Главная » Маринование грибов » Морфемы в русском языке. Виды классификации морфем

Морфемы в русском языке. Виды классификации морфем


Морфема --наименьшее значимая часть, вычленяемая в стр-ре слова. Например в слове снеж-н-ый выделяют 3 морфемы. Среди морфем различают приставки , корни, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы.

По значению и выполняемым функциям выделяют в стр-ре слова морфемы основные , или корневые, и служебные , или аффиксальные. К служ. отн-ся приставки (префиксы), суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы. Корневая морфема обязательна для каждого слова, служебная морфемы не обяз.

В одних словах значение аффиксов можно определить четко, в других трудно (сильные и слабые аффиксы)

Сильные бывают 4-х типов :


  1. формообразующие; для образования формы слова: флексии, суффикса, приставки. Выше: формоизменяющая основа – выше, формообразующая основа – выш, суффикс – е; мыться: основа – мы и ся, суффикс – ся; перешить: приставка – пере.

  2. Словообразующие; для образования производных слов от производящего слова.
Московский: формоизменяющая основа – московск, формообразующая основа – москов, корень – москов, суффикс – ск Москва

  1. синкретические; две функции: словообразующая и формообразующая. Делатьдоделать: приставка – до.

  2. Смыслоразличительный. Обуть: корень – у, приставка – об разуть: корень – у, приставка – раз.

Слабые аффиксы характеризуются остаточной вычленяемостью.

Слабые аффиксы – частично или полностью утратили свое значение. Стеклярус: формоизменяющая основа – стеклярус, формообразовательная – стекл, суффикс – ярус-стекло. Унификсы, редко встречающиеся аффиксы, вычленяемые по остаточной членимости. Слабые аффиксы выполняют основообразующую функцию, наращение корня: матери: основа – матер, окончание – и, корень – матер; дочери(тот же разбор).

Некоторые считают, что j(йот) наращение основа, другие считают, что йот – формообразовательный суффикс, другие считают, что йот – суффикс с ослабленной основообразующей функцией.

Слабыми бывают морфемы, выполняющие структурную функцию. Это обычно интерфиксы: купейный: формоизменяющая основа – купейн, формообразующая основа – купе, й – йот, суффикс – н, окончание – ый.

Аффмксы во многих словах о связанными корнями считаются слабыми. Они теряют свою функцию. В одноструктурных словах суффикс –ов- есть: столовый, дубовый. Это продуктивный суффикс. Но в словах, со связанными корнями –ов-утратил свою словообразовательную функцию , выполняет структурную функцию. Структурную функцию выполняют десемантизированные аффиксы в словах с частичной членимостью: потоп, побег, север, упор, охота и т.д.

Обычно приставка по- обозначает начало дейстия, а в слове побегу по- утратила это значение, значит слово характеризуется остаточной членимостью. В научной литературе по-разному классифицируют этот аффикс: - Лопатин видит словообразовательную функцию префикса по- или считает по- субморфом корня.

Милославский: по- десемантизм, выполняет структурную функцию.

Земская: аффиксы выполныют функцию стилистической дифференциации: ежик: формоизменяющая основа – ежик, словообразующая – еж, суффикс – ик, окончание – нулевое. суффиксы –ик-, -к- оттенок разговорности, указывают, что это маленький предмет не выполняет словообразовательной функции, являются слабыми.

Слабые морфемы, выполняющие функцию смысловой дифференциации: лететь (в одном направлении) и летать(в разных направлениях)суффиксы –е -, -а- словообразовательными не назовешь, т.к. не ясно от какого слова они образованы, это непроизводные глаголы.


  1. радиксоиды: улица: основа-улиц, корень-ул.

  2. унирадиксоид: буженина: корень – бужен, окончание-а, суффикс –ин.

  3. супплетивные:идти(наст. вр.): основа-ид, корень-ид, суффикс-ти и шел(Прош. вр.): основа-шел, корень-ш, суффикс-ел.

  4. метафоризация корня офонареть: корень – фонар, приставка – о.

  5. фразеологизация корня: насобачиться.

Основообразующая функция: улыбаться: основа – улыбат и ся, суффикс – ся. Постфикс –ся не является словообразующим , т.к. глагол улыбаться не производный. Также не является формообразующим, так как без – ся они не существуют. –ся оказывется функционально неоднороден. –ся может выполнять формообразующую и словообразующую функции (мыться-мыть; житься-жить)

8. Виды классификации морфем. Классификация морфем по материальной структуре.

Морфема --наименьшее значимая часть, вычленяемая в стр-ре слова. Например в слове снеж-н-ый выделяют 3 морфемы. Среди морфем различают приставки, корни, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы.
Три типа морфем:

  1. материально-выраженные морфемы

  2. нулевые, только аффиксы

  3. супплетивные.
Материально выраженные морфемы звучат – белый

Нулевые - в конце 19 века академик Фортунатов дал определение. Это материально невыраженная морфема, которая выделяется при сопоставлении форм слова: лес – леса-лесом.

Нулевые морфемы - это значимое отсутствие. Значение есть, а форма отсутствует. У прилагательных в краткой форме иментит.падежа един числа – тих , у глаголов прошедшего времени ед.числа муж рода – пел , у притяжат прил муж рода – птичий , у местоимений – мой, моя, мое и др части речи. В последнее время стали выделять нулевые суффиксы: теньǾ□←темный.

В школьных учебниках понятия нулевого суффикса нет. Отмечено что слова типа тень образованы безсуффиксальным способом, но при изменении слова или подборе однокоренных слов с той же семантикой суффиксы наблюдаются, например: тень j у (тв падеж): основа теньj, окончание у, нематериально выраженный суффикс j.

Также встречаются супплетивные морфемы: идти: корень – ид , суффикс – т и; - шел: корень – ш, суф – ел; - шла: корень – ш, суф – л, окончание – а. это одна и таже корневая морфема , имеющая разное материальное выражение в разных формах одного слова. Исторически это разные слова. Они образовались от разных корней, но с современной точки зрения это один корень.

Ребенок – дети, я – мне, мы-нас .

Классификация с точки зрения происхождения

Существуют исконно русские морфемы, кот унаследовали из общеславянского древнерусского и старорусского языков. В рус языке большое кол-во заимствованных морфем, например: суффикс – ант, -есс; архи (архивариус), вице (вицепрезидент), интер, квази, супер, транс.

Классификация по степни употребления и сфере функционирования .

Морфемы делятся на регулярные , если встречаются более чем в 10 словах, и нерегулярными – это унификсы: попадья, сумрак . Морфемы могут быть продуктивными и непродуктивными . Продуктивные, если служат для образования новых слов: суффиксы ен, -ск, окончание – а. непрдуктивные не образуют новых слов: су-, ку-; -арь-; -знь-. – регулярные т.к. 10-20 слов наберется в словаре, но эти аффиксы непродуктивные, т.к. новые слова с этими суффиксами не образуются.

Суффиксы могут быть продуктивными в одной сфре, а в др нет.

Суффикс ец - «лицо» (жилец, малец)

По местности (чилиец, американец)

С др точки зрения в сфере функционирования морфемы можно разделить на новые и устаревшие: -арь-, -знь-,-хн-. В совр русском языке этимологически можно выделить –хн- (махно).

Можно выделить диалектные морфемы: -хн- был диалектным, встречался в новгородских говорах, префикс су тоже диалектный, но распространен во многих словах. Морфемы могут быть книжные и просторечные. Есть терминоморфемы.

Морфемы делятся на основные и периферийные. Основные – ядро русской морфемики, они ярко выражают 3 свойства: значение, неделимость, воспроизводимость, они выполняют словообразующую, формообразующую, синкретическую, смыслоразличительную функцию. У периферийных нет материальной выраженности. К ним относят: нулевые, супплетивные, униксы, интерфиксы, радиксоиды тд

Суффиксы (лат. suffixus «прикрепленный») следуют после корня или другого суффикса. Суффикс присоединяется не к целому слову, а к основе. При этом часто наблюдаются фонетические изменения – чередования, усечения и другие: булка → булоч-к-а (к//ч), стрел-я-ть → стрель-б-а. Суффикс обычно требует при себе окончания и в сочетании с ним называется формантом: сосед-к-а (формант -к-а), завед-ени j -е (формант –ени j -е) и т. п. С присоединением суффикса слово зачастую переходит из одной части речи в другую (камень → каменный → каменеть), хотя может и оставаться в рамках той же части речи (трактор → тракторист, зеленый → зеленоватый, раскрыть → раскрывать).

Флексии (лат. flexio “сгибание, изгиб”), или окончания , следуют либо за корневым, либо за суффиксальным морфом. В составе некоторых сложных слов флексии употребляются и внутри слова, между двумя основами: дв-е-ст-и – дв-ух-сот - дв-ум-ст-ам...; Ростов-на-Дон-у – Ростов-а-на-Дон-у...; Комсомольск-на-Амур-е – в Комсомольск-е-на-Амур-е и т. п. Флексии выделяются только в изменяемых словах. В неизменяемых словах окончаний нет: наречия, СКС, деепричастия , инфинитив, служебные части речи, неизменяемые существительные и прилагательные (метро, беж, бордо) не имеют окончаний. Если изменяемое слово переходит в разряд изменяемых, его флексия превращается в суффикс: утр-о (сущ.), утр-ом (сущ.) – утр-ом (наречие). Падежные окончания в некоторых типах сложных слов переходят в соединительные элементы (интерфиксы): дв-ух-летний (дв-а, дв-ух), пят-и-этажный (пять, пят-и). Эти элементы нельзя считать флексиями, потому что при изменении слов они не изменяются: дв-ух-летнего, дв-ух-летнему...; пят-и-этажного, пят-и-этажному и т. п.

Постфиксы (лат. postfixum «прикрепленное после») – аффиксы , расположенные после корня, суффикса, флексии или постфикса: где-нибудь, строи-л-ся, к-то-то, напиши-те-ка. Постфиксы в русском языке немногочисленны. Это глагольные постфиксы –ся/-сь, - ка, - те, а также местоименные и наречные –то, - либо, -нибудь. Постфиксы присоединяются к целому слову, а не к основе, не вызывая фонетических изменений. Присоединение постфикса не меняет частеречной принадлежности слова. Присоединяясь к слову, постфиксы не меняют существенно его значения, а лишь уточняют его (значения неопределенности, смягчения просьбы, залога, непереходности).

Некоторые лингвисты выделяют такой вид аффиксов, как конфиксы (лат. confixum «вместе прикрепленное»), или циркумфиксы (лат. circumfixum «прикрепленное вокруг»). Они складываются из префикса и суффикса, которые располагаются вокруг корня и присоединяются к основе производящего слова одновременно: при-бреж-ный ← берег, под-окон-ник ← окно.

Между корневыми и аффиксальными морфемами современного русского языка находится группа аффиксов промежуточного типа, соединяющая в себе как признаки корня, так и признаки аффиксов. Их называют аффиксоидами (греч. oid «подобный», ср. радиксоиды). В больших рядах слов выделяются повторяющиеся начальные или конечные части слов: полу-автомат, полу-тень, полу-тон; само-лет, звездо-лет, секундо-мер, высото-мер и т. п. Подобные элементы (первые и вторые) выполняют функцию аффиксов, с корнями их сближает генетическая и семантическая связь (происхождение и значение). Начальные элементы слов выполняют роль префиксов и называются префиксоиды (полу-, все-, еже - и др.), роль суффиксов выполняют суффиксоиды (-воз, - вод и т. д.). Слова с такими элементами обычно рассматриваются как сложные (то есть на первый план выступает сходство аффиксоидов с корневыми морфемами).

Аффиксы, присоединяясь к слову или к основе, выполняют две основные функции: 1) образуют разные грамматические формы знаменательных свойств, 2) создают новые слова. Таким образом, различают две основных категории служебных морфем: грамматические морфемы, которые называются словоизменительными или формообразующими (формообразовательными), и неграмматические морфемы (словообразовательные , словообразующие). Выделяются также синкретические морфемы.

Грамматические морфемы – это флексии, их называют словоизменительными аффиксами, так как они используются для образования и различения словоформ (весн-а, весн-ы, весн-е и т. д.). Они называются также синтаксическими , так как выражают отношения между словами в предложении. К грамматическим морфемам относят и формообразующие суффиксы и префиксы, которые создают формы слов, например, формы прошедшего времени глагола, вида глагола, инфинитива глагола, настоящего (простого будущего) времени глагола (это суффикс – j -, который рассматривают и как интерфикс), причастий и деепричастий, формы сравнительной и превосходной степени прилагательных, наречий, СКС, форму множественного числа существительных и другие: чита-л, на-писа-ть, разби-т-ый, бега-j-ем, бега- j -а, тепл-ее, светл-ейш-ий, брат- j -я и т. п. Такие морфемы называются несинтаксическими, поскольку они в составе слова выражают дополнительные грамматические оттенки, но не влияют на взаимоотношения слов в предложении.

Словообразовательные (неграмматические) морфемы, как уже говорилось, создают слова с новым лексическим значением: учить → учи-тель, красный → красн-е-ть, туча → туч-к-а, завтра → после-завтра и т. п.

Синкретические морфемы совмещают две функции – грамматическую и словообразовательную. Например, ряд глагольных префиксов образует новые слова (придает исходным глаголам новые оттенки значения) и при этом создает другую форму – сов. вида: писать → пере-писать, копать → за-копать.

При характеристике служебных морфем используются такие понятия, как продуктивность и регулярность .

Продуктивными считаются служебные морфемы, которые свободно используются для образования новых слов в русском языке: суффиксы существительных –тель, - ник, -ость (истребитель, колхозник, плановость) и др. Непродуктивными считаются служебные морфемы, при помощи которых в настоящее время новые слова не образуются: суффиксы существительных –ш(а) (крыша), - ырь (пустырь), - д(а) (вражда), - знь (жизнь) и др.

Служебные морфемы (как продуктивные, так и непродуктивные) обычно сочетаются с большим количеством слов или основ, входят в состав многих слов или словоформ. Такие морфемы называются регулярными. Служебные морфемы, которые сочетаются с ограниченным кругом основ (слов), называются нерегулярными. Регулярных аффиксов абсолютное большинство: все продуктивные, из непродуктивных – суффиксы существительных –изн(а), - б(а)-, - чак (белизна, борьба, весельчак) и т. д. Нерегулярные аффиксы – это субстантивные и адъективные суффиксы в словах дет-вор-а, бел-ес-ый, бел-обрыс-ый и др.

За пределами классификации морфем и морфов находятся так называемые асемантические элементы слова. Они выделяются в структуре слова или словоформы формально – при сопоставлении с другими словами и словоформами, но никакого значения, в отличие от морфем, не имеют. Они называются асемантемы, асемантические морфемы, структемы и т. д. К асемантическим элементам слова обычно относятся: 1) соединительные элементы сложных слов; 2) межморфемные элементы простых слов; 3) незначимые элементы, выделяемые в конце или в начале основы; 4) тематические гласные инфинитивов глаголов.

1) Соединительные элементы сложных слов называются интерфиксами (лат. inter «между», fixus «прикрепленный»). В качестве интерфиксов к сложных словах выступают звуки и сочетания звуков –о-, -е-, - ух - и др.: сад-о-вод, жизн-е-радостный, дв-ух-этажный, тр-ёх-кратный.

2) В составе простых слов могут выделяться соединительные элементы , которые появляются при словообразовании (реже при формообразовании) и соединяют основу с суффиксом. Они также могут называться интерфиксами , а также связочными морфемами, вставками и др. Чаще всего интерфиксы употребляются в составе суффиксальных существительных и прилагательных, реже – глаголов: петь → пе-в-ец, сестра → сестри-нс-кий, Америка → америк-ан-ский (ср. город → городской).

3) В ряде слов в конце или в начале основы формально выделяются определенные звуковые отрезки , не имеющие значения и не являющиеся морфемами (это видно при сопоставлении с другими словами): баз-ис – база, пал-ец – беспалый, унывать – за-унывный, помогать – вс-помогательный. С синхронной точки зрения подобные слова непроизводны, поэтому указанные звуковые отрезки не имеют значения. Они могут включаться в состав корня (то есть основы не будут члениться). Их также называют субморфами (лат. sub «под»).

4) Тематические гласные, употребляемые в составе инфинитивов глаголов современного русского языка (-а-/-я-, - и-, - е-), могут квалифицироваться по-разному – как морфемы и как асемантические элементы. В составе непроизводных глаголов тематические гласные являются асемантическими элементами: чит-а-ть, сид-е-ть, ход-и-ть, гул-я-ть. Они могут включаться в состав корня (), но могут обозначаться как суффиксы (хотя они и не являются суффиксами), поскольку они относят глагол к какому-либо морфологическому классу, указывают на определенный способ глагольного действия (глаголы имеют значение протяженности действия).

Вопросы для самоконтроля

1 Как классифицируются морфемы по их роли в слове?

2 Каковы особенности корневых морфем (в отличие от аффиксальных)?

3 Каковы особенности служебных морфем (в отличие от корневых)?

4 Как классифицируются аффиксы по их месту в слове?

5 Дайте определение префиксов, суффиксов, постфиксов, флексий, конфиксов (циркумфиксов).

6 Что такое аффиксоиды и каковы их разновидности?

7 Как классифицируются служебные морфемы по их функции в слове?

8 Что такое продуктивность и регулярность служебных морфем?

9 Что такое асемантические элементы слова и каковы их разновидности?

ЗАДАНИЯ

1 Выделите в словах корни. Определите, свободные они или связанные.

1) Прибавлять, прибавить, убавлять, убавить, добавлять, добавить, сбавлять, сбавить.

2) Обувать, разувать, обувь, обуть, разуть.

3) Ельник, еловый, елка, елочка; бежать, прибежать, прибежал, прибежавший, добежать, добежал, добежавший; смотреть, смотрел, смотревший, усмотреть, присмотреться.

2 Выделите в словах нулевые аффиксы (если есть).

Огонь, вперед, нарисовать, пальто, бордо, бег, принес, плащ-палатка, генерал-майор, узнав, скорее, дальше, наверно, восьмой, прохожий, надрез, прорыв, горечь, лишь, смотря, разочаровался, плющ, безногий, разноязыкий.

3 Разграничьте слова, имеющие окончания, и слова, не имеющие окончаний. Выделите окончания.

Скорость, одуванчик, разрез, Гомель , радуясь, смеялся, можно, окно, депо, шарф, кашне, море, Тбилиси, завтра, оторвать, Шевченко, десятиграммовый, Ростов-на-Дону, пятьдесят, умер, миссис, глубже, тихо, караул!, прочитав, прочитавши.

4 Выделите служебные морфемы, охарактеризуйте их функции.

Излечение, тонкошеий, перестукиваться, пристроил, пристраивающий, пересадив, пересаживая, разбитый, разбившись, разбившийся, поводырь, водопровод , чудеса, пятибалльный, исторический, крепчайший, мутнее, прочитать, неисчерпаемый, высота, ускоритель, читая, читаем.

5 Определите в словах аффиксоиды (префиксоиды и суффиксоиды), определите их происхождение и значение.

1) Всенародный, всесильный, всевозможный, всеохватный, всеобщий, всемирный, всебелорусский.

2) Самоновейший, самоважнейший, самоценный, самоочевидный, самодовольный, самодовольный, самоуверенный, самоокупаемый, самовластный.

3) Языковед, литературовед, искусствовед, востоковед, лермонтовед, природовед, краевед.

4) Пчеловод, хлопковод, лесовод, животновод, экскурсовод, групповод, кукловод, пищевод.

6 Найдите в словах асемантические элементы, охарактеризуйте их.

Армянский, водогрязелечение, учить, охота («желание»), фазис, утка, широкий, кофейный, бежать, пылевлагонепроницаемый, вилять, смотреть, четырехслойный, кормилец, сестринский, шоссейный, ялтинский, восьмилетний.

1. Выберите верные и достаточно полные определения.

1) По роли в слове морфемы делятся на суффиксы и флексии.

2) По роли в слове и словоформе морфемы и морфы классифицируются на корневые и аффиксальные.

3) По роли в слове и словоформе морфемы и морфы делятся на аффиксы, флексии и корни.

4) По роли в слове и словоформе морфемы и морфы подразделяются на префиксы, корни, суффиксы, окончания и постфиксы.

1) Корни всегда материально выражены.

2) Корни в словах необязательны.

3) Отличительная черта корней – повторяемость.

4) Корни имеют закрепленное место в слове.

1) Один и тот же корень может употребляться как свободный и как связанный в зависимости от наличия в основе аффиксов.

2) Связанные корни – такие, которые никогда не равняются основе (всегда употребляются вместе с аффиксами).

3) Для аффиксов характерно связанное употребление.

4) Для аффиксов обычным является и свободное, и связанное употребление.

4. Выберите правильные определения.

1) Продуктивность аффиксов определяется по частоте их употребления в словах языка.

2) Продуктивность и регулярность служебных морфем – это, по сути, тождественные понятия.

3) Продуктивность и регулярность морфем никак не соотносятся между собой.

4) Продуктивность – это способность аффиксов образовывать новые слова и формы.

5. Найдите правильные определения.

1) Асемантические элементы слов – это особые морфемы.

2) Асемантические элементы не имеют значения, поэтому не могут считаться морфемами и находятся за пределами их классификации.

3) Интерфиксы по-разному классифицируются в научной литературе : они могут относиться и морфемам, и к асемантическим элементам.

4) Тематические гласные в непроизводных глаголах являются морфемами, поскольку относят глагол к определенному классу.

Тема 3. Морфемная структура слов

1 Степень членимости слов

2 Понятие морфемной структуры слов

3 Исторические изменения в морфемно-словообразовательной структуре слов

Основные понятия по теме

Наряду с морфемами особым элементом структуры слова является основа. Основу можно определить как часть словоформы, с которой связано лексическое значение (при наличии формообразовательных аффиксов основа выражает и грамматические значения). Понимание основы может быть различным при разных подходах к определению данного понятия, то есть речь может идти о разных единицах.

1) Основа словоизменения – часть изменяемого слова, которая остается после отделения окончания. Некоторые говорят также об отделении суффикса инфинитива, постфиксов или только глагольного постфикса –те, который образует форму мн. ч. повелительного наклонения. Таким образом, основа слова рассматривается как совокупность корневых, словообразовательных и формообразовательных морфем (если таковые есть).

2) Основа формообразования – часть слова за вычетом словоизменительных и формообразующих морфем, то есть она представляет собой сочетание корневых и словообразовательных морфем (если они есть).

3) Основа словообразования – часть слова за вычетом словоизменительных, формообразовательных и словообразовательных морфем. Это словообразовательная основа, которая называется производящей (в противоположность производной ), мотивирующей, базовой, образующей и др.

Особенности производных и непроизводных основ можно представить в следующей таблице.

Непроизводная основа

Производная основа

1.Неделима по структуре: сад-

2.Не имеет производящей основы (базы)

3.Значение непроизводной основы заложено в ней самой

1.Членится на морфемы: сад-ов-ый

2.Входит в двойной ряд соотношений:

а) слов с той же основой: сад-ов-ый - сад;

б) слов с тем же аффиксом: сад-ов-ый, дуб-ов-ый.

3.При каждой производной основе должна быть производящая основа или производящая база: реч-ной ← рек-а.

4. Производящая и производная основы имеют наименьшие формальные и смысловые различия.

Указанные три типа основ могут быть выделены в составе одного и того же слова: прелестнейш-ий, прелестн-ейший, прелест-нейший.

Что касается неизменяемых слов, у них можно выделить так называемую чистую основу, то есть основой является все слово: прекрасно (наречие), покорнее, играя, молча. Что касается неизменяемых непроизводных слов типа кино, беж, здесь, или, увы, но, наверное и др., то, по мнению некоторых лингвистов, в них нет смысла выделять основу, поскольку они содержат только корень.

Кроме указанных выше типов основ, многие лингвисты выделяют еще супплетивные основы. Так называются основы словоформ отдельных слов, не имеющие материальной общности, но выражающие тождественные лексические значения (идти – шел, я – меня и т. п.). Выделяются также прерывистые основы (они прерываются морфемой, не входящей в основу): умыва-ть-ся, умыва-л-□-ся, как-ой-то.

Для морфемики, морфемного анализа существенно понятие членимости основ . Существует два класса основ – нечленимые (содержащие один морф: стол, нов-ый, смотр-ю) и членимые (состоящие из двух и более морфов: стол-ик, нов-ость, пере-смотр-ю). Между этими двумя классами есть переходные случаи (слова с разной степенью членимости основ).

Морфемная структура слова образуется морфемами, составляющими его. Кроме морфемной структуры, у слов есть и словообразовательная структура. Это разные понятия. Словообразовательная структура слов образуется двумя компонентами – производящей базой и словообразовательным формантом. Морфемная и словообразовательная структуры слов могут совпадать (чай–ник), но чаще они различаются (за-вар-ник – завар-ник).

Все морфемы языка, подобно другим языковым единицам, образуют систему и находятся между собой в определенных структурно-семантических отношениях, которые называются межморфемными связями. Как и в лексической системе, в системе морфем возможны отношения омонимии , синонимии и антонимии . Кроме того, морфемы могут быть многозначными.

Омонимичные морфемы совпадают по звучанию (форме), но отличаются по значению. В ряде случаев омонимия морфем граничит с их полисемией . Синонимичные морфемы имеют разный фонемный состав, но совпадают или близки по значению. Антонимичные морфемы имеют противоположные значения.

Каждая служебная морфема (аффикс) имеет определенный круг слов (или основ), с которыми она способна соединяться, образуя слова и словоформы. Способность аффиксов соединяться с определенным кругом основ называется их морфематическими связями . Особенности сочетаемости морфем изучаются морфотактикой. Словоизменительные морфемы последовательно сочетаются с основами словоизменения, формообразовательные – с основами формообразования, словообразовательные – с основами словообразования.

Словообразовательные морфемы весьма существенно различаются между собой по способности сочетаться с разными словами (основами слов), то есть обладают разными словообразовательными возможностями, или словообразовательными связями. Возможность – невозможность сочетания словообразовательных морфем с производящими основами зависят главным образом от морфологических, морфемных, фонетических, семантических, лексических, стилистических особенностей производящих слов или их основ.

В процессе развития языка морфемно-словообразовательная структура слов может изменяться. Нередко утрачиваются такие свойства слов, как производность и членимость. Исторические изменения в морфемной структуре слов довольно разнообразны. К ним относятся опрощение, усложнение, переразложение, декорреляция, диффузия , замещение.

Опрощение (деэтимологизация, интеграция) – это процесс превращения производного слова в непроизводное. Значимые части ранее производного слова сливаются в одну корневую морфему. Процесс опрощения может происходить на стыке приставки и корня (до-тла, не-лепость), корня и суффикса (переч-ень, ресн-ица). Благодаря опрощению русский язык обогащается новыми корневыми морфемами. Ранее сложные слова становятся простыми: вельможа (вель «большой», можа «силач, богач»), осокорь (оса «осина», корь «кора»).

Усложнение (осложнение) – процесс, противоположный опрощению. В результате усложнения непроизводное слово превращается в производное. Иначе этот процесс называется редеривацией, рекомпозицией, обратным словообразованием . Чаще всего усложнению подвергаются слова, заимствованные русским языком из других языков. Например, в слове почтальон, пришедшем из французского языка , стали выделяться корень почт - и суффикс –альон, поскольку было заимствовано из польского языка слово почта. Как видно, благодаря усложнению в русский язык приходят иноязычные словообразовательные морфемы.

Переразложение – это процесс перемещения границ между морфемами в составе слова, перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Переразложение можно наблюдать между суффиксами (чаще всего). Например, в слове удилище сейчас выделяется суффикс –лищ-, поскольку оно соотносится с глаголом удить. Первоначально это существительное было производным от слова удило (ныне устаревшего), поэтому в нем выделялись два суффикса - - л - и –ищ-. Переразложение происходило также между суффиксом и окончанием глаголов и существительных. Например: пише-ши – пиш-ешь; жена – жен-ами. Благодаря процессу переразложения русский язык обогащается новыми моделями образования слов, новыми исконно русскими аффиксами.

Декорреляция – это изменение характера или значения морфем и их соотношений в слове. Декорреляция не приводит к изменению морфемного состава слов. В слове выделяется столько же морфем, сколько выделялось ранее, но эти морфемы оказываются по значению и характеру совершенно иными, находятся в совершенно иных связях друг с другом. Например, слово заморозки сейчас осознается как производное от глагола заморозить, и в нем выделяется суффиксальный формант –к-и, оно имеет значение «состояние названное мотивирующим глаголом». Однако первоначально это существительное было образовано от ныне устаревшего слова заморозы с помощью форманта –к-и с уменьшительным значением. Декорреляция приводит к изменению словообразовательной модели в целом.

Диффузия – это взаимопроникновение морфем при сохранении ими самостоятельности. Производная основа продолжает делиться на те же морфемы, но происходит частичное наложение морфем. Например, в глаголе прийти приставка при- присоединилась к слову идти, затем произошла диффузия в результате стяжения двух гласных и.

В ходе исторического развития языка в словах возможны замены одной морфемы другой, созвучной. Такой процесс называется замещением. Например, в слове свидетель «очевидец» производящая основа –вид - (от глагола видеть) заменила в древнерусском языке первоначальную основу –вед - (ведать «знать», ср. белорусское сведка).

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое основа словоизменения?

2 Что называется основой формообразования?

3 Определите основу словообразования.

4 В чем различия производных и непроизводных основ?

5 Что такое членимые и нечленимые основы?

6 Дайте определение морфемной структуры слов.

7 Что такое межморфемные связи?

8 Приведите примеры омонимичных, синонимичных, антонимичных морфем.

9 Что такое морфематические связи?

10 Какие исторические изменения могут происходить в морфемно-словообразовательной структуре слов?

ЗАДАНИЯ

1 Выделите в словоформах основы словоизменения, формообразования, словообразования (если есть).

Пишется, чей-то, идемте, какой-то, каталась, читал, рисовавший, веселее, отрицая, изумительнейший, сделанный, исключаемый, оправдывать.

2 Выделите в словах основы и определите, производные они или непроизводные, членимые или нечленимые.

Доцент, ассистент, буженина, свинина, почтамт, радуга, стеклярус, попадья, малина, крушина, смородина, строитель, стройка, строить, вдруг, или, затем, ситро, беж, цыпленок, цыплята, новость, новый, новейший.

3 Найдите слова с омонимичными, синонимичными, антонимичными морфемами.

Шашка – шашка, сорвать – сокурсник, учение – борьба – зарядка, забить – выбить, топорик – топорище, прибыть – выбыть, в отпуске – в отпуску, ирреальный – нереальный, интернациональный – международный, надводный – подземный, посмертный – послевоенный, антинародный – противовоспалительный, трактористка – шубка, бегу – бе гу, осетрина – дядина (книга), утопить – истопить, глазки – заморозки, символика – листва – дубняк – аппаратура – овощь (собир.), контрудар – противоракета, волчиха – волчица, рабыня – раба.

4 Определите, какие исторические изменения произошли в морфемно-словообразовательной структуре следующих слов.

Наперсток, бахвал, воздух, обессилеть, брак (семейный союз), снять, облако, красный, резьба, лентяй, дотошный, бодрость, затхлый, дубрава, зонтик, гравер, фляжка, ходьба, лекарь, разевать, беречь, обмануть.

Тесты для самопроверки и контроля знаний

1. Выберите верные определения.

1) Лингвисты выделяют три типа основ: основы словообразования, основы формообразования и основы словоизменения.

2) Основа словообразования может выделяться только в производных словах.

3) В непроизводных наречиях выделяется только основа словоизменения.

4) Все три основы не могут быть выделены в одном и том же слове.

2. Найдите правильные определения.

1) Членимость и производность слов – это тождественные понятия.

2) Основа слова может быть непроизводной, но членимой.

3) Слова имеют разную степень членимости основ.

4) Наибольшую степень членимости основы имеют слова, входящие в два ряда соотношений: ряд слов с тем же корнем и ряд слов с тем же аффиксом.

3. Найдите верные определения.

1) Морфемная структура слова представляет собой совокупность морфем, составляющих данное слово.

2) Морфемная структура слов всегда совпадает с их словообразовательной структурой.

3) Морфемная структура слов никогда не совпадает с их словообразовательной структурой.

Введение

морфема слово языковый школа

Наука, изучающая морфемный состав языка, решает много различных вопросов. Разумеется, знакомясь с основами языкознания, нельзя осмысливать все эти вопросы - нужно выбрать наиболее существенные для понимания важнейших явлений морфологического строя.

Морферма как языковая единица значима в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем.

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова; показать практически, что систематическая работа улучшает качество усвоения материала по теме «Состав слова».

Объект исследования: морфемы в русском языке.

Предмет исследования: свойства морфем.

Рассмотреть понятие морфемы, как морфологической единицы;

Исследовать свойства морфем;

Определить значение морфем в структуре слова;

Выявить особенности морфем.

Морферма как языковая единица

Морфемы, их краткая характеристика, обзор литературы по вопросу

Морфема - это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость.

Морфема - наименьшая значимая единица языка, т.е морфема имеет план выражения и план содержания. Но особенностью морфем как языковой единицы в отличии от слова является то, что её значение обнаруживается только в составе слова. Иначе говоря. Морфемы обладают не свободным, а связанным значением.

К числу дифференциальных признаков морфемы относятся её минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

И поэтому теоретической базой курсовой работы послужили труды методистов в области работы над составом слова в начальной школе (М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского и др.). В методических разработках последних десятилетий по словообразованию в начальных классах основное внимание уделяется роли морфемики в развитии речи учащихся (например, в диссертационных исследованиях Е.Г. Мережко, Н.П. Баткуновой, В.И. Зимненко, Кудряшёвой (Таратовой) М.Г. и др.).

Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел - стрелы, рад - рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи. Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица - производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс -л- выражает грамматическое значение прошедшего времени.

Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических

значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема. Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом - глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в котором говорится, что морфема - это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Корневые морфемы могут быть свободными (молодой, молодость) и связанными (улица, переулок).

Корень это такая минимальная значимая часть, которая противопоставлена всем другим морфемам, т.е. аффиксам: приставкам, суффиксам, окончаниям и некоторым другим. Корень в отличии от аффиксов - обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, и, кино и т.п.

Приставки и суффиксы главным образом являются словообразовательными аффиксами: с их помощью образуются новые слова, однако в ряде случаев они выполняют роль средства выражения грамматических значений.

Приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

Суффиксом называется значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов и разных форм одного и того же слова.

Понимание приставок и суффиксов как частей слова, с помощью которых образуются новые слова, не вызывает особых затруднений, если последовательно проводится работа по разграничению слов и изменений одного слова, а также если каждый из аффиксов анализируется с двух сторон: по значению и фонемному составу.

К сожалению, на практике приходится наблюдать, что в качестве единственного признака морфему используют ее местоположение: часть слова перед корнем - это приставка; отрезок между корнем и окончанием - суффикс. Но, во-первых, оставляя в стороне анализ значения словообразовательного аффикса. Мы не реализуем всех возможностей, которые открывает эта работа для речевого и общего развития учащихся, а во вторых, при таком механическом решении задачи мы упускаем из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а из нескольких суффиксов: при-у-красит, укрот-и-тель, уч-и-л и т.п. Если даже учитель будет избегать таких слов, они могут оказаться среди подобранных детьми однокоренных слов. Наконец, оставляя без внимания внутреннюю сторону морфемы - ее значение, мы не создаем предпосылок для контроля за правильностью выполнения действия.

С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи: автор - со-автор, носить - вы-носить, вне - из-вне и т.д.

Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных, наречий.

Суффиксы имен существительных более конкретных, чем у глаголов и прилагательных. Они используются для наименованиялиц по профессии: столяр, маляр, токарь, пекарь, крановщик; по социальному положению: колхозник, школьник; по качественному признаку: мудрец, гордец, храбрец. Если приставки не имеютзакрепленности за определенной частью речи, то суффиксам такая закрепленность свойственна, и они не могут использоваться для образования разных частей речи.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел – стрелы, рад – рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи.

Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица – производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс –л– выражает грамматическое значение прошедшего времени.

Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема.

Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом, глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

Два признака морфем – обобщенность и нелинейность (парадигматический характер) – однозначно являются интегральным. Парадигматический характер морфемы проявляется в ее способности входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу, что подтверждает ее типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом – щик – чик, обозначающими лицо по профессии или занятию: гардероб-щик -, морожен-щик -, прицеп-щик-, обход-чик - , рез-чик - , разнос-чик-, лет-чик - – и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования .

Кроме интегрально-дифференциальных у морфемы есть и собственно различительные признаки.

Наиболее важным из них являются признак ее минимальности, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. В противном случае образуются незначимые единицы низшего уровня – фонемы.

К различительным признакам морфемы относится и ее структурная выделяемость в составе слова, поэтому морфема связана с единицами высшего, синтаксического уровня не прямо, а опосредованно, об этом свидетельствует невозможность выступать в качестве члена предложения и занимать в нем определенную синтаксическую позицию.

Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее свойство (большинство морфем употребляются минимум в двух словах одного и того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, ваяя-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.

Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в которой говорится, что морфема – это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Морфема – единица двуплановая, обладающая и формой и содержанием. Этим она принципиально отличается от фонемы, не имеющей значения, а также от слога. Морфема – единица воспроизводимая, говорящий не создает морфем в речи, а берет их из хранящегося в памяти «инвентаря» языковых единиц, тогда как предложения относятся к числу единиц, создаваемых говорящим непосредственно в речевом общении.

Морф – конкретный представитель морфемы в слове, т.е. формальная ее разновидность. Морфы одной морфемы могут представлять ее по разному, выделяются: алломорфы (тождественные по значению морфемы) и варианты (обладающие тождеством значения, звуковой близостью и взаимозаменяемостью – тоб ой – тоб ою).

Типы морфем:

1 – корневые . Обязательной морфемой каждого слова является корень. Корни, способные функционировать без словообразовательных аффиксов, называются свободными. Переписать.

Корни, функционирующие только в соединении со словообразовательными аффиксами, называются связанными. Скудный, исследовать

2 – аффиксальные или служебные ,

префиксы (приставки – морфемы находящиеся перед корнем или перед другими приставками),

суффиксы (морфемы, находящиеся после корня или после других суффиксов),

постфиксы (морфемы, находящиеся после окончания слова - ся),

окончания (флексия – морфема, выражающая грамматические св-ва слова, род, число, падеж у сущ. Флексия м\б только у изменяемых слов и она изменяет функцию словоизменения).

Интерфикс – соединительные гласные.

Унификс – это уникальный аффикс, часть слова, которая не повторяется в других словах. клей-стер (ср. клей), жен-их (ср. жена).

Префиксоид – Корневая морфема, выступающая в функции приставки. (пол…, полу…)

Аффиксоид – формализованные корневые морфемы, выполняющие роль аффиксов, но не переставшие осознаваться корневыми. Полусон (префиксоид полу-). Литературовед (суффиксоид -вед).

Суффиксоид – аффиксоид, занимающий позицию суффикса. Литературовед - вед

По степени употребляемости аффиксы делятся на регулярные и нерегулярные.

Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и образуют определенные словообразующие или формообразующие модели, например: суффиксы -тель-, -н-(-ый) (учитель, преподаватель; морозный, холодный);

Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко, например: суффикс -к- со значением действия, выделяющийся только в слове драка,

Морфемы по способу их передачи делятся на две группы:

1) материально выраженные

2) нулевые.

Префикс и корень всегда материально выражены.

Функции аффиксов:

1 – словообразующая , служит для образования новых слов. суп – суповой; добить – добиться.

2 - формообразующая , служат для образования формы какого-либо слова. бежать – бежал (при помощи суффикса -ть- образуется форма инфинитива, -л- – форма прошедшего времени глагола)

3 – синкретическая , Синкретичными аффиксами называются такие морфемы, которые одновременно выполняют формо- и словообразующие функции, например: писать – переписать, подписать (при присоединении префиксов изменилось и лексическое значение слова и его форма: писать – несов. вид, переписать – сов. вид).



ДЕРИВАЦИЯ - семантические отношения между производной и производящей основой.

Основы м\б производными и производящими. Производная – основа, к-я находится в деривационных отношениях с производящей, образовалась в СРЯ. Она мотивированна значением родственных слов. Кроме корня, она как правило имеет словообразовательные аффиксы (утюг - утюжить ). У каждой производной основы есть производящая основа. Производящая – основа, с к-й соотносится по форме и по значению и от которой образуется производная основа (старый – старина - старинный ).

Базой для образования производных основ м\б не только отдельный слова, но и словосочетания, устойчивые и переменные (лес и степь - лесостепь). Одно и тоже производное слово может соотноситься с двумя различными производящими словами (безынициативный > без инициативы, безынициативный > инициативный).

Словообразование СРЯ представляет собой систему и факторами это подтверждающими являются: слов.обр. цепь, гнездо, тип и парадигма. Словообразовательная цепочка – составляют родственные слова находящиеся в отношении словообразовательной мотивации на разных ступенях образования. Соль – солить – посолить . Гнездо – слова имеющие внешние сходства объединяются в гнезда. Запеть – запевать – запевала. Тип – структурно-семантическая схема производных слов, построенная на определенной модели и имеющих одинаковое словообразовательное значение.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта