Главная » Маринование грибов » Внеклассное мероприятие по русскому языку "школа грамотных детей". Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное мероприятие по русскому языку "школа грамотных детей". Внеклассное занятие по русскому языку

Липовская Ирина Васильевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

С углубленным изучением отдельных предметов»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

« РИФМОПЛЕТ » ОТ НЕЗНАЙКИ

И « СЛОВОЛЛЕТ » ОТ ЗНАЙКИ »

Из опыта работы

Липовской Ирины Васильевны,

Учителя начальных классов

г. Губкин

Конкурсная программа знатоков русского языка

Незнайка. Ребята, я Незнайка, герой сказки Н. Носова. Я однажды захотел стать поэтом. Но, как ни старался, не смог подобрать рифму к слову «пакля». Потом выяснилось, что к этому слову вообще нет рифмы. А для вас от меня будет тоже непростое задание.

Конкурс «Трудная рифма»

Попробуйте сделать то, что не удалось Незнайке, и подберите рифмы к словам: чайник, ковер, люстра, кресло, портфель. Попробуйте сочинить с полученными рифмами двустишия. У кого получится правильно, остроумно и интересно?

Знайка. И ты здесь, Незнайка! Ты так и не выполнил мое задание, неправильно составил предложение. Ведь в каждом предложении слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл.

Конкурс «Перепутавшееся предложение»

Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Вот эти предложения:

  • чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький,
    двор, и, гулял;
  • дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка;

Дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот;

  • кошки, сидела, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотрела, диван, сиамский;
  • сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый,
    розовый, большой.

Внимание: нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того чтобы предложение получилось грамотным, в некоторых словах можно изменить окончания. У кого получится правильно?

Незнайка. Однажды один поэт сочинил такое стихотворение:

Как-то утром под горой

Предвечернею порой

Шел мальчишка с бородой,

Помидор ел голубой.

С ним старик шел молодой

С водосточною трубой.

Шли они на водопой,

Били мух сковородой.

Хочешь - плачь, а хочешь - пой

Над такою ерундой.

Ребята, как вы заметили, в этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму - ой.

Конкурс «Повторяющаяся рифма»

Попробуйте сочинить такое же стихотворение из десяти строчек, и чтобы при этом все строчки оканчивались рифмой: -ла, -ре, -ый, -ка, -ил.

Знайка. Слова состоят из букв. Очень часто из букв, составляющих одно слово, можно собрать много других слов. Например, из слова «история» можно составить слова «три», «рот», «рис», «рост», «сито» и др. Вам предстоит выполнить такое же задание.

Конкурс «Спрятавшиеся слова»

Попробуйте составить не менее семи слов из букв, входящих в слова: математика, литература, география, риторика, астрономия. Попробуйте также сочинить какую-нибудь небылицу, в которую обязательно вошли бы все 7 найденных слов.

Незнайка. Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткие стихотворения про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновения, и он не смог закончить ни одного четверостишия. Он смог сочинить лишь первые две строчки.

Конкурс «Недописанное четверостишие»

Попробуйте завершить ту работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумайте последние две строчки в четверостишиях. А первые строчки звучат так:

Винни Пух сказал однажды: «Больше мед не буду есть...

Леопольд глядел в окошко

И мечтал иметь друзей...

Как-то Гена с Чебурашкой

Отдыхать на речку шли...

Волк на Зайца очень злится;

Говорит: «Ну, погоди!»...

Карлсон в гости к Малышу

Прилетел под вечер...

Знайка. Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. А справитесь ли вы с этим заданием?

Конкурс «Перевод с русского на русский»

Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл, следующие фразы:

  1. Муха села на варенье.
  2. На столе стоит стакан.
  3. Бьют часы 12 раз.
  4. Воробей влетел в окно.
  5. Шел отряд по берегу.

Незнайка. Знаете ли вы, что такое буриме? Это игра, которой уже много-много лет. Играющий в нее должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Хотите поиграть в буриме?

Конкурс «буриме»

Попробуйте поиграть в эту игру и сочините четверостишие, строчки которого заканчиваются такими словами:

  • кошка, ложка, окошко, немножко;
  • стакан, банан, карман, обман;
  • бег, снег, век, человек;
  • кружка, подружка, лягушка, частушка;
  • конь, гармонь, огонь, ладонь.

Знайка. Сейчас я прочитаю предложение, а вы что-то должны заметить. Итак, слушайте внимательно: «Я и мой ДОг ДОбирались ДО ДОма под проливным ДОждем». Правильно, в этом предложении пять раз встречаются название ноты «ДО». Эта нота спряталась в словах «дом», «дождь», «дог», «добираться», «до».

Конкурс «Спрятавшиеся ноты»

Попробуйте составить предложение, в котором спрятались бы следующие ноты: ля, ми, ре, фа, си.

Незнайка. А сейчас затронем метаграммы. Мета-грамма - это такая загадка-стихотворение, в которой загадывают слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой. Например:

С буквой С живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой Ф за красоту

Меня жар-птицей называют.

(Ответом в этой загадке являются слова «сазан» и «фазан».) Конкурс «Метаграмма»

Попробуйте сочинить такое же стихотворение-мета-грамму, в котором были бы загаданы слова:

  • палач и калач;
  • халат и салат;
  • баран и банан;
  • лапта и лапша;
  • печать и печаль.

Знайка. Сейчас маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов». В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на одну букву - А.

Конкурс «Но одну букву»

Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву: К, М, О, П, С.

Незнайка. Знаете ли вы анаграммы? Анаграмма -это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются два слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв. Например: Я застываю на сосне, Бываю и на ели. Смените буквы вы во мне, Чтоб вы меня с картошкой ели. (Ответом являются слова «смола» и «масло».)

Конкурс «Анаграмма»

Попробуйте сочинить стихотворение-анаграмму и загадайте в нем слова:

  • каприз и приказ;
  • терка и актер;
  • карп и парк;
  • кулак и кукла;
  • плюшка и шлюпка.

Земли не видно - снег кругом,

И спит медведь в берлоге,

Мороз сковал все речки льдом.

Ах, как замерзли ноги!

Конкурс «Акростих»

Попробуйте сочинить акростих, в котором были бы зашифрованы слова: баня, клад, пляж, врач, зной.

Знайка. Более ста лет назад И. С. Тургенев высказал мысль о том, что «богат и могуч» русский язык. Если задуматься, а чем же богат русский язык, то можно обнаружить целый ряд достоинств. Например, в нашем языке очень много синонимов: почти к каждому глаголу можно найти десяток близких по значению слов. Так, вместо «глядеть» можно сказать «смотреть», «распахнуть глаза», «вперить очи», «выпучить зенки», «сверлить взглядом» и т. д.

Конкурс «Синоним к глаголу»

Попробуйте найти не менее десяти синонимов к глаголам: есть (кушать), упасть, говорить, отдыхать, идти.

Незнайка. Логогриф - это такая загадка, в которой к одному слову добавляется (отнимается) буква, и в результате получается новое слово. Например:

С буквой О - арктический и антарктический,

Без нее я знак математический.

В этом четверостишии-логогрифе загаданы слова «полюс» и «плюс».

Конкурс «Логогриф»

Попробуйте сочинить логогрифы на такие слова:

  • ель и мель;
  • тир и тире;
  • дар и удар;
  • рот и рота;
  • тес и утес.

Знайка. Речь человека состоит из предложений. В свою очередь, предложения состоят из глаголов, существительных, прилагательных, наречий, союзов, предлогов и т. д. Как трудно было бы человеку рассказать о чем-либо, если бы не существовали разнообразные части речи! Конкурс «Рассказ из глаголов»

Попробуйте составить рассказ, используя только одну часть речи - глаголы. С помощью одних глаголов рас-. скажите о том, что будто бы с вами случилось. Рассказ может называться: «О том, как я встретился с инопланетянином»; «О том, как я нашел клад»; «О том, как я летал на

воздушном шаре»; «О том, как я выращивал ананас»; «О том, как я охотился на льва».

Незнайка. А как называется загадка, в которой зага-дывается какое-нибудь слово, но не все сразу, а по частям? При этом каждая часть может быть самостоятельным словом. Правильно, это шарада. Например: Три буквы - термин при игре, Другие три - победный крик, А в целом - встретишь во дворе, Услышав вдруг собачий рык. (Ответ: кон + ура = конура.) Незнайка. Шарады, как правило, сочиняют в стихах.

Конкурс «Шарада» Попробуйте сочинить стихотворение-шараду и загадайте в нем слова:

  • пар + ус = парус;
  • гимн + азия = гимназия;
  • ком + пас = компас;
  • пуд + ель = пудель;
  • фа + сад = фасад.

Знайка. Этимология - это наука о происхождении слов. Если открыть этимологический словарь (показывает), можно узнать о том, как в нашем языке появилось то или иное слово. Например, как возникло слово «медведь»? Оказывается, оно появилось путем слияния двух слов: «мед» и «есть» (принимать пищу). Первоначально «медведь» произносилось как «медоед» и обозначало «животное, которое любит лакомиться медом». Но можно объяснять происхождение слов, не прибегая к помощи словаря. Когда люди объясняют значение или происхождение слов, не опираясь на научный анализ, это называется «народная этимология». Давайте займемся ею.

Конкурс «Народная этимология»

Попробуйте без словарей, лишь прислушиваясь к звучанию слова, объяснить, как возникли слова: выдра, смородина, стрекоза, ромашка, тюлень.


Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).
  2. Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).
  3. Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки

2. Вводная часть

Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

(смотри слайд №3)

Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)

На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной
  2. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

  3. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
  4. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
  5. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

  6. Далеко мой стук слышится вокруг,
    Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

Назовите способ образования слов.

Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)

Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит

Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
  3. Как называется изменение имен существительных?
  4. Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
  5. Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

Игра “Шифровальщик” (смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)

Расставьте знаки препинания в схемах.

Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.

Путешествие в страну русского языка

- Цель :

    Закрепить знания, умения, навыки учащихся. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.

    Развивать мышление, смекалку, наблюдательность, внимание.

    Прививать интерес к предмету.

    Воспитывать чувство товарищество, взаимопомощи.

Тип урока: урок путешествие

Вид урока: урок соревнования

Оборудование: карточки, перфокарты, запись на доске, дидактические пособия, жетоны

Ход урока:

1. Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие в страну русского языка. Путешествие будет веселым, интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовила для вас. Я знаю, что здесь собрались настоящие ценители русского языка. Желаю вам удачи и победы! А победителей ждут призы. А теперь позвольте представить наше строгое жюри:……..И так мы начинаем.

Выберите себе понравившегося смайлика. А теперь разделитесь на две группы. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.

1-команда «Солнышко»

2- команда «Улыбка»

1. «Кто больше?» - игра.

Придумайте слова в которых звук [а] был бы в начале слова. (1 команда)

(Август, астра, Аня, аист).

Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (2 команда)

(Январь, февраль, март, апрель, май, август)

Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь.

2. «Потерялся звук»

1-команде 2- команда

Щ_ка Мыш_

Ж_раф Ч_до

Лыж_ Ч_йник

Рощ_ Ш_шки

Какое правило в этом задании мы вспомнили? Правильно. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

3. Игра «Кто быстрее»

В течении 1 минуты нужно ответить на вопросы как можно больше. За каждый правильный ответ дается жетон.

Вопросы 1 команде «Солнышко»

    Имя существительное – это часть речи, которая…….

    Главные члены предложения?

    Дополнение отвечает на вопросы …….

    Род,число,падеж прилагательных зависит от……

    Как проверить безударную гласную в корне слова?

    Как будет звучать слово «Книга» в Т.п?

    Имя прилагательное отвечает на вопросы……

    Местоимение- это….

    Вопрос второстепенного члена предложения «Обстоятельство»

    Корень в слове стоит ……

Вопросы 2 команде «Улыбка»

    Чем выражено подлежащее в предложении?

    Типы текста …..

    Окончания м.р без ударения (-ый, -ий)

    Что обозначает имя прилагательное?

    Суффикс в слове стоит ….

    Антонимы – это….

    Храбрый – смелый это слова -……

    Какая часть слова не входит в состав слова?

    Кем? Чем? Вопрос какого падежа?

    Как называется изменение имени существительного по падежам?

Молодцы! Вы и с этим заданием справились хорошо. А теперь немножко отдахнем.

4. Физ.минутка

Я буду произносить слова. Если звучит слово с ь знаком в конце, вы приседаете, если в середине слова между двумя согласными, вы топаете ножками, если без ь знака – хлопаете в ладошки.

Пень, мельник, палка, соль, терка, борьба, мел, коньки, тень, писать, пальчик, зорька,

5. «Угадай кто?»

С каждой команды выходит один ученик. Нужно разными путями объяснить своей команде угадать какая профессия, не называя слово сразу. Если вы готовы, мы начинаем.

1-команде: пожарный, строитель, портной, учитель.

2 – команде: музыкант, художник, рыбак, автослесарь.

6.Разгадывание кроссворда.

Впишите в клеточки кроссворда названия предметов, которые изображены на рисунках, и вы узнаете зашифрованное слово. (молодцы)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, всем понравилось!

А теперь, попросим наше жюри подсчитать все балы и определить победителей.

Всем спасибо. Урок окончен!

Описание материала : данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы.

Форма проведения: игра «Счастливый случай»

Интеграция познавательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Цель : приобщение учащихся к тайнам русского языка, привитие интереса к чтению художественной литературы.

Демонстрационный материал: плакаты с названием геймов, раздаточный материал для 2 гейма.

Методические приёмы : игра, ответно-вопросная система.

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники игры! Мы рады приветствовать всех участников викторины «Счастливый случай». Сегодня в ней принимают участие две «семейные» команды. (названия).

Символом нашей игры является подкова, и, чтобы удача улыбнулась обеим командам, я предлагаю главам семей разломать эту подкову на счастье. (дети разламывают подкову).

Чуть больше счастья досталось капитану семьи ……. Они и начнут первый гейм под названием «ДАЛЬШЕ-ДАЛЬШЕ»:

Вопросы 1 команде:

2. Засланец в чужую страну? (посол)

3.Танец на пальцах? (балет)

4. Королева мужского пола? (король)

5. Титан, державший на плечах небесный свод. (Атлант)

6. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря у Морского царя. (Садко)

7. Сверху-дыра, снизу-дыра, посередине-вода. (Водяной)

8. Изречение, цитата перед произведением. (эпиграф)

9. Сказка о пользе коллективного труда. («Репка»)

10. Лошадь для поэта. (конь)

11. Промежуток между завязкой и развязкой в произведении.(развитие действия)

12. Резиновая змейка с ручками. (скакалка)

13. Место для представления в цирке. (арена)

14. Родина М.Ю. Лермонтова? (Тарханы)

15. Собрание географических карт? (атлас)

16. Древний русский музыкальный инструмент? (гусли)

Вопросы 2 команде:

1. Семь раз отмерь, один - …. (отрежь)

2. Склад государственных бумаг (архив)

3. Какой предмет в сказке указывал дорогу в лесу? (клубок)

4. Книжная закрутка (закладка)

5. Оно каталось по блюдечку и показывало чудеса (яблочко)

6. В ней всё взаимосвязяно (природа)

7. Чудо- …. из былины (Юдо)

8. Как звали царя из сказки Пушкина? (Салтан)

9. Девичья фамилия жены А.С.Пушкина? (Гончарова)

10. Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей (расчёска)

11. Сборник избранных произведений разных авторов (избранное)

12. Здравая часть книги (сюжет)

13. То, что идёт после вешалки (театр)

14. Какое место на теле Ахиллеса оказалось уязвимым? (пята)

15. Тютчев, Бианки - кто из них поэт? (Тютчев)

16. Название цветка «мать-и ….» (мачеха).

Ведущий: Итак, игра началось, определился уже и лидер. Но, я думаю, у отстающей команды ещё все впереди. Следующий гейм «СПЕШИТЕ ОТГАДАТЬ». (Семейное лото: команды поочерёдно вытаскивают бочонки с №. Каждому № соответствует раздел из области русского языка и литературы).

№13- «Счастливый случай» - команда получает дополнительный балл.

№1,№2 Герои каких сказок могли бы спеть эти песни?

№1 Мы великие таланты,

Мы понятны и просты.

Мы певцы и музыканты,

Акробаты и шуты. («Бременские музыканты)

№2. И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Три белых коня, три белых коня-

Декабрь, Январь и Февраль. («Морозко»)

№3,№4 . Расставьте знаки препинания в словах:

№3 - договор, туфля, кулинария, начался, силос, углубим.

№4 - документ, звонят, торты, квартал, облегчить, щавель.

№5. Прочитайте данные слова от конца к началу (учитывая звуки, а не буквы):

ЛОГ, ЛЮК, ЮГ, ЯР, ЛЁД.

№6. Назовите слова, в которых рядом находятся 2 гласные буквы:

Боец, баюшки-баю, шпион, театр, каёмка.

№7. Замените иноязычные слова русскими синонимами:

Архитектор, фабула, литера, ностальгия.

№8 . Сколько близких по значению слов можно подобрать к слову СУХОЙ?

№9. Присоедините имена прилагательные к словам-существительным:

Шампунь, рояль, мозоль, тюль, шимпанзе.

№10 . Какой частью речи выражен каждый из членов предложения?

ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО БОДЛАНУЛА БОКРА И КУДРЯЧИТ БОКРЁНКА.

№11 . Вы хорошо знаете строки Ф.И.Тютчева?

«Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…»

Каким членом предложения является слово «весной»? Какая это часть речи?

№12 . Сколько частей речи в русском языке? Назовите все.

№13 - СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ.

Третий гейм «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

Начинает проигрывающая команда.

Вопросы 1 команде.

1. Братья-сказочники (Гримм)

4. Палка-черпалка. (поварёшка)

5. То, что под шапкой.(голова)

6. Решающий момент боя. (сражение)

7. Волшебница, которая помогла Ясону завладеть золотым руном.

8. Первая печатная книга на Руси.

9. На берегу какой реки родился С.А.Есенин? (Ока)

10. Город, откуда родом коварная царица из «Сказки о Золотом петушке».

12. Бог морей. (Посейдон)

13. Друг Ромео из трагедии Шекспира.

Вопросы 2 команде.

1. Слепой странствующий певец.

2. Скоростной просмотр фотографий.

3. Резкое ускорение темпа.

4. Океаническое отступление. (отлив)

6. Дворец в виде башни. (замок)

7. Юноша, который не мог наглядеться на самого себя.

8. Царица амазонок.

9. Стихотворный рассказ нравоучительного характера. (басня)

10. Какой предмет запретил царь хранить под страхом смертной казни из сказки «Спящая красавица»? (веретено)

11. Юный герой из рассказа В.Гюго «Отверженные»? (Гаврош)

12. «Лошадиная» фамилия из рассказа А.П.Чехова. (Овсов)

13.Имение, в котором жил С.А. Есенин. (Константиново)

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.

Ведущий : Наша игра подошла к концу. И ничего, что кто-то проиграл. Фортуна переменчива.

И у края пропасти,

И у доски в классе

Не теряйте бодрости,

И верьте в счастье!

Факультативное занятие по русскому языку во 2 классе

«Знакомство с фразеологизмами»

Цель: расширение кругозора учащихся; обогащение словарного запаса фразеологическими оборотами.

УУД:

    Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций.

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

Задачи :

1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять.

2)развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.

3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Оргмомент

    Постановка темы и целей занятия

Сегодня наше занятие мы начнём с жеребьевки, после чего распределимся по командам (по цвету букв). Прошу подойти всех к столу (12 человек) и взять карточку определенного цвета. На карточке написана буква, назовите каждый свою. (фразеологизм). Какое слово у нас получилось? (фразеологизм) -от гр.phrasis – выражение + logos –учение

- Какую цель мы сегодня перед собой поставим? (после высказываний детей записать цель на доске)

Ребята, слово это нерусское.

Где можно узнать лексическое значение этого слова? Где мы вообще можем получить нужную нам информацию? Из каких источников? (ответы детей)

А давайте мы узнаем значение слова «Ф» из разных источников. Первая группа найдёт значение слова в словаре , вторая – спросит у взрослых , сегодня у нас много гостей, которые с радостью нам помогут, а третья – найдёт значение в интернете.

Что же такое Ф? какой источник нам дал самое точное определение? (словарь)

Поэтому у каждой группы на парте лежит фразеологический словарь школьника.

    Изучение нового материала

    Работа со словарём

Сегодня мы с вами:

    Узнаем значение некоторых фразеологизмов

    Будем учиться употреблять и находить в речи фразеологизмы

    Познакомиться с фразеологизмами – синонимами и фразеологизмами – антонимами

    Узнаем происхождение некоторых фразеологизмов

Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь. С фразеологизмами мы встречались на уроках русского языка и решали олимпиадные задания. В жизни, в литературных произведениях мы постоянно сталкиваемся с фразеологизмами.

2) Работа со стихотворением (поиск фразеологизмов)

Сейчас внимательно послушайте шуточное и немного поучительное стихотворение. Постарайтесь запомнить все фразеологизмы, которые услышите и попробуйте их объяснить.

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?

Какие Ф вы услышали? Что они означают? Обсудите значение каждого Ф в группах.

Повесил нос – стал грустным, расстроился

Краснеет до корней волос – стало стыдно

Готов сквозь землю провалиться – стало стыдно

Бить баклуши – бездельничать, лентяйничать

3) Знакомство с исконно русскими фразеологизмами (игра «город Мастеров»)

Откуда же к нам пришли фразеологизмы? Как вы думаете?

Большая часть фразеологизмов берёт своё начало из глубины веков и отражает народный характер. Смысл многих фразеологизмов связан с некоторыми обычаями наших предков, их работой. Многие фразеологизмы были созданыв устной речилюдей различных профессий. Например,

- В речи столяров (топорная работа, без сучка, без задоринки)

Давайте попробуем догадаться, с какой профессией связаны данные фразеологические обороты (на интер. доске - подбери рисунок профессии: портной, повар, доктор)

    на один покрой;

    трещать по швам;

    семь раз отмерь, один отрежь;

    шито белыми нитками. (Портной) )

    калачом не заманишь;

    заварить кашу;

    толочь воду в ступе; (Повар)

    подсластить пилюлю;

    как рукой сняло;

    затаить дыхание (Доктор)

Это исконно русские фразеологизмы. А есть фразеологизмы заимствованные.

Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков:

    Из старославянского языка (на интер. доске)

На сон грядущий (перед сном),

Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь).

    Из других языков - немецкого (на интер. доске)

смотреть сквозь пальцы (сознательно не замечать что-либо),

откладывать в долгий ящик (на неопределённое время)

- французского (на интер. доске)

не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте),

с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху ).

(объяснить первые 2 Ф)

Р., значение каких Ф вы могли бы объяснить? (ответы ребят).

Ко многим фразеологизмам мы привыкли и считаем их своими.

Чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значения.

Давайте вернёмся к нашим исконно русским фразеологизмам

О том, как они зарождались нам расскажет УЧЕНИК 1.

Выражения спустя рукава и засучив рукава

В начале урока нам встретился фразеологизм «бить баклуши» он тоже исконно русский. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из рассказа УЧЕНИКА 2.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

Как вы поняли, что такое баклуши? (это чурбанчики из липового дерева)

Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши.

Однако, ребята, существует ещё одна версия появления данного Ф.: , баклушами ещё называли недавно замершие лужи. Дети ради забавы разбивали их сапогами - вот это уж точно настоящее бездельничество.

Изучая эту тему, мы можем много узнать об истории русского народа, о костюмах, о традициях и играх.

    Первичное закрепление изученного материала

    Восстанови фразеологизм по рисунку

А сейчас мы немного поиграем.

У каждой группы на парте лежат файлы с карточками, на которых записаны фразеологизмы. После того, как на интерактивной доске появится фразеологизм в картинке, вы должны будите поднять карточку с верным фразеологическим оборотом.


Молодцы!

    Знакомство с фразеологизмами – синонимами и антонимами

На уроках русского языка мы с вами знакомились с понятиями «синонимы» и «антонимы»

Давайте вспомним, что такое синонимы? Антонимы?

Ребята, оказывается среди фразеологизмов тоже могут быть синонимы и антонимы.

- Рассмотрим пример фразеологических синонимов

В два счёта

В мгновение ока

Одна нога здесь, другая там

Во весь дух ОЧЕНЬ БЫСТРО

Во всю прыть

- Или пример фразеологических антонимов

Кот наплакал (очень мало) - Куры не клюют (очень много)

Как кошка с собакой (недружно) - Душа в душу (дружно)

- А теперь задание для самых внимательных

Давайте вместе укажем фразеологизмы – антонимы:

(задание выполняется коллективно, на школьной доске - выполняет один ученик)

Проверяем.

Жить как кошка с собакой Хоть отбавляй

С гулькин нос Душа в душу

Засучив рукава Спустя рукава

Вы прекрасно поработали! А теперь найдите в карточке №2 фразеологизмы-синонимы и соединитеих (проверяется задание устно).

Обменяйтесь заданиями и проверьте (ответ на доске).

Голову морочить

Держать ушки на макушке

Держать ухо востро

Летать в облаках

Сердце не на месте

Утереть нос

Заговаривать зубы

Кошки на душе скребут

Заткнуть за пояс

Кто справился с заданиями без ошибок?

Молодцы. Ну а кто допустил ошибки - не расстраивайтесь, мы только начали знакомиться с фразеологизмами и впереди нас ждут новые занятия, посвященные этой теме.

5. Работа с творческим заданием.

Следующее задание для самых смекалистых, т.е. для вас, ребята! Здесь фразеологизмы разбиты на отдельные слова. Соберите их (ответы на доске).

1. Водить спустя белены за нос рукава объелся (водить за нос, спустя рукава, белены объелся )

2. Зарубить крокодиловы в бирюльки на носу слёзы играть (зарубить на носу, крокодиловы слёзы, в бирюльки..играть _ ____________________________________________________________________________________________

3. Засучив голова на седьмом рукава идёт небе кругом (засучив рукава, голова идёт кругом, на седьмом небе) _____________________________________________________________________________________________

Молодцы, справились с заданием!

А теперь посмотрите на доску. Каждой группе я предлагаю выдвинуть гипотезу о происхождении Ф, который подчёркнут. Первой -……, второй - …….. и третьей. Предположите, что он может означать.

6. Итог урока. Рефлексия.

На протяжении всего урока мы очень трудились, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.

Расскажите о своей работе на занятии, используя фразеологизмы. Можно пользоваться ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 или словарём.

Русский язык удивительный, интересный и увлекательный.

Я желаю вам удачи в изучении русского языка. Ни пуха, ни пера вам!

Дополнительный материал

1. Дидактическая игра

Отгадать загадки.

    Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?

    Оказаться в неловком, глупом положении.

    Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.

    Его вешают, приходя в уныние.

    Не цветы, а вянут.

Ответы:

    Медведь на ухо наступил.

    Сесть в калошу.

    Мухи не обидит.

    Вешать нос.

    Уши вянут.

2. Отработка навыка

Сейчас мы проведём подобную работу. Найдите в тексте фразеологизмы, подчеркните их. Объясните, что они обозначают.

Я посмотрю, какая группа быстро и точно справится с заданием. (текст на доске и у каждой группе на листах)

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались,
уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров
одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот обманщик, -возмутился дед,- все время кому-нибудь
морочит голову.
У братишки
слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была-
ни в сказке сказать, ни пером описать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Перечень фразеологизмов

Белая ворона

Пропустить мимо ушей

Не покладая рук

Покраснеть до ушей

Медведь на ухо наступил

Развесить уши

Ушки на макушке

Медведь на ухо наступил

Навострить уши

Больной вопрос

Брать под свое крылышко

Браться за ум

Остаться с носом

Встретиться нос к носу

Бросаться в глаза

Валиться из рук

Вбивать в голову

Водить за нос

Высунув язык

Зарубить на носу

Лезть из кожи вон

Задирать нос

Изо всех сил

Ломать голову

ни свет, ни заря

плясать под чужую дудку

как с гуся вода

тянуть кота за хвост

вставлять палки в колёса

вешать нос

крокодиловы слёзы

спустя рукава

ни жив, ни мертв

как снег на голову

ни в зуб ногой

в час по чайной ложке

уши вянут

знать назубок

на седьмом небе

мухи не обидит

сесть в калошу

голова идет кругом

одним духом

сердце не на месте

держать ухо востро

сидеть, сложа руки

не ударить в грязь лицом

вкладывать душу

ЗАДАНИЕ 1.

Найдите фразеологизмы-антонимы и соедините их.

Жить как кошка с собакой Спустя рукава

С гулькин нос Душа в душу

Засучив рукава Хоть отбавляй

ЗАДАНИЕ 2.

Найдите фразеологизмы-синонимы и соедините их.

Голову морочить

Летать в облаках

Держать ухо востро

Сердце не на месте

Заговаривать зубы

Кошки на душе скребут

Держать ушки на макушке

1. Водить спустя белены за нос рукава объелся

2. Зарубить крокодиловы в бирюльки на носу слёзы играть

______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Засучив голова на седьмом рукава идёт небе кругом

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот обманщик, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
"Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете".
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта