Главная » Маринование грибов » Составитель фольклорных сборников. Ширма Григорий — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Ширма григорий романович биография

Составитель фольклорных сборников. Ширма Григорий — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Ширма григорий романович биография

ШИРМА ГРИГОРИЙ РОМАНОВИЧ

Григорий Романович [р. 8(20).1. 1892, дер. Шакуны, ныне Пружанского района Брестской обл.], советский хоровой дирижёр, фольклорист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977). Член КПСС с 1959. В 1918 окончил Седлецкий учительский институт. Вёл большую культурно-просветительскую деятельность в Западной Белоруссии, преследовался властями буржуазной Польши. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР организовал (1940) и возглавлял до 1970 Государственную академическую хоровую капеллу БССР (первоначально - Белорусский ансамбль песни и танца). Председатель правления Союза композиторов БССР (с 1966). С 1910 собирает белорусские народные песни. Составитель ряда фольклорных сборников ("Белорусские народные песни", т. 1-4, 1959-76, и др.). Издано 2 тома его хоровых обработок белорусских народных песен (1971-73). Депутат Верховного Совета БССР 4- 9-го созывов. Государственная премия БССР (1966 и 1974). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а также медалями.

Лит.: Нисневич И. Г., Григорий Романович Ширма, 2 изд., [Л., 1971].

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШИРМА ГРИГОРИЙ РОМАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШИРМА ГРИГОРИЙ РОМАНОВИЧ
    (1892-1978) белорусский хоровой дирижер, фольклорист, народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977). Организатор (1940) и художественный руководитель (до 1970) …
  • ШИРМА в Словаре воровского жаргона:
    - пpедмет, пpикpывающий pуку во вpемя каpманной …
  • ШИРМА в Словаре экономических терминов:
    (сленг) - то, что служит прикрытием для кого-либо, чего-либо, обычно …
  • ГРИГОРИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Григорий VII Гильдебранд (между 1015 и 1020—1085 гг.) — папа Римский с 1073 г. Фактически правил при папе Николае II …
  • ГРИГОРИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    VII (Gregorius) Гильдебранд (между 1015 и 1020-85) римский папа с 1073. Фактически правил при папе Николае II в 1059-61. Деятель …
  • ШИРМА
    (Христиан Szyrma, 1791—1866) — профессор философии в варшавском университете. Учился в виленском университете, где в 1813 г. получил степень магистра …
  • РОМАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Тадеуш Romanowicz) — современный польский публицист и экономист, самый видный деятель польской прессы в Австрии; род. в 1843 г.; был …
  • ГРИГОРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Богослов Haзиaнcкий, св. род. в 328 г. в Kaппaдоки, близ Назианза. Благочестию научен был своей матерью Нонною. Светским наукам учился …
  • ШИРМА
    [немецкое schirm] 1) складная переносная комнатная перегородка в виде рам-створок, обтянутых материей; 2) то, что служит прикрытием кого-либо или …
  • ШИРМА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой. Отгородиться ширмами. Ширмочка - уменьш. от ш. Ширменный …
  • ШИРМА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, мн. (в одном знач. с ед.) ширмы, ширм, ширмам, ж. 1. Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых …
  • ШИРМА
    Ш́ИРМА Григ. Ром. (1892-1978), хоровой дирижёр, фольклорист, нар. арт. СССР (1955), Герой Соц. Труда (1977). Организатор (1940) и худ. рук. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213 - ок. 270), отец Церкви, епископ г. Неокесарии; "апостол …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ТУРСКИЙ (Gregorius Turonensis), Георгий Флоренций (Georgins Florentius) (ок. 540 - ок. 594), епископ Тура (с 573) в Галлии, автор …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ СИНАИТ (60-е гг. 13 в. - 40-е гг. 14 в.), визант. мыслитель и церк. деятель, возродивший в кон. 13-14 …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359), визант. богослов и церк. деятель, систематизатор исихазма. В полемике с Варлаамом Калабрийским развил идеи о различии …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 - ок. 394), христ. церк. писатель, богослов и философ-платоник; епископ г. Ниса (М. Азия), младший брат …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ БОГОСЛОВ (Григорий Назианзин) (ок. 300 - ок. 390), христ. мыслитель, поэт, церк. деятель, один из трёх "вселенских" учителей Вост. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ХIII (1502-85), папа Римский с 1572. Один из вдохновителей Контрреформации. Стремился распространить католицизм в Рус. гос-ве. Провёл реформу календаря …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ IX (ок. 1145-1241), папа Римский с 1227. Боролся с имп. Фридрихом II, стремясь установить верховенство пап над светскими государями. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ VII (Gregorius) Гильдебранд (между 1015 и 1020-85), папа Римский с 1073. Фактически правил при папе Николае II в 1059-61. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ I ВЕЛИКИЙ (Gregorius Magnus), в правосл. традиции Григорий Двоеслов (ок. 540- 604), папа Римский с 590. Способствовал упрочению церк. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ (в миру Гавриил Яцковский) (1866- 1932), архиепископ Екатеринбургский (1917). В 1926 отказался признать власть митрополита Сергия (Страгородского). Претендовал на …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ (в миру Георг. Петр. Постников) (1784-1860), правосл. богослов. Основатель ж. "Христианское чтение" (1821), "Духовная беседа" (1857), "Правосл. собеседник" (1855). …
  • ШИРМА
    (Христиан Szyrma, 1791?1866) ? профессор философии в варшавском университете. Учился в виленском университете, где в 1813 г. получил степень магистра …
  • РОМАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Тадеуш Romanowicz) ? современный польский публицист и экономист, самый видный деятель польской прессы в Австрии; род. в 1843 г.; был …
  • ШИРМА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ши"рма, ши"рмы, ши"рмы, ши"рм, ши"рме, ши"рмам, ши"рму, ши"рмы, ши"рмой, ши"рмою, ши"рмами, ши"рме, …
  • ШИРМА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Складная переносная перегородка, состоящая из нескольких створок обычно в виде узких рам, обтянутых тканью или бумагой. Перенести …
  • ШИРМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Стоячая …
  • ШИРМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ШИРМА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ШИРМА в Новом словаре иностранных слов:
    (нем. schirm) 1) складная переносная комнатная перегородка в виде рам-створок, затянутых материей, бумагой и т. п.; 2) перен. то, …
  • ШИРМА в Словаре иностранных выражений:
    [нем. schirm] 1. складная переносная комнатная перегородка в виде рам-створок, затянутых материей, бумагой и т. п.; 2. * то, что …
  • ШИРМА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ШИРМА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: …
  • ГРИГОРИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ШИРМА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Комнатная складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей или бумагой. 2) перен. То, что служит прикрытием кого-л., …
  • ШИРМА
    ширма, …
  • ГРИГОРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Григорий, (Григорьевич, …
  • ШИРМА в Орфографическом словаре:
    ш`ирма, …
  • ШИРМА в Словаре русского языка Ожегова:
    прикрытие чего-нибудь (обычно неблаговидного) Lib За ширмой громких слов. ширма комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой Сложить, …
  • ШИРМА в Словаре Даля:
    жен. и ширмы мн. , нем. щит, заставка, заслон; ширмы б. ч. делаются створчатые, складные, филенчатые или из рам, обитых …
  • ШИРМА
    Григорий Романович (1892-1978) , белорусский хоровой дирижер, фольклорист, народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977). Организатор (1940) и художественный …
  • РОМАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сергей Михайлович (1894-1968) , российский художник, испытавший особое значение влияние М. Ф. Ларионова. Участвовал в обществе «Маковец». С 1930-х гг. …
  • ГРИГОРИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Константинопольский (ум. ок. 767), имя каждого из двух монахов, пострадавших в Константинополе в иконоборческое гонение императора Константина Копронима. Память в …
  • ШИРМА в Толковом словаре Ефремовой:
    ширма ж. 1) Комнатная складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей или бумагой. 2) перен. То, что служит прикрытием …
  • ШИРМА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Комнатная складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей или бумагой. 2. перен. То, что служит прикрытием кого-либо, …
  • ШИРМА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Комнатная складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей или бумагой. 2. перен. То, что служит прикрытием кого-либо …
  • ТАРХАНОВ ИВАН РОМАНОВИЧ (ТАРХАН-МОУРАВОВ ИВАН РОМАНОВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Тарханов или Тархан-Моуравов (князь Иван Романович) - русский физиолог, родился в Тифлисе в 1846 году; происходит из старинного рода грузинских …

Григорий Романович Ширма (белор. Рыго́р Рама́навіч Шы́рма; псевдонимы: Р. Баравы, Вучыцель; криптонимы: В. М.; В.-ч; Г. Ш.; Р. Ш.; 21 января 1892, дер. Шакуны (ныне Пружанский район Беларуси) - 23 марта 1978, Минск) - советский белорусский хоровой дирижёр, композитор, педагог и музыковед-фольклорист. Народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977).

Родился Григорий 21 января 1982 года в семье бедных крестьян. В детстве он работал пастухом, но помимо этого он с детства изучал грамоту. В шесть лет он умел читать и читал много. Он твердо решил, что будет учиться в школе. В 13 лет он поступил в Пружанское городское училище. Он окончил училище, а затем два года ходил на курсы учителей. Вскоре его назначили преподавателем Гаунтского двухклассного училища в Свентянском уезде. Еще через два года он сдал экзамен в учительский институт в Седлецах.

В 1914 году он, преподаватели и студенты института эвакуируются в Москву, а затем в Ярославль. В 1917 году его мобилизовали в действующую армию. После коротких курсов он стал командиром взвода Первой туркестанской рабочей роты. В 1918 году его демобилизовали. Четыре года он работал учителем в селе в Воронежской области. В 1922 году он и его родители вернулись в родные места. После Рижского мира эта территория отошла Польше. Григорию категорически запретили заниматься преподавательской деятельностью, несмотря на то, что в этих краях учителя были катастрофически необходимы. Григорий начал работать рабочим-лесорубом. В 1924 году он организовывает в Пружанах первый белорусский народный хор. Тогда и начал проявляться новый талант Ширмы. Вскоре хор начал пользоваться широкой популярностью. Молодого руководителя пригласили на преподавательскую должность в белорусскую гимназию в Вильно.

Григорий начинает работать над сбором белорусского песенного фольклора Виленщины. Он понимал, что кропотливая работа сможет сохранить народное творчество. К сожалению, через два года белорусскую гимназию закрыли из-за польской политики. Следующие десять лет Григорий отказывался т любых государственных должностей. Вскоре он организовывает хор Белорусского союза студентов, уровень которых был довольно высоким. Он участвует в этнографических экспедициях по Виленскому краю. Сам он собрал более трех тысяч народных песен. Это по-настоящему уникальная коллекция. В мире по богатству и уникальности материала песенной коллекции Ширмы нет равных.

Рыгор Ширма издал поэтический сборник Максима Танка «На этапах» в 1936 году. Тираж сборник полностью изъяла полиция, но это не помешало Ширме продолжать издавать книги. Вскоре народ увидел другие произведения Максима Танка и других белорусских писателей. В итоге Рыгор очень заинтересовал полицию. Его несколько раз арестовывали. Он отбывал заключение в тюрьме в Вильно. Когда Западная и Восточная Беларуси воссоединились, Григорий занимался руководством хора в Белостоке. Вскоре был организован белорусский ансамбль пени и танца, руководителем которого стал Ширма. Коллектив отправился в длительную гастрольную поездку по России. Началась вторая мировая война и многие участники ансамбля отправились на фронт, а другие продолжали работать. Вскоре Беларусь была освобождена и ансамбль начал выступать в Минске. Коллектив также гастролировал заграницей. В 1950 году его преобразовали в Государственный хор БССР. Через пять лет они получили название еще солиднее: Государственная хоровая капелла Белорусской ССР. С 1978 году ансамбль носит имя своего основателя. До конца своих дней Рыгор Ширма был бессменным лидером этого коллектива. Он скончался в марте 1978 года.

Григорий Ширма (И. Нисневич)

Белорусское профессиональное музыкальное искусство знает немало славных имен художников, чья творческая деятельность оставила яркий след в истории национальной культуры советской эпохи. Однако трудно назвать среди них имя, которое вошло бы столь органично в жизнь народа, как имя Григория Романовича Ширмы.

У него счастливая судьба, у "нашего Ширмы" - как любовно называют Григория Романовича люди, знающие его удивительное искусство. Ведь немногие творцы прекрасного могут испытать удовлетворение от того, что результаты их творческого труда равно нужны и просвещенным ценителям музыки и самой, казалось бы, неподготовленной аудитории слушателей. Но стоит познакомиться с потоком писем, которые ежедневно идут в адрес Г. Ширмы из всех уголков нашей страны и из-за рубежа, и станет ясно, что это так, что его песня входит в каждый дом как друг и попутчик.

Написав "его песня", я невольно задумался: правомерно ли такое определение? Ведь поле творческой деятельности этого художника - прежде всего фольклор: собирание, изучение, обработка и исполнение. И все же можно с полным правом говорить именно о "песнях Ширмы". Ибо познать красоту услышанных песен мы сумели благодаря чарующему толкованию творений народа этим неподражаемым художником. И сами собой приходят в голову строки из обращения к Г. Ширме ленинградской поэтессы М. Комиссаровой . Она говорит о нем как о человеке, "чьи певучие руки вдохновенно окрылили белорусскую песню так, что раз полюбив ее, никогда не разлюбишь".

Г. Ширма - создатель и до 1970 года бессменный (в течение тридцати лет) руководитель Государственной академической хоровой капеллы Белорусской ССР. Откликаясь своим искусством на требования жизни и времени, Ширма видит в искусстве средство общения и взаимопонимания людей, создает произведения для народных масс. Вот почему, составляя программы концертов своей капеллы, Г. Ширма всегда стремился "избегать дешевых эффектов, развращающих зрителя и понижающих его эстетический уровень".

Г. Р. Ширма - первый и бесспорно лучший в стране исполнитель, страстный пропагандист хорового творчества белорусских композиторов. Он обогатил академический стиль народной манерой исполнения. Ему принадлежат поистине непревзойденные образцы трактовки хоровой музыки практически всех авторов республики. Но наряду с ними в репертуаре его капеллы весомое место занимают сочинения композиторов всех союзных республик. Достаточно назвать имена: Д. Шостаковича и Д. Кабалевского, В. Волошинова и М. Чулаки, Я. Солодухо и М. Коваля, Е. Козака и А. Ленского, О. Тактакишвили и А. Пащенко, Н. Дремлюги и А. Флярковского, Г. Свиридова и А. Нестерова, Н. Колессы и М. Бурханова, А. Жилинского и Э. Арро, А. Арутюняна и А. Колосова, В. Салманова и В. Мурадели... А ведь это далеко не полный перечень тех, чьи произведения нашли чуткого истолкователя в лице Григория Романовича Ширмы. Не потому ли многие композиторы страны предоставляли именно ему право первого исполнения своих хоровых произведений, посвящали этому художнику многие из них?

Более двух десятилетий тому назад, в дни второй декады белорусской литературы и искусства в Москве Александр Фадеев писал Григорию Романовичу: "Все Вам подвластно - это ли не счастье в искусстве?.. Еще раз хочется сказать, что в Вашем лице наша страна может гордиться одним из лучших учителей и воспитателей, хранителей и продолжателей того самого лучшего, что может дать нам хоровое искусство". Как бы перекликаясь с этими словами звучат строки из письма Арама Хачатуряна: "Ваше высокое искусство признано всем нашим народом. Мне кажется, что Вы своим творчеством и всей деятельностью занимаете одно из почетных мест в истории советского хорового искусства. Думая о Вас, я живо вспоминаю наши встречи, Вас как обаятельного человека и фанатика своего хорового дела..."

Как же добивается Григорий Романович Ширма таких художественных высот?

Тот, кто присутствовал на рабочих репетициях этого замечательного мастера, обращал внимание на "ширмовский" строгий, сдержанный, почти неуловимый зрением жест. Именно этот жест заставляет капеллу петь с тем упоением, когда на смену служебному "должен петь" приходит творческое "хочу петь". Присутствующие на репетициях всегда видят, как дирижер уже в процессе подготовительной работы умеет убедить исполнителей в соответствии своего раскрытия художественного образа авторскому замыслу. Ширма терпелив и настойчив: он репетирует до тех пор, пока его требование не будет воспринято каждым исполнителем.

В связи с тем, что чистота интонирования зависит от правильного звукообразования, Г. Ширма в работе над произведениями особое внимание уделяет правильности взятой певцами вокальной позиции. Занимаясь с коллективом, он немало времени посвящает выработке с каждым отдельным артистом правильного певческого дыхания, следит, чтобы "вдох" соответствовал темпу, характеру музыки, фактуре произведения, а "выдох" отвечал протяженности музыкальной фразы. Каждый артист у Ширмы обязан исполнять фразу осмысленно и выразительно, добиваться красоты звука, его округленности, а дикция непременно должна быть чистой и четкой. Работа над динамикой неразрывно связана у Ширмы с текстом произведения, которому должен соответствовать эмоциональный настрой певца, помогающий раскрыть общий идейно-художественный замысел.

Впечатление исключительной нежности, звуковой "таинственности" оставляют оттенки пиано и пианиссимо, которых добивается артист. Верхняя же граница звучания чаще всего определяется форте. Большое внимание в ширмовских программах уделено тональному разнообразию репертуара: "повторения расхолаживают коллектив",- подчеркивает он.

Нельзя не вспомнить и деятельность Ширмы - исследователя искусства, исследователя-интернационалиста, раскрывающего богатство духовного мира, историю своего народа во взаимосвязях с другими родственными культурами и, прежде всего, с русской, украинской и польской. Им впервые собраны и рассмотрены образцы народного творчества, в которых многообразно и красочно воссозданы различные исторические эпохи и события из жизни белорусского народа, отражены дружественные связи с Волынью, Киевщиной и Львовщиной. Это образцы фольклора, свидетельствующие о социальной направленности, о революционном духе белорусского народного творчества.

Можно привести еще ряд очень ярких и важных особенностей исследований Г. Ширмы, основой которых стали пять тысяч образцов неповторимых по красоте мелодий и поэтической афористичности текстов, которые Григорий Романович собрал во всех уголках Белоруссии, создав на их основе уникальную энциклопедическую коллекцию фольклорных записей. Его исследования проникнуты мыслью о том, что все неисчерпаемые богатства необходимо передавать в живую музыкальную и поэтическую практику. Вот почему Г. Ширма с полной творческой отдачей работает над фундаментальными томами своих исследований и над репертуарными сборниками хоровых произведений, предназначенными для широких кругов любителей, над школьными песенниками и над развернутыми про-граммами для профессиональных хоровых коллективов. В каждом из таких трудов автор утверждает: песня должна не только воспитывать музыкальный вкус и способности, но духовно и нравственно возвышать человека.

Говоря об интенсивной и разносторонней работе Ширмы, нельзя обойти молчанием и его активную общественную деятельность. Он всегда ощущает пульс времени, ритм эпохи, понимая требования, выдвигаемые современностью, и стремясь выполнить их. Еще в начале века он, сын полунищего белорусского крестьянина с Брестчины, добился возможности стать учителем и нести свет знаний детям своего народа. Г. Ширма чувствовал потребность включиться в большое общественно значимое дело. Тысячи километров, которые он прошел пешком по дорогам Белоруссии в поисках бессмертных образцов народного творчества, памятников славы, невзгод и борьбы своего народа, дали ему возможность осознать и собственное место в этой борьбе. Потом была напряженная, полная опасностей революционно-просветительская деятельность в годы, когда Западная Белоруссия страдала под гнетом белопольской буржуазии. Григорий Романович помнит и преследования полиции и тюрьмы, и безработицу, и запрет говорить на родном языке, петь родные песни. Но именно в этот период Г. Ширма становится одним из руководителей Товарищества Белорусской школы, организатором национальных учебных заведений, спектаклей и концертов с национальным репертуаром, лектором, автором статей, в которых воспевалась духовная сила народа. Он призывал соотечественников бороться за высокие идеалы равноправия, свободы и справедливости, выступать против тех, кто ориентировал население Западной Белоруссии на буржуазный Запад. Его мысли и надежды были устремлены на Восток - к стране победившего социализма. И освобождение пришло оттуда.

Тяжело приходилось Г. Ширме в те годы, но изредка выпадали и счастливые минуты. Разве не счастье создавать студенческие хоры из учащихся-белорусов, издавать первые поэтические сборники Максима Танка, стихи Пилипа Пестрака, Михася Василька и песенные собрания фольклорных записей?! Разве не радость пропагандировать произведения композиторов Н. Чуркина и Н. Аладова, чьи песни иногда проникали из Советской Белоруссии на территорию польского буржуазного государства?!

В те же годы Ширма работает над созданием хоровых обработок белорусских народных песен в содружестве с такими крупными мастерами, как А. Гречанинов, М. Гайваронский, К. Галкаускас, А. Кошиц . В статьях, связанных с проблемами народно-музыкального искусства, Ширма резко выступает против тех, кто определяет белорусскую народную песню как "тоскливую и заунывную", кто, якобы борясь за сохранение "самобытности" песни, стремится на деле к примитивизму обработок, не отбирает лучшее, что создано народом в течение его истории. Восстанавливая историческую и научную правду, автор этих статей указывает, что многие замечательные образцы белорусского фольклора ошибочно, а то и сознательно приписываются соседним народам. В марте 1939 года в "Белорусской летописи" была опубликована статья, посвященная 15-летию творческой деятельности Григория Романовича Ширмы в условиях белопольской оккупации Западной Белоруссии. Автор ее с полным правом писал: "Пример Ширмы показывает, что для того чтобы обогащать наше духовное богатство истинными культурными достижениями, нужно прежде всего сохранить живую связь с народом и не терять веры в его будущее, несмотря на очень неблагоприятные и прямо фатальные условия жизни. В области собирания народного творчества и обнародования его никто у нас столько не сделал, как Г. Ширма... Каждый ждет его совета или помощи... Он никогда не работал корыстно... Можно даже говорить о целом периоде, созданном им" (в развитии белорусского искусства.- И. Н.).

В годы Великой Отечественной войны, будучи уже создателем своего знаменитого хора и выступая с концертами для тружеников тыла и воинов фронта, Г. Ширма боролся за торжество победы и своим словом. Он писал: "Будить в народе чувство гордости и восхищения родным творчеством, нести культуру песни на освобожденные земли - вот задача, которую ставит перед собой наш коллектив. Песня - это душа народа, его живая история. Песня - это оружие, которое несет народу великие идеи, зовет его на борьбу за свою Родину. Народ живет, а вместе с ним живет и его чудесная песня, которая зовет к мести и ненависти". Одно из подтверждений этого - отзыв на исполнение одной из военных песен самого Ширмы - "Плещут холодные волны", посланный Григорию Романовичу старшиной Советской Армии после концерта. Он пишет о том огромном впечатлении, которое произвела на него песня, звавшая людей к борьбе, учившая ненависти к захватчикам.

После окончания войны, ведя в течение свыше тридцати лет напряженную творческую и научную деятельность, выступая с сотнями концертов во всех уголках страны, Ширма одновременно создает фундаментальные труды по фольклору, среди которых четыре тома "Белорусских народных песен, загадок и пословиц", сборник "Двести белорусских народных песен", четырехтомник "Белорусские народные песни", "Антология белорусской народной песни", двухтомник "Белорусские народные песни в обработках для хоров".

Маститый музыкант продолжает еще более активно заниматься и общественной деятельностью: За ним по праву закрепилась репутация на редкость справедливого, чуткого человека. Потому-то к нему обращаются все. кого тревожит что-либо в общественной или личной жизни. Потому-то столько раз избирали сограждане Григория Романовича своим посланцем в Гродненский и Минский городские Советы депутатов трудящихся, в Верховный Совет Белорусской ССР. Потому-то столько лет ему было доверено возглавлять композиторскую организацию Белоруссии, быть ее представителем в Секретариате Правления Союза композиторов страны. Мы часто видим музыканта во главе жюри смотров и фестивалей, он выступает на научных симпозиумах, творческих конференциях, на собраниях молодежи. Эпиграфом ко всем его высказываниям оратора и публициста можно было бы взять следующие слова: "Что сделал ты, художник, какую лепту внес, чтобы музыка звучала еще ярче, еще мощнее, непобедимее? Советский художник-коммунист не может не обдумывать со всей страной свои дела". С особенной силой подчеркивает Г. Ширма значение искусства в идеологи-ческой борьбе. Он борется за народное против псевдо-народного, за развитие содружества советских музыкальных культур.

Имя народного артиста Советского Союза, дважды лауреата Государственной премии БССР Григория Романовича Ширмы известно и любимо далеко за пределами родного края. Ибо его искусство являет собой для многих и многих современников образец служения людям, выполнения обязанностей художника перед обществом.

Ширма Григорий Романович, родился 20 января 1892 в дер. Шакуны Пружанского р-на Брестской обл. Герой Социалистического Труда (1977).

В 1918 окончил Седлецкий учительский институт. С 1926 преподавал в белорусской гимназии, руководил хорами, участвовал в деятельности "Товарищества белорусской школы" в Западной Белоруссии. Организатор (1940) и руководитель (до 1970) Белорусского ансамбля песни и танца, преобразованного позднее в Государственную академическую хоровую капеллу БССР. В 1966-1976 - председатель Правления Союза композиторов БССР. Автор песен и хоровых обработок белорусских народных песен. Лауреат Государственных премий БССР (1966, 1974). Заслуженный деятель искусств БССР (1946). Народный артист БССР (1949). Народный артист СССР (1955).

Лит. соч.: Белорусские народные песни. Вильно, 1929; Наша песня. Вильно, 1938; Белорусские народные песни, загадки и поговорки, т. 1. Минск, 1947; Школьный песенник. Минск, 1957; Двести белорусских народных песен. Минск, 1958; Белорусские народные песни, тт. 1-4. Минск, 1959-1976; Белорускiя народные песнi для хору, ТТ. 1-2. Минск, 1971-1973; Песня - душа народа. Минск, 1976.

Лит.: Нисневич И. Г. Григорий Романович Ширма. Л., 1971 (2-е изд.).

Ширма Григорий Романович [р. 8(20).1. 1892, дер. Шакуны, ныне Пружанского района Брестской обл.], советский хоровой дирижёр, фольклорист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977). Член КПСС с 1959. В 1918 окончил Седлецкий учительский институт. Вёл большую культурно-просветительскую деятельность в Западной Белоруссии, преследовался властями буржуазной Польши. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР организовал (1940) и возглавлял до 1970 Государственную академическую хоровую капеллу БССР (первоначально ‒ Белорусский ансамбль песни и танца). Председатель правления Союза композиторов БССР (с 1966). С 1910 собирает белорусские народные песни. Составитель ряда фольклорных сборников («Белорусские народные песни», т. 1‒4, 1959‒76, и др.). Издано 2 тома его хоровых обработок белорусских народных песен (1971‒73). Депутат Верховного Совета БССР 4‒ 9-го созывов. Государственная премия БССР (1966 и 1974). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а также медалями.

Лит.: Нисневич И. Г., Григорий Романович Ширма, 2 изд., [Л., 1971].


Смотреть больше слов в « »

Г. Р. Ширма (1892-1978)

Григорий Романович Ширма (1892-1978) — выдающийся деятель белорусской культуры, хоровой дирижер, этнограф.

Биография

В небольшой деревушке Шакуны, неподалеку от города Пружаны, что граничит с бескрайней Беловежской пущей, в семье Романа Ширмы 21 января 1892 года родился сын Григорий. Испокон веков этот земледельческий патриархальный род в неимоверных трудах добывал хлеб на крошечном наделе земли, узкой полосой протянувшемся возле тучных полей помещиков Дьяконских. Помещикам приходилось отдавать две трети собранного урожая.

Эта давняя несправедливость была не первой и не единственной, с которой довелось в детстве столкнуться талантливо­му мальчику из нищей белорусской крестьянской семьи.

Стихийная тяга к знаниям проявилась у него еще в шестилетнем возрасте, когда Григорий Ширма, не расставаясь с книжкой, пас скот на кулацком хуторе. Однако учение в так называемой «школе грамоты», у переходившего из хаты в хату учителя, было тем пределом, дальше которого Роман Ширма не мог вести своего сына - старшего, значит, будущего кормильца. Несмотря на слезы, Гришу заставили с шести лет работать по найму. Лишь в 1904 году, получив от матери благословение и одолженные у кого-то 15 копеек на дорогу, тайком от отца мальчик ушел в Пружаны, где было городское училище. В него-то и спешил он: держать экзамены на вакантное место.

Первое, с чем столкнулся Григорий Ширма в Пружаиах, была насмешливая издевка над его нищенской крестьянской одеждой. Стиснув зубы, стерпел он эту обиду. Не только стерпел, но и стал лучшим учеником в училище, добился права быть репетитором многих неуспевающих барчуков, На добытые «учительством» деньги еще и помогал отцу оплачивать долги, которые вместе с налогами все росли и росли, в то вре­мя, как семья Романа Ширмы все больше и больше нищала. Не так-то легко было выкраивать Григорию Ширме деньги для помощи семье. Даже обыкновенный чай становился ла­комством, которое он разрешал себе далеко не каждый день. Так добывал крестьянский сын право на первый классный чин в чиновничьей иерархии царской России.

В 1907 году начались странствия пешком, которые совершил Григорий Романович по Беловежской пуще. Здесь впервые в жизни увидел он железную дорогу. Здесь же в исполнении отличного хора Управления императорских уделов под руководством регента Рютова услышал он впервые произведения Чайковского, русские народные песни… Быть может, это и решило его творческую судьбу. В те же годы Григорий Романович стал записывать белорусские народные песни.

Миновали годы учения в Пружанах. В 1910 году Григорий Романович уже в Вильно. Его дядя, почтовый чиновник, реко­мендует ему поступить в юнкерское училище. Но не влечет Ширму карьера военного, он хочет обучать детей белорусских крестьян грамоте. Отказавшись от всех привилегий военного учебного заведения, юноша поступает на двухгодичные педагогические курсы в Свенцянах. Курсы дают право быть учителем начальной двухклассной школы. На этих курсах особое внимание уделялось пению и игре на скрипке. Важно и то, что выдаваемая десятирублевая ежемесячная стипендия позволяла не отрываться от учебы для заработка.

Курсы закончены. Началась учительская работа в Лидском. Григорий Романович организует школьные хоры, пытливо отыскивает и бережно собирает в деревнях жемчужины белорусского народного песенного творчества.

Первая мировая война застает Григория Романовича в Седлеце, где он занимается на литературном факультете учи­тельского института. Вместе с отходящими русскими войсками эвакуируется и институт - сначала в Москву и Ярославль, потом в Воронеж. В Воронеже Ширма вступает в ряды Красной Армии. Однако молодой Советской республике учителя нужны не меньше, чем воины. Григория Романовича демобилизуют и направляют на работу в Ново-Хоперский уезд Воро­нежской губернии. Здесь он руководит школой в селе Новогольском, преподает литературу, заведует волостным отделом народного образования.

Воронежцы - народ певучий и на песню отзывчивый. Ширма организует любительские хоры, народный театр, ставит пьесы А. Н. Островского, читает лекции.

В июне 1922 года началась реэвакуация из РСФСР жителей многих районов Западной Белоруссии на родину, Григорий Романович решил поехать в Шакуны.

Легче оказалось вернуться в родительский дом, чем получить какую-нибудь работу. Учитель-белорус, да еще числившийся по вероисповеданию православным (атеист вообще не имел права преподавать на территории Польши), был лицом нежелательным и в Пружанах, и в Бресте, и в Вильно. В кураториуме - польском попечительстве по вопросам просвещения - с учителем Ширмой даже разговаривать не захотели. К тому же брестский воевода запретил выдавать белорусам паспорта, а без документов в городах жить было нельзя. И пришлось Ширме работать месяцы на лесоразработках возле Шакунов.

С грехом пополам удалось ему пристроиться учителем пения и белорусской литературы в открывшейся на частные средства Виленской белорусской гимназии. Работа Ширмы в этой гимназии явилась началом его многолетней деятельности хормейстера - воспитателя большой плеяды любителей и профессионалов хорового искусства.

В основе репертуара гимназического хора всегда была белорусская народная песня, большей частью в композиторских обработках.

В хоре совсем не было текучести. Занятия назначались регулярно два раза в неделю, и каждый участник считал своей обязанностью прийти в назначенное время. Каждая репетиция была интересной, она всегда вносила нечто новое в духовный мир хористов. В перерывах хормейстер знакомил хористов с новинками западно-белорусской литературы, читал стихи М. Василька и М. Машары, революционную лирику Ф. Пестрака и М. Танка. Получало огласку то, что не могло попасть в печать из-за сурового цензурного режима. На этих же занятиях Ширма делился своим богатым опытом фольклориста-краеведа.

Однако работа даже в этой частной школе недолго кормила Григория Романовича Ширму. В 1928 году он был изгнан из гимназии!

Уже в 1930 - 1931 годах Ширма, как один из руководителей культурно-просветительской организации - Товарищества белорусской школы, - подвергается судебному преследованию польских властей. Его сажают в тюрьму Лукишки, обвиняя в коммунистической деятельности, в «злоумышленном препятствии полонизации белорусского населения», которая насильственно проводилась властями. Очутившись на свободе, Григорий Романович, как секретарь Главного управления Товарищества, принимается за работу. Он организует в Западной Белоруссии национальные школы, устраивает спектакли и концерты с белорусским репертуаром, читает лекции, причем не только в таких крупных городах, как Вильно, Белосток, но и в самых отдаленных, «заброшенных» пунктах Западной Белоруссии, как например, Будслав.

Многие поэтические произведения западнобелорусских писателей вообще впервые были «обнародованы» на квартире Ширмы, которая превратилась в те годы в своеобразный штаб творческой молодежи. Тут можно было отдохнуть, назначить свидание с товарищем, найти нужную литературу. Голодных кормили, выделяя из скудных личных средств деньги. Приунывшего приободряли, слишком горячего приостужали. Мудрым советчиком был Ширма. Тут, после побега из-под ареста, М. Танк в 1935 году впервые прочитал Григорию Романовичу свои стихи «Спатканне», и хозяин квартиры горячо оцепил произведение молодого поэта.

Правительство Польши, желая продемонстрировать общественности якобы «расцвет» культуры на захваченной Виленщине, устроило передачу по радио концертов этого хора. Даже такие проправительственные газеты, как «Наше время», вынуждены были признать, что хору Ширмы удалось показать свои артистические достижения и необычайное богатство белорусского народного музыкального творчества. Характерно, что, составляя программы концертов своего хора, Ширма никогда не становился на путь этнографизма, включал в них жемчужины белорусского народного песенного творчества в хоровых обработках таких крупнейших мастеров, как Л. Гречанинов, А. Кошиц, М Гайворонский. К. Галкаускас. Стремясь познакомить общественность Западной Белоруссии с творчеством белорусских советских композиторов, Ширма обогащал их произведениями репертуар солистов, выступавших в концертах университетского хора.

1 ноября 1939 года, уже после воссоединения западных и восточных областей Беларуси, Ширме был вручен мандат на организацию Ансамбля песни и пляски - первого профессионального коллектива в его жизни.

Много было споров о профиле коллектива, о том, как и что исполнять, из кого комплектовать состав. Руководитель первого профессионального коллектива на территории западных областей Белоруссии, коллектива, созданного государством, сумел отстоять свою, выношенную годами раздумий и ожидания, точку зрения. Ширма правильно считал, что народ, получивший социальную и национальную свободу, должен уметь воспеть ее в высшей форме хорового искусства, в форме академического, акапельного хорового пения. II проявить в этом сложном вокальном жанре даровитость своего народа он призвал крестьянина В. Юневича и крестьянку Е. Шустер, рыбака М. Шуманского и ткачиху Е. Шафран, учителя Н. Теодоровича и слесаря В. Волошина, профессиональных певиц К. Ширму и Л. Шенц и других исполнителей из профессионального и самодеятельного искусства западных областей Белоруссии. Хор в 60 человек 15 января 1940 года начал работу в Белорусском ансамбле песни и пляски под художественным руководством Ширмы.

Прошел год после первых репетиций ансамбля. Начались его концерты в Минске, получившие очень высокую оценку общественности. Уже 6 июня 1941 года «Правда» писала о «свежести, непосредственности и красоте белорусского народного творчества в исполнении этого коллектива». Ансамбль отправился в поездку по стране. Вернуться в родные края коллективу не пришлось до середины 1944 года. Ширма вместе со своими воспитанниками обслуживал концертами горняков и сталеваров Кузбасса и Урала, тружеников колхозов и совхозов, раненых в госпиталях, воинов Первого Белорусского фронта. То, о чем пели артисты хора Ширмы, напоминало мирное время. И песня звала на борьбу во имя освобождения от нацистской чумы, стучалась в сердца воинов и тружеников тыла.

В июле 1944 года ансамбль приезжает в освобожденный Минск. В коллектив съезжается группа талантливых предста­вителей белорусской певческой молодежи из освобожденных от фашистской оккупации районов республики, В прошлом все они - ученики Ширмы по бесчисленным хорам, которые он организовывал и которыми руководил до начала войны. Всем им в дальнейшем Григорий Романович «дал путевку» в большое искусство. И сегодня нам хорошо известны имена Леонида Мурашко - лауреата Международного конкурса вокалистов; Владимира Рубацкого - заслуженного артиста Литовской ССР и ведущего солиста оперного театра; Виктора Ровды - кандидата искусствоведения, доцента и заведующего кафедрой Белорусской государственной консерватории; Дмитрия Рулинского - дирижера капеллы; Леонида Федорова научного сотрудника Института искусствоведения, фольклора и этнографии Академии наук БССР.

После приезда в Минск Ширма писал: «Будить в народе чувство гордости и восхищения родным творчеством, нести культуру песни на освобожденные земли — вот задача, которую ставит перед собой наш коллектив. Песню нельзя искус­ственно примитивизировать, ее нельзя рассматривать как музейный экспонат или искать в ней только экзотику. Песня — это душа народа, его живая история…».

Следующий этап в творческой деятельности Ширмы - годы его постоянного жительства в Гродно, куда ансамбль песни и пляски был направлен Правительством БССР осенью 1944 года с тем, чтобы создать коллективу лучшие условия работы.

В Гродно началась огромная подготовительная работа по реорганизации ансамбля в академический хор. Ширме необхо­димо было обогатить репертуар творчеством белорусских композиторов, привлечь к благородному делу художественной обработки лучших образцов белорусских народных песен ведущих советских композиторов из братских республик. Именно в результате стараний Ширмы хоровыми обработками белорусских народных песен, созданием оригинальных хоровых произведений на стихи крупнейших белорусских поэтов с этого времени активно занялись Н. Аладов, А. Богатырев, Е. Тикоцкий, П. Подковыров, Г. Пукст, В. Оловников, В. Ефимов, Н. Соколовский, С. Полонский, Д. Лукас, Э. Тырманд, И. Кузнецов и другие белорусские композиторы, также такие талантливые представители русской, украинской и других братских национальных музыкальных культур, как В. Золотарев, В. Шебалин, А. Пащенко, В. Васильев-Буглай, Г. Лобачев, А. Копосов, М. Колесса, М. Вериковский, А. Ленский, А. Флярковский, Г. Смирнова, В. Белый, Я. Солодухо, М. Коваль, Я. Медынь и др.

Григорий Романович стремится в эти годы не только количественно расширить число обработок белорусских народных песен и оригинальных хоровых произведений в репертуаре своего коллектива, но и жанрово разнообразить репертуар, обратить внимание композиторов на литературную первооснову их музыки

Так создавалась почва для реорганизации ансамбля сначала в 1950 году, в Государственный хор БССР, а потом и в , которой в 1957 году было присвоено почетное звание .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта