Главная » Ядовитые грибы » Бог воды в Междуречье. Боги Древнего Междуречья

Бог воды в Междуречье. Боги Древнего Междуречья

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс Селунская Надежда Андреевна

§ 11. Жители и боги Шумера

§ 11. Жители и боги Шумера

Земледельцы Междуречья

Между двумя великими реками Передней Азии, Тигром и Евфратом, лежит обширная долина, которая получила название Междуречье. Скудные леса Междуречья были вырублены еще в древние времена. Людей, селившихся здесь, окружали тростниковые болота и плоские равнины. Пейзаж оживляли лишь небольшие рощи финиковых пальм. Почти круглый год в Междуречье стоит нестерпимая жара, солнце выжигает всю растительность.

Но, несмотря на сухой климат и редкие дожди, эта земля привлекала людей своим плодородием.

Почвы Междуречья давали обильные урожаи благодаря разливам Тигра и Евфрата, удобрявшим и увлажнявшим землю. Жители Междуречья одними из первых на нашей планете стали заниматься сельским хозяйством. Как и египтяне, они научились возводить вдоль рек высокие дамбы. Люди соорудили целую сеть каналов, которые служили для орошения полей и для отвода излишков воды во время наводнений. Каналы рыли и для осушения болот. За сотни лет земля Междуречья покрылась сетью оросительных систем. Благодаря своему упорству и трудолюбию его жители век за веком отвоевывали у пустынь и болот все новые земли. Пустынная прежде страна была превращена в цветущий край.

Междуречье в древности

Пользуясь картой и текстом, расскажите о географическом положении и природных условиях Междуречья.

Первые государства Междуречья

Строительство дамб и оросительных каналов требовало напряженного труда множества людей. Земледельцам Междуречья приходилось объединяться в крупные общины. Постепенно эти общины превращались в небольшие государства. Первые из них возникли в Междуречье около 3 тысяч лет до н. э. Центром такого государства был город, правитель которого управлял также земледельческой округой. Возникали подобные города-государства вблизи рек или больших каналов.

Золотой шумерский шлем

Из-за отсутствия в Междуречье лесов и камня, пригодного для строительства, все постройки возводили из глины. Смешав ее с соломой, остававшейся после сбора урожая, лепили большие кирпичи. Поскольку дров для печей было мало, глину обжигали не на огне, а на солнце. Кирпичи были тем материалом, из которого в Междуречье были построены дома, храмы, дворцы и даже стены городов.

Шумерская женщина. Древняя скульптура

Южное Междуречье в древности называли страной Шумер. Ее населяли крепкие невысокие люди с большими темными глазами и длинными прямыми носами. Мужчины брили головы, зато носили длинные густые бороды. Шумеры были не единственными обитателями Междуречья. В северной его части располагалась страна Аккад. У аккадцев, как и у шумеров, со временем образовались свои города-государства. Но возникли они позднее шумерских. Жители аккадских городов-государств переняли многие достижения своих южных соседей.

Аккадцы нередко нападали на шумерские города. Не раз за свою многовековую историю шумерам приходилось защищать родные дома и посевы и от набегов воинственных кочевников. Чтобы обезопасить себя от вражеских вторжений, шумерам пришлось создать сильную армию. Их храбрые воины были прекрасно вооружены. Они имели кожаные панцири, копья, дротики, бронзовые топоры и мечи. Грозным оружием шумеров были боевые повозки – сооружения на массивных колесах, изготовленных из цельного куска дерева. На таких повозках помещались возничий и несколько воинов. В бою они засыпали противника дротиками, поражали копьями.

Письменность Шумера

Одним из величайших достижений шумеров было изобретение письменности. Они придумали ее даже раньше египтян. Правителям городов-государств надо было точно знать, какое количество налогов поступает в казну. Сборщики налогов лепили из глины изображения полученных от населения предметов. Эти фигурки помещали в глиняные же «конверты». Для удобства на каждом «конверте» рисовали то, что там находится. Из этих рисунков и возникла шумерская письменность. Она состояла из нескольких десятков значков, обозначавших как целые слова, так и слоги. Писали жители Междуречья на глиняных дощечках. На них было трудно рисовать сложные рисунки, и поэтому их заменяли условными изображениями из больших и маленьких клинышков. Клинышки выдавливали на сырой глине заостренной палочкой. Затем такую «книгу» обжигали. За свой внешний вид письменность Междуречья называют клинописью.

Клинописная табличка

Ученые нашли множество клинописных табличек. Одни из них содержат деловую переписку, другие – записи сборщиков налогов, третьи – сказки и легенды Междуречья. Самая древняя из них – легенда о царе города Урука Гильгамеше, путешествовавшем в поисках источника вечной молодости.

Сравните письменность Египта и Междуречья. Что между ними общего, чем они отличались?

Боги Междуречья

Жители Междуречья почитали множество богов. Главным из них был Энлиль – отец всех высших сил. Поклонялись богу Солнца Шамашу, а также богине любви и плодородия Иштар. Люди верили, что от ее благосклонности зависит размер урожая. Не меньшим уважением пользовался добрый и мудрый бог воды Эа, питающий влагой поля земледельцев.

В каждом шумерском городе был храм, посвященный тому богу, который считался покровителем города. Жители Междуречья возводили свои храмы в виде многоступенчатых пирамид. Каждая ступень такой пирамиды была выкрашена в особый цвет. При храмах строились жилища для жрецов и школы, где обучались дети знати и жрецов.

Научные открытия шумеров

Шумерские жрецы были прекрасными астрономами. Из поколения в поколение следили они за Солнцем, Луной и звездами. Результаты этих наблюдений тщательно записывались. Даже современные астрономы не имеют таких длительных по времени астрономических наблюдений, какими обладали древние шумеры. Наблюдая за движением планет в течение многих поколений, они научились предсказывать солнечные и лунные затмения, появления комет.

Жертвоприношение богу Энлилю. Глиняная табличка

Высокого уровня достигли математические познания шумеров. Но, в отличие от нашей, десятичной системы счета, в основе их расчетов лежало число 60. Правда, и мы в некоторых случаях пользуемся этой придуманной шумерами системой счета. Например, делим окружность на 360 градусов, а час на 60 минут, каждая из которых, в свою очередь, делится на 60 секунд.

Подведем итоги

В III тысячелетии до н. э. у людей, живших на территории Междуречья, начался переход к стадии цивилизации. Древние шумеры сумели создать самобытную культуру, многими достижениями которой мы пользуемся до сих пор.

III тыс. до н. э. Возникновение первых шумерских городов-государств.

Вопросы и задания

1. Составьте рассказ о жизни и занятиях жителей шумерского города.

2. Расскажите о возникновении шумерской письменности.

3. Какие боги пользовались наибольшим уважением у жителей Междуречья и почему?

4. Расскажите о развитии науки у шумеров. Какими их достижениями мы пользуемся?

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Боги свои и боги чужие Когда греков спрашивали: «Кто ваш бог?», они отвечали: «Богов у нас много». Когда спрашивали: «А кто главный?», они отвечали: «Двенадцать олимпийцев: Гестия, Гера, Гермес, Деметра, Арес, Артемида, Зевс, Афродита, Гефест, Аполлон, Посейдон и Афина». Список

Из книги Опиум для народа [Религия как глобальный бизнес-проект] автора Никонов Александр Петрович

§ 5. Жители Содома открыли для себя «Фейри»! А жители Гоморры продолжают пользоваться вазелином Во времена праведного Авраама, который чуть не зарезал своего сына, чтобы добиться покровительственной улыбки божественного начальства, были на свете два города - Содом,

автора Белицкий Мариан

«Открытие» Шумера И вот 17 января 1869 г. видный французский лингвист Жюль Опперт на заседании Французского общества нумизматики и археологии заявил, что языком, увековеченным на многих табличках, найденных в Месопотамии, является… шумерский! А это значит, что должен был

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Последний царь Шумера Ни военные походы, ни политика умиротворения по отношению к всё более агрессивному врагу уже не могут спасти государство, которое после смерти Шу–Суэна унаследовал его сын Ибби–Суэн. Двадцатипятилетнее царствование Ибби–Су–эна (2027–2003) -

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Протогосударства древнего Шумера Примерно с середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук, с культурой и социальной структурой которого можно ознакомиться как на

Из книги Боги майя [День, когда явились боги] автора Дэникен Эрих фон

Эрих фон Дэникен БОГИ МАЙЯ [День, когда явились боги]

автора Элфорд Алан

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

автора Белицкий Мариан

«ОТКРЫТИЕ» ШУМЕРА И вот 17 января 1869 г. видный французский лингвист Жюль Опперт на заседании Французского общества нумизматики и археологии заявил, что языком, увековеченным на многих табличках, найденных в Месопотамии, является… шумерский! А это значит, что должен был

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

ПОСЛЕДНИЙ ЦАРЬ ШУМЕРА Ни военные походы, ни политика умиротворения по отношению к все более агрессивному врагу уже не могут спасти государство, которое после смерти Шу-Суэна унаследовал его сын Ибби-Суэн. Двадцатипятилетнее царствование Ибби-Су-эна (2027-2003) – последний

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Искусство Шумера и Аккада О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства… Художник не способен оставаться вне окружающей жизни. Он

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Хозяйственная жизнь Шумера Не вызывает сомнения, что основным богатством Шумера были продукты сельского хозяйства. Однако в скором времени кроме земледелия начинает получать широкое развитие и ремесло.В древнейших документах из Ура, Шуруппака и Лагаша упоминаются

Из книги Прародина Русов автора Рассоха Игорь Николаевич

6.2. Индоевропейские правители Шумера Наконец, в-четвертых, сохранились прямые письменные свидетельства присутствия индоевропейцев в городах Шумера. Это прежде всего знаменитая шумерская поэма о верховном жреце (и правителе) города Урука Эн-Меркаре (Владыке Меркаре) и

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич


Тема урока «Жители и боги Шумера»
Цель урока: познакомится с природными условиями, бытом жителей и религией Междуречья и сравнить их с Древним Египтом.
На уроке выполняетсясь основная цель: сформировать у учащихся начальные знания о Двуречье, которая реализовывалась через задачи:
Учебная: усвоение учащимися сведений о природно-климатических условиях Передней Азии, особенностях жизни древних шумеров.
Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков практического мышления: умения анализировать, осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать.
Воспитательная: способствовать, развитию навыков культуры общения, социального кругозора.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Краткое описание: Основной используемый подход к реализации цели - системно-деятельностный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий. На уроке применяются различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный. Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность. Урок состоит из 8 этапов, логически связанных между собой.
Ход урока
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Мы начинаем изучать новую главу: Древние цивилизации Азии.
Посмотрите на карту на с. 49. Территория. Которую мы будем изучать называется Междуречье, или Двуречье или Месопотамия (как называли ее греки).
Некоторые ученые считают. Что природные и климатические условия Междуречья, занятия и верования жителей очень близки к египетским. Так ли это, мы с вами сегодня узнаем.
Записываем в тетради дату и тему урока: «Жители и боги Шумера».
Двуречье или Месопотамия стала заселятся в 4 тыс до н.э. В северной части Междуречья располагалась страна Аккад, в в северной – Шумер, т.к. сюда пришли шумеры, что в переводе означает «черноголовые». До сих пор между учеными идут споры, откуда пришли они в междуречье: с севера. С юга, с берегов персидского залива? Шумеры преобразили этот край. Они построили сеть каналов, создали водохранилища, соорудили дамбы и плотины. Записываем в тетради: Двуречье (Междуречье) – государство Передней Азии между реками Тигр и Евфрат, которые впадают в персидский залив Слушают, смотрят карту

Записываем в тетради: Двуречье (Междуречье) – государство Передней Азии между реками Тигр и Евфрат, которые впадают в персидский залив Познавательные УУД
Анализировать (выделять главное).
Регулятивные УУД
Определять цель – проблему.
II. Версии. Природные условия Древнего Междуречья очень похожи на природу Древнего Египта: обилие солнечного света, разливы рек. Плодородный ил. Как вы думаете, какие основные занятия были у жителей Месопотамии?
Записываем занятия древних шумеров:
1)земледелие;
2)скотоводство;
В Южном Двуречье, которое в древности называли страной Шумер, не хватало строительного камня и леса, но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен товаров при помощи денег?
3)торговля
Ученики могут выдвинуть любые версии.
Записываем: Занятия древних шумеров:
1.земледелие
2.скотоводство
3.торговля
Познавательные УУД
Выявлять причины и следствия, мотивы поступков людей прошлых эпох.
Регулятивные УУД
Выдвигать версии
III. Актуализация знаний Как же мы узнали о том, как жили шумеры? Во-первых из раскопок, во-вторых из древне-шумерских записей. А вот как появилось письмо у шумеров мы узнаем на с 51.
Итак, особая письменность шумера называется? Клинопись. Запишем это в тетради.
Записывают: Клинопись – вид письма Древнего Междуречья.
Регулятивные УУД
Оценивать степень и способы достижения цели.
IV. Планирование деятельности. Так же как и египтяне, древние шумеры были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Каким? С 51.
Но, несмотря на огромное значение в жизни шумеров божественного начала, они занимались и научными открытиями. Занимались астрономией, математикой, письмом. Бог Чему покровительствовал
ЭнлильОтец всех высших сил
ШамашБог Солнца
ИштарБогиня любви и плодородия
ЭаБог воды
Чертим таблицу Регулятивные УУД
Планировать деятельность.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Посмотрите на записи в тетради, на таблицу, скажите, в Древнем Междуречье люди пытались подчинить себе природу, как-то повлиять на климатические условия или полагались на нее, подчинялись ей? Как мы это можем доказать? Высказывают собственное мнение. Личностные УУД
Умение оценивать события
VI. Выражение решения проблемы. Итак, можно ли сказать, что природные условия Двуречья, в частности Южного, который называется Шумер, занятия населения очень схожи с Древним Египтом? Почему? Вывод по проблеме. Древний Шумер и Египет находятся недалеко друг от друга, поэтому их природно-климатические условия похожи, то и другое государство находятся на берегах рек. Развитие государств происходило примерно в одно и тоже время. Познавательные УУД
Делать выводы
VII. Рефлексия.
1.Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат)
2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым)
3. Двуречье условно делится на 2 части: …. (север- Аккад и юг -Шумер)
4. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….(Персидский залив)
5. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, торговля)
Религия шумеров была … (языческой)
6. Материалом для строительства была … (глина)
7. Письмо шумеров называлось … (клинописью) Высказывают свои версии, анализируют мои пословицы VIII. Домашнее задание. П.11. читать. Вопрос 1 письменно.

Крайне заболоченную в доземледельческий период Месопотамию первым в истории освоило племя субареев, которое, вероятнее всего, не было родственно ни шумерам, ни семитам. Субареи пришли в Междуречье в VI тысячелетии до Р. Х. с северо-востока, от предгорьев хребта Загроса. Они создали археологическую Убейдскую культуру «бананового языка» (V – начало IV тысячелетия до Р. Х.). Стоя уже на довольно высокой степени развития, субареи умели плавить медь (позднее они научили этому и шумеров). В войне субареи пользовались доспехами из кожаных перевязей с медными бляхами и островерхими шлемами в виде морд рептилий, которые закрывали всё лицо. Эти первые жители Месопотамии строили храмы в честь своих божеств с «банановыми» именами (с повторявшимся последним слогом – как в английском «banana»). Субарейские боги почитались в Междуречье вплоть до античной эпохи. Но искусство земледелия не продвинулось у субареев слишком далеко – они не строили характерных для всех позднейших месопотамских культур крупных ирригационных систем.

Начало истории шумеров

В начале IV тыс. до н. э. наступил новый этап истории Междуречья. На юге его расселились шумеры – племя неясного происхождения. Различные исследователи пытались связать шумеров в языковом отношении и с народами Кавказа, и с дравидами, и даже с полинезийцами, но все гипотезы на этот счёт до сих пор недостаточно убедительны. Неизвестно и то, каким именно географическим маршрутом шумеры пришли в Месопотамию. Эти новые жители заняли не всё Двуречье, а лишь юг его – области, близкие к Персидскому заливу. На смену субарейской культуре Убейд пришла шумерская культура Урук. Субареи, по всей видимости, были частью вытеснены, частью ассимилированы. В последующие века они продолжали жить на севере и востоке от шумеров (Верхняя Месопотамия именовалась в III тысячелетии до Р. Х. «страной Субарту»), пока к 2000 г. до Р. Х. были ассимилированы ещё более северными соседями – хурритами.

Месопотамия с древнейших времён до конца III тысячелетия до Р. Х. Карта

История шумеров в IV тысячелетии до Р. Х., до катастрофического потопа, случившегося около 2900 г. до Р. Х., известна плохо. Судя по смутным, полулегендарным воспоминаниям, среди шумерских городов поначалу выдвинулся Эриду (Эреду), а затем особое религиозное значение получил Ниппур со своим храмом Энлиля (бог воздуха и дыхания). В IV тысячелетии до Р. Х. область шумеров представляла собой, насколько можно понять, довольно сплочённую «конфедерацию» из множества самостоятельных общин («номов»). Месопотамия, где шумеры развили крупное земледельческое хозяйство, была богата хлебом, но бедна лесом и минеральными ресурсами. Поэтому развивалась обширная торговля с соседними странами через коммерческих агентов – тамкаров . В середине – второй половине IV тыс. до н. э. однотипные шумерские колонии появились на огромных пространствах вне самого Шумера: от Верхнего Евфрата до Юго-Западного Ирана (Сузы). Они служили там не только торговыми, но и военными центрами. Создание колоний на таких расстояниях было бы невозможно без общешумерского политического единства, воплощавшегося в вышеупомянутой «конфедерации».

В Шумере того исторического периода уже существовало заметное общественное расслоение (богатые погребения) и письменность , созданная в первую очередь для хозяйственного учёта. Во главе отдельных общин обычно стоял не светский монарх, а верховный жрец (эн – «господин»). Установлению теократии способствовали природно-хозяйственные условия. В отличие от субареев, шумеры стали вести земледелие на основе крупных ирригационных систем из множества каналов. Их сооружение требовало масштабных коллективных работ, которые велись в больших храмовых хозяйствах. Вследствие этих географических особенностей Нижней Месопотамии у шумеров рано стали утверждаться «социалистические» формы экономики, о формах и примерах которых будет рассказано ниже.

Шумеры и «всемирный потоп»

Около 2900 до Р. Х. Шумер пережил гигантское наводнение, оставшееся в народных преданиях как шестидневный «всемирный потоп». Согласно шумерским сказаниям (заимствованным позже семитами), во время потопа погибло множество людей. «Всё человечество стало глиной» – уцелел лишь правитель города Шуруппака, праведник Зиусудру (в вавилонских сказаниях - Утнапиштим , прообраз библейского Ноя), которому бог мудрости Энки (Эа) открыл приближение катастрофы и посоветовал построить ковчег. На своём ковчеге Зиусудра причалил к высокой горе и дал начало новому человеческому роду. Потоп отмечен во всех шумерских царских списках. Его действительные археологические следы открыты ещё во время раскопок Вулли (начало XX века): толстые слои глины и ила, разделяют городские постройки и относятся как раз к началу III тысячелетия. В литературе шумеров много упоминаний о периоде «до потопа», но рассказы о нём, видимо, сильно искажают подлинную историю. Об обширном ниппурском союзе IV тысячелетия до Р. Х. позднейшие шумеры воспоминаний не сохранили. Они полагали, что и в тот период, как и тысячу лет спустя, их страна была не единой, а раздробленной.

Шумерская статуэтка с изображением молящегося мужчины, ок. 2750-2600 до Р. Х.

Шумеры и аккадцы – кратко

Ещё до потопа в Нижнюю Месопотамию начали с востока и юга проникать неродственные шумерам племена восточных семитов. После потопа (а по мнению ряда археологов, уже и до него) прежняя шумерская культура Урук сменилась более высокоразвитой – Джемдет-Наср. Приход семитов, видимо, не обошёлся без военных столкновений с шумерами (раскопки выявляют следы разрушений на крепостях). Но потом обе нации, сохранив каждая свой язык и не смешавшись окончательно, составили «симбиотическую» общность «черноголовых». Одна ветвь восточных семитов (аккадцы) обосновалась в близком соседстве с шумерским ареалом, а вторая (ассирийцы) – на Среднем Тигре. Аккадцы заимствовали от шумеров более высокую культуру, письменность, культы богов. Шумерское письмо представляло собой иероглифическую пиктографию, хотя многие его символы стали слоговыми. В нём насчитывалось до 400 знаков, но и зная всего 70-80, можно было неплохо читать. Грамотность среди шумеров была широко распространена.

Образец шумерской клинописи - табличка царя Уруинимгины

Борьба за гегемонию в Шумере

Земледелие по-прежнему велось не в индивидуальных, а, прежде всего, в крупных, коллективных храмовых хозяйствах. В шумерском обществе был весьма многочисленным слой рабов и пролетариев, трудившихся исключительно за еду, но было и немало мелких арендаторов на землях крупных собственников. В середине III тысячелетия до Р. Х. прежних правителей жрецов (энов ) всё чаще сменяли лугали (по-аккадски – шарру ). Среди них были уже не только религиозные, но и светские вожди. Шумерские лугали напоминали греческих тиранов – они были более независимы от гражданской общины, часто захватывали власть насильственно и правили, опираясь на войско. Численность войска в отдельном городе доходила тогда до 5 тысяч человек. Шумерские дружины состояли из тяжеловооружённых пехотинцев и колесниц, запряжённых ослами (лошадей до прихода индоевропейцев не знали).

Существовавшая в предшествующий период истории сплочённая шумерская «конфедерация» распалась, и среди городов началась борьба за гегемонию, в которой победители не полностью отнимали у побеждённых «номов» независимость, а лишь подчиняли их своему главенству. Гегемоны и в этот период стремились получить религиозную санкцию своего первенства от ниппурского храма Энлиля. Первым гегемоном Шумера после потопа стал город Киш. Сохранилось предание о кишском царе Этане (XXVIII в. до н. э.), который на божественном орле поднялся в небеса к богам, чтобы добыть себе «траву рождения» и обзавестись наследником. Его преемник Эн-Мебарагеси – первый царь шумерской истории, от которого остались не только легендарные воспоминания, но и вещественные памятники.

Царь Лагаша Гудеа

III династия Ура

Господство кутиев было сокрушено народным восстанием, поднятым рыбаком Утухенгалем , который восстановил «Царство Шумера и Аккада» с официальным шумерским языком и столицей в Уруке. Дружественный кутиям Лагаш был жестоко разгромлен, а его цари потом даже не упоминались в списке шумерских правителей. Утухенгаль неожиданно утонул при осмотре канала (возможно, был убит), и ему наследовал один из его соратников, Ур-Намму , наместник Ура (в области которого и утонул Утухенгаль). Столица нового шумерского государства теперь перешла в Ур. Ур-Намму стал основателем III династии Ура .

Аккадская империя Саргона Древнего и держава III династии Ура

Ур-Намму (2106–2094 гг. до н. э.) и его сын Шульги (2093–2046 гг. до н. э.) водворили в Шумере социалистический строй , опиравшийся на огромные государственные хозяйства. Большая часть населения работала там за пайки в очень плохих условиях от рассвета до заката в виде пролетарских бригад из гурушей (мужчин) и нгеме (женщин). Мужчина получал 1,5 литра ячменя в день, женщина – вдвое меньше. Смертность в такого рода «трудармиях» иногда достигала 25% в месяц. Небольшой частный сектор в экономике, впрочем, всё же сохранился. От просуществовавшей менее века III династии Ура до нас дошло больше документации, чем от всей остальной истории Месопотамии. Казарменно-социалистическое хозяйствование было при ней крайне неэффективным: иногда столица голодала, в момент, когда отдельные мелкие городки располагали крупными запасами зерна. При Шульги был создан знаменитый «Шумерский царский список», фальсифицировавший всю национальную историю. В нём утверждалось, что Шумер всегда был единым государством. Границы владений III династии Ура были близки к Аккадской державе. Они, правда, не заходили в Малую Азию, Аравию и Юго-Восточный Иран, зато в Загросе распространялись даже шире. Ур-Намму и Шульги вели постоянные войны (особенно с кутиями), сопровождаемые лживым трубадурством о «непрерывных победах», хотя военные кампании далеко не всегда были успешными.

Храмовая часть шумерского города Ура с большим зиккуратом

Конец III династии Ура был внезапным: около 2025 г., когда её царь Иббисуэн вёл упорную войну с Эламом, на него с севера и запада напали сутии-амореи. Посреди военной неразберихи рабочие государственных латифундий стали разбегаться. В столице начался голод. Чиновник Ишби-Эрра , посланный Иббисуэном за зерном в Иссин, захватил этот город и объявил себя царём (2017 г.). Война длилась после этого ещё лет 15. Иббисуэн попал в плен к врагам. Страшно разгромленный юг Месопотамии признал власть нового «царя Шумера и Аккада» Ишби-Эрры, которому подчинились и расселившиеся до Персидского залива амореи. Шумерская социалистическая система рухнула вместе с III династией Ура. Преобладающим сословием стали мелкие арендаторы государственных и храмовых земель.

Цари Иссина считали себя продолжателями империи III династии Ура, именуясь по-прежнему государями «Шумера и Аккада». Падение Ура считалось при них великой трагедией, по поводу которой составлялись трагические литературные плачи. После расселения на юге Месопотамии сутиев-амореев доля семитов в местном населении возросла настолько, что шумерский язык перестал употребляться в живой речи, хотя официальная и храмовая документация ещё долго по исторической традиции продолжала вестись на нём.

Конец истории шумеров

Разграбив южную и центральную часть Междуречья, сутии-амореи поначалу расселились по сельским их местностям. Там эти семитские кочевники продолжали заниматься привычным для них скотоводством, поначалу мало проникая в города, а лишь торгуя с их жителями. В первое время сутии признали власть царей Иссина, однако мало-помалу их племенные союзы стали подчинять себе некоторые мелкие города. Часть таких центров стала расти и приобретать сильное политическое значение. Особенно выдвинулись Ларса (на юге), ставшая столицей старейшего племени сутиев-амореев – ямутбала, и незначительный доселе Вавилон в центре страны. Вавилон подчинился сутийскому племени амнану – части племенного союза биниямина, большая часть которого через несколько веков составила еврейское «колено Вениамин».

Сутийские вожди стали усиливаться, и к началу XIX века до Р. Х. Месопотамия распалась более чем десяток государств. Шумеры были постепенно поглощены семитами и растворились в их массе. Их существование в качестве особой национальности закончилось. Начало II тысячелетия до Р. Х. ознаменовалось концом шумерской истории, хотя юг Двуречья ещё несколько веков сохранял некоторые культурные отличия от центра и севера, составляя особую область «Приморье».

Понимание политических процессов в истории того или иного народа невозможно без осознания их экономических причин. Любое общество зависит от экономики, которая диктует свои постоянно меняющиеся правила. Цивилизации далёкого прошлого в этом ничем не отличались от современного мира – Древний Шумер был колыбелью государственности и культуры человечества, а потому многие аспекты его жизни актуальны и сейчас.

Шумер – страна богов

С самого раннего периода становления и развития шумерской цивилизации в начале III тысячелетия до н. э. центральным местом хозяйственной, политической и культурной жизни общества был храм. Каждая из шумерских общин (а затем и номовых государственных образований) выбирала себе божество-покровителя. Если же рассматривать ситуацию с точки зрения шумеров, то все было с точностью до наоборот – божество выбирало себе место, где хотело жить, а людям оставалось заботиться о его доме. Всё в окрестностях этого дома, который мы называем храмом, принадлежало богу или богине: земля, вода, звери, птицы и, конечно, люди. Все люди без исключения, от самого незаметного члена общины до лидера, являлись лишь скромными слугами божества. Задачами слуг было строить как можно больше домов для божественного господина или госпожи, наполнять их прекрасными вещами, а также восхвалять величие бога. За это люди могли просить небесного покровителя о помощи в своих делах.

Вид на храмовый комплекс в городе Эреду. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Священники

На практике это означало, что всеми хозяйственными работами руководили жрецы. Они же собирали в хранилищах храмов и всю произведённую продукцию, чтобы затем разделить её между общинниками согласно ценности того или иного человека. Очевидно, что ценность ближнего слуги бога (то есть, священника) куда выше ценности обычного крестьянина или рыбака, а, значит, он должен получать лучшую пищу и одежду. «Близкими к богу» являлись и дети жрецов, которые должны были наследовать своим родителям их религиозные и хозяйственные функции, а также привилегии.

Большую часть своего времени «управляющие владениями бога» и их помощники занимались организацией строительных работ, планированием систем орошения и учётом. Сложная система хранения и распределения зерна, шкур, шерсти, а также орудий производства породила необходимость в строгой фиксации и своеобразной отчётности перед богом-покровителем. Простейшие значки на глиняных табличках превратились в систему письменности в виде так называемой клинописи – учёт велся вплоть до зёрнышка.

Ранние документы фиксируют относительное равенство распределения продуктов и вещей, но по мере освоения новых земель, роста численности населения и углубления его специализации священники стали получать всё бо́льшие пайки. В определённый момент вместо натурального вознаграждения за свой труд жрецы стали получать земельный надел, который должны были обрабатывать общинники. Жизнь становилась всё менее справедливой, о былом равенстве уже никто не вспоминал.


Вид на шумерский город-государство Мари. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Правители

В тяжёлых климатических условиях Шумера отдельному человеку или небольшой группе людей выжить было крайне трудно. Зато коллективный упорядоченный труд давал не только гарантированное пропитание, но и значительные излишки сельскохозяйственной продукции. Эти излишки стали не только основой цивилизации и прогресса, но и послужили причиной острых военных и социальных конфликтов. Чтобы заставить соседей платить дань, нужно было воевать. Вооружённые конфликты превратились в обыденность, а успешные военные предводители стали забирать себе бо́льшую часть добычи. Даже если община не вела захватнических войн, угроза нападения врагов заставляла людей по-особенному относиться к своим военным вождям, а те концентрировали в своих руках достаточно имущества и власти, чтобы стать важными фигурами. Во время войны армия города-государства состояла из такого числа свободных мужчин общины, которое можно было вооружить и прокормить – эти люди возвращались домой товарищами по оружию. Дружеские связи между воинами служили основой политического влияния их предводителей.

Политически шумерский город-государство строился в условиях непрочного баланса сил между верховным жрецом с титулом энси и военным предводителем с титулом лугаль. В переводе с шумерского языка «энси» буквально означает «господин (или жрец) закладки сооружений», а «лугаль» – «большой (великий) человек (мужчина)». С экономической точки зрения существовало два хозяйства: традиционное общинное вокруг храма и новое дворцовое вокруг земель, присвоенных династиями лугалей. Власть энси, как правило, не выходила за пределы родного нома, лугали же претендовали на военное превосходство над несколькими городами-государствами или всем Шумером.

Экономические интересы отдельного нома никогда не требовали обширных завоеваний. Лугали же могли сохранять и приумножать свою силу, лишь непрерывно воюя. Содержание постоянного профессионального ядра армии и гарнизонов в побеждённых городах стоило очень дорого, поэтому собственных средств и полученной дани лугалям не хватало. Религиозное мировоззрение и сила традиции шумеров были столь сильными, что даже такое «мирское» дело как война имело глубокое мифологическое обоснование. Раз каждый из городов-государств принадлежит богу, то и войны между собой ведут тоже боги, а люди являются лишь орудием этого непрекращающегося конфликта. Победа возможна лишь в том случае, если могущественный небесный покровитель захочет помочь войску своего города – а чья победа, того и добыча. Таким образом, значительная часть военных трофеев оседала в храмовом хозяйстве. Это усиливало храмы и жрецов и не позволяло династиям полководцев стать единственными правителями своего нома. По этой же причине любые завоевания были недолговечны, и войны в Междуречье не прекращались веками .

Лугали не желали мириться с таким положением вещей и пытались использовать своё влияние для того, чтобы устроить своих родственников верховными жрецами и через них получить доступ к ресурсам храмов. Наследственная храмовая знать всячески препятствовала этому.


Речная гавань шумерского города Ур. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Общинники

При такой системе власти простые люди (по-шумерски – «черноголовые») редко могли высказать своё мнение. Обычно «воля народа» выражалась через стихийные восстания, обычно следовавшие за катастрофическими военными поражениями. Другим примером общинной демократии может служить избрание нового верховного жреца-энси или царя-лугаля в случае пресечения прежней династии. В обычное же время общинники облагались всё новыми податями и повинностями, а их лучшие представители гибли на войне или искали счастья в дружине лугаля.

Самые предприимчивые из окружения лугаля брали пример со своего предводителя и всеми силами старались как можно быстрее разбогатеть. Для этого они использовали банальное, но невероятно эффективное злоупотребление полномочиями и положением. Управляя царскими имениями, торговыми делами или мастеровыми, придворные присваивали себе довольствие и имущество простых людей. Часты были случаи, когда горожане вынужденно продавали чиновникам свою собственность по заниженной цене. Другим способом поправить своё положение для придворного было заставить работать на себя свободных или зависимых от царя общинников (это не отменяло обычных обязанностей работника перед общиной и храмом). Также можно было воспользоваться тяжёлыми временами вроде войны или стихийного бедствия, чтобы одолжить местной общине немного зерна до лучших времён, а случае неуплаты долга и процентов по нему отобрать часть земли.

Цари и их окружение отбирали землю и у храмов. Конечно, это могло оформляться как временная уступка в связи с тратами по несению службы, но со временем такая земля стала передаваться по наследству. Таким образом, появлялся целый класс землевладельцев, которые имели собственные наделы и передавали их своим потомкам.


Вид на центр шумерского города Урук. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Земля, вода и люди

Возникает закономерный вопрос, почему главной ценностью в Шумере была именно земля. Ответ заключается в способе её обработке. По-настоящему ценной землёй была полоска шириной в несколько километров вдоль рек Тигр, Евфрат и их притоков. Чтобы увеличить площадь этих плодородных земель, шумеры строили разветвлённую сеть дренажных и оросительных каналов. С учётом постоянного роста населения достаточно было владеть драгоценной землёй, а уж желающих кормиться с неё будет достаточно. При такой системе хозяйствования земледелец не мог просто уйти обрабатывать свободные земли за пределами зоны естественного и искусственного орошения, а, значит, был вынужден терпеть притеснения «больших людей». Вынужденную стабильность этому обществу придавала охранительная власть религии и страх перед врагами-соседями, которые могли легко захватить родной ном во время политических неурядиц в нём.


Ступенчатый храм (зиккурат) в городе Ур. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

От общины к государству

С XXVIII века до н. э., когда шумеры начали строить свою государственность, и до XXIV века до н. э. они прошли долгий путь от монолитного общинного мира с относительным равноправием до общества, разрываемого имущественным расслоением и социальными конфликтами. Дворцовая администрация и старая храмовая знать оспаривали друг у друга власть, и никто не желал уступить в этом споре. Стремительно нищающему бесправному населению оставалось только наблюдать за этой схваткой.

Литература:

  1. Дьяконов И. М. Пути истории. М., 1994
  2. История Древнего Востока. Ч.I. Месопотамия. Под ред. Дьяконова И. М. М., 1983
  3. Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. «Петербургское Востоковедение», 2001
  4. Гуляев В. И., Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. М.: Алетейа, 2004. ISBN 5–89321–112-X: 1000
  5. Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы издательства, 1986
  6. Мелларт Джеймс. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. «Наука» М., 1982
  7. Diakonov I. M. Ancient Mesopotamia: Socio-economic History. Sandig Reprint Verlag, 1987
  8. Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540–8779.
  9. Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978–0226452388.
  10. Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978–1566196666.
Шумеры - люди или Боги...

Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере. Шумерская цивилизация - самая древняя на нашей планете. Во второй половине 4-го тысячелетия она возникла, словно из ниоткуда. По обычаям, языку народ этот был чужд семитским племенам, которые заселили Северную Месопотамию чуть позднее. Расовая же принадлежность древнего шумера не определена до сих пор. История шумеров загадочна и удивительна. Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность обработки металлов, колесо и гончарный круг. Непостижимым образом люди эти обладали знаниями, которые относительно недавно только стали известны науке. Они оставили после себя такое количество загадок и тайн, что по праву занимают едва ли не первое место среди всех удивительных событий в нашей жизни.

На протяжении целого тысячелетия шумеры были главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке. Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры.

Идя на прием к врачу, мы все... получаем рецепты лекарств или совет психотерапевта, совершенно не задумываясь о том, что и траволечение, и психотерапия впервые развились и достигли высокого уровня именно у шумеров. Получая повестку в суд и рассчитывая на справедливость судей, мы также ничего не знаем об основателях судопроизводства - шумерах, первые законодательные акты которых способствовали развитию правовых отношений во всех частях Древнего мира. Наконец, задумываясь о превратностях судьбы, сетуя на то, что при рождении нас обделили, мы повторяем те же самые слова, которые впервые занесли на глину философствующие шумерские писцы, - но вряд ли даже догадывается об этом.

Шумеры - "черноголовые". Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют "прародителем современной цивилизации" , а ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал.

Считается, что Южная Месопотамия - не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения, сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное, чего там было в достатке, это тростника, глины и воды. Однако в сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно, чтобы в самом конце 3-го тысячелетия до н.э. там расцвели первые города-государства древнего Шумера. Первые поселения на этой территории появились уже в VI тыс. до н. э. Откуда на эти земли пришли шумеры, ассимилировавшие местные земледельческие общины, не выяснено. Их предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении этого народа. Древнейшим своим поселением они считали Эреду - самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн.

Древняя легенда гласит: «Однажды из Эритрейского моря, там, где оно граничит с Вавилонией, явился зверь, одаренный разумом, по имени Оанн. Всё тело у зверя того было рыбье, только под рыбьей головой была другая, человеческая, речь его также была человеческой. И изображение его сохранилось поныне. Это существо, бывало, проводило весь день среди людей, преподавая им понятия о грамотности, науках и всяких искусствах. Оанн научил людей строить города и возводить храмы… словом, обучил их всему, что смягчает нравы, и с тех пор никто более ничего удивительного не изобрел… Он написал книгу о начале мира, о том, как он возник, и вручил её людям…».

Так повествует живший во времена Александра Македонского жрец Берос о происхождении Двуречья. Рассказ этот считается выдумкой, однако некоторые исследователи, в том числе и А. Кондратов, считают это все далеко не вымыслом. Это пересказ вавилонского мифа о приходе божества воды Эа, которое является трансформацией шумерского божества Энки.

Единственной правдой в этой легенде историки считают то, что шумерско-вавилонская культура распространялась с юга на север, а таинственное существо Оанн считается пришельцем с Индийского океана, т. е. с островов в Индийском океане, культура которых была очень развита. Но существует более странная версия, согласно которой пришелец Оанн был представителем древней культуры, скрытой толщами Индийского океана…

Шумерский язык тоже продолжает оставаться загадкой, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. После расшифровки шумерских рукописей, вернее - клинописей, так как шумерская письменность была именно клиновой, ученые были просто в шоке. То, что мы сейчас называем шумерским языком - фактически искусственная конструкция, построенная на аналогиях с надписями народов, перенявших шумерскую клинопись - эламскими, аккадскими и староперсидскими текстами. Странно, но у шумерского языка нет ни предков, ни потомков. Иногда шумерский называют "латынью древнего Вавилона" - но надо отдавать себе отчёт, что шумерский не стал прародителем мощной языковой группы, от него остались только корни нескольких десятков слов.

Начнем с того, что шумеры использовали троичную систему исчисления. Справедливости ради заметим, что после шумеров до последнего времени ни у кого не возникало в ней потребности, ибо такая система используется только современной технологией при изготовлении ЭВМ. Кроме этого шумеры знали и применяли принцип золотого сечения, использовали числа Фибоначчи, обладали знаниями современного уровня по химии, фитотерапии и астрономии. По сведениям шумеров, более 4 миллиардов лет назад произошла грандиозная «небесная битва» - катастрофа, которая изменила весь вид Солнечной системы, в частности - изменила наклон осей нескольких планет, что и подтверждают последние научные данные.

Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь гелиоцентрической системой. У этого народа была хорошо развита математика, они знали и широко применяли астрологию. Интересно, что у шумеров была такая же астрологическая система, как и сейчас: они делили сферу на 12 частей (12 домов Зодиака) по тридцать градусов каждый. Математика шумеров представляла собой громоздкую систему, однако она позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень. Основой хозяйственной жизни Двуречья были земледелие и ирригация. В древнейших общинах южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте, царило натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В древнейшие времена из глины лепили сосуды - сначала вручную, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал - кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы.
С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации - города-государства, концентрировавшие вокруг себя мелкие города и поселения. Наиболее крупными среди них были Эшнуна, Сиппар, Куту, Киш, Ниппур, Шурупурак, Урук, Ур, Умма, Лагаш. Уже с конца IV тыс. до н. э. существовал культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, где находился один из главных храмов Шумера - Экур, храм бога Энлиля.

В области медицины у шумеров были очень высокие стандарты. В найденной Лайярдом в Ниневии библиотеке царя Ашшурбанипала был четкий порядок, в ней был большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины основывались на словах, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например, об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и хирургического.

У шумеров была развитое государственное устройство - имелся суд присяжных, демократические органы управления на основе народных выборов, каждый древний шумер имел свои защищенные права. Просим учесть, что ни Рима, ни Древней Греции еще и в помине не было. Именно в Шумере вылепили и обожгли первые в мире кирпичи, из которых шумеры возводили многоэтажные дворцы и храмы. Про их шахты до сих пор спорят - для чего так много золота было нужно древним шумерам и куда оно применялось? Шахты глубиной до 20 метров, и более чем 100 000 лет назад люди уже добывали там золото промышленным способом.

Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями - им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов - по их размерам, назначению и по виду грузов.
Еще более поразительным было то, что шумеры овладели способами получения сплавов - процессом, при помощи которого различные металлы соединяются при нагреве в печи. Шумеры научились производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением по трем причинам. Во-первых, было необходимо подобрать очень точное соотношение меди и олова (анализ шумерской бронзы показал оптимальное соотношение — 85% меди на 15% олова). Во-вторых, в Месопотамии совсем не было олова.(В отличии, например, от Тиауанако) В-третьих, олово вообще не встречается в природе в натуральном виде. Для его извлечения,из руды — оловянного камня — необходим довольно сложный процесс. Это не такое дело, которое можно открыть случайно. У шумеров было около тридцати слов для обозначения различных видов меди разного качества, для обозначения же олова они пользовались словом AN.NA, что означает буквально "Небесный камень" — что многие рассматривают как свидетельствует о том, что шумерская технология была даром богов.

Религия шумеров представляла собой довольно четкую систему небесной иерархии, хотя некоторые ученые считают, что пантеон богов не систематизирован. Возглавлял богов бог воздуха Энлиль, который разделил небо и землю. Творцами мироздания в шумерском пантеоне считались АН (небесное начало) и КИ (мужское начало). Основу мифологии составляла энергия МЕ, которая означала прототип всего живого, излучаемого богами и храмами. Боги в Шумере представлялись как люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, что весь миф проникнут симпатией к человеку. У шумеров было своеобразное представление о Рае, в нем не было места человеку. Шумерский Рай - это обитель богов. Считается, что взгляды шумеров нашли отражения в более поздних религиях.

И только шумерская мифология проливает свет на то, куда девалось золото, и зачем оно было нужно в каменном веке. Согласно шумерской космогонии вокруг Солнца вращались 12 планет. То есть, все известные нашей науке планеты (хотя Плутон был открыт только в 1930 году) и еще одна - неведомая нам планета, вращающаяся по эллипсовидной орбите между Марсом и Юпитером. Имя этой планете - Нибиру, что означает «пересекающая планета». Она так названа была потому, что орбита её сильно вытянута и раз в 3600 лет Нибиру пересекает всю Солнечную систему. По утверждениям шумеров, именно с Нибиру сошли на Землю анунаки. В Библии есть упоминание о них, правда именуются они там как «нифилим» («сошедшие с небес»). Именно они «брали в жены земных женщин», и даже более того - оставляли потомство. Но гораздо удивительнее другое! По сведениям шумеров, анунаки впервые прибыли на Землю задолго до возникновения шумерской цивилизации. И именно они создали человека. Зачем? Затем, что им надоело самим добывать золото. В летописях рассказывается что анунаки были долгожителями - век их был долог, и все это время они добывали золото, пытаясь вначале добыть его из вод Персидского залива, но безуспешно, а после этой попытки взялись за рудники. Есть версия, что золото им было необходимо, чтобы создать золотосодержащий экран для защиты своей планеты. Подобные технологии существуют сейчас в комических проектах. Вот для этого жители Нибиру покинули родную планету и поселились на Земле. А каждые 3600 лет, когда планеты максимально сближались, золото переправлялось на Нибиру.

По шумерским легендам, анунаки занимались добычей золота самостоятельно почти 150 тысяч лет. Но вспыхнувшее восстание поставило под угрозу весь проект спасения Нибиру. И вот тогда и родился план создания помощников - людей. И весь этот процесс подробно, шаг за шагом, описан в подробностях на глиняных табличках древних шумеров. Сведения эти произвели эффект разорвавшейся бомбы среди генетиков, потому что всё указывало на то, что анунаки знакомы прекрасно и с ДНК и с тем, как сотворить человека искусственным путём. Есть подробная инструкция, что прежде всего, работы необходимо проводить в стерильных условиях. Далее явствует, что была взята яйцеклетка обезьяны женского пола. Далее оно оплодотворялось, но помимо этого туда примешивалась «суть» - «то, что связывает память» (в нашем понимании ДНК), полученное из очищенной специальным образом крови отобранного анунака. Помимо этого из крови богов было извлечено то, что очень приблизительно, может быть названо «душа». Оплодотворенную и модифицированную яйцеклетку после этого следовало доверить «много знающей, юной анунаке», которая и «доведёт яйцо до нужного состояния». Легенда гласит, что поначалу всё шло совсем не так гладко, как хотелось бы экспериментаторам. Рождалось много уродов, но в конце-концов, анунаки добились успеха. Удачную яйцеклетку поместили в лоно «богини», согласившейся выносить её. Так, после длительной беременности и кесарева сечения на свет явился первый человек. Но требовался не один, а много работников на шахтах. И тогда с помощью клонирования была создана женщина.

К сожалению этот процесс никак не отражен в глиняных табличках, поэтому мы можем только предполагать - как им это удалось. Последнее открытие Уэсли Брауна «о единой для всех людей Земли митохондриевой Еве» подтвердили косвенно эту легенду. Когда же люди, сменив не одно и не два поколения «стали красивы», анунаки стали «брать в жены» земных женщин, от которых у них даже рождалось жизнеспособное, здоровое потомство. К сожалению, передав нам свою внешность и возможность к саморазвитию, анунаки не одарили нас своим долголетием. Судя по всему, шумерская цивилизация - не только самая древняя, но и самая таинственная на нашей планете, а сами шумеры - наши далёкие пра-пра-пра-родители.

История Шумера представляла собой борьбу крупнейших городов-государств за господство в своем регионе. Киш, Лагаш, Ур и Урук вели бесконечную борьбу в течение нескольких сотен лет, пока страну не объединил Саргон Древний (2316-2261 гг. до н. э.) - основатель великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива. В период правления Саргона, который, согласно преданию, был восточным семитом, стал шире употребляться аккадский (восточносемитский язык), однако шумерский сохранился и в быту, и в делопроизводстве. Аккадская держава пала в XXII в. до н.э. под натиском кутиев - племен, пришедших с западной части иранского нагорья. В конце III тыс. до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось объединить все области Двуречья. С этой эпохой связан последний взлет шумерской культуры. Царство III династии Ура представляло собой древневосточную деспотию, во главе которой стоял царь, носивший титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада». Шумерский язык сделался официальным языком царских канцелярий, в то время, как население, в основном, говорило на аккадском. В эпоху правления III династии Ура был упорядочен шумерский пантеон, во главе которого стоял бог Энлиль вместе с 7 или 9 богами, входившими в небесный совет.

Падение III династии Ура произошло по нескольким причинам: потерпело крах централизованное хозяйство, что привело к истощению хлебных запасов и голоду в стране, которая в это время переживала нашествие амореев - западносемитских скотоводческих племен, появившихся на территории Месопотамии на рубеже III и II тыс. до н. э. С этого времени Шумер больше не существовал как самостоятельное государство, однако его великие культурные достижения продолжали жить в разных цивилизациях Месопотамии в течение двух последующих тысячелетий. После своего падения шумеры оставили то, что подхватило множество других народов, пришедших на эту землю - Религию. Истоки религии имели чисто материалистические, а не "этические", корни. Культ Богов имел целью не "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д.... Самые древние из Шумерских Богов, упомянутые в древнейших табличках "со списками богов" (середина III-го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

После шумеров осталось огромное количество глиняных клинописных табличек. Возможно это была первая бюрократия в мире. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Р.Х. и содержат хозяйственные записи. Исследователи жалуются, что шумеры оставили после себя огромное количество "хозяйственных" записей и "списков богов" но так и не удосужились записать "философскую основу" своей системы верований.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта