Главная » Маринование грибов » Упражнения по ораторскому искусству для детей. Как развить красноречие за минимальный срок? Какие из выступлений имеют наибольшую важность

Упражнения по ораторскому искусству для детей. Как развить красноречие за минимальный срок? Какие из выступлений имеют наибольшую важность

Риторика – направление филологии, изучающее правильное построение речи и законы художественного текста. В современном мире риторика воспринимается, как искусство убеждать, используя определённое мастерство ведения разговора.

Освоить ораторское искусство не так сложно, если заниматься развитием речи постоянно, с ранних лет. Для детей умение чётко формулировать мысли, свободно выбирать слова и выражения, говорить грамотно и выразительно – непростые задачи. Взрослые могут помочь, выполняя дома нехитрые упражнения.

Все упражнения для освоения риторики выполняются так, чтобы корпус был выпрямлен, а грудная клетка свободно расправлена. Помещение для занятий заранее проветривается. Посторонние звуки, музыка, шум улицы, могут отвлекать детей, поэтому лучше создать тишину. Взрослый располагается так, чтобы ребёнок видел движения его языка и челюсти. Если ребёнок не хочет заниматься, не стоит настаивать, упражнения и игры можно проводить между делом. Только в хорошем расположении духа можно долго и увлечённо говорить.

Разминка речевого аппарата

Без правильного физического развития челюсти и всего речевого аппарата детям трудно произносить некоторые звуки и звукосочетания, говорить чётко и в правильном темпе. Любое обучение ораторскому искусству начинается с физической подготовки. Артикуляционная гимнастика в риторике предназначена для развития верхней и нижней челюсти, языка и губ и мимических мышц лица.

  • Открываем рот

Слегка растянув губы в улыбке, плавно и широко открыть рот с опусканием нижней челюсти. При этом язык лежит без напряжения. Держать челюсти открытыми 5–10 секунд, затем медленно закрыть. Выполняется упражнение 5 раз, сохраняя спокойный темп. Это упражнение похоже на кормление птенца, зевающего бегемота или пение звука «а».

  • Улыбаемся

В этом упражнении ребёнок учится улыбаться, показывая передние зубы. Задержать губы в улыбке нужно на 5–10 секунд, следя за тем, чтобы челюсти не были излишне напряжены. Улыбка спокойная и свободная, губы не подворачиваются. После минутного отдыха упражнение повторяется. Всего 3–4 повтора.

Другой вариант упражнения – в положении улыбки открывать на 2 см рот и закрывать его, слегка щёлкая зубами. Чтобы перевести занятие в игру можно строить «заборчик» из зубов, показывать челюсти акулы, протягивать звук «и».

  • Вытягиваем губы

Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10 секунд. Повторить упражнения можно 3–4 раза. Нужно следить, чтобы нижняя часть челюсти не выдвигалась вперёд. Это похоже на то, как показывают дудочку, уточку, пение звука «у».

Занятия по развитию речи

Основные задания по риторике предназначены для обучения искусству красноречия и наполнения словарного запаса. Занятия необходимо проводить регулярно, чтобы результаты обучения ораторскому искусству не заставили себя долго ждать.

  • Мастерство чтения вслух

Для этого упражнения выбирают стихотворение, интересное и понятное для ребёнка. Взрослый выразительно читает фразу, ребёнок вслух повторяет её. Следует добиваться максимально точного повторения слов, смысловых ударений в предложениях. Со временем размер стихотворения увеличивают, выбирают произведения разной сложности.

  • Определения

Составляется определение какого-либо предмета или явления. Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает. Сначала приводится пример.

Яблоко – это фрукт, который растёт на дереве, полезный и вкусный, бывает зелёным. Морковь – это овощ, который …

Детям трудно отнести слово к общему классу, поэтому начало определения формирует взрослый.

Не стоит останавливать разговорившегося ребёнка, пусть расскажет о предмете как можно больше, это полезно для развития красноречия.

Упражнения можно проводить в игровой форме, например, придумывать «загадки» для папы, а потом разгадывать вместе с ним.

Другой вариант – попросить ребёнка рассказать о предмете, задавая вопросы. Какой он? Что он делает? Что с ним можно делать? Затем из названных слов, разных частей речи, собрать небольшой рассказ.

  • Рифмы

Не стоит сочинять целые стихотворения, для начала подойдут простые рифмовки слов, пусть это будут разные части речи, имена.

Медведь – запеть – гореть или Мечта – не та – проста.

  • Искусство этикета

Для этого упражнения подойдёт воображаемая или реальная жизненная ситуация. Например, предстоящий приезд любимой бабушки. Ребёнку предлагается пофантазировать, как можно поприветствовать гостя.

Привет, мы тебе очень рады! Здравствуй, проходи скорее!

Очень хорошо, если в ближайшее время он опробует несколько фраз на практике. Можно сочинять приветствия, прощания, извинения, приглашения к столу, поздравления с праздником.

Речевые отклонения и проблемы письма

Развитие способности высказывать письменно свои мысли напрямую связано с развитием устной речи – умением различать фонемы, четко произносить звуки, говорить связно, грамотно выстраивать фразы.

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи. Ребёнок с таким диагнозом не может правильно написать практически ни одно слово. Существует мнение, что чаще дисграфия проявляется под воздействием врождённых и перенесённых заболеваний или травм. При наличии в семье носителей разных языков, дефиците общения, искажённой речи в близком окружении ребёнок также подвергается риску.

Обычно дисграфия обнаруживается в начальных классах. Дети путают похожие буквы, не дописывают их элементы, переставляют местами, пропускают слоги и окончания, используют лишние буквы и их повторы, пишут слова слитно. Решить такую проблему школьному педагогу не под силу, дисграфия требует вмешательства логопеда.

Если у ребёнка возникают похожие проблемы при чтении, то это - дислексия. Ошибки многочисленны и имеют устойчивый характер, чтение медленное, развитие устной речи слабое. У некоторых детей дислексия и дисграфия часто развиваются одновременно, но могут иметь различную степень тяжести. Дислексия также исправляется с помощью логопеда.

Помимо обязательных занятий с логопедом, дома можно проводить несложные регулярные упражнения.

  • Корректура

В течение 5–7 минут ежедневно ребёнок выделяет в предложенном тексте определённые буквы. Текст должен быть хорошо читаемым, но не слишком интересным.

Начинать упражнения нужно с буквы «а», заштриховывать её или зачеркивать чёрточкой. Постепенно переходя от гласных к согласным. Через некоторое время предлагается выделять по две буквы разным способом: одну заштриховать, вторую обвести в кружок. Нужно постараться подобрать проблемные пары букв, которые ребёнок чаще всего путает.

  • Проговаривание

Очень важно для ребёнка с диагнозом дисграфия всегда проговаривать вслух правильное написание слова непосредственно в момент письма. То есть произносить слова при написании именно так, как они пишутся, а не слышатся (не «крушка малака», а «к-руЖ-ка мО-лО-ка). При этом необходимо подчеркнуть так называемые «слабые доли»: безударные согласные, сочетания глухих согласных и согласные в конце слова. Это те буквы, которые в разговорной речи звучат не так, как пишутся.

  • Заполнение пропусков

Предлагается вписать пропущенные буквы в заранее подготовленный текст из 5–10 предложений. Места, где пропущена буква, должны быть выделены подчёркиванием или пустым кружком. Упражнения следует усложнять постепенно, включая в текст больше пропусков.

  • Диктанты

Подбирается текст размером в 150 символов. Он прочитывается ребёнку целиком, затем разбирается по одному предложению. Ребёнку предлагают предположить простановку знаков препинания, проговорить по буквам самые сложные слова. Только после этого предложение диктуется и записывается частями, в очень медленном темпе. Произношение каждого слова попутно проговаривается и обсуждается, объясняются знаки препинания.

При проверке ошибки помечаются на полях нейтральным (не красным) цветом, ребёнок после небольшого отдыха пробует сам найти и исправить их.

Любые отклонения в развитии можно постараться исправить. Ораторское искусство и мастерство грамотного письма приходят постепенно, с регулярными занятиями, постоянным общением, ростом эмоционального и жизненного опыта. Развивая талант красноречия, родители закладывают основы для лёгкого общения, успешной учёбы и гармоничного развития ребёнка.

Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях...

СОВЕТ 1. Дикция. Старайтесь проговаривать каждое слово в предложении медленно и с расстановкой. Говорите как можно дольше при этом постарайтесь все это сделать на одном дыхании.

СОВЕТ 2. По возможности старайтесь читать громко вслух. Это поможет вам лучше усвоить новый материал, так как соединяет в процессе запоминания два ваших органа восприятия – зрение и слух.

СОВЕТ 3. Научитесь легко пересказывать. Прочтите отрывок любого текста, не более пяти предложений и перескажите его при этом, стараясь сделать это дословно, а затем сделайте это собственными словами, самостоятельно выстраивая свою речь.

СОВЕТ 4. Речевое мышление. К свободе любого выступления приводит ни чтение статей и ни заучивание их наизусть, а лишь регулярное упражнение по овладению навыками риторики речи на основе конспекта состоящего из ключевых слов и вашего речевого мышления. Оратор не придерживается имеющихся заготовленных фраз, а наоборот, он одну и ту же мысль произносит снова и снова, но каждый раз делая это по-новому.

СОВЕТ 5. Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях. Анекдоты, короткие истории, путевые заметки которые вы рассказываете должны увлечь ваших слушателей.

СОВЕТ 6. Подготовьте деловое сообщение. Короткий отрезок из газетной статьи, в виде ключевых слов пересказав его собственными словами с помощью конспекта этих самых ключевых слов, лучше всего пересказать многократно с различным словесным оформлением.

СОВЕТ 7. Подготовьте речь, выражающую вашу точку зрения. Это может быть любой длительностью не более пяти минут на строго определенную тему: профессиональная цель, хобби и т.д. Употребите в рассказе как можно больше ключевых слов, но при этом постарайтесь заменить их синонимами.

СОВЕТ 8. Регулярно тренируйте вашу память. Каждый, желающий стать оратором, должен тренировать свою память. Возьмите за правило ежедневно что-то запоминать: выучите стихотворение или отрывок из книги, а еще лучше возьмитесь за изучение иностранного языка.

СОВЕТ 9. Подчините себе свою память. Исследования показывают, что укрепление памяти достигается, прежде всего, комплексным воздействием трех основных факторов:

  • концентраций внимания (повышением способности к восприятию);
  • созданием ассоциаций (так называемых «мостиков памяти»);
  • повторением (матерью ученья).

СОВЕТ 10. Определите для себя, как вы лучше запоминаете информацию. Кто-то обладает моторной памятью , как Наполеон, человек, возможно, с лучшей в свое время памятью на имена: он три раза записывал новое имя, затем выбрасывал записку и помнил это имя. Человеку, обладающему акустической памятью , нужно заучивать вслух, ему необходимо слышать, что он учит. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие , является, обдуманное расположение ключевых слов.

СОВЕТ 11. При подготовке речи делайте небольшие паузы (созидательные перерывы). Лучше осваивать новый материал в течение двух дней по часу, чем в течение двух часов за один день. Это происходит потому, что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закреплять новую информацию в вашей памяти.

СОВЕТ 12. Подготавливайте речь в следующем порядке:

Сбор материала;

Отбор материала и его организация;

Обдумывание материала;

Первая редакция ключевых слов;

Стилистическое оформление главной части;

Формулирование вступления и заключения;

Общий контроль;

Окончательная редакция ключевых слов;

Репетиция речи и выступления целиком.

Умение красиво разговаривать стоит того, чтобы потратить часть своего времени на обучение. В голове мгновенно возникает оратор, каждому слову которого внимает большое количество людей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Как научиться красиво говорить – вопрос, который должен вызывать живой интерес у практически каждого человека.

Многообразие ежедневных контактов

Каждый из нас живёт среди людей. Новый день приносит множество контактов. Среди них - общение со старыми знакомыми, коллегами по работе, родными людьми и случайными встречными. Поэтому для многих из нас вопрос, как научиться красиво говорить, очень важен. Если нас слушают и правильно понимают, то мы быстро получаем желаемое.

Это могут быть короткие диалоги, касающиеся бытовых тем:

  1. Покупки хлеба в магазине.
  2. Заказа официанту.
  3. Расчёта с курьером.

Немаловажное значение имеет общение в семье, которому обычно не уделяется особенного значения. Ведь такие диалоги происходят в непринуждённой атмосфере. Уже сложнее выступить на собрании перед сослуживцами, рассказывая им об особенностях нового проекта. Поэтому вопрос, как научиться красиво говорить, волнует практически каждого.

Какие из выступлений имеют наибольшую важность

Самыми сложными нам представляются выступления на рабочем месте. От собраний или важных встреч зависит наша карьера, то есть заработок и уровень жизни. Немаловажное значение имеет репутация и успешность среди коллег.

Но как же сделать так, чтобы выступление оказалось интересным? Нужно уметь привлечь внимание слушателей. Но интересной и актуальной темы для этого недостаточно. Как научиться красиво говорить, – волнует многих строящих карьеру людей. Очень сложно разработать хороший проект. И просто представить его неудачно. Это возможно только потому, что для презентации не хватает коммуникативных навыков.

Чтобы предмет разговора был интересен слушателям, нужно изъясняться грамотно и понятно. А ведь в большинстве своём люди разговаривают по-разному. Для некоторых свойственно испытывать сложности при общении. В результате предмет разговора несложно привести в тупик.

За собой способны увлечь люди, которые умеют правильно высказывать мысли. Нужно стремиться научиться преподносить информацию собеседникам красочно. В этом также состоит ораторское искусство. Наилучшими помощниками и здесь являются книги.

Расширение словарного запаса

Чтобы чувствовать себя свободно при выражении мыслей, легко находить нужные слова, следует заниматься самообучением и обогащением словарного запаса. Для этой цели можно использовать такое подручное средство, как телевизор. Только с этой целью предпочтительнее находиться дома в одиночестве. Нужно лишь включить новостную передачу и подражать диктору. Также следует выдерживать все паузы. В результате словарный запас увеличится, а речь станет более ровной.

С целью очистки речи очень удобно использовать диктофон, который сейчас есть в любом мобильном телефоне. Нужно сделать запись разговора с приятелем, а затем прослушать её. Следует выявить все ненужные слова и подсчитать их количество.

Так как мы учимся красиво говорить, нужно постараться избавиться от всех лишних слов. Сделать это довольно непросто. Работа над собой предполагает контролирование каждого сказанного слова. С течением времени получится сделать свою речь правильной.

Избавление от страха перед публикой

Общение перед аудиторией малознакомых слушателей или с коллегами часто омрачается стеснением, волнением, ощущением скованности. Но даже на торжестве высказать вслух поздравление очень сложно. На Дне рождения, свадьбе, юбилее несложно испытать волнение, выступая перед гостями. Мы учимся красиво говорить, поэтому нужно обдумать свою речь заранее, записать её на бумаге. Это позволит её запомнить и лучше выступить перед публикой.

На тему своей деятельности человек часто способен рассказать очень многое. В этом случае формирование словарного запаса осуществляется непроизвольно и за счёт ежедневного повторения похожих фраз и терминов.

Простое упражнение

Для этого упражнения требуется зеркало. Нужно стать перед ним и рассказать о произошедших за день событиях. Разговаривать нужно только с собой, поэтому предпочтительнее находиться дома в одиночестве.

Предпочтительнее записать выступление на видео. Таким образом, при его просматривании можно будет выявить все ненужные и отталкивающие жесты. После этого следует поработать над их устранением. После целенаправленных усилий получится красиво говорить. Упражнения, направленные на улучшение коммуникативных навыков, не требуют большого количества времени. Но работать нужно регулярно и целенаправленно.

Не стоит придерживаться исключительной серьёзности. Следует задуматься о том, каким образом люди будут воспринимать мимику оратора. Выражение лица должно быть в меру официальным и располагающим. Не стоит забывать о приятной лёгкой улыбке. Чтобы достичь результата, нужно посвятить тренировке несколько дней как минимум.

Важность техники речи

Выступление должно звучать красиво. Без улучшения работы речевого аппарата немыслимо повышение уровня речевой культуры. Слушателей не должны раздражать скомканные фразы, несвязная речь, а также проблемы с правильным сочетанием слов. Впечатление от подобной речи, мягко говоря, малоприятное. Смысл сказанного полностью искажается, поэтому слушатели быстро теряют интерес к оратору.

Техника речи должна быть проработана, поэтому нужно укрепить голос и дыхание. При этом огромное значение имеет вырабатывание хорошей дикции и правильного произношения.

Упражнения для развития дыхания предполагают его экономное расходование. Для этой цели можно использовать тексты из художественных книг. Вдохи следует делать после окончания предложений. При этом они не должны быть слышными.

Работа с произношением звуков

Техника речи существенно развивается при выполнении ряда упражнений. Они представлены разнообразными сочетаниями гласных звуков. Например:

  1. и, о, ы, у, э, а.
  2. и-э, и-а, и-о, и-у.
  3. а-о, а-у, а-и, а-ы.
  4. э-о, э-у, э-а, э-и.
  5. у-о, у-и, у-ы, у-а.
  6. о-ы, о-и, о-э, о-у.

Выполнение упражнений состоит в том, чтобы отыскать правильное голосоначало. Оно представляет собой ясные и чистые звуки, произношение которых не требует напряжения. Темп при этом должен быть различным. Выполняя упражнение, голос следует понижать и повышать. Так как говорить красиво и грамотно нужно многим из нас, то предпочтительнее потратить время на регулярное выполнение простых заданий.

Упражнения, улучшающие технику речи, также следует делать с сонорными согласными звуками н, м, в, л, которые сочетаются с гласными э, о, а, и, у, ы. Примеры:

  1. ми, ма, мо, мэ, му, мы.
  2. ли, лу, лэ, ло, лы, ла.
  3. ни, ну, но, нэ, ны, на.
  4. мммомм, мммымм, мммумм.
  5. мммимм, мммамм, мммэмм.
  6. ллломм, лллымм, лллумм.
  7. лллимм, ллламм, лллэмм.
  8. ннномм, нннымм, нннумм.
  9. нннимм, нннамм, нннэмм.

Использование скороговорок

Чтобы улучшить красоту дикции, следует вспомнить о скороговорках. Сначала они должны читаться без участия голоса. Следует лишь совершать правильные движения при помощи языка и губ. Затем упражнение нужно произнести вслух. Темп должен быть выбран абсолютно разный. При этом текст нужно сочетать с правильным дыханием. То есть после прочтения скороговорки нужно делать неслышный вдох.

  1. Купи кипу пик.
  2. Стоит копна с подприкопенком.
  3. Ткет ткач ткань.
  4. Ложечка моя желобовыгибистая.

Что значит красиво говорить, если не владеть своим голосом в совершенстве? Для этого, разумеется, нужно потрудиться. К выполнению упражнений следует относиться с должным вниманием. Но результат оправдает все трудозатраты. Ведь действительно приятно красиво разговаривать на служебных собраниях, корпоративных мероприятиях и просто в кругу знакомых. Нельзя делать себе поблажки, следует относиться к репетициям с должной долей серьёзности. Если упражнение не выполнено правильно, то его нужно повторять до того момента, пока не начнёт получаться.

Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной и интересной, и вы узнали, как научиться красиво говорить.

Мы уже выясняли с вами, какое большое значение в жизни человека имеет способность слушать и слышать окружающих. Тогда же мы говорили о том, что быть хорошим слушателем невозможно без умения красиво, понятно говорить, убеждая аудиторию в определённых тезисах. Но вот каким образом научиться основам ораторского искусства, сказано ещё не было. Что ж, время пришло!

Для чего развивать дар красноречия?

Поставив перед собой цель обретения навыков произнесения эффектной речи, каждый из нас должен чётко себе представить, зачем он это делает, зачем к данному достижению стремится. Ответить на указанные вопросы легко, стоит лишь поразмыслить немного на озвученную тему.

Во-первых, умеющий красиво говорить человек показывает уровень своего интеллекта, грамотности, начитанности. Согласитесь, абсолютный тупица вряд ли сможет связать слова воедино в осмысленное, умное, с энтузиазмом воспринимаемое публикой предложение.

Во-вторых, отличный рассказчик имеет возможность продемонстрировать уровень собственной культуры и впоследствии вызвать всеобщее восхищение и уважение.

В-третьих, таким образом, человек пополняет багаж знаний новыми полезными и интересными сведениями. Ведь для подготовки речи и выработки навыков её эффектного преподнесения массам придётся изучать различную литературу.

В-четвёртых, умение говорить, высказывать свои мысли публично всегда связано с наличием дара убеждения либо его развитием. Последний в свою очередь позволяет добиться небывалых высот и грандиозных успехов в жизни, повести за собой толпы людей.

В-пятых, субъект развивает в себе лидерские качества, а ведь только лидерам под силу сыграть важную роль в жизни общества.

Как видите, плюсов красноречия очень много. Так что, нечего терять время попусту – пора приступать к превращению себя любимой в великого оратора.

Практические советы

Научиться красноречию может любой человек, было бы желание. Но для этого необходимо потрудиться. Ниже приведены полезные рекомендации, которые помогут определиться с индивидуальным планом действий на пути к реализации указанного плана.

Тщательно формируйте круг своего общения.

Делайте упор на чтении книг.

Последние должны занять в вашей жизни достаточно важное место. Читайте художественную литературу, классику, газеты, журналы. Так вы будете расширять свой словарный запас и увеличивать объём знаний, то есть убьёте сразу двух зайцев.

Учитесь говорить мало, но по существу.

Иными словами, следуйте правилу, проверенному веками: «краткость – сестра таланта». Стремитесь к тому, чтобы каждая сказанная вами фраза отличалась яркостью и одновременно выражала законченную мысль.

Вырабатывайте у себя правильную дикцию.

С данной целью читайте чаще, лучше каждый день хотя бы по странице вслух. Здесь важно накопление опыта.

Получите заряд вдохновения и заодно – пример для подражания.

Нужно всего лишь обращаться время от времени к аудио- и видеозаписям речей великих ораторов, признанных миром. Муза непременно вас посетит, если вы прочтёте вдобавок подобный поток фраз с убеждающим оттенком. Ярким примером такой написанной речи может послужить «Геттисбергское послание» Авраама Линкольна.

Вы должны отлично разбираться в предмете беседы с публикой, продумать заранее ответ на любой, даже самый каверзный вопрос аудитории.

Обогатите свою речь образными выражениями.

Используйте метафоры, аллегории, эпитеты, сравнения. Так вам удастся не только завладеть вниманием аудитории, но и влюбить её в себя как в оратора, и выработать свой собственный, индивидуальный стиль.

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Искусство риторики

Что это - риторика? Риторика , другими словами - ораторское искусство , - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить . Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге - ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять , научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка - прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом - поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать - полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные , просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или . Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта