Главная » Ядовитые грибы » Арабское письмо. Арабский алфавит

Арабское письмо. Арабский алфавит

В настоящее время более семи процентов населения планеты использует для своего общения арабский язык. Письменность его применяется в двадцати двух государствах, а модификация распространена у Афганистана, Пакистана, Ирана и других стран. При рассмотрении особенностей этого письма можно увидеть у него массу достоинств, а также красоту звучания арабских слов и речи.

Истоки возникновения

История арабской письменности берёт своё начало от алфавита, который был создан финикийцами, проживающими на территории Ливана, Сирии и Палестины. Благодаря тому что эта народность вела свои торговые дела по всему Средиземноморскому побережью, их письмо повлияло на развитие многих алфавитов этого региона.

Таким образом, финикийская письменность развивалась сразу по нескольким направлениям, одно из которых - греческий алфавит, а немного позднее и латинский. Второе его ответвление получило своё отражение в арамейской речи, которая, в свою очередь, разделилась на иврит и набатейский алфавит, вошедший в обиход со второго века до нашей эры на территории современного Иордана. Впоследствии там и появилась письменность арабская.

Дальнейшее развитие

Укрепилось уже основательно такое письмо в четвёртом веке нашей эры, когда алфавит был полностью сформирован. Тогда уже можно было в нём проследить черты, которыми наделена современная арабская письменность. Например, одним и тем же знаком могли обозначаться сразу две либо три фонемы, которые немного позже стали различаться при помощи диакритических точек. Согласные писались знаками шадда, а позднее стали появляться огласовки. Возникновение арабской письменности ещё немного обязано и таким древним народам, как семиты, так как именно у них арабы позаимствовали форму своих букв.

Орфография начала зарождаться немного позже, когда возникла необходимость писать священную книгу всех мусульман - Коран. Ранее учения пророка Мухаммеда распространялись посредством устной речи, что впоследствии приводило к их искажению. После этого, благодаря большому влиянию ислама, это письмо стало одним из самых распространённых в мире. Теперь его можно встретить во многих регионах Африки, Центральной и Западной Азии, в Европе и даже Америке.

Особенности написания

Письменность арабская схожа с русской тем, что в ней тоже используются буквы, а не иероглифы. Слова и предложения пишутся справа налево. Ещё одной отличительной чертой этого письма является то, что в нём нет заглавных литер. Все имена, первые слова в предложениях наносятся на бумагу исключительно с маленького символа. Знаки пунктуации пишутся в перевёрнутом виде, что также необычно для русскоязычного населения.

Письменность арабская отличается от многих других тем, что в ней на листе изображаются только согласные и долгие гласные звуки, а краткие вообще никак не отображены и воспроизводятся исключительно в речи. При этом никакой путаницы при чтении не возникает, благодаря тому что эти звуки фиксируются при помощи различных надстрочных, а также подстрочных знаков. Алфавит арабов состоит из 28 букв. При этом 22 из них имеют четыре формы своего написания, а 6 - всего две.

Разновидности раннего стиля

Виды стандартной арабской письменности представлены шестью различными почерками, три из которых возникли немного раньше остальных:

  • Первый из них - это куфи. Он является самым древним и основывается на геометрических правилах в сочетании с орнаментом. В написании этого стиля используют прямые линии, углы. Их наносят на бумагу с помощью Для этого почерка характерна выдержанность и величественность, строгость и торжественность. Благодаря этим качествам именно его использовали при написании главной книги мусульман. Также этот можно увидеть ещё на и мечетях.
  • Немного позже появился сульс. Перевод его названия дословно звучит как «треть», так как его знаки в три раза меньше по размерам, чем в куфи. Его принято считать орнаментальным почерком. Поэтому сульс чаще используется в различных подзаголовках и важных обращениях. Отличительной чертой этого почерка являются его буквы, имеющие изогнутый вид с некими крючками на их конце.
  • Насх. Он был создан примерно в десятом столетии. Характерными чертами стиля являются небольшие горизонтальные «стежки», при этом между словами всегда выдержаны интервалы. В современном мире он в основном используется для публикаций книг и при печати периодичных изданий.

Виды позднего периода

Эти три стиля были придуманы немного позже, чем вышеперечисленные почерки. К ним относят следующие виды арабской письменности:

  • Таълик. Он появился в Иранском государстве и изначально назывался фарси. При его написании буквы постепенно съезжают сверху вниз, благодаря чему можно подумать, что слова специально пишутся по диагонали. В этом стиле буквы имеют плавное очертание. Он в основном распространён в странах Южной Азии, а также в Индии.
  • Почерк рикъа. Его основой являются древние виды письма. Дословно его название переводится как «маленький листочек». Он является довольно-таки сжатым стилем, а также наиболее простым в написании, поэтому чаще всего применяется при конспектировании и в быту.
  • Стиль дивани. Его часто используют в правительственной канцелярии. Например, таким почерком пишут различные приказы, официальные письма и другие виды государственной переписки.

Монументальный стиль

Письменность арабская этой разновидности используется чаще всего на каких-либо твёрдых материалах, камнях и металле. Её можно увидеть на различных архитектурных памятниках и монументах, а также на мечетях, стелах и монетах. Для этого почерка характерна угловатость и масштабность, поэтому он является сугубо рукописным видом. Этот стиль наносится на материал непрерывным письмом и имеет тенденцию к слигованности.

Из всего вышеизложенного можно сделать такой вывод, что арабское письмо является само по себе несложным, если его изучать без лишних переживаний и страхов в нужной последовательности.

ISO 15924 Arab (#160)
Пример См. также проект «Лингвистика»

Ход написания слов такой: 1) пишут основные части букв, не требующие отрыва пера от бумаги; 2) добавляют те части, которые требуют отрыва пера: отвесную черту букв ط и ظ, верхнюю наклонную черту буквы ك и точки, присущие многим буквам; 3) если нужно, расставляют вспомогательные значки (то есть огласовки (харакаты)) .

Арабское письмо произошло от набатейского письма , развившегося из арамейского письма , которое в свою очередь восходит к финикийскому письму . Арабский алфавит включил в себя все буквы арамейского и добавил к ним буквы, отражающие специфически арабские звуки. Это буквы са, ха, заль, дад, за, гайн.

Обозначение согласных

Каждая из 28 букв, кроме буквы алиф, обозначает один согласный. Начертание букв меняется в зависимости от расположения внутри слова (в начале, в конце или в середине, с учётом того, что слова пишутся справа налево). Все буквы одного слова пишутся слитно, за исключением шести букв (алиф , даль , заль , ра , зайн , вав), которые не соединяются со следующей буквой.

№ п-п в конце слова в середине слова в начале слова отдельно стоящие численное значение в абджад алфавит название кириллическая транслитерация транскрипция МФА стандартная латинская транслитерация
1 1 أَلِف ‎ ’алиф - / / / /aː / (/ /, / /) -
2 2 بَاء ‎ ба̄’ б / / b
3 400 تَاء ‎ та̄’ т / / t
4 500 ثَاء ‎ с̱а̄’ с̱ / /
5 3 جِيم ‎ джӣм дж/г /d͡ʒ / ǧ
6 8 حَاء ‎ х̣а̄’ х̣ / /
7 600 خَاء ‎ х̮а̄’ х̮ / /
8 4 دَال ‎ да̄ль д / / d
9 700 ذَال ‎ з̱а̄ль з̱ / /
10 200 رَاء ‎ ра̄’ р / / r
11 7 زَاي ‎ за̄й (зайн) з / / z
12 60 سِين ‎ сӣн с / / s
13 300 شِين ‎ шӣн ш / / š
14 90 صَاد ‎ с̣а̄д с̣ /sˁ /
15 ﺿ 800 ضَاد ‎ д̣а̄д д̣ /dˁ /
16 9 طَاء ‎ т̣а̄’ т̣ /tˁ /
17 900 ظَاء ‎ з̣а̄’ з̣ /ðˁ /
18 70 عَيْن ‎ ‘айн / / ʕ/ʿ
19 1000 غَيْن ‎ гайн г/г̣ / / ġ
20 80 فَاء ‎ фа̄’ ф /f/ f
21 100 قَاف ‎ к̣а̄ф к̣ /q/ q
22 20 كَاف ‎ ка̄ф к / / k
23 30 لاَم ‎ ля̄м ль / / l
24 40 مِيم ‎ мӣм м / / m
25 50 نُون ‎ нӯн н / / n
26 5 هَاء ‎ ха̄’ х / / h
27 6 وَاو ‎ ва̄в (уау) в / / / /uː / w
28 10 يَاء ‎ йа̄’ й / / / /iː / y

Алиф - единственная буква арабского алфавита, не обозначающая никакого согласного звука. В зависимости от контекста она может использоваться для обозначения долгого гласного а̄ (см. ниже) либо как вспомогательный орфографический знак, не имеющий собственного звукового значения.

Исторически буквы арабского алфавита располагались в том же порядке, что и в финикийском алфавите , от которого происходит арабский. При этом 6 букв, не имевших соответствия в финикийском алфавите, помещены в конец:

أ ب ج د ﻩ و ز ح ط ي ك ل م ن س ع ف ص ق ر ش ت ث خ ذ ض ظ غ
  • َ - фатха;
  • ِ - касра;
  • ُ - дамма;
  • ْ - сукун.

Если после буквы следует звук «а», над ней ставится наклонная чёрточка, которая называется «фатха». Если после буквы следует звук «и», чёрточка ставится под буквой, и называется «касра». Звук «у» обозначается надстрочным значком «дамма», похожим на маленькую запятую. Если после буквы нет гласного звука, то над ней ставится «сукун» - маленький кружок.

В неарабских языках, где используются алфавиты на основе арабского, гласные передаются либо методом матрес лекционис (в персидском передаются только долгие гласные - через «алиф», «йа» и «уау»), либо путём ввода дополнительных знаков (как в уйгурском языке). Отсутствие средств передачи гласных в арабском языке, для которого это было естественным явлением (в семитских языках гласные не входят в состав основы слова, и чередуются при словообразовании и словоизменении), привело в XX в. в ряде мусульманских стран (Турция, Средняя Азия, Индонезия, Малайзия и др.) к вытеснению арабского алфавита иными алфавитами, располагавшими средствами последовательной передачи гласных (латиницей, кириллицей и др.). В классическом арабском языке отсутствуют звуки «г» и «п».

Дополнительные знаки

28 букв, приведённых выше, называются хуруф (араб. حروف ‎, ед.ч. حرف ‎ харф ). Кроме них, в арабском письме используется ещё три дополнительных знака, не являющихся самостоятельными буквами алфавита.

в конце слова в середине слова в начале слова отдельно стоящие название транслитерация МФА
هَمْزَة ‎ хамза [ʔ]
- تَاء مَرْبُوطَة ‎ та̄’ марбӯт̣а - [h] / [t]
- أَلِف مَقْصُورَة ‎ ’алиф мак̣с̣ӯра а̄ / [a]
  1. Хамза (гортанная смычка) может писаться как отдельная буква, либо на букве-«подставке» (алиф, вав или йа). Способ написания хамзы определяется её контекстом в соответствии с рядом орфографических правил. Вне зависимости от способа написания, хамза всегда обозначает одинаковый звук.
  2. Та-марбута («завязанная та») является формой буквы та. Она пишется только в конце слова и только после огласовки фатха . Когда у буквы та-марбута нет огласовки (например, в конце фразы), она читается как буква ха. Обычная форма буквы та называется та̄’ мафтӯх̣а (араб. تاء مفتوحة ‎, «открытая та»).
  3. Алиф-максура («укороченный алиф») является формой буквы алиф. Она пишется только в конце слова и сокращается до краткого звука а перед алиф-васла следующего слова (в частности, перед приставкой аль-). Обычная форма буквы алиф называется ’алиф мамдӯда (араб. ألف ممدودة ‎, «удлинённый алиф»).

Дополнительные знаки: местные варианты

В местных вариантах арабского алфавита, а также в разновидностях арабского алфавита для неарабских языков используются другие дополнительные знаки.

В персидском языке конечная форма буквы «йа» пишется без двух подстрочных точек, то есть совпадает с «алиф максура»; в свою очередь, «алиф максура» в персидском не используется и заменяется обычным конечным алифом, или, хотя и реже, в малочисленных заимствованиях при ней стоит уменьшенная форма алифа, похожая больше на вертикальную васлу. Конечная «каф» совпадает по написанию со срединной (арабский вариант конечной «каф» считается устаревшим). Помимо этого, в персидском имеются свои знаки для звуков «г» («каф» с надстрочной чертой), «ж» («ра» с тремя надстрочными точками), «п» («ба» с тремя подстрочными точками вместо одной), «ч» («джим» с тремя точками вместо одной).

Свои дополнительные знаки существуют в алфавитах для языков урду, уйгурского, магрибских диалектов арабского и др.

Транслитерация

Приведена таблица соответствия между стандартными системами кириллической и латинской транслитерации арабского письма, а также нестрогой системой латинской транслитерации , распространённой в Интернете .

согласные гласные
ء ‎ ب ‎ ت ‎ ث ‎ ج ‎ ح ‎ خ ‎ د ‎ ذ ‎ ر ‎ ز ‎ س ‎ ش ‎ ص ‎ ض ‎ ط ‎ ظ ‎ ع ‎ غ ‎ ف ‎ ق ‎ ك ‎ ل ‎ م ‎ ن ‎ ه ‎ و ‎ ي ‎ ة ‎ ا ‎ و ‎ ي ‎ ى ‎ арабские буквы
б т с̱ дж х̣ х̮ д з̱ р з с ш с̣ д̣ т̣ з̣ г ф к̣ к л м н х в й - а̄ ӯ ӣ ā кириллизация
ʾ b t ǧ d r z s š ʿ ġ f q k l m n h w y ā ū ī станд. латинизация
" th j/g 7 kh dh sh 9 6 dh ` gh 8/9 ah oo ee a нестр.
2 5 ch 4 9 6"/8 3 3" g eh aa ou/uu ii y

Система латинизации арабского письма определена в международном стандарте ISO 233 .

Лигатуры

В арабском письме есть большое количество способов слитного написания нескольких букв (лигатур). Одна лигатура - лям-алиф - является стандартной, и написание этой пары букв иначе, чем при помощи лигатуры, не допускается. Остальные лигатуры необязательны, и их использование зависит от выбранного каллиграфического стиля.

Выравнивание

В отличие от неслитного письма, в котором для выравнивания ширины строк применяется разрядка слов и межсловных пробелов, арабское письмо позволяет растягивать строки за счёт удлинения связок между буквами. Удлинённая связка называется кашида (перс. كشيده ‎) или татвиль (араб. تطويل ‎). Символ кашиды определён в Юникоде как U+0640, и его можно вставлять в текст для указания предпочтительных мест удлинения связки - подобно «мягкому переносу» в текстах на европейских языках. Средства разметки текста (например, CSS) позволяют указывать, в каких пропорциях удлинение строк должно происходить за счёт кашиды по сравнению с расширением межсловных пробелов .

В каллиграфии для растяжения строк используется также особая форма буквы каф, называемая «каф росчерком» или «куфическим каф». Несмотря на то, что это графическая форма обычного каф, она закодирована в Юникоде отдельным символом (U+06AA). Подобно межбуквенным связкам, эта форма буквы каф может растягиваться до любой ширины.

Каллиграфия

Важное место в арабской культуре письма занимает искусство каллиграфии. В основном по причине религиозного запрета на изображение живых существ (аниконизма) каллиграфия стала одним из основных видов сакрального искусства в мусульманском мире. Имеется несколько стилей каллиграфического письма.

Каллиграфические стили

Один из самых древних стилей арабского письма - это куфи , или куфический (араб. كوفي ‎, от названия города Куфа).

Шрифт, ставший стандартным средством записи для арабского языка - это насх (араб. نسخ ‎ «копирование»).

Некоторые каллиграфические стили использовались только в декоративных целях, то есть для каллиграмм - художественных произведений каллиграфов. Таков шрифт су́люс (араб. ثلث ‎ «треть») с его широкими, свободными росчерками.

Арабские цифры

Арабское письмо в других языках

Распространение арабского алфавита шло параллельно с распространением ислама . Со временем арабский алфавит стал восприниматься как «истинно исламский», и многие языки Азии и Африки стали использовать его на письме (в том числе и те, которые ранее использовали другие системы письма - например, персидский или яванский). В регионах, где преобладали другие языки, группы населения, исповедующие ислам, стремились сохранить арабский алфавит несмотря на принятие нового языка, пример - белорусский арабский алфавит . При этом арабский алфавит пополнялся дополнительными буквами для обозначения звуков, отсутствовавших в арабском языке.

В настоящий момент письмо на основе арабского алфавита используется, кроме названных языков, для урду , пушту , дари , кашмири , пенджаби , синдхи , хауса , фула , а также иногда для курдского (в Иране и Сирии) и

Каждая культура имеет свои знаки и символы, установленные по договоренности и понятные исключительно носителям данной культуры и заинтересованным людям, изучающим её. Важнейшим источником арабских символов является Коран, а если смотреть шире, то ислам - вторая по количеству последователей мировая религия.

Арабская культура

В седьмом веке нашей эры мекканский торговец Мухаммед начал проповедовать новую религию, названную им исламом. Через сто лет новая религия, получившая широкую поддержку общественности, распространилась как мирным, так и военным путём от Пиренейского полуострова до Индии, став основой арабской культуры. Свой значительный вклад в становление последней внес также арабский язык. Кроме того, можно отследить и элементы, заимствованные из ассимилированных культур, носителями которых являются в основном кочевые племена.

Арабские символы и их значение изучаются в первую очередь по Корану, поскольку данный труд является центральным элементом всей культуры целого ряда государств, объединенных общей религией, моральными нормами и ценностями.

Запреты в арабской символике

При установлении новой религии новая власть столкнулась с проблемой вытеснения из общественного сознания более древних верований. С одной стороны, проблемой было идолопоклонство или, говоря научным языком, политеизм - вера в существование множества богов и распределения между ними влияния на природу и человека. Другой задачей было искоренение анимизма - ещё более древнего верования, основу которого составляло поклонение животным.

С целью решения этих проблем в исламе были введены запреты на изображения людей и животных. В будущем актуальность этих запретов исчерпала себя, и сегодня они соблюдаются не так строго, как раньше. Впрочем, причины их появления были со временем переосмыслены. Общепринятой причиной запрета считается следующий: изображая человека или животное (особенно в виде скульптуры), мастер бросает вызов Богу, поскольку проявляет себя в качестве творца сущности, которая должна нести жизнь.

Наличие полного запрета на изображение людей способствовало развитию знаменитой арабской каллиграфии, где в полной мере отражаются символы арабского языка, а также геометрических и растительных орнаментов.

Буквы

Пожалуй, главной фразой в исламе является символ веры на арабском - фраза, вольно переводящаяся на русский язык следующим образом: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед - Посланник Аллаха». Эту фразу правоверный мусульманин произносит каждый день по несколько раз во время молитвы и вне её.

За счёт того, что в исламе запрещено изображать людей и животных, каллиграфия, т. е. искусство письма, возымела особую значимость. Стилизованные арабские буквы украшают мечети и дворцы, а традиционные каллиграфические работы зачастую представляют собой настоящие картины, в которых европеец даже не сразу распознает текст.

В мистической традиции, в среде суфиев, арабские буквы - символы, скрывающие несколько слоёв подтекста. Они имеют своё мистико-поэтическое значение и связаны с целым рядом параметров: числом, днем недели, фазой луны, цветом, планетой, стихией.

Орнамент

Помимо каллиграфии, широкое распространение в художественной арабской культуре получил орнамент. Одной его разновидностью является обычно симметричный узор, составленный из геометрических фигур, а второй - стилизованные изображения растений.

Геометрический вариант обычно используется при наружном оформлении мечетей и является арабским символом величия вкупе с выходом за границы земного существования.

Растительный орнамент чаще применяется при украшении не столь масштабных объектов: одежды, посуды, книг. Подобный узор символизирует, напротив, близость земного.

Геометрические фигуры

Слово «Аллах» записывается в виде четырех вертикальных штрихов, которые при записи в форме квадрата стали символизировать священный дом - Каабу. Квадрат вообще является одной из центральных фигур в арабском орнаменте. Часто встречается также восьмиконечная звезда, представляющая собой пересечение двух квадратов под углом 90 градусов.

Треугольник имеет значение «ока Бога», а пятиугольник символизирует пять столпов ислама.

Если иностранцу перевод арабских символов, заключенных в переплетении узоров, может показаться невозможным, то образованные арабы могут «читать» орнамент практически как страницы книги.

Цветовая символика

Красный цвет в исламе позиционируется как священный и дарующий энергию, ассоциируется с силой - как жизненной, так и физической. Однако существуют негласные ограничения на его использование: например, мужчинам запрещено носить красную одежду. Исключение составляют только праздничные дни, когда позволительны отдельные элементы красного цвета. Интересно, что прямого запрета на ношение такой одежды в Коране нет.

Синему и фиолетовому в арабской культуре придаётся мистический характер. Это цвета, сопутствующие человеку на его пути к Богу, сопровождающие акты созерцания, напоминающие о том, что всё земное является преходящим. Светло-синий и голубой - цвета, который практически всегда можно увидеть в убранстве купола мечети. Это цвет неба, призванный успокаивать и вызывать уверенность прихожан в своем выборе служения Богу.

«Плохими» цветами в арабской культуре считаются серый и коричневый. Они ассоциируются с несчастьями, злом, смертью, разрушением, низменностью.

Ряд арабских символов, связанных с цветами, был заимствован из римской, а позже европейской культуры. Например, белый - цвет чистоты, зеленый - природы. Кроме того, зеленый является цветом ислама.

Мужчины и женщины

Существуют значительные различия в отношении того, что позволено и запрещено мужчинам и женщинам в арабской культуре.

Мужчинам нельзя носить золотые украшения и шелковую одежду. Если в европейской традиции мужья обычно носят золотые обручальные кольца, то в арабском мире представителям сильного пола рекомендовано использовать серебряные. Таким образом, ношение золотых украшений и шелка является прерогативой и фактически символом женщины.

Кроме того, женщине в мусульманстве предписано носить хиджаб - особый головной платок. Прямого указания на символику этого элемента одежды в Коране нет, однако он понимается как символ скромности.

Цифры

Как бы странно это ни звучало, но арабские цифры родом из... Индии. Позже они были приспособлены для написания на арабском языке, а один из величайших ученых арабского мира аль-Хорезми популяризировал новую систему записи, способствовав её распространению до самых границ халифата, находящегося на пике своего могущества.

Позже в ряде новообразованных государств, отделившихся от халифата, цифры стали видоизменяться и уже к XIII веку стали напоминать те, которые используются сегодня в Европе и Америке. Собственно, в европейскую науку данные цифры были введены намеренно, причем удалось это сделать не с первого раза.

Способствовали этому действия папы Сильвестра II на рубеже X-XI веков, а также работы знаменитого математика Фибоначчи, вышедшие спустя двести лет - в начале XIII века. На сегодняшний день символы арабских цифр различаются в азиатских мусульманских странах (а также Египте) и остальных государствах арабского мира.

Полумесяц и звезда

В XVI веке сильнейшим государством Старого Света и всего мусульманского мира стала Османская империя. Ранее, ещё после захвата Константинополя в 1453 году, полумесяц со звездой были переняты Османами в качестве символа собственного государства, а город, ныне известный как Стамбул, стал столицей. Во время же нахождения империи на пике могущества, когда она могла диктовать свои условия (как в политике, так и в религии), новообретенный символ государства стал и символом ислама, коим и остаётся по сей день.

Символы на флагах государств

Меч, изображенный на флаге Саудовской Аравии - это знаменитый меч, переданный по наследству от Мухаммеда к Али, а далее - к сыну последнего, погибшему в бою и сделавшему раздвоенный на конце клинок символом чести шиитов.

Основными цветами арабской культуры являются красный, зеленый, белый и черный, что находит своё отражение на флагах государств. Например, флаг Объединенных Арабских Эмиратов включает в себя все четыре цвета: зеленый символизирует ислам, белый - социальные ценности и благородство, черный - избавление от внешнего насилия и скорбь по павшим воинам ислама, красный - силу нации.

Все четыре панарабских цвета используются и на флаге Египта, где также можно увидеть арабский символ «орла Саладина» - геральдическую фигуру, знак арабского национализма, а также на флагах Ирака, Кувейта, Палестины, Сирии, Судана. Три цвета используются на знаменах Алжира, Йемена, Ливана, Омана.

Безмалого 7% населения Земли пишут по-арабски, и арабское письмо используется в качестве официального более чем в 22 государствах. Кроме того, оно, с некоторыми модификациями, применяется у народов Афганистана, Индии, Ирана и Пакистана (азербайджанцы, белуджи, кашмирцы, панджабцы, персы и др.).

Арабский алфавит возник на основе набатейского письма (которое произошло от арамейского) и состоит из 28 букв. Для написания этих 28 букв используются 18 стандартных форм, к которым добавляются одна, две или три точки сверху или снизу буквы. В арабском языке используется письменная система: абджад, то есть алфавит, в котором нет гласных - читатель должен сам их добавлять.


Контекстные формы

Форма букв изменяется в зависимости от позиции в слове (отдельно, в начале, в середине или в конце).

Буква кааф:

При этом, арабский - это не чистый абджад. Для коротких согласных и длинных гласных существуют буквы, но короткие гласные и длинные согласные никак в письме не представлены. В письме содержится множество диакритических знаков, которые в современном арабском обозначают согласные.

Геометрические принципы и правила пропорции играют важнейшую роль в арабской каллиграфии. Они определяются первой буквой алфавита -алифом, который является собственно прямой вертикальной чертой.

Высота алифа составляет от 3 до 12 точек, в зависимости от каллиграфа и стиля письма.
. Ширина алифа равна точке, то есть квадрату, образованному при нажатии конца тростникового пера на бумагу, причём размер квадрата зависит от того, как обрезано перо, а также от степени нажима.
. Воображаемый круг, который использует алиф в качестве диаметра, - это круг, в который должны быть вписаны все буквы арабского алфавита.

Арабское письмо имеет много различных стилей - их более ста. Но существует шесть основных стилей - геометрические (в основном, куфический и его варианты), и курсивные (насх, рука, тулут и др.).

Куфи (или куфический) известен своими пропорциональными размерами, угловатостью и квадратностью.

Тулут означает «одна треть», что связано с пропорциями пера относительно более раннего стиля Тумаар. Он используется как орнаментальное письмо.

Насах , что значит «копирование», - один из самых ранних стилей письма с разработанной системой пропорций. Он славится чистотой форм и читабельностью, используется при переписывании Корана.

Талик означает «свисающий», что соотносится с формой его букв. Это курсивный шрифт, возникший в Персии в начале IX столетия. Он также называется Фарси (или персидский).

Дивани возник в Оттоманской империи на основе талика. Этот стиль стал основным при дворе Оттоманской империи, и его название происходит от слова «диван», что означает «королевский двор». Дивани отличается сложностью линий внутри букв и близким расположением букв внутри слов.

Рика - стиль, развившийся на основе насаха и тулута. Отличается простотой и тем, что при его написании используется малое число движений, благодаря его коротким горизонтальным штрихам-основам, именно поэтому это самый распространенный стиль для повседневной жизни. Он считается более сложным по отношению к насаху, который дети изучают первым. В старших классах учащиеся начинают писать рику.

Когда текст, написанный слева направо, смешивается с текстом, написанным справа налево в одном и том же параграфе, каждый текст должен быть написан в своём собственном направлении, и называется «двунаправленным».

Существует много типичных инструментов, таких как кисти, ножницы, нож для очинки перьев и чернильница. Но самым традиционным инструментом арабского каллиграфа является калам - перо, сделанное из высушенного тростника или бамбука. «Традиционный способ держать перо», - писал Сафади в 1987 году, - «с помощью среднего пальца, указательного и большого, расположенных друг от друга на достаточном расстоянии вдоль пера. Необходимо самое легкое нажатие».

Что касается чернил, то тут есть несколько вариантов: чёрные и коричневые (часто используются, поскольку их густота и насыщенность могут сильно варьироваться), а также жёлтые, красные, синие, белые, серебряные и золотые.

Развитие арабской каллиграфии привело к возникновению нескольких декоративных стилей для специальных нужд или вкусов, для того, чтобы доставить удовольствие или удивить.

Гульзар был введен Сафади (в 1979 году) в исламскую каллиграфию как техника заполнения пространства внутри достаточно больших букв разнообразными орнаментальными приёмами, включая цветочные мотивы, геометрические образцы, сцены охоты, портреты, маленькие надписи и другие изображения.Гульзар часто используется в сложной каллиграфии, где он также окружается декоративными деталями и каллиграфическими группами.

Марайя или мутханна - техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально отражает композицию справа.

Тугра - уникальный каллиграфический приём, который используется как королевская печать. Эти эмблемы были очень декоративны и стали особенно популярны во времена расцвета Оттоманской бюрократии.Нишанги или тугракеш - это каллиграф, специально подготовленный для написания тугры.

В зооморфной каллиграфии из слов составляются фигуры человека, птицы, животного или какого-нибудь объекта.

Сини - это китайская мусульманская каллиграфическая форма арабского письма. Может относиться к любому типу китайской исламской каллиграфии, но обычно используется для обозначения одного, с толстыми суживающимися эффектами, очень похожими на собственно китайскую каллиграфию. Широко используется в восточном Китае, один из известных каллиграфов сини - Хаджи Ноор Дин.

Основным стилем персидской каллиграфии традиционно был насталик. Хотя иногда использовался для записи арабских текстов (известен также как тали), всегда был более популярен в персидских, турецких и южно-азиатский областях. Широко практикуется как форма искусства в Иране, Пакистане и Афганистане. «Насталик» означает «отклоняющийся», что хорошо передаёт способ написания, когда каждая буква в слове как бы отклоняется от предыдущей (то есть располагается ниже, а не на том же самом уровне).


Персидско-арабское письмо исключительно курсивное. Большинство букв в слове соединены друг с другом. В персидско-арабском, также как и в арабском, слова пишутся справа налево, в то время как цифры пишутся слева направо. Для записи неарабских звуков используются существующие буквы с добавлением точек, линий и других форм.

Арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привёл к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре.

В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана. Как писал в «Трактате о каллиграфах и художниках» Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в XVI веке, «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии.Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились, как к точной науке, высчитывалась высота вертикальных букв, протяженность слова на строке. За эталон отсчета брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяженность той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба.

Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста.

Искусством, которое в первую очередь и в наибольшей мере повлияло на арабское письмо, является древнейшее искусство - орнаментация. Искусство орнаментации тесно связано с арабской каллиграфией. Орнамент проникает во многие виды изобразительного искусства и существует как вспомогательное искусство в среде других.

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов, - растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами)




И геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы).

Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

Арабский восточный орнамент и каллиграфия идут как бы параллельно в своём развитии. Когда в течение времени изобретались новые узоры, они применялись как для орнамента, так и для каллиграфии.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится именно искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих Ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII века на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретённые формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии.


Одна из особенностей арабского декора - «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения. В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи - пословицы, благопожелательные изречения из Ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы - тюльпаны, гвоздики, гиацинты, амариллисы, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

В отличие от большинства языков мира, арабские буквы пишутся «вязью», соединяясь в слове друг с другом. При этом неважно, написан текст от руки или печатный. Еще одна особенность, к которой не сразу привыкают начинающие изучать арабский язык, - написание текста справа налево. Давайте разберемся в особенностях написания и транскрипции букв арабского языка.

Общие принципы арабского языка

Только Коран, а еще научная, детская и учебная литература пишутся с использованием гласных, в остальных случаях слова записываются без огласовки. Именно поэтому при написании транскрипции арабский текст не транслитерируется, а пишется так, как следует произносить. Перед тем как начать писать транскрипцию, в слова и предложения вносится огласовка.

При написании текстов с огласовкой используются чаще всего дамма, фатха и кясра (знаки гласных), шадда (знак удвоения) и танвин (встречается крайне редко и является знаком нунации).

Иногда можно увидеть в тексте сукун (знак отсутствия и васлу (знак отсутствия гортанной смычки), а также хамзу (отделяет два гласных звука друг от друга).

Особенности транскрипции

Наличие уникальных звуков (фарингальных, эмфатических, межзубных), которые отсутствуют в большинстве европейских языков, значительно усложняют задачу для человека, который пытается арабские буквы перевести в транскрипцию. Ведь такой звук можно передать лишь приблизительно.

На сегодняшний день существует два вида транскрипции. Научная - с максимально точным произношением, и практическая, позволяющая приблизительно отразить, как произносятся арабские буквы. Перевод, а точнее, транслитерация осуществляется с помощью символов русского или латинского алфавита. Самые известные транскрипции, как практические, так и научные, были разработаны арабистами Крачковским и Юшмановым.

Алфавит

От финикийцев пришел к Он включает в себя не только все их буквы, но также графические изображения специфических для данного языка звуков. Это такие арабские буквы, как "са" (аналогичен мягкому межзубному английскому th), "ха" (звук выдоха, похожий на тот, который издает собака при дыхании), "заль" (звонкий звук, который получится, если поставить кончик языка между зубов и произнести «са»), "дад" (получится, если произнести звук «д» и при этом отвести язык назад и слегка опустить челюсть), "за" (эмфатический звук, похожий «з», но произносится при отведении назад языка и легком опущении нижней челюсти), "гайн" (похож по звучанию на грассирующее французское «р»).

Следует упомянуть, что все буквы арабского алфавита являются согласными. Для обозначения гласных используются специальные надстрочные или подстрочные знаки-огласовки, которые обозначают звуки "и", "у" и "а".

Но если послушать речь человека, который говорит на арабском, то слышны и другие гласные. Это связано с разными вариациями произношения в пределах созвучных звуков. В зависимости от согласной знак-огласовка может звучать как «э» (в большинстве случаев), а в слогах-дифтонгах и с твердыми согласными приобретает «о»-образное звучание. Со знаком «сукун» ее уже произносят с ярко выраженным звучанием «е».

Знак-огласовка «и» может преобразоваться в «ы» с твердыми согласными, а вот огласовка «у» редко меняет свое звучание на другое в классическом арабском языке, но в некоторых диалектах встречается переход в звук «о».

Сколько букв в арабском алфавите? Их 28 и все они согласные (исключением является первая буква алфавита - «алиф»). Одна буква всегда сопоставима одному звуку. Например, буква "ба" (вторая в алфавите) произносится как твердый звук «б» в слове «баран», но в конце слова никогда не оглушается (в русском дуб произносится, как «дуп», в арабском языке такого не будет).

Особенности написания

Арабские буквы довольно сложны в написании, особенно для новичков. Кстати, "вязь" используется не только арабами, но и некоторыми тюркскими народами, а также людьми, говорящими на языке пушту или урду. Написание осуществляется строго справа налево.

Сам процесс написания выглядит так:

  1. Сначала пишется та часть букв, при написании которой перо от бумаги отрывать не нужно.
  2. Далее добавляются части, которые входят в графику буквы, но написать их без отрыва не получается. К ним относятся точки, отвесные и наклонные черты.
  3. При необходимости расставляют огласовки.

Само написание каждой буквы зависит от ее местоположения в слове. Арабские буквы чаще всего имеют четыре вида начертания (отдельно стоящая, в начале или в конце слова, срединная). Исключение касается лишь 6 букв: "алиф", которая всегда пишется отдельно, а также "даль", "заль", "ра", "зайн" и "вав", которые не соединяются со следующим за ними символом.

Очень часто многие люди, начинающие читают слова в транслитерации. И это основная ошибка. Чтобы правильно произносить арабские слова, нужно начинать именно с изучения алфавита и каждой буквы. Только хорошо усвоив алфавит, можно переходить к произношению слов и построению фраз.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта