прослеживаются национальные мотивы – молодой герой – выходец из народа. Так же само действие совершается перед публикой и для ее потехи. Толпа сопереживает герою: «И дамы и рыцари мыслят, безгласны: «Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?», но не останавливает его, с нетерпением ждут дальнейшего развития событий: «И дрогнули зрители, все возопив, - Уж юноша в бездне пропал». «Красавец отважный, прости!» - сочувствует народ герою, но они искренни рады, когда юноша оказывается жив и более того, выполнил задание царя: «И каждый с весельем: «Он жив! - повторял. - Чудеснее подвига нет!». Поступок главного героя можно расценивать и как героический подвиг, и как дерзкий вызов силам природы. Но если первый раз герой показывает свою смелость - когда никто не рисковал, молодой паж проявил храбрость, то второй раз он стремится достать кубок ради даров, обещанных ему царем. Смерть главного героя становится неожиданной для всех и толпа безмолвствует.

Особенностью композиции баллады является явное деление сюжета на две части - кульминация и развязка, причем часто эти части неравные. На протяжении всего повествования в «Кубке» читатель видит как нарастает напряжение. Царь три раза вызывает смельчака испытать судьбу и достать кубок из бушующего моря, волнение которого усиливается. Толпа, ожидающая своего героя, с интересом слушает рассказ о тех чудесах, которые увидел молодой паж на дне морском. Следующий вызов судьбе и неожиданно наступает смерть героя. Развязка повествования заключена в нескольких словах

«Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно».

Романтический мотив отразился в балладе «Кубок» благодаря авторской трактовке сюжета произведения. В первоисточнике мотивом, побудившим героя второй раз броситься в воду, является только чувство жадности, тогда как у Жуковского молодая царевна пытается защитить героя:

«Он видит: краснеет, бледнеет она;
Он видит: в ней жалость и страх…
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны…»

и наряду с желанием получить дары царя, герой хочет показать царевне свою смелость. Её поддержка и сопереживание подбадривают героя, который забыв о страхе, снова испытывает судьбу.

Основоположником жанра баллада в русской литературе традиционно считают В.А. Жуковского. В новом жанре нашел отражение интерес народа к фольклору, к историческим и фантастическим событиям, к отважным героям и их подвигам. Основной идеей произведений является неотвратимость расплаты за поступки, поэтому баллада стала популярной в эпоху романтизма.

Здравствуйте! Начнем с того, что одна из самых замечательных баллад Жуковского "Кубок" является переводом произведения "Водолаза" Шиллера.

Главным героем этой баллады можно по праву назвать молодого, безымянного (в балладе не упоминается его имя) пажа. На призыв царя - броситься в морскую пучину ревущей, грозной воды за золотым царским кубком, не отвечает ни один из рыцарей и латников, закаленных в боях и сражениях. Лишь молодой и прекрасный паж, только по ему ведомым причинам, бросается в бушующее море, сражается с волнами, исчезает в черноте вод, и, кажется, что юноша погиб, но, в конце концов, его тело вновь показывается на поверхности воды и победоносно держа в руке царский кубок, возвращается к публике. Толпа ликует и приветствует храброго юношу, с внимание слушает его рассказ о борьбе с морской бездной и чудесном спасении после прочтения молитвы и призыва о помощи к богу. И лишь царь, одарив пажа золотым кубком, вдруг ставит ему новое условие с тем, чтобы отважившись нырнуть в бушующие морские волны еще раз и возвратившись оттуда целым и невредимым, царь сможет пожаловать ему свой перстень с алмазом. Услышав такие слова, даже дочь царя испугалась и обратилась к отцу с просьбой не подвергать больше бедного юношу таким опасностям. Отец не внял ее словам и более того, предложил испытать себя еще раз и в случае положительного исхода, пообещал пажу сделать его своим любимым рыцарем и отдать свою дочь за него замуж. Вот какими словами он заставил юношу вновь прыгнуть в воду за кубком:

Но царь, не внимая, свой кубок златой

В пучину швырнул с высоты:

"И будешь здесь рыцарь любимейший мой,

Когда с ним воротишься, ты;

И дочь моя, ныне твоя предо мною

Заступница, будет твоею женою".

Трудно сказать, что заставило бедного парня вновь подвергнуть себя такому опасному испытанию снова - тайная страсть к дочери царя, тщеславие и любовь к богатству, либо простое юношеское упрямство и желание доказать, прежде всего, себе, на что он способен, какие препятствия может одолеть. Хотя по словам Жуковского выходит, что окрыленный взглядом и заступничеством царской дочери, он просто потерял голову и снова ринулся в черные воды моря:

В нем жизнью небесной душа зажжена;

Отважность сверкнула в очах;

Он видит: краснеет, бледнеет она;

Он видит: в ней жалость и страх…

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Увы… Но на этот раз судьба не пощадила бедного юношу и не позволила ему насладиться заслуженными наградами царя. Не справившись с силой водной стихии, он утонул.

Таким образом, можно сказать, что главными героями этой баллады Жуковского являются три персонажа: паж, царь и дочь царя.


Дополнительно

Название оригинала говорит о том, что для немецкого поэта важен был образ главного героя, совершающего конкретное действие — нырять. Русский же переводчик с определённой целью акцентирует внимание на предмете — кубке. Буквальное значение в переводе с немецкого -«преходящий». Дети предполагают, что речь пойдёт о награде, призе, переходящем от одного человека к другому, и делают вывод: В.А.жуковский, наверное, что-то изменил в содержании произведения, привнёс своё. В нём он делится мыслями, чувствами, которых нет в подлиннике. Жуковский построил свою балладу на чувствах смелости, произвола, каприза и жалости — до конца.

Ocновные положения статьи:
1. Царь хочет столкнуть человека со стихией, превышающей его силы.
2. Находится юный паж, который жаждет отличиться.
3. Он оказывается победителем стихии благодаря помощи Бога.
4. Неумолимый царь, движимый нехорошим чувством, устраивает второе испытание.
5. Без Божьей помощи паж погибает.

При этом паж поступил не совсем безрассудно: упредил (опередил) разъярённый прилив.
Другим больше по душе царевна своею добротой, скромностью, переживаниями за другого человека.

— Кто из героев не понравился?
(Не понравился царь: он мог не испьпывать юношу вторично, но ему ещё раз захотелось услышать рассказ о тайнах морского дна. В статье царь характеризуется как капризный, способный на произвол.)

— Есть ли среди толпы безучастные, равнодушные к происходящему?
(Таких в балладе нет: «И дрогнули зрители, все возопив … », «И каждый, очей отвести / Не смея от бездны, печально твердит … » Их отношение к юноше выражено с помощью слов: прекрасный, красавец отважный.)

— Почему не поддался искушению рыцарь — нам понятно: он знатный, состоятельный человек. Однако не захотел «награды победной» и латнк простой» Отчего?
Рыцарь и латник «зрелые и умудрённые мужи». Они понимают: стихия превышает их силы.[Не захотели рисковать, поэтому на вызов отвечают молчанием.Можно ли назвать поступок пажа героическим? Юноша всё же прельстился сокровищами: царь пообещал ему кубок из золота, перстень с алмазом, а потом ещё и дочь в награду. Другие отмечают, что паж лишь с третьего раза отважился подступить к скале. Поступок не осуждается, но дети очень сожалеют о том, что ныряльщик погиб, не смог выбраться на берег. Третьи высказывают предположение: героическим бывает поступок только во имя спасения другого человека и защиты Родины. Четвёртые, оспаривая подобное утверждение, считают: жизнь у еловека одна; да, ею можно пожертвовать, защищая кого-то или что-то, но это уже не просто героический поступок — подвиг. Для большинства однозначного ответа не оказалось.

Второе испытание окончилось для пажа гибелью. Паж, вторично нарушив Божественную заповедь, не получил помощи Бога. Идея баллады Жуковского состояла в том, чтобы люди соединяли свои желания и помыслы с пониманием своего несовершенства. Только смиряя свою гордыню и полагаясь на Божью волю, Его помощь и милость, они смогут прояrить свои лучшие человеческие свойства.

«В нём жизнью небесной душа зажжена;
Отважность сверкнула в очах;
Он видит: краснеет, бледнеет о н а;
Он видит: в н е й жалость и страх …
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны … »
В чем смыл фразы: «В нём
жизнью небесной душа зажжена … ?
Она выражает радость пажа, отклик на слова царя
« … заступница будет твоею женою»;

— уже мечтает о будущей счастливой семейной жизни, когда кажется, что в юноше проснулась от-
вага и он сам бросает на чаши весов жизнь — смерть, готов испытать судьбу, «неописанной радостью полный» в предчувствии любви. Кубок в средневековой культуре символизирует сердце, по этой причине он связывается с любовью. «Юноши нет и не будет уж вечно», но его сердце, его душа способны вместить, как кубок божественный напиток, прекрасное чувство. Теперь нетрудно догадаться, почему В.А.Жуковский назвал балладу не так, как Ф.Шиллер. Жуковский, будучи молодым поэтом, интересовался как историей, так и теорией баллады: ему были известны сочинения Эшенбурга, Эйхгорна. В этот же период самообразования он увлекается басенным творчеством, занимается переводами из Лафонтена, Флориана, экспериментирует над малыми поэтическими формами. В 20-е годы, осваивая новые жанры, поэт обращается к трагедии Шиллера «Орлеанская дева». Позднее он переводит на русский язык поэму Байрона «Шипьонский узник».

В это же время Жуковский последовательно, тщательно вырабатывает собственные сти-
хотворные формы’. В 30-е годы возрастает его интерес к прозаическим сказкам братьев Гримм, Ш’nерро. Всё это не могло не отразиться на поэтике баллады «Кубок». На одном уровне в ней просматриваются лирическое и эпическое начала, на другом — драматическое. В целом же баллады в творчестве Жуковского стали этапом на пути к стихотворной повести.

Почему же Жуковский назвал «Кубок» не басней, не сказкой, а балладой?

1. царь, стоя на скале, предлагает любому из своего окружения прыгнуть в бездну и по-
лучить за это подарок.
2. Вызов принимает только молодой паж: он достаёт из морской пучины золотой кубок.
3. Вернувшись живым и невредимым, юноша рассказывает об увиденном на дне моря.
4. Заинтригованный услышанным, царь вторично швыряет золотой кубок в волны, обещая в награду дочь.
5. Глядя на переживающую царевну-заступницу, паж вновь бросается в море и погибает.
Чем баллада отличается от басни? (рочитав балладу, мы можем извлечь для
себя урок, в то же время в произведении нет в открытой форме нравоучения, хотя есть идея.
Нет аллегории и иносказания.

Что общего у баллады с песней?

Песни бывают весёлые и грустные, в балладе грустный конец. Она может быть положена на музыку, так как изначально была песней, сопровождаемой танцем.
Что общего у баллады и сказки?
1. Присутствуют элементы фантастики (в глубине моря).
2. Персонажи без имён.
3. Прыжок на морское дно — это путешествие в иной мир, где главный герой сталкивается с противником.
4. Есть чудесное возвращение из враждебного мира. Помощник — сам Бог.
5. Герой возвращается со дна моря другим — познавшим страх.
6. Есть добрая царевна-защитница и царь- злодей.
7. Волшебная сказка читается с волнением, то же при чтении баллады: читатель переживает за судьбу героя.

В чем удобство использования образов Короля, Дамы, Рыцаря и Пажа? В том, что это очень древние архетипические символы, отражающие огромные объемы, интуитивно понятные любому человеку западной культуры. Это позволяет ухватить вниманием большее целое и не запутаться в частностях при анализе поведения людей и складывающихся ситуаций.

Пример архетипов в фильме «Белое солнце пустыни»

Есть человек и есть мир, и у человека есть ощущение этого мира и себя в этом мире. Каков мир — враждебный или дружественный, избыточный или скудный, мрачный или светлый, и т.п.? Каков я в этом мире — сильный или слабый, смелый или испуганный, красивый или страшный, и т.п.? Это не рациональные картинки, это целостное переживание конкретного человека, которое для него абсолютно реально. Чтобы попробовать познакомиться с этим переживанием мироощущения другого человека или более детально разобрать свои собственные отношения с миром, мы можем выделить в рассмотрении 4 архетипа, метафорически описывающих складывающиеся отношения человека с реальностью. Данная структура архетипов базируется на вопросе территории и ресурса. Так уж исторически сложилось, что человека всегда кормила земля (рыбаков море, но это тоже можно рассмотреть как территорию). Именно на земле водятся и произрастают основные ресурсы, которые обеспечивают проживания человека. Да и сам человек живет на земле, ему нужно свое место, свой «Дом». Таким образом тема ресурса для человека очень глубоко связана с вопросом территории. Много территории — много ресурса, мало территории — мало ресурса.

Король.

Есть территория и она весьма обширна, простирается далеко вовне. На этой территории проживает много людей и все они являются подданными своего Короля. Он не сомневается в своем праве управления этими людьми, как своими подданными. Территория большая и ресурсов очень много. Весь этот ресурс принадлежит только ему одному, потому что это его территория и он тут главный. Он помазанник божий, чья власть от бога. Как говорил французкий король Людовиг XIV: «Государство — это Я». И в мироощущении человека с Королевским ТИМом (Гюго, Жуков, Наполеон, Штирлиц) это в буквальном смысле так. Все эти ТИМы — это экстравертные сенсорики. Они очень четко ощущают свою территорию и ее границы. И в каком-то смысле полностью отождествляются с ней. Такой способ восприятия мира позволяет им очень легко управляться с большим внешним хозяйством. Извне это правда может восприниматься как диктаторский способ управления. Но это извне. Для самого же Короля отношение с любыми людьми или объектами, находящимися на его территории это как отношение человека со своим физическим телом. Странно бы выглядело если бы человек начал договариваться со своим пальцем или с ногами, или что-то с ними обсуждать, строить совместные планы. Так и отношения Короля с подданными — они просто должны выполнять беспрекословно его волю, а Король в свою очередь заботится о своих подданных. В той же мере как любой человек о своем теле.

Дама .

Есть территория, но она не внешняя, а внутренняя. Скрытая от посторонних глаз. И ресурсов от этой территории Даме вполне хватает для обеспечения своего сбалансированного комфортного проживания. Тут нет королевской экспансии вовне и стремления расширять территорию королевства, тут наоборот спокойное и неспешное проживание в своем мире, сделанном под себя. Меньше людей, проживающих на территории — меньше забот, поэтому в свой мир Дама мало кого впускает извне. А с внешним миром Дама выстраивает договорные отношения. Контракты по обменом ресурсами, которые со своей стороны Дама обычно очень четко соблюдает. Таково мироощущение всех Дамских ТИМов (Дюма, Максим, Драйзер, Габен), которые являются интровертными сенсориками.

Рыцарь.

Своей территории у него нет, соответственно гарантированное ресурсное обеспечение отсутствует. Зато есть ресурсный инструмент в виде коня и оружия, что позволяет ему быстро перемещаться по различным территориям добывая себе ресурс в битвах. Отвоевывая его у других. Все Рыцарские ТИМы (ДонКихот, Гамлет, Джек, Гексли) являются экстравертными интуитами и их отличает высокая динамика и скорость… Рыцарь может захватывать чужие территории, но это не очень созвучно Рыцарской натуре. Оседлый и спокойный образ жизни на своей территории и управление ею для него скучен. Ему интересно побеждать в битвах, захватывая ресурс, либо получая его в виде награды. Поэтому он часто идет в наемники, воюя за звонкую монету на стороне тех, кто больше платит. При этом сам для себя наслаждаясь своими победами в непрерывных столкновениях с врагами и препятствиями.

У него нет своей территории, нет и коня с оружием. Самый низкий энергостатус из этих четырех фигур. Но этот крайний минус превращается в плюс, ибо Паж не привязан к территории как Король или Дама, а также не нагружен соревновательными амбициями как Рыцарь. В каком-то смысле это самая свободная фигура, поэтому собственную свободу он ценит превыше всего. Это позволяет ему неспешно бродит пешком по миру, пересекая границы разных территорий, в поисках различных ресурсов. И ему позволяется эти границы пересекать, потому что все фигуры с более высоким энергостатусом не чувствуют в нем угрозы. Ходит себе бродяга и пусть ходит. А Пажу то тут чего-то перепадет, то там. В своих странствиях он собирает много разной информации и знаний, которые и обменивает на ресурсы. А если повезет, то какой-нибудь Король оставит его у себя при дворе в роли ученого, алхимика или поэта. Пажовские ТИМы — это все интровертные интуиты (Робеспьер, Есенин, Бальзак, Достоевский).

Мироощущение этих фигур

Король (+/+) — Мир избыточен и у меня много сил, чтобы что-то сделать с этим избытком. Все хорошо, но можно сделать чтобы было еще лучше. Переполняющий энергоизбыток толкает к внешней экспансии, внешней активности.

Дама (+/-) — Мир сбалансирован и я занимаю в нем оптимальное место. Трачу силы ровно на поддержание своего баланса с этим миром. Никакой экспансии вовне, усилия направлены лишь на оптимизацию и переделывания под себя той территории, на которой я живу.

Рыцарь (-/+) — Мир скорее скуден, чем избыточен. Но у меня есть силы и энергия, чтобы добыть для себя ресурс из этого мира. Поэтому постоянная внешняя активность по добыче ресурса. Но тут уже не экспансия, а скорее колбасня от ощущения, что если я не буду двигаться, то ресурса не будет. Поэтому преодоление препятствий, тусовки, битвы, добыча новой информации и т.п.

Паж (-/-) — Мир недружелюбен, в нем нет для меня ресурса, а я сам слаб и немощен. Поэтому нужно бродить в поисках халявы, либо чего-то нового, что другие еще не опознали как ресурс и не отобрали. Движение от беспокойства о завтрашнем дне, что завтра нечего будет кушать. С мечтой найти такого более сильного, который бы обо мне позаботился. Или прибиться к какому-нибудь избыточному сообществу, в котором ресурса так много, что его хватит даже для сирых и убогих…



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта