Главная » Ядовитые грибы » Атаман краснов биография. Петр Николаевич Краснов — российский генерал, атаман Всевеликого Войска Донского, даровитый писатель и журналист

Атаман краснов биография. Петр Николаевич Краснов — российский генерал, атаман Всевеликого Войска Донского, даровитый писатель и журналист

Роман замечательного русского писателя-реалиста, видного деятеля Белого движения и казачьего генерала П.Н.Краснова основан на реальных событиях - прежде всего, на преступлении, имевшем место в Киеве в 1911 году и всколыхнувшем общественную жизнь всей России. Он имеет черты как политического детектива, так и "женского" любовно-психологического романа.

Два исторических романа, включенные в данную книгу, связаны незримой нитью времен.
Атаман Платов, в молодости возглавивший легендарный поход в Индию, прерванный из-за смерти императора Павла I, вошел в историю как герой Отечественной войны 1812 года. Имя атамана, храбрость, воинское умение и везение приводили в ужас противников.

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ Л.-Гв. Атаманского Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полка
1775-1900
Как писал в 1891 году хорунжий Бородин: "Недостоин называться казаком тот из нас, кто не любит заслуг своих предков, кто не хочет быть похожим на них, кто не гордится их громкими делами! Но нельзя ведь любить того, чего не знаешь; нельзя, разумеется, гордиться тем, о чем никогда ничего не слыхал!

Имя Петра Николаевича Краснова (1869-1947) и сегодня многие произносят с большим уважением. Боевой генерал, ветеран трех войн, истинный патриот своей Родины - он до конца не изменил своим убеждениям и принципам. И когда пришлось повесить на стену верную шашку, Петр Николаевич нашел другое, не менее сильное оружие для борьбы - слово.

Два исторических романа, включённые в этот сборник, посвящены прославленным полководцам русской армии.
Атаман Платов, в молодости возглавивший легендарный поход на Индию, прерванный из-за смерти императора Павла I, вошёл в историю как герой Отечественной войны 1812-го года. Имя атамана, храбрость, воинское умение и везение, приводило в ужас противников.

В 2008 году исполняется 90 лет со дня начала геноцида казачества. В 1918 г. по инициативе Якова Свердлова коммунистический режим приступил к реализации планов т. н. "расказачивания", вызвавшего восстание донских казаков против Советской власти. В этой борьбе казачество понесло неисчислимые жертвы. О том, как донские казаки боролись против красного террора, книга атамана Всевеликого Войска Донского Петра Николаевича Краснова.

Выпашь (роман - часть вторая трилогии) текст приводится по изданию В.П. Сияльского 2, Ruе Рiеrrе-lе-Grаnd, Раris
Известный военачальник, генерал-лейтенант (1917). В августе - сентябре 1917 командир 3-го конного корпуса. В октябре 1917 вместе с А.Ф.Керенским возглавил вооружённое выступление против большевиков. В 1918 - начале 1919 атаман Войска Донского и...

В последние годы читатели в России открывают для себя многих забытых авторов и, в частности, знакомятся с творчеством замечательного русского писателя ХХ века генерала Петра Николаевича Краснова. Генерал Краснов вошел в историю России, прежде всего, как доблестный воин императорской русской армии, один из вождей Белого движения, а также как военный историк и писатель... Его писательская деятельность получила всеобщее признание. О ней и хотелось бы сказать несколько слов.

Генерал Краснов по происхождению и воспитанию являет собой прекрасный сплав донского казака и русского дворянина поздне-имперского периода. Древний казачий род Красновых дал несколько генералов Русской армии, получивших за воинские заслуги потомственное дворянство. Родная станица Красновых - Вешенская, но родился Петр Николаевич в Петербурге, где окончил классическую гимназию и военное училище. Он служил в казачьем полку среди донских земляков, но это были не простые казаки, а лейб-гвардейцы Атаманского полка. Он возрос на берегах и Дона, и Невы. Казачьи корни и донской патриотизм не позволили ему превратиться в лощеного столичного гвардейца. Петербургская школа дала ему общую культуру и кругозор, а служба в гвардии приучила к дисциплине. В лице П. Н. Краснова мы видим лучшего представителя родившейся в 19 веке казачьей военной интеллигенции. Потому и в литературном творчестве генерала переплелись любовь к родному краю, к истории Дона с глубокой приверженностью к Российской империи, с верностью Русской армии.

Литературное творчество П. Н. Краснова многообразно и еще ждет своих исследователей. Его перу принадлежат и прекрасные дневники путешествий (“Казаки в Абиссинии”, “По Манчжурии”), и яркие исторические “Картины былого Тихого Дона”, замечательные мемуарные очерки (“На границе Китая”, “Накануне войны”, “Всевеликое Войско Донское”, глубокий труд по военной психологии “Душа Армии”, к которой примыкает проникновенный рассказ “Тихие подвижники”, и большое количество исторических романов, среди которых первое место принадлежит эпопеям “Цареубийцы” и “От двуглавого орла к красному знамени”.

На наш взгляд П. Н. Краснов - это тот самый писатель, которого давно и тщетно ждала русская литература весь 19 век, тот великий знаток Русской армии, певец боевой славы империи, которого до него не было в русской литературе. Именно Краснов показал красоту души и величие подвига русского офицера, восстановил историческую правду в описании многих событий. Его творчество явилось достойным ответом пошлой космополитической, нигилистической и толстовской литературе, точнее даже макулатуре, затопившей к началу ХХ века Россию. Впрочем, противопоставлять хорошего писателя множеству дурных не есть великая для него честь. Краснову же удалось вписать недостающие страницы в великую русскую литературу.

Русская литература дала много талантливых произведений, затронула глубокие психологические и нравственные вопросы, обличила и грубые, и тонкие пороки, правдиво показала человеческие портреты и в лучших своих произведениях послужила для своих читателей зеркалом совести. Но при всем этом она не показала подлинных героев России, не сделала их главными героями своих произведений, а потому не научила самоотверженному служению Царю и Отечеству. Достаточно вспомнить, как император Николай Павлович, прочитав первые главы романа Лермонтова, был очень разочарован, что героем нашего времени выведен “лишний человек”, а подлинный герой Максим Максимыч оставлен в тени. В основной массе русская литература занималась бытописанием; по выражению Чехова, “люди пили чай, а за окном рушилась жизнь”. Русской литературе явно недоставало героических страниц, между тем как в русской истории этих страниц было слишком много, чтобы их можно было не замечать. Но наши писатели на них не смотрели.

И. Л. Солоневич приводил очень выразительный пример того, какой вывод могли сделать о русском народе иностранцы, изучившие классическую литературу 19 - начала ХХ века. Незадолго до Второй Мировой войны он имел в Берлине диспут с немецкими профессорами-славистами, которые доказывали, что русский народ неполноценен, и что русская литература и рисует его как сборище “унтер-меншей”, т. е. недочеловеков. Все эти “лишние люди”, Онегины и Печерины, Фамусовы и Рудины, старосветские помещики, Обломовы и Маниловы, Чичиковы и Базаровы, Собакевичи и Ноздревы, Иудушки Головлевы и Стивы Облонские, чеховские обитатели “вишневых садов”, горьковские босяки и купринские проститутки - и ни одного волевого цельного характера, ни одного подвижника идеи и долга. И даже описывая военную среду, наши писатели подлинных “тихих подвижников” умудрялись спрятать долой с глаз читателя. Когда в ответ на это Солоневич спросил, а кто же тогда построил империю в шестую часть суши, кто отразил множество вражеских нашествий, - немецкие профессора сказали, что не знают этого, ибо такие люди не представлены в русской литературе.

Это поразительно, но факт. В то время, как в других национальных литературах, например английской и французской, люди воинского подвига, люди долга и чести занимают почетное место, в русской они почти отсутствуют. У Вальтера Скотта, например, почти в каждом романе главный герой - рыцарь или военный, который с честью проходит все трудные испытания. У Киплинга и Конан Дойля британские офицеры показываются часто и всегда неотразимо привлекательно выглядят. А у нас если и показывали военного, то в лучшем случае Скалозуба. Даже эпопея Толстого “Война и мир” не есть роман исторический, а философская поэма с картинами из истории, подогнанными под нехристианскую философию автора. Зная лжерелигию Толстого, не трудно догадаться, почему он, увлекшись ею, уже не понимал армию, а потому после своих “Кавказских рассказов” так и не смог создать правдивых образов военных.

И дело было вовсе не в каком-то недостатке жизненных прототипов. Герои и подвижники в России были, но почему-то не они привлекали к себе внимание наших писателей. Например, Гончаров совершил плавание на фрегате “Паллада”, в обществе выдающегося русского моряка адмирала Путятина, его подчиненных: капитана Посьета, лейтенанта Можайского, будущего изобретателя первого аэроплана. Затем он встречался с другими выдающимися исследователями Дальнего Востока: адмиралом Невельским, губернатором Муравьевым-Амурским, генералом Завойко, епископом Иннокентием (Вениаминовым) - апостолом Северной Америки. Жюль-Верну или Киплингу, “барду Британского империализма”, хватило бы этих впечатлений на несколько романов. А Гончаров после всего увиденного счел более полезным для своего читателя полюбоваться на образ Обломова.

Общая наша русская беда - не понимаем и не храним, что имеем. Можно сравнить, к примеру, две повести Куприна о Русской армии. Пока Русская армия существовала и рождала своих героев, о ней почему-то хотелось написать гнусный пасквиль под заглавием “Поединок” - произведение критического, якобы, реализма. Когда ни России, ни Русской армии не стало, из-под того же пера выходит в прямо противоположном тоне написанная повесть “Юнкера”. А если бы все общество смотрело на свою родную армию так, как автор второй повести, быть может, не пришлось бы этому автору писать ее вдали от родины.

И вот, этот существенный пробел в Русской литературе и восполнило творчество П. Н. Краснова. Главные герои всех его романов - это не “лишние люди”, не нигилисты, не прожигатели жизни, а люди чести и долга, верные Богу, Царю и Отечеству.

Главные герои Краснова не хватают звезд с неба, не делают карьеры, не имеют большой известности. Чаще всего они не имеют и особых талантов и способностей - это средние люди. Но зато это честные и чистые, очень цельные и нераздвоенные натуры, с прямым характером и ясным взглядом на мир и на свое место в нем. Духовно и нравственно это прекрасные люди. Их душевная красота раскрывается в ряде тяжелых испытаний, из которых они выходят с честью. Они живут не для себя, не для устройства своей личной жизни; они не рабы своих страстей. Они бескорыстно служат своему Государю и своему Отечеству и в этом служении обретают удовлетворение, получают удостоверение правильности своего пути в своей совести. На таких служилых людях держалась Россия, она пала, когда такие люди оскудели.

Краснов раскрывает истинное значение армии для народа. Армия не есть просто “силовое ведомство” государства, не просто часть государственного аппарата, необходимая для “продолжения политики другими средствами”. Армия является выражением воли народа к своей национальной жизни, его лучшей жертвенной частью. Цель армии в христианском государстве - защита христианской веры, христианского Государя и православного отечества, защита ценой собственной жизни. Сила христианского воинства в исполнении заповеди Спасителя: больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Только эта сила жертвенной любви привлекает помощь Божию и дает победу. Поэтому победа не бывает без жертв, добровольных и сознательных жертв со стороны христианских воинов. Это сближает подвиг христианских воинов с подвигом мучеников. И как “мученики являются семенем Церкви”, так и христианские воины-герои, положившие живот свой за други своя на поле брани, укрепляют основы государственного и народного единства. Один из русских историков верно заметил, что единая Русь сложилась не в скопидомном сундуке Калиты, а на Куликовом поле. Не торговля и экономика, не взаимный корыстный интерес сплачивают нацию и укрепляют государство, а взаимное жертвенное служение общему делу, наиболее ярко выраженное в воинском подвиге. Кровь, пролитая в боях за Отечество, сплачивает оставшихся в живых и назидает будущие поколения.

Таким образом, национальная армия является ничем не заменимой важнейшей частью национального организма. И потому народы, лишенные своего государства и своей армии имеют неполноценную национальную жизнь. Казалось бы, зачем евреям, рассеянным по всему миру и имеющим над ним власть, небольшое государство Израиль с его малой армией, на которую уходит столько денег? Но это государство с этой армией обеспечивает национальную сплоченность евреев. Армия Израиля, одержавшая многие победы над арабами и требующая жертв от самих евреев, способствовала тому, что сыны Израиля не превратились все в Райкиных, Хазановых, Жванецких, комиков и торгашей, а вынуждены были стать и солдатами. И другие народы, имеющие большие диаспоры по всему миру, например, греки и армяне, также сознают необходимость иметь национальную армию и как средство сплочения, как выражение воли своей нации.

В современной России развал армии связан не только с крушением постсоветского государства, но и с тяжелым духовно-нравственным кризисом народа. При культивировании беспредельного эгоизма и самых низменных страстей в обществе не может уважаться воинская служба, требующая высокого самоотвержения во имя общего блага. Популярным героем даже патриотических изданий и передач является чаще всего разведчик или спецназовец, сокрушающий своих противников ударом ноги в живот, и одновременно с государственной службой работающий в частной охране или в криминальных структурах. Кроме того, жертвенный дух в армии полностью убивает контрактная основа. Если народная армия превращается в наемников, - это ее конец.

В России развал армии связан не только с крушением постсоветского государства, но и с тяжелым духовно-нравственным кризисом народа. При культивировании беспредельного эгоизма и самых низменных страстей в обществе не может уважаться воинская служба, требующая высокого самоотвержения во имя общего блага. Популярным героем даже патриотических изданий и передач является чаще всего разведчик или спецназовец, сокрушающий своих противников ударом ноги в живот, и одновременно с государственной службой работающий в частной охране или в криминальных структурах. Кроме того, жертвенный дух в армии полностью убивает контрактная основа. Если народная армия превращается в наемников, - это ее конец.

Не так было в русской армии, где героем считался тот, кто был под огнем и ходил в атаки. Краснов в романе “Цесаревна” приводит солдатскую песню, сложенную после битвы с пруссаками под Цорндорфом (1758 г), которая без всякого преувеличения передает подробности той битвы:

Мы стояли по колено в крови...
Тут одной руки нету - вторая коли,
Одной ноги нету - другая стой,
Коли патронов нету - на врага грудью идем,
Коли сил нету - Богу душу предаем!

Страницы, посвященные этой трагической битве русской армии с прусским королем Фридрихом 11, являются самыми сильными в романе. Битва кончилась с неопределенным результатом и с большими потерями с обеих сторон. Командовавший пруссаками король Фридрих 11, продемонстрировал искусство полководца, русский командующий Фермор (англичанин) бездействовал. От окончательного разгрома русских спасла только исключительная доблесть войск и инициатива младших командиров, которые, оставшись без начальства, сами перестроили фронт, выдержали огонь прусской артиллерии, атаки прусской конницы и пехоты. Именно после этой битвы король Фридрих сказал знаменитые слова: “Русского солдата мало убить, его еще и повалить надо”.

Битва под Цорндорфом потому и выбрана Красновым для описания, что является довольно характерной и даже символической для многих страниц русской истории. Отсутствие твердого и разумного главного командования, внезапная неприятельская атака с фланга создали самые неприятные условия. И все-таки воинская доблесть и великое самопожертвование и терпение русских войск позволили им перенести эти испытания с честью. И сам противник, несмотря на огромные потери, понесенные русскими, признает, что не повалил их и не добился победы. А духовная победа православных воинов, павших, но не отступивших, очевидна. А их потомки и наследники, служащие через сто и сто пятьдесят лет в том же полку, назидаются их подвигом. Носят присвоенные их полку красные отвороты на голенищах сапог и вспоминают, как их предки стояли по колено в крови. И пока в армии была жива преемственность подвига, никакая революция была невозможна.

Генерал Краснов является основателем нового направления военной науки - военной психологии. В своем труде “Душа армии” он с большим знанием души офицера и солдата раскрывает сущность военного воспитания, особенности военной службы, значение для души военного строя, формы и знамени. Показывает те испытания, которым подвергается офицер, особенно испытание боем. К этому труду примыкают его мемуары “На рубеже Китая” и “Накануне войны”, запечатлевшие яркие портреты офицеров Императорской Армии предвоенной поры. Особое место занимает небольшой, но проникновенный очерк “Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Армии”. Это рассказ о том, как по-христиански умирали православные русские воины, как в тяжелом плену сохраняли они верность своей вере, своему Царю и Отечеству.

Отдельно стоит упомянуть фантастический роман Краснова “За чертополохом”, написанный сразу после гражданской войны в 1921 г и дополненный в 1928 г. Роман посвящен будущей Возрожденной России, такой, какой представляет ее себе автор после падения большевизма. В романе много интересных предвидений и прозрений, например, о будущей 2-й Мировой войне в конце 30-х годов, об огромных жертвах среди русского народа во время нее.

Книги ген. Краснова достойны войти в учебные программы и в обиход современной русской молодежи паче многих других писателей. А сам Петр Николаевич назидает русских людей своим обликом и жизненным путем.

Петр Николаевич Краснов, лютый враг большевизма и талантливый литератор принадлежал к очень известному казачьему дворянскому роду. Родился он 10 сентября в Санкт-Петербурге, где в 1880 году поступил в 1-ую Петербургскую гимназию. Но мечтая о карьере военного, перевелся в Александровский кадетский корпус, закончив который в чине унтер-офицера, был зачислен в Первое военное Павловское училище. В 1889 году Краснов выпущен хорунжим в Лейб-Гвардии Атаманский полк, через четыре года повышен до сотника. Тогда же началось его становление как писателя и журналиста. В 1897 году был назначен в русскую дипломатическую миссию в Эфиопию, за участие в ней награжден орденом Станислава 2-й степени, офицерским крестом Эфиопской звезды 3-й степени и французским орденом Почетного легиона. О своих приключениях в Африке написал книгу «Казаки в Африке: Дневник начальника конвоя российской императорской миссии в Абиссинии в 1897-1898 гг.» В 1901 году военным ведомством с миссией направлен в Маньчжурию, Китай, Японию и Индию.

Во время войны с Японией Краснов – военный корреспондент. За участие в боевых действиях получил ордена св. Анны 4-й степени и св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1910 году дослужился до звания полковника, вместе со своим 1-м Сибирским полком стоял на Китайской границе. С 1913 года командует 10-м Донским полком на границе с Австро-Венгрией, с которым и встретил Первую Мировую. В первые же дни войны за боевые заслуги награжден Георгиевским оружием. С ноября 1914 года Краснов в чине генерал-майора, а с мая 1915 года командует Кавказской туземной конной дивизией. Был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. С сентября 1915 года Краснов командует 2-й Сводной казачьей дивизией, принимает участие в Брусиловском прорыве. Во время Февральской революции участие в политике не принимал. Во время Октябрьского переворота был единственным из военачальников, кто попытался подавить мятеж. Но вследствие малочисленности и разложения большевистскими агитаторами личного состава его корпуса, попытка не удалась. Краснов был арестован большевиками, но вскоре сбежал и отправился на Дон.

Краснов П.Н. в годы Гражданской войны

Весной 1918 там вспыхнуло восстание казаков против советской власти, а 3 мая он был избран Донским атаманом. Дон был провозглашен независимым государством, ориентированным на Германию, поэтому Краснов вступил в конфликт с Деникиным, который ориентировался на Антанту. Однако после капитуляции Германии, согласился на объединение с Добровольческой армией. В феврале 1919 года после поражений понесенных от Красной Армии, Краснов подал в отставку и уехал в эмиграцию в Германию, где продолжил борьбу против большевиков. Был членом Высшего монархического совета и основателем «Братства Русской Правды», которое вело подпольную борьбу против СССР. С началом советско-германской войны Краснов обратился с воззванием к казакам с призывом поддержать Гитлера. А в 1942 году предложил немецкому командованию помощь в создании казачьих частей в составе вермахта. В сентябре 1943 года Краснов возглавил Главное управление казачьих войск в Германии и участвовал в формировании казачьего соединения - Казачьего Стана. При отступлении немцев с Дона, вместе с ними ушли на Запад тысячи казаков с семьями в составе Казачьего Корпуса. В 1944 году Корпус участвовал в подавлении Варшавского восстания, позже был переброшен в Италию для борьбы с партизанами.





10 мая 1945 года Казачий Стан перешел в зону оккупации союзников в австрийский город Лиенц и сдался английскому командованию. 28 мая англичане выдали Краснова вместе с 2400 казаков СМЕРШу. 16 января 1947 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР Краснов вместе со своими соратниками Шкуро, Султан-Гирей Клычем и фон Паннвицем был казнен в Лефортовской тюрьме. Оставил после себя более сорока изданных книг, в основном исторического характера. В постсоветскую эпоху монархические и казачьи организации делали попытки реабилитировать краснова, но в 1997 году Военная прокуратура Верховного суда РФ постановила, что он были осуждены обоснованно и реабилитации не подлежат. На территории храма Всех Святых в Москве в 1994 году был установлен белый обелиск «Вождям Белого движения и Казачьим атаманам», на котором золотыми буквами выбита фамилия Краснова наряду с другими участниками антибольшевистской борьбы. 8 мая 2007 года неизвестными лицами обелиск был уничтожен. В том же году в августе на частном подворье в станице Еланской Ростовской области установлен мемориальный комплекс «Донские казаки в борьбе с большевиками». Включает в себе здание музея, пять крестов из цельного серого мрамора и четырехметровую бронзовую фигуру Краснова, который держит в правой руке булаву. В основании памятника – барельефы атаманов-соратников по борьбе.

Петр Николаевич Краснов – «белый» военачальник времен Гражданской войны. Генерал, атаман Войска Донского, политический деятель конца XIX – первой половины XX века. Петр Краснов является автором ряда публикаций, сочинений, основанных на собственном военном опыте.

Петр Краснов родился в дворянской семье в Санкт-Петербурге. Род Красновых был одним из наиболее известных на территории Войска Донского – предки Петра Николаевича происходили из Букановской станицы.

Родился Краснов в Санкт-Петербурге в сентябре 1869 года. Отец будущего военачальника был в чине генерал-лейтенанта и служил в управлении иррегулярных войск. Дед Петра Николаевича был военным – участником Кавказской кампании. Кроме того, он был первым писателем из рода Красновых. У Петра Краснова было 2 брата – Андрей Николаевич был путешественником, а Платон Николаевич – писателем.

Петр Николаевич с 1880 года учился в Петербургской гимназии, из которой перевелся в Александровский кадетский корпус. После окончания кадетского корпуса поступил в Павловское военное училище – в 1888 года окончил его, был одним из лучших учащихся.

Начало военной службы

В чине хорунжего поступил на службу в Лейб-гвардию Атаманского полка в 1890 году. Через 2 года поступил в Академию Генерального штаба, которую не окончил, пожелав вернуться в свой полк на службу. Находился в составе дипломатической миссии в Абиссинии. На этом служба Краснова за пределами родной страны не окончилась – в 1901 году он отправился в Китай, Японию, Индию с целью изучения быта и культуры населения.

В конце XIX века начинается его писательская карьера – писал Краснов статьи по теории военного дела и художественные повести. Был очевидцем событий боксерского восстания в Китае – работал военным корреспондентом. Писал для изданий «Разведчик», «Вестник русской конницы». Писал статьи и очерки о Китае – источником знаний был личный опыт контактов с населением, кроме того, Краснов был свидетелем многих значимых событий в истории этой страны.

В 1910 году, после окончания Офицерской кавалерийской школы, получил звание полковника и назначен командующим Сибирским казачьим полком, размещенным на границе с Китаем. В октябре 1913 года Краснов стал командующим полка – 10-го Донского казачьего. В этой должности вступил в Первую мировую войну.

Участие в Первой мировой войне

Уже в первые дни войны за военные заслуги Краснов был отмечен наградой – Георгиевским оружием. Военачальник проявил отвагу при защите железнодорожной станции. С 1914 года был возведен в звание генерал-майора. На протяжении всего периода войны несколько раз был отмечен наградами и проявил себя как опытный военный. Его дивизия одной из первых вступила в одну из значительнейших операций Первой мировой – Брусиловский прорыв.

Революция 1917 года и Гражданская война

Февральская революция не заставила Краснова сменить род деятельности – летом 1917 года он становится командующим Кубанской казачьей дивизии, а вскоре – конным корпусом. Поддержал Корниловское восстание, за что был арестован.

Был освобожден и стал подчиняться легитимному на тот момент правительству Керенского – отряд Краснова отправился защищать Петроград, занял Царское Село и Гатчину. Отряд Краснова был разоружен, но он дал слово не воевать с большевиками, и отправился на Дон, где все-таки продолжил борьбу. С 1918 года он стал одним из лидеров вооруженной борьбы с «красными».

Краснов был наделен фактически неограниченными полномочиями и получил от Войскового Круга. Таким образом, в 1918 году Краснов стал атаманом. В первую очередь, он занялся решением проблем финансовой, экономической и административной сфер жизни населения Дона. Краснов стремился организовать армию – придать ей структурированность. Удалось сформировать военные суды, корпуса и дивизии, выделить конницу и артиллерию.

Краснов, еще в период войны с Германией, обратился к правителю этой страны, заявив, что не считает, что Дон находится в конфликте с Центральными странами. Кроме того, Краснов попросил поддержки и признания статуса Донщины, как отдельного государства. Правительство Краснова было признано, и он получил немецкую военную поддержку.

Из-за прогерманской ориентации Краснова, у него начались проблемы в отношениях с Добровольческой армией Юга. «Белые» объявили его сепаратистом. В конце концов, ему пришлось вступить в ряды Добровольческой армии под командованием Деникина. С Деникиным отношения были напряженные, и Краснову пришлось уехать на службу в армию Юденича. Там, на территории Эстонии, Краснов возобновил журналистскую деятельность.

Дожидаться окончания войны Краснов не стал – в 1920 году эмигрировал.

Годы эмиграции и возвращение в Россию

В годы эмиграции жил в Германии и во Франции. Активно сотрудничал с эмигрантскими организациями белогвардейцев, политической и публицистической деятельностью.

Целью Краснова в эмиграции оставалась борьба с большевиками. Петр Николаевич основал «Братство Русской Правды» — подпольное сообщество, работающее в советской России. Романы Краснова печатались на многих языках – писатель был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

В середине 30-х Краснов проживал в Германии. Он никогда не признавал советский режим. В 1943 году был назначен начальником управления Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий. Организовал Казачий стан. Был захвачен англичанами в 1945 году и выдан СССР. В 1947 году повешен за шпионскую и террористическую деятельность против Советского Союза.

Инстинкт самосохранения любого государства отторгает изменников Родины. Не избежал этой участи и атаман Петр Краснов, однако не все историки ставят его на одну ступень с другими предателями.

Краткая родословная

До революции род Красновых на Дону являлся одним из самых авторитетных. Первым наиболее ярким его представителем был сподвижник атамана Платова – Иван Козьмич Краснов. Его также считают одним из первых казачьих интеллектуалов. Известно, что он был ранен накануне Бородинской битвы и умер на руках своего знаменитого друга.

Его сын Иван Краснов – походный атаман донских полков, оказавшись весной 1855 года в Таганроге, разгромил англо-французский десант силами всего трех сотен донских казаков. Этот удар настолько ошеломил агрессоров, что те больше не предпринимали попыток высадиться в Приазовье. Однако в своей книге «Оборона Таганрога и берегов Азовского моря» И.И. Краснов основное значение уделил не этому факту, а тому, как казаки подавили многочисленные банды мародеров. Младший сын Ивана Ивановича Краснова - Николай тоже был военным и писателем. Его книгами «На озере» и «Донцы. Рассказы из казачьей жизни» зачитывался Петербург.
У Николая Краснова было три сына, впрочем, советские историки предпочитали писать только о его старшем сыне – Андрее – крупнейшем энтомологе и путешественнике, который создал Батумский ботанический сад и заложил первые плантации чая.

Эфиопская звезда

10 (22) сентября 1869 года в Петербурге родился Петр Николаевич Краснов. Считается, что его литературная карьера началась 17 (29) марта 1891 года, когда он, будучи в звании хорунжий Лейб-Гвардии Атаманского полка, опубликовал в газете «Русский Инвалид» статью «Казачий шатер - палатка полковника Чеботарева». Это произошло спустя три года после окончания Александровского кадетского корпуса. В это время он служил полковым адъютантом. Осенью 1897 года его назначают начальником конвоя русской военной миссии при дворе Абиссинского негуса Менелика. Однажды молодой сотник Краснов, желая удивить эфиопов, поскакал стоя на двух конях, за что и был награжден офицерским крестом Эфиопской звезды 3-й степени.

Будучи наблюдательным человеком, он ежедневно вел записи, которые были опубликованы в брошюре «Казаки в Африке: Дневник начальника конвоя российской императорской миссии в Абиссинии в 1897-1898 гг.». Его очерки и статьи были весьма популярны, однако критики ставили ему в вину чрезмерное увлечение поэтическими ремарками. Позднее это позволило ряду критиков назвать Краснова посредственным писателем, сделавшим свое имя на борьбе с большевизмом.

Революция и личная катастрофа

В своей книге «На внутреннем фронте» Перт Краснов описывал разложение русской армии в канун Октябрьской революции. Книга получилась познавательной и даже получила мировое признание. Он иронизировал над казаками, которые на полном серьёзе говорили о монархии без царя, и вполне справедливо называл дикостью требование солдатских комитетов, обязывающее офицеров здороваться со всеми рукопожатием.

По мнению многих историков, жизнь русского генерала Краснова укладывается в типичную трагедию, характерную для всех без исключений национальных революций. Так было в Англии 1640-1660 годах, во Франции - 1789-1794 годах, так произошло и в России в 1917 году.

Впрочем, где бы ни случались социальные потрясения, везде искали некие черные силы. Нашел их и Краснов.

«…Уже, кажется, и так физиономия Ленина достаточно хорошо определена, но русскому обществу этого мало, - писал атаман в своей книге «От двуглавого орла к красному знамени». - Ему нужно оправдать свою гнусность тем, что с Лениным нельзя бороться, потому что за ним стоят какие-то страшные силы: всемирный еврейский кагал, всемогущее масонство, демоны, бафомет, страшная сила бога тьмы, побеждающего истинного Бога. На ухо шепчут: Ленин - не Ульянов, сын саратовского дворянина. Русский не может быть предателем до такой степени…»

Иммиграция

Генерал Краснов, описывая знаменитый Большой Войсковой Круг, который состоялся 15 августа 1918 года в Новочеркасске, подчеркнул: «Интеллигентная часть Круга понимала, что не может быть Войска Донского независимо от России. «Серая» часть Круга, громадное большинство, самоопределилась в пределах Земли Войска Донского, не желая переходить ее границы. Эта серая часть Круга определенно говорила: «Что нам Россия? От нее нам были всегда одни лишь неприятности да обиды. Вы посмотрите, какое Войско Донское маленькое, говорили атаману серые Донцы, - может ли одно, идти спасать Россию? Да и с какой стати, коли она сама спасаться не хочет».

С одной стороны Краснов подчинился Кругу, а с другой 26 декабря 1918 года подписал приказ о подчинения Донской армии генералу Деникину. Впрочем, заставляя казаков воевать с большевиками он, по словам биографа С. Г. Елатонцева, часто говорил о неизбежном поражении белогвардейцев.
«Деникин и его окружение придали своей борьбе с большевиками классовый, реставрационный, а не народный характер, и при таких условиях, если его не поддержат союзники, он должен будет потерпеть крушение», - однажды сказал генерал. Эти слова атамана оказались пророческими, и после поражения в гражданской войне он иммигрировал в Германию.

Дедушка Краснов

В Третьем Рейхе Петр Краснов, будучи уже в преклонном возрасте, выступал с антирусских позиций. Его личный коллаборационизм, как и любой в годы войны, был величайшим обманом и роковой ошибкой.:

«Казаки! Помните, вы не русские, вы казаки, самостоятельный народ, - говорил он в августе 1944 года в Потсдаме. - Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков. Давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь».

Его литературное наследие насчитывает более двух десятков книг, в том числе «От двуглавого орла к красному знамени», «Амазонка пустыни», «За чертополохом», «Все проходит», «Опавшие листья», «Понять - простить», «Единая, Неделимая», «Ларго», «Выпашь», «Подвиг», «Цесаревна», «С нами Бог», «Лава», «Цареубийцы», «Ненависть» (премия Католической Церкви), и так далее.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта