Главная » Маринование грибов » Снега потемнеют синие вдоль. Александр Трифонович Твардовский

Снега потемнеют синие вдоль. Александр Трифонович Твардовский

Александр Трифонович Твардовский

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Весна в творчестве многих поэтов символизирует период обновления и перемен, поэтому ассоциируется с надеждами и мечтами, которым, возможно, никогда и не суждено сбыться. Тем не менее, именно весной человек чувствует себя по-настоящему счастливым, ведь он живет в едином ритме с природой, которая пробуждается от зимнее спячки и набирается сил для очередного жизненного витка.

Твардовский остро чувствует подобные перемены и приветствует их, о чем свидетельствует стихотворение «Снега потемнеют синие…», написанное в 1965 году. Он подмечает каждую мелочь и видит, как «прозрачный еще лесок» заполняется талой водой, которая несет в себе живительную силу. Снег сходит с проселочных дорог, обнажая их черноту. Они, словно вены на руках, соединят между собой поля и луга, леса и деревни. Пройдет совсем немного времени, и по ним весело побегут первые весенние ручьи, благодаря которым «сонная, талая, земля обвянет едва».

Именно в этот момент на жизненном распутье встретится прошлое и будущее , так как в лесах «листву прошивая старую, пойдет строчить трава». Этот удивительно яркий образ не только применим к весенней природе, но и является емкой характеристикой смены человеческих поколений. Точно также, как листва и трава, в какой-то момент жизни встречаются старики и дети. Первые уходят, чтобы уступить место молодым, а вторые лишь делают несмелые шаги навстречу неизведанному, которое их волнует и пугает одновременно. Пройдут годы, и те, кто когда-то давно были детьми, повторят путь своих предков, унося в небытие воспоминания о каждом прожитом дне. Однако пока этого не произошло, есть возможность в полной мере насладиться ольховой пыльцой, которая, как и в детстве, оседает на лице под дуновением теплого весеннего ветерка.

Способность чувствовать точно так же, как и много лет назад, вызывает искреннее изумление у Твардовского, который предполагает, что прошлое и будущее не просто встречаются в определенный момент. Они существуют как бы в параллельных измерениях, поэтому «свежесть поры любой не только была да канула, а есть и будет с тобой». Так же, как весна приходит на смену зиме, юность плавно перетекает в старость . Однако если природа сталкивается с этим явлением регулярно, то человеку пережить это удается лишь однажды. Но когда завершается очередной цикл, есть надежда, что все вернется на круги своя, ведь смерть всегда идет рука об руку с новой жизнью.

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие...» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок...

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землёй, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм:

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения: «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход... ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» - делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный ещё лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца». Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие...» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

О каком времени года идет речь в данном стихотворении А.Т. Твардовского? (о весне)

С чем у поэта ассоциируется весна? (со звоном ручьев, появляющейся зеленью, с детством)

Какие художественно-выразительные средства используются А.Т. Твардовским в данном стихотворении? (эпитеты, метафоры, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

01.04.2012 01.04.2012 А.Т. Твардовский. Снега потемнеют синие Автор: Турчина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы МОБУ Магдагачинская СОШ № 3

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие…» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог, И воды зайдут низинами В прозрачный еще лесок…

Недвижной гладью прикинутся И разом - в сырой ночи В поход отовсюду ринутся, И русел выбив ручьи. И, сонная, талая, Земля обвянет едва, Листву прошивая старую, Пойдет строчить трава, И с ветром нежно-зеленая Ольховая пыльца, Из детских лет донесенная, Как тень, коснется лица.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход… ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный еще лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца».

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм: И сердце почует заново, Что свежесть поры любой Не только была да канула, А есть и будет с тобой.

http://www.bing.com/images/ http://coolreferat.com/ Ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.

Данная работа может быть использована учителем как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Вел...

Твардовский А.Т. Пейзажная лирика. "Снега потемнеют синие...", "Июль- макушка лета", "На дне моей жизни..." Презентация к уроку литературы в 7 классе

Презентация у року литературы в 7 классе. А.Т. Твардовский. Пейзажная лирика. Стихотворения "Снега потемнеют синие...", "Июль - макушка лета", "На дне моей жизни..." Цели: -познакомить с биографией...

Школа: МКОУ «Эрпелинская СОШ им. Апашева М.Д.»

Учитель : Хадисова Мадина Гусейновна

Предмет: литература

Класс : 6

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

А. Т. Твардовский.Жизнь и творчество. «Снега потемнеют синие.»

Цели:

1 . Образовательная цель : совершенствование навыков анализа лирического произведения

2 . Развивающие цели:

Развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

Развитие элементов творческой деятельности;

Развитие навыков устной и письменной речи;

Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели:

Воспитание любви к прекрасному, родной природе;

Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1. Иллюстрации «Весеннее пробуждение природы»,

2. Аудиозапись стихотворения «Снега потемнеют синие» в исполнении самого поэта

А. Т. Твардовского.

3. Фрагмент музыкального видеоролика, «Весеннее пробуждение природы»

4 . Компьютер, проектор.

5 . Мультимедийное обеспечение (презентация).

6. Видеоролик о жизни и творчестве А Т Твардовского.

Структура урока .

I. Оргмомент.(1 мин.)

II. Проверка домашнего задания. 10 мин.)

III. Изучение нового материала (30 мин.)

1. Вводное слово учителя. Просмотр видеоролика о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (5 мин.)

2.Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие» (10 мин.)

3. Словарная работа (5 мин.)

4. Чтение стихотворения учащимися (5 мин.)

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом. (4 мин.)

Ход занятия

I . Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сядем поудобнее, приготовим тетради, ручки. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

(Слайд № 1)

II . Проверка домашнего задания

1.Факты жизни А.Т.Твардовского.

2. Презентация учащихся

3. Рисунки, иллюстрации учащихся «Наступление весны»

III . Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук.

(Слайд № 2) Просмотр видеоролика о жизни и творчестве А.Т.Твардовского

Вы уже познакомились с биографией поэта, высказываниями о нем современников. Какой вам видится личность Твардовского?

Беседа по вопросам.

Какие качества души матери унаследовал будущий поэт?

О чем его первые стихи?

(Впечатлительность и чуткость, ей нравилось все: и далекая песня и запах сена, и одиноко стоящее деревце. Тема первых стихов – защита природы.)

Кто помог Твардовскому сделать первые шаги на пути всеобщего признания?

Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? (о том, как прекрасна природа)

Постановка целей и задач занятия

(на примере лирического произведения А.Т.Твардовского, музыки и изобразительного искусства попытаемся понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

Давайте послушаем стихотворение А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие», как же он изображает картины природы.

(Слайд № 3)

2) Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие».

(Слайд № 4)

3) Словарная работа

(Слайды № 5,6)
низи́на – низкое место, откуда текут ручьи
ру́сло - углубление,направление, путь, по которому
течёт вода
ри́нутся – устремятся, бегут
та́лая – влажная земля
обвя́нет – станет мягкой
ольха́ – лиственное дерево или кустарник семейства березовых.
ка́нула – была исчезла

Анализ стихотворения.

(Слайд № 7)

Докажите, что тема – уходящая зима

(Снега потемнеют, воды зайдут, ручьи ринутся, пойдёт строчить траву)

С чем в сознании поэта связана наступающая весна?

(Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой.)

С чем ассоциируется у лирического героя ранняя весна?

Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется
у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот
в природе вселяет оптимизм.

(Слайд № 8)

С каким настроением герой встречает весну?
Движение, нежные цвета, активность природы, ее прозрачность тронули сердце автора, заставили его биться с новой силой. Он радуется .
(Слайд № 9)
Какие изобразительно – выразительные средства использует поэт? Приведите примеры эпитетов, олицетворений, метафор
.

(Слайд № 10)

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И
воды зайдут низинами
В
прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом -
в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся ,
Из русел выбив
ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава ,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца
,
Из детских лет донесенная,
Как тень , коснется лиц

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только
была да канула ,

А есть и будет с тобой. 1965

(Слайд № 11)

Картина, созданная Твардовским, напоминает вышивку. Что, по-вашему, должно быть на этой вышивке (по тексту - примеры)?

Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?

(Слайд № 12)

(Возрождает лучшие чувства; радость, восхищение, ожидание новой жизни в природе).

(Слайд № 13)

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества..

4. Чтение стихотворения учащимися

V. Подведение итогов. Рефлексия.

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом.


Выучить стихотворение наизусть
Письменно проанализировать стихотворение по плану:
Название стихотворения (если есть), его значение (почему стихотворение так названо?)
Основная тема стихотворения (о чем идет речь в стихотворении?).
Определите стихотворный размер стихотворения.
Выпишите художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.). Зачем их использует автор?
Какие чувства лирического героя переданы в стихотворении? Какие ключевые слова можно выделить в тексте?

Школа: МКОУ «Эрпелинская СОШ им. Апашева М.Д.»

Учитель : Хадисова Мадина Гусейновна

Предмет: литература

Класс : 6

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

А. Т. Твардовский.Жизнь и творчество. «Снега потемнеют синие.»

Цели:

1 . Образовательная цель : совершенствование навыков анализа лирического произведения

2 . Развивающие цели:

Развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

Развитие элементов творческой деятельности;

Развитие навыков устной и письменной речи;

Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели:

Воспитание любви к прекрасному, родной природе;

Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1. Иллюстрации «Весеннее пробуждение природы»,

2. Аудиозапись стихотворения «Снега потемнеют синие» в исполнении самого поэта

А. Т. Твардовского.

3. Фрагмент музыкального видеоролика, «Весеннее пробуждение природы»

4 . Компьютер, проектор.

5 . Мультимедийное обеспечение (презентация).

6. Видеоролик о жизни и творчестве А Т Твардовского.

Структура урока .

I. Оргмомент.(1 мин.)

II. Проверка домашнего задания. 10 мин.)

III. Изучение нового материала (30 мин.)

1. Вводное слово учителя. Просмотр видеоролика о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (5 мин.)

2.Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие» (10 мин.)

3. Словарная работа (5 мин.)

4. Чтение стихотворения учащимися (5 мин.)

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом. (4 мин.)

Ход занятия

I . Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сядем поудобнее, приготовим тетради, ручки. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

(Слайд № 1)

II . Проверка домашнего задания

1.Факты жизни А.Т.Твардовского.

2. Презентация учащихся

3. Рисунки, иллюстрации учащихся «Наступление весны»

III . Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук.

(Слайд № 2) Просмотр видеоролика о жизни и творчестве А.Т.Твардовского

Вы уже познакомились с биографией поэта, высказываниями о нем современников. Какой вам видится личность Твардовского?

Беседа по вопросам.

Какие качества души матери унаследовал будущий поэт?

О чем его первые стихи?

(Впечатлительность и чуткость, ей нравилось все: и далекая песня и запах сена, и одиноко стоящее деревце. Тема первых стихов – защита природы.)

Кто помог Твардовскому сделать первые шаги на пути всеобщего признания?

Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? (о том, как прекрасна природа)

Постановка целей и задач занятия

(на примере лирического произведения А.Т.Твардовского, музыки и изобразительного искусства попытаемся понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

Давайте послушаем стихотворение А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие», как же он изображает картины природы.

(Слайд № 3)

2) Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие».

(Слайд № 4)

3) Словарная работа

(Слайды № 5,6)
низи́на – низкое место, откуда текут ручьи
ру́сло - углубление,направление, путь, по которому
течёт вода
ри́нутся – устремятся, бегут
та́лая – влажная земля
обвя́нет – станет мягкой
ольха́ – лиственное дерево или кустарник семейства березовых.
ка́нула – была исчезла

Анализ стихотворения.

(Слайд № 7)

Докажите, что тема – уходящая зима

(Снега потемнеют, воды зайдут, ручьи ринутся, пойдёт строчить траву)

С чем в сознании поэта связана наступающая весна?

(Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой.)

С чем ассоциируется у лирического героя ранняя весна?

Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется
у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот
в природе вселяет оптимизм.

(Слайд № 8)

С каким настроением герой встречает весну?
Движение, нежные цвета, активность природы, ее прозрачность тронули сердце автора, заставили его биться с новой силой. Он радуется .
(Слайд № 9)
Какие изобразительно – выразительные средства использует поэт? Приведите примеры эпитетов, олицетворений, метафор
.

(Слайд № 10)

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И
воды зайдут низинами
В
прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом -
в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся ,
Из русел выбив
ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава ,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца
,
Из детских лет донесенная,
Как тень , коснется лиц

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только
была да канула ,

А есть и будет с тобой. 1965

(Слайд № 11)

Картина, созданная Твардовским, напоминает вышивку. Что, по-вашему, должно быть на этой вышивке (по тексту - примеры)?

Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?

(Слайд № 12)

(Возрождает лучшие чувства; радость, восхищение, ожидание новой жизни в природе).

(Слайд № 13)

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества..

4. Чтение стихотворения учащимися

V. Подведение итогов. Рефлексия.

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом.


Выучить стихотворение наизусть
Письменно проанализировать стихотворение по плану:
Название стихотворения (если есть), его значение (почему стихотворение так названо?)
Основная тема стихотворения (о чем идет речь в стихотворении?).
Определите стихотворный размер стихотворения.
Выпишите художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.). Зачем их использует автор?
Какие чувства лирического героя переданы в стихотворении? Какие ключевые слова можно выделить в тексте?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта