Главная » Маринование грибов » Владимир Николаевич Крупин Ввысь к небесам: история России в рассказах о святых. Шведы в Новгородской земле

Владимир Николаевич Крупин Ввысь к небесам: история России в рассказах о святых. Шведы в Новгородской земле

Одно из первых упоминаний о небесных аномалиях, связанных со сражениями российского воинства, относится к 1111 году. Как свидетельствуют русские летописи, в мартовские дни того далекого года русским воинам дважды помогали в битве с половцами небесные силы:

«Половецкие головы летели, невидимо срубаемые, на землю». Половцы же на вопрос, почему они проиграли, имея большое превосходство, отвечали: «Как мы могли победить вас, когда другие на небе ездили со светлым и страшным оружием, помогая вам».

Похожая история произошла и в июле 1240 года во время исторической битвы князя Александра Ярославовича со шведами, после которой он был прозван Невским.

Старейшина Ижорской земли Пелугсий накануне битвы наблюдал необычное знамение: на море произошел страшный шум и на рассвете показался насад (древнее новгородское судно ладейного типа), посередине которого стояли невинно убиенные князья Борис и Глеб, возведенные в ранг святых. На них была одежда багряного цвета, тогда как гребцы имели костюмы цвета молнии.

При этом Пелугсий услышал, как князь Борис произнес: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Начальник новгородской морской стражи сразу же доложил об этом князю Александру.

Конечно, не исключается галлюцинация, но имеется и кое-что пока необъяснимое. После победы над шведами новгородцы во главе со своим князем продвигались по берегам реки Ижоры. И, когда войска оказались в средней части реки, Александр вдруг увидел, что по небу движется «полк ангелов»... Вскоре обнаружил и множество мертвых врагов.

Не обошлось без вмешательства небесных сил и во время Куликовской битвы 1380 года. Начальник русской стражи на реке Чюре, бывший разбойник Фома Кацыбей, наблюдал, как два небесных «светлых юношей» своим молниеподобным оружием уничтожили целый полк «бусурман» со словами: «Кто вам велел губить отечество наше?».

Той же ночью в стане Дмитрия Донского Василий Капица и Семен Антонов наблюдали, как святой апостол Петр казнил войско эфиопов, восседавших на конях и на колесницах. Причем Петр перед казнью вопросил: «Зачем вы пришли губить стадо?». А затем начал жезлом прокалывать их насквозь. Спасшиеся бросились бежать, многие из них утонули. А пораженные Петром мучились на земле от язв.

Свидетели чуда поведали о нем князю Дмитрию, и тот велел хранить тайну. До трех часов дня стояла такая тьма, что
сражение началось лишь в 6 часов вечера и продолжалось три часа.

Около 9 часов вечера, когда силы русских стали иссякать, им на помощь пришло небесное воинство во главе с архистратигом Михаилом. «Пламенные стрелы» небесных воинов нещадно разили татар, и это вынудило Мамая и его свиту бежать к орде. Погоня преследовала беглецов до реки Меч, пока не наступила темнота.

Однако не всегда небесное воинство вмешивалось в земные дела. Нередко дело ограничивалось «знамениями». Так, в 1579 году во время похода Ермака в Сибирь, хан Кучум не раз наблюдал на небе светлое облако, которое сменялось потом видениями будущей битвы. Причем все это сопровождалось соответствующими звуковыми эффектами.

Исход сражения был, как правило, неутешительным для аборигенов: их ждало жестокое избиение «от огненного столба». Все это, конечно, не поднимало боевой дух хана и его воинов, заставляя порой уклоняться от операций «с плохим прогнозом»...

Не менее впечатляет воображение чудо над «Робозером», случившееся в 1663 году. Оно стало предвестником Медного бунта, жестоко подавленного царскими войсками.

15 августа 1663 года между 10 и 12 часами дня послышался сильный шум, и с севера на ясном небе появился громадный пламенеющий объект диаметром не менее 40 метров, который, двигаясь в южном направлении, стал скользить над поверхностью Робозера.

Пролет НЛО над Робозером 15 августа 1663 г. (рисунок по документам Кирилло-Белозерского монастыря)

Как свидетельствовали монахи Кирилло-Белозерского монастыря, наблюдавшее это явление, из передней части объекта исходило два огненных луча, а по бокам исторгался сизый дым. Пройдя некоторое расстояние над озером, тело исчезло при невыясненных обстоятельствах.

Однако через малое время оно снова появилось примерно и полукилометре на юго-запад от того места, где исчезло в первый раз. Яркость свечения тела постепенно уменьшалось, пока оно совсем не исчезло. Но еще через некоторое время то же раскаленное тело, ставшее еще ярче и, одновременно, страшнее, появилось на полкилометра западнее, а затем, померкнув, исчезло.

Общее время пребывания странного тела над озером, составляло около полутора часов. Плывшие по озеру на лодке крестьяне, попытались к нему приблизиться, но тщетно: вблизи тела было невыносимо жарко.

Свет же от тела был столь ярок, что видно было расположенное на глубине восьми метров дно озера и расплывавшуюся в стороны от огня рыбу. Там, где огонь при своем движении опалял воду, на ее поверхности появилась бурая, похожая на ржавчину пленка, которую позже разнесло ветром.

Любопытный документ обнаружен в архиве Российского Военно-морского флота. Голландский посланник барон Де-Би писал: »...2 (13) апреля 1716 года во второй день праздника Пасхи около 9 часов вечера появился на чистом безоблачном небе весьма блестящий метеор, постепенному развитию которого описание здесь приводится».

«Настоящий дым поднимался градусов на двадцать от горизонта, а лучи пламени перерезывали его беспрерывно по всем направлениям, точно так, как бы происходило сражение многих флотов и армий.

Феномен этот продолжался четверть часа кряду в наиболее блестящем своем виде, а потом стал понемногу меркнуть, и закончился появлением множества стрел, доходивших до высоты 80 градусов от горизонта».

«Брате Глебе, вели грести…»,
Да поможем мы сроднику нашему –
Александру – князю Руси,
Да с любовью Отчизну вспашем мы!

Истина Господня да пребудет ввек,
Любит Православье Русский человек,
Насади в нём веру, Господи, прости,
Что ещё в сомненьи мы бредём в пути…

PS На фото: Фрагмент иконы "Александр Невский со сценами жития". Невьянск.

Благоверный князь Александр Ярославич, прозванный Невским, княжил в Великом Новгороде, вел войну со шведами. Когда он в 1240 году с войском пришел на реку Неву, один из его воевод, богобоязненный муж, именем Пелгусий (в крещении Филипп), исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал святой Борис святому Глебу:

Брате Глебе, вели грести, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов.

Это видение воевода поведал князю своему. И в тот день князь Александр, помощью святых мучеников Бориса и Глеба, победил и попрал силу шведов, вождя их Биргера сам уязвил мечом в лицо и с торжеством возвратился в Великий Новгород.

Борис и Глеб - первые канонизированные русские святые

Сама битва состоялась 15 июля 1240 года, в день памяти Святого Владимира, отца Бориса и Глеба.

Эти имена - Владимир, Борис и Глеб составляют духовное пространство России, делают её частью всего христианского мира.

Владимир принял веру в Константинополе, Борис и Глеб - первые русские святые, канонизированные в Константинополе, где в Софийском соборе даже была их икона.

Православный календарь:
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб
Дни памяти: Май 2, Июль 24, Сентябрь 5

Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Борис и Глеб

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.
Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

В НОЧЬ, предшествовавшую сражению русского князя Александра Ярославовича со шведами, было видение старейшине финского языческого племени ижоры Пелгусию, который сам ревностно исповедовал православие. Находясь в дозоре, этот славный муж, принявший православие под именем Филиппа, утром 15 июля 1240 года рассказывал молодому князю: «Всю ночь провел я без сна на берегу реки, наблюдая за врагами. На восходе солнца я услышал на воде сильный шум и увидел одну ладью с гребцами. Посреди лодки стояли в алых одеждах святые мученики Борис и Глеб, а гребцы, сидевшие в лодке, были «яко мглою одеяны». И сказал Борис:

Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославовичу.

Увидя дивное видение и услыхав святых мучеников, я стоял в трепете и ужасе, пока видение не исчезло из вида». Сообщение Пелгусия обрадовало Александра, но виду он не подал: «Да, полны чудесами творения Господни, но не нам с тобою судить».

И чудо свершилось. Немногочисленное русское воинство в пух и прах разгромило значительно превосходящие силы противника. Следует напомнить, что перед шведами, или как еще их называли, норманнами, в то время трепетала вся Европа.

В церквах Германии и Франции нередко читали молитвы об «избавлении от жестоких норманнов». Ни численное превосходство, ни воинское мастерство, ни магические заклинания шведских епископов не смогли спасти врага от полного разгрома. Предводителю нашествия Ярлу Биргеру копьем своим Александр нанес тяжелый удар по лицу, «возложил печать на лицо его», по выражению создателя «Жития Александра Невского». Темная ночь спасла остатки шведов. Они не захотели ждать утра и поспешили уйти, нагрузив три корабля телами одних только убитых знатных воинов. А останки не наделенных высокородностью навеки поглотила земля, которой они так мечтали овладеть. Наши потери были изумительно малы - всего с ладожанами двадцать человек. Этим ничтожным потерям дивились даже и современники.

В честь блистательной победы, одержанной русскими над шведами на берегах Невы 15 июля 1240 года, в день святого равноапостольного князя Владимира и святых и праведных Кирика и Улиты, Александра прозвали Невским».

Величие Александра Невского, святого благоверного великого князя, сравнимо разве только с солнцем, озарившим многострадальную Русь в XIII веке. Оплакивая кончину князя, тогдашний митрополит Киприан так и говорил: «Солнце русской жизни закатилось».

Никогда на Руси не было спокойных времен. На богатую, привольную Русь зарились и с востока, и с запада. Запад, папский престол, Ватикан, стремился сделать русских католиками, Восток грабил богатства, уводил в плен невольников. Горе нам, мы еще и сами тогда враждовали. Долго тянулись войны между суздальцами и новгородцами. Но уже и дед Александра, Всеволод, и его отец, Ярослав, проводили политику единения русских земель. К моменту прихода Александра на княжение в Новгороде междоусобная война с суздальцами стихла. Явилось небесное знамение народу: икона Божией Матери, вынесенная на городские стены Новгорода, была уязвлена стрелой, из раны потекла кровь, икона сама своею силою обратилась к упавшим пред нею людям. Именно от этого события икона стала называться Знаменской, и ей был установлен праздник.

А еще немного ранее Новгород был поражен страшным голодом, таким, что даже были случаи людоедства. И уже в добавление ко всем страданиям неслась над Русью страшная черная волна ордынского ига и неволи. Уже весь юг, Киевская Русь были под татарами. Новгород держался. Отрезанный от торговых путей Востока, он обратился к Западу. Но и Запад, немцы и Литва, вдохновляемые Ватиканом, хотели покорить богатые новгородские земли.

Невская битва

Всего двадцать лет было князю Александру в 1240 году, когда на Русь пришли шведские войска под командованием ярла (князя) Ульфа Фасси и зятя короля Биргера. При устье реки Ижоры, впадавшей в Неву, скопилось огромное количество многоместных судов шведского войска. Рыцари были уверены в победе. Им зачитывалась папская булла, повелевавшая захватить русские земли, обещавшая богатые прибыли. Более того, с войском шли бискупы – папские священники – для крещения русских в католическую веру.

На рассвете дня Невской битвы начальник стражи Филипп Пелгусий услышал всплеск воды: плыла лодка. И увидел он святых мучеников Бориса и Глеба, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». О видении стражника доложили князю. Александр счел чудесное явление хорошим знаком.

Невская битва. Святые Борис и Глеб в ладье. Фрагмент иконы «Александр Невский со сценами жития». Начало XIX в.

Силы были неравны. С малой дружиной шел Александр. Но его личность, его знатное для Руси происхождение, его набожность были вдохновляющими для войска. Красивый, высокий, чуть не два метра, приветливый ко всем, Александр объехал своих воинов. Встали на вечернюю молитву. Доносились до них крики и пение захватчиков.

Выставив охрану, дружина ложилась прямо на землю, чтобы хотя бы немного поспать. Было тепло, наступало 15 июля, день святого великого князя Владимира, Крестителя Руси.

Ни на минуту не сомкнул глаз Александр. Вдруг поспешно подошел к нему ижорянин Пелгусий, ревностный христианин, начальник береговой стражи.

– Княже, поведаю тебе случившееся со мной. Я был ночью на берегу Финского залива. Вдруг, как в полдень, засияло солнце, я услышал шум весел и увидел ладью с гребцами и стоящих на ладье двух лучезарных витязей. Это были точь-в-точь виденные всеми нами на иконах святые страстотерпцы Борис и Глеб. Твои предки, княже. «Брат Глеб, – сказал один из них, – вели грести скорее, да поможем сроднику нашему Александру!»

Надо ли говорить, как возликовало сердце князя, какой решимости и силы он набрался от такого явления небесного заступничества.

…Битва началась утром и продолжалась весь день. И если бы не темная ночь, укрывшая остатки бегущих из Руси шведов, то и бежать было б некому. Сам Александр бился в первых рядах. Он разбросал охрану Биргера, вызвал его на поединок и, как пишут летописи, «наложил копьем рану н аего лицо». Почему же, спросит кто-нибудь, не убил, а только ранил? Но много означал этот полученный Биргером шрам. Ведь в те времена печать – клеймо на лице накладывалось только на рабов, на невольников. Тем самым Александр показал всему миру, кто хозяин на Руси.

Беда не приходит одна

Отвадив шведов, Александр должен был обратиться к отражению новой угрозы – против ливонских рыцарей. Надо сказать, что Господь вразумил властолюбивых и надменных новгородцев.

Ведь они сделали все, чтобы победить шведов, но не смогли найти общий язык с князем Александром, и он покинул Новгород.

Вскоре новгородцам пришлось несладко. Ливонцы захватили Псков, вошли в новгородские пределы. С великим поклоном явились к Александру Невскому новгородские посланники.

Новгород понимал, что только Александру по силам справиться с ливонской напастью. Александр, любя Русь, сразу забыл обиды и поспешил навстречу битве.

Александр Невский. Русская икона

Военный гений молодого князя подсказал ему навязать рыцарям битву на льду Чудского озера. Стояла ранняя весна 1242 года. Рыцари, одетые в тяжелые кованые доспехи, на неповоротливых, тоже закованных в броню конях шли против русской легкой конницы и пешего войска.

«В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось выехать ему на врагов, и победил он семь полков за один выезд, а и иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали они с того времени бояться имени его» (из «Сказания о житии Александра Невского»).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта