Главная » Маринование грибов » Внутреннее строение дождевого червя вывод кратко. Внешнее строение дождевого червя

Внутреннее строение дождевого червя вывод кратко. Внешнее строение дождевого червя

животных, состояние резко пониженной жизнедеятельности, наступающее у холоднокровных - пойкилотермных животных (См. Пойкилотермные животные) - как приспособление к переживанию неблагоприятных условий внешней среды, особенно к недостатку тепла, влаги и пищи. При О. животное неподвижно, прекращает питаться; газообмен и др. физиологические процессы у него резко замедляются (см. Анабиоз). Зимнее О. наступает при понижении температуры среды. Характерно для животных северных и умеренных широт, в том числе многих наземных и водных беспозвоночных, рыб, земноводных (лягушек, тритонов, жаб), пресмыкающихся (ящериц, змей). Одни прячутся под кору деревьев, под опавшую листву, забираются в дупла, в норы грызунов, под камни, зарываются в землю и мох; другие закапываются в ил. Животные впадают в О. при разной температуре среды; так, некоторые насекомые, рыбы, земноводные впадают в О. при температуре ниже 15-10° С, Другие - лишь при О° С. Длительность О. в значительной степени зависит от климатических условий, от количества питательных веществ, накопленных в организме перед впадением в О. У животного в состоянии О. температура тела почти не отличается от температуры окружающей среды, лишь изредка понижается ниже О° С. Однако большинство животных, впадающих в О., способно к переохлаждению, т. е. к понижению температуры ниже О° С без образования льда. Летнее О. встречается значительно реже и связано с наступлением засухи. Некоторые рыбы (например, двоякодышащие), земноводные и пресмыкающиеся впадают в О. при высыхании водоёмов, в которых они обитают; некоторые наземные улитки и пресмыкающиеся например, степные черепахи) - при выгорании растительности. При впадении в летнее О. животные или высыхают (теряют очень много воды), или прячутся во влажные убежища (например, зарываются в ил).

У некоторых птиц под влиянием низкой температуры может на небольшой срок снижаться температура тела и наступать состояние, сходное с О. пойкилотермных животных. Изучение О. имеет большое практическое значение для разработки методов борьбы с вредителями сельского хозяйства, переносчиками заболеваний человека и т. п.

Аналогичное оцепенению состояние млекопитающих называется спячкой (См. Спячка). Некоторые учёные термином «спячка» называют оба эти явления.

  • - нарушение обмена веществ организмов, вызванное высокими температурами. При тепловом оцепенении животные теряют активность, растения - раздражимость...

    Экологический словарь

  • - замедление обмена веществ организмов, обусловленное низкими температурами среды. Растения теряют раздражимость, животные - активность. Холодовое оцепенение, как правило, обратимый процесс...

    Экологический словарь

  • - немое...

    Словарь эпитетов

  • - ОЦЕПЕНЕ́НИЕ, оцепенения, мн. нет, ср. . Состояние по гл. цепенеть-оцепенеть...

    Толковый словарь Ушакова

  • - оцепене́ние ср. 1. процесс действия по гл. оцепенеть 2. Результат такого действия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - оцепен"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - прил., кол-во синонимов: 2 оцепеневший оцепенелый...

    Словарь синонимов

  • - недвижимость, обмирание, помертвение, ступор, каталепсия, остолбенение, отсутствие движения, онемение, недвижность, закостенение, сопор, окостенение, покой, неподвижность,...

    Словарь синонимов

  • - ...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 оледенивший...

    Словарь синонимов

"Оцепенение" в книгах

ОЦЕПЕНЕНИЕ ИЛИ САМОУБИЙСТВО

автора Фабр Жан-Анри

ОЦЕПЕНЕНИЕ ИЛИ САМОУБИЙСТВО

Из книги Жизнь насекомых [Рассказы энтомолога] автора Фабр Жан-Анри

ОЦЕПЕНЕНИЕ ИЛИ САМОУБИЙСТВО Нельзя подражать неизвестному - это вполне очевидно. Для того чтобы притвориться мертвым, нужно иметь какое-то представление о смерти. Ну, а насекомое, даже лучше - животное вообще, обладает ли оно таким представлением? Может ли обладать?Я

Оцепенение

Из книги Книга 2. Начало века автора Белый Андрей

Оцепенение Брюсов - текучая диалектика лет: противленец, союзник, враг, друг, символист или - кто? Можно ли в двух словах отштамповать этот сложный процесс, протекавший в нем диалектически? Мы, отработавшие вместе с ним в одной комнате шесть почти лет, награжденные

ОЦЕПЕНЕНИЕ

Из книги Бальзак без маски автора Сиприо Пьер

ОЦЕПЕНЕНИЕ 22 апреля 1813 года коллеж известил родителей Бальзака, что их сын должен покинуть учебное заведение. Согласно установленному обычаю Бернару-Франсуа сказали: «Ваш сын обладает всеми качествами, кроме тех, которые нам подходят. Мы ничего не можем поделать».

Оцепенение и сжатие

Из книги Жизнь без границ. Строение и Законы Дуальной Вселенной автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Оцепенение и сжатие Это прекрасно, если вы будете работать со страхами, но на самом деле их в каждом нормальном человеке огромное множество, как блох на бродячей собаке. Ловить – не переловить. Кроме того, что само отлавливание страха и избавление от него занимают много

ГЛАВА ВТОРАЯ Напрваление эволюции - оцепенение, интеллект, инстинкт

Из книги Творческая эволюция автора Бергсон Анри

Оцепенение

Из книги Оскал смерти. 1941 год на Восточном фронте автора Хаапе Генрих

Оцепенение Пока мы пребывали в этом оцепенении, русские лихорадочно работали над тем, чтобы преградить нам путь на Москву.Казаки тоже не замедлили извлечь для себя выгоду из нашей неожиданной и необъяснимой остановки. Красная Армия постаралась сполна использовать все

Оцепенение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОЦ) автора БСЭ

ОЦЕПЕНЕНИЕ

Из книги Твое тело говорит «Люби себя!» автора Бурбо Лиз

ОЦЕПЕНЕНИЕ Оцепенение - это состояние общего онемения, физического и психического. См. статью ОНЕМЕНИЕ, с тем дополнением, что человек чувствует себя истощенным и разбитым, а его тело требует, чтобы он действовал более

Оцепенение

Из книги Гомеопатический справочник автора Никитин Сергей Александрович

Оцепенение Больной сонлив и боится движения; умственные способности притупляются; больной не может ясно думать и сосредотачивать свое внимание - Гельземинум.Депрессия психики и сенсориума; отвисание нижней челюсти; утрата памяти - Ликоподиум.Сильное оцепенение или

Все меняется так быстро, что ум просто впадает в оцепенение

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Все меняется так быстро, что ум просто впадает в оцепенение В современном мире совершенствоваться хотя бы отчасти необходимо для того, чтобы не отставать от общего темпа молниеносных перемен. Ведь почти каждый месяц появляются какие-нибудь технические новинки. А новые

Вечное оцепенение

Из книги Мифы о Китае: все, что вы знали о самой многонаселенной стране мира, – неправда! автора Чу Бен

Вечное оцепенение Корни того, что мы видим в настоящем, следует искать в прошлом, а точнее - в старых оскорблениях. В середине XIX века Джон Стюарт Милль описывает китайцев как народ, неспособный к переменам. «Они застыли - и находятся в этом состоянии на протяжении

(i) ОЦЕПЕНЕНИЕ, СОН, ОПЬЯНЕНИЕ

Из книги Гностицизм. (Гностическая религия) автора Йонас Ганс

(i) ОЦЕПЕНЕНИЕ, СОН, ОПЬЯНЕНИЕ Можно сказать, что эмоциональные категории последнего раздела отражают общий человеческий опыт, который может появиться и найти выражение повсюду, хотя редко в таких выразительных формах. Другая серия метафор, относящаяся к условиям

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

    Черви кольчатые - тип беспозвоночных животных, имеющих вторичную полость и членистое строение тела. Кровеносная система замкнутая, нервная система узлового типа, органы выделения - метанефридии. Дыхание жаберное или кожное. Способны к регенерации. Представители: дождевой червь, нереида, пиявка.

    Полость тела первичная - пространство внутри тела животного, в котором расположены внутренние органы. У круглых червей появляется первичная полость (схизоцель), образованная эктодермой и энтодермой, она заполнена полостной жидкостью, в которую погружены кишечник и половые органы. Выполняет роль гидроскелета, участвует в выделительной и половой функциях.

    Полость тела вторичная - пространство внутри тела животного, в котором расположены внутренние органы. По мере развития мезодермы формируется вторичная полость (целом), со всех сторон выстланная эпителием. Впервые появляется у кольчатых червей и характерна для моллюсков и хордовых животных. Заполнена жидкостью и соединена с окружающей средой через выделительную и половую системы.

    Кровеносная система - система органов кровообращения, состоит из сердца и кровеносных сосудов. 1) Незамкнутая кровеносная система характерна для моллюсков, членистоногих. Кровь поступает из сердца по кровеносным сосудам в полость тела, омывает все органы, осуществляя газообмен, после чего вновь собирается в кровеносных сосудах. 2) Замкнутая кровеносная система характерна для кольчатых червей, хордовых. Кровь циркулирует по замкнутой системе сосудов, образующих один (кольчецы, ланцетники, рыбы) или два (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) круга кровообращения.

Таблица 1. Характерные черты типа Кольчатые черви

Лабораторная работа №10

Внешнее строение дождевого червя

Цель: изучить внешнее строение дождевого червя в связи с приспособлениями к среде его существования.

Материалы и оборудование: живые крупные дождевые черви, ручная лупа, лист белой бумаги.

Ход работы

    Поместите живого дождевого червя на лист бумаги. Когда он начнёт двигаться, прислушайтесь (в тишине можно услышать, как брюшные щетинки скребут по бумаге).

    Рассмотрите червя, пользуясь ручной лупой. Найдите его передний и задний концы, поясок. Обратите внимание на передний конец тела – он толще заднего и темнее окрашен.

    Определите форму тела и размеры червя. Определите брюшную и спинную стороны. Рассмотрите окраску тела на спинной и брюшной стороне.

    Проведите пальцем вдоль тела червя по брюшной стороне от заднего конца к переднему. Таким образом можно обнаружить щетинки.

    Зарисуйте внешнее строение дождевого червя, отметив щетинки, сегменты (членики) тела, ротовое отверстие, поясок, анальное отверстие.

    Напишите, как обнаруженные вами особенности строения дождевого червя связаны со средой его обитания, учитывая, что дождевые черви живут во влажной почве, богатой перегноем, и питаются органическими веществами почвы.

    Делая выводы, обратите внимание на тесную связь особенностей строения организмов со средой их обитания.

Рисунок 1. Внешний вид дождевого червя

Рисунок 2. Внешнее строение дождевого червя

Рисунок 3. Особенности движения дождевого червя

Рисунок 4. Особенности размножения дождевого червя


Рисунок 5. Размножение дождевого червя

Рисунок 6. Коконы с яйцами дождевого червя

Тема: Кольчатые черви. Строение дождевого червя.

Цель: изучение нового материала

Задачи:

Образовательная: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

Развивающая: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразие их видов; видео ролик о кольчатых червях; цифровой микроскоп; микропрепараты; раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Задание: Повторение темы «Круглые черви»

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите общее понятие:

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее?

3. Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза:

1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод , канализация)

6. Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

1. Найдите общее понятие:

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?

3. Выберите из предложенного списка меры профилактики энтеробиоза:

2. Санитарный контроль продуктов

3. Соблюдение правил личной гигиены

4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

5. Систематические медицинские осмотры

6. Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

3. Изучение нового материала.

1) Введение в тему. Беседа.

Учитель: Вы уже знаете, что червеобразность – одна из классических моделей природы – представлена тремя основными вариантами: плоские, круглые, кольчатые.

Как вы думаете. Почему они изучаются в этой последовательности?

Учащиеся: Так в процессе эволюции происходило усложнение их организации.

Учитель: Вспомним по одному представителю каждого типа: сосальщик, аскарида, дождевой червь. Кто из них на ваш взгляд, более всего соответствует обыденному представлению о животных как активных охотниках за пищей? На чем основано ваше мнение?

Активная локомоция у многоклеточных животных требует развития мышц и опорного аппарата для них. Мышечный аппарат всех червей представлен кожно-мышечным мешком, но опорный орган в виде гидроскелета появляется впервые только у круглых червей. Первичная полость нематод, заполнена жидкостью, не отделена от внутренних органов. Представьте, что такая «модель» размером с дождевого червя, а не микроскопическая, как свободноживущие нематоды, проходит испытание на прочность в плотном грунте, ей приходится протискиваться через острые частицы горных пород. Что произойдет при повреждении кожно-мышечного мешка? Полостная жидкость вытечет, кожно-мышечный мешок утратит опору, и организм погибнет.

Эту проблему природа решила 600 млн. лет назад, создав вторичную полость – целом. Современные кораблестроители используют «достижения» природной лаборатории для повышения «живучести» крупных судов, в особенности подводных лодок. Что же это за приспособления? Тело животного разделяется на сегменты, выложенные внутри эпителием. Перегородки между сегментами, а также правой и левой половинками каждого сегмента состоят из двойного слоя клеток. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента. Так трюм корабля разделяется переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Такое строение полости тела организма оказалось очень удачным. Им обладает самый многочисленный тип животных – Членистоногие, но ближе всего к исходному плану строения – кольчатые черви. Именно с них мы и начнем изучение новой группы животных – высшие беспозвоночные. Они успешно решили проблему активного передвижения

2) Объявление темы урока. Постановка познавательной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, мы должны выяснить два главных момента.

Как строение кольчатых червей связано с их образом жизни?

В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?

3) Решение познавательной задачи .

1. Рассказ. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

Тело кольчатых червей вытянутое, круглое или овальное на поперечном разрезе. Тело разделено перетяжками на членики. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя

2. Индивидуальная и парная работа. Образ жизни дождевого червя.

Задание: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы.

Текст:

Вопросы:

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя?

(в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы)

3. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя». (инструктивная карточка)

Задание: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Комментарий учителя к видеофрагменту: Когда дождевые черви передвигаются в рыхлой почве, они передним концом тела раздвигают ее частицы. В плотной почве черви проедают себе дорогу – пропускают почву через кишечник, выбрасывая ее через анальное отверстие. Тело дождевого червя может укорачиваться и утолщаться либо удлиняться и утончаться. Изменения в длине и толщине тела происходят благодаря работе кольцевых и продольных мышц. Путем их попеременного сокращения и расслабления червь передвигается.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

4. Индивидуальная работа учащихся; рассказ учителя. Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.

Задание для учащихся: внимательно слушайте учителя, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

Алгоритм

2. Полость тела

Учитель: Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.

У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.

Пищеварительная система устроена значительно сложнее.

Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.

Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.

Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.

Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.

Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.

5. Первичное закрепление.

Учитель: Ребята, проверьте свои знания без текста учебника.

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

https://pandia.ru/text/78/130/images/image001_294.gif" width="38" height="21 src=">

питательные вещества

https://pandia.ru/text/78/130/images/image003_214.gif" width="38" height="21 src=">

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите общее понятие:

Аскарида, острица, ришта, филярия

гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее?

3. Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза:

1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

2. Санитарный контроль продуктов

3. Соблюдение правил личной гигиены

4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

5. Систематические медицинские осмотры

6. Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

1. Найдите общее понятие:

Власоглав, почвенная нематода, мононх-однозуб, аскарида

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?

3. Выберите из предложенного списка меры профилактики энтеробиоза:

1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

2. Санитарный контроль продуктов

3. Соблюдение правил личной гигиены

4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

5. Систематические медицинские осмотры

6. Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

Задание 3: Внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

Вопросы:

1. Почему это животное получило такое название?

2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли?

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя?

Задание 4: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы(смотри инструктивную карточку) в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Задание 5: Внимательно слушайте учителя, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

Алгоритм

1. Особенности кожно-мускульного мешка

2. Полость тела

3. Общий план строения пищеварительной системы

4. Общий план строения выделительной системы

5. Особенности строения кровеносной системы

6. Особенности строения дыхательной системы

7. Особенности строения нервной системы

8. Особенности строения половой системы

Задание 6: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами (смотри карточку).

Задание 7: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

Подведение итогов урока:

А) Прочитайте цель урока. Достигли ли Вы её? В какой степени? Б) Какие затруднения у Вас возникли? В) Оцените свою работу: «5» - если выполнили все предложенные задания; «4» - если выполнили 1-5 задания; «3» - если выполнили 2-4 задания.

Домашнее задание.

Карточка с заданиями

Системы органов Функции

Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

Питательные вещества

Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

Система размножения Е. Осуществляет переваривание пищи

Части организма

1. Спинной и брюшной кровеносные сосуды 7. «Сердца»

2. Метанефридии 8. Желудок

3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Лабораторная работа

«Внешнее строение дождевого червя»

Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

1. Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

Определите: - окраску тела,

Длину тела,

Толщину тела,

Передний и задний концы тела,

Сделайте рисунок червя.

2. Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.

Чем она отличается от спинной?

Найдите щетинки. Какова их функция?

Сделайте рисунок щетинки.

3. Запишите вывод.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

Кольчатые черви обладают самой высокой организацией по сравнению с другими типами червей; у них впервые появляются вторичная полость тела, кровеносная система, более высоко организована нервная система. У кольчатых червей внутри первичной полости образовалась другая, вторичная полость с собственными эластичными стенками из клеток мезодермы. Её можно сравнить с подушками безопасности, по паре в каждом членике тела. Они «раздулись», заполнили пространство между органами и поддерживают их. Теперь каждый сегмент получил свою собственную опору из мешков вторичной полости, наполненных жидкостью, а первичная полость эту функцию утратила.

Обитают в почве, пресной и морской воде.

Внешнее строение

Дождевой червь имеет почти круглое в поперечном разрезе тело длиной до 30 см; насчитывают 100-180 сегментов, или члеников. В передней трети тела находится утолщение — поясок (его клетки функционируют в период полового размножения и откладки яиц). По бокам каждого сегмента развиты по две пары коротких упругих щетинок, которые помогают животному при передвижении в почве. Тело имеет красновато-коричневую окраску, светлее на плоской брюшной и темнее на выпуклой спинной стороне.

Внутреннее строение

Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей развиты настоящие ткани. Снаружи тело покрыто слоем эктодермы, клетки которой образуют покровную ткань. Кожный эпителий богат слизистыми железистыми клетками.

Мышцы

Под клетками кожного эпителия находится хорошо развитая мускулатура, состоящая из слоя кольцевых и находящегося под ним более мощного слоя продольных мышц. Мощные продольные и кольцевые мышцы меняют форму каждого членика отдельно.

Дождевой червь попеременно то сжимает и удлиняет их, то расширяет и укорачивает. Волнообразные сокращения тела позволяют не только ползти по норке, но и раздвигать почву, расширяя ход.

Пищеварительная система

Пищеварительная система начинается на переднем конце тела ротовым отверстием, из него пища поступает последовательно в глотку, пищевод (у дождевых червей в него впадают три пары известковых желёз, поступающая из них в пищевод известь служит для нейтрализации кислот гниющих листьев, которыми питаются животные). Затем пища переходит в расширенный зоб и небольшой мускульный желудок (мышцы в его стенках способствуют перетиранию пищи).

От желудка почти до заднего конца тела тянется средняя кишка, в которой под действием ферментов пища переваривается и всасывается. Непереваренные остатки поступают в короткую заднюю кишку и выбрасываются наружу через заднепроходное отверстие. Дождевые черви питаются полусгнившими остатками растений, которые они глотают вместе с землёй. При прохождении по кишечнику почва хорошо перемешивается с органическими веществами. Экскременты дождевых червей содержат в пять раз больше азота, в семь раз больше фосфора и в одиннадцать раз больше калия, чем обычная почва.

Кровеносная система

Кровеносная система замкнутая, состоит из кровеносных сосудов. Вдоль всего тела над кишечником тянется спинной сосуд, а под ним — брюшной.

В каждом сегменте их объединяет кольцевой сосуд. В передних сегментах некоторые кольцевые сосуды утолщены, их стенки сокращаются и ритмически пульсируют, благодаря этому кровь перегоняется из спинного сосуда в брюшной.

Красный цвет крови обусловлен наличием в плазме гемоглобина. Он играет ту же роль что и у человека — питательные вещества растворёнными в крови разносятся по всему телу.

Дыхание

Для большинства кольчатых червей, в том числе и дождевых, характерно кожное дыхание, практически весь газообмен обеспечивается поверхностью тела, поэтому черви очень чувствительны к влажной почве и не встречаются в сухих песчаных почвах, где их кожа скоро подсыхает, а после дождей, когда в почве много воды, выползают на поверхность.

Нервная система

В переднем членике червя находится окологлоточное кольцо — самое крупное скопление нервных клеток. С него начинается брюшная нервная цепочка с узлами нервных клеток в каждом членике.

Такая нервная система узловатого типа образовалась при слиянии нервных тяжей правой и левой стороны тела. Она обеспечивает самостоятельность члеников и слаженную работу всех органов.

Органы выделения

Органы выделения имеют вид тоненьких петлеобразно изогнутых трубочек, которые одним концом открываются в полость тела, а другим наружу. Новые, более простые воронкообразные органы выделения — метанефридии выводят вредные вещества во внешнюю среду по мере их накопления.

Размножение и развитие

Размножение происходит только половым путём. Дождевые черви — гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части. Семенники лежат впереди яичников. При спаривании сперматозоиды каждого из двух червей переносятся в семяприёмники (особые полости) другого. Оплодотворение червей перекрёстное.

Во время копуляции (спаривание) и откладки яиц клетки пояска на 32-37 — сегменте выделяют слизь, служащую для образования яйцевого кокона, и белковую жидкость для питания развивающегося зародыша. Выделения пояска образуют своеобразную слизистую муфту (1).

Червь выползает из неё задним концом вперёд, откладывая в слизь яйца. Края муфты слипаются и образуется кокон, который остаётся в земляной норке (2). Эмбриональное развитие яиц происходит в коконе, из него выходят молодые черви (3).

Органы чувств

Органы чувств развиты очень слабо. У дождевого червя нет настоящих органов зрения, их роль выполняют отдельные светочувствительные клетки, находящиеся в кожном покрове. Там же помещаются рецепторы осязания, вкуса, обоняния. Дождевые черви способны к регенерации (легко восстанавливает заднюю часть).

Зародышевые листки

Зародышевые листки основа всех органов. У кольчатых червей эктодерма (наружный слой клеток), энтодерма (внутренний слой клеток) и мезодерма (промежуточный слой клеток) появляются в начале развития как три зародышевых листка. Они дают начало всем основным системам органов, включая вторичную полость и кровеносную систему.

Эти же системы органов сохраняются в дальнейшем у всех высших животных, причём они формируются из тех же трёх зародышевых листков. Так высшие животные в своём развитии повторяют эволюционное развитие предков.

Цели урока. Показать характерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя. Выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.

Методы . Рассказ, беседа, самостоятельные наблюдения.

Оборудование. Натуральные пособия . Живые дождевые черви, предварительно вымытые и помещенные в пробирки крупного размера или стеклянные банки, закрытые пробками или стеклами. Влажные препараты аскариды, цепня (солитера), пиявок и др. Изобразительные пособия . Таблицы с изображением аскариды, солитера, пиявки, печеночного сосальщика. Вспомогательное оборудование . На столах учащихся листы белой бумаги, стеклянные пластинки размером не менее 10X10 см, стеклянные палочки, препаровальные иглы, уксус в пузырьке, репчатый лук, нарезанный кусочками, ванночка, лупы, линейки. На столе учителя две стеклянные банки (размером не менее литра) с чередующимися слоями чернозема и песка.

ХОД УРОКА

Проверка знаний.

Учитель предлагает всему классу вопросы: какими способами размножается гидра? Что указывает одноклеточная стадия в развитии гидры? С какими представителями кишечнополостных животных вы познакомились?

В чем их отличие от гидры и с чем это связано? Какие типы животных вы изучили?

Изучение нового материала .

Вступительный рассказ. Учитель рассказывает, какие животные относятся к червям, демонстрирует таблицы с их изображением и препараты- (дождевого червя, аскариды, солитера, пиявок, печеночного сосальщика и др.). Учитель указывает, что черви имеют разную величину, форму и внутреннее строение, и предлагает начать изучение червей с распространенного и всем известного дождевого червя.

Беседа по вопросам. Для выяснения представлений учащихся о дождевых червях учитель спрашивает: где встречаются дождевые черви? Легко или трудно вытянуть из земли уползающего туда дождевого червя? Почему? Чем питаются дождевые черви? В чем польза дождевых червей?

Знания учащихся жизни дождевого червя учитель дополняет, рассказывая, что для дыхания дождевого червя нужен кислород, который он получает из воздуха, находящегося в почве.

Необходимо подчеркнуть значение дождевых червей в разрыхлении почвы и проникновении в нее воздуха и влаги, необходимых для растений. Пропуская через свой кишечник землю, они выносят постепенно почву из более глубоких слоев на поверхность, Еще Ч. Дарвин указывал, что за один год на площади 1 кв. м дождевыми червями было вынесено на поверхность до 4 кг сухого веса почвы. Перемешивая почву и затаскивая в свои норы части растений, черви способствуют накоплению в почве органических веществ.

Дождевые черви служат кормом для рыб и домашней птицы, С этой целью червей разводят. Учитель подчеркивает необходимость охраны дождевых червей.

Опыт, показывающий перемешивание почвы в результате деятельности дождевых червей. Взять 2 стеклянные банки (емкостью не менее 1 л), пронумеровать их: № 1 и 2. Примерно 1\3 каждой банки засыпать черноземом, затем равномерным слоем песка толщиной 2 см, а сверху опять насыпать чернозема и увлажнить водой. В банку № 1 поместить 5 червей, а банку № 2 оставить без червей для контроля!

В последующие дни 1-2 учащихся поддерживают почву во влажном состоянии и записывают происходящие изменения. О результатах наблюдений они расскажут на следующем уроке.

Если этот опыт был поставлен ранее членами кружка юннатов, то он может быть продемонстрирован на данном уроке.

Самостоятельные наблюдения. Подготовка учащихся к самостоятельной работе. Учитель говорит, что учащиеся должны изучить внешнее строение дождевого червя самостоятельно по письменной инструкции. Инструкция зачитывается вслух (тут же выясняется, что непонятно). Дежурные раздают дождевых червей (желательно каждому ученику).

Инструкция для наблюдений

Цель работы. Установить характерные особенности внешнего строения дождевого червя и их соответствие условиям жизни в почве. Выделить черты более высокой организации по сравнению,с пресноводной гидрой.

Вопросы и задания

    Рассмотрите дождевого червя и определите форму его тела. Что видно на теле?

    Пользуясь лупой, рассмотрите концы тела дождевого червя. Сравните их и определите передний и задний конец. Где находится утолщение?

    Рассмотрите верхнюю и нижнюю часть тела дождевого червя, сравните и определите брюшную и спинную стороны.

    Проведите наблюдения за передвижением дождевого червя. Для этого перенесите его в. ванночку, а затем:

а) измерьте длину тела в момент наибольшего растяжении в момент наибольшего сокращения, изобразите это в тетради;
б) пронаблюдайте передвижение дождевого червя на стекле и на бумаге, сравните;
в) проведите пальцем вдоль тела от заднего конца к переднему. Что вы обнаружили и на какой стороне? Рассмотрите в лупу.

    Для выяснения ориентировки дождевого червя во внешней среде проделайте следующее:

а) прикоснитесь препаровальной иглой к телу дождевого червя (что произошло?);
б) поднесите к переднему концу червя кусочек лука или смоченную в уксусе стеклянную палочку, не дотрагиваясь до его тела (что произошло?);
в) наведите с помощью лупы луч света на передний конец червя (что наблюдаете?).

Какое явление происходит во всех проделанных вами опытах?

Заключительная часть урока После самостоятельной работы необходимо некоторые представления уточнить и расширить. Для этого учитель спрашивает учащихся, как передвигается дождевой червь?

Прослушав ответы учащихся, учитель дополняет их, указывая, что у дождевого червя, в отличие от гидры, под кожей находятся хорошо развитые мышцы. Учитель предлагает подумать над вопросом, почему тело червя при движении становится то длинным и тонким, то коротким и толстым, как расположены мышцы. Затем на доске он дает пояснительный схематический рисунок, а учащиеся делают его у себя в тетрадях.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы: что произойдет с. телом дождевого червя, если сокращаются кольцевые мышцы? А если продольные? Какой можно сделать вывод?

Затем учитель дает понятие о двусторонней симметрии, предварительно предложив учащимся вспомнить о лучевой симметрии кишечнополостных. Следует подчеркнуть, что развитие двусторонней симметрии связано с обособлением у животных переднего и заднего концов тела, спинной и брюшной сторон. Тело таких животных можно мысленно рассечь только на две симметричные, зеркально похожие части.

Двустороннесимметричное строение имеют почти все известные животные. Это же строение люди придают искусственным приспособлениям, предназначенным для поступательного движения, например простой тачке, автомобилю, самолету.

Предлагается подумать учащимся над вопросами: удобно ли было бы плавать на воде не в лодке, а в круглой лучевой лохани? Что получилось бы, если бы телега была сделана несимметрично - правое колесо больше или меньше левого?

В заключение учитель указывает, что развитие двубоковой симметрии у животных является признаком более высокой организации его строения.

Задание на дом .

Написать все характерные особенности дождевого червя во внешнем строении, которые отличают его от пресноводной гидры.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта