«Проклятые короли» («Les rois maudits») — цикл исторических романов Мориса Дрюона, французского писателя, публициста и общественного деятеля. Цикл состоит из семи романов: «Железный король» (1955 г.), «Узница Шато-Гайяра» (буквально — «Королева в неволе», 1955 г.), «Яд и корона» (1956 г.), «Негоже лилиям прясть» (буквально — «Право мужчин», 1957 г.), «Французская волчица» (1959 г.), «Лилия и лев» (1960 г.); «Когда король губит Францию» (буквально — «Когда король теряет Францию», 1977 г.). В 1965 г. автор переработал первые шесть романов, придав им композиционно-стилистическое единство и объединив их в цельное, завершенное через 12 лет произведение.
Творчество Дрюона неразрывно связано с событиями новейшей истории Франции. Истинный патриот, активный участник Сопротивления, писатель придерживался консервативных взглядов и глубоко переживал утрату Францией статуса одной из ведущих колониальных держав мира, потерю внешнеполитической самостоятельности и разрушение вековых религиозно-нравственных устоев. Подобно тому, как в романе «Сильные мира сего», удостоенном Гонкуровской премии (1948 г.), Дрюон стремился на примере разложения и вырождения богатой, знатной семьи раскрыть подлинные, скрытые процессы, приведшие страну к катастрофе 1940 г., — здесь он обратился к событиям первой половины XIV в. для того, чтобы найти в далеком прошлом пример превращения богатой и процветающей Франции в опустошенное и разоренное государство, само существование которого было поставлено под угрозу. «В нашу эпоху <...> человек испытывает все более острую необходимость вернуться к истокам, он охотно вопрошает прошлое, чтобы обрести там вечные человеческие ценности и получить хотя бы частичные ответы на тревоги сегодняшнего дня», — писал автор цикла «Проклятые короли» Ф.С. Наркирьеру, объясняя причины своего обращения к полузабытому жанру исторического романа, расцвет которого пришелся на середину XIX в., когда произведения Вальтера Скотта и А. Дюма-отца оказывали огромное воздействие на современников. В 1930 — начале 1950-х гг. французские литераторы использовали исторические сюжеты либо для пропаганды социалистических идей («Робеспьер» Р. Роллана, «Кровавые дни Парижа» Ж. Кассу), либо для создания низкопробных приключенческих книжек («Милая Каролина» Ж. Лорана); редкие авторы ставили перед собой задачу воспроизведения картин ушедших эпох для освещения наболевших вопросов современности, как Маргерит Юрсенар в «Воспоминаниях Адриана» (1951 г.) и Морис Дрюон.
«Проклятых королей» Дрюона часто сравнивают с романами Дюма-отца; можно найти некоторое сходство в стиле и литературной манере этих писателей: интригующий, захватывающий сюжет, обилие диалогов, краткость описаний и т.д. Но, в отличие от классика жанра, Дрюон не романтизирует своих персонажей, которым не свойственны благородные, возвышенные чувства; действующие лица обычно руководствуются корыстью, властолюбием или похотью. Другое, принципиальное отличие «Проклятых королей» заключается в том, что Дрюон стремился максимально приблизиться к исторической правде и никогда не позволял себе вольного обращения с фактами. Писатель тщательно изучал средневековые хроники и тесно сотрудничал с профессиональными историками; среди персонажей почти нет выдуманных, «введенных» автором лиц, и в начале каждого романа (кроме последнего) дается краткий перечень участников предстоящих событий с указанием их званий и должностей (в «Лилии и Льве» — также и биографий).
Хронологически «Проклятые короли» Дрюона охватывают период с начала 1310-х до середины 1350-х гг., а истоки всех бед, обрушившихся тогда на Францию (постоянная смена королей, обнищание народа, чума и неудачное начало Столетней войны с Англией), согласно легенде, таятся в проклятии, которому подверг Жак де Молэ, Великий магистр ордена тамплиеров, французского короля Филиппа IV Красивого. Дрюон рисует перед нами неоднозначный, многокрасочный образ этого правителя: сплотивший страну и укрепивший ее могущество, король сумел подчинить как властительных баронов, так и самого римского папу, вынудив его переехать в Авиньон. Но, движимый алчностью, обуреваемый гордыней, Филипп IV решил прибрать к рукам богатства тамплиеров, заставив папу обвинить орден в ереси. Неправедное, затянувшееся на семь лет судилище завершилось казнью, и перед тем, как его полностью поглотило пламя костра, престарелый глава ордена выкрикнул страшные, грозные, пророческие слова. Рассказав в первом романе о последовавшей вскоре кончине «железного» короля, Дрюон в последующих пяти книгах описывает, как сбывается проклятие и на протяжении 14 лет вымирают дети и внуки Филиппа IV; на троне сменяются бездарные и недолговечные правители (Людовик X Сварливый, Клеменция Венгерская, Карл IV), верхушка знати одержима жаждой власти и занята интригами (особенно колоритна и зловеща фигура графа Робера д’Артуа), а честные и порядочные люди (Ангерран де Мариньи, ломбардские банкиры и др.) не могут противостоять бесчинствам монархов и претендентов на престол, и страна постепенно приходит в упадок. Завершающий цикл романа резко отличается от остальных — действие переносится из 1328 г. в 1350-е гг. и доводится вплоть до пленения короля Иоанна Доброго в битве при Пуатье — одной из самых позорных страниц в истории Франции; изложенные от лица перигорского кардинала события теряют динамизм и сопровождаются горестными рассуждениями о судьбах Франции и ее народа.
Предваряющий каждую книгу пролог отражает авторские взгляды на историю и политику. Особо следует выделить философски-обобщающее вступление к последнему роману, в котором писатель прямо указывает на посредственность и скудоумие властей предержащих как главную причину разорения страны; при этом Дрюон не различает форму правления, считая, что демократия вовсе не гарантирует народу зашиты от «проклятия посредственности»: «Но разве народы чаще выигрывают в лотерее избирательных урн, чем в лотерее хромосом?».
По мотивам цикла «Проклятые короли» Дрюона во Франции был снят телефильм (1973 г.); зрителям запомнился Жан Пиа, сыгравший роль Робера д’Артуа.
» (La Reine étranglée ) (1955)
Действие романов происходит во времена правления последних пяти прямых потомков королей из династии Капетингов и первых двух королей из династии Валуа , от Филиппа IV до Иоанна II .
Согласно легенде, истоки всех бед, обрушившихся на Францию того времени, таятся в проклятии, которому Великий магистр ордена тамплиеров подверг короля Филиппа IV Красивого, осудившего его на смерть.
Действие книги начинается с 1314 года .
В то же время во Франции окончен семилетний процесс над орденом тамплиеров . Великий магистр Ордена Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ приговорены к сожжению на костре. Во время казни Великий Магистр проклинает своих губителей - короля Филиппа , папу римского Климента V и хранителя королевской печати Гийома де Ногаре , а также весь их род до тринадцатого колена.
Во время своего визита во Францию королева Изабелла разоблачает своих невесток перед королём. Вина жён Людовика и Карла , Маргариты и Бланки Бургундских , очевидна, и обеих приговаривают к пожизненному заключению в крепости Шато-Гайар , предварительно обязав присутствовать при казни своих любовников, братьев д’Онэ. Жену Филиппа , среднего сына короля , Жанну Бургундскую , приговаривают к ссылке, так как её вина не доказана, однако, скорее всего, она знала о прегрешениях Маргариты и Бланки и при этом выступала в роли сводницы.
Последующие события невольно заставляют вспомнить проклятие Великого Магистра. Сначала умирает папа Климент , затем Гийом де Ногаре (он отравился испарениями от отравленной свечи, которую ему подсунул бывший рыцарь-тамплиер Эврар). А потом на охоте в возрасте сорока шести лет умирает пышущий здоровьем король Филипп .
Похоже, что проклятие Великого Магистра начинает сбываться…
После неожиданной смерти своего отца Филиппа IV Людовик X Сварливый становится королём Франции. Карл Валуа, преследуя свои политико-династические цели, предлагает ему жениться на своей родственнице - Клеменции Венгерской . Заинтересованный предложением дяди, король Людовик X направляет в Неаполь посольство под руководством бывшего камергера своего отца графа Юга Бувилля ; при этом в качестве помощника, казначея и переводчика при графе состоит племянник капитана ломбардцев Парижа, банкира Спинелло Толомеи - Гуччо Бальони. Помимо сватовства, на послов возлагается задача поиска и подкупа кардиналов, которые, благодаря закулисным интригам первого министра королевства Ангеррана де Мариньи , до сих пор не договорились об избрании папы на авиньонский престол.
В это время Маргарита и Бланка Бургундские находятся в заключении в очень нелёгких условиях. Однако у Маргариты появляется возможность перейти из тюрьмы в монастырь: Робер Артуа предлагает ей написать признание в том, что её дочь, принцесса Жанна - незаконнорождённая, тогда Людовик бы мог получить развод и повторно вступить в брак, поскольку по законам того времени прелюбодеяние не было достаточным поводом к расторжению брака. Однако она не верит в то, что её действительно освободят, и, подумав, отказывается.
При дворе идёт активная борьба за власть двух кланов - дяди Людовика Карла Валуа и самого влиятельного человека в государстве после короля - первого министра королевства Ангеррана де Мариньи . Когда королева Маргарита соглашается на признание и пишет письмо королю, оно попадает к Мариньи, и тот его уничтожает. В итоге, когда правда выплывает наружу, Маргарита погибает в Шато-Гайаре от руки Лорме, слуги Робера Артуа. Мариньи-младший, епископ Бовэзский Жан, шантажируемый при помощи компрометирующих документов, полученных от ломбардских банкиров Парижа, чтобы спастись самому, предаёт своего родного брата, и того отправляют на виселицу по обвинению в казнокрадстве , несмотря на то, что незадолго до этого на судебном процессе Ангерран успевает опровергнуть все обвинения в свой адрес перед комиссией, созданной королём.
Король Людовик, ставший теперь вдовцом, наконец официально делает предложение Клеменции Венгерской и направляет в Неаполь свадебное посольство за своей невестой в составе всё того же Юга Бувилля и Гуччо Бальони.
Интересно, что название этой книги на французском La Reine étranglée, которое переводится как «Задушенная королева», по какой-то причине заменено на «Узницу Шато-Гайяра».
После кончины короля Филиппа Красивого проходит полгода. Клеменция Венгерская по пути к жениху попадает в бурю, позже случается ещё несколько происшествий, которые она толкует как плохие предзнаменования. Посланный в составе миссии графа Бувилля в Неаполь Гуччо Бальони падает при попытке сойти на берег и попадает в больницу для бедных.
Людовик Сварливый затевает поход во Фландрию, поскольку граф Нэверский дерзко отказался исполнять свой вассальный долг перед королём. Собранное королевское войско, тем не менее, так и не доходит до границ Фландрии и ввиду погодных условий застревает в грязи , а король, найдя благовидный предлог, возвращается обратно и женится на Клеменции.
Филипп Пуатье возвращается в Париж. Во время его остановки в замке Фонтенбло туда приезжают Карл Валуа и Карл де ла Марш , чтобы задержать Филиппа в замке и выдвинуть на пост регента Карла Валуа. Граф Пуатье ночью покидает Фонтенбло и с верными людьми без боя занимает замок Сите. Людовик д’Эврё выдвигает кандидатуру графа Пуатье на пост регента. На ассамблее при поддержке последнего живого сына Людовика Святого , Роберта Клермонтского , Филипп Пуатье в обход Карла Валуа становится регентом. Там же утверждается древний салический закон .
Помню, летом между пятым и шестым классом, случайно попалась мне первая, вторая и пятая книги цикла, школьная программа литературы на следующий класс была прочитана, и я взялся за них. Скажу сразу, книжки эти были не для детей, тогда они мне запомнились как немыслимо кровавые, с подробным описанием казней, невыносимо жестокостью судьбы по отношению к персонажам, особенно к отношениям Гуччо и Мари, это было жестче Ромео и Джульеты. И лишь спустя лет десять я вспомнил об этом цикле и решил его перечитать восполняя пробелы третьей, четвертой и шестой книгами.
Что я могу сказать теперь? Они оказались не такими кровавыми как мне запомнились, но во всем остальном - да. И в первую очередь эти книги запоминаются сценами смерти.
Вообще Морис Дрюон - это герольд смерти. Он реальное воплощение «голоса, тех кого нет». Он в роли Великого уравнителя, на протяжении шести книг, собирает жертвы, а потом забирает их убийц. Мы видим последние минуты великих людей их собственными глазами, и страшно представить сколько раз «умирал» сам Дрюон когда писал все это. Тень смерти нависает над каждым и в этой гнетущей темноте они вспоминают всю свою жизнь. Все чего достигли и что не смогли сделать, они вспоминают близких друзей или врагов, которые были еще ближе, их надежды на будущее рушатся и лишь проклятье срывается с обожженных губ, и лишь сожаление мелькает в последнем взгляде.
«Смотрите, вот король Франции, ваш верховный суверен, самый несчастный человек во всем своем королевстве, ибо не найдется ни одного среди вас, с которым я не поменялся бы своей участью. Смотрите, дети мои, на своего государя и обращайтесь всем сердцем к богу дабы уразумели вы, что все смертные лишь игрушки в его руках»
Но жизнь продолжается, и кто-то радуется смерти ушедшего, не подозревая, что он следующий, и в этом «величайшая ирония» - поступки должные возвеличить тебя, приводят к неминуемому финалу, на который ты совсем не рассчитывал. И каждый виток судьбы идет путем проклятья, и рушит столпы возведенные Железным королем, и губит династию, и впереди лишь реки крови Столетней воны, которая породит уже своих героев.
Никогда смерть не была такой величественной, как в «Проклятых королях».
Оценка: 10
Казалась бы, сухая, на страницах школьных учебников, под пером Дрюона история расцветает, наполняется цветом, доказывая, что реальность может быть куда интересней чем любая выдумка. Думаю, освещай писатели так другие исторические события, глядишь и люди знали бы историю не в пример лучше, потому что от чтения этого цикла оторваться невозможно, а прочитанное прочно укрепляется в памяти. Отдельного моего восхищения достойна последняя книга, целиком написанная в виде монолога кардинала Эли де Талейрана. Представляю, насколько сложной это было задачей. Впрочем, стиль Мориса Дрюона был великолепен на протяжении всего цикла, и последняя книга выглядит этакой вишенкой на торте, во всех смыслах: и в плане литературного мастерства автора, и в плане подведения логической черты под событиями цикла.
Отдельно хотелось бы отметить бережное отношения автора к историческим персонажам, и даже сопереживание им: написав о смерти своего любимого героя, Робера Артуа, Дрюон хотел оставить написание цикла и последняя книга увидела свет лишь спустя семнадцать лет после этого.
Примечательно, что сам Джордж Мартин отзывался об этом цикле как о «оригинальной Игре Престолов», рассказывая, что является горячим поклонником Мориса Дрюона и «Проклятых королей», которые стали одним из главных источников его вдохновения при создании знаменитого цикла романов «Песнь льда и огня».
Оценка: 10
Скажу кратко, для меня цикл «Проклятые короли» Мориса Дрюона является эталоном исторического романа. Этому, на мой взгляд, способствует удачно выбранный исторический период, великолепный язык книг и особенно способность автора описывать события так, будто но сам был их свидетелем.
На мой взгляд, автор очень удачно выбрал тему. Речь идет о событиях, которые в общих чертах известны любому школьнику (а еще - спасибо Дэну Брауну, без «Кода да Винчи» - ну никак!), а с другой - незаслуженно забытых и неосвещенных подробно в учебниках истории. Первый роман цикла начинается с расправы, учиненной над орденом Тамплиеров, инициированной французским королем Филиппом Красивым и Папой. Якобы, магистр Тамплиеров проклял своих палачей до 13 колена. Но это - всего лишь легенда, предисловие, а история повествует о реальных невзгодах и злоключениях правителей Франции, погрязших во грехе, интригах, борьбе за власть, соперничестве и жадности, рассказывает о сильных эмоциях и непростых характерах, о борьбе за выживание и гонку за властью.
Очень атмосферное и многогранное произведение. Великолепный цикл исторических романов!
Оценка: 10
«Проклятые короли» – пример эталонного исторического романа. Дрюон, работая над своим произведением, удивительно глубоко изучил историю Европы и, обладая тонким чувством слова, удивительно доходчиво изложил её в виде своих книг.
Дрюон, выступая в роли безымянного рассказчика, максимально абстрагируется от собственных эмоций. На удивление точно он описывает происходящие события со стороны исторических личностей, которым довелось жить в период распада французского величия. Пожалуй, единственные персонажи, отношение к которым Дрюону не удалось скрыть, были Филипп Длинный и Робер Артуа. И если нелюбовь к первому видится читателю лишь из повествования, в котором максимально коротко описано правление этого неплохого короля, то об отношении к Роберу автор заявляет прямо в тексте. Артуа для него любимый персонаж. Но, увы и ах, историческая проза безжалостна к привязанностям писателей. Вот так необычно смерть Робера Артуа стала точкой в истории проклятых которой. И кто в последних книгах вспомнит о проклятии, которое бросил с костра в адрес монархов Франции Жак де Моле? Цикл книг «Проклятые короли» как нельзя лучше демонстрирует, к чему приводит череда бездарностей на троне.
Есть в данном цикле и занятное заключение, исторический очерк, который подводит черту под историей катастроф, обрушившихся на Францию в первой половине четырнадцатого века. И заключение это обличено в целый роман, повествование которого ведётся от имени Перигорского кардинала. Однако и здесь автор показал себя мастером слова. Несмотря на различие в стиле повествования и сюжет, стоящий особняком от цикла, книга отлично вписывается в цикл.
Оценка: 10
Магнум Опус, подобного которому удается создать далеко не каждому автору. Невероятная глубина и масштабность, тщательная проработка во всем - автор щедро сыплет деталями: характеров, быта, событий, мест. нет ничего, чтобы мелькнуло в его книгах просто вскользь, всему он отводит место, всех одаривает должным раскрытием.Кропотливость такой работы просто поражает.
«Проклятые короли» описывают целую эпоху, скореедаже стык эпох, полжив в основу произведения сильнейшу и влиятельнейшую державу того времени, поднявшуюся в новозарожденном абсолютизме. Англичане тщетно пытаются усмирить непокорную Шотландию, Русь готовится встретить Батыево нашествие, испанский король водружает свое знамя над Гибралтаром, указывая, что Реконкиста уже лизка к завершению - а возведенная Филлипом Красивым абсолютная монархия рушится, повергая страну в хаос по причине того, что выстроенная вокруг единственного могучего правителя вся конструкция рушится, как только правитель сменяется слабым наследником.
Произведение Дрюона - это то, без чего немыслимы жанры не только совремнного исторического романа, но и современного фэнтези, а инструменты и решения можно найти во многих других, несмежных жанрах.
Оценка: 10
Отличный цикл, низкий поклон автору за колоссальную работу, которую пришлось ему выполнить при написании. Уж и представить сложно, сколько пришлось перелопатить воспоминаний, биографий, справочников, со сколькими историками проконсультироваться. Весь цикл неразрывно связан между томами, не вижу возможности прочтения одиночных романов - вопросов останется тьма, хотя Дрюон регулярно напоминает и пересказывает какие-то события из более ранних томов. Для любителей экшена, постоянных событий и интриг - самое то, наверное. Мне не хватило описания быта, вооружения, каких-то нюансов нравов, традиций. Еще из минусов и того, что я не люблю (на мой вкус) отметил такой прием, когда персонажу для идентификации выделена одна яркая отличительная черта, которая всегда упоминается и используется по ходу действия. Если персонаж представлен сентиментальным, он будет рыдать каждый раз, по поводу и без. Если у него всегда закрыт один глаз, то в кульминации диалога он будет непременно открываться, чего «никто никогда не видел», но происходит это регулярно)). И такой чертой он наградил бОльшую часть своих героев.
В целом, очень познавательно, увлекательно, цельно. Рекомендую.
Оценка: 8
Морис Дрюон
Жила-была в советское время серия исторических романов, за которые народ бился в очередях почти так же, как за Дюма. Впрочем, мы зря перешли на паст-симпл, серия благополучно живет и сейчас. Правда, знают о ней куда меньше. А жаль, «Проклятые короли» Дрюона заслуживают если не вечной, то очень долгой памяти.
Морис Дрюон (1918-2009) даже не просто известный французский писатель. Таких в истории было множество. Он известный французский писатель, бывший одно время также министром культуры. Предки Дрюона имеют российское происхождение. Они эмигрировали еще до революции. Сам Морис принадлежал к тому поколению французов, которое испытало самый жгучий стыд от поражения в 1940-ом. Ему тогда было 22 года — золотой возраст молодого военного. В момент нашествия немцев Морис являлся кадетом офицерской школы. Кадеты были практически единственными, кто принял безнадежный бой, когда армия уже бежала. Этим событиям посвящена повесть «Последняя бригада», о котором мы еще поговорим.
Сегодня же мы будем говорить о самом значимом труде Дрюона — о серии исторических романов «Проклятые короли». Серия из 6 книг написана в 1955-60 гг, в 1977-ом к ним добавлена седьмая книга. В основе сюжета лежит история заката династии Капетингов, восхождение династии Валуа и начало Столетней войны, имевшей, как известно, в том числе и династическую подоплеку. Автор пытается разобраться, как так могло случиться, что могущественное государство Филиппа IV подкатилось к краю пропасти. Одним лишь вмешательством Англии этого объяснить нельзя.
Для любителей Средневековья очень важно разобраться в событиях, предшествовавших Столетней войне. Ведь практически любой автор исторических книг о войне так или иначе обращается к ним.
Первый роман «Железный король» сюжетно сконцентрирован лишь на 1314-ом годе — том самом, когда сожгли вождей тамплиеров. Собственно, с них-то всё и начинается. Народная легенда гласит, что истоком всех бед Франции послужило проклятие тамплиеров. Возведенный на костер Великий магистр Жак де Молэ проклял тех, кто приложил руку к гибели Ордена — папу Климента V, министра Гийома де Ногарэ и короля Филиппа IV. Да и род короля до тринадцатого колена. Не будет спойлером сказать, что проклятие сбывается. Правда, не столько дланью Господней, сколько руками людей.
Автор не останавливается только на 1314-ом. Он должен показать, в каком состоянии оставил Францию Филипп IV. Это начало реформ перехода от феодализма к централизации, развитие ремесел, торговли, робкие начала народного представительства. Разумеется, феодалы против, но народ, он, несмотря на тяжесть налогов, стоит за короля. В любом случае, в начале XIV века Франция являлась сильнейшим государством Европы. И уж точно не заштатной островной Англии бросать ей вызов.
Но что один король может создать, то другие вполне могут и загубить. Мало ли таких примеров в истории. Филипп Красивый, «Железный король» тверд, порой жесток, но честен и даже нелицемерно добродетелен. Всё, что он делает, делается исключительно на благо государства. И его заботит не вопрос своей кончины, а то, на кого он оставит Францию. Наследник Людовик слаб как здоровьем, так и духом. Вся надежда на «старую королевскую гвардию», на министров, которых воплощают Ногарэ и Мариньи. Но Ногарэ проклят, и проклятье настигнет его еще раньше, чем Филиппа, а Мариньи состоит в глухой вражде с крупными феодалами, вождем партии которых является брат короля Карл Валуа.
Проклятие тамплиеров остается проклятием, но центральное место в жизни Железного короля в романе занимает семейная драма, которая в итоге привела к угасанию династии. Это в принципе тоже не спойлер, поскольку всё известно из истории. Кстати, Дрюон не позволяет себе вольностей в отношении героев и событий. В этом он куда аккуратнее таких мэтров как Дюма. Уж те привирать красного словца ради были куда как горазды. Прочитав их, в истории можно только запутаться, прочитав Дрюона, вы в ней разберетесь и усвоите.
Итак, семейная драма. Было у короля три сына и все трое… нет, не дураки (хотя и не умные), а рогоносцы. Их обманули жёны. В том самом смысле, да-да. По итогам разбирательства принцесс отправляют в заточение. Но, что очень важно, развода при этом не оформляется. Ну не было тогда так же легко развестись, как сейчас. Для этого надо иметь карманного папу Римского. А тот, как известно, тоже проклят и почил в Бозе.
И что же означает это обстоятельство? А вот что: после короля остаются три принца, но у всех троих в данный момент нет наследников. Судьба династии повисает на волоске. Тогда, правда, об этом еще не беспокоились. Во-первых, их самих трое, во-вторых, мужики они еще молодые, как-нибудь да разберутся еще со своими проблемами. Но разберутся ли? Вот об этом мы узнаем из следующих романов серии.
Цитата:
«Костер разгорелся с новой силой, и Жоффруа де Шарнэ, приор Нормандии, охваченный пламенем, уже напоминал обуглившийся ствол, который потрескивал в огне, покрывался пузырями, обращаясь постепенно в пепел, рассыпаясь пеплом.
Многие женщины теряли сознание. Другие сломя голову бросались к берегу, нагибались над протокой и даже не боролись с приступами рвоты, хотя король сидел чуть ли не напротив. Толпа, охрипшая от крика, примолкла, и кое-кто уже уверял, что совершится чудо, ибо ветер упорно дул все в том же направлении и пламя еще не коснулось Великого магистра. Нет, неспроста его так долго не берет огонь, неспроста костер с его стороны не желает гореть.
Но вдруг верхние поленья осели, и пламя, получив новую пищу, взмыло вверх, к ногам Жака де Молэ.
Внезапно завесу пламени прорвал голос Великого магистра, и слова его были обращены ко всем и к каждому и беспощадно разили каждого. И так неодолима была сила этого голоса, что казалось, принадлежит он уже не человеку, а идет из нездешнего мира. Жак де Молэ снова заговорил, как нынче утром, на паперти собора Парижской Богоматери.
Первой половины XIV века , начиная с 1314 года , когда был окончен процесс над тамплиерами , и заканчивая событиями после битвы при Пуатье .
Действие романов происходит во времена правления последних пяти прямых потомков королей из династии Капетингов и первых двух королей из династии Валуа , от Филиппа IV до Иоанна II .
Согласно легенде, истоки всех бед, обрушившихся на Францию того времени, таятся в проклятии, которому Великий магистр ордена тамплиеров подверг короля Филиппа IV Красивого, осудившего его на смерть.
Действие книги начинается с 1314 года .
В то же время во Франции окончен семилетний процесс над орденом тамплиеров . Великий магистр Ордена Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ приговорены к сожжению на костре. Во время казни Великий Магистр проклинает своих губителей - короля Филиппа , папу римского Климента V и хранителя королевской печати Гийома де Ногаре , а также весь их род до тринадцатого колена.
Во время своего визита во Францию королева Изабелла разоблачает своих невесток перед королём. Вина жён Людовика и Карла , Маргариты и Бланки Бургундских , очевидна, и обеих приговаривают к пожизненному заключению в крепости Шато-Гайар , предварительно обязав присутствовать при казни своих любовников, братьев д’Онэ. Жену Филиппа , среднего сына короля , Жанну Бургундскую , приговаривают к ссылке, так как её вина не доказана, однако, скорее всего, она знала о прегрешениях Маргариты и Бланки и при этом выступала в роли сводницы.
Последующие события невольно заставляют вспомнить проклятие Великого Магистра. Сначала умирает папа Климент , затем Гийом де Ногаре (он отравился испарениями от отравленной свечи, которую ему подсунул бывший рыцарь-тамплиер Эврар). А потом на охоте в возрасте сорока шести лет умирает пышущий здоровьем король Филипп .
Похоже, что проклятие Великого Магистра начинает сбываться…
После неожиданной смерти своего отца Филиппа IV Людовик X Сварливый становится королём Франции. Карл Валуа, преследуя свои политико-династические цели, предлагает ему жениться на своей родственнице - Клеменции Венгерской . Заинтересованный предложением дяди, король Людовик X направляет в Неаполь посольство под руководством бывшего камергера своего отца графа Юга Бувилля ; при этом в качестве помощника, казначея и переводчика при графе состоит племянник капитана ломбардцев Парижа, банкира Спинелло Толомеи - Гуччо Бальони. Помимо сватовства, на послов возлагается задача поиска и подкупа кардиналов, которые, благодаря закулисным интригам первого министра королевства Ангеррана де Мариньи , до сих пор не договорились об избрании папы на авиньонский престол.
В это время Маргарита и Бланка Бургундские находятся в заключении в очень нелёгких условиях. Однако у Маргариты появляется возможность перейти из тюрьмы в монастырь: Робер Артуа предлагает ей написать признание в том, что её дочь, принцесса Жанна - незаконнорождённая, тогда Людовик бы мог получить развод и повторно вступить в брак, поскольку по законам того времени прелюбодеяние не было достаточным поводом к расторжению брака. Однако она не верит в то, что её действительно освободят, и, подумав, отказывается.
При дворе идёт активная борьба за власть двух кланов - дяди Людовика Карла Валуа и самого влиятельного человека в государстве после короля - первого министра королевства Ангеррана де Мариньи . Когда королева Маргарита соглашается на признание и пишет письмо королю, оно попадает к Мариньи, и тот его уничтожает. В итоге, когда правда выплывает наружу, Маргарита погибает в Шато-Гайаре от руки Лорме, слуги Робера Артуа. Мариньи-младший, епископ Бовэзский Жан, шантажируемый при помощи компрометирующих документов, полученных от ломбардских банкиров Парижа, чтобы спастись самому, предаёт своего родного брата, и того отправляют на виселицу по обвинению в казнокрадстве , несмотря на то, что незадолго до этого на судебном процессе Ангерран успевает опровергнуть все обвинения в свой адрес перед комиссией, созданной королём.
Король Людовик, ставший теперь вдовцом, наконец официально делает предложение Клеменции Венгерской и направляет в Неаполь свадебное посольство за своей невестой в составе всё того же Юга Бувилля и Гуччо Бальони.
Интересно, что название этой книги на французском La Reine étranglée, которое переводится как «Задушенная королева», по какой-то причине заменено на «Узницу Шато-Гайяра».
После кончины короля Филиппа Красивого проходит полгода. Клеменция Венгерская по пути к жениху попадает в бурю, позже случается ещё несколько происшествий, которые она толкует как плохие предзнаменования. Посланный в составе миссии графа Бувилля в Неаполь Гуччо Бальони падает при попытке сойти на берег и попадает в больницу для бедных.
Людовик Сварливый затевает поход во Фландрию, поскольку граф Нэверский дерзко отказался исполнять свой вассальный долг перед королём. Собранное королевское войско, тем не менее, так и не доходит до границ Фландрии и ввиду погодных условий застревает в грязи , а король, найдя благовидный предлог, возвращается обратно и женится на Клеменции.
Филипп Пуатье возвращается в Париж. Во время его остановки в замке Фонтенбло туда приезжают Карл Валуа и Карл де ла Марш , чтобы задержать Филиппа в замке и выдвинуть на пост регента Карла Валуа. Граф Пуатье ночью покидает Фонтенбло и с верными людьми без боя занимает замок Сите. Людовик д’Эврё выдвигает кандидатуру графа Пуатье на пост регента. На ассамблее при поддержке последнего живого сына Людовика Святого , Роберта Клермонтского , Филипп Пуатье в обход Карла Валуа становится регентом. Там же утверждается древний салический закон .