Главная » Маринование грибов » Соотношение ссц и абзаца. Сложное синтаксическое целое

Соотношение ссц и абзаца. Сложное синтаксическое целое

Соотношение ССЦ и абзаца

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Соотношение ССЦ и абзаца
Рубрика (тематическая категория) Литература

1. Абзац и ССЦ могут совпадать. Такие абзацы, равные ССЦ, стилистически нейтральны и часто используются в научном, официально-деловом стилях, являются нормой в художественном повествовании, обычно в прозе. Такое строение ориентировано на подчеркнуто логическую организацию речи.

2. Абзац не равен ССЦ, при этом возможны следующие варианты соотношения:

а) ССЦ должна быть разорвано абзацем - ССЦ 1 . И в данном случае абзац подчеркивает эмоционально-экспрессивные качества текста͵ это свойственно художественным текстам. В этом случае абзац выполняет акцентно-выделительную функцию: он акцентирует внимание на отдельных звеньях общей структуры.

б) В одном абзаце может содержаться несколько ССЦ.

Несовпадение границ ССЦ и абзаца обусловлено тем, что абзац и ССЦ - это единицы разных уровней членения: Абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от ССЦ, абзацное членение текста подчинœено прежде всœего смысловому членению, а ССЦ имеет свои формальные языковые средства организации.

ЛЕКЦИЯ № 12. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ.

ПЕРИОД.

ПЛАН:

1. Общее понятие о периоде. Строение периода.

2. Типы периодов.

3. Стилистические свойства периода.

Литература:

3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

Вопрос 1. Общее понятие о периоде. Строение периода.

Сам термин ʼʼпериодʼʼ восходит к латинскому periodos – ʼʼкругʼʼ, переносно - ʼʼзакругленнаяʼʼ, замыкающаяся речь.

Период – ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Для периода характерно четкое ритмико-интонационное и смысловое членение всœего предложения на две части: 1) ʼʼповышениеʼʼ, 2) ʼʼпонижениеʼʼ.

Первая часть произносится с постепенным повышением тона и с ускорением темпа до паузы, отделяющей ее от второй части.

Вторая часть произносится с резким понижением тона и в более медленном темпе. Между частями большая пауза.

Стык повышения и понижения на письме обычно обозначен запятой и тире.

Валгина Н.С.: первая вводящая часть периода – протазис ; вторая, заключающая – аподозис .

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел,

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелœел,

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, -

То, верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной (Пушкин).

Основная часть периода произносится с повышением тона. Она чаще является большей по объёму и в свою очередь членится на более мелкие части (члены периода). Члены периода отделяются друг от друга паузами (а на письме запятыми или точкой с запятой). Их строение обычно симметрично и характеризуется рядом признаков:

1) ______________________________________________________________________________

2) ______________________________________________________________________________

3) ______________________________________________________________________________

4) _______________________________________________________________________________

5) ______________________________________________________________________________

Вторая часть периода чаще всœего не членится, но иногда период имеет иную организацию: первая часть по объёму меньше, а вторая членится на однотипно построенные части:

Чем разнообразнее таланты и дарования людей, тем более ярко горит жизнь, тем богаче она фактами творчества, тем быстрее ее движение к великой цели (М.Горький).

Вопрос 2. Типы периодов.

Типы периодов определяются по структурным признакам.

Период Тип по структуре
Что горько мне, что тяжко было И что внушало прибыль сил, С чем жизнь справляться торопила, - Я всё сюда и приносил. (Твардовский).
Но в тихий час осœеннего заката͵ Когда умолкнет ветер вдалеке, Когда, сияньем немощным объята͵ Слепая ночь опустится к реке, Когда, устав от буйного движенья, От бесполезно тяжкого труда, В тревожном полусне изнеможенья Затихнет потемневшая вода, Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой, - Как бы прообраз боли человечьей Из бездны вод встает передо мной Заболоцкий).
Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всœе, всœе земное – Люби меня. (Лермонтов).
Нашедшая ли внезапно на его хандра дала ему возможность увидать всœе в таком виде, или внутреннее свежее чувство итальянца было тому причиною, то или другое, только Париж, со всœем своим блеском и шумом, скоро сделался для него тягостной пустыней (Гоголь).
В случае если зашумела старая листва под ногой, в случае если закраснелись веточки разные, в случае если вербы развернулись, - то, значит, есть в березах движение, и нечего портить березу (Пришвин).
Быть избранником, служить вечной правде… отдать идее всё – молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, - какой высокий, какой счастливый удел! (Чехов).

Вопрос 3. Стилистические свойства периода.

Период - ϶ᴛᴏ не особый структурно-семантический тип предложения, а лишь композиционно-стилистическая разновидность существующих типов предложений.

В стилистическом отношении период характеризуется ярко выраженной эмоционально-экспрессивной окрашенностью, торжественностью, музыкальностью, ритмической стройностью. Со стороны содержания период отличается большей полнотой и законченностью выражения мысли, он развертывает и оформляет сложную аргументацию положения. Из-за этих качеств период особенно широко используется поэтической речи, в художественной прозе и публицистике (ораторской речи).

Многие поэтические произведения целиком построены в виде развернутого периода (стихотворение М.Ю. Лермонтова ʼʼКогда волнуется желтеющая ниваʼʼ). В таком случае период используется как художественно-композиционный прием.

ЛЕКЦИЯ № 13. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ.

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО (ДЕ).

1. Общая характеристика диалогического единства (ДЕ). Структура ДЕ.

2. Средства и способы связи реплик в ДЕ.

3. Разновидности диалогических единств.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

2. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

4. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

Вопрос. 1. Общая характеристика диалогического единства. Структура ДЕ.

Предметом синтаксиса служат формы организации не только монологической, но и диалогической речи. Основной единицей диалогической речи является диалогическое единство.

Диалогическое единство – ______________________________________________________

ДЕ состоит обычно их двух, реже трех или четырех предложений-реплик; каждая из них представляет собой речевой акт. При этом содержание и форма первой реплики определяют содержание и форму следующей за ней реплики и т.д., в связи с этим только в сочетании реплик обнаруживается необходимая для понимания смысла полнота.

Реплики, составляющие ДЕ, делятся на

Реплика-стимул - ϶ᴛᴏ первая реплика ДЕ. Она представляет собой независимый речевой акт. Это должна быть вопрос, требующий ответа͵ побуждение к действию, высказывание, инициирующее тему, нуждающееся в уточнении, пояснении. Реплика-стимул определяет содержание и форму реплики-реакции:

- Вы вчера приехали?

- В десять часов (Чехов).

В данном примере реплика-стимул – вопрос. Она определяет и содержание следующей реплики (ответ), и ее строение – неполное контекстуальное предложение, в котором опущены подлежащее и сказуемое, т.к. в сцеплении с первой репликой их употребление избыточно.

Вторая реплика ДЕ принято называть репликой-реакцией . Она может содержать ответ на вопрос, переспрос, выражать согласие // несогласие, возражение, допущение, опровержение, отказ, может содержать уточнение, пояснение, комментарий к первой реплике:

Подколесин: Вы, сударыня, любите кататься?

Агафья Тихоновна: Как кататься?

Подколесин: На даче очень приятно кататься на лодке (Гоголь).

В данном примере реплика-стимул – вопрос. Реплика-реакция – встречный вопрос, уточнение, это цитатный вопрос, свидетельствующий о недостаточном понимании первого высказывания. Третья реплика – ответ-разъяснение.

Реплики-реакции, как правило, предельно лаконичны, представляют из себянеполные предложения, и в каждой из последующих реплик, как правило, сокращается всœе, что известно из предыдущей реплики или из ситуации:

- Ты когда с ним познакомился?

- Недавно.

- Где?

- В столице.

Реплика-реакция – ответ – неполное предложение, в котором представлено только обстоятельство, всœе недостающие члены предложения восстанавливаются из контекста. Третья реплика – вопрос – вопросительное неполное предложение (основа в первой реплике). Четвертая реплика – неполное предложение – состоит из обстоятельства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет собой ответ на вопрос, заключенный в третьей реплике.

В диалогическом единстве бывают представлены всœе разновидности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений, но преобладают предложения с минимальной синтаксической сложностью.

Вопрос 2. Средства и способы связи реплик ДЕ.

Основными конструктивными средствами связи реплик в ДЕ являются:

1) __________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________

- Ты помнишь Анатолия, работал у нас сторожем…

- Да кто ж его не помнит!

3) ___________________________________________________________________________

Хлестаков: Денег нет у вас?

Бобчинский: - Денег ? Как денег ?

Хлестаков: - Взаймы рублей тысячу (Гоголь).

4) ___________________________________________________________________________

- Просим у дорогих гостей прощения. У нас сегодня по-простому. Картошечка , селœедочка

- Когда-то итальянскую пиццу давали! Анчоусы ! (Рощин).

5) ___________________________________________________________________________

- Бунт против вещей – современно.

- Но не типично! (Рощин).

6) ___________________________________________________________________________

- Ты заедешь сегодня?

-Конечно , заеду .

7) __________________________________________________________________________

-Здравствуйте, Борис!

- Здравствуйте, Светлана! (формулы речевого этикета).

8) универсальным средством связи реплик является интонация.

Способы связи реплик в диалогическом единстве.

Различают два базовых способа: 1) цепной; 2) параллельный.

При цепной связи ____________________________________________________________________

- Который у вас забор-то на пустырь выходит?

- Вон данный.

- Отмерить нужно, сколько сажен от дому.

- Для чего?

- Для порядку.

- Ну, что ж, можно (А. Островский).

При параллельной связи ______________________________________________________________

- Здорово, парнище!

- Ступай себе с богом!

- Уж больно ты грязен,

Как я погляжу! (Некрасов).

Вопрос 3. Разновидности диалогических единств

Классификация ДЕ проводится по разным основаниям: исходя из целœеустановок говорящих, способов связи реплик, значения.

В пособии под редакцией Е.И. Дибровой (раздел написан Н.А. Николиной) представлена классификация ДЕ исходя из целœеустановок говорящих:

1. Информативное ДЕ: _________________________________________________________________

2. Директивное ДЕ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Мама, дай Наде полотенце умыться.

- Сейчас, деточка (Л. Петрушевская).

3. Обмен мнениями : __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Знаете, сейчас всœе хотят отхватить кусок пожирнее от общего пирога!

- Неправда. Не всœе (Л. Разумовская).

4. Диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений : _____

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Оценочное ДЕ _____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Он замечательный специалист.

- И главное – человек хороший.

6. Фатический диалог : _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Фатические ДЕ широко представлены в начале телœефонных разговоров, поздравлениях, приветствиях, дежурных разговорах о здоровье или погоде. Реплики в фатических ДЕ стандиртизованы, носят клишированный характер, объём сообщаемой информации при этом минимален:

- Добрый день. Как ваши дела?

- Спасибо, отлично.

В учебнике Бабайцевой В.В., Максимова Л.Ю. ʼʼСовременный русский язык. Синтаксис. Пунктуацияʼʼ представлена иная классификация ДЕ: по значению и по структурным признакам:

1) вопросо-ответные единства;

2) единства, в которых вторая реплика продолжает незаконченную первую:

- Как красиво говорит…

- И сам красивый (Серафимович).

3) единства, в которых реплики связаны одним предметом мысли:

- Как яркий встречный свет ослепляет водителя, так и человек слепнет от сильного чувства.

- И, как говорят в милиции, возникает предпосылка для аварийной ситуации (Кожевников).

4) единства согласия / несогласия:

- Давай залезем в первую попавшуюся скирду и заночуем.

- Давай, конечно (Шукшин).

Бабайцева В.В. отмечает, что не всœе идущие друг от друга реплики в диалогической речи будут представлять собой диалогическое единство. Бывают реплики, представляющие собой законченные предложения, каждое из которых содержит свое сообщение. И лишь структурно-смысловая общность объединяет реплики в диалогическое единство.

ЛЕКЦИЯ № 14. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

ПЛАН

1. Понятие о чужой речи и способах ее передачи.

2. Прямая речь как воспроизведение содержания и формы чужой речи. Конструкции с прямой речью, разновидности их строения.

3. Косвенная речь как форма передачи содержания чужой речи. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

4. Несобственно-прямая речь.

5. Цитация и ее формы.

Литература:

3. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

4. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. - М., 1988.

5. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1997.

Вопрос. 1. Понятие о чужой речи и способах ее передачи.

В процессе общения у нас часто возникает крайне важно сть передать чужую речь.

Под чужой речью понимают _____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При этом в одних случаях важно точно передать не только содержание, но и форму чужой речи, в других случаях только содержание. В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи:

1) формы прямой передачи речи – прямаяречь ;

2) формы косвенной передачи речи – косвенная речь .

Предложения с прямой речью предназначены для точного, дословного воспроизведения чужой речи, с сохранением ее содержания и формы. Предложения с косвенной речью передают лишь содержание чужой речи, без сохранения ее формы.

При сближении прямой и косвенной речи образуется особая форма – несобственно-прямая речь , которая дословно воспроизводит чужую речь, но формально не выделяется из авторского повествования.

Конструкции с прямой речью, разновидности их строения.

Прямой речью принято называть _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Прямая речь передает:

1) __________________________________________________________________________________

ʼʼЧто случилось?ʼʼ – с удивлением спросил Иван.

Я говорю: ʼʼЧто ему нужнобно?ʼʼ

Я только тогда подумал: ʼʼА как теперь поступить?ʼʼ

По структуре предложения с прямой речью представляют из себябессоюзное (интонационное и смысловое) объединœение двух частей: 1) авторских слов, в которых устанавливается сам факт чужой речи и принято называть ее источник; 2) прямой речи, воспроизводящей чужую речь.

1) ____________________________________________________________________________:

сказать, говорить, спрашивать, спросить, ответить, подумать, заметить, проговорить, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать и др.; такие слова обычно нуждаются в обязательном распространении, и часть, содержащая прямую речь, восполняет их смысловую недостаточность; в таких случаях связь между авторскими словами и прямой речью тесная.

2) ___________________________________________________________________________:

упрекнуть, подтвердить, согласиться, поддакнуть, посоветовать и др.; такие слова обычно не нуждаются в обязательном распространении, в связи с этим связь между авторскими словами и прямой речью в данном случае менее тесная.

3) ____________________________________________________________________________:

улыбнуться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться и др., в таких случаях прямая речь имеет ярко выраженную эмоциональную окраску: ʼʼКуда же вы?ʼʼ - удивился старик.

4) ___________________________________________________________________________:

слово, восклицание, вопрос, возглас, шепот и др.: ʼʼПарнишка лег?ʼʼ - послышался через минуту шепот Пантелœея.

Слова автора чаще всœего представляют из себяДСП с подлежащим, называющим лицо, которому принадлежит речь, и сказуемым, выраженным глаголом. Но иногда слова автора бывают и неполным предложением: А он: ʼʼЯ это знаюʼʼ.

1. При постпозиции авторских слов предложение членится на две части: прямая речь - авторские слова (П - А), в таком случае прямая речь поясняется авторскими словами. При этом в авторской речи, как правило, наблюдается обратный порядок слов:

ʼʼСегодня воскресенье!ʼʼ - с удовольствием вспомнила Надежа Федоровна.

И только когда он шептал: ʼʼМама, мама!ʼʼ - ему становилось как будто легче…

В таких случаях прямая речь поясняет, раскрывает содержание стоящего перед ней слова со значением речи и мысли.

ʼʼЭто уж совсœем глупо, - думал я. – Глупее ничего и придумать нельзяʼʼ.

Прямая речь предназначена для точного по форме воспроизведения чужой речи. В прямую речь могут входить одно или несколько предложений, различных по строению, интонации, модальности, временному плану. В прямой речи воспроизводятся любые конструкции живой разговорной речи, в т.ч. включающие в себя междометия, обращение, вводные слова и т.д.

Вопрос 3. Косвенная речь как форма передачи содержания чужой речи.

Косвенная речь - ϶ᴛᴏ ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

По структуре косвенная речь – ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Отец сказал, что вернется пораньше .

В главной части таких СПП дается та же информация, что и в словах автора в предложениях с прямой речью. Придаточная часть, содержащая косвенную речь, относится к одному слову главной части, нуждающемуся в распространении: это глаголы или существительные со значением речи, мысли (говорить, сказать, подумать, приказать, вопрос, мысль …).

Отличия косвенной речи от прямой:

1) ___________________________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3) __________________________________________________________________________________

4) ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Правила преобразования прямой речи в косвенную.

При замене прямой речи косвенной следует учитывать их структурные и семантические изменения:

1. Союзы и союзные слова, вводящие придаточную часть, выбираются исходя из цели высказывания и модальности предложения:

ЧТО – при замене повествовательного предложения с утвердительной или отрицательной модальностью:

Иван сказал мне: ʼʼЯ вернусь завтраʼʼ ____________________________________________________

БУДТО, БУДТО БЫ - при замене повествовательного предложения, но с оттенком неуверенности, предположения.

Кто-то ему сказал: ʼʼГенерала вроде уже нет в живыхʼʼ ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

ЧТОБЫ – при замене побудительного предложения.

Ребята кричат: ʼʼПомоги нам траву увязатьʼʼ ___________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ЛИ (союз-частица) – при замене общевопросительного предложения, в котором отсутствуют специальные вопросительные слова – местоимения и наречия).

Меня спросили: ʼʼТы согласишься приехать на конференцию?ʼʼ _______________________________

____________________________________________________________________________________

Вопросительно-относительные местоимения и наречия сохранятся при замене частновопросительного предложения.

Связной поинтересовался: ʼʼГде находится штаб?ʼʼ ______________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Происходит замена личных и притяжательных местоимений, личных форм глагола. В косвенной речи они употребляются с точки зрения автора, а не с точки зрения того, кому принадлежит речь. При этом нужно учитывать, является ли лицо, названное в косвенной речи, участником диалога или нет.

Петя сказал мне: ʼʼЯ возьму твою книгуʼʼ - Петя сказал мне, что он возьмет мою книгу.

Петя сказал: ʼʼСережа, я возьму твою книгуʼʼ - Петя сказал Сереже, что возьмет его книгу.

3. Лексические изменения: эмоциональные лексические компоненты, имеющиеся в чужой речи, опускаются: междометия, частицы, обращения, вводно-модальные слова… Значения их бывают иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими по смыслу. В таком случае получается приблизительный, менее эмоциональный пересказ прямой речи:

Он нагнулся к ней и спросил: ʼʼПсина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноватʼʼ (Чехов).

Он нагнулся к собаке и спросил, откуда она, не ушиб ли он ее, просил не сердиться, сказал, что виноват.

Вопрос 4. Несобственно-прямая речь.

Несобственно-прямая речь - ϶ᴛᴏ _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В несобственно-прямой речи совмещаются признаки прямой и косвенной речи.

Сходство с прямой речью:

1) __________________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сходство с косвенной речью:

1) __________________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им данный спектакль. – несобственно-прямая речь.

Несобственно-прямая речь - ϶ᴛᴏ стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как прием сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ передачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы прямой речи и вместе с тем дает возможность не отграничивать эту речь от авторского повествования.

Вопрос 5. Цитация и ее формы.

Цитата (лат. сito – вызываю, привожу) – ___________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Цитаты выполняют несколько функций:

1) используются для подтверждения или пояснения мысли автора;

2) используются, напротив - для критики цитируемой мысли;

3) цитата может выполнять и эмоционально-экспрессивную функцию – усиливать сказанное ранее, придавать ему особенно выразительный характер;

4) цитата должна быть источником, отправным пунктом рассуждения (к примеру, при литературоведческом или лингвостилистическом анализе);

5) цитаты могут служить иллюстративным материалом в лингвистических исследованиях, в т.ч. представляться в качестве образцов тех или иных языковых фактов в словарях, грамматиках и др.
Размещено на реф.рф
научных трудах.

По своей структуре цитата должна быть одним предложением (простым или сложным), несколькими предложениями, частью предложения, вплоть до отдельных словосочетаний и слов.

К примеру: Но если родина такова, как сказал о ней Лермонтов в стихотворении ʼʼПрощай, немытая Россияʼʼ, то откуда же возникает, наперекор сознанию, ʼʼрассудку вопрекиʼʼ, ʼʼстранная любовьʼʼ?

1. Цитата оформляется как прямая речь. В таком случае она представляет собой предложение, состоящее из двух частей: слова автора – цитата. Но цитата отличается от прямой речи своим специальным назначением и особой точностью указания на источник цитируемого высказывания. Знаки препинания в данном случае расставляются, как в предложениях с прямой речью:

Белинский писал: ʼʼСоздает человека природа, но развивает и образует его обществоʼʼ.

ʼʼЯзык, - указывал А.П. Чехов, - должен быть прост и изященʼʼ.

В случае если предложение, представляющее собой цитату, приводится не полностью, на месте пропущенных членов предложения ставится многоточие:

1) цитата приводится не с начала предложения: Л.Н. Толстой писал: ʼʼ…в искусстве простота͵ краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусстваʼʼ.

2) пропущена часть текста в серединœе цитаты: Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А.А. Фадеев напомнил: ʼʼНе случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателœей, которые обладают всœем богатством русской речиʼʼ.

3) цитата представляет собой незаконченное предложение: Н.В. Гоголь признавался: ʼʼЯ до сих пор, как ни бьюсь, не могу обработать слог и язык свой…ʼʼ

2. Цитаты могут включаться в текст как его самостоятельные части , без слов автора. В таком случае цитата состоит в кавычки, указание на автора или на источник цитаты дается в сноске или состоит в скобку после цитаты.

Комедия дает Чацкому ʼʼмильон терзанийʼʼ (Гончаров).

От различий методов обрисовки характеров – лирического, эпического и драматического – зависят различия жанров литературной художественной речи. ʼʼВ литературном произведении язык людей, в нем изображенных, прежде всœего мотивирован теми характерами, с которыми он связан, свойства которых он индивидуализирует…ʼʼ (Л.И. Тимофеев).

3. Цитаты могут вводиться в косвенную речь. В этом случае цитата обычно следует за изъяснительным союзом и начинается со строчной буквы: М.В. Ломоносов писал, что ʼʼкрасота͵ великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…ʼʼ.

4. Цитата может вводиться специальными вводными словами и предложениями , указывающими на источник цитированная: По мнению В.А. Гофмана, ʼʼязыковая позиция Хлебникова насквозь, принципиально архаистичнаʼʼ .

Особый вид цитат (и по своей функции, и по месту в тексте) представляет эпиграф . Эпиграфы помещаются перед текстом всœего произведения или его отдельных частей (глав) и служат для того, чтобы раскрыть основную мысль произведения или его части, а также показать читателю отношение автора к изображаемому, установить глубинные связи с другими произведениями, обнаружить то, что принято называть подтекстом произведения.

Тема для самостоятельной работы:

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

ПЛАН

1. Понятие о пунктуации и история ее изучения.

2. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой и интонационный, их иерархия и взаимодействие.

3. Современная система знаков препинания, их основные функции.

4. Регламентированная и нерегламентированная пунктуация. Факультативная и авторская постановка знаков препинания.

Литература:

1. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

2. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

3. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

4. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

5. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. – М., 1977.

6. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. - М., 1993.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации: Словарь-справочник.–М., 1997.

Вопрос 1. Понятие о пунктуации и история ее изучения.

Пунктуация – это:

1) ________________________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Знаки препинания употребляются для обозначения такого расчленения письменной речи, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не должна быть передано ни морфологическими средствами, ни порядком расположения слов.

О том, каким важным достижением культуры было введение и освоение системы знаков препинания, можно судить, сравнивая оформление древних памятников с современными письменными текстами. Как известно, древние славянские тексты не имели не только знаков препинания, но и разделœения на слова. Несложно представить, насколько затрудненным было восприятие таких текстов.

Постепенное введение членения на слова и оформление пунктуационной системы в русской письменности связано со второй половиной XVI века – с деятельностью первопечатника Ивана Федорова и его сподвижников, вообще с развитием книгопечатания и школьного образования. При этом система знаков препинания, близкая к современной, сложилась только к XVIII веку, но и XVIII век характеризуется еще не вполне сложившимися пунктуационными нормами, противоборством разных нормативных тенденций, неполным по сравнению с современным составом знаков препинания (не было еще, к примеру, тире, многоточия, кавычек).

Первые попытки осмысления пунктуации на Руси связаны с именами Максима Грека, Лаврентия Зизания, затем – Мелœетия Смотрицкого.

Теоретическая выработка вопроса о пунктуации впервые представлена в ʼʼРоссийской грамматикеʼʼ М.В. Ломоносова (1755 ᴦ., опубликована в 1757 ᴦ.), который дал перечень знаков препинания (ʼʼстрочныхʼʼ знаков) и изложил правила их употребления. Ломоносов сформулировал основной принцип пунктуации: смысловая сторона речи и ее структура (Ломоносов писал: ʼʼСтрочные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзамʼʼ). Значения знаков препинания, определœенные в теории Ломоносова, отличаются достаточной четкостью, мало отличаются от базовых значений знаков в современной пунктуации, что свидетельствует об ее устойчивости.

Н.Курганов, А.А. Барсов, Н.И. Греч расширяют общие правила, предложенные Ломоносовым, дают более подробные характеристики значений отдельных знаков и правил их расстановки.

Далее выработка вопросов пунктуации связана с именами А.Х. Востокова, И.И. Давыдова и, наконец, Я.К. Грота. Именно в работе Грота ʼʼСпорные вопросы русского правописания от Петра Великого донынеʼʼ (1873 ᴦ.) подводятся определœенные итоги изысканиям предшествующих авторов. Основу пунктуации Грот видел в логическом членении речи, передающемся в устной речи паузами и интонацией.

Оригинальное решение вопросов русской пунктуации представлено в работах А.М. Пешковского, Л.В. Щербы.

Основой пунктуации для Пешковского является ритмомелодическая сторона речи; он считает, что пунктуация отражает не грамматическое, а ʼʼдекламационно-психологическое расчленение речиʼʼ.

Л.В. Щерба также усматривает во ʼʼфразовой интонацииʼʼ основу для расстановки знаков препинания. Но, признавая главенствующую роль интонации в выборе знаков препинания, Щерба не отрицает и важность других факторов (смысла, грамматического строения предложения).

В дальнейшем выработка вопросов теории пунктуации пошла по пути выявления не какого-либо одного принципа, а комплекса принципов, действующих в практике печати. Это принципы формально-грамматический, смысловой и интонационный.

Вопрос 2. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой

и интонационный, их иерархия и взаимодействие.

Выделяются три базовых принципа русской пунктуации: грамматический (Н.С. Валгина – формально-грамматический); смысловой; интонационный.

При этом ведущими признаются первые два, что позволяет говорить о семантико-синтаксической (или иначе – структурно-семантической) базе современной пунктуации.

Соотношение ССЦ и абзаца - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Соотношение ССЦ и абзаца" 2017, 2018.

Общие сведения

Абзац

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.

Примечание . Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической.

Для А.М. Пешковского, например, абзац - это интонационно-синтаксическая единица. Л.М. Лосева считает абзац семантико-стилистической категорией), то же находим и у М.П. Сенкевич. Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица. Последнее представляется абсолютно неприемлемым.

Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Например: Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака - и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь и проволоки... (Ч.); Дождь в течение всего лета шел некрупный и теплый. Сначала люди остерегались его, сидели дома, а потом началась нормальная жизнь под дождем, как если бы его и не было. Люди в этом случае действовали подобно курам, ибо существует точная примета предсказания длительности дождя: если во время дождя куры прячутся в укрытие - значит дождь скоро перестанет. Если куры, как ни в чем не бывало бродят по улице, по дороге, по зеленым лужайкам - значит дождь зарядил надолго, по всей вероятности на несколько дней (Сол.).



Такое совпадение хотя и не случайно, но отнюдь не обязательно. Не случайно, потому что абзацное членение текста подчинено прежде всего его смысловому членению, а сложное синтаксическое целое, хотя и является синтаксической единицей, свои формальные показатели объединенности отдельных компонентов приобретает тоже на основе их семантической спаянности. Но совпадение это не обязательно потому, что абзац композиционно организует текст, он выполняет не только логико-смысловую функцию, но и выделительную, акцентную, эмоционально-экспрессивную. Кроме того, абзацное членение в большей мере субъективно, нежели синтаксическое.

Это значит, что абзац может разорвать единое сложное синтаксическое целое. Особенно это свойственно художественным текстам в отличие от научных, где совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организацию речи.

Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения, например в официально-деловой литературе: в текстах законов, уставов, дипломатических документов и т.д.), а сложное синтаксическое целое - это, как минимум, два предложения (чаще - больше двух); в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом. Например:

1) сложное синтаксическое целое разорвано абзацем:

Надо бы остановиться, войти в избу, увидеть сумрак смущенных глаз - и снова ехать дальше в шуме сосен, в дрожании осенних осин, в шорохе крупного песка, сыплющегося в колею. И смотреть на птичьи стаи, что тянут в небесной мгле над Полесьем к темному югу. И сладко тосковать от ощущения своей полной родственности, своей близости этому дремучему краю (Пауст.);

2) в одном абзаце - три сложных синтаксических целых:

Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. // Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (Ч.).

Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Например:

Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака - и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь и проволоки... (Ч.);

Дождь в течение всего лета шел некрупный и теплый. Сначала люди остерегались его, сидели дома, а потом началась нормальная жизнь под дождем, как если бы его и не было. Люди в этом случае действовали подобно курам, ибо существует точная примета предсказания длительности дождя: если во время дождя куры прячутся в укрытие - значит дождь скоро перестанет. Если куры, как ни в чем не бывало бродят по улице, по дороге, по зеленым лужайкам - значит дождь зарядил надолго, по всей вероятности на несколько дней (Сол.).

Такое совпадение хотя и не случайно, но отнюдь не обязательно. Не случайно, потому что абзацное членение текста подчинено прежде всего его смысловому членению, а сложное синтаксическое целое, хотя и является синтаксической единицей, свои формальные показатели объединенности отдельных компонентов приобретает тоже на основе их семантической спаянности. Но совпадение это не обязательно потому, что абзац композиционно организует текст, он выполняет не только логико-смысловую функцию, но и выделительную, акцентную, эмоционально-экспрессивную. Кроме того, абзацное членение в большей мере субъективно, нежели синтаксическое.

Это значит, что абзац может разорвать единое сложное синтаксическое целое. Особенно это свойственно художественным текстам в отличие от научных, где совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организацию речи.

Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения, например в официально-деловой литературе: в текстах законов, уставов, дипломатических документов и т.д.), а сложное синтаксическое целое - это, как минимум, два предложения (чаще - больше двух); в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом. Например:

1) сложное синтаксическое целое разорвано абзацем:

Надо бы остановиться, войти в избу, увидеть сумрак смущенных глаз - и снова ехать дальше в шуме сосен, в дрожании осенних осин, в шорохе крупного песка, сыплющегося в колею.

И смотреть на птичьи стаи, что тянут в небесной мгле над Полесьем к темному югу. И сладко тосковать от ощущения своей полной родственности, своей близости этому дремучему краю (Пауст.);

2) в одном абзаце - три сложных синтаксических целых:

Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. // Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (Ч.).

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.

План лекции

1. Понятие о сложном синтаксическом целом.

2. Средства межфразовой связи между предложениями в сложном синтаксическом целом:

· собственно лексические;

· лексико-грамматические;

· грамматические.

3. Структурные типы сложных синтаксических целых: основанные на цепной связи; на параллельной связи; на присоединительной связи; смешанного типа .

4. Функционально-смысловые типы сложных синтаксических целых: повествовательный, описательный: типа рассуждения; смешанный .

5. Абзац и сложное синтаксическое целое.

Основные понятия

Сложное синтаксическое целое – это смысловое и структурно-интонационное объединение нескольких самостоятельных предложений, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы).

Формальные средства связи самостоятельных предложений в ССЦ: интонация, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых; употребление местоимений 3-го лица, указательных, притяжательных местоимений; употребление слов-синонимов, лексических повторов; употребление присоединительных конструкций; одинаковый порядок слов, структурный параллелизм в построении самостоятельных предложений; употребление различных обстоятельств – слов и предложений, относящихся по смыслу ко всем предложениям ССЦ.

«Цепная связь заключается в структурном сцеплении предложений. Непрерывное движение, развитие мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно в повторе акцентируемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывании его в последующем. Соединение любых законченных предложений невозможно (при последовательном движении мысли) без повтора, развития какого-либо члена предыдущего предложения» (Г. Я. Солганик. Синтаксическая стилистика. – М., 1973. – С. 58 – 59).

Параллельная связь заключается в том, что предложения самостоятельно оформлены без лексико-грамматической связи с предшествующими предложениями. «Такие предложения строятся по принципу структурного параллелизма. Предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются; при этом благодаря параллелизму конструкций, в зависимости от лексического «наполнения», возможно сопоставление или противопоставление» (Г. Я. Солганик. Синтаксическая стилистика. – М., 1973. – С. 132).

Анафорическое построение ССЦ – заключается в том, что структурный параллелизм усиливается повторением в начале предложений какого-либо слова.

Эпифорическое построение ССЦ заключается в том, что параллелизм усиливается повторением слов и выражений в конце предложений.

Присоединительная связь основывается на употреблении присоединительных конструкций , последовательно примыкающих к зачину ССЦ.

Повествовательные ССЦ – это такой тип, где повествуется о последовательно сменяющих друг друга событиях, явлениях, относящихся к прошлому.

Описательные ССЦ характеризуются единством видо-временных форм сказуемых, синтаксическим параллелизмом и определенной областью употребления – описательными контекстами речи.

ССЦ типа рассуждения включают в себя элементы всех видов синтаксической связи между предложениями; в них содержится авторское обобщение, оценка событий, явлений.

Абзац и сложное синтаксическое целое – категории различных языковых уровней: ССЦ – это семантико-синтаксическая категория, абзац – единица композиционного членения речи, т. е. средство выделения «содержательно и композиционно значимых отрезков речи».

Практическое задание № 12

Тема для обсуждения : Сложное синтаксическое целое. Абзац.

Цель : Овладение навыками анализа сложного синтаксического целого как семантико-синтаксической категории.

Урок №48

Класс: 11 класс

Предмет: русский язык

Тема: .

Учитель: Сагандыкова Ш.Б.

Форма проведения: карта «Устный урок -1». Технология БиС. Методическое руководство для учителя «Стандарт содержания»

11 класс.

Фактический результат урока в оценках:

Цель: усвоение учебного материала по теме: « Сложное синтаксическое целое (ССЦ) как композиционно-смысловое единство. Микротема в ССЦ. ССЦ и абзац »

Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности.

Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.

Задача: выполнение регламента технологической карты.

Планируемый результат: достижение поставленной цели.

1 тип урока.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация → актуализация субъектного опыта учащихся → организация восприятия → организация осмысления → первичная проверка понимания → организация первичного закрепления → анализ → рефлексия.

Структура и порядок работы по карте ««УСТНЫЙ УРОК - 1».

-Ученик-лидер, скажи свои пожелания одноклассникам на сегодняшний урок, вдохнови их на плодотворную работу.

Ставит число нормы 63% и номер таблицы. Также записывает этапы урока:

1.Опорные слова

2.Перекрестные вопросы

3.Критические вопросы

4. Тематический словарный запас (ТСЗ)

Мотивация учителя:

За окном – жизнь. Жизнь яркая. И вам нужно хорошо подготовиться, чтобы сделать свою жизнь интересной и стать успешным человеком.

Поэтому у нас сегодня будет соревнование. Поднимите руку у кого есть мозг. Опустите руку те, у кого его нет.

Так вот, соревнование, мой один мозг против ваших 18.

Организация восприятия

Записывают в тетрадь число, тему урока

Ученики хлопают в ладоши один раз и

читают шепотом слова, написанные на доске, чтобы их запомнить (1 мин).

После того как учитель закрыл слова и дал команду, ученики берут ручки в руки и записывают слова, которые они запомнили. (30 секунд).

Ученики кладут ручку и обмениваются тетрадями. Считают количество слов в тетради соседа.

Запишите в тетрадь число, тему урока. Тема урока «Сложное синтаксическое целое». Мы должны понять, что это такое? Виды ССЦ. Микротема и абзац.

На доске записаны 10 слов. Прочитайте их шепотом и запомните.

Когда будете запоминать слова, нельзя держать ручку в руках. «Ручка в руках – ошибка».

Хлопните в ладоши один раз.

Опорные слова: синтаксическое целое, микротема, структурно-смысловые части, цепная, параллельная, абзац, отступ.

Ручка в руках – ошибка. Теперь обменяйтесь тетрадями.

Поднимите руку те, чей сосед написал 12 слов. Заполняет матрицу (12 слов +, меньше слов -).

На доске записывает результат ≤ ≥нормы

Организация

осмысления

Ученики читают учебный материал

(8 минут).

Прочитайте учебный материал. По прочитанному я проведу опрос, с целью проверки вашего знания и понимания прочитанного.

Первичная проверка

понимания

Ученики по матрице отвечают на вопросы учителя.

Ученики называют имена учеников, имеющих два минуса за урок.

Перекрестные вопросы:

    Как называется самая крупная синтаксическая единица? (Сложное синтаксическое целое).

    Что такое ССЦ? (группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически).

    Какие основные признаки есть у ССЦ? (Состоит из нескольких самостоятельных предложений, имеет общий предмет описания, общую тему, предложения связаны определенными логическими отношениями, в пределах ССЦ обычно представлен одним типом речи).

    Какие структурно-смысловые части выделяют в ССЦ? (Зачин, основная разработка темы, концовка).

    Какие способы связи предложений в ССЦ вы знаете? (Цепная, параллельная, присоединение).

    Что такое цепная связь? (Сцепление предложений к другому через повтор выделяемого в предыдущем предложении).

    В чем заключается параллельная связь? (Заключается в том, что предложение не развиваются одно от другого, а построено по типу предшествующего).

    По какому принципу строится присоединительная связь? (Часть высказывания, в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

    Что такое абзац? (Отступ вправо, часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли).

    От чего зачастую зависит вычленение текста на абзацы? (Зачастую зависит от намерения автора, от его манеры).

    Какие причины заставляют пишущего пользоваться абзацным членением? (Появление новой микротемы, стремление подчеркнуть важность информации, эмоциональное выделение, нарушение смысла и логичности при продолжении абзаца).

    Расчленение текста на абзацы облегчает читателям? (Восприятие текста, позволяет актуализировать его значимые части).

    Как называется абзац, совпадающий с ССЦ? (Простым).

    В чем его недостаток? (Не дает дополнительной экспрессии).

    Что такое сложный абзац? (Один абзацный отступ объединяет несколько ССЦ).

    Что возникает при сложном абзаце? (возникает обобщительная экспрессия, тематические переходы затушевываются, ритм смягчается, детали размываются).

    Какой еще бывает абзац? (Парцеллирующий).

    Чем сопровождается парцеллирующий абзац? (Выделительной экспрессией).

    В каких текстах используют парцеллирующий абзац? (Рассчитанное на только на интеллектуальное, но и на эмоциональное воприятие).

Работа с матрицей.

Кому бы вы хотели бросить «Спасательный круг?»

Учитель задает 3 вопроса ученикам, с целью улучшения оценки.
На доске записывает результат 3 этапа ≤ ≥нормы

Организация

первичного

закрепления

Ученики отвечают на критические вопросы.

Учитель задает ученикам критические вопросы.

    Сферхфразовое единство - это простое предложение? (Нет. Это сложное синтаксическое целое).

    Может ли ССЦ иметь несколько тем, несколько предметов описания? (Нет. Только общий предмет описания и общая тема).

    В ССЦ выделяют две структурно-смысловые части. (Нет. Три. Зачин, основная тема, концовка).

    Лексический повтор, местоименная замена, синонимическая связь, замена слова образным выражением это … (Виды цепной связи).

    Почему цепная связь имеет такое определение? (Потому что, как цепь, происходит структурное сцепление предложений)

    Есть ли отличия параллельной связи от цепной? (есть. Предложения не развиваются одно от другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего).

    Назовите основной принцип связи присоединения. (часть в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется в основному сообщению).

    От чего зависит количество микротем в предложении? (Сколько в предложении ССЦ, столько и микротем).

    Зачем пишущий использует абзацы в тексте? (Чтобы выделить микротему, желание подчеркнуть важность информации, эмоционально выделить детали, нарушение смысла и логичности в абзацах).

    Абзац усложняет восприятие текста. (Облегчает, позволяет актуализировать его значимые части).

    Могут ли совпадать границы абзаца и ССЦ? (Могут. Они являются распространенным явлением. При котором в этих текстах изложение ведется по логико-смысловому принципу).

    Абзац не может объединять несколько ССЦ. (Может. Такой абзац называется сложным).

    Простой абзац используется в художественной прозе. (Нет. Чаще в научной прозе, деловых документах.).

    Может ли повлиять абзац на восприятие текста. (Да. Может.)

    Почему нельзя отождествлять ССЦ и абзац?

    Почему один и тот же текст может быть разбить на абзацы по разному?

На доске записывает результат 2 этапа ≤ ≥нормы

Анализ

Время 5 минут

Ученики записывают слова или словосочетания. Обмениваются тетрадями и считают слова.

Хлопните три раза.

Тематический словарный запас. (5 мин).

Запишите в тетрадь слова или словосочетания, которые вы запомнили из прочитанного и услышанного на уроке. Можно написать в виде сочинения.

Ручка в руках – ошибка.

Обменяйтесь тетрадями. Посчитайте количество слов. Предлоги и союзы не считайте.

На доске записывает результат 4 этапа ≤ ≥нормы

Рефлексия

Кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их

проблемы с развитием мышления по каждому этапу и мотивирует их на упорство и

целеустремлённость.

Оценки

Норматив выставления оценок в журнал:

4 - отметки – 5 баллов

3 отметки – 4 балла

2 отметки – 3 балл

Домашнее задание

Выполнить разбор ССЦ любого отрывка из «Доктора Живаго» Пастернака по схеме

Записывают домашнее задание

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – самая крупная синтаксическая единица. Объектом изучения лингвистики оно стало в 40–50-х гг. ХХ в. Иначе оно называется сверхфразовым единством (СФЕ) или прозаической строфой.

Самое простое определение ССЦ предлагает Г.Я. Солганик: группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль 1 .

Как основные можно назвать следующие признаки ССЦ:

1) ССЦ состоит из нескольких самостоятельных предложений;

2) ССЦ имеет общий предмет описания, общую тему, которая является микротемой по отношению к теме целого текста;

3) предложения в составе ССЦ связаны определенными логическими отношениями и языковыми средствами и образуют некое единство;

4) в пределах ССЦ обычно представлен один тип речи (описание, повествование, рассуждение

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема.

В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи , которые определяются как цепная и параллельная .

Цепная связь - структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Виды цепной связи

1.Одно из великолепных полотен Кастеева – портрет Амангельды Иманова.

Работа над портретом была затруднена из-за отсутствия прижизненных изображений и фотографий («Казахстанская правда»).

Лексический повтор.

2. У Барласа узкая серебряная борода, почтенная внешность и звонкий голос. Он сразу понравился Абаю (М.Ауезов).

Местоименная замена.

3.Как-то в разгар их захватывающей беседы издалека приехали два гостя: старик и юноша . Молодого Абай знал раньше и страшно обрадовался, увидев его (М.Ауезов).

Синонимическая связь.

4.Выпал снег. Чистой, белой скатертью покрылась и отдыхает земля.

Замена слова образным выражением.

Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.

При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видо-временная соотнесенность сказуемых.

Например:

Еще одна ночь протекала...

Еще один день выступал...

(Ч. Айтматов).

В данном высказывании мы наблюдаем параллелизм синтаксических конструкций. Это редкий случай полного параллелизма, когда сказуемые, выраженные глаголами несовершенного вида прошедшего времени стоят после подлежащего.

Для связи предложений в тексте, а также между отдельными его членами используются не только собственно синтаксические средства (структурная соотнесенность предложений), но и средства лексические и морфологические, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа – прежде всего, сейчас, затем, поэтому, тогда, при этом и т.д . ), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т.д.), последние особенно характерны для научной и деловой речи.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

Например:

Пахло морем – йодного духа влагой, а от земли – нагревающимися камнями и листвой деревьев... И еще существовал мул на острове, возможно, один – единственный, чудной и старый. (Ч.Айтматов. Бахиана).

В приведенном примере второе приложение присоединяется к первому с помощью союза «и» и частицы «ещё» и сообщает дополнительную информацию.

Каждое ССЦ имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Микротемы сложных синтаксических целых являются составляющими основной темы текста.

Абзац и сложное синтаксическое целое.

Абзац – отступ вправо в начале первой строки (красная строка) и часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли, сигнализирующий об окончании предшествующей.

ССЦ – единица, существующая объективно, вычленяемая по объективным же признакам, абзацное же членение текста во многом субъективно, зачастую зависит от намерения автора, от его манеры. Один и тот же текст может быть разбит на абзацы по-разному.

Основные причины, заставляющие пишущего пользоваться абзацным членением, следующие :

1) появление новой микротемы,

2) стремление подчеркнуть важность информации в рамках данного текста,

3) эмоциональное выделение детали,

4) линейная несовместимость высказываний (т.е. нарушение смысла и логичности при продолжении абзаца, что возможно при употреблении местоимений, при несовместимости временного плана и т.п.) 6 .

Расчленение текста на абзацы облегчает его восприятие, позволяет актуализировать его значимые части. Все это увеличивает силу воздействия текста на читателя.

Границы ССЦ и абзаца могут совпадать . Этот вариант встречается чаще всего. Он является нормой в научной прозе, в деловых документах, т.е. в тех текстах, которые стандартны по своей организации, изложение в которых ведется по логико-смысловому принципу. В школьной практике учителя, не употребляя терминов, ориентируют на этот же вариант. (Вспомните: вам наверняка говорили, что новую мысль надо начинать с красной строки.) Абзац, совпадающий с ССЦ, называется простым . Это вариант стилистически нейтральный, он не дает дополнительной экспрессии.

Один абзацный отступ может объединять несколько ССЦ. Такой абзац называется сложным . При его использовании возникает обобщительная экспрессия; тематические переходы затушевываются, ритм смягчается, детали размываются. Такие абзацы часты в художественной прозе.

Возможен и обратный случай, когда одно ССЦ представлено как несколько абзацев, т.е. красной строкой выделяется часть ССЦ. Такой абзац называется парцеллирующим . Он сопровождается выделительной экспрессией и потому чаще используется в текстах, рассчитанных не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта