Главная » Маринование грибов » Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе. Педагогические принципы работы с хореографическим коллективом

Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе. Педагогические принципы работы с хореографическим коллективом

На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу программы, мюзиклы) увеличивается и штат педагогов. Появляются собственный костюмер, дизайнер костюмов, менеджер, продюсер, финансовый директор. Хотелось бы заметить, что на первоначальных этапах формирования коллектива руководитель совмещает в себе все вышеперечисленные должности и выполняет их функции. За многолетний период исследований было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены. Чтобы осуществлять процесс педагогической деятельности в хореографическом коллективе, руководитель должен обладать следующими функциями: Ткаченко С.Т. Работа с танцевальным коллективом. - М.: Педагогика, 1998. - С. 45.

1. Коммуникативная. Очень важная функция, которую педагогу необходимо формировать и развивать. Это способность педагогического общения с учащимися. Ее специфика состоит в том, что такое общение осуществляется под руководством педагога и нацелено на решение учебно-воспитательных задач. Педагогическое общение в хореографическом коллективе многообразно. Оно включает в себя и непосредственное отношение педагога к учащимся и учащихся между собой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях общение педагога с учащимися устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других - в процессе обсуждения конкурсов и соревнований. 2. Организационная функция. Педагогу также необходимо иметь и организаторские способности. Прежде всего, они сказываются в умении планировать свою деятельность, в которой воедино слита его профессионально-хореографическая и психологическая подготовленность. В плане должны чередоваться различные компоненты работы с учащимися; от интенсивных нагрузок до небольших пауз отдыха. Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у учащихся чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное. Ткаченко С.Т. Работа с танцевальным коллективом. - М.: Педагогика, 1998. - С. 45.

Организаторские способности педагога непосредственно влияют на эффективность каждого учебного занятия и всего процесса обучения в целом. В самом деле, если, например, педагог - прекрасный исполнитель танцев и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, то его занятия могут оказаться малопродуктивным.

Чтобы добиваться успехов в осуществлении поставленных целей и быть готовым к преодолению трудностей, возникающих в учебном процессе, педагог должен вырабатывать у себя необходимые волевые качества. Воля педагога проявляется в его целеустремленности, настойчивости и упорстве в работе по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства. Не менее важное волевое качество - умение владеть собой. Оно проявляется в том, что даже при создавшихся неприятных обстоятельствах (например, учащийся в присутствии всего коллектива выражает недовольство чем-либо) педагог обладает выдержкой и терпением, и это помогает ему успешно справиться с возникшими затруднениями.

Педагогический процесс в любом коллективе -- производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом -- специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.

Не является исключением в этом отношении и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого -- искусство, а основная цель -- формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей народа. В самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.

Роль искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.

Роль художественного самодеятельного коллектива как концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.

В чем же заключается специфика искусства как предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развития личности?

Прежде всего, нужно подчеркнуть: искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право -- правовое, идеология, политика -- идейно-мировоззренческое.

Искусство, влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, тем самым формирует его целостный облик, активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.

Эстетическая игра, развлечение незаметно переводят богатство нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Искусство обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» -- «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут как усиливать, так и снижать эффективность процесса.

Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние искусства на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность человека к искусству как форме деятельности.

Основной приметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная интенсивность различных видов деятельности неодинакова. В научном познании эмоции носят подчиненный, фоновый характер. Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.

Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным продуктом психической деятельности. Они предстают как вполне конкретный результат (при определенной условности термина) влияния искусства, проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиям соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления.

Данная особенность эмоционально-психологической деятельности личности в процессе восприятия искусства обусловливает и интенсивность ее художественно-эстетического и нравственного обогащения, процесс развития художественно-творческих навыков.

Оригинальность результатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и как личности.

Исполнительство в самодеятельном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственная социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться в самостоятельном решении или нахождении путей решения разнообразных художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими. Творческий подход к решению возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.

Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для самодеятельного художественного творчества, ибо эта задача -- важнейшая из его функций.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ

Специальность 071302

“Социально-культурная деятельность и

Народное художественное творчество”

по дисциплине «Композиция и постановка танца»

«Воспитательная и учебно-творческая работа

в хореографическом коллективе»

Барнаул 2008

Само название темы о том, что мы должны здесь осветить два аспекта. Первый – воспитательная работа в коллективе, второй – учебно-творческий процесс.

Воспитатель – лицо, ведущее воспитательную работу с целью формирования у воспитуемых определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития моральных, физических и умственных качеств.

Человек, посвятивший себя педагогической, воспитательной деятельности, должен обладать многими качествами. А так как хореография

имеет свою специфику, то она, естественно, и определяет особенность

педагога – хореографа.

Работа по воспитанию участников хореографического коллектива

весьма многогранна и прежде всего требует от руководителя, глубоких знаний своего предмета. От общей культуры и знаний руководителя во многом зависят мировоззрение, моральные и этические принципы его

учеников.

Для воспитуемых очень важно все, что делает воспитатель, с первого до последнего занятия, каждое слово и действие. Даже внешний облик – подтянутость, опрятность, аккуратность, его хорошие манеры, походка – производит впечатление на его учеников.

Немаловажным аспектом в деле воспитания участников коллектива является и такое качество руководителя, как выдержка, умение управлять своими эмоциями и чувствами, не терять чувство контроля за своим поведением в любой ситуации и в любое время.

Занятиям в любительском коллективе люди посвящают свободное от работы и учебы время. Эти занятия становятся своеобразной формой общения с интересными людьми, участия в общественной жизни, открывают

Перед ним волнующий и всеобъемлющий мир музыки, танца.

Здесь участник получает интеллектуальное развитие, повышает культурный и идейный уровень. Если в течение длительного времени исполнитель воспитывается на полноценном материале (литература, история,

музыка, хореография и т. д.), то формирует вкус, творческие привязанности, интересы – воспитывается и формируется личность средствами искусства.

Даже способный, но начинающий исполнитель не может освоить и воспроизвести на сцене значительные творения, поэтому важен воспитывающий процесс познания тайн творчества. То есть исполнитель – предпосылка художественного воспитания, с одной стороны, а с другой – гарантия художественного результата – создания сценического произведения.

Знакомство с историей и культурой есть воспитание в самом широком смысле. На основе любви к своему искусству рождаются патриотиче ские

Чувства, расширяется кругозор. Процесс этот творческий, активный, не лишенный самотворчества, не подменяющий инициативу указаниям.

Воспитание в коллективе складывается из нескольких компонентов

Одним из них является дисциплина, которая, в свою очередь, слагается и

отношения участников к занятиям, своим товарищам, руководителю, играющему здесь ведущую роль. От того, насколько руководитель является

образцом дисциплины, насколько сумел заинтересовать участников, увлечь,

вовремя поощрить их успех, тактично и справедливо сделать замечание, зависит результат деятельности каждого участника и всего коллектива.

Хорошо слаженный, стабильно и творчески работающий коллектив

Служит критерием оценки профессиональных, творческих и педагогических качеств руководителя. Воспитательная работа – один из самых важных и сложных разделов его работы, где основным принципом является воспитание танцора в коллективе, для коллектива, через коллектив.

Осознание каждым участником общественных целей способствует

Созданию сплоченности и творческой активности. Работа приобретает перспективность, создается заинтересованность участников в деятельности коллектива.

Дисциплинированность в общественной, творческой, исполнительской и учебной работе всегда связана с результативностью, с созданием высоко-

художественного репертуара.

Немаловажным моментом в деле воспитания коллектива в целом и

каждого участника в частности является репертуар. От его содержательности

во многом зависит идейное, эстетическое и художественное воспитание не только коллектива, но и зрителя.

Руководитель, приоткрывая дверь в прекрасное, вместе с единомышленниками идет непроторенными дорожками, и решаемые им,

Как профессионалом, творческие задачи становятся близкими для участников коллектива. Делаясь сотворцами, они сами обретают способность к созданию художественных ценностей.

Целостность, рожденная знанием, проникновением в сущность материала, играет положительную роль в осуществлении той воспитательной функции, которая является одной из сильнейших сторон искусства. Пользы

От этого для участников нельзя переоценить. Коллектив живет богато и

интересно тогда, когда в нем формируется творчески увлеченные люди,

когда их творческое мышление дает значительные результаты. Таким образом, процесс воспитания и рождения творческого коллектива может состояться при условии, если учебно – творческий процесс:

*целенаправлен (освоение техники, элементов мастерства), дает ему зримый адрес и стимулирует интерес;

*увлекает неизведанностью пути, характером поиска и возможностью проявить творческую инициативу;

* не довлеет недоступностью образов исполнения мастерами – исполнителями;

* позволяет наблюдать за процессом созидания нового и соучаствовать в нем;

* стимулирует к познанию (чтение материалов, поиск прототипов, музыкальных примеров, этнографических источников);

* обогащает удовлетворенностью новыми открытиями.

Концентрировать же интересы участников коллектива должен

руководитель – творец - личность. Для того, чтобы создать единый организм, он должен принимать интересы тех, кто посвятил себя искусству,

поэтому он должен быть одаренным педагогом, умело организующим

учебный процесс на каждом этапе развития.

Приступая к созданию хореографического произведения, для более

Полного раскрытия его темы, идеи, образов, руководитель должен привлечь к этой работе участников коллектива; организовать для них различные встречи с мастерами искусств, просмотры спектаклей, кинофильмов, экскурсии по местам боевой славы, в музеи, знакомство с памятниками старины. Руководитель обращает внимание участников на то, как полученные ими впечатления и знания можно применить при создании художественного образа. Если был просмотр концертной программы

или фильма, надо на конкретных примерах указать на особенности народных танцев, творческого метода художника – балетмейстера. Эти обсуждения должны проводиться в простой и доступной форме беседы.

Руководитель также может поручить участникам коллектива выполнить какие – то задания по сбору дополнительного материала,

необходимого для создания будущей хореографической композиции.

Очень много полезного могут дать специально организованные выезды в районы и села на праздники, проводимые в данной местности, особенно, если в этих праздниках участвуют фольклорные коллективы, в репертуаре которых песни и танцы родного края.

Встречи с народным искусством, с людьми, хорошо знающими и любящими фольклорный танец, помогает глубже понять психологический склад характера народа, создавшего танец, формирует у участников

представление о художественных ценностях народного танца.

Художественное и эстетическое воспитание коллектива ведется и в

процессе учебно – творческой работы. Само название « Учебно – творческая

работа» говорит о том, что в ней сочетается, с одной стороны, познание и

усвоение языка танца, танцевальных движений, жестов, поз, приобретение навыков техники исполнения, а с другой – умение выразить с помощью этих условных танцевальных движений различные настроения. Обе стороны находятся в неразрывном единстве и взаимосвязи.

Весь учебно – творческий процесс начинается с собрания коллектива,

где определяются его вид и жанр, рассказывается о задачах любительского коллектива и данного коллектива в частности. Если это детский коллектив, то проводится беседа с родителями. Устанавливаются постоянные дни и часы занятий, которые ни в коем случае не должны срываться т. к. это повлечет за собой отрицательное влияние на дисциплину и успех коллектива.

На первом же собрании указывается и на тот момент, что каждый участник, пришедший заниматься танцем, должен иметь специальную одежду (форму), предназначенную для исполнения движений танца у

станка на середине зала и во время постановочно – репетиционной работы.

Одежда (форма) у каждого участника должна быть своя. Лучше иметь

Два комплекта – один для занятий классическим танцем (часть костюма может быть использована в сценическом исполнении номера), вторая – для занятий народно – сценическим танцем.

К репетиционной форме (одежде) для занятий классическим танцем относится:

* У девушек – купальник (в младших классах светлый), мягкие балетные туфли, трико (колготки) или в младших классах носки и пуанты.

* У юношей – трико (ласины) или в младших классах темные шорты,

мягкие балетные туфли с белыми ноками, футболки (майки) с коротким рукавом.

В последние годы заметно вырос интерес к балету не только как к виду

академического искусства, но и как к способу самовыражения, к возможности самосовершенствования.

Творческий успех любого артиста балета тесно связан со специальной

Обувью, и правильный ее подбор является неотъемлемой частью успеха. Но,

К сожалению, не всегда удается получить профессиональную помощь и грамотную консультацию при подборе специальной обуви. Дети в училищах

студиях, кружках получают первые знания, навыки от педагога, который чаще всего передает уже устаревшие « секреты» - ломать обувь, обстукивать молотком носочную часть пуант – «коробочку». При этом педагоги не всегда хорошо разбираются в существующих моделях обуви.

Обувь, как известно, является самым важным приспособлением для выполнения танцевальных движений в классическом балете. Стопа артиста работает в позициях и движениях далеко выходящих за ее естественные пределы. Нефизиологичность некоторых балетных движений, неправильно подобранная обувь ведет к профессиональным травмам и заболеваниям.

Наиболее распространенными являются:

1. Поперечное плоскостопие + вальгусное отклонение большого пальца – 80 % .

2 . Продольное плоскостопие – 5 % .

3 . Омозолелость – 66 % .

4 . Молоткообразность пальцев – 27,3 %.

Это одна сторона проблемы. Вторая сторона, как нам кажется, - это

Очень низкая информированность о танцевальной обуви, ее конструктивно –технологических характеристиках. Часто приходится наблюдать случаи, когда артисты балета просто теряются при выборе обуви. Ведь известно, что не существует системы ее подбора. Каждый производитель выпускает различные модели с разной маркировкой, и в такой ситуации легко растеряться. Чтобы избежать этого и помочь артисту при выборе, фирма

Первый шаг -определиться с моделью пуант. Фирма выпускает основные модели: «Vaganova», « Maya II» для балерин с высоким и умеренно

высоким подъемом; « Fouette», «Maya I» для балерин с нормальным подъемом; «Elite», «Grihsko 2007» - универсальные модели для всех типов стоп. На обуви с подошвенной стороны нанесена маркировка – модель, размер, полнота, степень жесткости деталей низа. Каждая модель производиться в 17 размерах и промаркирована в дюймовой системе.

Для перевода размера в другую (штрихмассовую или метрическую) систему нумерации в салонах «Grinsko» имеется специальная таблица. Каждая модель

Выпускается в 5 – ти полнотах и маркируется значком «X» Полнота определяется обхватом стопы по внутреннему и наружному пучкам.

Пуанты выпускаются с 5-ю степенями жесткости (прочности) деталей низа и маркируется SS. S. M. K. SH. – соответственно супермягкие, мягкие, средние, жесткие, супержесткие. Подбор обуви должен зависеть от высоты подъема стопы и от развитости мышечно – связочного аппарата. Из практики известно, что обладательницы высоких подъемов подвержены переломам, растяжениям стопы, и им рекомендуется обувь повышенной жесткости SH,

Влияние профессионального хореографического искусства на любительское творчество.

Концертно-исполнительская деятельность любительского хореографического коллектива.

Руководство воспитательным процессом в любительском хореографическом коллективе.

Сущность понятий «воспитание», «воспитательный процесс», «воспитательная деятельность», «эстетическое воспитание». Цели и задачи воспитания. Взаимодействие педагога и участников хореографического коллектива в условиях воспитательного процесса.

Методы воспитания (по Г.И. Щукиной):

Методы формирования сознания;

Методы формирования поведения;

Методы формирования чувств и отношений.

Формы и приемы организации воспитательного процесса в любительском хореографическом коллективе.

Концертно-исполнительская деятельность коллектива, ее воспитательная и творческая направленность. Виды сценических выступлений: концерты, творческие отчеты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Особенности организации гастрольных выступлений. Критерии оценки творчества любительских хореографических коллективов. Основные формы современных концертных программ. Моно концерт как основная форма концертных программ. Виды концертных программ (тематический концерт, театрализованный концерт, праздничный концерт, концерт народного творчества, эстрадный концерт, музыкальный концерт, детский концерт, литературный концерт). Определение «понятия» концерт.

Отчетные формы концертных программ в хореографическом искусстве: открытый урок, конкурс, класс-концерт, отчетный концерт.

Структура открытого урока. Особенности подготовки конкурса.

Сфера деятельности профессиональных хореографических коллективов. Профессиональные компетенции главного балетмейстера, балетмейстера-постановщика, балетмейстера-репетитора, артиста балета, заведующего костюмерной. Подготовка профессиональных кадров в сфере хореографического искусства. Взаимосвязь профессионального хореографического искусства и любительского творчества.

6.3 Учебная дисциплина «Педагогика в любительских хореографических коллективах»

Понятие танцевальное образование, как процесс и результат усвоения определенной системы знаний. Танцевальное воспитание. Основные виды творческой деятельности в хореографическом воспитании. Личностные качества педагога-руководителя (определение своей позиции целей развития коллектива, стремление к выявлению и развитию своих потенциальных возможностей, возможностей коллектива).

Имидж современного педагога, как составляющая успешной работы. Культура речи (степень совершенства, выразительность, манера вежливого обращения к участникам), профессиональная речь (знание терминологии, правильное ее использование, произношение). Интонация, как средство выражения различных значений экспрессивной, эмоциональной окраски. Мимика и пластика (выразительные движения мышц лица и тела, форма проявления чувств человека) как основа метода иллюстрирования движений и фигур. Физическая и психологическая раскрепощенность.

ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность любого коллектива во многом зависит от умелого и грамотного руководства. Руководство это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности в соответствии с намерениями руководителя. Руководитель лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Необходимой предпосылкой эффективного педагогического руководства развитием личности участников хореографических коллективов является умение ставить перед собой цели, умение планировать свою деятельность, делегировать полномочия, моделировать, проектировать и т.д. Также успешное руководство определяется набором личных качеств руководителя, которые впоследствии определяют действие.

Руководитель любительского хореографического коллектива, как правило, работает в школах искусств, школах-студиях, Дворцах культуры, внешкольных детских и юношеских учреждениях культуры; обеспечивает эстетическое и художественное воспитание, образование и творчество детей и взрослых .

Осуществляя руководство любительским хореографическим коллективом, руководитель должен знать современное состояние и тенденции развития народного творчества и художественной самодеятельности в регионе, области, принципы организации художественного творчества, основы хореографического исполнительства, методику и организацию учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах художественной самодеятельности.

В качестве основных профессионально важных качеств руководителя любительского хореографического коллектива выделяют следующее: хореографические данные; художественный вкус; трудолюбие; чувство ответственности; музыкальный слух; организаторские способности; педагогический такт; творческая инициатива, внимательность. Обладание перечисленными качествами дает возможность руководителю создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Успешность руководства любого руководителя определяется действием: умением ставить цели, умением планировать, умением делегировать свои полномочия и т.д. Остановимся на наиболее важных.

1. Постановка цели . Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим ученикам и сотрудникам это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя хореографического коллектива.

2. Планирование. Планирование это проектирование желаемого будущего и эффективные пути его достижения. Планирование - это процесс принятия решений.

3. Делегирование полномочий – условия рациональной организации управления. Делегирование это передача определенных функций, полномочий от вышестоящего руководства к нижестоящему. Благодаря делегированию своих обязанностей руководитель, во-первых, формирует для себя и коллектива благоприятную атмосферу для творчества. В этой обстановке руководитель может позволить себе сосредоточиться на основных своих функциях - постановка танцев, поиск сюжета для танцевальных композиций, подбор музыкального материала. И, во-вторых, координированная работа «команды» обеспечивает наиболее успешную деятельность коллектива. Но при всем при этом руководитель остается беспрекословным лидером, который является генератором идей, вдохновителем коллектива и определяет направление его развития .

Во многом направленность обучения в любительских хореографических коллективах зависят в первую очередь от квалификации педагогов, которые непосредственно руководят учебно-воспитательной деятельностью. Они конкретизируют цели каждого занятия, определяют формы их организации, планируют учебно-воспитательный материал, дополняя его новыми данными об истории и современной жизни танца, подбирают танцевальную музыку, определяют методы и приемы разучивания репертуара и т.п. Педагог показывает и объясняет танцевальные движения, помогает овладеть профессиональными умениями и навыками, организует вечера практики, конкурсы, соревнования. Одновременно он формирует у учащихся любовь к танцу, потребности и интересы к содержательному проведению досуга и общения эстетически согласованной среде.

Чтобы квалифицированно преподавать, быть подлинным воспитателем высоких эстетических вкусов и взглядов руководитель должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах. Столь высокие требования к руководителю хореографического коллектива предъявляются за счет того, что он является основным фактором и залогом успешного развития коллектива и своей профессиональной деятельности .

Осуществляя руководство деятельностью любительского хореографического коллектива руководитель выполняет определенные функции. За многолетний период исследований было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены. Чтобы осуществлять процесс педагогической деятельности в хореографическом коллективе, руководитель должен обладать следующими функциями:

1. Коммуникативная – эт о способность педагогического общения с учащимися. Ее специфика состоит в том, что такое общение осуществляется под руководством педагога и нацелено на решение учебно-воспитательных задач. Педагогическое общение в хореографическом коллективе многообразно. Оно включает в себя и непосредственное отношение педагога к учащимся и учащихся между собой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях общение педагога с учащимися устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других в процессе обсуждения конкурсов и соревнований. Иногда педагог устанавливает общение с одним учащимся, иногда - со всем коллективом. В соответствии с определенными задачами педагог осмысливает конкретную ситуацию обучения и воспитания и строит свои действия, сопровождая пояснениями, жестами, показывает учащимся танец целиком или его отдельный фрагмент. Чтобы учащиеся могли усвоить учебный материал, они должны его понять и на этой основе повторить за педагогом танцевальные движения, объяснить своё понимание этих движений.

Можно выделить несколько уровней педагогического общения. Общение, которое мы относим к первому уровню , складывается на начальной стадии обучения, когда педагог ещё недостаточно хорошо изучил своих учащихся, а учащиеся плохо знают друг друга. Этот уровень носит весьма поверхностный характер. Второй уровень характеризуется тем, что в процессе учебно-воспитательной работы формируется взаимопонимание педагога с большинством наиболее активных учащихся. В коллективе постепенно складывается атмосфера общей заинтересованности. Третий уровень общения проявляется в установлении отношений товарищества, сотрудничества и взаимопонимания. Четвертый уровень общения определяется наиболее глубокими отношениями между учащимися. Под руководством педагога они в процессе совместной деятельности осознают взаимную ответственность и зависимость. Понимая свою роль и место в коллективе, учащиеся предъявляют высокие требования не только к другим, но и к себе. Следовательно, способность общения с учащимися предполагает формирование важнейших качеств воспитателя. Эта способность проявляется в развитии педагогической наблюдательности: опытный педагог с «первого взгляда» оценивает сложившееся положение и принимает определенные решения, по небольшим внешним проявлениям чувствует особенности учащихся и возникающие у них затруднения .

2. Организационная функция. Педагогу также необходимо иметь и организаторские способности. Прежде всего, они сказываются в умении планировать свою деятельность, в которой воедино слита его профессионально-хореографическая и психологическая подготовленность. В плане должны чередоваться различные компоненты работы с учащимися; от интенсивных нагрузок до небольших пауз отдыха. Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у учащихся чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное и т.п. Педагог должен научиться контролировать свою деятельность, критически оценивать характер руководства и управления, организовать учебную деятельность каждого учащегося и коллектива в целом. Организаторские способности педагога непосредственно влияют на эффективность каждого учебного занятия и всего процесса обучения в целом. В самом деле, если, например, педагог прекрасный исполнитель танцев и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, то его занятия могут оказаться малопродуктивными .

Чтобы добиваться успехов в осуществлении поставленных целей и быть готовым к преодолению трудностей, возникающих в учебном процессе, педагог должен вырабатывать у себя необходимые волевые качества. Воля педагога проявляется в его целеустремленности, настойчивости и упорстве в работе по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства. Не менее важное волевое качество – умение владеть собой. Оно проявляется в том, что даже при создавшихся неприятных обстоятельствах (например, учащийся в присутствии всего коллектива выражает недовольство чем-либо) педагог обладает выдержкой и терпением, и это помогает ему успешно справиться с возникшими затруднениями .

3. Воспитательная функция . При обучении в хореографическом коллективе воспитательная деятельность имеет свою специфику. Воспитание - это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри коллектива и вне его. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе. Основные направления воспитательной работы: эстетическое воспитание, нравственное воспитание, этика поведения. ф изическое воспитание.

4. Психологическая функция. На основании многолетнего изучения опыта большого числа коллективов можно сделать вывод, что особенности психического развития учащихся находятся в зависимости от возраста, образования и стажа их занятия. Изучение опыта показывает, что если обучение танцам педагогически правильно и творчески интересно, то происходит изменение учащихся в целом. Поэтому педагог должен создавать условия подлинно творческой активности, позволяющей учащимся проявлять инициативу и самостоятельность. А для этого ему необходимо хорошо знать психологические особенности каждого возраста учащихся. Также ему необходимо уметь уловить психологическое состояние людей, их чувства и переживания, определить мотивы их поведения, поступков, и, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей, найти самую эффективную меру воспитательного воздействия, которая не оскорбляла бы самолюбие и достоинство, не отталкивала, а наоборот, вызывала желание задуматься над своими поступками, стремление их исправить, сделать полезным своё пребывание в коллективе.

5. Информационная функция это функция, связанная не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса .

В ходе обучения информационная функция проявляется так:

Доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал;

Используя различные методы обучения и их сочетания (рассказ, беседа, проблемное обучение и др.), логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации учащимися;

Оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала;

Оперативно изменять логику и способ обучения учащихся.

6. Мобилизационная функция это умение учителя: привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению; формировать потребность в знаниях; творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций; разумно использовать методы поощрения и наказания и др.

7. Управленческая функция . Одна из особенностей этой функции заключается в том, что она требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих работ.

Таким образом, к руководителю любительского коллектива предъявляется ряд профессиональных требований, соответствуя которым он будет грамотно организовывать занятия. Руководитель любительского коллектива выполняет следующие функции: коммуникативная, организационная, воспитательная, психологическая, информационная, мобилизационная и управленческая. Чтобы квалифицированно преподавать, быть подлинным воспитателем высоких эстетических вкусов и взглядов руководитель должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта