Главная » Маринование грибов » Как в Древнем Риме называли свободных граждан, которые не имели собственности? Система имён в Римской империи.

Как в Древнем Риме называли свободных граждан, которые не имели собственности? Система имён в Римской империи.

Как бы Вас звали в древнем Риме?

Система имен нужна для идентификации людей в любом обществе, и даже в наши свободные времена она подчиняется определенными правилами. людям было проще определиться с именами своих чад - правила и традиции сильно сужали место для маневра в этой области.

Если в роду не было мужского наследника римляне часто усыновляли кого-нибудь из своих родственников, который вступая в наследство принимал личное имя, родовое имя и когномен усыновителя, а свою родную фамилию сохранял в качестве агномена со суффиксом "-ан". Например, разрушитель Карфагена родился, как Публий Эмилий Павел, но был усыновлен своим двоюродным братом - Публием Корнелием Сципионом, чей сын и наследник умер. Так Публий Эмилий Павел стал Публием Корнелием Сципионом Эмилианом и после того, как он разрушил Карфаген, получил агномен Африканский-Младший, чтобы отличаться от своего деда Публия Корнелия Сципиона-Африканского. Затем, после войны в современной Испании, он получил и еще один агномен – Нумантийский. Гай Октавий, будучи усыновленным братом своей бабушки Гаем Юлием Цезарем и вступив в наследство, стал Гаем Юлием Цезарем Октавианом, а в последствие еще получил агномен Август.

Имена рабов

Неравноправное положение рабов подчеркивалось тем, что к ним обращались по личному имени. При необходимости официальности, после личного имени раба, как правило, указывались фамильное имя его хозяина в родительном падеже и с сокращением ser или s (от слова серв, т.е. раб) и/или род занятия. При продаже раба номен или когномен его прежнего хозяина сохранялся за ним с суффиксом "-ан".

Если раба отпускали на свободу, то он получал как прономен и номен – соответственно имена отпустившего его, а как когномен - свое личное имя или профессию. Например, в процессе против Росция-Младшего его заступник Марк Туллий Цицерон по сути обвинил вольноотпущеника Суллы - Луция Корнелия Хрисогона. Между номеном и когноменом вольноотпущеников писались сокращения l или lib от слова либертин (вольноотпущеник, освобожденный).

Патриции и плебеи

Самое широкое разделение было между патрициями , теми, кто мог проследить их родословную до первого Сената , установленного Ромулом , и плебеями , всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна , основанная в 494 до н.э, была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр , подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон , были известны как novus homo («новый человек»). Они и их потомки становились nobiles («благородными»), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

Классы согласно имущественному положению

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел по крайней мере 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. С несколькими исключениями все политические должности были заполнены мужчинами от сенаторского класса. Ниже них были эквиты («всадники» или «рыцари»), с 400 000 сестерциев, кто мог участвовать в торговле и сформировал влиятельный деловой класс. Ниже всадников были еще три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у кого не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить военную службу, затем ограниченную первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников- тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Неграждане

Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобожденные женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы

Латинское право , форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины , и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (liberti) были освобожденными рабами, у которых была форма Латинского права; их свободнорождённые дети были полными гражданами. Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики ; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи , когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одаренными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых "с мелом рабского рынка еще на их пятке". Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путем).

Рабы

Рабы (servi, «сервы») по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во времена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций , например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальные классы в Древнем Риме" в других словарях:

    Общественные, «...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли… … Философская энциклопедия

    Рим и территории, находившиеся под его контролем … Википедия

    Римское гражданство высший социальный и юридический статус римской античности, означающий возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством. Содержание 1 Социальная стратификация римского… … Википедия

    Цивилизация - (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора

    Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Столкновение и противодействие интересов классов. О несовпадении интересов различных социальных групп друг с другом, об их конфликтах между собой издавна писали историки и философы. Аристотель, Т. Гоббс, Г.В.Ф. Гегель и др. рассматривали конфликт … Философская энциклопедия

    Государство - (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

    Эта статья содержит сведения об истории Древнего Рима начиная с 27 года до н. э. Основная статья обо всей древнеримской цивилизации Древний Рим Римская империя лат. Imperium Romanum др. греч. Βασιλεία Ῥωμαίων Древний Рим … Википедия

Разница в характере и особенностях путей общественного развития. Во времена, когда в Греции Фалес смотрел на звезды, в Риме к власти приходит Тарквиний Гордый. Римский полис еще только формируется, еще нет законов XII таблиц, а Папирий, с которого начинается история римского права, даже не собрал законы царей. По мере того, как Рим достигает поры расцвета, Греция, в свою очередь, переживает кризис. Походы Александра Македонского перевернули привычное мироустройство, после его смерти Восточное Средиземноморье и Ближний Восток становятся ареной для столкновений диадохов. Греция как бы на периферии этого нового мира, хотя и ее эти войны затронули. В этот же период, в начале III века до н.э. Академию возглавляет Аркесилай, который тяготеет к скептицизму и полагает невозможным истинное суждение, но только вероятное. Его преемники, как видно, незначительны, потому что от них ничего не сохранилось. Одновременно с этим начинает процветать тяга к роскоши, которая объясняется кризисом традиционной общественной структуры и хлынувших с востока богатств. Рим же в этот период еще достаточно консервативен, образцовым считается человек, соответствующий трем критериям: гражданин - земледелец - воин. Еще и ко временам покорения Карфагена и Коринфа (146 год до н.э.) нарочитая скромность будут в чести. Показательны примеры Эмилия Павла, который ничего не взял из добычи, полученной в войне против Персея Македонского, и Муммия Ахаика, который, покорив Коринф и привезя в Рим множество статуй, ничего не взял себе лично. Однако уже во II веке до н.э. появляются люди, интересующиеся греческой ученостью - это Сципион Старший и, в большей мере, Сципион Младший, собравший вокруг себя даже ученый кружок. В целом, общество мало одобряло этот интерес к умозрительным занятиям; ярким выразителем этого взгляда был Катон. Его главный трактат - Земледелие, а философия сводится к тому, что быть vir bonus в значении хорошего хозяина. Когда в I веке до н.э. римская интеллектуальная элита все же обратилась к философским занятиям, то возникла даже языковая проблема: не было абстрактных понятий, языкового аппарата. Это интересно характеризует римлян, как людей более практичных и конкретных. Философия всегда оставалась неким занятием, увлечением. Исключением является поздний, собственно римский стоицизм, однако это не строго разработанное философская система, а по большей части размышления по этическим вопросам. Яркие представители - Сенека, Музоний Руф (сохранились лишь фрагменты его работ), Эпиктет (грек и вольноотпущенник), Марк Аврелий (писал по-гречески). Мне кажется, что философом (опять же, скорее мыслителем этического характера) до некоторой степени можно назвать Тацита, который попытался проследить динамику развития и падения общественных нравов через историю (в принципе, традиция начатая еще Саллюстием). Наконец, стоит еще принимать во внимание кризис античной культуры: ко временам расцвета Римского государства (рубеж эр) было создано уже такое количество произведений, что создавать что-то новое было сложно по причине трудностей охвата имеющегося наследия. Потому начинаются появляться компиляции, эпитомы, сборники. Яркие примеры - Historia Naturalis Плиния Старшего (энциклопедия по естественным наукам) и Noctes Atticae Авла Геллия (по сути, записная книжка, куда автор выписывал все интересное, что попадалось ему во время чтения).

1. Патриции.

2. Пролетарии.

3. Плебеи.

9. Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства – это периодизация истории:

1. Древнего Египта;
2. Древнего Рима;
3. Древней Греции;
4. Древнего Вавилона.

10. Государственный строй Спарты это:

1. военно-аристократическая республика;

2. демократическая республика;

3. монархия;

4. олигархическая республика.

11. Систему магистратуры в Риме возглавляли:

1. преторы;
2. консулы;
3. эдилы;
4. цензоры.

12. Феод – это:

1. Наследственное земельное владение, передаваемое сеньором - вассалу за службу;

2. Прижизненное, не наследуемое земельное владение, передаваемое сеньором - вассалу за службу.

3. Владелец земельного участка.

13. «Княжеский абсолютизм», сложившийся в Священной Римской империи германской нации, в XVI – XVIII вв.:

1. Характеризуется политическим и территориальным единством государства; князь является главой центрального аппарата власти;

2. Сложился в пределах отдельных княжеских владений при фактическом отсутствии централизованной имперской власти;

3. Являлся показателем высокого уровня политического и экономического развития империи.

Кто являлся главой государства в Арабском Халифате?

4. Верховный муфтий.

Согласно конституции Франции 1946г на какой срок избирался президент?

1. на 7 лет

2. на 4 года

3. на 5 лет

Вариант № 5

Задание № 1

Решите задачи:

1) Врач лечил знатного человека и его раба, от оспы. Лечение было успешным. Мушкенум заплатил врачу 4 сикля серебра. Врач подал в суд жалобу, в которой заявил, что ему не доплатили. Удовлетворит ли суд иск врача? Почему?

2) Два баирума много лет враждовали. Однажды один из них ударил палкой беременную дочь второго. У женщины случился выкидыш, ее семья подала жалобу в суд. Судья собирался вынести приговор. Какое решение он должен был принять? Но в этот момент ему сооб­щили, что несчастная умерла от горя. Каким теперь будет решение судьи по законам Хаммурапи?

3) Вайшия подал в суд жалобу на кшатрия за то, что тот дарил его жене подарки и заигрывал с ней. Какое наказание ждет кшатрия? Как ква­лифицирует его действия суд по законам Ману?

Задание № 2

Решите тест

1. Системный метод применительно к науке истории государства и права зарубежных стран:

1. Требует рассмотрения историко-правовых явлений как элементов определенной системы; функциональной характеристики элементов структуры, ее анализа и синтеза.

2. Требует использования в историко-правовом исследовании приемов статистики.



3. Требует использования в историко-правовом исследовании приемов и методов социологический науки.

2. После смерти правителя суд над ним устраивался в:

1. Древнем Вавилоне;

2. Древнем Риме;
3. Древней Греции;
4. Древнем Египте.

3. Какой титул носили царские судьи в Древнем Египте:

1. «жрецы богини истины»;

2. «жрецы богини справедливости»;

3. «жрецы бога правды»;

4. «жрецы бога мести».

4. Табу это:

1. предостережение;

3. убеждение;

4. разрешение.

5. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи, брак представлял собой:

1. Письменный договор, заключенный между будущим мужем и отцом невесты.

2. Устный сговор между женихом и невестой, подтвержденный родителями сторон.

3. Письменный договор между родителями жениха и невесты.

4. Письменное разрешение царя или визиря на заключение брака, без которого брак не считался действительным.

6. Для древнеиндийского государства в Магадхско-Маурийскую эпоху характерны:

1. Автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством.

2. Варново-кастовая система в раз и навсегда определенным местом человека в ней.

3. Равенство людей перед законом, независимо от варново-кастовой принадлежности.

4. Высокий уровень развития сельского хозяйства и производства, который позволял обеспечивать население всем необходимым вне культурного и торгового обмена.

7. Согласно реформе общественного устройства, проведенной римским царем Сервием Туллием в середине V века до н.э.:

1. Плебеям были предоставлены политические права и право избирать народного трибуна.

2. Все свободное население Рима было разделено на шесть имущественных разрядов и на сотни – центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек.

3. Учреждались институты патроната и клиентелы.

8. Согласно закону Луция Валерия и Марка Горация в 449 году народный трибун получил право:



1. Распускать Сенат.

2. Опротестовывать решение любого магистрата, кроме диктатора.

3. Объявлять войну и заключать мир.

Как назывались комиции (народные собрания), в компетенцию которых входило: принятие законов, избрание высших должностных лиц республики, объявление войны, рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

1. Центуриатные.

2. Трибутные.

3. Куриатные.

4. Эти полномочия составляли компетенцию Сената.

10. В состав римской семьи входили:

1. Родственники по крови или вследствие брачных связей.

2. Родственники по крови или вследствие брачных связей; вольноотпущенники, рабы, клиенты.

3. Родственники по крови или вследствие брачных связей; вольноотпущенники, рабы; клиенты в состав римской семьи не входили, поскольку являлись субъектами другой группы отношений: патроната и клиентелы.

11. Принцип «вассал моего вассала не мой вассал» означал:

1. Систему отношений в феодальном обществе, характеризующуюся равенством всех их участников;

2. Систему отношений подчиненности в феодальном обществе, в которой феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры.

3. Систему отношений подчиненности в феодальном обществе, в которой феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, находились в политической и экономической зависимости от феодалов, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры.

12. Свод законов обычного права салических франков, составленный по повелению короля Хлодвига в конце V века назывался:

1. «Салическая правда».

2. «Бургунская правда».

3. «Рипуарская правда».

13. Главой государства в средневековой Англии являлся:

2. Император.

3. Король.

1. В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.

2. В Риме во времена республики брат имел законное право наказать свою сестру за непослушание, занявшись с ней сексом.

3. В Древнем Риме группу рабов, принадлежащих одному человеку называли... фамилией

4. Среди первых пятнадцати римских императоров один только Клавдий не имел любовных связей с мужчинами. Это считалось необычным поведением и высмеивалось поэтами и писателями, которые говорили: любя только женщин, Клавдий сам стал женоподобным

5. В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли... деканом.

6. В Древнем мире как и в средневековье не было туалетной бумаги.Римляне использовали палку с тканью на конце которую мокали в ведро с водой.

7. В Риме богатые граждане жили в домах - особняках. В дверь дома гости стучали колотушкой, дверным кольцом. На пороге дома была выложена мозаичная надпись “сальве” ("добро пожаловать”). Некоторые дома вместо собак охраняли рабы, привязанные к кольцу в стене.

8. В Древнем Риме знатные господа в качестве салфеток на пирах использовали кудрявых мальчиков. Вернее, конечно, использовали только их волосы, о которые вытирали руки. Для мальчиков же считалось невероятной удачей попасть на службу к высопоставленному римлянину в качестве такого "столового мальчика".

9. Некоторые женщины в Риме пили скипидар (несмотря на риск смертельного отравления), так как он придавал их моче запах роз.

10. Традиция свадебного поцелуя пришла к нам из Римской империи, где молодожены в конце бракосочетания целовались, только тогда поцелуй имел другое значение - он означал своего рода печать под устным договором о браке. Так сделка о браке была действительна

11. Популярное выражение «вернуться в родные Пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

12. Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25

13. Месяц август, который ранее называли Sextillis (шестой), был переименован в честь римского императора Августа. Январь назвали в честь римского бога Януса, который имел два лица: одно смотрящее назад - в прошлый год, а второе глядело вперед - в будущее. Название месяца Апрель произошло от латинского слова «aperire», что означает открывать, возможно, из-за того, что в этот месяц открываются бутоны цветов.

14. В Древнем Риме проституция не только не была незаконной, но и считалась обычной профессией. Жриц любви не покрывали позором и презрением, поэтому им не нужно было скрывать свой статус. Они свободно расхаживали по городу, предлагая свои услуги, а чтобы их было легче выделить из толпы, проститутки носили обувь на высоком каблуке. Больше никто каблуки не носил, чтобы не вводить желающих купить секс в заблуждение.

15. В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток — спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта