Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.
§1. Значение термина пунктуация
§2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
§3. Какую роль играют знаки препинания?
Точка, вопросительный и восклицательный знаки
Многоточие в конце предложения
§1. Запятая
§2. Точка с запятой
Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие в простом предложении
Двоеточие в сложном предложениии
§1. Тире
§2. Двойное тире
§1. Кавычки
§2. Скобки
Тире ставится
Тире не ставится
§1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
§2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом
§1. Обособление согласованных определений
§2. Обособление несогласованных определений
§3. Обособление приложений
Обстоятельства обособляются
Обстоятельства не обособляются
§1. Уточнение
§2. Пояснение
§1. Предложения с вводными словами
§2. Предложения с вводными предложениями
§3. Предложения со вставными конструкциями
Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи
§1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
§2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные
§1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
§2. Пункуационное оформление диалога
Что такое Пунктуация?
Пунктуация – это (позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка)
1. Собрание правил постановки знаков препинания. Русская пунктуация.
2. Расстановка знаков препинания в тексте. Ошибочная пунктуация. Особенности пунктуации в произведениях М. Горького.
3. То же, что знаки препинания. Пунктуационные знаки.
В истории русской пунктуации, по вопросу о ее основах и назначении, выделились три основных направления: логическое, синтаксическое и интонационное.
Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф.И. Буслаев. Исходя из положения, что “для большей ясности и определительности в изложении мыслей на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания (т. е. знаками остановки)”, Буслаев сформулировал свое понимание назначения пунктуации:
“Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение; 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму - знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (...) и тире (-) К логической (разделительной) функции первой группы знаков препинания Буслаев добавляет функцию стилистическую: основные правила их употребления “определяются риторическим разбором речи периодической и отрывистой В нашу эпоху смысловое понимание основ русской пунктуации (к ней близка немецкая пунктуация, но расходится с нею французская и английская пунктуация) нашло свое выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Первый из них отмечает, что “основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме Хотя, как указывает дальше С. И. Абакумов, “употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами”, он, однако, считает, что “в основе правил все же лежит смысл высказывания
А. Б. Шапиро находит, что “основная роль пунктуации - обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами
Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике ее преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Один из виднейших представителей этого направления Я. К. Грот считал, что посредством основных знаков препинания (точки, точки с запятой, двоеточия и запятой) дается “указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений”, которое служит “для облегчения читателю понимания писаной речиОтносительно вопросительного и восклицательного знаков Грот указывает, что они служат “для показания тона речи Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат “для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации” (Л.В.Щерба), что они отражают “в огромном большинстве случаев не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи” (А. М. П е ш к о в с к и и), что они нужны “для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз” (Л. А. Булаховский).
Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Так, точка обозначает законченность предложения в понимании пишущего;
постановка запятых между однородными членами предложения показывает синтаксическое равноправие элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т. д.
В значительной степени наша пунктуационная система строится на синтаксической основе (ср. формулировки большей части пунктуационных правил). Это отнюдь не означает, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняясь ей: последняя сама обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи. Ср. случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами, например постановку так называемого интонационного тире:
1) Ходить долго - не мог; 2) Ходить - долго не моё. Этот пример показывает, что наша пунктуация связана также с интонацией. Однако и в этом случае нет прямой зависимости первой от второй: обе служат средствами выражения грамматико-семантических отношений. между элементами высказывания (интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация - в речи письменной). Нередко наблюдается несовпадение пунктуации и интонации (ритмомелодики). Так, в предложении Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени (Тургенев) пауза между составом подлежащего и составом сказуемого (после слова платье) не обозначается на письме никаким знаком препинания. С другой стороны, в предложении Под мышкой мальчик нес какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (Лермонтов) после союза и пауза не делается, но в соответствии с существующим правилом здесь ставится запятая (попутно можно отметить, что пауза в этом предложении делается перед союзом и, но пунктуационным знаком она не отмечается).
Указывая на членение речи, знаки препинания вместе с тем служат средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Так, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания; восклицательный знак одновременно указывает на законченность предложения и на эмоциональный его характер и т. д. В некоторых случаях знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выражены в письменном тексте грамматическими и лексическими средствами. Ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном сложном предложении: Молодежь ушла, на вечере стало скучно (указывается последовательность явлений); Молодежь ушла - на вечере стало скучно (во второй части указывается следствие, результат действия, обозначенного в первой части);
Молодежь ушла: на вечере стало скучно (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Ср. также постановку или, отсутствие запятых в предложениях, в которых вводные слова и члены предложения лексически совпадают: Врач, может быть, у себя в кабинете.- Врач может быть у себя в кабинете. Соответствующая пунктуация дает возможность понять роль определений, предшествующих определяемому существительному: клубы густого, черного дыма (определения однородны) - клубы густого черного дыма (определения неоднородны).
Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты, связанные не только со смысловыми оттенками, но и со стилистическими особенностями письменного текста.
Культура речи всегда определялась ее правильностью. Самой первой ступенью является знание принципов русского языка.
Норма (произошло от латинского norma - дословно "наугольник", переносное значение - «правило») - общепринятый обязательный порядок. Все разделы языка управляются определенным образом. Современный русский язык руководствуется различными правилами. Это орфографические и пунктуационные нормы. Они бывают орфоэпические (фонетические) и фразеологические, морфологические и синтаксические, стилистические.
Например, орфографические нормы регламентируют выбор графического написания слова. Пунктуационные определяют выбор знаков препинания, а также их расстановку в тексте.
Пунктуационная норма - это правило, указывающее применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания. Изучение пунктуационных норм обусловливает владение литературным языком. Эти приципы определяют культуру речи в целом. Правильное применение пунктуации должно обеспечить взаимопонимание пишущего человека с читателем написанного текста.
Применение знаков препинания закреплено правилами. Пунктуационная норма регулирует выбор вариантов построения предложений. Также она осуществляет контроль речи говорящего. Правда, оценка «верно - неверно» применительно к пунктуационной норме во многом зависит от субъекта. Русская пунктуация чрезвычайно гибкая.
Русский язык не зря назван великим и могучим. Но он не является застывшим и неизменным. Русская речь насыщается неологизмами и словами, пришедшими из других языков. Точно так же перенимаются и пунктуационные нормы в попытке отразить процесс интеграции. Но никогда нельзя забывать об уважении к языку как к наследию, отточенному вековой историей нашего народа.
Пунктуация – это и система знаков препинания русского языка, и комплекс правил по их расстановке. На уроках русского языка 10 класса данной теме уделяется много внимания, что и неудивительно с учетом ее важности. Дело в том, что именно благодаря пунктуации на письме удается отразить все интонационные особенности речи и облегчить ее восприятие при чтении.
Благодаря пунктуации письменная речь человека является упорядоченной и ясной – без знаков препинания она стала бы единым непонятным потоком, а без правил их употребления, которые предписывают, где следует ставить знаки препинания, даже при их наличии в том, что написано, было бы сложно разобраться. Именно поэтому система, которая четко объясняет, где какой знак препинания требуется поставить, совершенно необходима.
Как и многие слова на -ция, которые являются терминологическими, название этой системы пришло из латинского языка, где слово punctum означало точку.
В системе русского языка используется десять основных знаков препинания, назвать которые несложно: это точка и двоеточие, восклицательный и вопросительный знаки, запятая и тире, кавычки и точка с запятой, многоточие и скобки.
Они необходимы для того, чтобы поставить в тексте определенные смысловые границы, которые помогают пишущему более четко и понятно передать свою мысль тому, кто прочитает написанное. Есть знаки препинания, которые делят на предложения текст, а есть такие, которые ставятся внутри предложения и выделяют его смысловые части.
Самым древним знаком препинания является точка. Еще древние греки и римляне использовали ее при написании своих речей, так как она значительно облегчала восприятие текста при декламации.
В основе этих правил лежит основной принцип русской пунктуации – знаки препинания должны помогать перевозить звучащую речь в письменную форму, причем так, чтобы она воспринималась однозначно всеми, кто читает текст. Есть три основных формулы, по которым эти знаки ставятся – интонационная, смысловая и формальная. Построить все правила на какой-то одной невозможно, поэтому современная пунктуация опирается сразу и на смысл текста, и на его структуру, и на ритмическое и интонационное членение единицы речи.
Система пунктуации русского языка достаточно гибкая: в ней есть и обязательные правила, и такие, которые допускают вариативность постановки знаков препинания в зависимости от смысла текста и его стилистики.
Знаки препинания в русском языке ставятся по определенным правилам и входят в общую систему, которая называется пунктуацией. Всего таких знаков десять, часть из них ставится внутри предложения, а часть служит для того, чтобы делить текст на смысловые части. Правила пунктуации необходимы для того, чтобы тексты были единообразными и при прочтении всегда воспринимались одинаково в том, что касается смысла и интонации.
Пунктуация (от лат. punctum - точка ) - это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания , а также сама система знаков препинания. Пунктуация в русском языке служит для того, чтобы максимально точно передавать на письме то, что хотел выразить автор. Правила пунктуации созданы для того, чтобы регулировать интонационный строй речи, а также синтаксические и смысловые отношения в языке.
Все мы помним о величии и могуществе нашего языка. Имеется ввиду не только его лексическое богатство, но и его гибкость. Это относится и к пунктуации - здесь имеются как строгие правила, так и указания, которые зависят от ситуации, особенностей стилистики и смысла текста.
Пунктуация в русской речи достигается с помощью расстановки знаков препинания. Знаки препинания - это графические символы, необходимые для того, чтобы передать интонацию и смысл предложения, а также расставить определенные акценты в речи.
В русском языке существуют следующие знаки препинания :
1) Знаки конца предложения : точка, вопросительный знак и восклицательный знак;
2) Знаки разделения частей предложения : запятая, тире, двоеточик и точка с запятой;
3) Знаки, выделяющие отдельные части предложения : кавычки и скобки.
Я пришел домой поздно. Почему до сих пор горит свет в спальне? Так и есть, она ждала меня! «Снова дела на работе?» - спросила она устало. В квартире пахло лекарствами (наверное, выпила настойку валерианы, чтобы не переживать), поэтому я постарался успокоить ее и поскорее лечь спать. Перед глазами пронеслись все события этого дня: скандал на работе; выговор от начальника, который несправедливо обвинил меня в случившемся; прогулки по ночному городу в раздумьях.
Знаки препинания могут повторяться и совмещаться. Например, употребление вопросительного и восклицательного знака одновременно говорит о том, что перед нами риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа или ответ на который и так все знают):
Кто же знал, что все случится именно так?!
Доколе?!
Также могут сочетаться запятая с тире . Это сочетание позволяет соединять разные значения:
Подул прохладный ветер, в лесу стемнело, - наступал летний деревенский вечер.
Такое сочетание знаков препинания может еще объясняться употреблением разных конструкций, например, обращения в предложении с тире между подлежащим и сказуемым:
Ты, брат, - самый дорогой человек, который остался у меня на земле.
Несмотря на то, что в русском языке бывают случаи, когда нет строгих правил по употреблению тех или иных знаков препинания, даже в таких случаях существуют определенные рекомендации. Например, а таких случаях есть основной знак препинания , то есть, таковой, которому отдается преимущество. Например, основным знаком препинания при использовании вставных конструкций являются скобки:
После вчерашнего ливня мы все (кроме Анны, у которой оказался дождевик), заболели простудой.
При этом допускается выделение вставной конструкции с помощью тире (второстепенного знака препинания в этом случае):
Он задумчиво присел на лавку - она была мокрой после дождя - и задумался о том, что произошло сегодня.
Все правила расстановки знаков препинания и правила пунктуации мы рассмотрим подробнее в последующих статьях.