Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование: «сухой бассейн», разрезная картинка «Лунтик», игрушка Лунтик, зеркало, картинка «Пароход плывет», игрушка кораблик, пружинка су-джок, пособие «Назови правильно слово», компьютер, презентация «Накорми Лунтика», презентация «Куда спрятался Лунтик?», картинка-раскраска.
1. Оргмомент.
Логопед здоровается с ребенком, предлагает отгадать гостя, который будет вместе с ними заниматься.
Перед ребенком ведерко с фасолью, среди фасоли спрятаны части разрезной картинкой (5 частей) «Лунтик».
Логопед: Здравствуй, рада тебя видеть. В этом ведерке среди фасолинок спрятана картинка, которая распалась на части, собери ее и узнаешь, кто сегодня будет с нами заниматься.
Ребенок опускает руки в сухой бассейн и достает части картинки.
2. Развитие целости восприятия. Игра «Собери картинку».
За столом ребенок собирает разрезную картинку.
Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты
Фиолетовый зверек – детям маленьким дружок.
Ты узнал, кто это?
Ребенок: Это Лунтик.
На стол выставляется картинка Лунтика.
Логопед: Ты знаешь, откуда он к нам прибыл?
Ребенок: С луны прилетел.
Логопед: Он очень устал с дальней дороги, пусть он отдохнет. Давай его обнимем, погладим. Покажем ему наши знания?
Ребенок: Да.
3. Психогимнастика, развитие длительного речевого выдоха.
Логопед: Давай покажем, как мы удивились Лунтику: протяжно на выдохе произнесем: О-о-о-о!? (делаем удивленное лицо)
Покажем, как мы рады Лунтику: громко, протяжно, радостно.
А-А-А-А!! (радостное лицо)
-Как мы огорчимся, потому что Лунтик уйдет: тихо, протяжно, печально.
-У-у-у-у.. (печальное лицо)
4. Артикуляционная гимнастика (по картинкам).
Логопед: Сейчас мы отправимся в морское путешествие. К путешествию нужно как следует подготовиться. Давай напечем блинов в дорогу (упражнение «Блинчик»). К блинам возьмем вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в море давай проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели»). Вот уже ветер надул парус нашего кораблика (упражнение «Парус»). Все готово к отплытию, корабль загудел и поплыл: л-л-л.
5. Закрепление четкого произнесения изолированного звука [л]. Игра «Корабль плывет».
Ребенок скользит игрушкой «кораблик» по указанному на картинке маршруту и произносит: Л-Л-Л-Л в течение всего пути.
Логопед: Расскажи, как нужно правильно произносить звук [л]. Где должен быть язычок?
Артикуляция [л]: губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаемый воздух теплый.
Логопед: Скажи, звук [л] гласный или согласный?
Ребенок: Согласный.
6. Развитие фонематического слуха: определение звука [л] в словах (презентация «Накорми Лунтика»).
Логопед: Наш Лунтик проголодался пока летел сюда. Давай накормим его?
Ребенок: Да.
Логопед: Лунтик любит кушать только те продукты, в названиях которых есть звук [л].
Слайд № 1 — Лунтик съел яблоко.
Слайд № 2 — Лунтик съел клубнику.
Слайд № 3 — Лунтик съел колбасу.
Слайд № 4 — Лунтик выпил молоко.
7. Автоматизация [л] в слогах. Массаж пальцев рук пружинкой .
Логопед: Молодец! Теперь Лунтик сыт, а мы покатаемся на лодочке вместе с Лолой (картинка).
Ребенок произносит чистоговорки, надевая на палец массажную пружинку Су-Джок.
Большой палец — ла-ла-ла, Лола в лодочке плыла.
Указательный палец — ло-ло-ло, светит солнышко тепло.
Средний палец — лу-лу-лу, рада Лолочка теплу.
Безымянный палец — лы-лы-лы, песни Лолочки слышны.
Мизинец — Клава в лодочке сидела, вместе с Лолой песни пела.
Логопед: Молодец! Пора поиграть в игру с картинками.
8. Автоматизация [л] в словах. Игра «Назови ласково».
Логопед: Лунтик зверек очень маленький, он любит, когда слова произносят ласково: называй картинку, а потом это слово скажи ласково.
Ребенок четко называет картинки (пособие «Назови правильно слово») со звуком [л]:
Белка — белочка, палка — палочка, полка — полочка.
Галка — галочка, вилка — вилочка, скалка — скалочка.
Булка — булочка, бутылка — бутылочка, точилка — точилочка.
9. Физминутка «Любим с Лунтиком играть».
Ребенок имитирует движения из текста:
Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать, (скачет на двух ногах)
И как пчелки полетать (машет руками)
На цветочек тихо сели (сел на корточки)
Мы вздохнули и уснули (руки под щеку)
Логопед: Молодец! Лунтик уже отдохнул и зовет тебя поиграть вместе с ним.
10. Автоматизация [л] в предложениях. Составление предложений с предлогами (презентация «Куда спрятался Лунтик?»).
Логопед: Тебе нужно посмотреть на экран и составить предложение — куда спрятался Лунтик.
Слайд 1 — Лунтик спрятался под стол.
Слайд 2 — Лунтик спрятался под лавку.
Слайд 3 — Лунтик спрятался за куклу.
Слайд 4 — Лунтик спрятался за кресло.
Слайд 5 — Лунтик спрятался на балкон.
Слайд 6 — Лунтик спрятался на клумбе.
Слайд 7 — Лунтик спрятался в колодец.
Слайд 8 — Лунтик спрятался в лодку.
Слайд 9 — Лунтик спрятался в палатку.
Логопед: Молодец! Ты хорошо играл.
11. Итог занятия.
Логопед: Что тебе сегодня больше всего понравилось? Какие задания показались сложными?
12. Оценка работы ребенка.
Логопед: Ты прекрасно играл, от Лунтика тебе подарок: картинка-раскраска.
Игры по автоматизации звуков [Л] и [Л’] в словах и предложениях
Гильфанутдинова Э.Р.
1. « День Рождения Ослика» ( договаривание слов )
У был День рождения!
В небе светило
Он ждал гостей под большой
С букетом цветов и с подарком к нему спешил
С бочонком мёда к нему летела
С белой ромашкой торопился
Орешек несла в подарок
А белый подарил красивый веночек.
Когда все гости собрались, стал их угощать:
И всем было очень…
Вопросы к тексту:
- Назови кто нарисован на картинках
(Верблюда)
3. «Электроприборы»
Мама Славе говорила, что нельзя трогать электроприборы. Но Слава не знает Какие предметы нельзя трогать. Помоги ему:
4. «Что лишнее?»
- В каком слове нет звука [Л] (бананы)
5. «Тихо – громко»
(Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Л’];
топни ногами, если услышишь звук [Л])
МАЛЬЧИК
САМОЛЁТ
КРОКОДИЛ ВЕРТОЛЁТ КОРАБЛИК ПЧЕЛА СЛОН ЛЕВ
6. «Подбери слово к признакам и назови всё вместе»
КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ …(ЛУК)
СЛАДКИЙ, КРУГЛЫЙ …(АПЕЛЬСИН) ПРОДОЛГОВАТЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ …(БАКЛАЖАН) ЖЁЛТЫЙ, КИСЛЫЙ …(ЛИМОН) КРУГЛОЕ, ЗЕЛЁНОЕ, СЛАДКОЕ …(ЯБЛОКО)
7. «Чистоговорки»
ЛА –ЛА – ЛА – Вот летит пчела
ЛУ – ЛУ – ЛУ – Я не боюсь пчелу
ЛО – ЛО – ЛО – У лодки есть весло
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – Длинноухие ослы
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – Паруса у корабля
ЛЁТ – ЛЁТ – ЛЁТ – Улетает самолёт
ЛЕНЬ – ЛЕНЬ – ЛЕНЬ – Вот бежит олень
ЛОН – ЛОН – ЛОН – С колесом играет слон
8. «Учим стихи»
Мальчик кораблики в лужах пускал.
Смело по лужам мальчишка шагал.
Но туфли промокли и он заболел,
А он прогуляться ещё бы хотел!
Интерактивная презентация по автоматизации звука Л в слогах, словах и фразах. Игровые задания, картинки двигаются. Используется как часть занятия для поддержания интереса у ребенка. Некоторые слайды можно распечатать для домашних заданий.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Пароходик идет в гости (интерактивная презентация по автоматизации звука Л в слогах, словах и фразах) Выполнила: учитель-логопед МБДОУ детский сад №62 г.о.Самара Обидина С.В.
Назови картинки, запомни
Узнай картинки Вспомни, каких картинок не хватает.
Рассели картинки в домики Ал-ал-ал – здесь живет… Ел-ел-ел – здесь живет … Ул-ул-ул – здесь живет…
Найди общий признак у предметов
Распредели картинки: он мой мальчику, она моя девочке
Один - много
Ал – ал – ал – пенал на стол упал Ул – ул – ул – пенал упал на стул Ол – ол – ол – пенал упал на пол Ыл - ыл – ыл - Павел пенал забыл
Ал-ал-ал – щенок вчера пропал Ол-ол-ол - много я грибов нашел Ал-ал-ал – Вова огород копал
Ул-ул-ул – у нас сломался стул ул-ул-ул – Коля вовремя заснул Ил-ил-ил – я на завтрак кофе пил ил-ил-ил – маме я цветы купил
Собери букеты
Назови картинки. Запомни.
Назови картинки Что над…., что под…, что между … и …, что справа от…, что слева от…
Составь предложение по картинкам
Вспомни вторую картинку(с которой составлялось предложение)
Собери яблоки в корзину: одно спелое яблоко, два спелых яблока,…
Собери букет. Расскажи сколько каких цветов в твоем букете- одна ветка голубых колокольчиков, одна ветка белых гладиолусов, две ветки…
Исправь предложения. Облако вышло из-за солнца. Платок гладит Клаву. Пол подмёл Павла. Гнездо свило ласточку. Лошадь села на Володю.
Подружи слова в предложении. 1.Класс, Володя, в, опоздал. 2.Лада, стул, на, куклу, посадила.3. Лапшу, сделала, мама, молочную. 4.Вешалку, на, Михаил, повесил, полотенце. 5.Кладёт, блокнот, полку, на, Павел. 6.Надела, Вике, голубое, Алла, платье.
Подгрупповое занятие "Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях"
Цел и:Образовательные: закрепить умение четко произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях; автоматизировать звуки в спонтанном речевом потоке; развивать слуховое восприятие; закреплят...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня Тема: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико – грамматических категорий».
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня для детей 5-7 лет на тему: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико...
Индивидуальная образовательная деятельность работы по автоматизации звука [р]в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)
предоставляется конспект индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука Р в слогах,словах и словосочетаниях со стечением согласных....
Презентация непосредственно- образовательной деятельности учителя- логопеда с детьми подготовительного возраста по автоматизации звука [ж] в слогах, словах и предложениях
Данная презентация представляет собой материал по автоматизации звука [ж] в слогах, словах и предложениях и дифференциацию звуков [ш]- [ж]...
Презентация "Автоматизация звука [Л]" поможет Вам легко и весело позаниматься с ребёнком в период введения звука [Л] в речь. Презентация составлена таким образом, чтобы ребёнку было легко проговаривать свои первые слова со звуком [Л]. Постепенно речевой материал усложняется, но для ребёнка это происходит незаметно, так как предыдущие задания хорошо подготовили его. Так например, презентация начинается со звукопродражания: "Как летит самолётик?" Ребёнок отвечает просто: "ЛЛЛЛЛЛЛ".
Затем следует проговорить звук в слогах. Для звука [Л] самое доступное начальное проговаривание, я замечаю, в слоге ЛА. Можно предложить ребёнку просто пропеть песенку: «ЛА-ЛА-ЛА!» Это весело и доступно ребёнку. Далее идёт проговаривание звука [Л] в начале слова и только в слоге ЛА. Слова подобраны таким образом, чтобы следующий за звуком [Л] гласный звук находился в ударной позиции. Ударный гласный усиливает звучание автоматизируемого звука, также усиливает кинестетические ощущения для повышения эффективности формирования навыка правильного проговаривания.
Затем следуют слайды с картинками-словами, где звук находится в начале слова в разных слогах: «ЛЫ», «ЛУ», «ЛО», и только потом звук [Л] встретится в середине и конце слова. Такая последовательность наиболее характерна для классической автоматизации звука [Л]. Однако, в бывают случаи, когда звук [Л] эффективнее отрабатывать сначала в словах, которые заканчиваются на этот звук. Всё очень индивидуально. И это нужно учитывать, пробуя разные варианты работы с речевым материалом и наблюдая за успехами ребёнка. Также в данной презентации идёт отработка грамматических категорий: множественное число существительных, согласование существительного и числительного, существительные родительного падежа. В конце презентации вы найдёте много интересных картинок для составления предложений по ним. Это поможет ввести звук [Л] в связную речь. Успехов Вам!