Главная » Маринование грибов » История для профессий и специальностей.

История для профессий и специальностей.

Учебник «История. Часть 1» охватывает период истории человечества с древнейших времен до конца XVIII в. В нем синхронизирование излагаются зарубежная и отечественная история. Основная задача учебника - вооружение обучающихся знанием и пониманием основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность всемирной и отечественной истории, формирование умений проводить поиск исторической информации, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. Для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Происхождение человека.
Люди эпохи палеолита.
Источники знаний о древнейшем человеке. Первое событие, которое изучает историческая наука, - это появление человека. Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных. Биологи со времен знаменитого шведского ученого ХVIII в. К. Линнея относят человека, включая его вымершие виды, к отряду высших млекопитающих - приматов. Вместе с человеком в отряд приматов входят все известные виды обезьян. Отличить по анатомическим признакам останки первых видов «доисторического» человека от останков человекообразных обезьян почти невозможно. Вероятно, поиски следует вести в другом направлении. С помощью археологии ученые получили в свое распоряжение предметы, изготовленные древними жителями нашей планеты.

Именно способность к изготовлению разных предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов. Правда, от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органических материалов, например дерева. Известно, что современные человекообразные обезьяны способны изготавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не может сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие древнейшего человека от животного состоит в способности изготавливать орудия из камня и других твердых материалов. Археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям каменных изделий древнего человека подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Помимо археологии большое значение при изучении эпохи первобытности имеет этнография.

Оглавление
Предисловие
Введение
Основы исторического знания
Глава 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций
§ 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита
§ 2. Неолитическая революция и ее последствия
Глава 2. Цивилизации Древнего мира
§ 3. Древнейшие государства
§ 4. Великие державы Древнего Востока
§ 5. Древпяя Греция
§ 6. Древний Рим
§ 7. Культура и религия Древнего мира
Глава 3. Запад и Восток в Средние века
§ 8. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
§ 9. Возникновение ислама. Арабские завоевания
§ 10. Византийская империя
§ 11. Восток в Средние века
§ 12. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе
§ 13. Основные черты западноевропейского феодализма
§ 14. Средневековый западноевропейский город
§ 15. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы
§ 16. Зарождение централизованных государств в Европе
§ 17. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса
Глава 4. От Древней Руси к Московскому государству
§ 18. Образование Древнерусского государства
§ 19. Крещение Руси и его значение
§ 20. Общество Древней Руси
§ 21. Раздробленность на Руси
§ 22. Древнерусская культура,
§ 23. Монгольское завоевание и его последствия. Натиск с Запада
§ 24. Начало возвышения Москвы
§ 25. Образование единого Русского государства
§ 26. Россия в правление Ивана Грозного
§ 27. Смутное время начала XVII в
§ 28. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
§ 29. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII в
§ 30. Культура Руси конца XIII - XVII в
Глава 5. Страны Европы, Азии н Америки в XVI - XVIII вв
§ 31. Великие географические открытия. Образование колониальных империй
§ 32. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе
§ 33. Возрождение и гуманизм в Западной Европе
§ 34. Реформация и контрреформация
§ 35. Становление абсолютизма в европейских странах
§ 36. Англия в XVII -XVIII вв
§ 37. Страны Востока в XVI - XVIII вв
§ 38. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
§ 39. Международные отношения в XVII -XVIII вв
§ 40. Развитие европейской культуры и науки в XVII - XVIII вв. Эпоха Просвещения
§ 41. Война за независимость и образование США
§ 42. Французская революция конца XVIII в
Глава 6. Россия в XVIII в
§ 43. Россия в эпоху петровских преобразований
§ 44. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
§ 45. Внутренняя и внешняя политика России в середине - второй половине XVIII в
§ 46. Русская культура XVIII в
Хронология (с древнейших времен до конца XVIII в.)
Литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей, Часть 1, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей, Часть 1, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., 2012

Учебник «История. Часть 1» охватывает период истории человечества с древнейших времен до конца XVIII в. В нем синхронизирование излагаются зарубежная и отечественная история. Основная задача учебника - вооружение обучающихся знанием и пониманием основных фактов. Процессов и явлений, характеризующих целостность и системность всемирной и отечественной истории. Формирование умений проводить поиск исторической информации, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. Для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Основы исторического знания.
Значение изучения истории. Можно привести немало мыслей великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали и многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель де Сервантес отмечал, что «история - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего», а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти». В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на колоссальные различия между прошлым и настоящим, нетрудно увидеть, что очень многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле.

Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого должны были трудиться, используя природные ресурсы. Взаимодействуя друг с другом, они объединялись в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили конфликты, столкновения, но одновременно существовали и взаимовыгодные связи, сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому7 важное место в его жизни занимали проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).

Содержание
Предисловие
Введение.
Основы исторического знания
Глава 1. Первобытный мир и зарождение цивилизации
§ 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита
§ 2. Неолитическая революция и ее последствия
Глава 2. Цивилизации Древнего мира
§ 3. Древнейшие государства
§ 4. Великие державы Древнего Востока
§ 5. Древняя Греция
§ 6. Древний Рим
§ 7. Культура и религия Древнего мира
Глава 3. Запад и Восток в Средние века
§ 8. Великое переселение народов п образование варварских королевств в Европе
§ 9. Возникновение ислама. Арабские завоевания
§ 10. Византийская империя
§ 11. Восток в Средние века
§ 12. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе
§ 13. Основные черты западноевропейского феодализма
§ 14. Средневековый западноевропейский город
§ 15. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы
§ 16. Зарождение централизованных государств в Европе
§ 17. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса
Глава 4. От Древней Руси к Московскому государству
§ 18. Образование Древнерусского государства
§ 19. Крещение Руси и его значение
§ 20. Общество Древней Руси
§ 21. Раздробленность на Руси
§ 22. Древнерусская культура
§ 23. Монгольское завоевание н его последствия. Натиск с Запада
§ 24. Начало возвышения Москвы
§ 25. Образование единого Русского государства
§ 26. Россия в правление Ивана Грозного
§ 27. Смутное время начала XVII в
§ 28. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
§ 29. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII в
§ 30. Культура Руси конца XIII-XVII в
Глава 5. Страны Европы. Азии и Америки в XVI-XVIII вв
§ 31. Beлпкпе географические открытия. Образование колониальных империй
§ 32. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе
§ 33. Возрождение и гуманизм в Западной Европе
§ 34. Реформация и контрреформация
§ 35. Становление абсолютизма в европейских странах
§ 36. Англия в XVII-XVIII вв
§ 37. Страны Востока в XVI - XVIII вв
§ 38. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
§ 39. Международные отношения в XVII - XVIII вв
§ 40. Развитие европейской культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
§ 41. Война за независимость и образование США
§ 42. Французская революция конца XVIII в
Глава 6. Россия в XVIII в
§ 43. Россия в эпоху петровских преобразований
§ 44. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
§ 45. Внутренняя и внешняя политика России в середине - второй половине XVIII в.
§ 46. Русская культура XVIII в
Хронология (с древнейших времен до конца XVIII в.)
Литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей, Часть 1, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
§ 3. Происхождение человека
§ 4. Люди эпохи палеолита
§ 5. Неолитическая революция и ее последствия
§ 6. У истоков цивилизации
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
§ 7. Древнейшие государства
§ 8. Великие державы Древнего Востока
§ 9. Индия и Китай в древности
§ 10 Древняя Греция
§ 11. Древний Рим
§ 12. Культура и религия Древнего мира

РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
§ 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
§15. Особенности развития Византийской империи
§ 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
§ 17. Основные черты западноевропейского феодализма
§ 18. Средневековый город
§ 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
§ 20. Зарождение национальных государств
§ 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
ТЕМА 4 ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
§ 22. Образование Древнерусского государства
§ 23. Крещение Руси и его значение
§ 24. Общество Древней Руси
§ 25. Раздробленность на Руси
§ 26. Древнерусская культура
§ 27. Монгольское завоевание и его последствия
§ 28. Начало возвышения Москвы
§ 29. Образование единого Русского государства
§ 30. Культура Руси конца XIII — начала XVI в.
ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 31. Индия в Средние века
§ 32. Китай и Япония в Средние века

РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ТЕМА 6 НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ
§ 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
§ 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв.
§ 35. Возрождение и гуманизм
§ 36. Реформация и контрреформация
§ 37. Становление абсолютизма в европейских странах
§ 38. Английская революция XVII в.
§ 39. Война за независимость и образование США
§ 40. Французская революция конца XVIII в.
§ 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения
ТЕМА 8 РОССИЯ В XVI —XVIII ВВ.
§ 42. Россия в правление Ивана Грозного
§ 43. Смутное время начала XVII в.
§ 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
§ 45. Становление абсолютизма в России.
§ 46. Россия в эпоху петровских преобразований
§ 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
§ 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
§ 49. Русская культура XVI-XVIII вв .
ТЕМА 9 СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIII ВВ.
§ 50. Османская империя. Китай
§ 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
ТЕМА 10 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XlX В.
§ 52. Промышленный переворот и его последствия
§ 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
§ 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в .
ТЕМА 11 РОССИЯ В XIX в.
§ 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
§ 56. Движение декабристов
§ 57. Внутренняя политика Николая I
§ 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
§ 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
§ 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
§ 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
§ 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
§ 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
§ 64. Русская культура XIX в .
ТЕМА 12 СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД КОЛОНИАЛИЗМА
§ 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
§ 66: Китай и Япония в XIX в .
ТЕМА 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
§ 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
§ 68. Международные отношения в XIX в .

РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.
ТЕМА 14 МИР В 1900-1914 ГГ.
§ 69. Мир в начале ХХ в.
§ 70. Пробуждение Азии
§ 71. Международные отношения в 1900-1914 гг .
ТЕМА 15 РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.
§ 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
§ 73. Революция 1905-1907гг.
§ 74. Россия в период столыпинских реформ
§ 75. Серебряный век русской культуры
ТЕМА 16 ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
§ 76. Военные действия в 1914-1918гг.
§ 77. Война и общество
ТЕМА 17 РОССИЯ В 1917 г.
§ 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
§ 79. Октябрьская революция и ее последствия
ТЕМА 18 СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 1918-1939 ГГ.
§ 80. Европа после Первой мировой войны
§ 81. Западные демократии в 20-30-е гг. ХХ В.
§ 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
§ 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
§ 84. Культура в меняющемся мире
ТЕМА 19 РОССИЯ В 1918-1941 ГГ.
§ 85. Причины и ход Гражданской войны
§ 86. Итоги Гражданской войны
§ 87. Новая экономическая политика. Образование СССР
§ 88. Индустриализация и коллективизация в СССР
§ 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. ХХ в.
§ 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. ХХ в .
ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.
§ 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. ХХ в .
ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА
§ 92. Накануне мировой войны
§ 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
§ 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
ТЕМА 22 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI в.
§ 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
§ 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине ХХ в.
§ 97. СССР в послевоенные годы
§ 98. СССР В 50-х начале 60-х гг. ХХ в
§ 99. СССР во второй половине 60-х начале 80-х ГГ. ХХ в.
§ 100. Развитие советской культуры
§ 101. СССР в годы перестройки.
§ 102. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.
§ 103. Крушение колониальной системы
§ 104. ИНДИЯ и Китай во второй половине ХХ в.
§ 105. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в.
§ 106. Международные отношения во второй половине ХХ в.
§ 107. Современная Россия
§ 108. Культура второй половины ХХ в .

Год издания: 2004 г.
Издатель: Академия.
Серия: Среднее профессиональное образование.
В учебнике дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Освещаются основные этапы, важнейшие события и явления истории человечества, раскрываются механизмы становления современной цивилизации. На фоне общих исторических закономерностей показаны особенности развития России. Учебник предназначен студентам средних профессиональных учебных заведений. Он соответствует обязательному минимуму содержания исторического образования и государственному стандарту, дает возможность получить прочные знания по курсу всемирной истории.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 профессиональное образование В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей Учебник В двух частях Часть 1 7-e издание, стереотипное Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО») в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Регистрационный номер рецензии 302 от 30 августа 2010 г. ФГУ «ФИРО» Москва Издательский центр «Академия» 2014

2 УДК 94(075.32) ББК 63.3я722 А861 Рецензент кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории МПГУ, преподаватель педагогического колледжа 10 г. Москвы М. Л. Несмелова Артемов В. В. А 861 История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков. 7-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», с., с. цв. вкл. : ил. ISBN Учебник «История. Часть 1» охватывает период истории человечества с древнейших времен до конца XVIII в. В нем синхронизированно излагаются зарубежная и отечественная история. Основная задача учебника вооружение обучающихся знанием и пониманием основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность всемирной и отечественной истории, формирование умений проводить поиск исторической информации, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. УДК 94(075.32) ББК 63.3я722 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN (Ч. 1) ISBN Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., 2010 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., 2011, с изменениями Образовательно-издательский центр «Академия», 2011 Оформление. Издательский центр «Академия», 2011

3 Предисловие История наука, изучающая прошлое человечества Это распространенное определение является не совсем точным. Историческая наука, как и любая другая наука, изучает прежде всего закономерности. Для истории это закономерности развития человеческого общества. Чтобы раскрыть их, ученые-историки обращаются к событиям и явлениям, которые являются ключевыми для развития человеческого общества. Русский историк Н.М.Карамзин называл историю священной книгой народов. История во все времена и во всех странах считалась и считается одним из важнейших предметов в учебных заведениях, а хорошие знания по этому предмету важнейшим признаком образованности человека. Свою задачу авторы учебника видят прежде всего в изложении основных событий и явлений всемирной истории, систематизации ранее полученных знаний. Особенностью данного учебника является то, что в нем объединено изложение истории России и истории зарубежных стран. Подобная синхронизация позволяет увидеть общность исторического пути всего человечества и одновременно выявить своеобразие развития отдельных стран и народов, в частности России, уяснить причины этого своеобразия. В качестве приложения в конце учебника помещены хронологическая таблица по всеобщей истории и список литературы. Авторы надеются, что этот учебник станет важным шагом на пути подготовки к будущей профессии.

4 Введение 4 Основы исторического знания Значение изучения истории. Можно привести немало мыслей великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали и многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель де Сервантес отмечал, что «история сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего», а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти». В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на колоссальные различия между прошлым и настоящим, нетрудно увидеть, что очень многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле. Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого должны были трудиться, используя природные ресурсы. Взаимодействуя друг с другом, они объединялись в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили конфликты, столкновения, но одновременно существовали и взаимовыгодные связи, сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное место в его жизни занимали проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура). Каждая из сфер жизни человеческого общества имеет свои закономерности, которые и изучает историческая наука. Познав эти закономерности, опираясь на опыт прошлого, можно использовать их и в современном мире, в наши дни. Русский философ Арсений Гулыга писал: «История школа поведения. В прошлом люди ищут и находят верные образ-

5 цы. Опыт истории верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы». Правда, существует один давно известный афоризм: «История учит тому, что она ничему не учит». И действительно, изучая историю, несложно заметить, что новые поколения людей часто совершают ошибки своих предшественников. Наверное, так происходит из-за самоуверенности каждого нового поколения, подкрепленной чувством превосходства над некогда жившими людьми: ведь люди в прошлом не знали многое из того, что знает любой современный человек. Однако нельзя забывать, что человечество во все времена решало, иногда удачно, иногда нет, задачи не менее сложные, чем те, что стоят перед нами сегодня. С другой стороны, несомненно и то, что неиспользование «уроков истории» может происходить и из-за недостаточного знания истории. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его специальности. Известны слова русского мыслителя Николая Чернышевского: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно». Проблема достоверности исторических знаний. В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Знать все конечно же невозможно. Поэтому события прежде всего нуждаются в расположении по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать конкретные события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему. Но в истории, в отличие от многих других наук, имеется и своя «ахиллесова пята». Объект исторической науки прошлое можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о прошлом проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) здесь во многом неосуществимы. Так можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше в возможности познания истории вообще? Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми. 5

6 Разумеется, современный историк не может открыть «всей правды», ведь машина времени еще не изобретена. Но «вся правда» недоступна и любой другой, даже самой точной, науке, поскольку мир бесконечен, так же как бесконечен и процесс его познания. Между историками идут споры по множеству проблем. Нередко совершаются открытия, иногда принципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки становятся основой учебной литературы по истории. Исторические источники и основные методы работы историка. Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. К таким свидетельствам относится все, сознательно созданное людьми, и все, появившееся независимо от их сознания (например, останки самих людей). Историческими источниками является также и «прошлое в настоящем» например, языки, на которых говорят ныне народы мира (большинство из них сложилось в глубокой древности), существующие и поныне обычаи и традиции, географические названия и т. д. При разработке какой-либо темы историк стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников принято учитывать их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов: 1) письменные; 2) вещественные; 3) этнографические; 4) устные (фольклорные); 5) лингвистические; 6) кино- и фотодокументы; 7) фонодокументы. Понятно, что многие источники трудно отнести к какойлибо одной форме. Например, монеты являются одновременно и вещественными, и письменными источниками, а ценные фольклорные источники дошли до нас в письменном виде. Тем не менее форма источников во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые позволяют историкам изучать следы прошлого. Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии науки, изучающей внешние признаки ру- 6

7 кописных и печатных памятников в их историческом развитии (начертательные элементы письменности, особенности графики, почерковедческий анализ, материал для письма и т.д.). Многие памятники письменности дошли до нас не в одном, а в нескольких списках, имеющих некоторые отличия. В этом случае историки используют текстологию вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид. Письменные источники дают самые обширные сведения о прошлом. Однако для того чтобы прочитать их, требуется знание языков. Многие древние письменные источники написаны либо мертвыми (не существующими ныне) языками, либо устаревшими формами современных языков. Ряд мертвых языков никогда не забывались (древнегреческий, латинский), другие были расшифрованы только в ХIХ ХХ вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык майя и др.), есть и такие, что не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский). Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появления у них письменности в основном опираются именно на данные археологических раскопок. Да и для периода после изобретения письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль археологических материалов очень велика (так, важные данные о Великой Отечественной войне получают благодаря поискам оружия и боевой техники, останков воинов в местах боев). Археологические раскопки, организованные учеными, в настоящее время проводятся при соблюдении очень жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение. С археологией тесно связана антропология, которая по останкам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека того или иного времени. Антропология особенно важна при воссоздании истории формирования и расселения народов. Свою лепту в этот процесс вносит и историческая лингвистика (языкознание), цель которой происхождение и развитие древних и современных языков. Частью лингвистики являются ономастика (нау ка об именах), топонимика (наука о географических названиях). Ценнейшие сведения дают монеты, которые изучает нумизматика, гербы являются объектом геральдики, печати изучает сфрагистика. 7

8 В изучении истории важное место отводится этнографии. Исследование быта, обычаев и традиций, культурно-исторических отношений, а в целом образа жизни народов помогают воссоздать прошлое всего человечества. Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содержатся в сказаниях и преданиях, легендах и сказках. Изучающая эти источники фольклористика, несомненно вносит огромный вклад в историческую науку. Количество исторических источников увеличивается по мере развития человечества. В ХIХ начале ХХ в. появились фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй половине ХХ в. стали создавать документы на электронной основе. Все это расширяет возможности исторического исследования, но в то же время обостряет вопрос отбора источников. Целью изучения исторических источников является извлечение фактов, необходимых для решения исследуемой проблемы. Таким образом, работа историка начинается с постановки вопроса, на который он хочет найти ответ. Соответственно, любая научная работа по истории начинается с обзора научной литературы (историографии), благодаря которому можно выявить решенные и нерешенные проблемы, противоречия прежних исследователей. Историк должен оценить возможность решения интересующей его проблемы с точки зрения наличия необходимых для этого источников. При отборе фактов, почерпнутых из источников, оценке их значимости и, главное, их интерпретации историк опирается на свои теоретические представления. Среди них важное значение имеют методология, или логическая организация работы, твердо установленные научные выводы, касающиеся рассматриваемой проблемы, сведения других наук, помогающие более подробно разобраться в изучаемой исторической проблеме, общекультурные представления и, наконец, обыденные жизненные наблюдения, которые часто позволяют сразу оценить, например, достоверны или нет содержащиеся в источнике сведения. 8 Процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания. Формационная концепция истории. При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?

9 В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу (рождение расцвет упадок гибель). Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя на этом пути возможны и временные отступления. В нашей стране в течение значительной части ХХ в. историки руководствовались формационным подходом, возникшим еще в ХIХ в. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определялась господствующим в ней способом производства (отношение производительных сил и производственных отношений). Историки насчитывали пять формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (последняя понималась как высший этап развития; предполагалось, что ее складывание начинается на этапе социализма). Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика. Соответствующий уклад господствовал в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни стран и народов, находящихся в рамках той или иной формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил, ведущих к изменению производственных отношений. Понятие формации характеризовало, таким образом, прежде всего социально-экономический строй общества. Разные страны и народы вступали в соответствующую формацию в разное время, могли «пропустить» некоторые из них, но в целом в данную схему принято было укладывать всю всемирную историю. Нетрудно заметить, что формационный подход фиксирует ряд действительно существующих исторических закономерностей. Например, у всех народов на раннем этапе развития был сходный уклад жизни период первобытности. Черты феодализма, классический вариант которого существовал в Западной Европе в Средние века, можно обнаружить и во многих других регионах мира. Несомненно и существование особого уклада, господствующего ныне в мире, который называют капитализмом. Однако формационная схема, созданная на основе изучения западноевропейской истории, плохо подходит применительно к истории других частей света. Так, для древних обществ Азии, Африки, доколумбовой Америки рабовладель- 9

10 ческий уклад сложно назвать господствующим. Феодализм в Азии принимал весьма специфические, отличные от Европы, формы. Формационный подход во многом не учитывает также и природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие схемы. Так, важнейшей гранью в истории человечества является его переход от присваивающего хозяйства к производящему, которое господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства присваивающее и производящее определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и историю человечества делят на два соответствующих этапа. Цивилизационная концепция истории. В наши дни при характеристике направления развития общества часто используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований. Известный французский ученый ХVIII в. Ш.Монтескьё делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации. Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появилась письменность, города и государство. Нетрудно заметить, что в данном случае под цивилизацией понимается определенная ступень развития, т.е. данное деление истории относится скорее к формационным концепциям. Цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная (традиционная) цивилизация и индустриальная (современная) цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни людей было сельское хозяйство, в индустриальную промышленность. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу называют модернизацией. Выделяют также постиндустриальную (информационную) цивилизацию, ряд стран вступили в нее во второй половине ХХ в. Критерии разграничения доиндустриальной и индустриальной цивилизаций в основном лежат в сфере экономики. Поэтому и данное деление также можно считать формационным. Вместе с тем термин «цивилизация» принято использовать для обозначения не столько экономических, сколько историкокультурных особенностей. При изучении истории различных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жиз- 10

11 ненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации. Критерии определения локальных цивилизаций лежат прежде всего в сфере культуры. На характер локальных цивилизаций влияют также природно-географические условия, но есть и другие подходы. Поэтому даже в учебниках списки цивилизации нередко отличаются друг от друга. Так, английский историк Арнольд Тойнби насчитывал более двадцати таких цивилизаций, другие ученые доказывали, что их было меньше. Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабомусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время. Сочетание формационного и цивилизационного подходов. Формационный и цивилизационный подходы отнюдь не противостоят друг другу. Они с разных сторон помогают раскрывать закономерности исторического развития. Можно сказать, что понятие «формация» характеризует временной срез истории (разное время разные формации), а понятие «цивилизация» пространственный (разные регионы разные цивилизации). Формационный подход нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов. Цивилизационный подход позволяет выявлять особенности развития этих стран и народов, влияние на это развитие природно-географических факторов. Сочетание подходов может помочь выявлению так называемых региональных типов формаций, сменявших друг друга в рамках отдельных цивилизаций. Например, в рамках европейской цивилизации можно говорить (с существенными коррективами) о рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях. Для других регионов и цивилизаций картина будет несколько иная. С вопросами общего направления развития человечества тесно связана и проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление на историю Древнего мира, историю Средних веков, историю Нового времени и историю Новейшего времени. 11

12 В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности (в западной литературе этот период обозначают не совсем, как представляется, корректным термином «предыстория», популярным сейчас и среди некоторых российских историков). Вопросы и задания 1. Для чего изучают историю? В чем состоят особенности истории как науки? 2. Что такое исторические источники? Перечислите и кратко охарактеризуйте их виды. 3. Какие науки помогают историкам извлекать информацию из исторических источников? Составьте схему, показывающую процесс работы историка. 4. В чем состоят особенности формационного и цивилизационного подходов? Составьте и заполните таблицу, демонстрирующую, какие стороны исторического процесса помогают изучить эти два подхода.

13 глава 1 Первобытный мир и зарождение цивилизаций 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита Источники знаний о древнейшем человеке. Первое событие, которое изучает историческая наука, это появление человека. Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных. Биологи со времен знаменитого шведского ученого XVIII в. К.Линнея относят человека, включая его вымершие виды, к отряду высших млекопитающих приматов. Вместе с человеком в отряд приматов входят все известные виды обезьян. Отличить по анатомическим признакам останки первых видов «доисторического» человека от останков человекообразных обезьян почти невозможно. Вероятно, поиски следует вести в другом направлении. С помощью археологии ученые получили в свое распоряжение предметы, изготовленные древними жителями нашей планеты. Именно способность к изготовлению разных предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов. Правда, от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органических материалов, например дерева. Известно, что современные человекообразные обезьяны способны изготавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не может сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие древнейшего человека от животного состоит в способности изготавливать орудия из камня и других твердых материалов. 13

14 Археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям каменных изделий древнего человека подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Помимо археологии большое значение при изучении эпохи первобытности имеет этнография. Проблемы происхождения человека. По вопросу происхождения человека антропогенеза существует несколько теорий. В нашей стране большой известностью пользовалась трудовая теория, сформулированная в XIX в. Ф.Энгельсом. Согласно этой теории труд, к которому вынуждены были обратиться предки человека, привел к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка и мышления. Трудовая теория опирается на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Современная генетика придерживается несколько иного мнения о причинах эволюции живых существ. Она отрицает возможность закрепления в организме приобретенных в ходе жизнедеятельности качеств, если их появление не связано с мутациями. В настоящее время существуют разные версии причин антропогенеза. Ученые обратили внимание, что регион, где в основном происходил антропогенез (Восточная Африка), является зоной повышенной радиоактивности. Кроме того, по данным археологов, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитных инверсий (смен полюсов Земли). Инверсии, происходящие раз в сотни тысяч лет, сопровождаются временным исчезновением магнитного поля Земли и, следовательно, повышением уровня радиации из-за воздействия космических лучей. Радиация это сильнейший мутагенный фактор. Возможно, именно радиация вызывала анатомические изменения, что и привело в итоге к появлению человека. Останки общих предков обезьян и человека, найденные в Восточной Африке и на Аравийском полуострове, имеют возраст около млн лет. В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека австралопитека (возраст 4 5,5 млн лет). Австралопитеки, скорее всего, еще не умели изготовлять орудий из камня, но по внешнему облику они походили на первое существо, создававшее такие орудия. Самые древние каменные орудия (возраст около 2,6 млн лет), созданные рукой человека, найдены археологами в мест- 14

15 ности Када Гона в Эфиопии. Почти столь же древние изделия обнаружены в ряде районов Восточной Африки, в частности в ущелье Олдувай (Олдовай) в Танзании. В этих же местах раскопаны и фрагменты останков их создателей. Этот самый древний вид человека назван учеными Homo habilis человек умелый. Наиболее характерными орудиями человека умелого являются каменные гальки, оббитые с одной или двух сторон. Главным занятием человека с момента его появления была охота, в том числе и на довольно крупных животных (слонов). Обнаружены даже жилища древнейших людей в виде ограды из больших камней, сложенных кругом. Сверху их, возможно, покрывали ветками и шкурами. Виды человека. Расселение древнейших людей. Среди ученых нет единого мнения по вопросу преемственности между человеком умелым и следующим видом человека Homo erectus человеком прямоходящим, или, дословно, выпрямленным. Самая древняя находка останков человека прямоходящего в Восточной Африке датируется 1,7 млн лет назад. Некоторое время Homo erectus сосуществовал с Homo habilis, но важно отметить, что человек прямоходящий был близок по росту современному человеку, объем его головного мозга был достаточно велик. Наиболее распространенным орудием человека стало ручное рубило. Это был продолговатый инструмент, заостренный с одного конца и закругленный с другого: им удобно резать, копать, долбить, скоблить шкуру убитого животного. Другим величайшим достижением человека прямоходящего стало овладение огнем. Древнейшие следы костров датируются возрастом 1,5 млн лет назад и найдены в Восточной Африке. Человеку прямоходящему суждено было стать первым видом человека, вышедшим за пределы Африки. Возрастом около 1 млн лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии. Еще в конце XIX в. голландский антрополог Э.Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропов (обезьяночеловек). В начале XX в. в пещере Коцетанг недалеко от Пекина были обнаружены сходные черепа синантропов (китайских людей). Несколько фрагментов останков человека прямоходящего и множество его изделий, а также следы древних стоянок открыты в ряде мест Европы, в том числе на территории России. 15

16 Человек прямоходящий вымер примерно 300 тыс. лет назад. На смену ему пришел Homo sapiens человек разумный. Согласно современным представлениям первоначально существовали два подвида Homo sapiens: развитие одного из них привело к появлению около 130 тыс. лет назад неандертальца. Неандертальцы заселили всю Европу и значительную часть Азии. Внешне неандерталец имел сходство с современным человеком. Однако у него были низкий лоб и крупный костный валик, нависавший над глазами, подбородочный выступ у неандертальца почти отсутствовал. Главное отличие неандертальца от предшествующих видов состоит в появлении захоронений. Так, в пещере Шанидар в Ираке раскопано девять скелетов неандертальцев. Рядом со скелетами нашли различные изделия из камня и даже остатки цветов. Это может свидетельствовать о существовании у неандертальцев религиозных верований, определенной системе мышления и речи и достаточно сложной социальной организации. Одновременно существовал другой подвид. В своем развитии он привел к появлению человека современного типа. Данная схема происхождения современного человека разделяется не всеми учеными. Некоторые исследователи не относят неандертальца к виду Homo sapiens. Есть и приверженцы теории, что современный человек все же произошел от неандертальца. Примерно тыс. лет назад неандертальцы полностью уступили место современному человеку. По местечку Кроманьон во Франции первых людей современного типа называют кроманьонцами. 16 С появлением кроманьонцев заканчивается процесс антропогенеза. Некоторые исследователи полагают, что кроманьонцы появились значительно раньше, около 100 тыс. лет назад, в Африке или на Ближнем Востоке, а тыс. лет назад начали заселять Европу и другие континенты. Условия жизни первобытных людей. Процесс антропогенеза занял около 3 млн лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены: четыре крупных оледенения, а внутри ледниковых и теплых эпох свои периоды потеплений и похолоданий. В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие тер-

17 ритории. От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно разрастались травы и зеленели кусты. Приледниковые земли были довольно густо населены людьми, поскольку там обитали животные, являвшиеся для человека главным объектом охоты. Речь в первую очередь идет о мамонтах, шерстистых носорогах и пещерных медведях (этих животных называют палеолитическая триада). Необходимость противостоять тяжелым условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при участии в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных. Родовая община. Очень сложно судить о социальных отношениях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (австралийские аборигены, бушмены, ряд племен Амазонии), по археологической периодизации находились на этапе мезолита. Предполагается, что первые люди, подобно стаям современных обезьян, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах приматов (человекообразных обезьян) вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У ряда изученных этнографами отсталых народов также выявлена система доминирования вождей и их приближенных над остальными членами группы. Следует предположить, что такая же система существовала и у первых людей. Однако есть и другое мнение, подтвержденное этнографами. В большинстве отсталых племен зафиксированы отношения, которые ученые назвали «первобытный коммунизм». Черты «первобытного коммунизма» равенство членов группы, взаимовыручка и взаимопомощь. Авторитетом в таких человеческих коллективах пользуются те, кого все члены признают самым опытным и умным. Очевидно, именно такие отношения и преобладали в первобытном обществе. Данные археологии, этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка. 17

18 Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из человек. Все члены родовой общины совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкур животных, орудия труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли опытные люди, как правило, старшие по возрасту (вожди или старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на сходке всех ее взрослых членов. С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок своей группы. Ученые предполагают, что у древних людей после ликвидации системы доминирования вожака половые отношения приобрели форму промискуитета каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия запрет на вступление в брак внутри родовой общины. Сложился дуальнородовой групповой брак, при котором мужчины одного рода вступали в брак только с женщинами другого рода и наоборот. Данный обычай способствовал биологическому прогрессу человечества. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, которые участвовали в групповом браке, затем родов становилось все больше. Со временем появились ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на группы по возрасту (браки разрешались только между соответствующими возрастными группами). Затем сложился парный брак, который первоначально был очень непрочным. Долгое время господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материнской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриархате основной ячейкой общества становится большая патриархальная семья во главе со старшим мужчиной. В настоящее время высказываются мнения, что эти два этапа не были универсальными для всех первобытных народов. Достижения людей палеолита. В качестве материала для изготовления орудий труда и охоты кроманьонцы использовали прежде всего кремень, а также обсидиан, яшму и иные породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсальным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали 18

19 каменным скреблом, прокалывали в них дырки проколкой или остроконечником, резали ножом, резцом и т. д. Изготавливали и составные орудия: к деревянной рукоятке привязывали обработанный камень, и получалось копье, топор. Режущие края орудий научились заострять с помощью нажатий и легких ударов (ретушь). Холодный климат привел к появлению одежды и совершенствованию жилищ. В Западной Европе и ряде других мест для жилья широко использовались пещеры. Некогда считалось, что все первобытные люди жили в пещерах, их даже называли троглодиты (пещерные люди). Однако в Восточной Европе, в местах, где были пещеры (например, на Урале), человек селился в них далеко не всегда. Здесь обычно выкапывали круглую или овальную яму, по ее краям ставили загибавшиеся вовнутрь бивни мамонтов, которые сверху покрывали шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» обитало до пятидесяти человек. В среднем палеолите происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, шили одежду. Дети помогали женщинам, подросшие мальчики охотились наравне с мужчинами. Со временем человеческие племена заселили практически всю Евразию. Во времена потеплений они продвигались на север, при наступлении ледника отходили на юг. Сорок тысяч лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предполагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду. В период позднего палеолита были заселены Австралия и острова Полинезии. Для конца эпохи палеолита фиксируется сосуществование в разных частях земли различных археологических культур (археологическая культура охватывает группу стоянок со сходным инвентарем). Это свидетельствует о зарождении этнических отличий между группами населения нашей планеты. Еще раньше стали складываться три основные расы человечества: негроидная, европеоидная и монголоидная. Первобытная религия и искусство. Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. С помощью каменных орудий делали даже хирургические операции: отрезали поврежденную руку или ногу, вскрывали череп, чтобы удалить опухоль. 19

20 Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представлений о существовании невидимых сил духах и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия. Первобытная религия отличалась от религий, существующих в современном мире. Для древних людей боги и духи не были потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались в конкретных объектах: камнях, деревьях, животных, горах. Богами считались и предки рода. Люди ощущали свою постоянную связь с такими богами. Они полагали, что могут воздействовать на них: задабривать, кормить (жертвоприношения), даже наказывать. С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научных дискуссий. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира. Искусство зародилось еще у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен 20 Бизон. Рисунок эпохи палеолита

21 палеолита является пещерная (наскальная) живопись. В пещерах обнаружены сотни великолепных красочных реалистичных изображений животных: мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки создавались от 30 до 12 тыс. лет назад. Некоторые изображения, очевидно, служили для колдовских охотничьих обрядов. Не менее интересна скульптура палеолита. Часто это фигурки животных из камня или кости. Их также использовали в обрядовых целях (на них сохранились следы ударов, которые наносились каменными наконечниками). В отличие от изображений животных изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все человеческие фигуры имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер небольших (5 15 см) статуэток женщин, обычно обнаженных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также в Прибайкалье. Историки предполагают, что это изображения прародительниц рода. Подобные скульптуры выражали также идеи материнства, плодородия. Палеолит на территории России. Самые первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн лет назад. Так, на стоянках Улалинка и У-Кан (в черте города Горно- Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. Одним из самых известных мест, связанных с пребыванием древних людей, является Капова пещера в Башкирии. Там найдено более сорока выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носороги. Возраст рисунков тыс. лет. Уникальным является Костенко-Борщевский район около Воронежа. Здесь на небольшой территории раскопаны 24 стоянки и 4 погребения, найдено колоссальное количество каменных и костяных орудий, статуэток, прежде всего палеолитических венер. На стоянке Сунгирь под Владимиром раскопаны два захоронения, сделанных тыс. лет назад. В одном из них, возможно, лежал вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонта. Руки украшали более двадцати браслетов, изготовленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила, где захоронены мальчик лет и девочка 7 8 лет. Их одежда 21

22 также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. Остается загадкой, почему дети удостоились такого пышного захоронения. Вопросы и задания 1. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей истории человечества. 2. Что такое антропогенез? Каковы современные взгляды на антропогенез? 3. Какие трудности пришлось преодолеть древним людям? Что позволило им преодолеть эти трудности? 4. Что такое родовая община? Могли бы люди выжить без этой организации? 5. Каковы достижения людей эпохи палеолита? 6. В чем особенности религиозных представлений первобытных людей по сравнению с современными религиями? 7. Опишите главные черты первобытного искусства. 8. Назовите известные вам памятники палеолита на территории России. Знаете ли вы о таких памятниках на территории вашего города, района, области, края, республики? 9. Используя дополнительную литературу, составьте сообщение о происхождении религии или искусства. 2. Неолитическая революция и ее последствия Что такое неолитическая революция. В течение миллионов лет люди жили за счет охоты, рыболовства и собирательства. Человек «присваивал» себе дары природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Люди целиком зависели от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи. Около тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди стали самостоятельно производить необходимые для жизни продукты. Зависимость от окружающей среды намного уменьшилась. Такой тип хозяйства называется производящим. 22 Производящее хозяйство до сих пор остается основой существования человечества.


Тест по истории России Древние люди и их стоянки на территории современной России 6 класс 1 вариант 1. Какой вид деятельности древнего человека можно отнести к присваивающему хозяйству? 1) земледелие 2)

В. В. Артемов Ю.Н.Лубченков ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.В.АРТЕМОВ, Ю. Н.ЛУБЧЕНКОВ ИСТОРИЯ Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в

Раздел 1. ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Тема 1.1 Введение Лекция 1.1.1. Основы исторического знания. Концепции исторического развития. План 1. Основные правила работы (что надо делать, что бы иметь хорошие

Антропогенез Систематическое положение человека Этапы антропогенеза Виды Лет тому назад Объём головного мозга (см 3) Середний рост (см) Маса тела (кг) 1. Пралюди протоантроп (австралопитек) Австралопитек

Âñå ïðàâà çàùèùåíû. Êíèãà èëè ëþáàÿ åå àñòü íå ìîæåò áûòü ñêîïèðîâàíà, âîñïðîèçâåäåíà â ýëåêòðîííîé èëè ìåõàíè åñêîé ôîðìå, â âèäå ôîòîêîïèè, çàïèñè â ïàìÿòü ÝÂÌ, ðåïðîäóêöèè èëè êàêèì-ëèáî èíûì ñïîñîáîì,

ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ ВАРИАНТ 1 1. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, были обнаружены археологами в: а) Северной Америке; б) Восточной Африке; в) Южной Австралии; г)

Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации Лекция 2.1.1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и ее последствия. План: 1.

Тест по биологии Происхождение человека 9 класс Часть А А1. Дриопитеки появились 1) 70 млн лет назад 2) 25 млн лет назад 3) 5 млн лет назад 4) около 2 млн лет назад А2. Австралопитеки появились 1) 70 млн

Первобытные собиратели и охотники Когда появились на Земле древнейшие люди? 2) приблизительно миллион лет назад 3) более полумиллиона лет назад 4) приблизительно 40 тысяч лет назад Какой материал использовался

ВВЕДЕНИЕ Основы исторического знания Значение изучения истории. Можно привести немало мыслей великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни.

ИСТОРИЯ УКРАИНЫ (от появления человека на украинских землях до Великого переселения народов) Древняя Введение изация истории Украины Историческая периодизация деление истории на определенные периоды, которые

Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. План: 1. Теория происхождения человека. Антропогенез 2. Социогенез Теория происхождения человека Согласно, господствующей на сегодняшний день, теории Ч. Дарвина

Год издания: 2004 г. Издатель: Академия. Серия: Среднее профессиональное образование. В учебнике дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней.

Антропогенез Происхождение человека История вопроса До XVIII века господствовало представление, что человека создал Бог В середине XVIII века К. Линней отнёс человека к животному миру, помещая его в рядом

Первобытный человек пригласил динозавра в свою пещеру на завтрак и попросил прийти ровно в 10 часов утра. Длина динозавра от кончика носа до кончика хвоста 200 м. В котором часу динозавр должен подойти

Происхождение человека и становление общества Направления исследования: Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека

Подготовили ученики 11 класса: Пилипенко Владислав, Мельников Дмитрий, Тасюк Евгений ЧЕЛОВЕК ПРЯМОХОДЯЩИЙ ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ (АРХАНТРОПЫ) Архантропы это древнейшие люди, произошедшие от австралопитека. Австралопитеки

УДК 94(075.32) ББК 63.3я722 А861 Рецензент кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории МПГУ, преподаватель педагогического колледжа 10 г. Москвы М. JI. Несмелова Артемов

ВЕОБЩЯ ИТОРИЯ ИТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИР Разноуровневые задания 5 класс МОКВ «ВКО» УДК 372.893 ББК 74.266.31 В84 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства

11 класс. Тест «Происхождение человека». 1 вариант. Тестовые задания могут применяться как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений обучающихся. 1. Какой объем мозга был неандертальцев?

Под Воронежем обнаружены древнейшие стоянки человека возрастом 42-45 ты. лет Мы удивляемся историческим находкам в чужих краях, но мало внимания уделяем той земле, на которой живем. Ученые отправляются

Дорогие ребята! В этом году вы начинаете изучать историю нашей многонациональной Родины России. Учебник, который вы держите в руках, охватывает период с древнейших времён до конца XVI века. В нём рассказано

ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ План урока. 1.Происхождение человека. 2.Древнейшие орудия труда. 3.Охота древних людей. 4.Овладение огнем. Задание на урок Запишите в тетради- чем древние люди отличались от животных? 1.Происхождение

КАМЕННЫЙ ВЕК НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА Эволюция первобытного человека Тип человека Название Период существования или Человек умелый (homo habilis) Человек прямоходящий (homo erektus) Человек разумный (homo

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2017 2018 г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2017 2018 г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Методика оценивания выполнения тестовых олимпиадных заданий теоретического тура 1. Выберите правильный ответ. Ответ внесите

К урокам в сентябре Э.Н. Абдулаев Методические рекомендации к раздаточным заданиям по истории История Древнего мира (V класс) Человек хозяин планеты Земля Цель задания: постановка учебной задачи к истории

Диагностическая работа 1 по истории для учащихся 5 классов ЧАСТЬ 1 При выполнении заданий с выбором ответа (А1 А10) обведите кружком номер верного ответа А1.Когда на Земле появились первые люди? а) около

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 04 История Год набора на специальность - 2017 Нормативный срок освоения ППССЗ 3 года 10 мес. Уровень подготовки - базовый Цель и задачи учебной дисциплины

Рабочая программа учебного предмета Пояснительная записка «История (всеобщая история)»составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ГБОУ СПО «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ» Ж.Н.Будаева САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ Специальность 072601 Декоративно-прикладное искусство

Входная (итоговая) диагностическая работа по определению сформированности метапредметных умений 6 класс Работа является диагностической, балльных отметок в журнал не выставляется, результаты работы могут

7* ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2018-2019Г ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС. 47 Г Внимательно прочитай задания. Готовые ответы и решения запиши в бланк ответов. Если испытываешь затруднения, переходи

Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а о т к р ы т о г о у р о к а п о и с т о р и и д р е в н е г о м и р а д л я 5 к л а с с а (Ф Г О С) Педагогические цели Тип и вид урока Планируемые результаты

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО История изобразительного искусства, урок 2 Проблемный вопрос: почему древние люди начали заниматься изобразительным искусством? Николаева Вера Александровна, 2007 Назначение первобытного

Материалы для подготовки к тесту по истории 5 класс М-2 по теме «Первобытный мир». Тема Возникновение человека. Современный человек. Первобытное искусство и религиозные верования. Человечество на пути

Первобытная эпоха это наибольший период в истории человечества от возникновения человека и до появления государственности. палеолит мезолит неолит энеолит (ранний металл) Древний каменный век Средний каменный

Казахстан в эпоху первобытного общества реферат Проблемы изучения обществ поздней первобытности (2 часа) История первобытного общества Т.З. Эпоха классообразования. памятников гуннской эпохи: Алтай, Средняя

Первобытность Как называется наука, изучающая прошлое по материальным остаткам жизнедеятельности людей, вещественным источникам предметам погребения, фрагментам сооружений и т. п.? 1) антропология 2) этнология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет

Jernalderen Начало железного века ученые относят к I тысячелетию до нашей эры (от 500-го до 1000-го года). В Азии (там, где сейчас Турция) люди научились добывать и использовать железо. Это было где.то

2 СОДЕРЖАНИЕ... 3 ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ... 4?... 6?... 8?... 10 7!... 12 РЕЛИГИИ... 14... 16... 18,... 20 СТРАНЫ МИРА... 22... 24... 26... 28,... 30... 32... 34 -... 36... 38... 40... 42... 44 -... 46... 48...

Содержание Искусство ДРЕВНЕГО МИРА Первобытное искусство... 6 Искусство Древнего Египта....10 Искусство АНТИЧНОСТИ Искусство Древней Греции... 18 Искусство Древнего Рима... 24 Искусство СРЕДНИХ ВЕКОВ Искусство

ОГСЭ 01 Основы философии Составитель: к.и.н., преподаватель ГБПОУ МГОК Белевцова Виктория Олеговна ЛЕКЦИЯ 12 Социальная структура общества План 1. Предмет и проблемы социальной философии. 2. Понятие и

Этапы взаимодействия общества и природы Экология 11 класс Урок 3 Потапова Г.И. 4 этапа взаимоотношений человека и природы Анализом отношений природы и человечества занимается наука Социальная экология

С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА Под редакцией академика РАМН, профессора Л.Л. Колесникова УЧЕБНИК В ДВУХ ТОМАХ ТОМ 1 ПЯТОЕ ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ Министерство

Тест по биологии Происхождение человека 8 класс 1 вариант 1. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые в антропогенезе: 1) у дриопитеков; 2) у австралопитеков; 3) у гиббонов; 4) у питекантропов.

Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО МБОУ «СОШ 7» Планируемые результаты В результате изучения истории ученик должен: знать: основные факты, процессы и явления,

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ «МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ И СТРАНЫ» Выпускник научится: Различать географические процессы и явления, определяющие Особенности природы и населения

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.893 ББК 74.266.3 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства

Прародина человека Гипотезы о происхождении человека. Ученые едины во мнении, что прямохождение явилось решающим фактором, благодаря которому у обезьяноподобных предков человека высвободились передние

LOGO изучает географические особенности формирования и развития населения и населённых мест в различных социальных, экономических и природных условиях. Она устанавливает закономерности, в первую очередь

«Мир искони делится на две части - Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей» П.Я.Чаадаев Восток и Запад: настоящее и будущее мировых мегасистем. «Лицом к лицу лица

Аннотация к рабочей программе предмета «История» (5 9 классы) Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

Аннотации рабочих программ по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства ОДБ.00 Общеобразовательный цикл «История» 1. Цель учебной дисциплины: формирование исторического

Введение в историю Древнего мира (С) Борисенко Марина Анатольевна Специальная (коррекционная) школа 77 г.тюмень Что такое история? Исторические источники Археологические исследования Словарь Проверь себя

История России, 6 класс Тема урока: «Древнейшие народы на территории России» План урока: 1. Появление людей на территории современной России. 2. Появление земледелия, скотоводства и ремесла. 3. Начало

История учебник для спо - артемов лубченков >>> История учебник для спо - артемов лубченков История учебник для спо - артемов лубченков Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических

Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Общественное развитие сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю

Часть 2.
Формат: djvu
Размер: 15,5 Мб
Скачать:
>> yandex.disk
Карты.
Формат: djvu
Размер: 29,5 Мб
Скачать:
>> yandex.disk

5- е изд., стер. - М.: 2013. - Ч.1 - 320с., Ч.2 - 336с.

Учебник "История. Часть 1" охватывает период истории человечества с древнейших времен до конца XVIII в. В нем синхронизированно излагается зарубежная и отечественная история. Основная задача учебника - вооружение обучающихся знаниями и пониманием основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность всемирной и отечественной истории, формирование умений проводить поиски исторической информации, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.

Учебник "История. Часть 2" охватывает период истории человечества с начала XIX века по начало XXI в. В нем синхронизированно излагается зарубежная и отечественная история. Основная задача учебника - вооружение обучающихся знаниями и пониманием основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность всемирной и отечественной истории, формирование умений проводить поиски исторической информации, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.

Для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

ЧАСТЬ 1.
Предисловие 3
Введение 4
Основы исторического знания 4
Глава 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций 13
§ 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита 13
§ 2. Неолитическая революция и ее последствия 22
Глава 2. Цивилизации Древнего мира 32
§ 3. Древнейшие государства 32
§ 4. Великие державы Древнего Востока 41
§ 5. Древняя Греция 47
§ 6. Древний Гим 56
§ 7. Культура и религия Древнего мира 63
Глава 3. Запад и Восток в Средние века 71
§ 8. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе 71
§ 9. Возникновение ислама. Арабские завоевания 75
§ 10. Византийская империя 80
§ 11. Восток в Средние века 83
§ 12. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе 88
§ 13. Основные черты западноевропейского феодализма 93
§ 14. Средневековый западноевропейский город 98
§ 15. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы 102
§ 16. Зарождение централизованных государств в Европе. 110
§ 17. Средневековая культура Западной Европы. Начало Генессанса 115
Глава 4. От Древней Гуси к Московскому государству 120
§ 18. Образование Древнерусского государства 120
§ 19. Крещение Гуси и его значение. 126
§ 20. Общество Древней Гуси 130
§ 21. Раздробленность на Руси 134
§ 22. Древнерусская культура 138
§ 23. Монгольское завоевание и его последствия. Натиск с Запада 142
§ 24. Начало возвышения Москвы 146
§ 25. Образование единого Русского государства 153
§ 26. Россия в правление Ивана Грозного 161
§ 27. Смутное время начала XVII в 171
§ 28. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения 178
§ 29. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII в 184
§ 30. Культура Руси конца XIII —XVII в 191
Глава 5. Страны Европы, Азии и Америки в XVI — XVIII вв — 199
§ 31. Великие географические открытия. Образование колониальных империй 199
§ 32. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе 204
§ 33. Возрождение и гуманизм в Западной Европе. 208
§ 34. Реформация и контрреформация 211
§ 35. Становление абсолютизма в европейских странах 215
§ 36. Англия в XVII—XVIII вв 221
§ 37. Страны Востока в XVI — XVIII вв 227
§ 38. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев 231
§ 39. Международные отношения в XVII — XVIII вв 234
§ 40. Развитие европейской культуры и науки в XVII —XVIII вв. Эпоха Просвещения 238
§ 4 1. Война за независимость и образование США 243
§ 42. Французская революция конца XVIII в 247
Глава 6. Россия в XVIII в 254
§ 43. Россия в эпоху петровских преобразований 254
§ 44. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения 264
§ 45. Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII в 268
§ 46. Русская культура XVIII в 278
Хронология (с древнейших времен до конца XVIII в.) 287
Литература 296

ЧАСТЬ 2.
Глава 7. Становление индустриальной цивилизации в Европе и Америке в XIX в 3
§ 47. Промышленный переворот и его последствия 3
§ 48. Международные отношения 10
§ 49. Политическое развитие стран Европы и Америки 15
§ 50. Развитие западноевропейской культуры 23
Глава 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в XIX в 30
§ 51. Колониальная экспансия европейских стран. Индия 30
§ 52. Китай и Япония 34
Глава 9. Россия в XIX в 39
§ 53. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. 39
§ 54. Движение декабристов 45
§ 55. Внутренняя политика Николая I 49
§ 56. Общественное движение во второй четверти XIX в 53
§ 57. Внешняя политика России во второй четверти XIX в 56
§ 58. Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х гг. XIX в. Контрреформы 61
§ 59. Общественное движение во второй половине XIX в 69
§ 60. Экономическое развитие во второй половине XIX в 73
§ 61. Внешняя политика России во второй половине XIX в 78
§ 62. Русская культура XIX в 83
Глава 10. От Новой истории к Новейшей 91
§ 63. Мир в начале XX в 91
§ 64. Пробуждение Азии в начале XX в 96
§ 65. Россия на рубеже XIX—XX вв 100
§ 66. Революция 1905 — 1907 гг. в России 105
§ 67. Россия в период столыпинских реформ 111
§ 68. Серебряный век русской культуры 116
§ 69. Первая мировая война. Боевые действия 1914 —1918 гг 120
§ 70. Первая мировая война и общество 124
§ 71. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю 128
§ 72. Октябрьская революция в России и ее последствия 134
§ 73. Гражданская война в России 140
Глава 11. Мир между двумя мировыми войнами 149
§ 74. Европа и США 149
§ 75. Недемократические режимы 154
§ 76. Турция, Китай, Индия, Япония 160
§ 77. Международные отношения 163
§ 78. Культура в первой половине XX в 167
§ 79. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР 172
§ 80. Индустриализация и коллективизация в СССР 177
§ 81. Советское государство и общество в 30-е гг. XX в 182
§ 82. Советская культура в 20 —30-е гг. XX в 187
Глава 12. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа 192
§ 83. Накануне мировой войны 192
§ 84. Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане 195
§ 85. Второй период Второй мировой войны 202
Глава 13. Мир во второй половине XX — начале XXI в 213
§ 86. Послевоенное устройство мира. Начало « холодной войны » 213
§ 87. Ведущие капиталистические страны 218
§ 88. Страны Восточной Европы 225
§ 89. Крушение колониальной системы 230
§ 90. Индия, Пакистан, Китай 236
§ 91. Страны Латинской Америки 240
§ 92. Международные отношения 246
§ 93. Развитие культуры 253
Глава 14. СССР в 1945 — 1991 гг. Современная Россия 258
§ 94. СССР в послевоенные годы 258
§ 95. СССР в 50-х — начале 60-х гг. XX в 263
§ 96. СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг. XX в 266
§ 97. СССР в годы перестройки 274
§ 98. Развитие советской культуры (1945—1991 гг.) 280
§ 99. Россия в конце XX — начале XXI в 287
Словарь исторических терминов 298
Хронология (XIX — начало XXI в.) 312
Литература 316



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта