Главная » Ядовитые грибы » Изображение платоновых тел показать рисунки. Фигуры вращения платоновых тел

Изображение платоновых тел показать рисунки. Фигуры вращения платоновых тел

Шива («благосклонный», «милостивый», «благой») - в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно Шива-пуране, является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём в доарийской (дравидийской) мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шайвизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадев. Также является основателем Йоги.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

Функции
В шиваизме является верховным богом, творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;
в других направлениях индуизме на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла - махаюги, с целью создания пространства для нового творения;
считается создателем сакрального звука («ом») и санскрита, языка культа;
имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа);
его свита - духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.

ШАКТИ
Ша́кти (санскр. शक्ति śakti? - мощь, сила) - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы.

В индуизме каждый бог имеет свою шакти, и все вместе они представляют Личности (персонализации) и Силы (энергии) единого Брахмана.

Слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти - это Божественная Мать. Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют богиню, супругу бога Шивы. Шакти - это внутренняя энергия человека. Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина. Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу. Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Деви, Бхавани, Трипурасундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.

Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шива - это один из трёх главных богов индуистского пантеона (два других - Вишну и Брахман).
Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
Шива - это Сила, разрушающая Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
Шива - это космический мужской принцип.
Шива - это высшее сознание человека.
Шива - это сила, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Шива - это название высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.

Есть и другие значения слова Шива.

Шакти - это великая вселенская бесконечная Божественная энергия, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности.
Шакти - это Божественная Мать.
Шакти - это проявленный мир.
Шакти - это Мать-Природа.
Шакти - это богиня индуистского пантеона, супруга бога Шивы.
Шакти - это внутренняя энергия человека.
Шакти - это космический женский принцип.
Шакти - это женское начало человека, его женская половина.
Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу.

Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Дэви, Бхавани, Трипура, Сундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.

О Шиве и Шакти

· ...Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь - две разные вещи и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познает, что Любовь и Шива - одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива. Всюду пребывает Божественная Форма, Всюду - Шива-Шакти... Всюду - Божественный Танец. Как Шива пребывает всюду, так и Милость Шивы вездесуща. Всё, всё является Его Божественной игрой... (из "Тирумандирама")

· ...О Шакти! Ты - солнце, освещающее внутреннюю тьму неведения, Ты - источник сладости осознавания, текущий для неведения, ...ради которого стоило погружаться в океан рождений и смертей... Ты - единственная, кто даёт свободу от страха и исполняет желания... О Хранительница миров! Ты способна подарить больше, чем мы способны пожелать... Поистине счастливы те, кто поклоняются Тебе, волне сознания и блаженства, чья обитель - то ложе, на котором пребывает Высший Шива... О Божественная, пронзившая землю в муладхаре, воду в свадхистане, огонь в манипуре, воздух в сердце, эфир над сердцем и сознание меж очей и так идущая вверх - в тайном лотосе сахасрары ты наслаждаешься со своим повелителем Высшим Шивой... (из "Ананда лахари")

БУДДА

Шакти - Божественная Энергия, Божественная Мать, Изначальная Богиня, Изначальная Сила, из которой произошло все сущее.

Она имеет множество имен, аспектов и форм.

Описание Шакти как Изначальной Сущности содержится в "Дэви-Махатмьям" ("Величие Богини") . В диалоге с царем, мудрец (риши) раскрывает знание о Великой Шакти. Он говорит: "Она сотворяет все в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного Освобождения. Она - высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; Она также и причина пут перевоплощения. Она - Верховная над всеми богами…
Она вечна. Она воплощена как вселенная…
Божественная Мать выполняет все функции во вселенной. Чтобы постичь Ее истинную природу, необходимо принять все проявления жизни и смерти как проявления Ее неиссякаемой сущности полной блаженства и покоя. Сам Господь Брахма, творец этого мира, обращается к Ней с такими словами: "Тобой рождена вся эта вселенная. Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир, во время творения - Ты проявляешься в виде творческой Силы, во время поддержания - Ты проявляешься в виде Силы. поддержания, и во время растворения - Ты проявляешься в виде разрушительной Силы. Ты - высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури). Ты - Изначальная Причина всего, приводящая в движение три гуны. Ты - темная ночь происходящего время от времени растворения (вселенной) . Ты - великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты - Богиня удачи. Управляющая, скромность, разум, полный знания, стыдливость, пища, удовлетворенность, спокойствие и терпеливость. Вооруженная мечом, копьем, палицей, диском, раковиной, луком, стрелами, петлями и железной булавой. Ты ужасна, но в то же время Ты - наивысшая Ишвари (Владычица), Ты превосходишь границы высокого и низкого. И что бы и где бы ни существовало, сознательное (реальное) или бессознательное (нереальное), какой бы силой все это ни обладало - это Ты…»

Брахман (Абсолют) и Шакти (Высшая Энергия) неразделимы и представляют собой Единое Целое.

В индуистской традиции существует несколько широко известных Ее аспектов: как Сати, Парвати, Ума, Дурга, Кали - Она является Супругой Шивы; как Лакшми и Радхарани - Она является Супругой (соответственно) Вишну и Кришны; как Сарасвати - Она Супруга Господа Брахмы.

Каждый из богов, отвечающий за те или иные функции во вселенной, имеет свою женскую ипостась, или энергию, свою шакти (деви, богиню), и все вместе они представляют Личности (персонификации) и Силы (энергии) единого Брахмана и его Шакти Все эти женские ипостаси или энергии являются воплощением Единой Матери - Энергии. Поэтому Ее нередко называют просто Амба, Амма или Ма, что на разных языках означает Мать.

Шакти — это Богиня-мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют Богиню, супругу бога Шивы. Шакти — это внутренняя энергия человека. Шакти — это космический женский принцип. Шакти — это женское начало человека, его женская половина.

Богиня Шакти проявлена в каждом живом существе, но ее сила и мощь более всего сконцентрирована в женщине, матери, носительнице красоты, любви и доброты этого мира.

В традициях индуистской Тантры особенно важное место занимает поклонение таким аспектам Шакти как Дурга, Кали, Тара. Во всех этих аспектах Шакти является Супругой или Божественной Силой, неотделимой от Шивы. Шива и Шакти - две половинки одного целого, существующие сами по себе и одновременно нуждающиеся друг в друге. Их раздельность и единство и есть та сила, на которой держится все мироздание. Калидаса писал, что Шакти и Шива соотносятся друг с другом как слово с его смыслом и не отделимы друг от друга, как жар огня от самого огня. Шива - чистое, блаженное, неизменное, статическое Сознание, пронизывающее собой все. Шакти - Его вечно меняющаяся динамичная Сила, приводящая в движение материю. В основе слова «Шакти» - корень «шак», который переводится как «быть способным». Иными словами, Шакти - это способность сознания активно действовать и меняться. Поэтому Ее называют подвижным аспектом сознания Шивы.

Так же как и её супруг Шива, Шакти имеет два аспекта: мирный и устрашающий.

Как Парвати или Ума, она представляет мирный аспект богини. Гималаи символизируют акашу (первоэлемент «эфир»), поэтому дочь Гималаев Парвати символизирует сознательную субстанцию мира. Отсюда другое ее имя - Ума («Сияющая»). В мирном аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, в правой она держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущена вниз. Если она изображается без Шивы, то обычно представляется четырехрукой - в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры. Ума - любящая, скромная и спокойная жена, подчиненная своему мужу. От Умы исходят плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Ее энергия, накапливающаяся в свадхистхана-чакре, материализует различные желания и замыслы человека (мыслеформы). Без ее покровительства человек становится пустым мечтателем, не способным достигнуть ни одной из поставленных целей.

Богиня Ума благоволит к тем, кто питаются «живой» пищей (содержащей много энергии праны, из которой образуется энергия шакти): фруктами, ягодами, злаками, бобовыми, орехами, овощами и молочными продуктами. Следует знать, что сухофрукты теряют до 50% праны, замороженные ягоды - до 30-45%, а овощи -100%. После термической обработки пища может удерживать прану от 4 до 8 часов. Молочные продукты, изготовленные из восстановленного (нормализованного) молока, не содержат ни одного процента праны. При употреблении мяса и птицы человек теряет оджас. А из грибов организм не может извлечь прану. Рыба, как только умирает, немедленно теряет всю прану.

Ума оказывает поддержку тем людям, которые возделывают землю, сажают деревья и разводят коров. Однако, если человек, занимающийся сельским хозяйством, будет эксплуатировать нещадно землю (не давая отдыха почве), отравлять ее химическими удобрениями (не питая коровьим навозом), убивать коров и быков, то это несомненно вызовет гнев Парвати, которая, приняв одну из своих разрушительных форм, может вызвать засуху, наводнения и другие стихийные бедствия, болезни животных и людей.

Богиня Ума проявляет свою энергию через все цветы, имеющие высокую устойчивость на повреждающие факторы внешней среды и долго сохраняющие жизнь после того, как их срезали. Например, гвоздики, гладиолусы, герберы.
С Умой связаны такие минералы, как агат, амазонит, жад, карнеол, кахолонг, малахит, оникс, турмалин и зеленый нефрит. А из металлов - медь.
В человеке - она вместе с Ямараджем (богом смерти) управляет свадхистхана-чакрой, творческой энергией шакти, репродуктивной системой.

В своих устрашающих аспектах она проявляет себя в основном как Дурга и Кали. Дурга редко изображается вместе со своим супругом, она восседает на льве или тигре, у нее от восьми до шестнадцати рук, в каждой из них она держит оружие. В мифах Дурга выступает в роли воительницы. Один из главных ее подвигов - уничтожение демона-буйвола, который не мог быть побежден ни одним из полубогов. Её изображают грозной и жестокой, и с достаточными на то основаниями. Однако она всегда выступает в роли защитницы полубогов и людей от асуров (демонов).
Кали - персонификация гнева Дурги. Ее воинственность направлена не только против демонов, но и против всего мира, включая людей. Ее изображают нагой, истощенной, с ожерельем из черепов, из широко разинутого рта свисает язык, окрашенный кровью жертв. Однако в мифах говорится, что ее ярость можно смягчить, воззвав к "чувству материнства".

Стремится быть яркой, запоминающейся, привлекая к себе тем самым восхищенные взгляды окружающих. Но, как показывает практика, не найдя в себе творческую силу Шакти, раскрыться полностью, почувствовать свое внутреннее могущество и гармонично взаимодействовать с миром не так просто. Как поймать эту волну женской мудрости и лучших качеств, что это даст и с чего начинать - обо всем этом вы узнаете далее из статьи.

Понятие Шакти

В религиоведческих энциклопедиях и толковых словарях термин «Шакти» очень многозначный. Им называют вселенскую Божественную которая является творящим могуществом океана Это богиня, мать, символизирующая мир, семейную благодать, животворящий поток человеческих возможностей.

Знаете ли вы? Индусы глубоко убеждены, что в человеческом теле воедино сливаются пять стихий: вода, огонь, воздух, земля, эфир. После смерти они должны снова попасть в природу. Исходя из таких убеждений в Индии принято кремировать тела усопших .

В некоторых источниках шакти трактуется как сама Природа, женское начало и принципы, которые заложены в космосе. Это мужское вдохновение. Именно разные его формы и проявляются в достижении устремленности к чему-то новому, . Этот мужской стимул во внутреннем мире слабого пола заключается в возможности наполнении себя самой и своей второй половинки. А внешняя сторона шактизма выражается в осознанном деторождении, воспитании нового поколения, создании домашнего уюта и тепла.

В узком понимании Шакти - это жена бога Шивы в индуизме. С течением времени это понятие трансформировалось и обобщило всю женскую энергию. Сегодня шакти - это еще и партнерша практикующего йогу мужчины.

Характерно, что каждое божество «вечной религии» в Индии имеют свою шакти, или, как ее еще называют, деви. Только вместе они олицетворяют Силу, Энергию.

Знаете ли вы? Религиоведы насчитали около восьми с половиной миллионов богов и богинь в индуизме. В какое божество верить, каждый выбирает сам.

Шакти и Шива - половинки одного целого

Шива, помимо Вишну и Брахмы, является одним из главенствующих богов индуистского пантеона. Он символизирует мужские космические начала и высшее человеческое . Это божество не может быть совершенным без своей Шакти. Вместе они находятся в бесконечном тесном слиянии, являя тем самым параллельные, но разные, аспекты единой реальности.

Эти два противоположных начала дополняют друг друга, служат наполнением и вдохновением. Ведь не зря же говорят, что Шакти пока на нее смотрит Шива.

Во многих источниках попадаются изображения одного божества, разделенного на две половины. Одна из них - это Шива, а другая - Шакти. Также встречаются картинки, где Шива сидит в а Шакти присела у его ног и познает от мужа секреты тантры. В Тарапите, что расположен в 200 километрах от Мунгера, можно увидеть изображение, где Шакти кормит грудью Шиву либо разъяренную Кали, под ногой которой лежит Шива.

Подобные взаимоотношения между этими двумя началами, по мнению культурологов, передают разные этапы в человеческой эволюции и пробуждении Сознания.

Знаете ли вы? Индуистская религия очень почитает животных. Так, все главенствующие боги этого верования всегда изображались с каким-то из своих покровителей: Шива - со змеей на шее, Вишну - верхом на льве, Ганеша - со слоновьим хоботом, а Хануман - в виде обезьяны.

Философы говорят о трех стадиях женского пробуждения, что подтверждается на приведенных выше рисунках. Сначала Шакти была ученицей, а Шива выступал в роли ее гуру. Но со временем эта взаимосвязь трансформировалась в равнозначную . В итоге два божества объединило одно тело, дух, идея. А на конечном этапе этих перевоплощений Шакти заняла главенствующую позицию, подчинив себе Шиву и все мужское начало.

Шакти как начальная сила мироздания

В восточном мире женщине как хранительнице домашнего очага отводится важнейшая роль. Ее значение над превозносит и . Это вовсе не является поводом трактовать подобную позицию в социальном значении. Речь идет о духовном развитии человека. Но в нынешней цивилизации современные культуры частично утратили истинную . И чтобы возобновить ее былое положение, понадобится в корне пересмотреть все мировоззрение людей.


В этом смысле Шакти предстает в образе богини любви и пробуждающей внутренний потенциал силы. Наверное, поэтому в сознании женщин эти процессы происходят намного быстрее и легче, чем у мужчин.

Важно! В отношениях между мужчинами и женщинами принципы взаимосвязи Шивы и Шакти отображаются в том, что слабый пол всегда выступает в роли инициатора, а сильный берет на себя лишь соучастие. Если мужчине все-таки удалось достичь вершин своего сознания, то без женской помощи он не сумеет донести это до окружающих.

Сильный пол неспособен вынести из своих глубин глубокие переживания. К тому же, как утверждают психологи, у женщины энергия шакти делает их ранимыми, восприимчивыми, а психическая суть предрасполагает к духовному сознанию. Внешне это выражается интересом к всему нежному и прекрасному, а также в сострадании к беззащитным индивидуумам.

Шиваиты в одинаковой мере поклоняются и Шакти. Ведь ее считают главным переносчиком энергии, а мужчина является всего лишь средой. Подобное убеждение вполне объясняет, почему в Индии существует 64 храма, которые посвящены отдельному аспекту женской энергии.

Она проявляется в разных формах, называемых индуистами раджараджешвари. Например:

Важно! На первых этапах самосовершенствования эффективными будут инструменты хатха-йоги. На этом пути следует двигаться начиная с шести очистительных действий (шаткармы). Только когда вы начнете очищать свое тело, начнется разгрузка сознания, в первую очередь это проявится снятием психоэмоциональных блокировок.

Приближаясь к повседневным реалиям, специалисты советуют перенести историю Шивы и Шакти на свое мировоззрение и через эту призму трансформировать свое сознание. На первый взгляд это кажется неподъемной глыбой. Да, трудно всегда там, где нужно много работать над собой.

Для того чтобы прочувствовать все полноту своей энергии, которая заложена изначальной силой мироздания, нужно избавиться от плохих воспоминаний, обид и даже ментальной «грязи». В результате на смену привычных шаблонов придут новые модели поведения и взаимодействия с окружающей средой.


Когда в женщине пробуждается ее Шакти, приходит понимание своего истинного назначения в жизни, себя, своих потребностей и желаний. Только такая представительница прекрасного пола сможет пройти все этапы эволюции сознания, и ее танец будет длиться, даже когда Шива перестанет смотреть. Это уже самодостаточная, независимая и сильная женщина, которая может как разрушать, так и творить. Не зря же говорят, что мужчина может покорить мир одной рукой, а женщина - одним своим взглядом.

Важно! Работать над собой помогут асаны и дыхательные практики. Таким образом вы научитесь понимать и взаимодействовать со своим телом, любить его таким, какое оно есть на данный момент. Также эти методы помогут излечиться от множества заболеваний .

Когда вы освоите все вышеуказанные инструменты и вам откроется женская мудрость и сила Шакти, жизнь станет расцветет и будет полна смысла. Ощущение высшей придет только через раскрытие женской природы.

Шиву индусы именуют Махадевой, великим Богом. Если верна догадка, что печати, найденные при раскопках доарийских городов, изображают именно Шиву, то, следовательно, его чтили в стране очень давно (9). Мифы связывают Шиву с Гималаями и наделяют именем Пашупати, Владыки скота, из чего можно заключить, что первоначально он был покровителем горных пастухов.
Арьи отождествили этого туземного бога со своим Рудрой (Ревущим), повелителем грозы и бури. Однако в ведический период он затерялся в толпе бесчисленных божеств, и о нем долго почти нигде не упоминают. Столетия спустя в Махабхарате появляется сказание о том, как Шива силой отвоевал себе место среди богов(10). И наконец индуизм провозглашает его олицетворением божественного могущества.
Хотя Шиву изображают человекоподобным, образ его далеко выходит за чисто человеческие пределы. Он не просто небесный великан, подобный Индре или богам Гомера; в нем стали чтить то неисповедимое, грозное, внушающее трепет, что связывается со сверхчеловеческим и запредельным.
Символика шиваизма куда серьезней, чем может показаться. Ведь величие галактических пожаров, пугающая бездонность космоса - ничто в сравнении с непостижимой реальностью их Творца. Даже Библия, столь далекая от натурализма, учит о Боге как об "огне поядающем". Но в шиваистских образах слишком сильны стихийные и даже демонические элементы. В итоге "страх Божий", священное благоговение, становится непереносимым ужасом, когорый вселяется в душу человека от самой мысли об этом природном Божестве (11). Разрушитель миров, Шива представляется индусу страшным и подавляющим воображение. У него синий лик, обрамленный извивающимися змеями, его украшает ожерелье из черепов. Его называют Натараджа, "танцующий царь", ибо его экстатическая пляска несет конец всему преходящему. То, что в мироздании нет ничего незыблемого, обусловлено характером Шивы.
Может показаться странным, что Шиву называют также и "благим", и "создателем". Однако этот парадокс объясняется тем, что в глазах индуса разрушение не есть полный конец, но составляет лишь фазу в бесконечном космическом круговороте. Все распавшееся по воле Шивы не исчезает, а входит в царство божественного Покоя. Поэтому к нему обращались с такими словами.

Ты произвел этот тройственный мир Со всем, что подвижно и что неподвижно, В Тебя же, Владыка, все уходит по истечении юг. (12)

Шива как бы несет в себе загадочное двуединство эроса и смерти, которое человек наблюдает в природе. Это бог буйный и неистовый; праиндийцы, вероятно, поклонялись в его лице производительной силе бытия. Поэтому эмблемой его стал, как и в Финикии, фаллос, или лингам. В одном из гимнов Шива прославляется как "могучий телец", и не случайно греки отождествляли его с Дионисом (13). Он дарует не только опьянение жизнью, но и власть над ее энергией. Вот почему Шиву называют "Великим йогом", наставником аскетов, которые добиваются обладания мировой праной.
Таким образом, в Махадеве запечатлелась двуликость Природы, рождающей и истребляющей, внушающей одновременно страх и благоговение. Но еще яснее это проявляется в женской ипостаси Шивы Шакти.
Она издавна почиталась в Индии как Богиня-Мать, которая, соединяясь со своим божественным супругом, давала жизнь всем существам (14). Прорастание растений, половая энергия животных и человека - область ее владычества. Идея космической сексуальности символизируется знаком "йони-лингама" и, вероятно, нашла отражение в священной формуле индусов: "Ом мани падме хум"(15).
Образ Шакти во многом был ближе и понятнее, чем образ неприступного Шивы. Шакти мыслилась не просто богиней, но сверхбогиней, Махадеви. Культ ее временами приобретал форму "женского монотеизма". Уже у первобытных народов высший Бог иногда назывался Матерью. Эмоциональные корни этого понять нетрудно: "Мать" представлялась существом более близким и любящим, чем "Отец". Кроме того, в религиях, которые считали мир не творением, а порождением Сущего, было так естественно обратиться к Его "материнскому" образу. Для того, чтобы почувствовать дух поклонения Шакти, достаточно вспомнить слова Рамакришны, воспевавшего в своих гимнах Мать Вселенной. Его молитвы проникнуты такой теплотой, искренним восхищением и преданностью, что их можно сравнить лишь с самыми возвышенными проявлениями благочестия. Объясняя смысл культа Шакти, Рамакришна говорил: "Моя Мать, первичная Божественная энергия, находящаяся внутри мира явлений и вне его. Дав рождение миру, она живет в нем"(16). Подобные представления знакомы и Западу (культы Деметры и Кибелы, идеи Софии и "Вечной женственности").
Однако в шактизме есть и другой аспект, тесно связанный с мистическим эротизмом учения тантры, которая коренится в земледельческой магии. Пытаясь подчинить природные силы, люди искали способов слияния с ними. Поэтому обряды тантры превращались в своего рода "узаконенную раскованность", как это было в дионисизме. То, что в обычной жизни индус считал грехом, в ритуале становилось священным. Во время тайных тантристских действ участники их ели мясо, пили вино и обладали женщинами, тем самым надеясь войти в союз с космическими стихиями, заключенными в Шакти(17). Тантризм проник даже в йогу, которая ставила одной из своих целей взнуздать "змея Кундалини". Эту энергию отождествляли с самой богиней и верили, что именно она одаряет своих поклонников сверхъестественным могуществом.
В Шакти видели не только благословенную Мать, Парвати, светлую зарю Ушас, но и жуткое существо, подобное Природе, пожирающей своих детей. Тогда ее именовали Дургой (Неприступной) и Кали (Черной). Ее многорукие изваяния, особенно распространенные на юге Индии, напоминают чудовищных мексиканских идолов.
Эта неоднозначность культа Шивы-Шакти была связана не только с попыткой представить непредставимое, изобразить сверхчеловеческое, но прежде всего с тем, что индуизм не отделял Бога от природы. Любовь и священный трепет рождались в подлинно религиозном переживании, в то время как обоготворение естественных сил влекло за собой замутнение нравственного сознания. Подобно тому как стихии не знают ни греха, ни добродетели, так Шива и Шакти нередко представлялись богами внеэтическими. В одном из текстов тантры этот релятивизм выражен с предельной ясностью:

Все равно, что друг, что враг;
Что дочь, все равно, что жена;
Все равно, что шлюха, что мать;
Что прачка, все равно, что брахманка,
Все равно, что лохмотья, что богатый наряд,
Что алмаз, все равно, что навоз;
Все равно, что ад, что рай;
Что грех, все равно, что заслуга (18).

Точно так же в Китае пантеист Чжуан-цзы рассматривал мораль как второстепенную условность, изобретенную людьми для собственного удобства(19).
Неудивительно, что подобные взгляды, пусть даже сильно смягченные, могли давать повод к злоупотреблениям. Уже в древности многие индусы смотрели на тантриков с отвращением и подозрительностью. И хотя обвинения против них чаще всего были основаны на непонимании, легко представить, как этот натуралистический и магический культ приводил к извращенным эксцессам, оргиям и демонизму.

9. См.J. Масkау. Еаrlу Indus Civalization. London, 1948, р. 67, Я. Гусева. Индуизм М., 1977, с. 90 сл.
10. Махабхарата XII, 284.
11. В своих лекциях по философии культа о П. Флоренский сделал попытку богословски истолковать христианское понятие о "страхе Божием", но странным образом исходил только из религиозной психологии ветхозаветного и даже языческого мира (см. БТ, т. 17, М, 1977, с. 88 сл). Более убедительная интерпретация проблемы "религиозного страха" дана в написанной в те же годы работе Р. Отто "Священное" (англ. пер. R. Оtto. Тhе The Idea of Holy. London, 1959).
12. Махабхарата, III, 81, 109.
13. Аррчан. Индика, VII, 4-9; Страбон. География, XV, 1, 8. Примечательно, что фигура из Мохенджо-Даро (III тыс. до н. э.), в которой обычно видят Шиву, украшена рогами. Это лишний раз указывает на сходство Шивы с богом-быком Вакхом.
14. По словам Д. Сармы, "шактизм есть, несомненно, результат арианизации массы неарийских культов и древних верований" (D. Sarma. Hinduism, р. 30).
15. Пуссен указывает на то, что "мани" и "падма" первоначально означали женские и мужские гениталии и соединение их символизировало космическую сексуальность (J.Наstings. (ed.) Encyclopedia of Religion and Ethic, v. XII, р. 196).
16. Провозвестие Рамакришны, с. 107.
17. См.: Д. Чаттопадхьяя. Локаята даршана. Пер. с англ. М. , 1961, с. 344 сл. Хотя тантрическая литература относится к средневековому времени, истоки тантризма и культа Шакти гораздо древнее Вед. Отождествление со стихиями через ритуал вкушения и обладания восходит к культам, в которых магия переплеталась со страстным стремлением обрести единение с Божеством. См. о подобных обрядах в первобытной религии. Л. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 160 сл.
18. Цит по: А Пятигорский. Тантризм.-ФЭ, т. 5, с. 181.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта