Главная » Маринование грибов » Старение и старость. Психологические и социальные теории старения

Старение и старость. Психологические и социальные теории старения

3. Социально- психологические аспекты старения.

3.1. Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном обществе.

Проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствие индустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен , такие объяснения достаточно упрощены. Она предлагает изучать проблемы старения в связи с историческими сдвигами в трёх областях индивидуальной жизнедеятельности: локализация в историческом времени, эффективность в сфере труда, социальные ориентации и функции семьи по отношению к пожилым. В свою очередь, необходимо рассматривать следующие культурно-социальные факторы, которые определяют, во-первых, специфику процесса старения, во-вторых, положение пожилых в обществе: владение собственностью и доход, стратегические знания, работоспособность, взаимная зависимость, традиции и религия, потеря ролей и ролевая неопределённость, потеря будущего. Владение собственностью и доход. Доход – это то, на чём держится экономика пожилого человека, а если его нет, то пожилой человек попадает в угнетённую группу и целиком зависит от благотворительности общества. Собственность является основой в обеспечении независимости и безопасности пожилого человека.

В массовом сознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека – очень неясная и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Когда человек стареет, общество и семья как общественная единица не предъявляет к нему никаких требований, отвергает его, тем самым лишает определённой роли, меняет статус. Ролевая неопределённость деморализует пожилых. Она лишает их социальной идентичности и часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность. Ведь повседневная рутинная жизнь пожилых не является исполнением какой-либо роли. А, кроме того, неструктурированные ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них. Пожилой возраст – такая стадия в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения. Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Эти потери связаны с болезнями и физическим недомоганием. Эти потери и корреляты зависимости, изоляции и деморализации прогрессивно увеличиваются в поздней жизни. Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности. Потеря ролей. Нравственная система современной западной цивилизации отдаёт предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной старомодной старости. Все эти ценности вместе с верой в собственные силы, автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интерализацией новых ролевых функций. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей.

Выйдя на пенсию, человек теряет одну из главных ролей – перестаёт быть “добытчиком” в семье, тружеником в общественном смысле. В современном обществе трудовая деятельность выполняет целый ряд функций. Она не только обеспечивает человеку средства существования, даёт определённый статус, но и реализует социальную активность индивида. На уровне личности она рассматривается как способность к сознательному выявлению и утверждению своего места в системе общественных отношений и самореализации. Социальная активность является мерой социальной деятельности и её целью является реализация интересов обществ, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности. Поэтому необходима работа и пожилым, у которых круг личных интересов значительно ограничивается и суживается.

3.2. Творчество в пожилом возрасте.

Особое значение имеет осуществление пожилыми людьми творческой деятельности. Результатами изучения биографии творческих личностей показывают, что их продуктивность и работоспособность не снижается в позднем онтогенезе в разных сферах науки и искусства.

Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышки творческих способностей. Для любого социума специальной задачей является организация времени жизни стареющих поколений. Во всём мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых), но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных отношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.).

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков в старости:

1). старик-негативист,отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости;

2). старик-экстравертированный(в типологии К.Г.Юнга), признающий наступление старости, но к этому признанию приходит через внешние влияния и путём наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодёжью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники и социальной жизни, изменение положения в семье);

3). интровертированный тип, остро переживающий процесс старения; появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом – реминисценций, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, ослабление эмоций, ослабление сексуальных моментов, стремление к покою.

Разумеется, эти оценки приблизительны, как бы мы ни хотели подвести стариков под тот или иной тип.

Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С.Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена:

1). активная, творческая старость,когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;

2). старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью,когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование – на всё то, на что раньше недоставало времени;

3). “женский” тип старения – в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;

4). старость в заботе о здоровье (“мужской” тип старения)- в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни даёт забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.

Эти 4 типа И.С.Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости. Например, к таковым могут отнесены ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями. Другой вариант негативного проявления старости – разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными.


Брюзжащих лиц, которые переживают постоянное агрессивное напряжение, за которым скрывается депрессия. Это противоречие депрессии и агрессии приводит к язвительному недовольству по поводу и без повода. Анализ психологических особенностей мужчины пожилого возраста показывает, что для него это один из самых трудных периодов жизни, который можно блягополучно прожить, если обновляется концепция...

Среди детей и взрослых. Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста В первой главе мы теоретически обосновали особенности психологического развития в период возрастных кризисов, проявляющихся у людей различного возраста. Исходя из этого, нами были разработаны практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов и создание на их...




Новых вопросов о себе. Думается, что дело обстоит именно так . Подводя итог, хотелось бы отметить, что наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на...

Неслучайно еще древние греки рассматриваемый период взрослости назвали «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности. Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, ...

Пожилые люди как большая группа общества имеют свою специфику и оказывают прямо или опосредованно существенное влияние на жизнь социума. Поэтому их выделяют в научных целях в особую социальную группу для организации всестороннего комплексного исследования их проблем и наиболее эффективных решений в этой области. В связи с этим объектом исследования социальной психологии старения является пожилой человек как представитель социальной группы пожилых людей в структуре общества и системе общественных отношений (как мы условились, под пожилым человеком в нашей работе понимается индивид, достигший 60 лет).

Сегодня многие ученые и практики сталкиваются с проблемой недостаточности знаний в области пожилых людей и с необходимостью изучения их социальных установок и переживаний, отношения к ним в обществе со стороны разных социальных групп, исследования ролевых аспектов пожилых и старых людей, контактов и активности, установок и функций старших в семье, роли профессиональной и общественной деятельности в жизни пожилых, т.е. с теми вопросами, которые представляют собой предмет изучения социальной психологии старения, а именно адаптация и социализация пожилого человека в социуме.

В зависимости от конкретных целей научного исследования социальной психологии старения могут быть определены следующие важнейшие взаимосвязанные направления :

Место и роль старения и старости в жизнедеятельности личности;

Социальное самочувствие пожилого человека, его возможности и их реализация и использование в интересах самого пожилого человека, его семьи и общества;

Проблема взаимоотношений и взаимодействия, солидарности поколений;

Семейный статус пожилого человека.

Указанные направления социально-психологических исследований (не все возможные направления исследований здесь приведены) показывают, что социальная психология старения занимает место на стыке различных гуманитарных, естественных и социальных наук – философских, медицинских, исторических и др. Психология старения опирается на психолого-ориентированные концепции старения, изучает влияние психических процессов и состояний на старение и протекание старости, особенности психологического статуса пожилых людей, специфику воздействия на него и способы его оптимизации.

Главной задачей социальной психологии старения является осмысление старости как периода, не исключающего позитивного, поступательного развития личности, и выявление социальных условий, способствующих этому.

Реализация этих задач поможет достичь следующих целей: повышение социального статуса пожилых людей, содействие самоактуализации пожилых, реализация их творческого потенциала. На основе знаний социальной психологии старения вырабатываются практические рекомендации для оптимизации состояния и тенденций развития индивида и социума.

Социально-психологические черты пожилого человека могут варьировать от высокой сохранности структуры личности и мотивов поведения до полного их разрушения и стереотипизации поведения, для компенсации которых должны разрабатываться различные меры кА государственного, так и индивидуального порядка.

В литературе описаны две стратегии поведения пожилых людей, которые они вырабатывают, реагируя на неблагоприятные условия жизни.

Первую стратегию реагирования можно отнести к конструктивным способам. Многие пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями.

К конструктивным способам относится психологическое сопротивление : реагирование на потерю личной автономии и свободы, увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля над значимыми событиями жизни.

Мотивация психологического сопротивления, цель которой сохранить или вернуть контроль над ситуацией и личностную свободу, что может обеспечиваться возможностями самостоятельного принятия решений, правом выбора среди нескольких альтернатив, способностью интерпретировать стрессовые события жизни и справляться со стрессовой ситуацией путем выработки соответствующих навыков.

Ключом к умению справляться со стрессовой ситуацией в позднем возрасте является компетентность , которая определяется как успешное представление пожилых о своих социальных ролях, как способность адаптироваться к окружающей среде, изменениям в социальной ситуации, что дает чувство интернального контроля. Таким образом, психологическое сопротивление является своего рода защитным механизмом.

Социальная поддержка позволяет пожилым людям ощущать себя компетентными людьми. Социальная поддержка имеет разнообразные виды: эмоциональная поддержка, материальная помощь, информационное содействие, помощь, оказываемая другими.

По значимости функциональной поддержки близкие люди распределяются следующим образом: супруг, друзья, взрослые дети. Социальная поддержка должна быть часть реабилитационных мероприятий в позднем возрасте.

Социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к позднему периоду жизни. Она включает, по меньшей мере, следующие факторы:

Пожилой человек должен знать, что о нем заботятся, его ценят и уважают;

Пожилой человек должен понимать, что негативные чувства, которые он испытывает в стрессовой ситуации (ситуации старения), - вполне нормальны, т.е. соответствуют их возрасту и положению;

Общество должно стимулировать пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей;

Общество должно учитывать важность обратной связи («взаимно-ответное действие пожилого на социальное ободрение»).

Социальная поддержка от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого в его собственном контроле самоопределения и найти альтернативныеспособы обеспечить улучшение условий пожилых. Социальная поддержка должна стать частью реабилитационных мероприятий в пожилом возрасте.

Таким образом, расширение компетентности в пожилом возрасте – это решение задач развития, таких как:

Приспособление к потере физической силы и здоровья;

Приспособление к выходу на пенсию;

Приспособление к потере супруга (супруги);

Эксплицитное присоединение к возрастной группе пожилых;

Гибкое и пластичное принятие социальных ролей пожилых.

Этот вид стратегии является неконструктивным, во-первых, по причине внутреннего противоречия: пожилые люди находятся в состоянии постоянного поиска средств для самореализации при наличии консервативности сложившихся форм социального поведения. Во-вторых, находясь в непосредственной близости к своим внукам или детям, они создают в доме, в быту очаги социальной напряженности, отрицательно влияющие на настроение, работоспособность активной части населения, прецеденты для подрыва авторитета старших у подрастающего поколения и т.д. Таких людей относят к агрессивному типу старения.

Основной способ психологической поддержки стареющих людей – обращение к тем их способностям, которых лишены более молодые люди. Прежде всего, этого мудрость. Познавательная сфера взрослого описывается в терминах «социальный интеллект», «мудрость» и «компетентность».

Познавательное развитие взрослого тесно связано с его личностным развитием (синтезированный интеллект) и межличностной сферой. В пожилом возрасте обычно достигает максимального развития диалогическая компетентность личности: умение устанавливать и поддерживать диалогические отношения с другим человеком, умение видеть и ценить его уникальность, его человеческие права, «всеобщую человечность» его глубинных переживаний.

Практическое задание по теме 1. Общие основы психологии.

1. Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения.

2. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:

а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

3. Приведите примеры проявления психических процессов, свойств и состояний в конкретных жизненных ситуациях.

4. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:

а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.

б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.
в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.
г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.

д) Определить темперамент человека по особенностям поведения.
е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.

ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.
з) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.

и) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.

к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

5. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.

6. Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях:

а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.

б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.

в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.
г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.

д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.
ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.
з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог, под видом обычного туриста, вступает в одну из таких групп.

и) Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую – традиционным. Затем результаты сравниваются.

к) При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.

Тема 2. Общие положения о психических явлениях.

1. Развитие психики в процессе эволюции.

2. Классификация психических явлений.

3. Сознание как высшая форма психики. Сознание и деятельность.

Психика - отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с действительностью в зависимости от системы их потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности; внешние признаки явлений служат сигналом их значения и смысла.

Психика человека - отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика – это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы многомерны – они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предместное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны . Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты возможного развития действительности.

Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Поэтому в практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и всеобщим законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.

Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно – исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно – историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сфер его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между субъектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.

Научная трактовка сущности психики сводится к следующим положениям:

Психика возникла на определенной стадии развития материи и является отражательно – регуляционным механизмом приспособленного поведения живых организмов. По мере их эволюционного развития развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты→индивидуальное научение;

Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения;

Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психический образ в регулируемое им действие;

Психика опосредствована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – обусловлена социокультурными факторами;

Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Все живые организмы должны для своего выживания взаимодействовать со средой: добывать питательные вещества, избегать вредных воздействий. Для этого необходимо отражать, ошущать внешнюю среду, ее жизненно значимые компоненты.

Отражение в широком смысле слова - это взаимодействие между объектами, в результате которого особенности одного объекта воспроизводятся в особенностях другого.

Возникновение живой материи представляет собой новый способ су­ществования материи. Для существования живых организмов необходим постоянный обмен веществ - взаимодействие со средой. Любая форма существования жизни связана с ассимиляцией (усвоением веществ из внешней среды) и диссимиляцией (выделением продуктов распада во внешнюю среду).

Возникновение живого связано с появлением особого типа отражения -раздражимости.

Раздражимость - свойство живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия; это биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды.

По мере эволюционного развития животные организмы стали реаги­ровать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение, В отличие от растений, животный организм активно ищет пишу или уходит от" вредных явлений, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигнальным признакам.

Форма отражения действительности, при которой биологически индифферентные раздражители начинают отражаться, если они сигнализируют о жизненно важных явлениях, называется чувствительностью.

Появление чувствительности означает зарождение элементарных форм анализа (выявление отдельных признаков) и синтеза (объединение, связывание явлений по отдельным их свойствам). По мере развития сложных организмов зарождается и развивается специализированный орган

чувствительности - центральная нервная система,

В процессе эволюции животные становятся все более и более приспособленными к изменению условий среды, у них вырабатываются новые, наиболее целесообразные формы поведения, совершенствуется психическое отражение действительности, развивается центральная нервная система (головной мозг).

Первичным механизмом регуляции поведения животных, находящихся на низших ступенях эволюционного развития, являются инстинкты (от лат. instinctus- побуждение) - наследственно закрепленные формы поведения.

Инстинктивные формы поведения вызываются не в результате сложного анализа окружающей обстановки, а относительно простыми, но биологически кочевыми сигналами, которые служат толчком к реализации сложной системы врожденных реакций. Физиологической основой инстинктов являются врожденные безусловные рефлексы.

Такое индивидуально-изменчивое поведение осуществляется сложным нервным механизмом - головным мозгом. Физиологическим механизмом индивидуально-изменчивого поведения являются условные рефлексы, формирующиеся в коре мозга.

Первичной формой психики являются инстинкты

ответ организма на отдельные биологически значимые элементы внешней среды системой врожденных приспособительных реакций (элементарный анализ действительности), Нейрофизиологической основой инстинктов являются безусловные (врожденные) рефлексы

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность научения - способность отражения устойчивых связей между элементами привычной ситуации; на основе этого вырабатывается индивидуализированная форма поведения - навыки, формируется система условных рефлексов.

Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развивается, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, стареть и умирать. Старение и старость - нормальное естественное, физиологическое явление, это определенный от­резок онтогенеза. Для этого возрастного периода, как, впрочем, и для каждого периода жизни человека - детства, юности, зре­лости, характерны свои особенности, своя возрастная норма. Кроме того, процесс психиче­ского старения индивидуален. Однако ученые выделяют некоторые общие закономерности пси­хического старения человека:

1. С возрастом отмечается потеря психо­логической гибкости и способности к адаптации. И мужчины, и женщины становятся менее податливыми, у них пропадает охо­та экспериментировать в жизни. Любовь к новому, неизвестно­му сменяется стремлением к устойчивости и надежности. Доказано, что год безработицы может уменьшить вероят­ную продолжительность жизни человека, потерявшего работу, на пять лет, отставка или выход на пенсию нередко буквально убивает людей.

В процессе старения происходит постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям - как к большим переменам, так и к серьезным изменениям в жизни.

2. Исследователи данного возраста указывают и на позитив­ные моменты в процессе старения (наряду с явлением угасания возникают и важные приспособительные механизмы). Многие из этих адаптационных механизмов последова­тельно закреплены и закономерно проявляют себя на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптацион­ных механизмов во многом определяет темп старения отдель­ных систем и продолжительность жизни организма в целом. Научиться управлять процессом старения – значит, научиться подавлять сокращение приспособительных возможностей (ре­зервов организма), ограничение механизмов саморегуляции, на­рушение обмена и функций организма и стимулировать мобили­зацию важных приспособительных механизмов.

3. Старость явля­ется не статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфическими изменениями условий жизни, мно­гие из которых имеют негативную окраску. К таким изменениям относят утрату общеизвестного положения, связанного с выполняющейся работой, снижение физических возможностей, ухуд­шение экономических условий жизни, изменение функций в се­мье, смерть или угрозу утраты близких людей, необходимость приспосабливаться к изменениям. Позитивные стороны изменения жизненной ситуации про­являются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др. Таким образом, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального поло­жения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрас­тными изменениями. Существует необходимость перемены прежнего образа жизни, перестройки существующего динамиче­ского стереотипа поведения, принятия новой социальной роли, изменения самовосприятия.


4. Кроме внешних изменений, происходят изменения в пред­ставлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъ­ективной картины мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспо­мощности и бесполезности являются источником страха и апа­тии.

Следовательно, можно говорить о большом количестве психологических факторов, влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления к старости. Большую роль здесь играют и личность самого человека, его поведение, привычки, потребность в социальных контактах и привычный стиль жизни. Так, для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других - само­стоятельность, независимость, возможность заниматься люби­мым делом.

Социальная геронтология, рассматривая старость как возраст развития, указывает на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить границу старения.

Только с позиции старости можно глубоко понять и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.

1. Биологические теории старения
- «Программированное старение» - старение запрограммировано эволюцией, включенной в генетический код.
- «Непрограммированрюе старение» - повреждение клеток может происходить случайно.
- «Теория интоксикации» - старение как процесс интоксикации организма (И.И. Мечников).
- Старение - есть дисгармония физиологических процессов организма (А.А. Богомолец).

2. Социально-психологические подходы к старению
Старение есть процесс, состоящий из трех компонентов:
- биологическое старение - возрастание уязвимости организма;
- социальное старение - изменение социального статуса и паттернов поведения;
- психологическое старение - этот процесс соответствует выбору адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями (Дж. Биррен, Б.Г. Ананьев).

3. Психоаналитические подходы к старости
К. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим миром. Человек может обрести новое полновесное развитие своей личности.

А. Адлер считал основной мотивационной силой поведения человека чувство собственной неполноценности. Преодоление этого чувства возможно через длительное участие в судьбе людей, через сопереживание, сопричастность, формирование и развитие социального интереса, т.е помочь индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям.

Задача человека пожилого возраста (по Э. Эриксону) состоит в том, чтобы достичь целостности своего «Я», уверенности в смысле жизни и гармонии. Достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, мудрости возможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествующих стадий. Если главнейшие задачи предшествующих возрастов не были реализованы, старость сопровождается разочарованием, отчаянием и страхом смерти.

Социальная ситуация развития в старости связана с отходом от активного участия в производительной жизни общества - с уходом на пенсию. С возрастом, как правило, происходит удаление стареющего человека от общества, спад коммуникативности и сосредоточенность на своем внутреннем мире, в связи, с чем ускоряется процесс старения.

Существуют две стратегии адаптации к старости:
- сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей);
- сохранение себя как индивида (обособление и выживание с постепенным угасанием психологических функций).

Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место пожилого человека в семье и обществе. Физическое неблагополучие - важная причина неудовлетворенности жизнью в старости.

Изучая структуру потребностей в этом возрасте, К. Рощак обнаружил, что комплекс потребностей не претерпевает принципиальных изменений (потребность в безопасности, независимости, проецировании на других своих психических состояний и т.д.).

В соответствии с двумя стратегиями адаптации к старости выделяются и личностные особенности. В соответствии со второй стратегией - наступает сенсорная депривация, эгоцентричность, обидчивость, нетерпимость, чувство одиночества, мнительность, догматизм, заострение личностных черт. Мир видится таким людям как неясный, непредсказуемый, иногда угрожающий.

По данным американских исследователей существуют разногласия по поводу снижения общей интеллектуальной активности при нормативном старении.

Д. Векслер обнаружил, что вербальные навыки поддерживаются на относительно хорошем уровне, а результаты жестов на сообразительность - ниже. Лонгитюдные исследования П. Балтеса показали, что у людей с высоким образовательным уровнем многие интеллектуальные способности продолжают нарастать до семидесятилетнего возраста (особенно, если они подвергаются систематической тренировке).

В.В. Фролькист выдвинул теорию, согласно которой интеллект адаптируется к возрастному адаптогенному фактору, ослабление одних функций способствует формированию приспособительных функциональных систем, что позволяет компенсировать деструктивные явления когнитивного старения. Центральным механизмом когнитивной компенсации и развития в старости является вербальный интеллект (Б.Г. ).

Данные, полученные П. Балтесом, показали, что на общую картину динамики познавательных функций в старости влияет образование, здоровье, работа и когнитивная тренировка.

Восприятие
Острота зрительного и слухового восприятия связана с ослаблением интеллектуальной деятельности (П. Балтес). Н.Ф. Шахматов отмечал, что восприятие в старости становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению. Длительная сенсорная депривация может привести к психическим расстройствам.

Внимание
К старости в основном происходит сужение объема внимания, затруднение сосредоточения и переключения внимания; сужение функций внимания проявляется в рассеянности (по Э.Я. Штернбергу).

Память
Исследования изменения памяти в старости также сложны и противоречивы. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объемом восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий.

В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, лучше работает логическая память. Что касается кратковременной памяти, то возрастные изменения ее объема не были выявлены. У стариков остаются более сохранными процессы узнавания по сравнению с процессами воспроизведения; скорость переработки информации ниже.

Наиболее интересные исследования по тренировке памяти были проведены П. Балтесом и его сотрудниками, результаты которых позволили сделать следующие выводы:
- способность к запоминанию относительно пластична у стариков;
- старость накладывает некоторые ограничения на выполнение задания в стрессовых условиях и условиях помех.

Мудрость является единственным неоспоримым преимуществом старости перед другими возрастами.

Мудрость - согласно определению Пола Балтеса и его школы -это экспертная система знаний (т.е. полученная опытным путем), ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Согласно Балтесу можно выделить пять основных свойств мудрости:
- мудрость связана с решением важных и сложных вопросов. Часто это вопросы, касающиеся смысла жизни;
- уровень знаний, советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок;
- знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы;
- мудрость сочетает в себе ум и добродетель;
- хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознают ее без труда.

Удачной метафорой мудрости является притча о завещании царя Давида. Она гласит: справедлив тот человек, который свободен от власти чувств и поступает всегда так, как будто мир существует независимо от него; разумен тот человек, который понимает относительность своих знаний о мире и ищет истины не в мире, а в самом себе; добр тот человек, который не стремится к господству, а действует сообразно порядку, существующему в мире; счастлив тот, кто знает, что желания человеческие ненасыщаемы, кто понимает, что содержит весь мир внутри себя - ему не может чего-либо не хватать; бесстрашен тот, кто познал цену и радости, и печали и не боится ни смерти, ни бессмертия.

До сих пор не существует общей теории старения, которая была бы приемлема для психологов. Существующие «микротеории» охватывают не процесс старения в целом, а лишь различные его аспекты и уровни. Наиболее узкое место концепции старения составляет его исключительно биологическое или исключительно социальное определение, что ограничивает использование этого понятия в психологии.

В связи с этим представляется оправданным выделение трех взаимосвязанных и взаимоперекрышающих составляющих:
биологическое старение - биологические возрастные изменения, ведущие к нарастанию уязвимости организма и вероятности смерти;
социальное старение - изменение социального статуса и соответствующих характеристик поведения;
психологическое старение - специфическое ощущение старости, которое обладает как объективными признаками (снижение интеллектуальных способностей, сужение эмоциональной сферы), так и субъективными проявлениями.

Ощущение старости реализуется в отношении человека к процессу своего старения, соотносимого с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической асимметрии своей и «чужой» старости, когда человеку представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные.

По мнению К. Victor, биологический подход акцентирует физиологическую сторону старости, психологический - мыслительные и психические аспекты старения, социальный изучает старость в контексте трех направлений:
индивидуальные переживания пожилого человека (старость в рамках общества, культуры);
место пожилого человека в обществе;
проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики.

Социальная геронтология, в свою очередь, изучает старение как процесс в его биологическом и психологическом измерениях, а также проблемы социоэкономического статуса и социальных ролей пожилых, проводит историко-культурологическое сопоставление различных представлений о старости и социальных отношениях.

Предмет и задачи социальной психологии и социальной геронтологии частично совпадают.

Психическое старение связано с социальными изменениями, сопутствующими позднему возрасту. Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как взаимовлияние биологического и социального. Доказано, что психическое старение тем гармоничнее, чем сохраннее физическое здоровье и благоприятнее социальные условия. Несомненное значение имеют и система ценностных ориентаций личности, сложившаяся в течение жизни, жизненный опыт, профессиональная деятельность, весь комплекс социокультурных факторов, этнические и половые особенности. Успешному приспособлению к утрате активных социальных позиций помогают эмоциональная стабильность, свойственная человеку среднего возраста, и удовлетворенность возможностью занятий по своим интересам..



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта