Главная » Ядовитые грибы » Как развивать воображение упражнения в психологии. Развитие воображения (7 упражнений)

Как развивать воображение упражнения в психологии. Развитие воображения (7 упражнений)

Развитие воображения – осознанно выбранный процесс, в ходе которого человек преследует цель усовершенствования своего воображения, а именно сделать его более ярким, более глубоким и особенным.

Что же такое воображение? Воображение – это способность к неожиданному или задуманному появлению в сознании и мыслях каких-либо образов, идей и так далее.

То, что возникает в мыслях, в ходе представления, может отличаться от реальность. Воображение – мир отдельный от реальности, в воображении могут появляться мысли, идеи и объекты, несуществующие в природе. Именно воображение помогает в уме решать задачи для которых требуется наглядное визуальное представление.

Например, как вставить батарейку в часы, мышь, калькулятор, как закрывается крышка кастрюли, как гайка закручивается на болт. Это все слишком простые и очевидные примеры. А как на счет того, чтобы сыграть в уме в шашки или шахматы, собрать часовой механизм из шестеренок или домик из конструктора. Примеров использования воображения гораздо больше.

Воображение разделяется на четыре вида, каждое и которых значительно отличается от других:

  1. Активное воображение – человек по собственному желанию рисует, строит образы у себя в голове.
  2. Пассивное воображение – это возникающие неожиданно образы, независимо от желания человека.
  3. Продуктивное воображение – это воображение, в котором реальность преобразуется творчески.
  4. Репродуктивное воображение – это воображение, восстанавливающее реальность в том виде, в каком она есть. Здесь есть место фантазии, но больше работает память и восприятие.

Развитие творческого воображения

Творческое воображение – тип воображения, который отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность. Так создаются продукты творческой деятельности.

Творческое воображение – это основа профессий, связанных с искусством. Например:

    Писатели . Куда тут без творческого воображения. Хотите писать красивые, большие, интересные, с великолепным сюжетом книги? Или может вам нужно его поддерживать? Тогда вам стоит заняться развитием творческого воображения.

    Художники . Если вы не пишите картины с природы, людей, натюрморты, а создаете сами, из своей головы, то вам так же понадобится развитие творческого воображения. Тогда у вас появится масса идей, очень много различных вариантов написания определенного момента картины.

    Музыканты . Им как никому нужно творчество в своей работе, потому что сочинение хорошей музыки – это не просто так, это приличная нагрузка на воображение, и не просто воображение, а творческое.

Развитие воображения у детей

Примерно к 5ти годам ребятишки имеют хороший багаж опыта, который дает возможность для развития творчества и воображения. Детям не нужны подсказки более старших людей, потому что теперь ребенок сам способен придумывать игры, придумывать героев и еще воображаемых друзей. Родителям не стоит поднимать панику насчет последнего, потому что это обычное дело у маленьких детей. Спустя время все исчезнет, не оставив и следа.

Главное уделять больше внимания ребенку, ему это жизненно необходимо. Он учится, развивается, впитывает все как губка.

И если вдруг получилось так, что ваш ребенок ушел слишком далеко в такую «реальность», то нужно больше с ним заниматься, разговаривать, общаться. В крайнем случае, подключить к этому делу специалиста, который поможет справиться с проблемой и вывести ребенка из несуществующей реальности.

Развитие воображения у маленький детей происходит в процессе игр. У ребенка создается внутри логика действий персонажей. Поэтому помните НЕЛЬЗЯ прерывать ребенка позвольте ему закончить свою игру или помогите ему прийти к завершению, не нарушайте логику воображения.

Если ребенок подбегает с палкой и просит посмотреть на его "коняшку", то не нужно ему объяснять, что это всего лишь палка. Ребенок, не дурак и сам это понимает, просто у него активно работает и развивается воображение. Нужно его поддержать, сказав что-то типа: “Да, у тебя отличная коняшка! Смотри, какая у нее красивая и кудрявая грива!”

Такой подход только ускорит процесс развития воображения у ребенка. Вам ничего особого делать и не требуется, нужно лишь задать направление, сказав, что-то абстрактное, например: “Какая красивая грива!”. И попросить ребенка описать гриву у лошадки.

Развитие творческого воображения ребенка

Детский возраст – возраст знакомства с литературой, книгами, фильмами, музыкой. Важно, чтобы ребенок читал яркие и красочные книги, с интересным сюжетом и интересными персонажами. Смотрел добрые и умные фильмы и мультики.Благодаря книгам, ребенок сможет переместиться в мир фантазий, воображения, оказаться в сказочном мире. Книги – отличный помощник для развития творческого воображения ребенка. То, что показывает фильм, ребенок, как и любой другой человек, создает в своем воображении сам.

Можно поупражняться с ребенком на развитие творческого воображения. Дайте ребенку героев, о которых он знает.

Попросите ответить его на следующие вопросы:

  1. в чем суть каждого из героев?
  2. какие у них черты характеры?
  3. какие сильные стороны?
  4. что хорошее они делают?
  5. Чего не хватает в характере и вообще каждому из героев?

А попросите его придумать историю с этими персонажами. Если будет сложно – подтолкните, начните историю за вашего ребенка.

Упражнения для развития воображения у ребенка

    Упражнение 1. Предложите ребенку обвести свои ладошки на бумаге краской или карандашом. Это будет основой их последующего рисунка. Пускай ребенок пофантазирует и дорисует что-нибудь. Например, дерево (лес) или бабочку или цветы, животное…

    Упражнение 2. Дайте ребенку на выбор 3 краски, которые, по его мнению, наиболее подходящие друг для друга. И пусть он зарисует весь лист. Что напоминает этот рисунок?

    Упражнение 3. Попросите ребенка капнуть краской на середину листа. Затем пусть сложит лист пополам. После разворачивания на листе останутся различные кляксы. Пусть ребенок подключит свое воображение и скажет на что похожа каждая из них, что она напоминает.

    Упражнение 4. Дайте ребенку листы с не дорисованными изображениями и предложите дорисовать их.

Воображение ребенка сыграем большую роль, возможно, вместо предполагаемого ответа он изобразит что-то необычное и подходящие под начальный незаконченный рисунок.

Это будет результатом его прекрасно работающего воображения. Бывает, что ребенку нужно помочь, поэтому не расстраивайтесь, если сходу не получится. Это нормально и значит, что нужно с ребенком позаниматься, чтобы он натренировался, ведь впереди у него будет тонна сложных и интересных задач (математика, физика, геометрия, жизненные ситуации и так далее.), при решении которых потребуется использовать воображение!

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста разделяют на три стадии.

    1 стадия – огромное количество вымысла и фантазий. Так как в этот период закладывается база для правильного и полного развития способности воображения и представления. Стадия длится до трех лет.

    2 стадия – совместная работа фантазий с практикой. Ребенок только учится выстраивать цепочку действий, логику, чтобы достичь результата во время какой-либо задачи. Стадия длится до пяти лет.

    3 стадия – в деятельность ребенка включается способность воображения, фантазирования и творчества. Фантазии становятся более активными и практически применимыми.

Упражнения для развития воображения у дошкольника

    Упражнение 1. Попросите ребенка закрыть глаза и включите классическую музыку. Спросите, что ребенок представил во время прослушивания этой музыки. Помимо классической музыки можно использовать современную музыку, чем больше будет разнообразия, тем лучше.

    Упражнение 2. Это упражнение выполняется с несколькими детьми. Включите какую-нибудь музыку со словами или без них. Попросите ребенка танцем изобразить под музыку что-нибудь или кого-нибудь. А остальные дети, наблюдая за танцем, должны угадать, что пытается передать первый ребенок. От такого упражнения развивается воображение у всех детей.

    Упражнение 3. Это упражнение отлично подходит для развития творческого мышления:

Ведущий игры (взрослый) говорит ребятам: «выйти на улицу – хорошо, потому что можно погулять», а цель ребят продолжить цепочку, например: «выйти на улицу – хорошо, потому что полезно погулять. Погулять хорошо – потому что полезно. Полезно гулять – потому что прекрасная погода на улице. Прекрасная погода – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце – хорошо потому что ясно. Ясно – потому что нет дождя. Нет дождя – потому что тепло.»

Игры на развитие воображения

Онлайн игры не только легкодоступны, но и очень полезны. Ничего не надо подготавливать заранее, главное чтобы ребенок отдыхал каждый 15-20 минут примерно по 20-30 минут, потому что в этих самых перерывах в мозгу строятся новые нейронные связи и чем лучше они построятся, тем больше будет прогресс!

Это похоже на то, как спортсмену после хорошего упражнения или забега нужно отдохнуть, чтобы мышцы восстановили силы.

Игра «сложная сортировка»

Игра «сложная сортировка» - отличный тренинг сообразительности и внимания. В центре экрана показана фигура имеющая свой цвет, а вокруг 4 разные фигуры, раскрашенные в четыре разных цвета. Написано, как вам надо сравнить данную в центре фигуру с теми, что вокруг: по цвету или по форме. Вам нужно вовремя сообразить и не сбиться. Игра на время, поэтому поторопитесь, чтобы набрать наибольшее количество очков.

Игра «Буквы и цифры»

  1. Тренирует концентрацию внимания
  2. Улучшает скорость реакции
  3. Развивает логику и сообразительность

Сразу после старта, в одном из четырех окошек будет показана одна буква и одна цифра, например, "У6". А под буквой с цифрой появится вопрос, например, "Число нечетное?" или "Буква согласная?". Вам нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.

Игра «матрицы цвета»

Также отличным тренажером для развития сообразительности станет игра «матрицы цвета». Перед вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов. А ваша цель будет указать какого цвета больше на поле в данный момент 1ого или 2ого. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться, то есть. игра усложняться.

Игра «Упрощение»

Игра «Упрощение» - замечательный тренажер, не только устного счета, но и сообразительности. Вам встретятся примеры и простые, и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно сообразить, как упростить, посчитать или найти ответ из предложенных. Для этого вам и придется воспользоваться своей сообразительностью!

Зрительный поиск

  1. Развивает произвольное внимание
  2. Улучшает концентрацию внимания
  3. Совершенствует объем внимания

На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:)

Игра «Фланговая задача»

На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше. Поехали!

Игра «Супер память»

  1. Тренирует визуальную память
  2. Увеличивает объем памяти
  3. Улучшает точность памяти

С каждым ходом на экране появляется одна новая картинка. Нужно быстро найти ее и кликнуть по ней, чтобы набрать как можно больше очков за 1,5 минуты. Первые 5-7 ходов очень легкие, а потом становится заметно интереснее и сложнее.

Средства развития воображения

Жизненный опыт – вот главное средство развития воображения. Общайтесь с различными людьми, принимайте участие во всяких соревнованиях, мероприятиях, найдите свое хобби, но не ограничивайтесь одним!

Чтение – одно из лучших средств развития воображения. Чтение открывает мир воображения и интересных сюжетов. Чем круче сюжет, чем увлекательней книга, чем ярче описания – тем лучше для вашего мышления и воображения. И даже ели еще не успели дочитать до конца, вы можете представить, что будет дальше. А потом уже сравниваете по ходу чтения насколько хорошо представились будущие события в произведении. Если вы ошиблись – это не плохо, потому что угадать сюжет полностью практически невозможно, зато тот опыт, который вы получаете вовремя воображения – бесценен.

Фантастика – лучший жанр, для развития воображения и креативности. Потому что фантастика наиболее яркий жанр, нежели другие.

Запишитесь на наш курс развития скорочтения . В этом курсе мы будем не только ускорять скорость чтения и развивать память на запоминание, но и выполнять специальные упражнения на синхронизацию полушарий мозга и тренировку воображения, чтобы добиться максимального результата! В курсе будет даже затронута тема питания и образа жизни.Записаться на курс

Развитие мышления и воображения

Мышление и воображение тесно связанны друг с другом. Воображение можно считать мышлением, только это мышление выше реального, оно переносит вас в другой мир, мир фантазий. Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни.

Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осознанность. Также мышление может становиться более точным, детализированным и позитивным.

Как развивать мышление?

    Делайте записи и рисунки . Возьмите в привычку излагать свои мысли письменно или рисунками. Некоторые люди объясняя или рассказывая что-нибудь, не только говорит, но и рисует, то есть закладывает вам картинку, проясняет ситуацию.

    Рассказывайте свои мысли . Полезно будет излагать свои мысли окружающим, которым будет это действительно интересно. Рассказывая это кому-нибудь вы сможете получать обратную связь. А еще плюсом послужит то, что, чем больше вы рассказываете свои мысли, тем более понятными они будут для вас (если были какие-нибудь моменты не ясны).

    Обсуждайте . Обсуждение мыслей довольно таки эффективная вещь. Главное, чтобы обсуждение не обернулось в ссору. Если вы вдруг не согласны с тезисом собеседника, то составьте свой, но не начинайте жаркий спор, а ведите спокойный разговор.

    Следите за речью . Мышление и речь тесно связанны друг с другом. Поэтому, чтобы поспособствовать развитию мышления, стоит строить свою речь правильно. Совет: исключите слова «проблемы», «ужас», «трудно», включите «интересно», «цель».

Почему тесно связаны речь и мышление? Мышление мимолетно, оно сложно запоминается, а вот с речью иная история. Речь запоминается, ее проще отслеживать.

Хотите усовершенствовать мышление? Обратите внимание на свою речь.

    Обратите внимание на чужую речь . Проще следить за чужой речью, чем за своей. Потому что чужая речь – это что-то новое и в ней слышны все недочеты и сбои в логике. Изучение ошибок чужой речи поможет вам в нахождении ошибок в своей речи.

    Совершенствуйте навык работы с текстами . Анализ текста можно сравнить с прослушиванием чужой речи. В обоих случаях вы ищете ошибки, шероховатости и берете себе на заметку. Улучшение мышления зависит от умения обработки текстов.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации
  4. Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

    Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

    Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

    Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

    Скорочтение за 30 дней

    Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

    При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

    1. Научиться очень быстро читать
    2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
    3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

    Деньги и мышление миллионера

    Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

    Итог

    В этой статье мы узнали, что такое воображение, как его развивать взрослым и детям, какие упражнения использовать и так далее. А также как воображение можно использовать в практических целях.

Сегодня на сайте психологической помощи онлайн http://сайт Вы, уважаемые посетители, узнаете как развить воображение у детей и взрослых, и для чего его нужно развивать.

Воображение — это неосознанное, автоматическое или осознанное, контролируемое создание в голове мысленных образов, картинок, представлений, фантазий и визуализаций, чаще в легком трансе (уходе в себя от реальности).

Развивать воображение необходимо каждому человеку, однако у кого-то оно развивается как бы автоматически, с детства, в процессе взаимодействия с «правильными» родителями, воспитателями, сверстниками. Ребенок хорошо может развить воображение, играя в различные игры, слушая и читая увлекательные книжки, просматривая фильмы и т.д.

Кому же не очень повезло с вниманием и чуткостью взрослых во время воспитания, и ощущается бедность возникающих в голове картинок, то необходимо произвольно заняться развитием воображения, как у детей, так и у взрослых.


Для чего человеку развивать воображение?
С помощью воображения человек может создавать идеи, творческие планы, конструировать и моделировать, ориентироваться в различных ситуациях, работать с памятью, создавать свое будущее и осознавать прошлое…абстрагироваться, фантазировать, мечтать, ну и конечно, воображая, ребенок и взрослый хорошо понимает прочитанное, особенно художественные произведения и т.д. и т.п.

Ну и главное , развитое воображение поможет человеку с эмоционально-психологическими проблемами, неврозами и расстройствами личности познать и изменить свое внутреннее «Я», избавиться от этих проблем раз и навсегда.

Большинство психотерапевтических техник и методов по лечение психологических проблем построены на воображении различных проблемных ситуаций, и создании нового воображаемого контекста к этой проблеме, что и исцеляет невротиков, помогает решить проблемы в отношениях, избавляет от депрессии и стрессов, и т.д.

Итак, как развить воображение у детей и взрослых — упражнения

Чтобы развить свое воображение, вам предложены простые упражнения, которые могут подойти и детям и взрослым.

Проверьте, насколько у вас развито воображение:
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире.
Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон.

Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем.

Как сказал Аристотель, «душа не может думать, не рисуя».
Воображение «это больше, чем просто видение в уме. С помощью воображения мы создаем или воссоздаем определенный эмоциональный настрой. Можно пользоваться воображением в сочетании с обонянием, осязанием, слухом и даже вкусом.

Вам, верно, случалось вспомнить на голодный желудок свое любимое блюдо, да так живо, что прямо «слюнки текут». В данном случае мы имеем физическую реакцию на мысленный образ. В этом и заключается сила воображения.

Для развития воображения нужно использовать все 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус — что у вас острее?
Все мы по-разному воспринимаем и ощущаем окружающий мир. Хотя у нас у всех на вооружении все те же пять чувств, их значение для каждого различно. Это различие вырабатывается с детства на подсознательном уровне.
Одни лучше реагируют на визуальные стимулы и меньше «на аудиоинформацию. У них может быть слабее развито кинестетическое восприятие (осязание).

Конечно, не существует людей, которые обходятся только одним из сенсорных способов познания. Полнота информации об окружающем мире обеспечивается всеми пятью чувствами, и все же у каждого из нас одно из чувств развито сильнее.

Занимающиеся поведенческими моделями ученые считают, что у большинства людей наиболее активно зрительное восприятие. Возможно, вы думаете, что в одинаковой мере владеете всеми пятью чувствами. Это было бы необычным явлением, но, скорее всего, вы просто не чувствуете разницы, поскольку она почти незаметна.

Наблюдаемые различия сказываются и на характере воображения. Визуально ориентированный человек сразу рисует в уме «картинку». Люди с обостренным слухом сразу включают свою «аудиоаппаратуру» и в первую очередь слышат в уме звуки и голоса. Обостренное осязание в первую очередь подсказывает сознанию, каков образ «на ощупь».

Наиболее полный образ формируется в нашем воображении, когда работают все органы чувств. Это явление используется нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и ему посвящено множество книг и исследований. Опираясь на работы Милтона Эриксона, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сформулировали модель восприятия и переработки информации человеческим сознанием и назвали эту модель НЛП. Эти процессы важны для самопознания и межличностного общения.

Упражнение — Как развить воображение

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке «квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет «апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца, чтобы развить воображение. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение.

Если у вас не получается самостоятельно развить свое воображение, или у вас уже есть психологические проблемы, то вы можете

Известно множество приемов, которыми пользуются творческие люди для достижения бόльших успехов в своей деятельности. Фантазия нам предоставлена природой, однако пользоваться нею умеют не все: а ведь это так необходимо, в особенности тем, кто пытается самореализоваться в какой-либо творческой нише.

В детстве нам часто приходилось что-то представлять или фантазировать: это происходило в моменты, когда мама читала нам сказку, когда мы лепили фигурки из пластилина, рисовали или играли с куклами. Что же произошло с нами сейчас? Возможно ли снова разбудить свою фантазию, развить творческий потенциал?

Конечно, можно. Более того, нужно и даже очень полезно. Благодаря несложным упражнениям, мы попытаемся стимулировать рождение в нашем мозгу новых идей, расширить диапазон мышления.

  • I упражнение. Найдите глазами какую-нибудь вещь, которая бы находилась приблизительно на уровне взгляда в двух-трех метрах от вас. Это может быть чашка, карандаш, блокнот или ваза с цветами. Закрыв глаза, представьте, что вы находитесь в пустом ярком и светлом пространстве: представляйте это в течение пяти минут. Затем внезапно откройте глаза, и пять минут смотрите на выбранный вами предмет. Ни в коем случае не думайте о предмете, взгляд должен как бы проходить сквозь предмет. После этого снова зажмурьтесь и представляйте выбранную вами вещь в окружении яркого и светлого пространства, в течение пяти минут. Такое упражнение необходимо повторить до восьми раз, выполняя его в спокойной обстановке, без излишнего напряжения.
  • II упражнение. Вечером, когда вы уже лежите в постели, зажмурьтесь и представьте какую-нибудь букву темного цвета на ярко-белом фоне. Не отпускайте букву из своего воображения 2-3 минуты, даже если она будет настойчиво пытаться уйти. Следующим вечером представьте таким же образом какую-либо другую букву. Добейтесь, чтобы буква перестала уплывать от вас, а фиксировалась в мозгу максимально четко. Когда вы научитесь фиксировать образ, попробуйте проделать то же самое не с буквами, а со словами. Благодаря этому упражнению можно научиться концентрировать внимание, расширить границы воображения.
  • III упражнение. Закрыв глаза, представляйте себе маленький желтый квадратик. Сконцентрируйтесь на нем. Представляйте, что квадратик вдруг начинает расти, увеличиваться до бесконечных размеров, делая все пространство вокруг себя таким же желтым. В следующий раз представляйте то же самое, но с каким-либо другим цветом. Когда это упражнение вам покажется слишком легким, начните представлять, будто один цвет квадратика перекрашивается в другой, в третий. Затем вернитесь к первоначальному цвету.
  • IV упражнение. Вообразите перед собой большое и сочное яблоко. Начните крутить его влево или вправо, куда вам удобнее. Представляйте, что оно вылетело из вашего мозга и продолжает летать по квартире. Мысленно остановите полет яблока и поместите его напротив ваших глаз. Представьте себя червячком и попытайтесь проникнуть внутрь яблока, осмотреть его изнутри, прочувствовать себя в нем. Посмотрите на себя со стороны взглядом червячка: вы можете рассматривать не только свое туловище, но и окружающую вас обстановку, стены, интерьер. Однако помните, что это должен быть именно взгляд со стороны. Контролируйте себя. Если в какой-то момент вы почувствуете, что не владеете ситуацией, немедленно откройте глаза.
  • V упражнение. Найдите взглядом любую расположенную рядом с вами вещь. Закрыв глаза, вспомните и представьте увиденную вами только что картинку. Снова открыв глаза, сравните, совпадают ли картинки. Попеременно закрывая и открывая глаза, добейтесь, чтобы воображаемый и реальный объект были максимально одинаковы.
  • VI упражнение. Ну вот, вы научились представлять предметы с закрытыми глазами. Теперь пришла пора делать это, не закрывая глаз. К примеру, представьте, что возле вашего компьютера лежит новенький мобильный телефон, который вы так желали. Помните, представляем с открытыми глазами.
  • VII упражнение. Любите путешествовать? Прекрасно. Теперь мы будем проделывать это мысленно. Попробуйте для начала мысленно выйти в соседнюю комнату. Затем пройдите на улицу, сядьте в машину или на велосипед, езжайте на природу, к реке, искупайтесь и пр.

Представляя себе какие-либо картинки, делайте это с удовольствием. Можно включить легкую музыку. Желательно, чтобы в это время вас никто не отвлекал.

Да, и не переусердствуйте: чрезмерное воображение может настолько погрузить вас в мир иллюзий, что социальные и бытовые темы рискуют отойти для вас на задний план.

Упражнения на развитие писательского воображения

Визуализируя предметы, мы развиваем свою творческую фантазию, ведь писателю очень важно представлять своих героев, их судьбы, дальнейшее развитие событий.

Если вы хотите заняться писательской деятельностью, но сомневаетесь в яркости своей фантазии, не переживайте: в мире нет людей, у которых не было бы воображения. Да, есть люди, которые просто не используют данный им от природы дар, и со временем он затухает, однако и они не безнадежны: приложив определенные усилия, фантазию все же можно восстановить. Для этого необходимо, в первую очередь, желание, сила воли и знание соответствующих упражнений.

  • Зажмурьтесь и вспомните какой-нибудь предмет интерьера в вашем помещении. Не приоткрывая глаз, постарайтесь назвать характерные признаки данного предмета. Когда все будет перечислено, вы можете открыть глаза и, все еще не смотря на выбранный предмет, попробуйте записать все его признаки на бумагу.
  • Вспомните какое-нибудь известное вам четверостишие. Используя его последнюю строчку, как первую, попытайтесь написать собственный стих.
  • Попробуйте написать небольшое эссе о том месте, где вы больше всего любите отдыхать.
  • Напишите статью из 400 символов о том месте, где вы мечтали бы проживать.
  • Опишите фразы, которые вы произнесли бы неожиданному гостю, который явился некстати (например, ночью).
  • Придумайте небольшой рассказ, который бы начинался фразой: «Как-то раз мне представилась возможность… однако я ею не воспользовался».
  • Составьте послание своей прошлой жизни. К примеру, обратитесь к себе, когда вам было, скажем, 7 лет.
  • Составьте короткое описание своей самой любимой в детстве игрушки.
  • Что вам далось в жизни труднее всего? Опишите это.
  • Что вам далось легче, чем вы ожидали? Опишите.
  • Напишите сказку о левом ботинке.
  • Напишите шуточный рассказ об одном дне из вашей жизни, который, по-вашему, однажды был прожит напрасно.
  • Придумайте небольшую статью, начинающуюся словами: «Если бы мне предоставили возможность кое-что изменить, я бы начал с…».
  • Выпишите себе справку о том, что вы – самый ленивый человек в мире.
  • Придумайте свою историю о красной шапочке.
  • Представьте, что вы – человек-невидимка. Опишите свои действия и реакцию окружающих людей.
  • Определите несколько своих фобий, напишите о самой главной из них.
  • В небольшой статье попробуйте описать погоду за окном.
  • Опишите в 250 словах, что бы вы делали, если бы сейчас на улице шел дождь.
  • Придумайте рассказ, что бы вы приготовили на обед своему самому злейшему врагу.
  • Есть ли среди ваших знакомых человек, отличающийся большой гордыней? Охарактеризуйте его поведение.
  • Посмотрите в окно и найдите взглядом какого-нибудь незнакомого прохожего. Напишите 150 слов, чтобы описать его внешность, профессию, хобби, придумайте ему имя.
  • Составьте список пятидесяти поступков, которые вы бы не совершили никогда и ни за что.
  • Представьте, что вы – новогодняя ёлка, и вас только что спилили. Опишите свои ощущения.
  • Придумайте рассказ, в котором должны присутствовать следующие слова: инженер-строитель, начальник, стройка, обед.
  • Придумайте монолог от имени недавно купленных дорогих часов, которые случайно выбросили на помойку.
  • Составьте список из пятнадцати причин, почему вам необходимо изучить английский язык.
  • Составьте список из десяти причин, почему школьному преподавателю было бы выгодно сменить профессию.
  • Придумайте семь фраз, которые нежелательно говорить человеку, которого только что уволили.
  • Составьте текст гневного публичного выступления, состоящего из семи коротких абзацев, начинающихся словами: «как об стенку горохом».
  • Придумайте небольшой рассказ с применением слов: священник, деньги, погреб, чайник.
  • Составьте статью на тему: «Весь мир поклоняется ложным кумирам».
  • Опишите семь причин, зачем зажиточный человек может покинуть свою родину.
  • Придумайте монолог одинокой березы, выжившей в сгоревшем лесу.
  • Составьте список наиболее весомых оправданий нечестного человека.
  • Придумайте газетную новость с применением слов: боярышник, стакан, лужайка, очки.
  • Составьте список из десяти вещей, за которые вы пожертвовали бы свои последние 10$.
  • Дополните пятью вариантами просьбу: «Будьте добры, не повредите…, потому что…».
  • Придумайте поучительную сказку с применением слов: семья, фотография, посылка, хлеб.
  • Перечислите семь поступков, за которые вам может быть стыдно.
  • Напишите рассказ в виде монолога о пироге, который поставили в духовку.
  • Представьте, что вы пришли на работу, а дверь в ваш офис заколочена. Опишите десяток самых смелых причин, почему это могло произойти.
  • Придумайте пошаговую инструкцию о том, как обучить платяную моль правилам дорожного движения.

Все задания следует выполнять в письменном виде, затрачивая на каждое как можно меньше времени (это вырабатывает спонтанное мышление).

Такие упражнения тренируют воображение, а все остальное, необходимое в писательском деле (выработка собственного стиля, композиция, сюжетное построение) требует изучения на профессиональном уровне.

Если вы все-таки чувствуете, что вашего воображения недостаточно для творческой деятельности, не переживайте: постоянные упражнения для развития воображения рано или поздно позволят вам выйти на новый, более высокий уровень.

Шеф поручил творческое задание, а вы не знаете, с какого конца к нему подойти? Дети просят рассказать сказку, но кроме «Колобка» в голову ничего не приходит? Девушка хочет сюрпризов, а вы не можете понять, что это значит?

Самое время начать искать информацию о том, как развить воображение у взрослых . Ведь именно с его отсутствием связаны все трудности, которые могут возникнуть в описанных выше и еще многих других ситуациях.

Но не стоит расстраиваться и штудировать тонны информации: из этой статьи вы узнаете самые эффективные, но при этом простые техники развития воображения у взрослого человека. Приготовьтесь к путешествию в мир фантазий!

Для начала разберемся, что такое воображение и почему у многих людей его нет. Итак, что же означает это слово?

Воображением называется способность человека генерировать в своем сознании различные образы, идеи и представления. Оно бывает активным, когда вы специально что-то представляете, а бывает пассивным, то есть неосознанным.

Например, если вы почувствовали голод, и ваш мозг сразу выдал картинку аппетитного бургера или жареного мяса – подключилось воображение; если вы просматривали фото из отпуска и вспомнили, как хорошо было лежать на пляже – сработало оно же.

Таким образом, если человек говорит, что у него нет воображения, то это совсем не так. Эта способность есть у каждого, но развита она по-разному. И как любую другую способность или навык, воображение можно развить.

Активнее всего данная способность проявляется у маленьких детей, подростков и юношей. Именно в эти периоды жизни мы познаем мир, мечтаем, строим грандиозные планы. С возрастом человек обычно углубляется в определенные мысли, учебу, работу, обращает внимание лишь на реальные вещи и насущные проблемы.

И если вы являетесь не творческим человеком, у которого вся жизнь связана с образами, а серьезным программистом или менеджером продаж, то придумывать яркие идеи с каждым годом становится все сложнее. Человек начинает думать стереотипами и видит мир слишком буквально.

Следствием этого становятся скучные разговоры, неумение делать мир вокруг себя красивым и красочным. Как же с этим бороться?

На самом деле развить воображение не слишком сложно даже для взрослых людей. Далее будут перечислены различные техники и способы, которые помогут справиться с проблемой отсутствия активного воображения.

Главным условием успеха этих упражнений является открытость к экспериментам и отсутствие стеснения. Самые простые из них выполняются лишь в вашей голове, а значит, бояться ошибок не стоит – их никто не увидит. А те способы, которые предполагают взаимодействие с другими людьми, помогут вам не только развить воображение, но и весело провести время.

1. Активизируем «воображалку» с помощью визуализации

Пожалуй, визуализация является самым простым способом активизировать работу воображения и развить его. Суть этого упражнения заключается в детальном мысленном воспроизведении определенного предмета, места, действия.

Начинать нужно с малого: попробуйте внимательно рассмотреть лежащий на столе предмет, а затем закрыть глаза и представить его. Это может быть что угодно, например, книга или телефон.

2. Развиваем воображение, читая книги

Визуализация событий из книг тесно связана с предыдущим способом. Только здесь задача стоит сложнее – нужно удерживать в голове множество персонажей, образов, заставлять их двигаться и взаимодействовать. Постарайтесь не просто вчитываться в буквы и слова, усваивая определенную информацию, а генерировать целостную картинку.

Со временем чтение книг станет таким же увлекательным занятием, как просмотр фильмов… А может даже лучше! Ведь, читая книгу, можно не ограничиваться фантазией режиссера, а давать волю своему собственному воображению, а заодно развить его.

3. Играем в ассоциации

Ассоциативное мышление развито у большинства взрослых людей. Уж что-что, а представить оранжевый цвет при слове «апельсин» получится у каждого. Играя в эту игру с коллективом, можно не только повеселиться, но и повысить навык воображения.

4. Придумываем котопса и прочих неведомых зверушек

Откуда взялись названия медоеду и долгоносику? Их кто-то придумал! Причем, самым простым способом. Раз животное питается медом, значит назвать его надо медоедом, а ту птичку с длинным клювом – долгоносом.

Несмотря на то, что придуманные вами названия вряд ли войдут в учебники биологии, это занятие может быть очень веселым и увлекательным. Комбинирование различных слов и придумывание из них новых отлично поможет развить воображение не только у детей, но и у взрослых.

5. Приобщаемся к искусству

На самом деле этим способом пользуются все творческие люди, чтобы развить в себе те или иные качества. Если вам не хватает идей, вдохновения или воображения, отправляйтесь в картинную галерею или на выставку, смотрите фильмы и мастер-классы.

Наблюдайте, как это делают другие. Иногда из маленьких кусочков и идей может родиться гениальный авторский концепт. А уж если вы периодически будете наблюдать за творчеством любимых авторов, то собственные идеи тоже не заставят себя долго ждать.

Поделись статьей с другом:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

Введение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, в ней кратко раскрыты теоретические аспекты развития творческого воображения у дошкольников и представлен практический материал по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение , которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное , деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Социально-коммуникативное развитие»

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель : развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель : развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель:

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель:

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель:

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель : развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель : развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель : развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта