Главная » Ядовитые грибы » Буквы ш, щ, ч, ц, й, ы - в английском языке. Конспект урока "Гласный звук, буква ы"

Буквы ш, щ, ч, ц, й, ы - в английском языке. Конспект урока "Гласный звук, буква ы"

Цель занятия: изучаем букву Ы, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ы, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ы по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Дым Сыр Усы Мыло

  1. Скажи, как гудит пароход? (Ы-ы-ы!..)
  2. СЫР, КОСЫНКА - какой звук есть во всех этих словах?

Запомни, пожалуйста: в русском языке нет слов, в которых звук [Ы] находится в начале слова.

В середине или в конце звук [Ы] в словах СЫР? ЧАСЫ? УСЫ? СЫН? КОТЫ? ОСЫ? СУПЫ? ДЫМ?
Когда мы произносим звук [Ы], воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Ы].

  • Гласный или согласный звук [Ы]?
  • Какие еще гласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь согласные звуки?

Рассмотри букву Ы. Нашили букву Ы в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Сказка про букву Ы

Крыса Дылда и Пых-Пых

Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:

Кара-ул!!!
- А что случилось?

У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!

Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
- Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.
- Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша.
- Т-ты что, б-боишься? - тихо спросил Цып.
- А т-ты?
- С тобой нет.

Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.

Но через несколько минут друзья вернулись.

Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.
- А кто же это был?
- Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.

Скороговорки

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так мылась Мила.

Кто больше?

Назовите как можно больше слов со звуком [Ы] в середине.
(Ответ: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка, пыль, быть, мышь, выгодно.)

Веселые стихи про букву Ы для детей

Бык мычит две буквы: - Му!
- Мяу! - кот сказал ему.
- Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)

Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)

Ы - мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)

Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы - нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Буква «Ы, ы» является 29-й в русском и 28-й в белорусском алфавитах, представляет собой лигатуру. Отсутствует в иных национальных кириллических славянских алфавитах (древние звуки [и] и [ы] в современных языках южных славян давно совпали, но из болгарского и сербского алфавитов букву Ы исключили лишь в XIX в.; а в алфавите украинском пара И/І применяется вместо Ы/И). Употребляется также во множестве других письменностях на кириллице.

История буквы

Буква Ы в церковно- и старославянской азбуках именуется еры́ (ц.-с.) или ѥры (с.-с.), значение его не ясно, но очевидно оно родственно именам букв Ь (ерь) и Ъ (еръ). В самых древних формах кириллицы и глаголицы буквы Ы, вероятно, не было; в последующих она формируется путем объединения знака Ь или Ъ с символом И или І (в памятниках старославянской письменности можно встретить все палитру комбинаций диграфа; в древней кириллице детали буквы также могли соединять чёрточкой).

В самом «классическом» виде Ы глаголическая имеет вид , а кириллическая — ЪІ (если иметь в виду древность, до XIV века), позднее, как и сейчас, выглядит как Ы (в т.ч и в церковнославянском языке). Буква Ы в кириллице считается обычно по порядку 30-й, в глаголице - 31-й. Не имеет числового значения.

Современная форма с конца XIV века проникла в русские рукописи из рукописей балканских (южнославянских). Обозначаемый буквой «ы» гласный ɨ был ещё в праязыке славян. Зачастую происходит из длительного звука *ū , что объясняет чередование ы/ов, ы/у и т. д.: крыть — кров, слы́шать — слу́шать.

Употребление Ы

В русском языке

Буквами Ы и И, стоящими после большего числа согласных отражается такое фонетическое явление, как смягчение согласных: следи — следы, бить — быть, грози́ — грозы́, вить — выть, клик — клык, сир — сыр, пил — пыл, сосни́ — сосны́, мило — мыло, сгори — с горы, графи́ — графы́, ти́кать — ты́кать.

После мягких и твёрдых шипящих в сочетаниях ШИ, ЧИ, ЖИ, ЩИ применяется не Ы, а буква И, так как в древние времена шипящие произносили мягко и после них писались лишь мягкие гласные, правда, уже тогда от этого стали отступать.

Позже, в ряде случаев, после шипящих начали писать Ы (чтобы отличить схожие, но разные по смыслу формы слов). Написание шипящих с И было всегда основным; основным стало оно и в русском языке. Отступление от этих правил допускаются в иноязычных названиях и именах: Чыонг Тинь, Жылыойский район, Шымкент.

Исторически сложились более сложные правила употребления букв И и Ы после буквы Ц, у которой мягкость тоже не зависит от контекста. Они приведены в статье «Буква Ц».

После Г, К, Х, гортанных согласных, бывающих как мягкими, так и твёрдыми, Ы все же, почти не пишется. Объяснение кроется в истории: в старину данные согласные смягчаться не могли; вернее, вместо смягчения они трансформировались в шипящие (сто́льный —от стол, но, ве́чный — от век, пушно́й — от пух, дру́жный — от друг) либо свистящие (ср. с оборотами речи в ц.-с.: на воздусях ← воздухъ, во облацех ← облакъ либо (почить) в Бозе ← Богъ; подобное чередование осталось, к примеру, в склонении в украинском языке: мука — на муці, муха — на мусі, нога — на нозі,) и применялось исключительно с Ы.

Позднее в русском языке Ы в данной позиции переходит в И. Сейчас сочетания кы, хы, гы попадаются в просторечии и звукоподражаниях (Маркыч, Олегыч, Аристархыч, кыш, Кыся, гыгыкать), или в заимствованных и вообще в разных иноязычных названиях и именах (акын, кок-сагыз, такыр, Кызыл, Мангышлак, Архыз).

Также лишь в звукоподражаниях Ы встречается в началах слов и после гласных, заимствованиях и именах собственных (ых, ыкать; Ыгыатта, Джайаыл, Хабырыыс, Ыджыдпарма, Суыкбулак, ынджера, ыр), хотя в начале слова звук [ы] совсем обычен, если оно начинается на И, и без паузы следует за словом с окончанием на твердую согласную (Иван [Ы]ваныч, вот [ы] всё).

То же фонетическое явление, только на стыках приставки и корня отражено на письме (cыграть, подытожить, безымянный), исключая иностранные приставки (напр., постинфарктный, ср. - предынфарктный), приставки на шипящие и гортанные (сверхизысканный, межигровой) и слово взимать со всеми его производными.

Можно букву Ы после Й встретить лишь в транслитерации иноязычных имен и названий: Чыйырчык, Тайынша.

Вероятно, после Ь и Ъ буква Ы вообще не встречается (но, теоретически в транслитерации и транскрипции не запрещена).

В церковнославянском языке

Применение букв И (І) и Ы приближено к русскому, но иногда является отражением старославянской ситуации:

Применение И и Ы после большего числа согласных фонетически обусловленное и смыслоразличительное (бити — быти и т. п.); но, в склонениях одних и тех же слов, в отличие от русского, можно одновременно встретить окончания -ы и -и: раби (им. пад. множ. ч. от рабъ) — рабы (вин. и твор. пад. множ. ч.);

В ц.-сл также произощел упоминавшийся выше переход кы, хы, гы в ки, хи, ги, т. е. не бывает после гортанных Ы;

И И, и Ы ставят после шипящих; произносят их одинаково, отличие лишь в смысле: мужи́ (им. пад. множ. ч. от мужъ) — мужы́ (вин. и твор. пад. множ. ч.); юноши (род. и дат. пад. ед. ч. от юноша) — юнѡши (им. и зват. пад. множ. ч., а также им., вин. и зват. пад. двойств. числа) — юношы (вин. пад. множ. ч.); нищимъ (твор. пад. ед. ч.) — нищымъ (дат. пад. множ. числа) и т. п.;

Лишь в заимствованиях пишется ци (перед гласными ці) (Кѡнстанція, Цицеронъ);

После приставок, оканчивающихся согласной И может превращаться в Ы или не превращаться в него; может также писаться вместо Ы с ъи (подъимати/подымати, но ѿимати с И), для различных корней и приставок преобладающее написание может отличаться.

В алфавите есть лишь одна буква, обозначающая гласный, которая никогда не встречается в начале слова, — Ы. Почему ей не досталось первого места? Представители двух отечественных фонологических школ — московской и ленинградской — расходятся в объяснении. По мнению «москвичей», Ы является аллофоном (вариантом звучания) фонемы [и], а значит, не может начинать слово, так как в начале должен стоять основной вариант звука. «Ленинградцы» считают, что [ы] представляет собой отдельную фонему. В пользу их точки зрения говорит тот факт, что несколько слов, начинающихся с Ы, всетаки существуют, например имена собственные: якутская река Ыгыатта, село Ынырга в Горном Алтае... Последователи московской школы отвечают, что такие слова являются заимствованиями, а потому их нельзя учитывать. В чем фонологи единодушны, так это в том, что звук (в международной транскрипции изображает звук, обозначающий на письме Ы) появляется только после твердых согласных, а после мягких и в начале слова идет И [i]. Сравните: «мышка» и «мишка» — звучание различается лишь мягкостью и твердостью М. Теоретически [i] и могли бы обозначаться одной И. Но тогда пришлось бы на письме помечать качество звучания согласного каким-то другим способом, иначе отличить большого хищного животного от мелкого грызуна было бы невозможно.

Смена позиции

Есть в русском языке несколько согласных, имеющих с Ы особые отношения. Одним из доказательств этих отношений выступает знаменитое школьное правило «ЖИ, ШИ пиши с буквой И». Когда-то Ж и Ш были только мягкими и выступали в паре с гласным [i], обозначаемым И (а также в старом алфавите I). Но к XIV веку Ж и Ш отвердели, и теперь, наоборот, после них звучит , а вот написание осталось традиционным — через И. Чуть позже, примерно к XVI веку, та же метаморфоза произошла и с согласным [ц], но не настолько последовательно — во многих диалектах русского языка до сих пор существует [ц’] (мягкое Ц). По этому написание Ц с Ы допускается, но по сложным правилам. Из-за этого в школе приходится заучивать особый специальный список слов с ЦЫ в корне («цыган подошел к цыпленку на цыпочках... »). Развитие заднеязычных согласных Г, К, Х шло в диаметрально противоположную сторону — от твердости к мягкости, и от этого зависела судьба их сочетаний с Ы. Сейчас встретить написание ГЫ, КЫ, ХЫ можно разве что в заимствованных словах, именах собственных и звукоподражаниях. А в древности эти согласные обозначали только твердые звуки, и после них Ы писали всегда. Например, супругу князя звали «княгыня» (а еще раньше «кнгыни»). Со временем задне язычные получили позиционную мягкость, то есть могут теперь обозначать как мягкие, так и твердые согласные (сравните: «гиена», «гитара», но «говор», «гарь»). Запрет на сочетания ГИ, КИ, ХИ был снят, то есть Ы последовательно перешло в И. «Княгыня» стала «княгиней», «гыбель» превратилась в «гибель», «хытрый» стали писать как «хитрый».

Позднее слияние

Ы — относительно новая буква в нашем алфавите. В греческой азбуке, из которой мы получили большую часть букв, она отсутствует, равно как и в самых древних кириллических текстах. С этим связан факт, что она не имеет числового значения. Практически каждая буква кириллической азбуки, кроме звука, обозначала какое-нибудь число. А вот Ы нет. Это неудивительно, ведь почти до XIV века Ы не имела собственного начертания. Она записывалась как Ь (ерь) или Ъ (ер) с приписанной буквой I (или И, встречаются все четыре варианта их сочетаний) и называлась «еры» (ер + и). Слитное написание, то есть полноценный статус буквы, Ы приобретает только в более поздних текстах.

Тема: Звук [ы], буква ы.

Цель: знакомство учащихся с буквой ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе. (2 слайд)

Задачи:

Образовательные : Познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа; развитие аналитико-синтетической деятельности на уровне звук – буква, звук – слог, звук – слово.

Коррекционно- развивающие : развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, пространственное восприятие; формировать навыки плавного чтения; расширять кругозор, словарный запас учащихся; способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний; активизация пассивного словаря детей; развитие тонкой ручной, общей артикуляционной и мимической моторики; развитие конструктивного праксиса; развитие концентрации внимания и произвольного ее переключения; развитие долговременной оперативной памяти (зрительной, тактильной, слуховой);

развитие темпо-ритмической координации движений; совершенствование пространственных ориентировок (в собственном теле, на листе).

Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища; воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.

Оборудование: карта путешествия; образцы написания буквы Ы; карточки со словами, слогами; предметные картинки, букварь (автор Н.С.Жукова), карточки с буквами, индивидуальные карточки с печатными буквами, ребус, тематические картинки, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята!

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

2. Работа над дыханием и голосом

а) Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время) (3 слайд)

Ребята, сегодня мы отправимся с вами на прогулку в лес.

На пути, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы. Дети, а что такое переправа? (Место, где переправляются через что-либо) Для того чтобы мостик появился нужно ответить и выполнить следующее.

3. Актуализация опорных знаний.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем

Смекалку, фантазию нашу возьмем

Дорогой с пути никуда не свернем

Но, чтобы лес нам скорее достичь

Должны мы все знания повторить.

Вы ребята, не зевайте и скорее отвечайте.

На какие две группы делятся звуки?

Чем отличаются гласные от согласных?

Продолжите предложения.

Звуки мы…

Буквы мы …

Молодцы, итак в путь!

Учитель спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки осени.)Вот и появился мостик. (4 слайд)

б) Работа над силой речевого дыханием

Учитель: И у нас листья засыпали всё на пути. (5 слайд) Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на листья, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят поляну с цветочками (6 слайд) , а на цветочке буквы А, О, У, Э, И. (7 слайд)

Учитель: Эти цветочки мы соберем для того, чтобы пойти дальше.

Ребенок, называет букву на цветке громко и чётко на твёрдой атаке.

(8 слайд) Мы отправляемся на поиски новых знаний, по лесной дорожке. Чтоб пройти по ней, нужно правильно прочитать - Что написано на камне? (читают читающие дети) (9 слайд)

Налево пойдешь-

Букву новую найдешь.

Направо пойдешь-

Слова найдешь.

Прямо пойдешь-

В лесную хатку попадешь.

г) Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.

Чтобы попасть в хатку нужно выполнить зарядку. (11 слайд)
- Как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж…)

- Как звенит комарик? (З-з-з…)

- Как пыхтит тесто? (Пых-пых-пых!)

- «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…)

- Как шарик выпускает воздух (С-с-с…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Проговорим скороговорку 3 раза с изменением силы голоса: шепотом, громче, совсем громко. (12 слайд)
У Аг-ра-фе-ны и А-ри-ны

Растут ге-ор-ги-ны.

Перебравшись через камень, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают ребус (мыши).(слайд 13)

4.Сообщение темы урока.

(слайд 14) Посмотрите на домик, какая буква спрятана в домике. Молодцы! Мы сегодня познакомимся с буквой ы, звуком [ы].

Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы) (слайд 15)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (слайд 16)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам:

Учитель: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Ы]. Вопросы по схеме:

Губы открыты или смыкаются? (открыты)

Зубы открыты или смыкаются? (открыты)

Где находится язык? (он лежит на дне рта)

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (гласные) Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным) Молодцы!

Обратите внимание: звук [ы ] произносится с голосом. Выдыхаемый возду х не встречает преграды. Звук [ы ] - гласный звук. Этот звук тянется и его можно пропеть.

(слайд 18)Давайте найдем все буквы ы на картинке. Проверим себя. (слайд 19)

Учитель предлагает пройти по первой дорожке к норке с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) Что видим? (слайд 21) (норку) С другой стороны норки написаны слоги, давайте их прочитаем. (букварь с.24) сы, ры, мы

5. Игра. Давайте поиграем в игру «Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей. (слайд 22) Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы) Дети изображают охотящегося крокодила. Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы) Дети тянутся вверх, изображая жирафов. Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны). Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются. Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны). Дети изображают скачущих обезьян.

Посмотрите, перед нами указатель (слайд 23) на нем напечатаны слова, давайте вместе прочитаем в Букваре с. 24 прочитаем их медленно, тихо, громко, быстро.

Прочитайте пару слов. (оса –осы).
- Чем различаются эти слова?

- Какой буквой заканчивается слово, которое стоит в единственном числе? (Буквой а)

- Какой буквой заканчивается слово, которое стоит во множественном числе? (Буквой ы)

Аналогично проводится работа с другими парами слов: шар - шары, рама - рамы, сом - сомы, шар-сыр.

Что вы заметили в этих словах?(Первое слово обозначает один предмет, по-другому говорят, что данное слово стоит в единственном числе. Второе слово обозначает много предметов, по-другому говорят, что слово стоит во множественном числе.)Молодцы!

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Учитель: А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.

1 группа(ряд) 6 разрезные картинками: рысь (слайд 24, 25), крыса(слайд 26), козлы (слайд 27), рыба (слайд 28), бобры(слайд 29).

2 группа (ряд) 4 разрезные картинки: дыня, (слайд 30) тыква(слайд 31), огурцы(слайд 32), помидоры(слайд 33). (на каждую парту по разрезной картинки, в паре собирают)

Учитель: Назовите собранные картинки одним словом. (слайд 34). (животные, овощи)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [ы], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова).

Учитель: Придумайте слова, начинающиеся на [Ы]. (Дети не могут назвать)

Дети посмотрите, а кто это на дереве? (слайд 35). (сова) Посмотрите, а она нам что-то хочет сказать.

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву ы.

Действительно, в русском языке нет слов на букву ы. Она может стоять в середине или в конце слова.

7.Формирование новых знаний.

Рассмотрите картинки. Что это?

Найдите данные картинки в букваре на с.24

Составим схему данных слов. (осы (слайд 36) , шары (слайд 37) , сомы (слайд 38) )

Сколько гласных звуков?

Какой? Обозначим на схеме.

Сколько слогов?

Будем обозначать ударение на схеме? Почему?

Какой звук в этом слове мы уже знаем?

Какой он?

Обозначим на схеме.

Скажите, какой звук встречается в каждом из этих слов?

Какой он? Как обозначим его на схеме?

Звук [ы] обозначается буквой ы.

Что напоминает печатная буква ы.

Обозначим звук [ы] буквой на схемах.

Какие буквы мы еще можем обозначить на схемах.

Чтение предложений.

с. 24 Давайте прочитаем предложения по цепочке. (слайд 39, 40).

8.Физкультминутка

Ручки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Ручки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки! Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, Тоже покажем – Крылья сложили назад.

9. Обозначение звука [ы] буквой ы.

(слайд 41).Мы отправляемся в путь, возвращаемся и идем по второй тропинки, видим норку. (слайд 42). У норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву Ы).

Учитель показывает на карточке букву Ы. На что буква похожа (ответы детей и вариант учителя). Сколько элементов в букве? Какие? (две вертикальных палочки и один полукруг),

Учитель: (слайд 43, 44). Соберите букву Ы по образцу из 3 элементов, которые лежат у каждого на краю стала (работа в паре).

- Развитие зрительного восприятия.

(слайд 45).Учитель: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз за линиями (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки)

Найдите букву за линиями и раскрасьте её красным карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Учитель показывает и выполняет вместе с детьми: каждый пальчик разминается от основания пальца до его кончика, начиная с большого.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой

Этот пальчик для того чтоб указывать его,

Это пальчик самый длинный и стоит он в середине

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Этот пальчик хоть и мал, зато ловок и удал

Затем дети раскрашивают букву.

(слайд 46, 47, 48).Учитель: А теперь напишем букву в воздухе: (Учитель объясняет и показывает) сверху вниз рисуем вертикальную палочку, от середины палочки - полукруг в правую сторону, и снова вертикальную палочку сверху вниз.

Несколько раз дети вместе с учителем “пишут” букву в воздухе. Затем учитель ставит образец следующего задания на доску.

Ребята учатся писать букву простым карандашом 3 движениями по пунктирным линиям. Дети обводят букву, под красиво написанной буквой ставят точку.

Сравните прописную и печатную букву ы. (слайд 49).

Чем они похожи? Чем отличаются?

Откройте пропись, из каких элементов состоит прописная буква ы.

Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию, чуть не доводя до строки, закругляем до середины буквы, поворот, ведем линию вверх и пишем наклонную линию с закруглением внизу. (письмо буквы)

10.Пальчиковая гимнастика

Мы писали

Мы писали

Наши пальчики устали

А теперь мы отдохнем

И опять писать начнем.

11. Письмо слогов.

Прочитайте слог. Из каких букв состоит слог? Откуда начинаем писать. Подчеркните простым карандашом слог, который лучше всего получился. (аналогичная работа со слогами пы, ты, ры)

Письмо слов.

12. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова мыши, сыр и дым.

(слайд 50).Посмотрите, у норки какой-то конверт.

В нашем конверте находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Учитель достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [ы] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дым). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.(аналогично со словом мыши)

(слайд 51).Учитель снова спрашивает детей: Какой был первый звук в слове? ([Д] и дети кладут фишку на 1-ю клетку звуковой схемы). Какой был 2-й звук? ([Ы]). А что мы узнали про него? (он гласный, а значит обозначаем красной фишкой. Кладут красную фишку на 2-ю клетку.) Назовите 3-й брошенный вам звук? (м). Кладут синюю фишку на 3-ю клетку. Всё время обращается внимание детей на то, что кладём фишки слева на право.

(слайд 52) Вам мышка передает, что вы очень хорошо потрудились. Вы молодцы!!!

13. Итог урока

Наше занятие подошло к концу. Возвращаемся, продолжим наше путешествие на следующем уроке.

С каким звуком познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Учитель: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память об уроке для вас приготовлен сюрприз. (слайд 53) (конфеты)

Используемая литература

1. Ковалько В.И. “Школа физминуток”. - “ВАКО”: - М., 2005г.

2. Аммосова Н.С. “Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе”.– Журнал “Логопед” № 6, 2004 г.

3. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС 2007.

5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004.

6. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - Москва: ТЦ Сфера, 2001. (Серия «Вместе с детьми».)

7. Букварь: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо; Е.: Изд-во ЛИТУР, 2006.

8. Горецкий В. Г. ФГОС. Пропись к азбуке Горецкого . 1 класс .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта