Главная » Маринование грибов » Конспект лексико-грамматического занятия на тему "осень". Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Конспект лексико-грамматического занятия на тему "осень". Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса по теме “Осень”.

1. Обогатить и активизировать словарный запас по теме “Осень” (предметный словарь, словарь признаков, глагольный словарь).

2. Развивать грамматический строй речи (подбор родственных слов, работа с относительными прилагательными).

3. Активизировать знания по темам: деревья, перелетные птицы, дикие животные.

4. Развивать умение отвечать на вопрос развернутым предложением.

5. Совершенствовать слуховое внимание и умение выполнять инструкции.

6. Развивать общую моторику.

7. Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: проектор и экран,ноутбук с презентацией, осенние листочки с: березы, клёна, дуба, рябины, липы.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети заходят в кабинет, стоят полукругом.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказку, чтобы туда попасть, нам нужно поиграть в волшебную игру. Я буду говорить и показывать разные действия, но вы должны делать только то, что я говорю.

Ход игры: логопед показывает – руки в стороны и делает руки в стороны, показывает руки вверх – говорит руки вниз и т.д.

Дети выполняют задание и садятся на стулья.

II. Изучение нового материала.

Дети сидят на стульях перед экраном.

Логопед: Мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречают 4 подружки, как вы думаете кто это?

Дети: Это времена года.

Логопед: Правильно. Как вы догадались?

Логопед: Какие времена года бывают?

Дети отвечают по очереди, называя по одному времени года, потом один ребёнок обобщает сказанное.

Логопед: Что идет после лета?

Аналогичные вопросы: какое время года между зимой и летом, что идет после зимы и т.п.

Дети отвечают.

(Слайд № 3)

Логопед: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года - осень.

(Слайд № 4)

Логопед: Нас в свою сказочную страну пригласила осень. Она приготовила картинки из своей страны для того, чтобы вы всегда могли узнать её, когда она придет к нам в город. Посмотрите на первую картинку, как вы поймете, что пришла осень?

Аня: Осенью солнце светит, но не греет. Дни становятся короче.

(Сайд № 5)

Логопед: Посмотрите на следующую картинку, как ещё можно понять, что пришла осень?

Антон: Я понял, что пришла осень, потому что за окном часто идут дожди.

Логопед: Что может делать дождь?

Предполагаемые детские ответы: Дождь может идти, моросить…

Логопед: Какие слова родственники, вы знаете у слова дождь?

Предполагаемые детские ответы: дождик, дождевик, дождливый…

(Слайд № 6)

Логопед: Смотрим на следующую картинку.

Диана: Я поняла, что пришла осень, потому что листочки желтеют и краснеют.

(Слайд № 7)

Логопед: Давайте посмотрим, какую ещё картинку нам приготовила осень.

Даша: Я поняла, что пришла осень, потому что с деревьев опадают листья.

Логопед: Как называется явление, когда опадают листья?

Саша: Явление, когда опадают листья с деревьев, называется листопад.

Логопед: Какие слова родственники у слова лист вы знаете?

Предполагаемые детские ответы: листок, листик, листочек, листва, лиственный, лиственница.

Логопед: Аня, расскажи, как ребята поняли, что пришла осень?

Аня: Мы поняли, что пришла осень, потому что солнце светит, но не греет. Часто идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и краснеют. С деревьев опадают листья.

IV. Физминутка.

Дети встают со своих мест и выбирают заранее подготовленные листочки.

Логопед: Осень принесла вам листочки и предлагает с ними поиграть. Олег, ты какой листок?

Я кленовый листок.
Все дети отвечают по очереди.

Логопед: Представим, что мы с вами листочки.

Мы, листики осенние, (показывают друг другу листочки)
На веточках сидели. (потрясли свои листочки)
Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. (идут по кругу, взмахивая листочками)
И на землю тихо сели. (дети присаживаются)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (побежали по кругу)
Повертел их, покружил. (кружатся вокруг себя)
И на землю опустил. (дети присаживаются)

Дети повторяют слова и действия за логопедом.

Логопед: Теперь устроим листопад. Положите на ладонь свои листочки и сдуйте их с ладошки.

Дети выполняют задание.

III. Изучение нового материала.

Дети садятся на свои места перед экраном.

(Cлайд № 8)

Логопед: Посмотрите, какой следующий признак у осени?

Аня: Птицы улетают на юг.

Логопед: Все птицы улетают на юг?

Дети: Нет, только перелетные.

Логопед: Каких перелётных птиц, вы помните?

Дети по очереди называют птиц.

(Cлайд № 9)

Логопед: Что дикие животные делают осенью?

Предполагаемые детские ответы: Животные готовятся к зиме. Белочки делают запасы на зиму. Медведи впадают в спячку. Зайчики меняют шкурки с серой на белую. И т.п.

(Слайды № 10,11,12)

Логопед: Чем люди занимаются осенью?

Предполагаемые детские ответы: Собирают урожай (выкапывают картошку, собирают яблоки и т.п.), надевают теплую одежду.

(Cлайд № 13)

Логопед: Какая осень бывает?

Предполагаемые детские ответы: Золотая, дождливая и т.п.

Логопед: Какие отличия у ранней и поздней осени?

Дети высказывают свои предположения.

(Слайды № 14, 15, 16)

Логопед: Какие осенние месяцы вы помните?

Детские ответы: Сентябрь, когда ребята идут в школу, октябрь - в это время часто идут дожди и опадают листья с деревьев, ноябрь – наступает поздняя осень, деревья стоят голые, на улице становится ещё холоднее.

Хоровое проговаривание всех осенних месяцев. Логопед обобщает все сказанное детьми.

IV. Подведение итога. Оценка деятельности детей.

(Слайд № 17)

Логопед: Осень прощается с вами. Она надеется, что вы теперь сможете всегда узнать, когда она придет к вам погостить. Про что мы разговаривали на занятии?

Олег: Про приметы осени.

Логопед: Какие приметы осени вы запомнили?

Дети отвечают на вопрос.

Логопед: Какие месяцы называются осенними?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Все молодцы. Сейчас сможет пойти в группу только тот, кто скажет, какая осень.

Дети отвечают на вопрос и выходят из кабинета.

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень».

Тема: «Осень»

Цель:

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Осень».

Задачи:

Образовательные:

  • Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «Осень».
  • Развитие словесно-логического мышления.

Коррекционные:

  • Развитие связной речи.
  • Развитие навыков словообразования и словоизменения.
  • Развитие абстрактного мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие темпо-ритмической стороны речи.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование :

  • мяч, картинки с изображением осени и со звуковым сопровождением (звук ветра, дождя), тематические картинки времен года и природных явлений, символы времен года (снежинка, бабочка, ландыш, желтый лист).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

  • Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
  • Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
  • Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
  • Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

II. Основной этап.

2. «Что каким может быть?»

Логопед: Вот мы с вами теперь все признаки осени. И сегодня мы с вами пойдем в осенний лес

Что мы в нем увидим? Я буду говорить слово, а вы придумайте, что таким бывает. Кому останется мяч, тот называет первым, другие после него говорят, как они думают.

Итак, что каким может быть?

  • ОСЕННИЙ – ДЕНЬ, ВЕЧЕР, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛЕС…
  • ОСЕННЯЯ – ПОГОДА, НОЧЬ, НЕПОГОДА, ОДЕЖДА, СЫРОСТЬ…
  • ОСЕННЕЕ – НЕБО, ПАЛЬТО, ДЕРЕВО, НЕНАСТЬЕ…
  • ОСЕННИЕ – КАНИКУЛЫ, ЛИСТЬЯ, ПЕРЧАТКИ, ЗАМОРОЗКИ…

Золотая- осень, цепочка, голова, мама.

Физкультминутка «Дождик».

Дети разделяются на тех, кто щелкает пальцами, бьет кистью о ладонь, об стол рукой. Создается эффект дождя. Тише (слабый дождь) – громче (сильный).

3. Описание примет осени.

Логопед: Давайте теперь расскажем все вместе какая такая наша осень. (по схеме Ткаченко)

4. Отгадайте загадки!

Тучи нагоняет,
Воет, завывает.
По свету рыщет,
Поёт да свищет.
(Ветер)

Висят на ветках
Золотые монетки.
(Осенние листья)

6. Игра «Время года, найдись!»

Четыре ребенка получают символы времен года. Называют свое время года. Другие дети получают картинки с природными явлениями или тематическими картинками каждого времени года, они должны подойти к соответствующему ребенку и объяснить почему было выбрано именно это время года. Анализ, обсуждение.

7. Работа с текстом.

Ребята, послушайте внимательно текст. О чем он? Какое время года описывает автор? Что произошло?

«Кленушка»

Однажды, гуляя по лесу, мне на плечо опустился листочек клена. От неожиданности я вздрогнула, и он медленно полетел мне прямо под ноги. Листочек был ярко красного цвета, а капельки дождя на нем переливались всеми цветами радуги. Чтобы капельки дождя не соскользнули с листочка, я аккуратно подняла его с земли. Листочек задрожал в моих ладошках, но капельки все остались на месте. А в капельках дождя, как в зеркальном отражении, я увидела осенний лес. Да, да осенний лес. Лето пролетело как всегда очень быстро, оставив мне на память: теплое море, шоколадный загар и сладкий вкус клубники. Впереди меня ждет длительная осень… Прекрасная осень. Осень — это радость для моих глаз. Просыпаясь в осеннее утро, я распахиваю окно, и теплый влажный воздух после ночного дождя врывается в мою комнату. Вместе со свежестью нового дня, комната наполняется и птичьими голосами. Они поют, о том, что природа еще не спит. Что есть время еще насладиться всеми прелестями осени, всеми красками этого прекрасного времени года. Желтый, бежевый, оранжевый, красный, коричневый – как хороший художник, пишет осень свою историю… И восхищаясь мастерством художника, я понимаю, что осень не только радость моих глаз, но и услада моей души. А листочек клена я взяла домой, высушила и в рамку под стекло. И теперь, когда за окном крепчают морозы, мне греет душу маленький красный огонек…мой листочек клена… мой Кленушка.

В. Н. Савкина

8. Чего не бывает осенью?

Выполняется на индивидуальных листах. «Нелепицы» обводим красным цветом.

III. Итог занятия.

Ребята, вы сегодня замечательно занимались! И у меня есть для вас сюрприз — переверните лист с «нелепицей» — там для каждого своя раскраска припрятана. До новых встреч!

Раздаточный материал

(Я печатала на 20 детей первый лист 10 раз, а на другой стороне оставшиеся листы, получилось, что у каждого ребенка лист с заданием и раскраска на оборотной стороне фактически без повторов, если в каждой группе по 10 человек.)

Использованные источники:

  1. Чохонелидзе Т.А. Осень. Задания по развитию речи детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 32 с.

Учитель-логопед: Калинина Надежда Александровна, ГБОУ Школа 1566, Москва 2018г.

Цели:

  1. Активизация и накопление словаря по теме «Продукты питания» .
  2. Совершенствование навыков словообразования.
  3. Закрепление навыков практического использования относительных прилагательных в самостоятельной речи.
  4. Обучение согласованию относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  5. Упражнение детей в употреблении существительных в родительном падеже с предлогами в творительном падеже с предлогами.
  6. Развитие познавательной деятельности детей: зрительного восприятия и логического мышления.
  7. Воспитание и уточнение навыков культурного поведения в общественных местах.

Оборудование: Баночки с крупами, горшочки с разными продуктами, плоскостное изображение тарелок с овощами, плоскостное изображение банок и бутылок с фруктами, фрагментарное изображение чашек с компотами, персонаж «Веселый повар» .

Форма занятия: нетрадиционная.

Ход занятия.

1. Орг. Момент.

Сегодня мы с вами побываем в кафе. Кто из вас уже бывал в кафе? Что делают люди в кафе? (пьют, едят, кушают)

2. Подумайте, чтобы вы хотели заказать на обед. Давайте подойдем к витрине и посмотрим: какие салаты есть в меню.

Подойдите и возьмите тарелочку с салатом. Салат из каких продуктов будете есть? (Я буду есть салат из моркови. А я буду есть салат из свеклы. А я буду есть салат из капусты (из лука, из помидоров, из огурцов, из чеснока, из баклажанов)

Как называется салат из капусты? – салат капустный.

Как называется салат из моркови? – морковный салат.

Как называется салат из свеклы? – свекольный салат.

Как называется салат из лука? – луковый салат.

Как называется салат из огурцов? – огуречный салат.

Как называется салат из помидоров? – помидорный салат и т.д.

Как одним словом можно назвать огурцы, помидоры, капусту, лук, чеснок, баклажаны? – Овощи.

Мы едим салаты из овощей. Это салаты какие? – Овощные.

3. А теперь мы будем есть суп, а какой суп вы будете есть – догадайтесь?

У меня горох. Я буду есть суп гороховый.

У меня в кастрюльке вермишель. Я буду есть вермишелевый суп.

У меня фасоль. Я буду есть суп фасолевый.

У меня свекла. Я буду есть суп свекольный.

У меня картофель. Я буду есть суп картофельный.

У меня рис. Я буду есть суп рисовый.

У меня мясо. Я буду есть суп мясной.

У меня рыба. Я буду есть суп рыбный.

4. На второе блюдо будет каша. Из чего варят кашу? По вашей крупе назовите кашу.

У меня манка, из неё каша манная. У меня гречка, из неё каша гречневая.

У меня рис, из неё каша рисовая. У меня перловка, из неё каша перловая.

У меня пшёнка, из неё каша пшённая. У меня овсянка, из неё каша овсяная.

У меня горох, из неё каша гороховая.

5. Физминутка или динамическая пауза.

А сейчас мы с вами немного отдохнём.

В доме нашего Архипа

Что ни день, то просто смех

Заходите. Дверь открыта – угощенье есть для всех.

Прискакали две зайчихи –угостили облепихой.

Приходили петухи – поклевали колоски.

Прилетели мухи – съели хлебную краюху.

Вот притопали зайчихи – обобрали всю клубнику.

Черепахи ровно в три наконец-то приползли.

Им осталась только апельсина долька.

6. – Какой вкусный обед у нас получился. А что будет на третье? Компот.

У тебя какой компот?

Компот из яблок? – яблочный Компот из слив? - сливовый

Компот из груш? - грушевый Компот из вишни? – вишневый

Компот из клубники? – клубничный Компот из малины? – малиновый

7. А что бы вы хотели съесть на десерт?

Я бы хотел съесть вишневый пирог.

А я бы хотел съесть творожный торт.

Я бы хотел съесть клубничное желе.

8. Мы с вами отобедали в кафе. Вам понравился обед? А кто его приготовил? – Повар

Из чего повар приготовил обед? – Из продуктов. К нам гости пришёл весёлый повар и хочет с вами поиграть в разные игры.

А) Что можно приготовить из мяса? – суп, котлеты, тефтели, запеканку.

Суп из мяса какой? – мясной

А котлеты? – мясные

А запеканка? – мясная

Б) Что можно приготовить из творога? – сырники, торт, запеканку.

Сырники из творога какие? – творожные

А торт? – творожный

А запеканка? – творожная

В) А что можно приготовить из яблок? – компот, варенье, сок, пирог.

Компот из яблок какой? – яблочный

Варенье из яблок какое? – яблочное

Пирог из яблок какой? – яблочный

Г) А сейчас послушайте и назовите – что лишнее?

Грушевый сок, манная каша, вишневый компот.

Мясной суп, рыбный суп, клубничный торт.

Апельсиновый сок, гречневая каша, рисовая каша.

Д) Игра «Бывает – не бывает» .

Рыбный торт, мясной компот, картофельное пюре, гречневое варенье.

Е) Напиток из клюквы (какой?) – клюквенный напиток.

Пирог из яблок (какой?) – яблочный пирог.

Запеканка из творога (какая?) – творожная запеканка.

Котлеты из курицы (какие?) – куриные котлеты.

Оладьи из картофеля (какие?) – картофельные оладьи.

Суп из рыбы (какой?) – рыбный суп.

Борщ из свеклы (какой?) – свекольный борщ.

Компот из сливы (какой?) – сливовый компот.

Сок из фруктов (какой?) – фруктовый сок.

Бульон из мяса (какой?) – мясной бульон.

9. Веселый повар приготовил вам сюрприз. Приподнимите край скатерти и достаньте то, что там лежит. Это варенье. С каким вареньем вы пойдете пить чай в группу?

(Я буду пить чай с абрикосовым, вишневым, малиновым, яблочным, грушевым, сливовым, клубничным, персиковым вареньем)

10. Итог занятия. – Где мы сегодня с вами побывали? _ чем мы угостились? Давайте попрощаемся с нашим весёлым поваром и скажем ему спасибо за угощения.

Литература.

  1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» М., 1991г.
  2. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина «Нарушение речи у детей» . М., 1993г.
  3. Т.А. Ткаченко «В первый класс – без дефектов речи» . С-П. 1999г.
  4. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» . М.2004г.
  5. Т.А. Матросова «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» М.2005г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад

г. Ессентуки

Конспект подгруппового занятия

по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи

в подготовительной логопедической группе с ОНР 3 ур.

( 2-й год обучения)

Тема: «Осень»

Цель:

Развивать навыки связной речи.

Задачи:

Продолжать наращивать и активизировать словарь по теме “Осень”;

Закреплять и уточнять знания детей по теме “Осень”;

Согласование сущ. С уменьшительно –ласкательными суффиксами

Образование синонимов, антонимов;

Учить составление сложносочинённых предложений с союзом «а»

Продолжать учить полному и последовательному составлению связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении

Продолжать развивать слуховую память и внимание;

Воспитывать любовь к родной природе.

Здоровьесберегающие технологии

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики,

Использование динамических пауз по лексической теме

Оборудование:

- ёжик, (игрушка на руку)

Шарик Су-Джок

Набор картин «Времена года. Осень»

Орг. момент. Сядет тот, кто ласково назовёт (лист, солнце, ветер,дождь...)

Появляется Ёжик (игрушка на руке логопеда),и просится погреться. Дети приглашают его поиграть с ними.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с шариком Су-Джок (упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на лево)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су- Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

Логопед: Ребята, а где можно увидеть ёжика?

Дети: В лесу.

Логопед: правильно ребята и я вас хочу пригласить в осенний лес

читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко стучит.

Ребята какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?

Что делают листья? Дождик? Небо?

Как можно сказать про осень. Осень, какая? Осенний день, какой? Осеннее солнце, какое? Осенние листья,какие?

Давайте расскажем ежику о приметах осени, которые мы уже знаем, и вспомним осенние месяцы. (Побуждать отвечать полными предложениями)

Игры с ёжиком. (шарик Су-Джок)

Д/У «Скажи иначе»

Унылая пора- скучная, грустная, тоскливая, хмурая;

Небо серое - тёмное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие- голые, обнажённые (без листьев)

Цветы высохшие – увядшие, засохшие.

Д/У «Скажи наоборот»

Осень ранняя- поздняя;

День дождливый - солнечный;

Небо голубое - серое;

Погода пасмурная - ясная;

Трава мокрая – сухая;

Д/у «Исправь предложение» работа с деформированными предложениями

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют на, листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

Д/У «Угадай слово»

Ветер дует, а ветры ….

Птица улетает, а птицы…

Лист желтеет, а листья…

Дождь моросит, а дожди …

Цветок увядает, а цветы …

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи …

Лист падает, а листья …

Д/И «Помоги ёжику составить рассказ» Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении:

«Прошло лето, и наступила … Дни стали …, а ночи … Подул … Стало …

Люди одеваются … На деревьях …. На землю … Моросит … Увядает… Птицы … Люди собирают … Скоро наступит ….

Физминутка. «Мы листики осенние»

Мы листики осенние

На дереве сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Завертел их, закружил

И на землю опустил

Дети повторяют рассказ без помощи логопеда, логопед стимулирует детей у которых более полные рассказы.

Итог:

Ежик: Какие ребята молодцы, как хорошо пересказали мой рассказ.

Логопед: А ещё они с тобой играли. Помогите Ёжику вспомнить, в какие игры мы играли и как правильно и красиво говорили. (Дети вспоминают и логопед подводит итог

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе

Тема: «Осень»

Цели:

уточнить, закрепить и расширить представления детей об основных приметах осени;

активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме;

продолжать развивать словообразовательную функцию речи;

учить составлять рассказ об осени с опорой на схему;

развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;

воспитывать любовь к осенней природе.

Оборудование: картинка с изображением времени года «Осень», картины с изображением времен года, опорные схемы примет осени, мяч, картонные желтые листья, схема для составления рассказа по осенним приметам, панно.

Ход занятия

1.Орг. момент

Упр. «Назови ласково»

2.Сообщение темы занятия

Отгадайте загадку.

«Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда это бывает?» (Осенью)

Сегодня мы поговорим об осени.

3.Беседа по теме

После, какого времени года наступает осень?

Что делают люди в садах, на огородах и полях осенью? (Осенью люди убирают урожай овощей и фруктов).

Назовите осенние месяцы.

Повторение названий осенних месяцев.

4.Повторение названий времен года

5. Д/и «Подбери признак»

Что можно сказать об осени, какая она? (Осень - золотая, нарядная, хмурая, холодная, ранняя, красивая, дождливая и т.д.).

Какая природа осенью? (Осенью природа красивая, желтая, нарядная, яркая и т.д.).

6.Приметы осени

Вспомним и назовём приметы осени.

Как светит осенью солнце?

Какое небо? (Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь).

Какая погода осенью? (Погода осенью холодная, дует ветер).

Что происходит с деревьями, травой? (На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает).

Что происходит с птицами осенью? (Птицы улетают на юг).

Что происходит с животными? (Звери готовятся к зиме).

7. Д/и «Скажи со словом «Осенний»

Ветер, небо, погода, аллея и др. (Осенний ветер, осеннее небо и др.)

8. Объяснение и понимание переносного значения слов (« Золотая осень», «Поздняя осень», «Золотой ковер» (из листьев), «Золотые листья»).

9.Пальчиковая гимнастика

ОСЕННИЙ БУКЕТ

Раз, два, три, четыре, пять

Начиная с большого.

Будем листья собирать Ритмично сжимают и разжимают кулачки .

Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальчики на руке,

листики тополя, листья осины, начиная с большого.

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и

Указательным пальчиками.

10. Д/и «Подходит-не подходит» (с желтыми листьями)

Поиграем с осенними листьями.

Я буду называть слова. Если слово подходит к осени, то поднимите осенние листья.

Опадают , тает, хмурая, расцветают, холодная , теплеет, жарко, улетают, зеленеют, поспевают , желтеют

11 . Физкультминутка

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх

Перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть. Приседаем, руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. Идём по кругу с высоким подниманием

Колена.

12. Упр. «Какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь?-дождливая,

…дождь-дождливая, ..холодно-холодная…, пасмурно-пасмурная…, сыро-сырая…, хмуро-хмурая…, солнечно-солнечная…, ясно-ясная…

13.Упр. «Скажи по образцу»

Наступил осенний день- наступили осенние дни.

На дереве желтый лист- на дереве желтые листья.

Плывет серая туча- плывут серые тучи.

Идет холодный дождь- идут холодные дожди.

Дует сильный ветер- дуют сильные ветра.

Висит теплая куртка- висят теплые куртки.

Летит птичья стая- летят птичьи стаи.

14. Д/и «Исправь ошибки» (по осенним приметам)

Скажите, что я говорю об осени правильно, а что неправильно.

Осенью солнце светит ярко? (Солнце осенью светит мало, не греет).

Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь.

Погода осенью теплая ? (Погода осенью холодная, пасмурная, дождливая).

На деревьях листья зеленые и опадают? (На деревьях листья желтеют, вянут и опадают).

Птицы прилетают с юга? (Птицы улетают на юг).

15. Составление рассказа-описания об осени (по схеме)

Осенью солнце светит мало, не греет. Погода холодная, ветреная. Небо покрыто темными тучами, часто моросит дождь. На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает. Птицы улетают на юг, туда, где тепло. Звери тоже готовятся к холодной зиме. Заяц меняет свою серую шубку на белую. Белка припасает на зиму: орехи, грибы. Медведь ложиться спать в берлогу на всю зиму.

16.Итог занятия

О чём мы сегодня говорили? В какие игры мы играли?

17 . Оценка деятельности детей

Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта