Регуш Л. А

ВВЕДЕНИЕ
Человек в процессе своего жизненного пути встречается с многочисленными трудностями. В психологии развития достаточно подробно изучены и описаны проблемы, типичные для того или иного возраста. В одних случаях разрешение этих проблем приносит радость и появление новых психических качеств, открывает перспективы для дальнейшего развития. В других, напротив, проблемы оказываются непреодолимыми, и тогда они отравляют жизнь, становясь причиной деструктивного развития. Поскольку и те и другие возникающие трудности являются, как правило, результатом взаимодействия факторов, определяющих развитие в тот или иной период, многие из них могут быть предсказуемы, а значит, предотвращены.
Задача данного пособия состоит в том, чтобы обучить специалистов, работающих в сфере «человек-человек», или людей, берущих на себя роль воспитателей (например, родителей), видеть психологическую сущность проблемы, уметь предупредить ее возникновение, а столкнувшись с ней - проанализировать и разрешить.
Традиционно в психологии вопрос о проблемах развития поднимается, прежде всего, при рассмотрении тех случаев, когда речь идет о патологии развития, вызванной серьезными органическими поражениями центральной нервной системы, когда человеку требуется постоянная (иногда в течение всей жизни) помощь специалистов, корректирующих развитие: логопедов, врачей, массажистов, специалистов по коррекци-онной педагогике и др. Предлагаемое пособие рассматривает проблемы развития «обычных» людей, которые способны разрешить проблемы сами или с помощью родителей, друзей, семьи, различных социальных институтов, то есть речь идет о «нормальных» проблемах «нормальных» людей.
4
Основой для решения поставленной задачи является знание психологии развития, поскольку именно эта дисциплина подробно рассматривает как закономерности развития, так и типичные для того или иного возраста психические новообразования и условия их становления. В настоящем издании акцент сделан на проблемы развития и условия их предупреждения.
При этом перечень проблем, вынесенный для анализа при описании каждого возрастного периода, не следует рассматривать как завершенный: их значительно больше. Освещаемые здесь проблемы важно использовать как основу для овладения умением осуществлять психологический анализ проблем развития. Уже первые занятия покажут, что студенты своими примерами могут обогатить материал по каждой теме. И это имеет принципиальное значение, поскольку, как правило, для анализа предлагаются ситуации, которые важны для самих студентов: либо потому, что они уже успешно разрешили проблему и переживают чувство удовлетворения, либо потому, что проблема по-прежнему актуальна, и они пытаются ее решить, участвуя в занятиях.
Структура пособия и представленный материал таковы, что позволяют сочетать самостоятельное и аудиторное изучение материала.
Основным итогом работы по усвоению курса является сформированное умение «видеть» психологическую сущность проблемы и анализировать ее по усвоенному алгоритму, а также знать условия и возможности ее предупреждения. Для того чтобы это умение сформировалось, предлагаются многочисленные задания для анализа проблем в каждом возрастном периоде, а также примеры выполнения подобных заданий.
Материал для теоретической подготовки по каждому возрастному периоду включает:
список литературы;
факторы развития;
5
типичные проблемы развития в конкретный возрастной период и их краткую характеристику.
Перед изучением темы следует познакомиться со списком рекомендуемой литературы, которая раскрывает различные аспекты темы, а также со ссылками на гипертексты. Эта литература может помочь при анализе той проблемы, которая выбрана для рассмотрения и разрешения. Чтобы глубже разобраться в психологической сущности той или иной проблемы (например, когда речь идет о страхах, низкой обучаемости, одиночестве, нарушении взаимоотношений и т. п.), важно обратиться к соответствующей литературе и обязательно освоить этот материал по одному или нескольким рекомендованным источникам.
Для практической работы, которая может выполняться как в аудитории, так и самостоятельно, предлагается следующий материал:
проблемные ситуации развития (зарисовки из жизни);
данные диссертационных исследований;
список диссертационных исследований;
примеры анализа проблем психического развития. Этот материал, как правило, пополняется самими участниками в ходе освоения курса.
В пособии предлагается два вида практических заданий по каждой теме (то есть по каждому возрастному периоду).
Во-первых, это задания на отработку алгоритма анализа проблем. Из прочитанной литературы, наблюдений предлагается выделить одну из проблем развития, типичную для того или иного возраста. Затем ее следует проанализировать по следующему плану:
1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации;
2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода;
3) описание проблемной ситуации;
6
4) формулирование проблемы;
5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации;
6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);
7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы;
8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы;
9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы; 10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия),
чтобы можно было предупредить возникновение проблемы и ее отрицательных последствий.
Во-вторых - задания по работе с результатами диссертационных исследований. Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуальной в предшествующие десятилетия (см. учебник по психологии развития, соответствующий возраст)?
2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализировалась) проблема развития?
3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой?
4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития?
К материалам для практических работ, которые содержатся в пособии, преподаватель может прилагать и другие задания, вопросы, которые оказались актуальны для данной группы.
По каждой теме изучающие курс выполняют минимум два практических задания, что должно способствовать формированию алгоритма работы с проблемой психического развития.
Практические задания по каждой теме выполняются, как правило, на занятиях, а затем самостоятельно с последующим обсуждением в аудитории.
7
Результатом работы по освоению курса должны стать прочитанные студентом публикации по каждой из выбранных им проблем развития, а также девять-десять самостоятельно выполненных практических заданий.

Аннотация:

В учебном пособии раскрываются предмет и основное содержание педагогической психологии, рассматриваются важнейшие вопросы психологии обучения и образования. Вы узнаете, с какими психологическими проблемами сталкивается педагог в своей работе, на каких принципах построено развивающее обучение, в чем заключаются психологические детерминанты учебной деятельности. В книге подробно описывается путь становления личности человека под влиянием обучения, воспитания и среды. Теоретический материал в пособии гармонично сочетается с ответами на актуальные практические запросы современной системы образования: авторы уделяют большое внимание технологиям решения профессиональных педагогических задач. Каждая глава пособия включает перечень понятий, которые подлежат усвоению, тексты, в которых они раскрыты, задания для усвоения представленного материала, списки рекомендуемой литературы и вопросы для самопроверки. Учебное пособие адресовано бакалаврам и магистрам по направлениям педагогической подготовки, преподавателям, а также специалистам в области образования: учителям, школьным психологам, методистам, специалистам дополнительного образования, организаторам различных образовательных проектов и т.д. Гл. 1.1. Баева И. А., Лактионова Е. Б., гл. 1.2. Паттурина Н. П., Регуш Л. А., гл. 1.3. Костромина С. Н., гл. 2.1, 3.1, 3.5. Орлова А. В., гл. 2.2. Орлова А. В., Пежемская Ю. С., гл. 2.3, 4.1. Сомова Н. Л., гл. 2.4. Сомова Н. Л., Регуш Л. А., гл. 3.2. Грецов А. Г. , Пежемская Ю. С., гл. 3.3 Андреева Е. Н., Орлова А. В., гл. 3.4. Пежемская Ю. С., гл. 4.2. Пежемская Ю. С., Паттурина Н. П., гл. 4.3. Регуш Н. Л., Регуш Л. А., гл. 4.4. Игнатенко М. С., Куприянова Н. В.

Вместо введения . Что такое педагогическая психология? 7

Назначение (миссия) педагогической психологии 7

Сферы применения педагогической психологии 10

Предмет и основные проблемы педагогической психологии 11

Методы педагогической психологии 13

Учитель и психолог образования: основы взаимопонимания 15

Психологическая подготовка учителя и педагогическое образование психологов 18

Раздел I. Психологические характеристики образовательной среды 25

Глава 1.1. Психологическая безопасность образовательной среды 26

1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды 26

1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда 31

1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды 36

1.1.4. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы 41

Глава 1.2. Психологическое здоровье участников образовательного процесса 49

1.2.1. Понятие о психологическом здоровье 49

1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс 55

1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс 59

1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса 62

Глава 1.3. Психодиагностическая деятельность в образовательной среде 72

1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда 72

1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде 77

1.3.3. Психологический диагноз 83

1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде 91

1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности 100

Раздел II. Развивающее обучение 117

Глава 2.1. Психология обучения 118

2.1.1. Цели обучения 118

2.1.2. Соотношение обучения и развития 122

2.1.3. Обучение как процесс передачи информации 125

2.1.4. Коммуникативная сущность обучения 128

2.1.5. Управление процессом обучения 133

Глава 2.2. Развивающие возможности различных моделей обучения 139

2.2.1. Ассоциативная модель научения 140

2.2.2. Когнитивная модель научения 152

Глава 2.3. Развивающие возможности различных моделей обучения 162

2.3.1. Обучение и развитие 162

2.3.2. Кибернетическая модель обучения. Управление умственной деятельностью учащихся 165

2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения 168

2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения 170

2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения» 172

Глава 2.4. Психологическая характеристика технологий обучения 178

2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий 178

2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности 183

2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст) 186

2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе 189

2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа) 193

2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст) 197

Раздел III. Ученик - субъект учебной деятельности 203

Глава 3.1. Учебная деятельность 204

3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика 204

3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками 206

3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности 209

3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности 215

Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220

3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности 220

3.2.2. Стадии формирования мотивации 222

3.2.3. Мотивы и потребности 224

3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация 227

3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе 230

3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников 240

Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности 246

3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение 247

3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности 249

3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности 250

3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности 255

Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха и неуспеха в учебной деятельности 263

3.4.1. Понятие об успеваемости 263

3.4.2. Психологические причины неуспеваемости 266

3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия 273

3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка школьников, испытывающих затруднения в учении 276

Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся 288

3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении 289

3.5.2. Учет половых особенностей в обучении 299

3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении 301

3.5.4. Когнитивные стили как отражение индивидуальных особенностей усвоения учебного материала 302

3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками 304

3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении 306

Раздел IV. Психологические проблемы деятельности педагога 313

Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314

4.1.1. Воспитание - определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания 314

4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания 318

4.1.3. Психологические теории воспитания 319

4.1.4. Психологические закономерности воспитания 322

4.1.6. Нравственное воспитание 329

4.1.7. Теория и методика воспитания И. П. Иванова 333

4.1.8. Самовоспитание 337

Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество в образовательном процессе 342

4.2.1. Педагогическое общение 342

4.2.2. Основные компоненты общения 343

4.2.3. Установление и поддержание контакта 346

4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами 348

4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе 353

4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение 356

4.2.7. Манипулирование в школе 360

Глава 4.3. Психологические проблемы освоения педагогической деятельности педагога 368

4.3.1. Профессиональное становление учителя. 368

4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога 371

4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога 374

4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации 377

4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности 385

Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание и самосознание 396

4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание 396

4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания 398

4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя 403

4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога 406

4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие 408

Предисловие

Вводная глава. Педагогическая психология как отрасль научного знания

0.1. Научное знание и его строение

0.1.1. Место объекта и предмета в структуре научного познания

0.1.2. Выделение объект-предметной области педагогической психологии в качестве самостоятельной сферы сследования

0.2. Основные характеристики педагогической психологии как отрасли научного знания

0.2.1. Психологические функции образования как объект исследования

0.3. Методологические предпосылки построения педагогической психологии

0.3.1. Методы исследования и типы научного знания в педагогической психологии

0.3.2. Многообразие концептуальных подходов в педагогической психологии

0.4. Историческая логика развития педагогической психологии как науки

0.4.1. Исторические «точки роста» психолого-педагогического знания

0.4.2. Анализ основных научно-теоретических фактов развития психолого-педагогической мысли Контрольные вопросы

Глава 1. Психология понимающей функции образования

1.1. Научно-теоретическое знание

1.1.1. Психология усвоения знаний в обучении школьника

1.1.2. Концепция внутреннего развития научных понятий Л. С. Выготского

1.1.3. Знак и символ в обучении (по Н. Г. Салминой)

1.1.4. Проблемы понимания смысловой структуры учебного текста (по Л. П. Доблаеву)

1.2. Опытно-экспериментальное знание

1.2.1. Исследование развития понимания, объяснения и наблюдательности в школьном возрасте (по П. П. Блонскому)

1.2.2. Экспериментальное исследование формализма в усвоении школьных знаний

1.3. Инновационно-проектное знание

1.3.1. Концепция воспитания мышления Дж. Дьюи

1.3.2. Опора на субъектный опыт школьника в процессе обучения (по И. С. Якиманской)

1.3.3. Педагогическое понимание (по В. П. Зинченко)

1.4. Конструктивно-технологическое знание

1.4.1. Психология школьной успеваемости

1.4.2. Психология интеллектуальной пассивности школьников (по Л. С. Славиной)

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 2. Психология деятельностной функции образования

2.1. Научно-теоретическое знание

2.1.1. Психологическое строение действия

2.1.2. Развитие двигательных умений (по Н. А. Бернштейну)

2.1.3. Психология выработки интеллектуальных умений

2.1.4. Развитие памяти в процессе обучения (по В. Я. Ляудис)

2.1.5. Развитие способностей в процессе деятельности по решению задач (по Г. П. Щедровицкому)

2.2. Опытно-экспериментальное знание

2.2.1. Диагностика мнемических способностей школьника

2.3. Инновационно-проектное знание

2.3.1. Теория программированного обучения (по Б. Скиннеру)

2.3.2. Теория проблемного обучения 2.3.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий

2.3.4. Теория учебной деятельности школьников (по Д. Б. Эльконину-В. В. Давыдову)

2.4. Конструктивно-технологическое знание

2.4.1. Методика формирования внимания у школьников начальных классов

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 3. Психология личностной функции образования

3.1. Научно-теоретическое знание

3.1.1. Психология воспитания школьника

3.1.2. Интернализация социальных идей как механизм воспитания (по Б. Битинасу)

3.2. Опытно-экспериментальное знание

3.2.1. Изучение роли привычек в воспитании у детей устойчивых форм поведения

3.3. Инновационно-проектное знание

3.3.1. Психология формирования мировоззрения личности (по Г. Е. Залесскому)

3.3.2. Психология воспитательной среды (по Л. С. Выготскому)

3.3.3. Коллективные отношения как фактор личностного развития школьника

3.3.4. Психологическая стратегия воспитания личности в современных условиях (по А. Г. Асмолову)

3.4. Конструктивно-технологическое знание

3.4.1. Проектирование и конструирование воспитательных ситуаций

3.4.2. Воспитание личности ребенка положительным поступком (по К. Оллред)

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 4. Психология мотивационной функции образования

4.1. Научно-теоретическое знание

4.1.1. Мотивация учения школьников (по А. К. Марковой)

4.1.2. Познавательные интересы учащихся (по Г. И. Щукиной)

4.1.3. Сознательность учения школьников

4.2. Опытно-экспериментальное знание

4.2.1. Влияние мотивации достижения на результаты учебных действий (по Г. Клаусу)

4.3. Инновационно-проектное знание

4.3.1. Развитие мотивационной сферы школьника (по Л. И. Божович)

4.3.2. Мотивация обучения в свете принципов обладания и бытия (по Э. Фромму)

4.4. Конструктивно-технологическое знание

4.4.1. Формирование у школьников мотивов учебной деятельности на содержательно-оценочной основе (по Ш. А. Амонашвили)

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 5. Психология переживающей функции образования

5. 1. Научно-теоретическое знание 5.1.1. Переживание как единица анализа процесса развития школьника

5.1.2. Динамика переживаний школьника на разных этапах обучения (по Л. И. Божович)

5.1.3. Развитие личности в зависимости от организации учебной деятельности в начальной школе

5.1.4. Развитие Я-концепции и образование (по Р. Бернсу)

5.2. Опытно-экспериментальное знание

5.2.1. Проявления «аффекта неадекватности» в поведении школьников

5.3. Инновационно-проектное знание

5.3.1. Психология общего развития младших школьников (по Л. В. Занкову)

5.3.2. Воспитание развивающегося человека (по Р. Штейнеру)

5.3.3. Эстетическое переживание как средство воспитания (по Л. С. Выготскому)

5.4. Конструктивно-технологическое знание

5.4.1. Предупреждение и преодоление дидактогений у школьников

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 6. Психология коммуникативной функции образования

6.1. Научно-теоретическое знание

6.1.1. Отношения участников педагогического процесса

6.2. Опытно-экспериментальное знание

6.2.1. Анализ речевого общения учителя и школьников

6.2.2. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей (по А.-Н. Перре-Клермон)

6.3. Инновационно-проектное знание

6.3.1. Соотношение общения и умственного развития в обучении (по Л. С. Выготскому)

6.3.2. Организация и развитие совместных действий обучаемых (по В. В. Рубцову)

6.3.3. Учебное сотрудничество школьников и учителей (по Г. А. Цукерман)

6.3.4. Проблема обучающей дискуссии в образовании

6.3.5. Межличностные отношения и фасилитация учения (по К. Роджерсу)

6.4. Конструктивно-технологическое знание

6.4.1. Преодоление проявлений «смыслового барьера» в общении со школьниками (по Л. С. Славиной)

6.4.2. Преодоление страха и злости в социальных отношениях школьников (по К. Бютнеру)

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 7. Психология подсознательной функции образования

7.1. Научно-теоретическое знание

7.1.1. Переход от неосознанных к осознанным понятиям в процессе обучения (по Л. С. Выготскому)

7.1.2. Выработка навыков в процессе обучения

7.1.3. Взаимоотношение мнемической и познавательной установок в непроизвольном запоминании текста (по П. И. Зинченко)

7.2. Опытно-экспериментальное знание

7.2.1. Определение степени внушаемости школьников (по И. Е. Шварцу)

7.2.2. Развитие внутреннего плана действия школьников (по Я. А. Пономареву)

7.3. Инновационно-проектное знание

7.3.1. Суггестопедическая система обучения (по Г. Лозанову)

7.3.2. Релаксопедия как средство активного усвоения

7.4. Конструктивно-технологическое знание

7.4.1. Развитие практических навыков творческого мышления (по Э. де Боно)

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Педагогическая психология. Под ред. Регуш Л.А, Орловой А.В.

СПб.: 201 1. - 4 16 с.

В учебном пособии раскрываются предмет и основное содержание педагогической психологии, рассматриваются важнейшие вопросы психологии обучения и образования. Вы узнаете, с какими психологическими проблемами сталкивается педагог в своей работе, на каких принципах построено развивающее обучение, в чем заключаются психологические детерминанты учебной деятельности. В книге подробно описывается путь становления личности человека под влиянием обучения, воспитания и среды. Теоретический материал в пособии гармонично сочетается с ответами на актуальные практические запросы современной системы образования: авторы уделяют большое внимание технологиям решения профессиональных педагогических задач. Каждая глава пособия включает перечень понятий, которые подлежат усвоению, задания для усвоения представленного материала, списки рекомендуемой литературы и вопросы для самопроверки. Учебное пособие адресовано бакалаврам и магистрам по направлениям педагогической подготовки, преподавателям, а также специалистам в области образования: учителям, школьным психологам, методистам, специалистам дополнительного образования, организаторам различных образовательных проектов и т. д.

Формат: pdf

Размер: 1,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Вместо введения. Что такое педагогическая психология? 7
Назначение (миссия) педагогической психологии 7
Сферы применения педагогической психологии 10
Предмет и основные проблемы педагогической психологии 11
Методы педагогической психологии 13
Учитель и психолог образования: основы взаимопонимания 15
Психологическая подготовка учителя и педагогическое образование психологов 18
Раздел I. Психологические характеристики образовательной среды 25
Глава 1.1. Психологическая безопасность образовательной среды 26
1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды 26
1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда 31
1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды 36
1.1.4. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы 41
Глава 1.2. Психологическое здоровье участников образовательного процесса 49
1.2.1. Понятие о психологическом здоровье 49
1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс 55
1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс 59
1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса 62
Глава 1.3. Психодиагностическая деятельность в образовательной среде 72
1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда 72
1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде 77
1.3.3. Психологический диагноз 83
1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде 91
1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности 100
Раздел II. Развивающее обучение 117
Глава 2.1. Психология обучения 118
2.1.1. Цели обучения 118
2.1.2. Соотношение обучения и развития 122
2.1.3. Обучение как процесс передачи информации 125
2.1.4. Коммуникативная сущность обучения 128
2.1.5. Управление процессом обучения 133
Глава 2.2. Модели научения и характеристика механизмов присвоения опыта 139
2.2.1. Ассоциативная модель научения 140
2.2.2. Когнитивная модель научения 152
Глава 2.3. Развивающие возможности различных моделей обучения 162
2.3.1. Обучение и развитие 162
2.3.2. Кибернетическая модель обучения. Управление умственной деятельностью учащихся 165
2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения 168
2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения 170
2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения» 172
Глава 2.4. Психологическая характеристика технологий обучения 178
2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий 178
2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности 183
2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст) 186
2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе 189
2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа) 193
2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст) 197
Раздел III. Ученик - субъект учебной деятельности 203
Глава 3.1. Учебная деятельность 204
3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика 204
3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками 206
3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности 209
3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности 215
Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220
3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности 220
3.2.2. Стадии формирования мотивации 222
3.2.3. Мотивы и потребности 224
3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация 227
3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе 230
3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников 240
Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности 246
3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение 247
3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности 249
3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности 250
3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности 255
Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха и неуспеха в учебной деятельности 263
3.4.1. Понятие об успеваемости 263
3.4.2. Психологические причины неуспеваемости 266
3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия 273
3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка школьников, испытывающих затруднения в учении 276
Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся 288
3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении 289
3.5.2. Учет половых особенностей в обучении 299
3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении 301
3.5.4. Когнитивные стили как отражение индивидуальных особенностей усвоения учебного материала 302
3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками 304
3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении 306
Раздел IV. Психологические проблемы деятельности педагога 313
Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314
4.1.1. Воспитание - определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания 314
4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания 318
4.1.3. Психологические теории воспитания 319
4.1.4. Психологические закономерности воспитания 322
4.1.5. Содержание и направления воспитания 324
4.1.6. Нравственное воспитание 329
4.1.7. Теория и методика воспитания И. П. Иванова 333
4.1.8. Самовоспитание 337
Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество в образовательном процессе 342
4.2.1. Педагогическое общение 342
4.2.2. Основные компоненты общения 343
4.2.3. Установление и поддержание контакта 346
4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами 348
4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе 353
4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение 356
4.2.7. Манипулирование в школе 360
Глава 4.3. Психологические проблемы освоения педагогической деятельности педагога 368
4.3.1. Профессиональное становление учителя 368
4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога 371
4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога 374
4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации 377
4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности 385
Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание и самосознание 396
4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание 396
4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания 398
4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя 403
4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога 406
4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие 408

Профессор кафедры психологии развития и образования, доктор психологических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена

Научные интересы.

Специалист в области психологии развития и образования:

Регуш Людмила Александровна окончила педагогический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1966 году, в 1972 - аспирантуру по кафедре психологии. В 1972 защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие обобщения у младших школьников в условиях программированного обучения»; в 1985 - докторскую диссертацию на тему: « Развитие способности к прогнозированию в процессе обучения». С 1986 года имеет ученое звание профессора. Стаж научно- педагогической деятельности - 50 лет. Стаж педагогической работы в вузе -51 год, все эти годы основное место работы — РГПУ им. А.И. Герцена. Заведующая кафедрой психологии развития и образования (с 1991 года по 2010 год). Председатель Диссертационного совета по защите диссертаций при РГПУ им. А.И. Герцена(1991-2010 г.г.) , член 2-х Диссертационных советов.

Научный руководитель и соруководитель научно- исследовательских проектов:

  • «Жизненные проблемы подростков и способы их разрешения» Кросскультурное исследование (С. Петербург - Потсдам, Германия, 1993-2000 г.г.). Руководители: Л.А. Регуш, Б. Кирш;
  • «Подросток в эпоху перемен: детерминанты жизненных проблем подростков1993-2001 годы». Грант РГНФ, 2002 г. Руководитель Л.А. Регуш;
  • «Видеоархив межкультурной коммуникации».Международный проект 2005-2010 г.г. (Германия, Институт Славистики Потсдамского университета). Руководители: Dr. Rolf-Rainer Lamprecht , Регуш Л.А., Зайченко Т.П.
  • «Регуляция самопрезентации в виртуальной среде: теория и практика», 2005- 2010 г.г.Международный проект (Германия, Институт Славистики Потсдамского университета) руководители: , Dr. Rolf-Rainer Lamprecht , Регуш Л.А. , Зайченко Т.П.
  • «Психологические проблемы подростков и молодежи в социальном и индивидуальном контексте: стандартизация методик изучения». Грант РГНФ (2012, 2013, 2014 годы)- руководитель проекта Регуш Л.А.;
  • Руководитель и участник создания концепции и учебно- методического комплекса дисциплины « Психология» для стандартов 3 поколения по направлению «бакалавр образования».

Награждена медалями «За лучшую научную студенческую работу» (1967)- Министерство Просвещения СССР, «В память 300-летия Санкт Петербурга» (2003); « Знак почета» (Медаль РГПУ им. Аи. И. Герцена, 2007); « За заслуги в образовании и науке» (Медаль РГПУ им. А.И. Герцена, 2013). «Отличник народного просвещения» (1984);Лауреат Национального профессионального психологического конкурса «Золотая психея» по итогам 2005 года в номинации «Лучший проект 2005 года в психологической науке» (руководитель проекта);Заслуженный работник высшей школы РФ (1998.), Почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена (2003).

Основные опубликованные работы (2005-2017 г.г.):

  1. Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков С. Петербурга) // Психология современного подростка. Под ред. Л.А. Регуш., СПб, 2005. - С.7-27.
  2. Регуш Л.А.Проблемы психического развития и их предупреждение, СПб, 2006. - 246с.
  3. Регуш Л.А., Реан А.А. , Рогов Е.И. Практико-ориентированная концепция психологической подготовки педагога// Вестник практической психологии образования № 1 , 2007. -С. 39-42
  4. Регуш Л.А.Практикум по наблюдению и наблюдательности. С. 2-е издание. СПб. 2008-208с.
  5. Автор и научный редактор цикла книг, посвященных жизненным проблемам подростков (1993-2001 г.г.) и разработке технологий психологической помощи им.
  6. Регуш Л.А. Жизненные проблемы как индикатор влияния социума //Психическое развитие человека и социальные влияния. Коллективная монография. Научный редактор Л.А. Регуш. СПб. 2010. -С. 7-22.
  7. Педагогическая психология: Учебное пособие. Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. — 414 с.
  8. Дисциплина « Психология» в стандартах третьего поколения: концепция, примерные программы. Учебное пособие. Под ред. Л.А. Регуш.- СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 -114 с.
  9. Регуш Л.А. , Алексеева Е.В. Орлова А.В. , Пежемская Ю.С.Психологические проблемы студенческой молодежи (С. Петербург 2012-2013 г.г.) // Университетский научный журнал, 2013 № 6 . - С. 134-143.
  10. Регуш Л.А.Психологическая подготовка в системе многоуровневого педагогического образования (исторический очерк) / Непрерывное образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. - ч.2- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013
  11. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Орлова А.В. , Пежемская Ю.С.Психологические проблемы молодежи: стандартизированная методика» Изд.-во РГПУ им. А.И. Герцена. СПб. 2013. - С- 34.
  12. Регуш Л,А. ,Алексеева Е.В., Орлова А.В. , Пежемская Ю.С. Психологические проблемы студенческой молодежи (С. Петербург 2012-2013 г.г.)// Университетский научный журнал, 2013 № 6 -. С. 134-143
  13. Регуш Л.А. ,Алексеева Е.В., Орлова А.В. , Пежемская Ю.С. Диагностика психологических проблем подростков // ж. Психологическая диагностика, 2014, № 1. - С. 86-107.
  14. Регуш Л.А. Динамика психологических проблем петербургских подростков (1993-2012 г.г.).// //Сборник докладов на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации» (23-24 октября 2014 года) М.-, 2014. - С.184-191
  15. Регуш Л.А. Исследования прогностической способности в контексте традиций кафедры психологии РГПУ им. А.И. Герцена// Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации. Сборник материалов П международной научно- практической конференции, посвященной 90- летию кафедры психологии РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. -С. 54-63
  16. Регуш Л.А. Возможности предупреждения кризисных ситуаций в образовательной среде //Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, выпуск: Психология безопасности человека. Хабаровск. №3 2015. - С. 11-15
  17. Регуш Л.А. Социальная перцепция как основание эмпирических прогнозов в педагогической деятельности. В кн.: Социально-психологическая перцепция в системе образования. Монография. /Под общей и научной редакцией В. Л. Ситникова, научный редактор -Л. А. Регуш. - СПб.: «ЭЛВИ-Принт», 2016 - С.21-60
  18. Регуш Л.А. , Ермилова Е.Е Профессиональный выбор выпускников бакалавриата как решение прогностической задачи.// Образование и наука 2017. Том 19 № 8. С.75-90
  19. Психологические проблемы российских подростков (1993-2013г.г.) Под ред. Л.А. Регуш - СПб.: « Элви - Принт», 2017 - 297с. Имеет 200 опубликованных работ.

Научное руководство

Руководитель — 33 защищенных кандидатских диссертаций, научный консультант — 5 докторских диссертаций: Карандашев Ю.Н., Баева И.А. , Флотская Н.Ю., Бендюков М.А., Постникова М.И.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта