Главная » Маринование грибов » Сравнительный анализ флористических фразеологизмов английского и русского языка. Творческая работа "Фразеологизмы с флористическим компонентом как средство выражения особенностей национального характера русского народа"

Сравнительный анализ флористических фразеологизмов английского и русского языка. Творческая работа "Фразеологизмы с флористическим компонентом как средство выражения особенностей национального характера русского народа"




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений.
  • Вызвать интерес учащихся к изучению фразеологических оборотов.
  • Развить умение осознанно пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений в различных целях и в различных условиях речевого общения.
  • Ознакомить с целебными свойствами культурных растений.
  • Рекомендовать лечение целебными овощами приусадебного участка при болезнях дыхательных путей.

Тип урока: прохождение нового материала

Оборудование урока: проектор, ноутбук, доска, экранная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Интегрированный урок будем вести мы, учитель русского языка и литературы Федотова Светлана Алексеевна и учитель биологии Молдагулова Зинаида Владимировна.

2. Объяснение нового материала.

Сегодня будем говорить с вами о фразеологических оборотах, где встретимся с овощами или по другому их ещё называют "культурные растения".

Посмотрите внимательно на экран и выберите из данных в скобках слов те, которые используются в приведённых фразеологических оборотах. Вы слышали, наверно, как кто-то пользуется этими фразеологическими оборотами и они у вас на слуху. Правильный вариант записываем в тетрадях. Для объяснения значения фразеологизма, записываем через строчку.

А. Дешевле пареной (моркови, репы, лука).

Б. Проще пареной (редиски, редьки, репы)

В. Как горькая (редька, морковка, капуста).

Г. Хуже горькой (картошки, редьки, редиски).

Д. Разыграть шута (огуречного, морковного, горохового).

Е. Шут (картофельный, томатный, гороховый).

Ё. Как об стенку (сок, картофель, горох).

Ж. Горе (луковое, помидорное, огуречное).

З. Задавать (капусты, перцу, моркови).

И. (Кабачок, хрен, баклажан) в пятку.

Правильные варианты ответов:

А. Дешевле пареной репы.

Б. Проще пареной репы.

В. Как горькая редька.

Г. Хуже горькой редьки.

Д. Разыграть шута горохового.

Е. Шут гороховый.

Ё. Как об стенку горох.

Ж. Горе луковое.

З. Задавать перцу.

И. Хрен в пятку.

Проверим, правильно ли вы выбрали вариант. Читают сами учащиеся. По ходу исправляются ошибки.

Поговорим о фразеологизмах с репой. Обратите внимание на слово ДЕШЕВЛЕ и ПРОЩЕ.

Очень дешёво и очень просто (запись в тетрадях).

Дешевле пареной репы - очень дёшево.

Проще пареной репы - очень просто.

Если упоминаем о редьке, то отзываемся о ком -то положительно или отрицательно?

Отрицательно.

Если употреблять редьку постоянно, то она надоедает. Значит, что мы скажем о фразеологизме?

Надоедливый человек.

  • Разыграть шута горохового.
  • Шут гороховый.
  • Как об стенку горох.

В первых двух оборотах обратите внимание на слово ШУТ. Это отрицательная черта человека или положительная?

Отрицательная. Над этим человеком все смеются.

Запись в тетрадях: Человек, над которым все смеются.

Слушаем предложение с третьим фразеологизмом.

Я тебе целый час объясняю, как пройти в музей: как об стенку горох.

Правильно, НЕ ПОНИМАЕТ.

Горе луковое. Обратите внимание на слово "ГОРЕ".

Слушаем предложение. Как ты умудрилась уронить чашку на пол, горе ты моё луковое.

Нерасторопный человек.

Задать перцу.

Слушаем предложение. Я задам перцу этим мальчишкам за разбитое стекло.

Хрен в пятку. Слушаем предложение. Ты победил даже чемпиона прошлого года, хрен тебе в пятку.

Похвала.

Записываем в тетрадях. Возглас удивления, восхищения и возмущения.

3. Практическая работа.

Придумаем предложения с фразеологизмами, которые вам близки по духу (4 предложения).

Проверка и исправление ошибок.

4. Заключение урока.

Что мы узнали на уроке?

О фразеологизмах с названиями овощей и об их значениях.

5. Домашнее задание: Придумать предложения с неиспользованными фразеологизмами.

Сейчас вторая часть урока "Овощи - лекари".

В этой части урока мы познакомимся целебными свойствами овощей. Пищевые растения - овощи, фрукты, ягоды, травы обладают поистине огромным запасом витаминов, антиоксидантов и прочих полезных для организма веществ. Лечение пищевыми растениями полезно как детям, так и взрослым - вкусные лекарства из сада и огорода способны доставить большую радость и при этом оказать великолепный лечебный эффект. Для лечения и профилактики заболеваний, укрепления иммунитета, повышения сопротивляемости организма стрессам современной жизни растения рекомендуется употреблять в пищу круглый год - как в свежем, так и в консервированном виде.

Но сперва я хочу у вас спросить:

Что такое культурные растения?

Ответ: Культурные растения - это растения, выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей: пищевые, волокнистые, лекарственные, красильные, эфиромасличные, кормовые, декоративные. Окультуривание растений началось еще в каменном веке. Наиболее древние культуры - кукуруза, банан, кунжут, тыква, кокосовая пальма, полба, ячмень, бобы, лук, табак, картофель, рис, горох, сахарный тростник.

Какие культурные растения вы выращиваете в своем огороде?

Какими овощами вы познакомились в фразеологических оборотах?

Эти овощи вы видите на экране:

Данные овощи помогают в основном при простудных заболеваниях дыхательной системы.

Репа была основным продуктом питания северных славян (русичей). Репу жарили, парили, варили из нее супы и каши. Репка не только кормила нас, но и защищала от многих заболеваний. Репа была окультурена еще 40 веков назад, с тех пор, вареная, пареная, жареная с квасом, с маслом, просто свежая с грядки, она полюбилась всем.

Целебные свойства:

При гриппе: натереть репу на мелкой терке, 2 ст.л. кашицы репы залить 1 ст. кипятка, настаивать, укутав 1ч. Принимать по? ст. 4 раза в день за 30 минут до еды.

При кашле: сок репы с сахаром или медом очень полезен при кашле. Тщательно смешать 1 ст. сока репы и 1 ст.л. меда, подержать на огне до закипания, снять, остудить. Пить по 3 глотка несколько раз в день до еды.

Редька - просто незаменимое средство для укрепления здоровья. Редька, благодаря своему составу, очень полезна зимой и в начале весны, в целях пополнения недостатка витаминов и минеральных солей в организме. Редька обладает мощными противомикробными свойствами.

Целебные свойства:

При простудных заболеваниях принимать сок с медом: вырезать углубление в редьке, наполнить медом и накрыть сверху кусочком редьки, настоять 4 часа в теплом месте, полученный сок слить. Принимать по 1 ст. ложке, детям - по 1 ч. ложке 3 раза в день.

В качестве отхаркивающего средства - сок черной редьки с медом, чистый сок - для лечения ишиаса, миозитов, невралгии межреберной. Свежеприготовленный сок втирать в кожу по ходу нерва.

При гриппе: измельчить редьку на мелкой терке, отжать сок, оттереть тело. Укутаться, лечь в постель, выпить 1 стакан сока редьки, смешать пополам с водой, добавив 1 ст.л. меда.

При кашле: нарезать кубиками, положить в кастрюлю, посыпав сахаром. Оставить на ночь при комнатной температуре. Пить появившийся сок по 1 ст.л. (лечение ежечасно).

Горох в России всегда был самым популярным из бобовых растений: его нетрудно выращивать, урожай он даёт богатый, насыщает отлично и не требует сложной кулинарной обработки. Кроме того, в нашей стране давно известны целебные свойства гороха, которые обусловлены его богатым составом: в нём очень много полезных веществ, но особенно он отличается количеством витаминов и минералов , в том числе и очень редких.

Чем полезен гороха

Как источник белка горох вполне годится для замены мяса, при этом он гораздо лучше переваривается, усваивается и не приносит организму того вреда, который мы часто получаем от продуктов животного происхождения.

Горох полезен тем, кто ведёт активный образ жизни и занимается физической работой - он помогает организму переносить нагрузки, снабжая его энергией, и повышает работоспособность. Натуральный сахар, содержащийся в некоторых сортах гороха, улучшает память и мозговую деятельность.

Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Целебные свойства:

При простуде, кашле , воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей (при болезнях желудка с повышенной кислотностью, сердца и печени не принимать) свежий сок лука пополам с медом принимать по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

При кашле, бронхитах, коклюше: 500 г измельченного лука, 400 г сахара, 50 г меда, 1 л воды смешать, варить 3 часа на слабом огне, остудить, процедить и перелить в бутылку. Принимать по 1 ст. ложке 4-6 раз в день. Хранить в закупоренном виде в прохладном темном месте.

При гриппе свежим соком лука смазать слизистую оболочку носа и вдыхать его пары через нос в течение 2-3 мин 3-4 раза к день. Вместо указанных процедур можно ставить марлевые тампоны с тертым луком, закладывая их в каждую ноздрю на 10-15 мин 3-4 раза в день. Свежий сок употреблять при ангинах по 1 ч. ложке 3-4 раза в день. При кашле : сварить 1 картофелину, 1 головку репчатого лука и 1 яблоко в 1 л воды. Варить до тех пор, пока вода не станет вдвое меньше. Давать отвар ребенку 3 раза в день по 1 ч. ложке. При кашле : 2 луковицы среднего размера очистить, мелко порезать, отварить в 1 стакане молока, настоять 4 часа и процедить. Принимать по 1 ст. ложке через каждые полчаса.

Жгучий перец, благодаря своим полезным и целебным свойства широко применяется в народной и традиционной медицине для предупреждения и лечения многих недугов и заболеваний.

В настоящее время широко известны перцовые пластыри, которые прекрасно помогают при простуде, ушибах, ревматизме, артритах, болях в мышцах и суставах. При наружном применении (втирании в кожу) красный перец оказывает согревающее действие, что применяется в лечении многих заболеваний в восточной медицине.

Целебные свойства:

При гриппе такая процедура предотвращает появление различных серьезных осложнений. Красный молотый жгучий перец обладает потогонным, отхаркивающим и жаропонижающим свойством. Молотый жгучий перец смешивают с медом в пропорции один к одному и принимают по одной чайной ложке несколько раз в день, запивая водой.

Все мы знаем, что хрен часто используется в качестве острой приправы, которая по своим вкусовым качествам равносильна горчице и способна разнообразить различные блюда. Однако хрен - это не только острая, но и питательная и целебная приправа. Хрен обладает многими полезными и лечебными свойствами, благодаря чему хрен часто используется в народной медицине для предупреждения и лечения многих заболеваний и недугов. Хрен употребляют в небольших количествах для повышения аппетита.

Целебные свойства:

Использовать сок для полоскания горла, рта, при зубной боли, при гнойных ранах, при радикулите, ревматизме, невралгии, ишиасе, себорее, плешивости и гнойных процессах на коже.

5. Итог урока. Рефлексия.

С какими культурными растениями вы познакомились?

Какие открытия вы сделали на уроке?

Продолжите предложения:

Вот мы узнали рецепты из народной медицины при простудных заболеваниях, которыми так часто мы болеем. Надеюсь, вы воспользуетесь данными рецептами.

Закончить урок я бы хотела словами великого Гиппократа:

"Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами"

«Устойчивые выражения, фразеологизмы» - Испокон века. Сыр – бор. Наломать дров. Втирать очки – обманывать. Как в воду глядел. Во время оно. Затрапезные сюртуки и халаты. В ногах правды нет. Вверх тормашками. Очертя голову. Опростоволоситься. Аника – воин. Быть начеку. Бабье лето. Великое русское слово. Втирать очки. Затрапезный вид. Соловья баснями не кормят.

«Фразеологизмы с растениями» - Продолжите предложения. Выберите из данных в скобках слов те, которые используются в приведённых фразеологических оборотах. Горох. Лечебное применение пищевых растений. Овощи - лекари. Овощи-лекари при простудных заболеваниях. Целебный огород и фразеологизмы. Проще пареной репы. Перец жгучий. Культурные растения.

«Слова-фразеологизмы» - Замени фразеологизмом. Знакомство с фразеологизмами. Дополнить фразеологизмы. Фразеологизмы. Мама так вкусно готовит. Продолжи. Подобрать слова-синонимы к фразеологизмам. Словарный запас. Продолжи предложение. Подбери фразеологизм к иллюстрации. Баклуша.

«Фразеология» - Прочитайте. Плясать под чужую дудку. Пользуйтесь фразеологическим словарем. Сфера употребления фразеологизмов. Откуда берутся фразеологизмы. Работа в группах. Сложить оружие. Близкий друг. Синонимичные слова. Тянуть кота за хвост. Вспомните фразеологические обороты. Распределите фразеологизмы на две группы.

«Короткие фразеологизмы» - Кричать во всю Ивановскую. Ломать голову. Фразеологизмы. Статуя Зевса в Олимпии. Тянуть кота за хвост. Мавзолей в Галикарнасе. Зарубить на носу. Кот наплакал. Ни пуха ни пера. Повесить голову. Почему мы так говорим. Бить баклуши. Маяк в Александрии. Чудо света. Как две горошины. Восьмое чудо света. Водить за нос.

«Значение фразеологизмов» - Не в своей тарелке. Сирота Казанская. Словосочетание. Тьма кромешная. Бить баклуши. Заимствованные фразеологические обороты. Словник фразеологизмов. Фразеологизмы в русской речи. Познакомиться с разновидностями фразеологизмов. Площадь в Кремле. Подложить свинью. Выражение угрозы. Употребление фразеологизмов в речи.

Всего в теме 21 презентация

ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С ФИТОНИМАМИ
Земцов С.С.

ФГБОУ ВПО НИ «Иркутский государственный технический университет» (664074 г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83), e-mail: [email protected]

Крапивкина О.А.

ФГБОУ ВПО НИ «Иркутский государственный технический университет» (664074 г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83), e-mail: [email protected]


Объектом настоящей статьи являются английские фразеологические единицы с растительным компонентом . В статье предлагается классификация фразеолгизмов-фитонимов в зависимости от выделяемой в них семы. Авторы ставят перед собой цель описать флористические фразеологизмы и выявить их основных характеристики.
Ключевые слова : Фразеологизм, сема, идиома, фитоним, значение.
CHARACTERISTICS ENGLISH IDIOMS WITH PHYTONYMS
Zemtsov S.S.

Irkutsk State Technical University (664074, Irkutsk, Lermontov st., 83) e-mail: [email protected]

Krapivkina O.A.

Irkutsk State Technical University (664074, Irkutsk, Lermontov st., 83) e-mail: [email protected]


The article deals with English phraseological units with phytonyms. The article suggests the classification of idioms-phytonyms based on the semantic criterion. The authors aim to describe floristic idioms and their main characteristics.
Key words : Phraseological unit, seme, idiom, phytonym, meaning.

Основная цель исследования заключается в описании флористических фразеологизмов, выявлении их основных характеристик.

Значение фразеологических единиц еще более сложно и менее изучено, чем значение свободных сочетаний. Исследованием данной проблемы занимались такие лингвисты, как A.B. Кунин, В.П. Жуков, А.М. Каплуненко, В.Н. Телия и др.

Strawberry mark - a permanent dark red mark on a person"s skin which has existed since birth .
Идиома имеет значение «красноватое родимое пятно, родинка».

Данная фразеологическая единица появилась благодаря похожему цветовому оттенку. Так, к примеру, словарь Merriam-Webster дает следующее определение strawberry:

a soft, juicy red fruit that grows on a low plant with white flowers .

Как мы видим, именно цвет подчеркивается в приведенном определении. Цветовая особенность ягоды отражена и в определении из словаря American Heritage Dictionary:

Any of various low-growing plants of the genus Fragaria, having white flowers and an aggregate fruit that consists of a red fleshy edible receptacle and numerous seedlike fruitlets .

Еще одним представителей флоры, которую часто используют в фитонимических идиомах, является морковь (carrot). Так, к примеру, рыжеволосых людей часто называют из-за яркого цвета Carrot top. Приведем пример употребления идиомы в речи:

Who"s Bob? Is he a carrot top from your class?

Кто такой Боб? Это ?
Many carrot top people have green eyes.

У многих рыжеволосых людей зеленые глаза .

Еще один английский фразеологизм, характеризующий внешний вид, - fresh as a daisy (свежий как огурчик).

В словаре Cambridge English Dictionary дается следующее значение данной идиомы:

1) Someone who is (as) fresh as a daisy is lively and attractive, in a clean and fresh way.

2) to be full of energy and enthusiasm . Например:

I met Molly the other day. She looked as fresh as a daisy

Следующая идиома данной группы - То be as like as two peas in a pod (быть как две капли воды). В Cambridge English Dictionary of Idioms поясняется, что единица означает to be very similar, look, behave or think exactly the same .


I would recall the, off the Breton coast, or the, off the Galician coast, to name but two cases previous to those cited, which are as alike as two peas in a pod. ... I like to say they are like two peas in a pod, but it is not very funny.

Фразеологизм to be as as like as two peas in a pod характеризует внешнее сходство двух объектов. Таким образом, в значении данного фразеологизма содержится сема «сходство», «идентичность».

2) Черты характера . К этой группе относятся фразеологизмы, образованные в результате переосмысления свойств растений.

Рассмотрим примеры.

Фразеологическая единица A man of straw была образована в результате переосмысления качества растения. В определении лексемы «straw» (солома) присутствует сема «ненадежность», «непрочность». Например, Modern English Dictionary определяет straw как the long , dried stems of plants easy to break . Данное свойство соломы и послужило основой для формирования идиомы a man of straw - someone who has a weak character .

Еще одна идиома данной группы, включающая в качестве компонента название цветка – shrinking violet. Идиома имеет значение a timid or shy person (скромный, робкий, застенчивый человек).

Приведем пример употребления в речи:

The witness was a shrinking violet who had difficulty expressing herself.

Происхождение идиомы – результат растительной символики. В англоязычной культуре , впрочем, как и в русскоязычной, фиалка – символ скромности и чистоты помыслов. Этот цветок отличается нежностью, трепетностью и свежестью.

Фразеологизм small dog , tall weeds содержит в качестве компонентов и название животного, и название растения – бурьян, сорную траву (weeds). Значение единицы Данная единица означает someone who does not have the ability or the resources necessary to perform a task (человек , неспособный выполнить какое - либо задание ). Например:

It may be too difficult for the trainee - small dog, tall weeds!

3 ) Общность действий . В данную группу были включены фразеологические единицы, в основе которых лежит метафорическое переосмысление действий, объектами которых являются растения .

То make two bites of a cherry (досл. откусить от вишни дважды – прилагать излишние старания к очень легкому делу .

Происхождение данной идиомы связано с представлением о вишне как ягоде небольшого размера (cherry - a small, round red or black fruit with a large seed inside ), поэтому описываемое действие представляется излишним. Таким образом, в значении данной идиомы мы наблюдаем сему «бессмысленность», «нецелесообразность».

Nip in the bud означает уничтожать в зародыше, убивать на корню, пресекать в корне.

Словарь американских идиом дает следующее определение значения данной единицы:

To check at the outset; prevent at the start; block or destroy in the beginning . Например :

The police nipped the plot in the bud.

The teacher nipped the disorder in the bud.

Опять же происхождение идиомы обязано значению лексемы bud – бутон или почка : a part of a plant that develops into a leaf or a flower.

В заключение отметим, что анализ фразеологических единиц с растительным компонентом доказал влияние на язык народа реалий повседневной жизни. Исследование фитонимов способствует познанию специфики культурной жизни народа, их быта и традиций.


Библиографический список

1. Худенцова О.В. Особенности фразеологических единиц с флористическим компонентом: автореферат диссертации … канд. филол. наук [Текст] / О.В. Худенцова. – М., 2008.

2. American Heritage Dictionary of the English Language . URL: https://www.ahdictionary.com/ (Дата обращения: 05.10.2014).

3. Cambridge English Dictionary Online . URL: http://dictionary.cambridge.org (Дата обращения: 05.10.2014).

4. Cambridge International Dictionary of Idioms . Cambridge University Press, 1998.

5. Dictionary of American Idioms . URL: http://idioms.enacademic.com/(Дата обращения: 06.10.2014).

6. Merriam-Webster English Dictionary . URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary (Дата обращения: 05.10.2014).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Понятие «фразеологизм» и его основные признаки

2.3 Флористическая символика

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Английский язык имеет тысячелетнюю историю. За это время в нем накопилось большое количество выражений, которые люди нашли удачными, меткими и красивыми. Так и возник особый слой языка - фразеология, совокупность устойчивых выражений, имеющих самостоятельное значение.

Изучение английского языка широко распространено в нашей стране. Хорошее знание языка, в том числе и английского, невозможно без знания его фразеологии. Знание фразеологии чрезвычайно облегчает чтение как публицистической, так и художественной литературы. Разумное использование фразеологизмов делает речь более выразительной.

С помощью фразеологических выражений, которые не переводятся дословно, а воспринимаются переосмыслено, усиливается эстетический аспект языка.

Актуальность работы заключается в том, что мир фразеологии современного английского языка велик и многообразен, и каждый аспект его исследования, безусловно, заслуживает должного внимания. К тому же эта область не до конца изучена, а динамичность языка требует постоянных исследований его текущего состояния.

Объектом исследования являются фразеологизмы, в состав которых входят названия растений на материале английского и русского языков.

Предметом исследования являются свойства фразеологических единиц, в состав которых входят названия растений.

Цель данного исследования: исследование роли флористических фразеологизмов английского языка и их связи с мировой растительной символикой.

Исходя из указанной цели, в рамках данного исследования ставятся следующие задачи:

1. Изучить теоретическую литературу по фразеологии современного английского языка.

2. Сделать выборку фразеологических единиц с названиями растений из современных фразеологических словарей английского и русского языков.

3. Проанализировать роль и функции флористических фразеологизмов в современном английском языке.

4. Провести сопоставительный анализ фразеологизмов в рамках их значения в мировой культуре и фразеологии английского и русского языков.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ специальной литературы по вопросам, связанным с темой исследования.

2. Выборка флористических фразеологизмов из современных фразеологических словарей английского и русского языков.

3. Сопоставление и анализ роли и функций фразеологических единиц, в состав которых входят названия растений в современном английском и русском языках.

Цель и задачи исследования определяют композицию работы, которая состоит из Введения, теоретического раздела: первой главы, в которой даётся общая характеристика фразеологизмов, второй главы -посвященной символике в мировой культуре, и третьей - части, в которой описывается отражение символов во фразеологии языка, а также Приложения, где представлены списки флористических фразеологизмов из фразеологических словарей в алфавитном порядке и значение растений в мировой культуре, Заключения и списка используемой литературы. В Заключении подводятся итоги теоретического и практического исследования, подчёркивается теоретическая и практическая ценность полученных данных. Список использованной литературы содержит наименования трудов учёных, которые были использованы при написании данной работы.

Глава 1. Понятие «Фразеологизм» и его основные признаки

Фразеология (от греч. рhrasis, `выражение" и logos `учение") -- фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составляющие его слова) и использованию в речи (фразеологизм -- один член предложения) подобны слову, поэтому изучаются в курсе лексикологии.

Фразеологизму присущи следующие признаки:

Структурная расчленённость или раздельнооформелнность.

Все фразеологизмы сверхсловны, т.е. имеют расчленённую структуру и членятся на компоненты, которые только формально относятся к словам, но в составе фразеологического оборота не реализуют ни одного из своих лексических значений, например «без году неделя».

Постоянство компонентного состава

Каждый компонент фразеологизма сохраняет орфографическую отдельность - раздельнооформленность. Для фразеологизма характерно постоянство компонентов и устойчивость лексического состава, например «медовый месяц».

Устойчивость грамматической структуры. Особый характер грамматической структуры.

Каждый фразеологизм грамматически оформлен, т.е. он входит в тот или иной грамматический разряд, соотносится с какой-то частью речи и поэтому обладает набором форм, выполняет ту же синтаксическую функцию, которую выполняет данная часть речи. Выходить сухим, выйду, вышел

Семантическая эквивалентность слову

Фразеологизм - более сложная единица языка чем слово и с точки зрения структуры и с точки зрения семантики. Но для большинства ф. характерна функциональная близость слову и эквивалентность слову.

Воспроизводимость

Семантическая целостность, постоянство компонентов и структуры определяют важную особенность структуры. В системе языка ф. существуют как готовые единицы, они не создаются в процессе речи, а извлекаются из памяти в готовом виде.

В зависимости от степени мотивированности значения фразеологизма значениями слов, входящих в его состав, и от степени их спаянности выделяют следующие типы фразеологизмов (классификация была сделана академиком В. В. Виноградовым)[ Виноградов В.В., 1946].

1. Фразеологические сращения. Устойчивые, лексически неделимые обороты, значения которых никак не выводятся из значений составляющих их слов, не мотивированы ими: валять дурака, собаку съесть, тертый калач. К этой группе относятся также фразеологизмы, содержащие устаревшие слова (не видно ни зги, бить баклуши, задать стрекача) и устаревшие формы слов (скрепя сердцем, заблудшая овца притча во языца).

2. Фразеологические единства. Устойчивые, лексически неделимые обороты, значения которых мотивированы значениями составляющих их слов, но не выводятся непосредственно из них, а возникают на основе образного переосмысления. В большинстве случаев фразеологическому единству соответствует свободное словосочетание, которое, будучи ассоциативно переосмысленным, и послужило основой метафорической фразеологизации (плыть по течению, ни рыба ни мясо, выносить сор из избы). Мы понимаем, воспринимаем тот образ, который создается фразеологическим единством: зайти в тупик (в тупике нельзя продолжать движение вперед, и это мотивирует значение фразеологизма `не иметь перспективы, дальнейшего развития").

3. Фразеологические сочетания. Устойчивые сочетания слов, которые включают в свой состав как компонент со свободным (реализующимся в разных контекстах) значением, так и компонент с несвободным (фразеологически связанным) значением. Например, в сочетании заклятый враг существительное враг обладает свободной сочетаемостью, а прилагательное заклятый употребляется только со словом враг, имеет фразеологически связанное значение. Ср. также: проливной -- дождь; трескучий -- мороз; кромешный -- мрак, тьма. У слова с фразеологически связанным значением могут быть и другие, свободные, значения. Например, слово собачий имеет значение `очень сильный" только во фразеологическом сочетании собачий холод, при этом слово холод реализует здесь свое свободное значение `низкая температура", а слово собачий имеет кроме фразеологически связанного свободное значение `относящийся к собаке". Значения фразеологических сочетаний мотивированы непосредственно значениями составляющих их слов.

Помимо указанных типов к фразеологизмам иногда причисляют так называемые фразеологические выражения -- пословицы, поговорки и «крылатые слова». Они тоже воспроизводятся в речи «в готовом виде», имеют постоянный состав, но при этом членятся на составляющие их слова, каждое из которых обладает собственным лексическим значением. Значение фразеологических выражений складывается из значений составляющих его слов, но обычно образно переосмысляется: Любишь кататься, люби и саночки возить; Ну как не порадеть родному человечку!

Фразеологизмы классифицируются на основании того, с какой частью речи по значению и синтаксической роли в предложении соотносится весь фразеологизм: глагольные (бросаться словами, точить лясы `разговаривать, болтать", делать из мухи слона `преувеличивать"); именные (хождение по мукам `мучение"); адъективные (кровь с молоком `красивый, здоровый"); наречные (непочатый край `много", от корки до корки `целиком"). Фразеологизм может быть по своему строению подобен не только словосочетанию, но и предложению, но и в этом случае по своей синтаксической роли и значению соотносится со словом: Это еще бабушка надвое сказала (= Это еще неизвестно). Денег кот наплакал (= Денег мало).

Иногда фразеологизмы характеризуют по тому, к каким частям речи относятся составляющие их слова (существительное и существительное: бок о бок, душа в душу; существительное и прилагательное: медвежья услуга, золотые руки; глагол, в том числе деепричастие, и существительное: падать духом, спустя рукава; глагол и наречие: несолоно хлебавши, видеть насквозь).

Хотя фразеологизмы -- устойчивые сочетания слов, возможно существование нескольких вариантов одного фразеологического оборота. Такие варианты могут различаться отдельными элементами лексического состава, иногда -- стилистической окраской, но эти различия не нарушают тождества фразеологического оборота, во фразеологических единствах сохраняется единый образ: гроша ломаного не стоит -- гроша медного не стоит. От вариантов фразеологического оборота необходимо отличать синонимические фразеологические обороты: без сучка <и> без задоринки -- как по маслу; бить баклуши -- валять дурака, лодыря гонять.

Обычно фразеологизмы имеют одно значение, но бывают многозначные фразеологизмы (знать на память, дарить на память; по праву `заслуженно" и по праву `по причине"), а также фразеологизмы-омонимы (обсуждать кого-н. за глаза и за глаза в значении `достаточно, много чего-н."). Фразеологизмы часто бывают омонимичны свободным сочетаниям слов: плыть по течению, махнуть рукой. Фразеологизмы могут вступать со словами и между собой в синонимические и антонимические отношения, например: за тридевять земель -- у черта на куличиках -- далеко (синонимы); засучив рукава / хорошо -- спустя рукава / плохо (антонимы). Как и слова, фразеологизмы могут иметь ограниченную сочетаемость (засучив рукава, спустя рукава -- только с работать, трудиться, делать).

Как и слова, фразеологизмы могут устаревать. Так, устаревшим, непонятым для большинства говорящих является фразеологизм «убить бобра» со значением `обмануться в расчетах". Фразеологический фонд языка пополняется за счет фразеологизмов-неологизмов.

По происхождению фразеологизмы, как и слова, бывают исконными, то есть возникшими в русском языке или перешедшими в него из языка-предшественника, и заимствованными, в том числе калькированными (то есть пословно переведенными). Источником исконных фразеологизмов были, в частности, произведения русской художественной литературы (мартышкин труд, на деревню дедушке), русский фольклор: пословицы (кусать локти < близок локоть, да не укусишь), сказки (битый небитого везет). Многие фразеологизмы связаны с профессиональной деятельностью (снять стружку, без сучка, без задоринки, два сапога Фразеология (от греч. рhrasis, `выражение" и logos `учение") -- фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составляющие его слова) и использованию в речи (фразеологизм -- один член предложения) подобны слову, поэтому изучаются в курсе лексикологии.

Значение свободного словосочетания складывается из значений составляющих его слов, которые можно поменять местами или заменить на близкие по смыслу: Бревно плывет по течению реки (плыть -- `передвигаться по поверхности воды или в воде", течение `поток воды, направление такого потока"). Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов, компоненты фразеологизма обычно нельзя поменять местами, заменить на другие: Он привык все время плыть по течению и не умеет принимать самостоятельных решений (плыть по течению -- `действовать так, как вынуждают обстоятельства"). Значение имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизм эквивалентен слову не только по значению, но и по синтаксической роли: он всегда является одним членом предложения (Настоящий морской волк никогда не растеряется -- подлежащее; Он всегда выходит сухим из воды -- сказуемое; Он сделал это в мгновение ока -- обстоятельство).

Итак, фразеологизм отличается от свободного сочетания слов постоянством состава и единым значением, является одним членом предложения, воспроизводится «в готовом виде», а не создается в речи.

Фразеологизмы в той или иной степени отражаются в толковых словарях. Существуют и специальные словари фразеологизмов. В 1967 году вышел «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова, в котором объяснено более 4000 фразеологизмов. В 1984 году был издан «Учебный фразеологический словарь русского языка» Е. А. Быстровой, А. П. Окуневой, Н. М. Шанского, где объяснено около 800 фразеологизмов.

2.1 Символ с точки зрения лингвокультурологии

фразеологизм английский русский флористический

В настоящее время заложенные в языке практические, теоретические, культурные знания и опыт можно считать общепризнанными и ключевыми в современной лингвистике. Данная научная парадигма ставит новые задачи в исследовании языка, требует новых методик его описания, новых подходов при анализе его единиц, категорий, правил. Язык - сложнейшее явление.

Ю.С. Степанов, доктор филологических наук, профессор, выделил в языке несколько образов потому что по отдельности данные образы не могут отразить все возможные стороны языка:

1. Язык как язык индивида;

2. Язык как член семьи языков;

3. Язык как структура;

4. Язык как система;

5. Язык как тип и характер;

6. Язык как компьютер;

7. Язык как пространство мысли (иными словами это результат сложной когнитивной деятельности человека)

Если рассматривать язык через призму седьмого принципа, то язык, это в первую очередь, результат деятельности народа, а затем это результат деятельности творческой личности и результат деятельности нормализаторов языка (государства, институтов, вырабатывающих нормы и правила).

В конце ХХ в к этим образам присоединился еще один: язык как продукт культуры, как ее важная составная часть и условие существования, как фактор формирования культурных кодов. Здесь основной фигурой стала личность носителя языка, Ю. Н. Караулов называет ее «языковой личностью». Теперь лингвистическая проблематика обратилась в сторону человека и его места в культуре. В рамках этого подхода сформировались такие понятия как когнитивная лингвистика и лингвокультурология.

Лингвокультурология изучает язык как феномен культуры. Это определенное видение мира сквозь призму национального языка, когда язык выступает как выразитель особой национальной ментальности. Язык теснейшим образом связан с культурой, являясь ее частью, развиваясь в ней и выражая ее. На основе этой идеи и возникла новая наука - лингвокультурология, которую можно считать самостоятельным направлением в лингвистике, оформившимся в 90-е годы ХХ в. Лингвокультурология - одно из ведущих направлений лингвистических исследований. Она идёт от духа языка или от тех или иных явлений, связанных с языковой ментальностью, изучает национально-культурные специфические правила организации речевого общения, показывает духовность, соборность русского народа, отражённые в языке.

Термин «лингвокультурология» появился в связи с работой фразеологической школы, возглавляемой В.Н. Телия, работами Ю.С. Степанова, А.Д. Арутюновой, В.А. Масловой и других исследователей. Если культурология исследует самосознание человека по отношению к природе, обществу, искусству и другим сферам его социального и культурного бытия, а языкознание рассматривает мировоззрение, которое отображается и фиксируется в языке, то лингвокультурология имеет своим предметом и язык, и культуру, находящиеся в диалоге, взаимодействии.

Таким бразом, трудно не заметить, что лингвокультурология существует на стыке таких наук как лингвистика и культурология. Она исследует именно такие проявления культуры народов, которые каким либо образом отразились и закрепились в языке. Это естественно, что основным базовым понятием здесь является культура, поэтому следует рассмотреть что есть культура.

Итак, само слово «культура» в качестве исходного имеет латинское Colere, что означает «возделывание, воспитание, развитие, почитание, культ». С ХVIII в. под культурой начинают понимать все, что появилось благодаря деятельности человека. Антропология - одна из первых наук о человеке и его культуре. Во второй половине ХХ в. сформировалась самостоятельная наука о культуре - культурология.

В наше время в культурологи существует множество различных подходов в понимании и определении культуры. Но в данной работе наибольший интерес представляет символический подход, т.к. именно этот подход уделяет особое внимание употреблению символов в культуре. Именно потому, что культура символична, она представляет особый интерес для лингвокультурологии. Культура - это «символическая вселенная» (Ю.М. Лотман). Данная наука изучает мифы, обычаи, привычки, обряды, символы культуры.

Культура - сложное, многогранное явление, а язык не просто называет то, что есть в культуре, не просто выражает ее, но и сам развивается в культуре. Лингвокультурология изучает именно это взаимодействие языка и культуры. Целью современной лингвокультурологии является изучение культурной семантики языковых знаков, которая формируется при взаимодействии двух разных кодов - языка и культуры. Как самостоятельная наука она решает следующие задачи:

§ Как культура участвует в образовании языковых концептов;

§ Осознаются ли культурные смыслы языковых знаков говорящим и слушающим и как они влияют на речевые стратегии;

§ Существует ли в реальности культурно-языковая компетенция носителя языка, на основании которой воплощаются в текстах и распознаются носителями языка культурные смыслы и т.д

Объектом лингвокультурологии является исследование взаимодействия языка, который является транслятором культурной информации, культуры с ее установками и человека, который создает эту культуру, пользуясь языком. Предметом исследования этой науки являются единицы языка, которые приобрели символическое, эталонное, образно-метафорическое значение в культуре. Выделим некоторые категории лингвокультурологии, которые будут использованы в данной работе:

§ Культурный фон - характеристика номинативных единиц (слов и фразеологизмов), обозначающих явления социальной жизни и исторические события.

§ Культурное наследование - передача культурных ценностей, информации, значимой для культуры.

§ Культурная коннотация - это интерпретация денотативного или образно-мотивированного аспектов значения в категориях культуры.

Необходимо также более подробно остановиться на таком понятии как языковая картина мира. В связи с тем, что каждый язык по-своему членит мир, можно сделать вывод о том, что каждый язык имеет свою особую картину мира. А языковая личность организовывает содержание высказывания в соответствии с этой картиной. Именно в этом и проявляется специфическое человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке. Языковая картина мира не стоит в ряду со специальными картинами мира (физической, биологической), она им предшествует и формирует их, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку, в котором содержится общественно-исторический опыт - как общечеловеческий, так и национальный. С помощью такой картины человек видит мир. Языковая картина формирует тип отношения человека к миру, задавая нормы поведения. Мир, отраженный сквозь призму вторичных ощущений, которые мы видим в метафорах, сравнениях, символах - это главный фактор, который определяет универсальность и специфику любой национальной языковой картины мира.

Таким образом, мы выяснили, что из себя представляет лингвокультурология как наука, которая занимается исследованиями проявлений культуры народа, которые отразились и закрепились в языке. С точки зрения данной науки, символ - одно из важнейших проявления культуры. С помощью символики мы можем обосновать специфику культуры какой-либо нации и ее причины, заложенные в истории данной нации. Особенностью флористических символов является то, что благодаря им мы можем узнать не только о культурных ценностях, но и о физической среде, в которой жили наши предки.

2.2 Символ как явление культуры

Каждая культура в процессе своего развития создает различные системы знаков, которые являются своеобразными ее носителями. Создание знаков - сугубо человеческая особенность. Существующие у животных знаки и сигналы связаны лишь с поведением и особенностями жизни того или иного вида, и не создавались животными специально, они сложились в процессе эволюции вида и передаются генетически. Только человек осознанно создает свои знаки, они не являются для него врожденными, поскольку представляют собой форму существования человеческой культуры. В зависимости от значения были созданы и применяются несколько типов знаков:

1. Знаки-копии, которые воспроизводят различные явления действительности, но сами этой действительностью не являются (фотографии).

2. Знаки-признаки, несущие некоторую информацию о предмете (температура больного).

3. Знаки-сигналы, заключающие в себе информацию по договоренности о предметах, о которых они информируют (школьный звонок).

4. Знаки-символы, несущие информацию о предмете на основе выделения из него каких-то свойств или признаков (государственный герб).

5. Языковые знаки.

В данной работе будут рассмотрены именно знаки-символы. Человек живет не просто в физической среде, он живет в символической вселенной. Мир смыслов всегда находил свое отражение в ритуалах, знание которых определяло уровень овладения культурой и социальную значимость личности. Таким образом, символы не существуют сами по себе, а являются продуктом человеческого сознания.

Если обратиться к самому слову «символ», то можно увидеть, что в нем уже заложена связь между людьми. Оно пришло к нам из древнегреческого языка. Древние греки обозначали этим словом черепок, служивший знаком дружеских отношений или знаком принадлежности к какой-либо группе. «Удостоверение личности» - примерно таков изначальный смысл слова «символ» в античности. В средние века были сформированы две основные концепции символа. По одной из них, символ всегда связан с проблемой перевода, то есть Х в одной системе означает У в другой. В данной системе представлений символ нужен для того, чтобы адекватно переводить план выражения в план содержания. Другая концепция символа основана на представлении об его самодостаточности. С этой точки зрения, символ тоже является знаком, но обозначает не другой знак, а некую принципиально не знаковую сущность. Символ выступает в роли моста между рациональным миром, организованным с помощью и посредством знаков, и иррациональным миром мистических значений.

В настоящее время наиболее распространенным является представление о символе, как о неком содержании, которое служит планом выражения для другого, как правило, более ценного в культурном отношении содержания. Символ сам по себе является некоторым текстом, как в плане содержания, так и в плане выражения. Данную точку зрения поддерживают такие ученые, как А.А. Потебня, Ю.М. Лотман, А.К. Байбурин, К.Г. Юнг.

Нельзя не сказать, что интерес к символу велик не только в лингвистике, но и в философии, семиотике, психологии, литературоведении, мифопоэтике, культурологи и других науках. Именно поэтому существуют множество мнений о символе, что вносит некоторый сумбур в его понимание. В связи с этим А.А. Потебня писал: «Только с точки зрения языка можно привести символы в порядок, согласный с воззрениями народа, а не с произволом пишущего». Ю.М. Лотман, в создавшейся ситуации многозначности и неразберихи, предлагает отталкиваться от наших интуитивных представлений о символе с тем, чтобы уловить в нем наиболее общие характеристики. Но, несмотря на интерес к символу со стороны стольких наук, он слабо отражен как в лингвистике, так и в семиотике. Лингвисты пока не включают его в свой аппарат, так как он мотивирован, то есть между ним и тем, что он обозначает, присутствует некая связь. Первым эту мысль высказал еще Фердинанд де Соссюр. А семиотики стараются не использовать символ по ровно противоположной причине потому, что он не мотивирован, потому что слишком слаба связь между означаемым и означающим.

Термин «символ» по-разному понимается литературоведами и лингвистами. В данной работе интерес к символу ограничивается рамками культуры. Здесь рассматривается флористическая символика в культурах Великобритании и России, поэтому нам ближе понимание символа как знака, в котором первичное содержание выступает формой для вторичного. Для понимания символа принципиальным является соотнесение его с содержанием передаваемой им культурной информации. А.Ф. Лосев писал, что символ заключает в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового содержания, т.е. символ может рассматриваться как специфический фактор социокультурного кодирования информации и одновременно - как механизм передачи этой информации. Это же свойство символа подчеркивал Ю.М.Лотман. Он отмечал, что культура всегда, с одной стороны, - определенное количество унаследованных текстов, а с другой - унаследованных символов.

Символ сам по себе является некоторым текстом, как в плане содержания, так и в плане выражения. Он замкнут на себе, а не на вне наложенном тексте, имеет вполне отчетливые границы и легко вычленяется из семиотического контекста. Если другие знаки реализуют свое значение только будучи включенными в некоторую последовательность, то символ обладает значением и без включения в синтагматический ряд. А в том случае, если он все же включен в тот или иной текст, то способен сохранять свою структурную и смысловую самостоятельность, по которой мы и распознаем его как символ. Поэтому он может легко менять свое окружение и входить в другие контексты. Самой яркой характеристикой символа является его архаичность. По словам Ю.М.Лотмана, каждая культура нуждается в пласте текстов, выполняющих функцию архаики. Сосредоточие символов в них особенно заметно. И это не случайно, т.к. стержневая группа символов действительно имеет глубоко архаичную природу и восходит к до письменной эпохе, когда определенные и, как правило, элементарные в начертании знаки представляли собой свернутые тексты и сюжеты, хранившиеся в устной памяти коллектива. Способность сохранять в свернутом виде исключительные тексты сохранилась за символами.

Символы сыграли и продолжают играть важную роль в функционировании памяти культуры. Благодаря сохранению некоторого набора смыслов, культура осознает свою идентичность, существует связь между прошлым, настоящим и будущим. Память культуры, как и другие виды памяти, функционирует тогда, когда культура вырабатывает наиболее экономичные способы конденсации, то есть сжатия актуальных для нее смыслов. Заботясь о выживании и самосохранении, культура приходит к принципу единообразия. Базовый набор символов отличается постоянством, поскольку это необходимо для осознания культурной идентичности всех членов общества. Но в то же время, культуре необходимо разнообразие. И эта вторая тенденция проявляется в том, как разворачиваются свернутые тексты, какими добавочными значениями обрастают символы. Способы актуализации символов, по сути, неисчерпаемы. Многозначность и расплывчатость границ - еще одно важное свойство символа.

Еще одним важным свойством символа является его образность, поэтому многие ученые подходят к понятию символа через образ. Символ и образ - одни из ключевых понятий семиотики. По мнению Н.Б. Мечковской, в своем происхождении символы производны от образов. Образы, чтобы стать символами, должны развить в себе некоторые новые черты. Н.Фрай выделяет следующие критерии символичности образа:

1. Наличие абстрактного символического значения проявляется контекстом.

2. Образ представлен так, что его буквальное толкование невозможно или недостаточно.

3. Образ скрывает ассоциацию с мифом, легендой, фольклором.

Образы требуют понимания, символы - интерпретации. Символу сопутствуют высокие смыслы, в то время как образ может ассоциироваться с объектом любого уровня. Соотносительно со значением растений в жизни человека, языковые символы на их обозначение отражают значительные фрагмент языковой картины мира. Это двунаправленное явление и не всегда находит подтверждение в ботанической природе растений. Далее на примере фитонимного материала будет проиллюстрировано значение флористических символов в формировании языковой картины мира.

2.3 Флористическая символика

Во всех культурах растения - основной символ живой земли и циклической природы рождения, смерти и возрождения. Растения символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.

Символически растение, его плод и цветок тесно связаны с Великой Матерью, богиней земли, плодородия и растительности, а также с плодородной силой вод, дающих жизнь. Полное соков растение - это материнство. Растения и деревья часто выступают в роли мифологических предков и обычно бывают связаны с культом Луны.

Растения или цветы, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют мистическое единство человека и растения и рождение жизни из смерти, течение жизни из одного состояния в другое. Так из крови Аттиса выросли фиалки, из тела Озириса - пшеница и целебные травы, из крови Диониса - гранаты, из крови Адониса - анемоны, из крови Христа - красные розы.

Вечнозеленые растения означают бессмертие, бесконечность, жизненность, юность и бодрость. Венки из вечнозеленых растений символизируют неувядающую славу и посвящены бессмертию. Также это символ благочестивого очаровательного человека, способного пережить упадок, следующий за периодом расцвета. Это достижение никогда не потеряет своего значения. Вечнозеленое растение = «всегда один и тот же».

Растение, цветки которого распускаются на каждом стебельке и узле мало помалу, это символ того, что все приходит к совершенству постепенно, чего мы должны терпеливо ждать. Очень чувствительное растение, торопливо сворачивающее свои листочки даже от легкого прикосновения, символизирует человека, испытывающего отвращение к насилию, человека, душевное равновесие которого легко нарушить. Символ неприятия греха и порока, отстранения от соблазнов, способствующих нашему падению. Оберегами считаются такие растения, которые обладают сильным запахом или вкусом, наличием колючек.

Древесная символика

Деревья были объектом поклонения у всех древних народов. Считалось, что в определенных деревьях живут боги. Самое первое дерево, приобретшее символическое значение - Древо Познания. Дерево - один из центральных традиционных символов. Весьма часто символическое дерево не принадлежит к какому-либо определенному роду, хотя некоторые народы отбирают какой-нибудь отдельный вид, как пример родовых. Так, дуб считался священным у кельтов; ясень - у скандинавских народов; липа - в Германии; фиговое дерево - в Индии.

В наиболее общем смысле символизм дерева обозначает жизнь космоса: его согласованность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения. Дерево представляет неистощимую жизнь, а потому оно эквивалентно символу бессмертия. Поскольку дерево обладает вытянутой вертикальной формой, символизм центра мира выражается в терминах мировой оси. Дерево, с его корнями, находящимися под землей, и с его ветвями, вздымающимися к небу, символизирует направленную вверх тенденцию. А посему соотносится с другими символами, такими как лестница и гора, представляющими общие взаимосвязи между «тремя мирами». Нижний мир: преисподняя, ад; срединный мир: земля; горний мир: небо. Дерево также соответствует Кресту Искупления, и Крест в христианской иконографии часто изображается как Древо Жизни. Конечно же, с деревом, а, следовательно, и с мировой осью, отождествляется вертикальная часть креста.

Интересно отметить, что три мира древесного символизма отображают три основных составных структуры дерева: корни, ствол и крону. В рамках общего значения дерева как мировой оси и как символа неистощимых жизненных процессов (роста и развития) различные мифологии и фольклоры выделяют три или четыре оттенка значений. Некоторые из них суть просто конкретные аспекты базового символизма, однако другие настолько тонки, что это ведет к дальнейшему обогащению символа. На самом примитивном уровне есть «Древо Жизни» и «Древо Смерти» в отличие от Мирового Древа и Древа познания Добра и Зла, которые характерны для более поздних стадий; указанные два дерева, однако, попросту представляют собой две различные репрезентации одного и того же представления.

На христианском Западе широко распространены легенды об отмирающих деревьях, ветвях или палках, которые в качестве знаков изъявления милости Божьей начинали зеленеть. Снабженный ветвями «деревянный крест» средневековой пластики находится во взаимосвязи с символикой воскресения, которое дерево олицетворяет через свой листопад и зимний покой перед новым распусканием листьев.

Буйно разросшееся дерево как символ словно говорит: «Мои собственные отпрыски - причина моей погибели». Символ олицетворяет дурных и невоспитанных детей, которые часто приносят своим родителям на старости лет всяческие неприятности, чем прибавляют им седых волос. Как подтверждение этого символического значения можно привести четверостишие У.Шекспира:

Не лучше ль подвязать свисающие ветви абрикоса,

Которые, подобно детям непослушным, заставляют

Своих праотцев прогибаться под этим непомерным грузом.

Не лучше ль оказать поддержку согнутым ветвям,

И не следует ли нам, уподобившись палачу,

Отсечь те слишком рано взросшие побеги,

Которые уж слишком вознеслись над общей кроной.

Горящее дерево - символ альтруизма: Сгорая, я даю тепло и свет другим. Символ благотворительности и благодеяний, которые нам следует оказывать другим людям, пусть даже иногда и в ущерб себе. Дерево с широкой кроной. Оно никогда не знало ножа. Символ неотесанного и пренебрежительного ума, пагубного роста, безрассудства и дерзости, которые никогда не пресекались и не исправлялись. Дерево, растущее вдоль стены. «Меня ведут, но не принуждают». Символ благородного и постепенного, без насилия, обучения молодежи. Старое, высохшее, потерявшее свою листву дерево, из пня которого поднимаются мощные ростки. Я умираю с радостью. Символ отцовской нежности, которую испытывает добрый, долго поживший и уже выбившийся из сил от возраста и забот человек, с радостью глядящий на растущих, здоровых отпрысков, идущих ему на смену.

Символика цветов

Цветы обычно являются атрибутом персонифицированной Весны, или Обоняния, или богинь Флоры и Авроры. В аллегорическом натюрморте они символизируют недолговечность и эфемерность человеческой жизни. Иногда они являются также атрибутом надежды и логики (одного из семи свободных искусств).

Красота (особенно женская), духовное совершенство, природная невинность, божественное благословление, весна, молодость, доброта; но также краткость жизни, радости рая. Цветок - лаконичный символ природы, беспредельности ее совершенства. Цветы являются духовным символом во многих религиях. Символизм цветов как таковых весьма широк: от аллегории добродетели или мудрости до ассоциации с кровавым жертвоприношением и смертью богов или людей (красные цветы, такие, как анемоны, маки, фиалки). Окраска, запах и фактура цветов часто определяют их индивидуальный символизм: белые лилии, например, -- символ чистоты; сильно пахнущий красный жасмин -- поощряющий сексуальный знак, пышные магнолии -- хвастовство.

Цветок в бутоне - это только потенциальная возможность. Когда он раскрывается и растет вовне из своего центра, то олицетворяет развитие в осуществлении. Это особо подчеркивается в символизме лотоса на Востоке и розы и лилии на Западе.

Цветы часто вырастают из крови бога, когда она проливается на землю, например, анемоны или красные розы выросли из крови Адониса, фиолетовые - из крови Аттиса, гиацинт - из крови Гиацинта, розы - из крови Христа. Божества также возникают из цветов, в особенности из лотоса, олицетворяющего свет Солнца и воды изначальные, основу, например, Брахма, Будда, Гор.

Цветы, кроме того, олицетворяют хрупкость детства и мимолетность жизни. Ребенок, поднимающийся из цветка, олицетворяет рождение бога или рождение дня, рассвет, новую жизнь. В христианской символике открытая кверху чашечка цветка указывает на получение Божьих даров, детскую радость от природы в раю, а также на непостоянство любой земной красоты, которая может быть долговечной лишь в небесных садах. С этим связан старый обычай копать могилы в садах или сажать на них цветы. Так как раннехристианские церкви были тесно связаны с почитанием усыпальниц мучеников, они также украшались цветами.

В Библии цветок является указанием на богоугодность, о чем свидетельствуют расцветшие посох Иосифа и жезл Аарона. Сухая палка, на которой завязываются цветочные почки, является также в некоторых легендах и сказаниях символом божественного расположения и надежды. В большом почете в символике окраска цветов. Белый - невинность, чистота, но также и смерть; красный - жизненность, кровь; синий (голубой) - тайна, искренняя преданность; желтый - Солнце, тепло, золото.

Наиболее часто все же мы встречаем флористические символы в языке, и в таком случае пониманию символа помогает контекст. Но как быть, если мы видим изображение символа, картинку? Для примера возьмем гербы. Конечно, существуют правила геральдики, признанные во всем мире и регулирующие использование той или иной символики. Но мало кому они знакомы, поэтому интерпретировать гербы достаточно сложно. В настоящее время правилами геральдики закреплены следующие флористические символы: Ветви и листья дуба - символ крепости и силы. Часто встречается на гербах военных. Лилия - символ непорочности, доброй надежды. Ветви и листья оливы - символ мира. Пальма - символ долговечности. Роза - символ любви (как земной, так и Божественной). Сосна - символ жертвенности. Колосья - два золотых колоса по бокам щита помещаются в гербах городов и поселений, отличающихся развитым земледелием. Лоза и листья винограда - также размещаются по бокам щита и символизируют виноделие. Существует также правило, согласно которому шестой сын в своем гербе должен поместить «fleur-de-lis» (геральдическую лилию), седьмой сын - розу, девятый - восьми лепестковый цветок.

Таким образом, мы рассмотрели флористические символы, которые обладают универсальным значением, то есть не несут национальную специфику. Они могут быть одинаково поняты представителями различных культур.

3.1 Сравнительный анализ флористических фразеологизмов английского и русского языка

В данном исследовании мы решили изучить символическое значение растений в мировой культуре и сравнить его со значениями, которые названия определённых растений имеют в английском языке.

Для изучения данной проблемы мы обратились к следующей литературе: «Словарь Символов» Джека Тресиддера. За практическим материалом мы обратились к следующим словарям английских фразеологизмов «Collins Dictionary of Idioms» и «Longman Dictionary of Idioms» а также «Словарю современного русского литературного языка».

Методом сплошной выборки были отобраны те фразеологические единицы, которые содержат в своем составе названия растений. Данный набор насчитывает пятнадцать единиц.

Результаты выборки представлены в следующей таблице:

Английские фразеологизмы

Русские фразеологизмы

beat about the bush BrE

beat around the bush AmE

to talk about something without saying what you mean dearly and directly, even though the person you are talking to may not like it: Let"s not beat about the bush anymore, we just have to tell him that we"ve decided to move out. I I"m not going to beat around the bush: if we don"t make more sales, we"ll have to lay off workers.

Ходить вокруг да около

(the) bush telegraph

a humorous expression, used about the way in which people in an organization or group tell other people what is happening, so that very soon everyone knows about it: Everyone seems to I have heard about me getting the sack -I see the bush telegraph is still as reliable as ever. I Reeves had obviously heard by bush telegraph that I was coming, and was waiting for me at the station.

«сарафанное радио»

Прятаться (спрятаться) в кусты

струсив, стараться увильнуть от дела, от ответственности. -- Все эти желчные люди таковы! И то им не нравится, и другое не по нутру, а спроси-ка: каким образом в сем случае поступить должно? -- они сейчас в кусты. Салтыков-Щедрин.

an old chestnut, a hoary old chestnut

If you refer to a statement, story, or idea as an old chestnut or a hoary old chestnut,

you mean that it has been repeated so often that it is no longer interesting. This expression is used mainly in British English.

But above all, the feminist struggle is too important to become an old chestnut over which people groan.

The film is based on the hoary old chestnut of good twin/bad twin, separated at birth, final fatal meeting - you get the idea.

pull someone"s chestnuts out of the fire

If you pull someone"s chestnuts out of the fire, you save that person from a very difficult situation which they have got themselves into, or you solve their problems for them. This is an old-fashioned expression.

Presidents frequently try to use the CIA to pull their chestnuts out of the fire.

It"s not our business, pulling their chestnuts out of the fire.

таскать каштаны из огня для кого-л.; делать за кого-л. трудную работу; чужими руками жар загребать

Таскать каштаны из огня для кого-л. -- делать какое-л. трудное дело, результатами которого будет пользоваться другой.

be pushing up (the) daisies

a humorous expression meaning to be dead: just because I"m your mother, you talk as if all my old boyfriends were pushing up the daisies. I It"s a good thing I had Sal to look after me, or I"d be pushing up daisies by now.

разг. кормить червей, лежать в могиле

fresh as a daisy

used in order to say that someone is not tired, but is full of energy, and ready to do things: Get some sleep now, and in the morning you"ll be fresh as a daisy.

цветущий, пышущий здоровьем

oops-a-daisy (also whoops-a-daisy)

spoken said when someone has fallen over or dropped something » USHD BY children, OR BY ADULTS TALKING TO CHILDREN: Put your socks OH now - oops-a-daisy, don"t fall off the bed. I Whoops-a-daisy. Well, that"s made a mess of the table.

хоп-ля!, гоп-ля!

Маргаритка

a fig leaf

something someone says or does to try to hide an embarrassing situation: Mitchell made a public statement calling the compromise a fig leaf. I This is a very small fig leaf to cover a very big tax increase.

фиговый лист, листок

Смотреть (глядеть) в книгу, а видеть фигу -- ничего не понимать, читая. -- Я, брат, по-немецки ежели написано, то гляжу в книгу и вижу фигу. Лейкин.

If you say that someone is playing gooseberry, you mean that they are joining or accompanying two people who are having a romantic relationship and who want to be alone together. This expression is used in British English.

Come off it. Mum! He knows you"ve got a boyfriend and far be it from him to play gooseberry.

сопровождать влюблённых для приличия; сводничать, посредничать при встрече двух влюблённых

Крыжовник

If you describe someone"s attitude as sour grapes, you mean that they are jealous of another person"s success and show this by criticizing the other person or by accusing them of using unfair methods.

These accusations have been going on for some time now, but it is just sour grapes.

The government retorts that Mr Fedorov"s criticisms are mere sour grapes.

One source said that any complaints were sour grapes by banks which had lost money in dealings just before the announcement.

притворное равнодушие

Виноград

The grass is always greener on the other side of the fence

The other man"s grass is always greener

If someone says "the grass is always greener on the other side of the fence", they are pointing out that other people may appear to be in a better or more attractive situation than you, but in reality their situation may not be as good as it seems. This expression is often varied: for example, you can use another word instead of "fence". You can also say "the other man"s grass is always greener".

The old saying goes that, to many people, the grass is always greener on the other side of the fence, and the majority of Britain"s young people are no exception.

Diana should beware. The grass may not be greener on the other side of the Atlantic.

A lot of players who have left in the past have found that the grass isn"t always greener elsewhere.

He had learned the other man"s grass was indeed greener.

Там хорошо, где нас нет

The grass roots of an organization or movement are the ordinary people who form the main part of it, rather than its leaders.

No decision had been taken because the matter had been referred back to the party"s grass roots inside South Africa.

The revolution is actually coming from the grass roots and I think eventually the authorities will follow. D Grass-roots can be used before a noun.

It was a grass-roots campaign and that"s how the country"s newest president won the election.

The leadership has become detached from what"s going on at grassroots level.

широкие массы, простые люди

Put someone out to grass

If someone is put out to grass, they are made to retire from their job, or they are moved to an unimportant job, usually because people think that they are too old to be useful. Put someone out to pasture means the same.

Members of the House of Lords are either political time-servers who have been put out to grass or the heirs of aristocrats rewarded for some long-forgotten favour.

The Prime Minister refused to be put out to grass. Asked if he would quit, he replied "The answer is no.

отправить в отставку, на пенсию

Watch grass grow

If you say that watching something is like watching grass grow, you mean that it is extremely boring.

Some people say that watching a cricket match is like watching grass grow.

In British English, if you say that someone is as green as grass, you mean that they are inexperienced or naive.

I was a newcomer to the sport, green as grass, but now I"ve had a chance to evaluate the costs for a season.

My brother"s a joiner and he said "You don"t want to be a bricklayer." I was still green as grass so I said "Oh well, I"ll be a painter then." 0 It is much more common just to say that someone is green.

They admit they were very green when they arrived in Afghanistan.

неопытный, новый, молодой; зелёный

Трава-травой; как трава

о безвкусной пище. -- Всяк скажет про меня: /“Арбуз, так уж арбуз!..” /А как попал под нож, /То оказался уж не так хорош: /Что толку, что велик? /Велик, да толстокож! /На цвет, -- да как сказать, /-- Ни бел, да и не красен! /На вкус -- трава-травой. Михалков.

Китайская трава (устар.)

чай. -- Что чай! .. -- отозвался Бондырев: -- Я, ваше высокоблагородие, этой китайской травы в рот не беру -- оттого и здоров-с. Салтыков-Щедрин.

Разрыв-трава, разрывная трава

сказочное растение, якобы обладающее свойством снимать замки, запоры, открывать клады и т.п. -- [Черепаха] найдет разрыв-траву, принесет, плетень разорит. Вот ты и поспевай на другое утро и смотри: где разломано, тут и разрыв-трава лежит. Л.Н.Толстой. -- Он всяко может! -- восторженно продолжал молодой. -- Обернется птицей, черным дроздом, возьмет разрывную траву в клюв и летит в тюрьму. Цепи с колодников снимет, колодки собьет, замки все отворит и улетит. Злобин.

С первой (второй, третьей) травой; по первой (второй, третьей) траве (разг.) употребляется для обозначения времени. -- С первою травою крымцы, в силах многочисленных, предводимые самим Махметом, соединясь с ногаями, помчались прямо к Москве. Н.Полевой.

Порасти травой (забвенья)

стать забытым, заброшенным. -- Зачем же, поле, смолкло ты /И поросло травой забвенья? Пушкин. -- В такое короткое время любовь эта зародилась, дошла до зенита и, совершив все свое грациозное течение, спала звездою на землю, где поросла травой забвения. Лесков.

Как лист перед травой (стать, встать) внезапно появившись, замереть в полной неподвижности. -- [Капитан Бос] столкнулся в Финском заливе с огромными ледяными глыбами; двадцать часов лавировал между ими, где напирал, где уступал, где пробирался -- и в назначенный срок стал, как лист перед травой. Греч. -- Так бы взял и махнул за Оку да как лист перед травой стал бы перед милой невестой. Мельников-Печерский. -- Он уже тут как тут, как лист перед травой, ловит каждое слово, каждый взгляд. Бунин.

...

Подобные документы

    Современные подходы к изучению фразеологизмов. Классификация фразеологических единиц русского и английского языков. Морфологические особенности фразеологических единиц. Морфологические модели глагольных ФЕ с изменяющимися и неизменяемыми словоформами.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

    Типы фразеологизмов с точки зрения семантической устойчивости (слитности) их компонентов. Происхождение фразеологических единиц современного английского языка. Анализ фразеологических единиц с семантикой "учеба, работа". Фразеологизмы из Америки.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2008

    Фразеология как наука. Определение фразеологических единиц. Типы фразеологических единиц. Классификация фразеологизмов с компонентом "дом" в английском и русском языках. Строение фразеологических единиц. Тематическая классификация фразеологизмов.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2016

    Исследование фразеологического фонда английского, немецкого и русского языков. Особенности коннотативного значения и переосмысления слов-названий частей тела в составе фразеологических единиц. Сопоставительный анализ фразеологизмов.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2006

    Анализ фразеологических единиц, отражающих время в английском и русском языках. Особенности проявления современных универсальных и национальных черт в концепте "время" и его репрезентациях фразеологическими средствами английского и русского языков.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

    Развитие определения "фразеологизм" в области лингвистики в России и в Китае. Сложности, возникающие при сопоставлении китайской и русской фразеологических систем. Сравнительный анализ особенностей фразеологических единиц русского и китайского языков.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2015

    Классификации фразеологических единиц. Сопоставление фразеологических систем немецкого и русского языков. Исследование способов перевода фразеологизмов с компонентом "часть тела". Трудности, с которыми сталкивается переводчик при переводе фразеологизмов.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2013

    Изучение сущности фразеологических единиц, их основных признаков и семантических типов. Описание фразеологизмов русского языка с лингвистической точки зрения. Национально-культурная специфика фразеологизмов. Язык и культура – проблема взаимовлияния.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2012

    Фразеологизмы, понятие, сущность, особенности и их классификация. Фразеологизмы с соматическим компонентом «части тела» в русском и английском языках. Классификация фразеологических единиц русского и английского языков с компонентом "части тела".

    научная работа , добавлен 25.02.2009

    Понятие языковой картины мира. Фразеологические единицы как средство репрезентации национально-культурных особенностей. Анализ фразеологических единиц со структурно-семантическим компонентом "белый" и "черный" в английском, белорусском, русском языках.

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата: 25.10.2016

Студентка: Коневой Ирины

Класс: 3 а

Название курса: «Занимательный русский язык»

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.

Тема: «Растения во фразеологизмах»

Цель: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу», «отделять плевелы от пшеницы», «дело табак»

Задачи:

образовательная: формировать интерес к фразеологизмам.

развивающая: развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение, память, фантазию, артистические способности.

воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.

УУД

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение работать в группах умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные результаты: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): карточки, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

-Здравствуйте, ребята!

Как вы понимаете высказывание?

Хурма вяжет рот.

Сегодня, ребята, мы поговорим о растениях, которые встречаются в некоторых фразеологизмах. Работа пойдёт по следующему плану. Сначала вам потребуется расшифровать сам фразеологизм, затем познакомиться с историей его происхождения и значением, после чего выполнить какое-либо развивающее задание по теме.

Как вы думаете о чем мы сегодня поговорим?

Приветствуют учителя.

Высказывают свое мнение.

О фразеологизмах

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое фразеологизм?

Задание 1. Расшифруйте фразеологизм.

<> □□ □<$>©<$>©□ ©

©

о

О

©

с

н

Б

м

А

Я

Е

Учёные приложили немало сил, чтобы разгадать библейскую легенду о манне небесной.

Согласно библейскому мифу, манна - это пища, которую Бог посылал евреям каждое утро с неба, спасая их таким образом от голодной смерти, когда они шли из Египта через пустыню в поисках земли обетованной.

На самом деле выяснилось, что манна небесная - это кочующий лишайник леканора съедобная. Комочки этих лишайников ветер переносит на большие расстояния. Они имеют шаровидно-угловатую форму, по размеру похожи на вишню или грецкий орех. Из них кочевники изготавливают муку и пекут хлеб. В виде дождя лишайник леканора часто выпадает в пустынях Средней и Малой Азии, Северной Африки и Юго-Восточной Европы.

Возникшее выражение «манна небесная» стало употребляться в значении «что-либо очень ценное, редкое», а «питаться манной небесной» - значит существовать впроголодь. «Ждать как манны небесной» говорят о чём-то заветном, что ждут с нетерпением.

Задание 2. Представьте себя волшебниками, которым подвластно всё. Какие три чуда вы совершили бы для человечества? Запишите их.

Задание 3. Расшифруйте фразеологизм, используя стрелки.

Задать перцу - значит отругать, наказать кого-либо. В основе фразеологизма лежит метафора: боль от порки, наказания приравниваются к горечи перца. Возможно, такое сравнение пошло из Древней Руси, к тем временам, когда наказывали очень жестоко - в раны провинившихся сыпали соль и перец.

Чёрный перец «в зёрнах», который можно купить в любом магазине, не что иное, как ягоды, только высушенные.

Растут ягодки перца на кустарниках, цепляющихся за жерди. Называются растения настоящего перца - пипер нигрум. Собирают плоды ещё не созревшими, высушивают - и перец готов к употреблению в пищу в качестве приправы. Его можно использовать размолотым или в виде ягод.

Чёрный и белый перец произрастает на одном и том же кустарнике. Только для получения белого перца с ягодки снимают кожицу. А если ягодки высушены дочерна, то получают чёрный перец.

Чёрный перец был известен в Европе уже древним грекам и римлянам. В те времена, да и позже, в средние века, только богатые люди могли себе позволить сдабривать блюда перцем. Ведь он ценился на вес золота, а килограмм чёрного перца считался королевским подарком. Перцем платили налоги, перец получали в качестве дани, он был лучшим трофеем и наградой для воинов-победителей.

В Европу чёрный перец привозился караванами из Индии и Дальнего Востока. Цена на эту пряность упала только тогда, когда был открыт морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды.

Существует также много сортов перца красного стручкового, которые в кулинарии различают как перец жгучий, среднежгучий, слабожгучий, к примеру перец чили. В отличие от паприки (сладкого перца), плоды перца чили более мелкие, но более жгучие. «Жгучесть» придаёт перцу особое вещество - капсаицин.

Задание 4. Внимательно один раз послушайте текст.

В Библии есть притча о человеке, посеявшем пшеницу.

Ночью пришёл его враг и посеял среди пшеницы плевелы, то есть сорняки. Когда всходы взошли, рабы предложили выдергать сорные растения. Но хозяин, боясь, что рабы вместе с плевелами выдернут и пшеницу, отказался. Он приказал оставить всё как есть, а во время жатвы выдернуть сначала плевелы и сжечь их, а потом убрать саму пшеницу.

Выражение «отделять плевелы от пшеницы» приобрело более широкое значение - «отделять полезное от вредного, хорошее от плохого».

А знаете ли вы, почему сорняки такие живучие?

У ботаников существует понятие - стратегия выживания растений. По способности к выживанию представителей зелёного мира поделили на «львов», «верблюдов» и «шакалов». «Львы» - это борцы, они вытесняют с поля соседей и любых конкурентов, при этом стараются завладеть львиной долей почвенных ресурсов. «Верблюды» очень выносливы к условиям существования, даже самым неблагоприятным. «Шакалы» отличаются быстрым размножением, что и спасает их в этом мире.

Дикие растения обладают всеми тремя качествами: цепкостью, выносливостью, умением быстро размножаться. Есть у них и другие хитрости. Например, с наступлением не лучших времён и условий для жизни многие сорняки уменьшаются в размерах. У других, чаще наиболее опасных, семена прорастают не одновременно. Получается, что, когда на полях идёт уборка, одни сорняки успевают отцвести и рассеять семена, а другие зацветут только после её окончания. Вот бы культурным растениям приобрести такую живучесть и цепкость!

Сорняки, на первый взгляд, кажутся лишними и вредными на полях. Но без них почва беднеет, истощается её микрофлора. Кроме того, сорняки обычно имеют богатую корневую систему. Их длинные и разросшиеся корни оберегают почву от эрозии, улучшают обмен между поверхностными и более глубокими слоями земли.

А приходилось ли вам слышать выражение «трын- трава»? Таинственная «трын-трава» - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын - это забор. Получается «трава подзаборная, то есть тот самый сорняк.

Ответьте на вопросы словами «да» или «нет». Правда ли, что...

Фразеологизм или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение

Ответ. Манна небесная.

Слушают

Пример. 1. Прекратил бы все войны на Земле. 2. Сделал бы так, чтобы люди никогда не болели. 3. Для всех бездомных построил бы дома.

Ответ. Задать перцу.

Слушают

1.)...плевелы - означает «сорняки»? (Да.)

2)...по способности к выживанию

представителей зелёного мира поделили на «львов», «слонов» и «шакалов»? (Нет, не на «львов», «слонов» и «шакалов», а на «львов», «верблюдов» и «шакалов».)

3) ...дикие растения обладают тремя качествами: цепкостью, выносливостью, умением быстро приживаться? (Нет, не приживаться, а размножаться.)

4)...есть у сорняков разные хитрости, например, с наступлением не лучших времён и условий для жизни увеличиваться в размерах? (Нет, не увеличиваться, а уменьшаться в размерах.)

5)...без сорняков почва беднеет, истощается её микрофлора? (Да.)

6)...корни сорняков оберегают почву от эрозии, улучшают обмен между поверхностными и более глубокими слоями земли? (Да.)

IV. РЕФЛЕКСИЯ

О чем говорили сегодня?

Что нового узнали?

Что вспомнили?

Отвечают на вопросы.

Руководитель кружка: _______________

Руководитель практики: _______________

Отметка:______________



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта