Нормативы природоохранного законодательства действуют во всех регионах РФ еще с 2002 года. Но в 2016 году ФЗ № 7 претерпел некоторые изменения. Как следует из законодательных положений, все юр. лица и ИП, использующие в своем хозяйствовании объекты НВ (неблагоприятно влияющих на природу), обязаны пополнять Государственную Казну соответствующими отчислениями (НВОС). Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это обязательный ежегодный взнос природопользователей, характеризующийся как покрытие ущерба, нанесенного природе и экологии страны вследствие использования объектов НВ в своем хозяйствовании. Обязанность производить обязательные отчисления в Казну установлена статьей 16 ФЗ № 7.
Понятие возмещения за засорение природы подразумевает финансовые отчисления природопользователями в бюджет страны, выступающими в качестве возмещения ущерба от нанесения ими экологического вреда. Плата производится один раз в год либо каждый квартал, в зависимости от формы собственности компании. Установленные взносы направлены на побуждение юр. лиц и ИП принять соответствующие меры по снижению степени неблагоприятного влияния, исходящего от использования объектов НВ, в том числе воздвижение природоохранных сооружений. Федеральный закон № 7 содержит некоторые обобщенные требования в отношении взносов за негативное воздействие на окружающую среду, а также правила и периодичность их отчислений (статья 16 ФЗ № 7). Возмещения природопользователей подлежат перечислению в Государственную Казну РФ.
Руководствуясь той же статьей 16 ФЗ № 7, неблагоприятным влиянием принято считать:
За вышеперечисленные виды негативного воздействия на окружающую среду, как ФЗ № 7, так и Постановлением Правительства №255 предусмотрена плата.
Расчет возмещения отражается в декларации НВОС, которая подается в Росприроднадзор субъектов РФ. Срок представления документа установлен до 10 марта наступающего за периодом отчетности года. То есть декларацию-расчет за 2017 год природопользователям следует направить не позже 10 марта 2018 года.
В документе отражается расчет обязательного возмещения, срок уплаты которого определен до 1 марта наступающего за налоговым периодом года. При этом стоит указать, что плата за негативное воздействие имеет различную периодичность, в зависимости от типа хозяйствования. Например:
Согласно правилам природоохранного законодательства уплатить НВОС и сдать декларацию обязаны все юр. лица и ИП, выполняющие свою производственную деятельность с использованием объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на экологию. С учетом степени экологического ущерба имущество НВ распределяются по категориям, соответственно и расчет взносов по ним будет отличный. Метод расчета и полученный результат отражается в декларации.
Отметим, что объекты, относящиеся к IV категории, не подлежат расчету НВОС, то есть природопользователи полностью освобождаются от уплаты взноса. Это значит, что такие объекты имеют отличительные особенности по нанесению экологического ущерба:
Уровень опасности объектов определяется Росприроднадзором после проведения соответствующей оценки имущества предприятия.
Как и для всех обязательных платежей, производимых в бюджет, разработаны свои КБК на негативное воздействие на окружающую среду, которые отражают направление бюджетных средств.
За несвоевременность подачи декларации и уплаты взносов законодательством предусмотрены штрафные санкции.
Размер штрафов установлен в таком размере
Для предприятий, производящих отчисления в бюджет за экологический ущерб, предусмотрены соответствующие коды КБК, негативное воздействие на окружающую среду 2018 года будет перечисляться природопользователями по 20-тизначным кодам, приведенным в Письме Росприроднадзора № АС-06-01-36/6155 от 11 апреля 2016 года.
Таблица. КБК по НВОС.
В заключении отметим, что основная задача законодателей в отношении платы за НВОС – это стимулирование предприятий беречь и восстанавливать природоохранные объекты. Помимо этого расчет платы регулирует эффективность применения ресурсосберегающих источников.
С 10.01.2002 года в России действует федеральный закон «Об охране окружающей среды», один из пунктов которого предусматривает взнос за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Каждый год у предприятий и индивидуальных предпринимателей нашей страны возникает множество вопросов по поводу правил подачи декларации, сроков оплаты и возможных штрафных санкций. Получить исчерпывающую информацию по этому вопросу, понять порядок заполнения всей необходимой документации поможет данная статья.
Положение о налоге за НВОС заменило уже устаревший закон о загрязнении окружающей среды. Данная плата определяется Конституцией как обязательный публичный платеж и формально считается фискальным сбором. Согласно Налоговому кодексу подобные взносы являются обязательными и не освобождают предприятия от проведения мер по охране окружающей среды.
В соответствии с ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусматриваются следующие виды НВОС. Это:
Условия и ставки оплаты оговорены в постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 №913.
Другие виды пагубного влияния на окружающую среду, как, например, загрязнение почв, превышение шума, вибрации или электромагнитных излучений налогом не облагаются, так как нет возможности измерить степень воздействия на природу, а значит, и отсутствуют норма определения необходимой платы. Взносы за выбросы в атмосферу передвижными объектами также не производятся, на что указывают письма Минприроды России от 23.07.2015 № 02-12-44/17039 и от 10.03.2015 №12-47/5413. Так что за имеющийся автотранспорт организация не должна платить.
Все вопросы, относящиеся к оплате и предоставлению отчетной документации, контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РФ.
НВОС - это одна из мер государственного контроля над уровнем загрязнения окружающей среды. Согласно ФЗ от 10.01.2002 установленную плату должны вносить все организации, предприятия и учреждения, чья деятельность связана с негативным воздействием на природу. В этот перечень входят отечественные и зарубежные фирмы, а также юридические и физические лица. С 2010 года плата за НВОС взимается и с бюджетных организаций, которые ранее были освобождены от этой ответственности.
У многих природопользователей возникают вопросы по поводу того, на каких условиях предприятие может быть освобождено от данных взносов. Плата не перечисляется только в том случае, если на объектах производства установлена IV категория опасности, а значит:
Степень опасности объекта устанавливает Росприроднадзор после проведения соответствующей инспекции.
Некоторые руководители заблуждаются на тот счет, что заключение договора с организацией, занимающейся вывозом и утилизацией мусора, освобождает их от уплаты налога на НВОС. Собственник (если это не офис, школа, малое предприятие и т. п.) в любом случае обязан производить ежегодные отчисления за негативное воздействие на окружающую среду.
При разграничении объектов НВОС учитывается ряд критериев, определяющих уровень влияния производства на природу. Основные положения прописаны в ФЗ №7 от 10.01.2002 г., но в 2014-м специальной комиссией были внесены значительные изменения и дополнения.
Согласно этим нормативным актам для отнесения того или иного предприятия к определенной категории учитываются следующие условия:
Согласно указанным критериям объекты НВОС подразделяются на четыре категории, где I означает, что источник загрязнения оказывает серьезное влияние на окружающую среду, II - умеренное НВОС, III - незначительное; а IV - минимальное.
ФЗ №219 от 21.07.2014 внес существенные изменения в правила отнесения предприятия к той или иной группе. Например, из списка I категории были удалены научно-исследовательские центры, конструкторские бюро и т. п.
По определению, прописанному в ФЗ №7 от 10.01.2002, объекты НВОС - это источник (или же их совокупность) вредоносного воздействия на окружающую среду, находящиеся на обособленной территории.
В зависимости от характера расположения выделяют следующие виды объектов:
В последний пункт входят многие общественные места, например административные здания, школы, цехи, офисы, магазины и т. п.
Постановку организации на регистрацию в системе государственного учета проводит территориальный Росприроднадзор. НВОС объекта и установленную сумму налога определит сам контролирующий орган. Единственное, что нужно сделать организации, - это заполнить электронную заявку на бесплатном сервисе Росприроднадзора.
Легче всего это осуществить при наличии заверенной электронной подписи. Вместе с заявкой эти данные загружаются на портал, и остается только ждать подтверждения из территориального органа. Если ЭП нет, заявка формируется с помощью модуля, где находится форма НВОС последней версии. Заполненный документ распечатывается и отправляется в контролирующую организацию почтой.
В Росприроднадзоре заявку зарегистрируют, присвоят ей учетный номер и внесут в реестр все данные об источнике НВОС. Это выгодно в первую очередь предприятиям, так как при выявлении неуплаты специальных взносов или факта скрытия настоящего уровня урона природы, организации грозит серьезный штраф.
В п. 5 ст. 16.4 ФЗ №7 от 10.01.2002 прописано, что все отчисления за негативное воздействие на окружающую среду должны производиться раз в год (раньше раз в квартал) не позднее первого марта года, следующего за отчетным. В 2016 году были внесены изменения для крупных промышленных предприятий, появилась возможность авансового платежа не позднее 20 числа, его размер составляет ¼ от платы, перечисленной за прошлый год. Индивидуальных предпринимателей и малый бизнес это новшество не коснулось, они вносят налог раз в год.
С 2016 года изменился порядок ведения отчётности, теперь компания должна оформлять специальный документ по форме, утвержденной Правительством РФ. Декларация НВОС включает несколько разделов, заполнять нужно только те, которые необходимы организации. Компания должна сама высчитывать размер платежей, учитывая все возможные загрязнения, связанные с производством. Если, например, у предприятия нет стационарных источников выбросов вредных отходов, то в первый раздел формы платы за НВОС вписывать ничего не нужно.
Каждый год рассчитываются новые ставки и тарифы, на основе которых устанавливается плата за НВОС. Сегодня величина отчислений прописана в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, данные действуют до 2018 года.
Письмо от 4 июня 2007 года №04-09/673 Федеральной службы по экологическому надзору содержит подробную информацию о том, как производится расчет НВОС, а также о дополнительных коэффициентах и ставках.
Рассчитать окончательную сумму платежа можно через программу «Эко-Эксперт», которая позволяет оптимизировать управление деятельности предприятия и автоматизировать подсчеты налогов на НВОС. Существуют и иные программы, в том числе «Модуль НВОС», специально созданный для того, чтобы упростить процесс составления отчетности для организаций, а также оптимизировать работу контролирующих органов. Найти его можно на официальном сайте Росприроднадзора.
Некоторые предприятия при окончательных расчетах обязаны учитывать дополнительный коэффициент в случае, если их хозяйственная деятельность проходит на территориях, особо охраняемых государством.
По установленным правилам отчет за определенный период должен сдаваться в электронном виде, датой подачи будет считаться момент ее регистрации на сайте Росприроднадзора. В некоторых случаях заполнение декларации НВОС разрешено на бумажном носителе:
В таких случаях сроком принятия платежа будет считаться момент подачи в контролирующие органы.
Форма декларации НВОС утверждена приказом Минприроды России 09.01.2017 года. В нем есть комментарии и примечания, описывающие порядок действий. Кроме того, существуют некоторые нюансы, которые обязательно нужно учитывать ответственному за заполнение лицу.
Готовые документы, прошитые, пронумерованные, с печатью организации и подписью руководителя сдаются в территориальное Управление Росприроднадзора. Каких-либо дополнительных бумаг обычно не требуется, но в некоторых случаях контролирующие органы просят предоставить договор аренды, нормативные документы, акты о передачи отходов и т. д.
Заполнение декларации НВОС - довольно трудоемкое занятие, требующее от сотрудников определенных знаний и навыков. Сегодня существуют специальные фирмы, предоставляющие подобную услугу. В небольших компаниях эта обязанность ложится на плечи бухгалтеров, так как должность эколога могут себе позволить далеко не все. Сегодня существуют специальные фирмы, предоставляющие подобную услугу. Однако есть базовые принципы, которые помогут сориентироваться в том, из каких пунктов состоит форма платы за НВОС.
1. Титульный лист: здесь указываются все данные об организации и учредителях:
2. Раздел 1: здесь прописываются данные о стационарных источниках, указывается категория объекта, его наименование, код и месторасположение, а также дата и номер выданного разрешения на осуществление выбросов.
3. Раздел 1.1: к вышеперечисленной информации добавляются такие показатели, как методы расчетов сжигания попутного нефтяного газа, объем добычи и сжигания, технологические потери и уровень использования.
4. Раздел 1.2: здесь прописаны данные об оплате за вредные выбросы в атмосферу, при сжигании или рассеивании ПНГ в объемах, превышающих установленную норму. Также указывается наименование объекта, местоположение, код, методы расчетов и данные о добыче и использовании.
5. Раздел 2: заполняется лицом, ответственным за сброс отходов в сточные и дренажные воды.
6. Раздел 3: здесь указываются любые отходы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (мусор, твердые бытовые отходы и др.).
7. Раздел 3.1: указываются все действия, включающие захоронение или утилизацию отходов.
Конкретный образец заполнения НВОС можно найти в приложении к Приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».
У представителей малого бизнеса часто возникают вопросы по поводу пункта №3. В случае доказательства ими непричастности организации к вредным выбросам, необходимо будет обратиться в территориальный орган Росприроднадзора для исключения компании из списка плательщиков.
Начиная с 2011 года в России активно реализуется программа по переводу государственных услуг в электронный вид. Каждый год к инициативе присоединяются все больше ведомств и структур. Федеральная служба в сфере природопользования с 2012 года принимает все отчеты, содержащую информацию об утилизации отходов, а также по оплате взноса за негативное воздействие на окружающую среду преимущественно в электронном виде.
«Модуль НВОС» - это бесплатная программа, созданная специально для нужд природопользователей. Здесь руководитель компании или иное ответственное лицо может вести информационную базу об объемах совершаемого негативного воздействия на окружающую среду, включать реквизиты размещающих документов. А также модуль позволяет вести расчеты платы за НВОС.
В программе предусмотрены следующие отчеты:
Информацию об организации и имеющихся документах нужно будет внести только один раз, затем по мере необходимости добавлять данные о хозяйственной деятельности предприятия. Все отчеты формируются программой.
Многих природопользователей интересует вопрос о том, куда поступают уплачиваемые средства. Так как взнос за негативное воздействие на окружающую среду не считается собственно налогом, а является особой формой компенсации, то и сумма распределяется иным способом. Часть суммы идет на восстановление природы того региона страны, где располагается объект хозяйственной деятельности. В федеральный бюджет поступает 20 % средств, в доход субъектов РФ - 40 % и муниципальных районов также 40 %.
Законодательством предусмотрена административная ответственность за невнесение платежа в указанные сроки. Согласно Кодексу РФ от 22.06.2007 «Об административных нарушениях» за просрочку платежа может быть назначен штраф: для физического лица - 3000-6000 р., для юридических - от 50000 до 100000 р.
Небольшие компании считают, что их деятельность не попадает под закон о НВОС, но это не так. Взносы в Росприроднадзор обязаны уплачивать все предприятия. Во время работы офисов также образуются бытовые отходы: мусор, использованные лампы, компьютерная техника, бумага и т. д. Но в случае если у фирмы заключен договор с компанией, занимающейся вывозом и утилизацией отходов, то ответственность за нанесение вреда окружающей среде переходит к ней. То же самое касается и арендаторов: они имеют право не платить экологический налог, если в договоре прописано, что платежи совершает собственник помещения.
Если предприятие не осуществляло никакую деятельность в течение отчетного периода, то руководству необходимо будет сдавать так называемый нулевой расчет. Однако если контролирующие органы обнаружат обман, на компанию будет наложен штраф согласно КоАП.
Организация обязана вести учет в области обращения с отходами. На случай проверки должен существовать специальный журнал, он может иметь вид бумажного или электронного носителя. Для этого предусмотрены специальные программы, в том числе и модуль НВОС. Это приложение можно найти на официальном сайте Росприроднадзора. Срок хранения данных составляет пять лет. Также у руководителей в обязательном порядке должны находиться паспорта на все отходы, которые образуются на предприятии.
В настоящее время законодательством не установлен порядок действий для возврата средств при переплате. В этом случае необходимо обратиться в территориальный орган Росприроднадзора со всеми подтверждающими перевод средств бумагами и декларацией за НВОС. Организация проведет сверку данных, и при подтверждении переплаты средства будут возвращены.
Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.
Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16).
К видам негативного воздействия на окружающую среду данный закон относит:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Виды негативного воздействия на окружающую среду , за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"):
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
(Присутствует явное несоответствие пунктов Постановления Правительства Федеральному закону)
Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) взимается в соответствии с Порядком, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632"Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление № 632) по нормативам, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344"О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 и от 08.01.2009 г. № 7) (далее - Постановление № 344).
Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Установлены два вида базовых нормативов платы :
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
При этом базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов.
Согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 г.г." нормативы платы за НВОС, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом, учитывающим инфляцию:
Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003г. - 2,05;
Постановлением Правительства РФ № 410 от 01.07.2005г. - 1,67.
При оформлении Расчетов платы за НВОС необходимо применять к нормативам платы коэффициенты, учитывающие экологические факторы территории на которой находится объект, оказывающий негативное воздействие (приложение 2к Постановлению 344). Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяются с дополнительным коэффициентом 1,2, для сельских поселений - 1.
Плательщиками за НВОС в соответствии с п.1 Порядка, содержащегося в Постановлении № 632, являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации вышеуказанные виды негативного воздействия. Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 28 Федерального от 04.05.99г. № 96-ФЗ " Об охране атмосферного воздуха".
Расчеты платы за НВОС производятся природопользователями самостоятельно по формам, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 г. № 204 в редакции №182 от 27.03.08 г. "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду". Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.
В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться.
Нормативы платы для особо охраняемых природных территорий , в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и дополнительного коэффициента 2. При этом дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остававшейся в распоряжении природопользователя.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся поквартально.
На современном этапе распределение платежей за негативное воздействие на окружающую среду регулируется Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. В соответствии с ним 20% платы поступает в федеральный бюджет; 40% - в бюджеты субъектов РФ; 40% - в местные бюджеты. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.
Действующее законодательство обязывает юридических и физических лиц ставить на государственный учет объекты, которые наносят вред окружающей среде. Что относится к данным объектам?Какие категории объектов, оказывающих негативное воздействие, утверждены законодательством? Как поставить их на учет? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.
Определение данного термина приведено в законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В соответствии с ним, объект негативного воздействия – это объект капитального строительства (или иной объект), а также группа объектов, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков и имеющих единое назначение. Под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) подразумевается осуществление деятельности, в результате которой происходят негативные изменения в окружающей среде.
Деление на категории объектов, оказывающих негативное воздействие, позволяет ужесточить контроль за опасными производствами и ослабить контроль за предприятиями, которые оказывают минимальное НВОС. За отнесение хозяйствующего субъекта к той или иной категории отвечает Росприроднадзор. Окончательное решение принимается после тщательного анализа сведений об исследуемой организации и сопоставления их с критериями, утвержденными Правительственным постановлением от 28.09.2015 № 1029.
В ст. 4.2 закона № 7-ФЗ перечислены следующие категории объектов:
При отнесении хозяйствующего субъекта к конкретной категории принимаются во внимание критерии, установленные Правительством РФ в постановлении № 1029. К основным критериям относятся:
Юридические лица и ИП должны самостоятельно подавать заявки на постановку на учет объектов, загрязняющих окружающую среду. Если заявка была подана несвоевременно или владелец бизнеса вовсе проигнорировал данное требование – ИП и юрлицам придется уплатить крупный штраф в размере от 30 до 100 тыс. рублей, а должностным лицам от 5 до 20 тыс. руб. (ст. 8.46 КоАП РФ). Основные правила постановки объектов на учет приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.
В соответствии с п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие, должна быть произведена в течение 6 месяцев со дня введения их в эксплуатацию. На учет не ставят непроизводственные объекты, которые подключены к городской канализации и не имеют собственных котельных. К ним относятся офисы, торговые здания, школы, детские сады и др.
В обязательном порядке должны быть поставлены на учет предприятия, которые загрязняют атмосферу выбросом вредных веществ или сбрасывают загрязняющие вещества в системы канализации или водные объекты.
Как происходит процедура постановки на государственный учет? Прежде всего, владелец бизнеса должен составить заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554. Заявление следует подать в территориальный орган Росприроднадзора или в Минприроды региона. В Росприроднадзоре регистрируют предприятия, которые подлежат государственному экологическому надзору.
Государственные ведомства имеют право отказать в регистрации, если в заявлении не указана вся необходимая информация. Решение об отказе с указанием причин будет направлено владельцу объекта в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки. Если сотрудники ведомства установят, что объект должен быть поставлен на учет – они известят об этом лицо, подававшее заявление.
Организации и ИП обязаны вносить плату за причинение вреда окружающей среде . Это указано в ст. 16.1 закона № 7-ФЗ. Исключение составляют предприниматели и фирмы, которые осуществляют деятельность только на объектах, относящихся к IV категории. Присвоение данной категории должно быть подтверждено соответствующим свидетельством.
Размер платы рассчитывается ответственными лицами самостоятельно. Для исчисления платы необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу на соответствующую ставку указанной платы с учетом коэффициентов. Затем эти показатели суммируются. Платежной базой для расчета размера платы является масса или объем выбросов вредных веществ.
Владельцы загрязняющих производств обязаны ежегодно подавать в территориальное управление Росприроднадзора годовую декларацию , в которой они произвели расчет суммы платы по объекту негативного воздействия. Декларацию необходимо сдать до 10 марта следующего за отчетным года.
Ставки платы по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913. Размеры ставок указаны из расчета на 1 тонну конкретного загрязняющего вещества.