Главная » Маринование грибов » Николай островский как закалялась сталь краткое содержание. Как закалялась сталь, островский николай

Николай островский как закалялась сталь краткое содержание. Как закалялась сталь, островский николай

Как закалялась сталь - автобиографическая повесть-роман, основанная на реальных события, написанная и изданная в 1934 году.

Смысл Романа

Роман стал для не одного поколения советских людей символом мужества, доблести, чести, и непокорности к судьбе. Это книга про человека, который целиком и полностью отдал себя родине, обществу и благому делу коммунизма. Даже когда главный герой лишился рук, ног, глаз, и одной руки, он не сдался, а с помощью изобретённого им трафарета начал писать книгу. Говоря коротко смысл книги - нельзя сдаваться.

История Создания

Островский начал работать над книгой в 1930 году. Работа была крайне сложной, потому как писатель был слеп и лишён руки. Поэтому работал с помощью специального трафарета. Писательство стало делом его жизни, потому как, терять ему было нечего. Писал очень много, даже по ночам. Рука стала болеть и отекать. Поэтому повесть писалась под диктовку. Первая часть романа была закончена в 1931 году. Издательство её одобрило. В 1932 году автор получил заказ на второй том романа. В середине этого же года заказ был выполнен. Первый раз повесть была опубликована в журнале в 1932 году, сразу обретая большую популярность. Окончательно роман был готов в 1934 году. После 1956 года, в связи с "разоблачением культа личности Сталина" хрущёвская цензура вычеркнула из романа добрую половину текста.

Краткое содержание

Павлу Корчагину 12 лет. Он живёт в украинском городке Шепетовка, учиться в школе. В скором времени его от туда выгоняют из - за того, что он подсыпал табаку в пасхальное тесто, желая отомстить учителю-попу за унижения. Он идёт работать в местный трактир посудомойщиком. Его там бьёт и унижает официант Прошка, но через некоторое время брат Артём заступается за Павла. С 16 лет Павка работает в кательной на электростанции. Судьба сводит его с матросом-большевиком Жухраем, которого он спас от рук царской охранки, попав при этом в тюрьму, правда в скором времени он вышел от туда по счастливой случайности. Жухрай рассказал Павлу о большевиках, о Ленине, научил его драться. Также некоторое время Павел встречался с Тоней Тумановой, судьба разлучила их. В 1917 году в Шепетовку пришли немцы. Павел не раз вступал с ними в конфликты. Наконец ему удалось бежать из Шепетовки. Корчагин воевал в Гражданской войне, сначала в армии , затем в армии . На войне лешился глаза. Из - за этого не смог воевать. Некоторое время работал в ЧК, строил железную дорогу, занимался иным физическим трудом. Всё было до тех пор, пока судьба не сделала из него настоящего инвалида. Он лешился глас, ног, одной руки. Остаток своих дней провёл в Крыму. Мать приехала за ним ухаживать, с женой Маргоритой он виделся мало, потому как, она тоже много занималась работой, как физической, так и политической. Сначала Павел написал книгу о "котовцах", рассказывая в ней о том, как когда-то воевал в армии Котовского, но к сожалению рукописи были утеряны. И тогда Корчагин начал писать книгу "Как закалялась сталь"

Экранизация 1942 года

Первая экранизация произведения вышла в 1942 году во время ВОВ, фильм подкреплял боевой дух советских людей в борьбе с фашисскими захватчиками. В ролях:

Владислав Перист-Петренко - Павел Корчагин

Даниил Сагал - матрос Жухрай

Ирина Федотова - Тоня Туманова

Александр Хвыля - Долиник

Борис Рунге - Серёжка

Композитор - Лев Шварц

Помимо СССР фильм был показан в Греции, США и Швеции в 1944 году.

Экранизация 1956 года

В 1956 году на телеэкраны СССР вышел фильм . Действие описанное в фильме происходило уже после того, как главный герой стал инвалидом.

Василий Лановой - Павел Корчагин

Эльза Леждей - Рита Устинович

Лев Перфилов - Клавичек

Ада Роговцева - Христина

Константин Степанков - Аким

Александр Лебедев - Николай Окунев

Валентина Телегина - самогонщица

Евгений Моргунов - урка

Дмитрий Милютенко - Токарев

Павел Усовниченко - Жухрай

Владимир Маренков - Иван Жаркий

Николай Гринько - начальник станции

Феликс Яворский - Виктор Лещинский

Евгений Леонов - Сухарько (гимназист)

Режиссёр: Александр Алов, Владимир Наумов

Оператор: Илья Миньковецкий, С. Шахбазян

Композитор: Юрий Щуровский

Художник: Вульф Агранов

Экранизация 1975 года

В отличие от предыдущих экранизаций, этот фильм этот состоял из нескольких серий и был в цвете. По своей сути, полностью повторял сюжет романа. Обрёл большую популярность. Не раз показывался на советском телевидении.

Владимир Конкин - Павел Корчагин

Наталья Сайко - Тоня Туманова

Михаил Голубович - Артём Корчагин

Константин Степанков - Жухрай

Антонина Лефтий - Рита Устинович

Людмила Ефименко - Тая

Антонина Максимова - Екатерина Михайловна Корчагина

Юрий Ротштейн - Цветаев

Лесь Сердюк - Саломыга

Сергей Иванов - Серёга Брузжак

Лев Прыгунов - Файло

Владимир Талашко - красноармеец Окунев

Эльза Радзиня - Ирина Александровна, редактор газеты

Лев Перфилов - мужик

Георгий Куликов - председатель железнодорожного лесного комитета

Режиссёр: Николай Мащенко

Оператор: Александр Итыгилов

Художник: Виктор Жилко, Эдуард Шейкин

Экранизация 2000 года

В 2000 году совместно с Украиной сняла 20-сирийный фильм по одноимённой повести Островского. В он был признан лучшим сериалом года.

Андрей Саминин - Павка Корчагин

Елена Еременко - Тоня Туманова

Александр Жуковин - немецкий офицер Зиндель

Светлана Прус - Рита Устинович

Наталия Морозова - комсомолка-агитатор

Виталий Новиков - вожак банды

Также над фильмом работали:

Режиссер: Хан Ган

Художник: Сергей Бржестовский

Судьба романа после перестройки

После перестройки и распада СССР, произведение "стало неактуальным", точнее говоря его сделала неактуальным банда, пришедшая к власти в 1991 году, объявив его "лживой советской пропагандой". В наше время трудно найти человека, родившегося после развала страны, который бы посмотрел бы фильм, не говоря уже о чтении книги. Но настоящие патриоты-коммунисты никогда не забудут своего героя.

Николай Алексеевич Островский

«Как закалялась сталь»

Автобиографический роман Николая Островского разделён на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.

За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает «в люди». «Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на её дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному». Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть «Царя скинули», Павлу вовсе некогда было думать об учёбе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами.

Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: «У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьёт без пощады». Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы. Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб (у него ничего не было), но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: «Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено». Павке стало страшно. Однако Павке удаётся спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблён. К сожалению, она интеллигентка из «класса богатых»: дочь лесничего.

Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится её активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается. Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранчённой она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело её видеть среди выцветших гимнастёрок и кофточек. Дешёвый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим… Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии её возглавляет Жухрай. Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала.

Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой Устинович, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты «кожаную куртку», он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину. «Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так её объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание». Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой Устинович, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши ещё дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки. Время года трудное — зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налёты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжёлой болезнью. Павел падает, сражённый тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и Устинович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.

Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но ещё и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства. В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налёты. Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на тёмных улицах — подруг по партии.

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия. Как пропагандист он принимает участие и в разгроме «рабочей оппозиции», называя «мелкобуржуазным» поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодёжь.

Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперёд, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом Ц. К. Ритой Устинович, с удивлением узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он её любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый. Но у Риты уже есть друг и трёхлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжёлая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти. С мыслью о том, что «надо остаться в строю», Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. «Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо… Самое главное, он не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови».

Николай Островский поделил свой автобиографический роман на две части по девять глав: детство, отрочество, юность, потом зрелые годы, болезнь.

Павка Корчагин, сын кухарки, насыпал в тесто священнику махры. За это его исключили из школы. Он совсем не по-детски работает, когда приходит известие о свержении царя. Ребенок собственными глазами видел, как петлюровцы устраивали множество еврейских погромов, и часто это заканчивалось жестокими убийствами.

Парнишку переполняют злость и возмущение. Он помогает другу своего брата Жухраю, который работает в депо. Он часто давал советы юноше. Сильного и отважного Павла петлюровцы поймали благодаря доносу. Он почувствовал настоящий страх, ведь услышал, что его хотят убить. Спасаясь, молодой человек укрывается у Тони, девушки, которую любит. Но она из другого общества – интеллигентна и богата.

Став участником гражданской войны, парень возвращается и становится членом комсомольской организации. Павка пытается привлечь к ней и Тоню. Но все безрезультатно. Девушка приходит на собрание разряженной, и смотрится нелепо среди рабочей молодежи. Они оба понимают, что слишком разные и не могут быть вместе. Юноша начинает свою работу в ЧК, но она плохо действует на его здоровье и нервы. Отдохнув немного дома, Павел едет в Киев, где вступает в Особый отдел.

В начале второй части описывается поездка на конференцию вместе с Ритой Устинович. Молодой человек ее помощник и телохранитель. Видя в ней не только товарища, но и женщину, он перестает с ней видеться. Холодной зимой парень с другими рабочими строят узкоколейку. Работа тяжелая, ребята почти не отдыхают, постоянно мешают налеты банд. Одежды и обуви, как и еды, очень мало. Из-за таких условий Павка заболел тифом. Друзья не имеют о нем никаких известий, думают, что он умер.

Оправившись после болезни, юноша поступает в мастерскую в качестве рабочего. Кроме своих обязанностей, Павел организовал всех работников и навел порядок в помещении. Молодой человек – надежный товарищ, что он неоднократно доказывал на партийных заседаниях.

Комсомолец ценит каждый прожитый день и воспринимает приказы как цель своего существования. Парень открыто выступает против всех, кто осмеливался противоречить линии партии. Если даже это были его родные люди.

Как-то Павка оказался в Большом театре рядом с Ритой Устинович, членом ЦК. Он признается в своих чувствах, но уже поздно. У женщины есть друг и дочь. Мужчина серьезно заболел и был отправлен на обследование. Из-за болезни он почти неподвижен и никакие больницы или врачи не могут ему помочь. Для того, чтобы быть в строю, Павел начинает писать.

Шедевр ли эта книга?

Чем? Техникой?

Мате Залка

Судьба книги Николая Островского не менее поразительна, чем его собственная судьба.

В 1930-е годы говорили: секрет – в биографии автора. В 1940-е и 1950-е: все дело в писательском мастерстве. В 1960-е: ни в одной другой книге не воплотился с такой яркостью романтический дух 1920-х.

На рубеже перестроечных 1990-х точка отсчета сменилась: теперь Островский был порождением сталинизма, моделью фанатической одержимости, «винтиком машины»… если не тем самым топором, от которого во время оно летели щепки.

Вот та же карусель в малом варианте. Моя работа об Островском в 1965 году была забракована как невозможная к печати и враждебная по идеям. В 1971 году выпущена в свет в изуродованном виде, но и в этом виде объявлена на комсомольских инструктажах того времени клеветнической, а в печати – путаной и субъективной. В 1981 году она же – премирована Грамотой ЦК комсомола. В 1988-м объявлена в «Комсомольской правде» лучшей работой об Островском за последние десятилетия. В начале 1990-х годов она казалась иным читателям недостаточно радикальной и недопустимо апологетичной по отношению к одному из основных «мифов» сталинской эпохи.

Даже и из одного упрямства я отказываюсь вертеться в этой флюгерной карусели. Хватит того, что в 1965 году я начинал писать об Островском, чувствуя, что у меня зажат рот; чуть не полвека понадобилось, чтобы мне дали договорить то, что я хочу; далее я не сойду с этой точки; я готов уточнить формулировки, додумать следствия и осознать дальнейшие перемены климата вокруг моего героя, но я не сдвинусь с той позиции, на которую встал сразу: «Как закалялась сталь» – ключевая книга советских лет нашей истории, в ней – разгадка того, что произошло с нами и Россией.

Дело, разумеется, не только в биографии (хотя и в ней), ибо жизнь Островского – это жизнь тысяч его современников и соратников, а исповедь, пронявшую миллионы, написал именно он.

Мастерство еще меньше прояснит тут дело (хотя Островский яростно учился «литтехнике» у «спецов»), ибо в ту же невеликую меру мастерства работали еще сотни его современников и коллег, литературных ремесленников, ударно призванных в литературу, но эмблемой эпохи стала именно его книга.

Славный романтический дух в ней, конечно, воплотился. Но вот теперь самый дух этот перевернут в нашей эмоциональной памяти, а истоки его по-прежнему не очень ясны историческому разуму. То есть масса факторов известна: нетерпимость, репрессии, гибель крестьянства, лагеря, иллюзии, ложь, но духовный поворот, сделавший все это возможным, все еще таится во тьме.

Островский интересен именно как человек, своею судьбой преподавший нам не столько эмпирический, сколько духовный урок. «Красное житие», – сказал бы я, если бы хотел объяснить его явление людям верующим. Есть вещи, равно значимые и для верующих, и для почитающих себя атеистами, то есть для перевернувших веру. Перед нами тот самый случай. Жизнь Островского – это демонстрация того, как выстраивается целый мир. Не миф, а мир!

Мир этот выстраивается на определенном духовном принципе (хотя и без Бога) и торжествует «на шестой части суши» достаточно долго в качестве почти осуществившегося царства справедливости и безусловно осуществившегося для его строителей счастья. Этого достаточно, чтобы, во всяком случае, не пренебречь «строительным материалом» («гвозди бы делать из этих людей»), благодаря которому все это строение стало реальностью.

Сегодня все это и впрямь может показаться мифом, мороком, обманом. Но это не так, вернее, не вполне так. Мифология «оформляется» сверху только тогда, когда она ожидается снизу. Морок поднимается – от почвы. «Обман» есть всегда и самообман: готовность поверить, желание поверить, жизненная необходимость верить. Островский – не миф, насажденный сверху (хотя и сверху насаждали). Островский – легенда, выношенная внизу.

Критике никогда не приходилось продвигать к читателям роман «Как закалялась сталь». Критике всегда приходилось объяснять его успех. Невероятный, парадоксальный, загадочный, этот успех был в то же время настолько естествен, повсеместен и неудивителен, что, казалось, ему и не надо искать объяснений.

В прозаических фрагментах Пастернака есть запись 1943 года. Поездка на фронт, чтение стихов, разговоры с бойцами. «Когда после Мценска наши части освободили тургеневское имение Спас-Лутовиново, комсомольцы отличившихся частей устроили в разрушенном заповеднике торжественное собрание. Естественно, посвященное памяти Тургенева… оно каким-то образом (здесь и далее курсив мой. – Л. А.) связалось с именем Николая Островского». Самое удивительное в этой записи – отсутствие удивления. Это психологическая аксиома 1930-1940-х годов. Можно говорить о чем угодно: о тактической схеме боя и о мистических свойствах германского духа, о судьбе лейтенанта Шмидта и о смерти тургеневского Базарова. Потом «каким-то образом» начинают говорить о Корчагине. Без переходов и причин. Этому никто не удивляется: в герое Островского есть нарицательность, которая давно оставила позади всякие объяснения.

Когда десятки миллионов экземпляров его книги гуляют по всему миру, трудно представить себе что-либо другое. Трудно представить себе, какие были сметены этим потоком препятствия. А ведь поначалу не было и самих препятствий, а было одно гробовое молчание всей профессиональной критики: год, два года – и тоненькие книжки «Молодой гвардии» с романом Н. Островского неслышно затерялись в шумном литературном гомоне 1932 года.

И еще раньше, когда неслышный этот ручеек, которому со временем суждено было затопить сознание полумира, натянулся нитью, тонким волоском, каждое мгновенье грозившим оборваться… И он обрывался… и возникал снова с какою-то неотвратимостью.

Первый вариант романа Николая Островского не доходит до издателей: в начале 1928 года рукопись утеряна почтой.

Он пишет все заново.

Новая рукопись, посланная в Ленинград, безответно исчезает в недрах тамошнего издательства.

Он отдает один из последних экземпляров своему другу, И. Феденеву, и просит отнести в издательство «Молодая гвардия». Феденев относит и быстро получает ответ: рукопись забракована по причине «нереальности» выведенных в ней типов.

Островский лежит навзничь в Мертвом переулке, в переполненной жильцами комнатке, и лихорадочно ждет решения. Ему двадцать семь лет, остается жить – пять.

Потрясенный решением издательства, Феденев просит вторичного рецензирования.

Рукопись ложится на стол к новому рецензенту – Марку Колосову. Стол стоит в редакции журнала «Молодая гвардия», где Колосов работает заместителем редактора.

Впоследствии М. Колосов напишет воспоминания о том, как Феденев закоченевшими от холода старческими пальцами вынул из папки рукопись и как с первых строк Колосова покорила ее сила; как ждали молодогвардейцы именно эту вещь и как, не отрываясь, проглотил ее заместитель редактора. Эти воспоминания написаны много позднее, когда миллионные издания романа уже сделали имя Островского легендарным. В начале 1932 года все выглядит иначе. 21 февраля Феденев приводит Колосова к постели Островского. В этот момент решается его литературная судьба. В разговоре трех человек соединяется, как в фокусе, и грядущее возвышение Островского, и драматизм этого возвышения, и предопределившие его ход противоречивые силы.

Три участника этого разговора оставили о нем свидетельства.

Николай Островский записал назавтра слова М. Колосова: «У нас нет такого материала, книга написана хорошо, у тебя есть все данные для творчества. Меня лично книга взволновала, мы ее издадим».

Автобиографический роман Николая Островского разделён на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.

За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает «в люди». «Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на её дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному». Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть «Царя скинули», Павлу вовсе некогда было думать об учёбе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами.

Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: «У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьёт без пощады». Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы. Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб (у него ничего не было), но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: «Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено». Павке стало страшно. Однако Павке удаётся спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблён. К сожалению, она интеллигентка из «класса богатых»: дочь лесничего.

Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится её активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается. Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранчённой она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело её видеть среди выцветших гимнастёрок и кофточек. Дешёвый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим... Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии её возглавляет Жухрай. Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала.

Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой Устинович, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты «кожаную куртку», он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину. «Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так её объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание». Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой Устинович, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши ещё дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки. Время года трудное - зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налёты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжёлой болезнью. Павел падает, сражённый тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и Устинович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.

Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но ещё и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства. В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налёты. Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на тёмных улицах - подруг по партии.

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия. Как пропагандист он принимает участие и в разгроме «рабочей оппозиции», называя «мелкобуржуазным» поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодёжь.

Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперёд, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом ЦК Ритой Устинович, с удивлением узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он её любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый. Но у Риты уже есть друг и трёхлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжёлая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти. С мыслью о том, что «надо остаться в строю», Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. «Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо... Самое главное, он не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови».

В 1934 году Островский закончил писать свой роман, принесший ему большую известность. Рассмотрим его краткое содержание. "Как закалялась сталь" - автобиографический роман, разделенный на 2 части. Каждая из них содержит 9 глав, в которых изображается последовательно детство, юность, зрелость и болезнь. Опишем лишь основные события, составляющие краткое содержание.

"Как закалялась сталь": начало событий романа

Павку Корчагина, кухаркина сына, за недостойный поступок (мальчик насыпал в тесто священника махры) выгоняют из школы, в результате чего он попадает "в люди". Мальчик заглянул в глубину жизни, оказался на дне ее. Когда новость о том, что царя свергли, ворвалась вихрем в его маленький городок, Павлу стало некогда думать об учебе. Он принялся тяжело работать. Мальчик вопреки запрету шефов неметчины, нахлынувшей внезапно, прячет, не раздумывая, оружие. Когда лавина банд петлюровцев заливает губернию, он видит многочисленные еврейские погромы, которые завершаются зверскими убийствами.

Беседы с Жухраем

Возмущение и гнев охватывают этого юного смельчака из произведения "Как закалялась сталь". Мальчик не может отказаться помочь Жухраю, матросу, который был другом его брата Артема, служившего в депо. Не раз матрос беседовал по-доброму с Павлом. Он говорил ему о том, что у мальчика имеются все данные для того, чтобы стать хорошим бойцом за дело рабочих, но он еще очень молод, поэтому имеет слабое понятие о классовой борьбе. Жухрай рассказывает ему о том, что начался пожар на всей Земле. Восстали рабы и должны пустить на дно старую жизнь. Однако нужна для этого отважная братва, крепкой породы народ, а не маменькины сыны.

Спасение Жухрая, Корчагин прячется у Тони

Следующими событиями продолжается краткое содержание. "Как закалялась сталь" - роман, в котором главный герой Павка Корчагин, мускулистый и крепкий, умеющий драться, спасает Жухрая из-под конвоя. За это его хватают петлюровцы по доносу. Павке страх обывателя, который защищает свой скарб, не был знаком, поскольку у него не было ничего. Однако его захватил "ледяной рукой" обычный людской страх, в особенности когда мальчик услышал от конвоира о том, что его собираются расстрелять. Павка испугался. Однако ему удается спастись, и мальчик прячется у Тони - знакомой девушки, в которую он влюблен. К несчастью, Тоня из "класса богатых", интеллигентка, дочь лесничего.

Отношения с Тоней

Павел из романа "Как закалялась сталь", пройдя в годы Гражданской войны первое боевое крещение, возвращается в город. Здесь создана была комсомольская организация. Павел становится активным членом ее. Проваливается его попытка привести Тоню в эту организацию. Девушка подчиняться Павлу готова, но не во всем. Она приходит слишком расфранченной на первое собрание комсомола, и главному герою тяжело смотреть на нее среди выцветших кофточек и гимнастерок. Павлу становится непереносимым дешевый девушки. Им обоим становится ясна необходимость разрыва.

Работа в ЧК

Непримиримость главного героя приводит его в ЧК. Ее возглавляет в губернии Жухрай. Но чекистская работа весьма разрушающе действует на нервы главного героя. Он часто падает в обморок, учащаются контузионные боли, и Павел едет после небольшой передышки в своем родном городе в Киев, где попадает также в Особый отдел, которым руководит Сегал.

Новая любовь Павла

Переходим к изложению событий второй части романа, который создал Островский. "Как закалялась сталь" продолжается описанием поездки главного героя с Ритой Устинович на губконференцию. Корчагина назначают этой девушке в телохранители и помощники. Одолжив кожаную куртку у Риты, Павел проталкивается в вагон, после чего втаскивает через окно молодую женщину. Рита была для него неприкосновенна. Это его политрук, его друг и товарищ, однако, она была все же женщиной. Павел впервые ощутил это у моста, и поэтому его волнует ее объятие. Павел Корчагин, не в силах справиться со своим чувством, отказывается от встреч с этой девушкой, которая обучает его политграмоте.

Строительство узкоколейки, болезнь

В сознании юноши мысли о личном еще дальше отодвигаются, когда он участвует в строительстве узкоколейки. Трудное время года - зима. В четыре смены работают комсомольцы. Они не успевают отдыхать. Бандитские налеты задерживают работу. Нечем кормить комсомольцев, недостает также обуви и одежды.

Тяжелой болезнью заканчивается работа для Павла. Его сражает тиф. Устинович и Жухрай, его самые близкие друзья, думают, что он умер, не имея сведений о Павле.

Павел возвращается в строй

Главный герой, которого создал Островский ("Как закалялась сталь"), оправившись после болезни, вновь оказывается в строю. Он возвращается в качестве рабочего в мастерские, где упорно трудится и наводит порядок, заставляя к недоумению начальства почистить и вымыть цех комсомольцев. По всей Украине, как и в городке, продолжается классовая борьба. Врагов революции ловят чекисты, они подавляют налеты бандитов. Корчагин совершает множество добрых дел, на заседаниях ячейки защищая своих товарищей, а подруг по партии - на темных улицах.

Пропагандистская работа

Павка, убивая сам и став свидетелем многочисленных смертей, научился ценить каждый прожитый день. Главный герой принимал как ответственные директивы собственного бытия уставные распоряжения и партийные приказы. В качестве пропагандиста он участвует в разгроме оппозиции рабочих, называя поведение родного брата "мелкобуржуазным". Он также участвует в словесных атаках на троцкистов, которые осмелились выступить против правящей партии. Его не хотят слушать, а ведь Ленин говорил, что следует сделать ставку на молодежь.

Встреча с Ритой Устинович

После смерти этого вождя тысячи рабочих в Шепетовке стали большевиками. Далеко вперед продвинуло Павла уважение партийцев, о чем необходимо непременно упомянуть, составляя краткое содержание.

"Как закалялась сталь" Островского - произведение, в котором рассказывается о встрече главного героя со своей возлюбленной спустя несколько лет. Однажды он оказался рядом с Ритой Устинович, членом ЦК, в Большом театре. Девушка узнала с удивлением о том, что Павел жив. Он говорит, что любил ее. Однако у Риты есть уже друг и маленькая дочурка.

Болезнь Павла

Главный герой болен, и его тщательно обследуют в санатории ЦК. Но приведшая к неподвижности тяжелая болезнь прогрессирует. Главного героя не в состоянии спасти никакие больницы и санатории. Корчагин, желая "остаться в строю", начинает писать.

Описывая краткое содержание по главам ("Как закалялась сталь"), следует отметить, что хорошие добрые женщины во время болезни находятся рядом с главным героем: Дора Родкина, Тая Кюцам. Павел думает о том, хорошо ли он прожил свои 24 года. Словно беспристрастный судья, главный герой проверял свою жизнь. Он решил с глубоким удовлетворением, что она прожита не так уж и плохо.

На этом заканчивается краткое содержание. "Как закалялась сталь" - произведение объемное, и всех подробностей сюжета в одной статье не охватить. В оригинале романа вы найдете множество интересных деталей, раскрывающих психологию героев и философскую мысль Островского.

Теперь вы знаете, о чем "Как закалялась сталь". Писатель умер через два года после опубликования произведения, в 1936 году, от тяжелой болезни. Роман этот, как уже отмечалось, является автобиографическим.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта