От отрицательных эмоций, увы, никуда не деться. Но при-рода мудра: вынужденные стал-киваться с явлениями, вызыва-ющими отвращение, мы подсоз-нательно до минимума ограни-чиваем свой контакт с ними и увеличиваем дистанцию. Тем самым мы сохраняем свое ду-шевное, а подчас и физическое здоровье. Получается, отвраще-ние - это такой же преданный нам сторожевой пес, как и фи-зическая боль. Это благодаря ему мы ни за что не дотронемся до нечистот, поскорее покинем место, где ощущается неприят-ный запах, и скорее всего отка-жемся от просмотра по телеви-зору эпизодов, содержащих сце-ны насилия. И тот же самый «сторожевой пес» заставляет нас постоянно корректировать сферу личного общения и вы-водить из нее уличенных в не-благовидных поступках людей - лжецов, подлецов, подхали-мов. Вся наша гамма эмоций по отношению к потерявшим чело-веческий облик алкоголикам и наркоманам вполне способна предостеречь от разрушающе-го тело и душу соблазна. Всё это свидетельствует о том, что чув-ства отвращения ни в коем слу-чае не нужно бояться и тем бо-лее корить себя за него. Отвра-щение не только естественно, но и совершенно необходимо для того, чтобы сделать нашу жизнь лучше!
Вкусы, запахи, прикоснове-ния, которые вы можете счи-тать неприятными для себя, не обязательно будут неприятны-ми для всех. То, что является отталкивающим для людей од-ной культуры, может быть привлекательным для людей другой. Проще всего это пока-зать на примере пищи: собачье мясо, сырая рыба, сырые теля-чьи мозги кажутся аппетитны-ми далеко не всем людям. Даже внутри одной культуры нет единого мнения по поводу того, что считать отвратительным. В нашем обществе кто-то любит есть сырых устриц, а кто-то не выносит уже одного вида этого зрелища. Разногласия могут су-ществовать и в семье: дети часто «терпеть не могут» какие-то продукты, которые позднее на-ходят очень вкусными. В случае проявления самого крайнего, примитивного и неконтролиру-емого отвращения у человека возникают тошнота и рвота. Та-кая реакция может быть вызва-на не только отвратительным вкусом, но и отвратительным за-пахом или внешним видом. Не только вкусы, запахи, прикосновения, зрительные об-разы или звуки способны вызвать отвращение, но и действия и на-ружность людей или даже их идеи. Случается, что люди име-ют отвратительный внешний вид. Есть отталкиваю-щие поступки людей. Человек, мучающий свою собаку или кош-ку, может быть отвратителен своим соседям. Хамы, подхалимы и лжецы также вызывают чув-ство отвращения. Жизненная философия или способ обращения с людьми, унижающие человечес-кое достоинство, также могут вы-зывать отвращение.
Отвращение может разли-чаться по интенсивности - от от-вращения вызывающего тошноту и рвоту, до умеренной неприязни, вызывающей желание избегать любых контактов с объектом ан-типатии. В случае умеренной не-приязни импульсы отталкивания или уклонения могут сдерживать-ся или не вызывать реальных дей-ствий, но антипатия к источнику отвращения все равно будет ощу-щаться. Вы можете демонстриро-вать умеренную реакцию отвра-щения на запах нового блюда, ко-торым вас угощают, но не найти в себе силы проглотить хотя бы ку-сочек. Человек, от которого исхо-дит неприятный запах, может за-ставить вас испытать легкое чув-ство отвращения; вам неприятно контактировать с ним, но вы спо-собны подать ему руку.
Во многом родственно от-вращению такое чувство как презрение, но оно имеет и свои отличия. Презрение можно ис-пытывать только к людям или их поступкам, но не ко вкусам, запа-хам или прикосновениям. Идея употребления в пищу сырых те-лячьих мозгов также может выз-вать отвращение, но никак не презрение. Однако вы можете с презрением относиться к людям, поедающим такие неаппетитные продукты. Проявляя в своей не-приязни к людям и их поступкам элемент пренебрежения, вы ощу-щаете свое моральное превосход-ство над ними. Их поведение от-вратительно, но вы, испытывая к ним презрение, не обязательно порываете отношения с ними. Насмешка - это разновидность выражения презрения, позволя-ющая высмеять человека за его промахи и недостатки; обычно она содержит порцию едкого юмора, который доставляет удо-вольствие тому, кто насмехается, и страдания - объекту насмешки.
Нередко отвращение и пре-зрение испытываются одновре-менно с гневом. Вы можете быть разгневаны на кого-то за то, что он вызывает у вас отвращение. Если чьи-то поступки вызыва-ют у вас скорее отвращение, чем гнев, то это обычно происходит потому, что они не создают для вас угрозы, - вы просто отвора-чиваетесь от этого человека, а не пытаетесь защищаться или нападать на него.
Здорово контактировать только с приятными людьми, наблюдать только радующие глаз картины, чувствовать аро-мат цветов, однако жизнь - это разные ощущения и запахи, различные люди со своими лич-ностными особенностями, и поэтому эмоция отвращения нам даёт возможность избе-жать саморазрушения и по-зволяет жить в контакте с миром и самим собой.
Февраль 19th, 2013 Людмила
Начну рассказ об этой базовой эмоции с одного милого анекдота, который любил рассказывать гостям или детям во время приема пищи мой папа.
Летел как-то далеко самолет. Стюардесса прохаживалась по салону и вдруг заметила пассажира, которого сильно тошнило. Она быстро предложила ему пакет. Некоторые из пассажиров, увидев это, засмеялись. Но пассажиру было не до смеха, а стюардесса быстро ушла за новыми кулечками. Каково же было ее удивление, когда она пришла и увидела смеющегося пассажира, которому только-что было так плохо, и кучу одновременно блюющих пассажиров вокруг него. «Что здесь произошло?» — спросила стюардесса. «Да они думали, что у меня через край польется, милая. А я вот взял да и отхлебнул»…
Когда я его слышала в очередной раз, то выражение лица как-то непроизвольно искривлялось и я всегда говорила: «Фу-у-у!!!»
И все же отвращение – очень важная и необходимая для человека базовая эмоция. И в этой статье я расскажу Вам о нем, хотя для меня даже само его название отчего-то вызывает ответную неприятную реакцию. Видимо хватало в жизни ситуаций, когда я сталкивалась с этой эмоцией, и память хорошо воспроизводит неприятный ассоциативный ряд. Итак, отвращение – это эмоция, которая возникает при нарушении границ человеческого организма, при котором произошло его отравление или разрушение.
По спектру нарастания имеет место следующий порядок: брезгливость, пресыщение, пренебрежение, омерзение, гадливость. Что в нашей реальной жизни способно вызвать такой спектр чувств? Отравлять нас могут отвратительные запахи; интроективные установки родителей или других значимых взрослых; отношения, в которых нам невыносимо; чей-то отвратительный внешний вид; какой-то неприемлемый для нас способ поведения среды.
Отвращение – это эмоция для отвержения и удаления с минимумом прикосновения, или, как минимум, для того, чтобы отвернуться. Если организм не может отторгнуть то, что ему отвратительно, то тогда из-за необходимости прекратить отвратительный контакт человек сам отдаляется подальше от объекта отвращения. Отношения при отвращении не развиваются, и дистанция увеличивается до тех пор, пока отвращение не сливается с эмоциональным фоном.
Попробуем рассмотреть кусочек истории хорошо нам известной Дюймовочки, чтобы понять, как она могла столкнуться в своей сказочной истории с чувством отвращения. Для этого немного изменим сюжет. Надеюсь, автор не будет очень сердиться.
Так вот. Подобрала полевая мышь замерзшую и очень проголодавшуюся Дюймовочку. Испытав к ней острую жалость и приступ вселенской любви, старая мышь замотала ее в теплое одеяло и дала ей пшеничное зернышко.
— Скушай, деточка, это зернышко и обогрейся в моей норе.
Крошечная Дюймовочка скушала половину зернышка и благодарна произнесла:
— Спасибо за вашу доброту. Я обогрелась и вкусно поела.
А старая мышь ей в ответ, глядя на недоеденное Дюймовочкой зернышко:
— Да ты, деточка, доешь-ка зернышко, не выбрасывать же его…
Доела Дюймовочка зернышко и, смачно отрыгнув, в свою очередь сказала:
— Ну вот! А теперь я обожралась и вспотела!!!
С одной стороны – забавно, с другой, что ни говори – отвратительная история…
А может ли столь неприятная эмоция как отвращение дать нам что-нибудь положительное? Конечно же — да, может! Отвращение помогает поддерживать нам целостность и границы, удаляя за пределы организма и за его границы всё, что его разрушает. При этом важно выделять в отношениях со средой отравляющие и поддерживающие гомеостаз отношения.
Эмоция отвращения сродни эмоции страха, так как обе эти эмоции увеличивают дистанцию, но отвращение отличается тем, что предполагает отдаление и забывание, тогда как страх – отдаление вместе с вниманием к опасности, и потом взаимодействие, так как в страхе есть энергия для контакта.
Злость и отвращение иногда очень трудно дифференцировать. Часто среда вызывает отвращение, а человек привычно пытается пережить раздражение и начинает ошибочно приближаться, тем самым усиливая отвращение. Усиливающееся отвращение вызывает ещё большую злость, и так далее, вплоть до аннигиляционной агрессии, направленной на уничтожение отвратительного объекта.
В нашей культуре отвращение табуировано, подавлено, что приводит к жадности и корысти (согласно Ф. Перлзу). С самого детства у нас зачастую заставляют ребенка кушать насильно точно как в нашей истории про Дюймовочку, и иногда дети настолько переполнены «причиненным им счастьем», что просто срыгивают или полностью выташнивают «чрезмерную родительскую любовь». Потом их пичкают различными интроектами (различными установками и правилами, например «взрослых надо уважать», «нельзя быть эгоистами», «мужчины не плачут», «девочки должны быть послушными» и т.д. и т.п.) вместо того, чтобы любить, прислушиваться к ним, принимать их и строить с ними действительно близкие отношения, но в которых достаточно места для автономии и взрослых, и детей. Потом по мере роста включается пресс государственных социальных институтов: детские сады, школы, армия, ВУЗы и другие учебные заведения заполняют пустоты, какие только возможно, добивая ростки индивидуальности в большинстве. Оно и понятно, ведь государству нужны винтики в хорошо отлаженной работе бронепоезда, где уж тут потребность в яркой индивидуальности… Ведь никого не приглашают этим бронепоездом порулить…
Если еще раз вернуться к нашим потребностям. Многие из нас еще помнят эпоху дефицита, в которой мы родились и выросли. Мы всегда чего-то хотели. Нам всегда чего-то не хватало. Мы до сих пор, порою не из реального голода, а уже просто по инерции продолжаем испытывать какие-то неясные желания, которые зачастую плохо осознаем и принимаем или идентифицируем как потребность в получении чего-либо… И мы, как голодные волки, стремимся получать еще больше денег, еще больше внимания, стремимся к еще большему успеху, хотим еще больше любви… И нам – всё мало, да мало. А в результате, зачастую от своих стараний мы имеем – ожирение, отвращение и обесценивание.
Крайне редко в своей жизни мы вспоминаем про потребность избавиться от кого-либо или чего-либо, оставаясь в плену человеческой или материальной захламленности собственного жизненного пространства. Отсюда и берутся шутливые высказывания вроде этого: «Кого хочу – не знаю… Кого знаю – не хочу…»
Иногда мы не хотим кого-то видеть. Иногда нам мешают какие-то вещи, и мы даже хотим с этим что-то сделать, что-то изменить, но … Вспомните слова из популярной до сих пор песни, которую исполняет Александр Иванов: «Боже, какой пустяк сделать хоть раз что-нибудь не так, выкинуть хлам из дома и старых позвать друзей! Но что-то всерьез менять, не побоясь в мелочах потерять, свободно только небо над головой моей…»
Также и в своих контактах. Иногда для людей, склонных к слиянию, совершенно нет ни территориальных, ни временных границ. Вам разве никогда не приходилось принимать гостей, которых очень хотелось, к примеру, выпроводить через некоторое время, а иногда – уже и просто послать, чтобы не чувствовать себя изнасилованными. Некоторые люди терпят таких гостей, подавляя свое отвращение, по разным причинам. А иногда, будучи приглашенными в гости, мы можем испытать дискомфорт, заметив, что принимающая сторона, похоже, как-то испытывает потребность в уединении, а также их планы могут внезапно измениться, так же как и Ваши… Этот момент в контакте важно не проскочить, чтобы сохранить экологичность контакта. Потому что подлинная близость между людьми предполагает также возможность отдаления друг от друга в тот момент, когда это необходимо. Если игнорировать такую возможность, то близость станет кого-то напрягать и окажется чрезмерной.
Иногда отвращение может сыграть очень важную роль в функции нашего самосохранения. Наше отвращение интуитивно подскажет нам отказаться от непригодной или даже опасной для нас пищи, если мы сможем быть достаточно чувствительны к себе и неспешны в своих решениях.
Отвращение может быть первичным, как практически бессознательная психическая реакция на всякого рода нечистоты, так и вторичным (моральным) – как реакция на неприятных, например, лживых или асоциальных, людей.
Во все времена формы принятого социального отвращения использовались в качестве инструмента для манипуляций в групповых процессах. Так до сих пор натравливают одну группу людей на другую, например, по национальному признаку, некоторые политики, жаждущие власти. Так с помощью отвращения происходит отщепление нежелательной части людей от общества, например, сирот, физически и психически больных людей. До сих пор женщины во время менструаций считаются нечистыми (отвратительными) в некоторых религиозных культах.
Некоторые национальные блюда, являющиеся деликатесами для одних, будут отвратительны для представителей других национальностей и культур (например, китайское «тысячелетнее яйцо»).
Обратите внимание, как Вы едите. Если быстро, с жадностью заглатывая пищу кусками, то Вы, скорее всего, — нетерпеливый или даже жадный человек и, скорее всего, не способны получить от пищи настоящее удовольствие. Ведь постепенный неспешный контакт с пищей – это настоящее удовольствие. Сначала пищу важно разглядеть, наслаждаясь ее эстетическим видом, почувствовать ее запах, потом откусить небольшой кусочек. Первые кусочки пищи всегда самые вкусные, доставляющие самое сильное удовольствие. Если Вы кушаете не спеша, то почувствуете и момент, когда важно остановиться… едва-едва заметное отвращение. Ваше тело просит Вас остановиться – ему уже хватит, остальное будет уже только лишним.
Перлз считал чувство отвращения ведущим симптомом при неврастении, а подавленное отвращение – важной частью параноидного характера. Он считал отвращение эмоциональным отвержением, неприятием пищи, независимо от того, где она находится – во рту или в горле, видимая она или только воображаемая. Отвращение, по его мнению, является еще и формой защиты, связанной с процессом выделения и уничтожения продуктов дефекации, которым ребенок обучается с самого детства. Подавление отвращения – небезболезненный процесс. Так, например, родители насильно кормят ребенка «полезной» (на их взгляд) пищей. Такая пища может быть совершенно отвратительна ребенку. Но родители чрезвычайно настойчивы. Что остается ребенку? В этом случае он старается по возможности насильно выключить свои ощущения, буквально стать фригидным, чтобы просто выжить в ситуации зависимости и родительского насилия. Чем это черевато? Оказывается, что таким детям позже трудно испытывать настоящее удовольствие от еды, секса, духовной пищи. Но это – только одна сторона медали. С другой стороны, в такого человека можно впихнуть все, что попало. Его подавленное отвращение позволит многое сделать с ним…
Берегите свою чувствительность. Сохраняйте свое отвращение – оно может оказаться очень и очень полезным для Вас. Многие клиенты, обращавшиеся ко мне за психотерапевтической помощью, рассказывали, что в каких-то жизненных ситуациях, возможность вырвать, вытошнить подавленное или удержанное отвращение буквально спасли им жизнь, принеся настоящее физическое облегчение и освобождение.
Монотонная обстановка на работе тоже может вызывать отвращение. По мере взросления и социализации человека, он учится испытывать отвращение к самым разнообразным окружающим его объектам во внешней среде, а иногда – даже к самому себе. Эта эмоция может особенно актуализироваться в кризисные моменты, когда что-то старое отжившее уже приносит только отвращение, тогда возникает мотивация поиска новизны в своей жизни. Иногда, столкнувшись со своим отвращением к чему-либо, мы можем застрять в этом ощущении и отказаться от чего-либо надолго, иногда навсегда. Иногда блюдо, которое мы когда-то переели, мы не сможем съесть даже во время сильного голода. Здесь речь идет уже о некоторой травматизации и застрявшем отвращении. И это может относиться не только к вкусовым ощущениям. Например, в школе влюбленный в свой предмет педагог может так рьяно стараться научить ребенка своему предмету, что от этой любви может вызвать у ученика не только отвращение к своему предмету, но и к обучающему процессу в целом.
Во взрослой жизни в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека может сначала наступить просто нежелание ее выполнять, связанное с раздражением, скукой и отвращением (вплоть до аффекта выташнивания) и настойчивое стремление ее прекратить.
Еще хотелось бы отметить, что испытывая неожиданную любовь к какому-то человеку, мы выделяем именно какое-то его определенное свойство, черту, которая либо удивительно совпадает с нами в чем-то, либо в чем-то является притягательной и дополняющей нас. Поддавшись своему восхищению, мы очаровываемся, зачастую не замечая других аспектов его личности. Но когда эти другие черты обнаруживаются, мы можем испытывать настоящее удивление и отвращение. И тогда мы можем сказать этому человеку: «Фу, как ты отвратителен, вон из моей жизни!» Сила аффекта и наше разочарование мешают нам сказать, что «какая-то часть тебя вызывает у меня отвращение, хотя другая часть – очень нравится мне»…
Все наши чувства на самом деле относительны. Если в одном человеке мы видим одновременно и любимые, и отвратительные черты, то оказываемся в затруднительном положении. Конечно, легче было бы кого-то одного любить, а к кому-то другому испытывать отвращение… Но, если приглядеться повнимательнее, мы можем испытывать отвращение и от каких-то наших мыслей, как бы случайно пришедших к нам в голову, которые могут тоже быть отвратительны нам, и тогда мы стремительно стараемся их отторгнуть, как-то насильственно изгнать, но это не всегда получается. Сложно принять неоднозначность нашего бытия. Существует множество путей, чтобы снизить свою чувствительность, но зачастую это происходит за счет отчуждения многих ценных частей самого себя. А жаль…
С уважением, Лилия Семёнова.
19.02.2013 года.
Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.
Отвращение - это проявление глубокой неприязни. Вкус чего–то, что вы хотите немедленно выплюнуть, или даже просто мысль о необходимости съесть что–то подобное способны вызвать у вас отвращение. Запах, который заставляет вас зажимать нос, также вызывает у вас отвращение. Отвращение может возникнуть у вас даже от самой мысли о том, насколько омерзительным является такой запах. Вам может быть отвратителен внешний вид чего–то. Вы можете испытывать отвращение к звукам, если они ассоциируются с ненавистным вам событием. Также и прикосновение чего–то противного, например, скользкого или студенистого, способно вызвать чувство отвращения.Психологи и нейробиологи, изучающие природу эмоций, предполагают, что многие морально-нравственные установки человечества выросли из чувства отвращения, которое у человека, по сравнению с животными, необычайно развилось и усложнилось. Отвращение является основой многих предрассудков и мешает людям относиться друг к другу по-человечески.
Все мы хорошо знаем, что многие наши моральные оценки и суждения основаны больше на эмоциях, чем на рассудке. Сложнее ответить на вопрос, хорошо ли это, могут ли эмоции служить надежной основой благополучного существования и развития социума. Не только дилетанты, но и некоторые эксперты полагают, что эмоции, интуитивные побуждения и прочие природные позывы — вполне надежные критерии истинности в этических вопросах. Эта точка зрения основана на предположении, или, скорее, на интуитивной убежденности в том, что первая, непосредственная, не затуманенная всяческими умствованиями эмоциональная реакция и есть самая верная, потому что она идет «из глубины души» и несет в себе «глубинную мудрость». Голос сердца, одним словом. На это особенно напирают противники клонирования, стволовых клеток, искусственного осеменения и других технологий, «покушающихся на самое святое» и «вызывающих естественное отторжение».
Тем временем дотошные нейробиологи проникают всё глубже в пресловутые «глубины души», и то, что они там находят, не всегда похоже на мудрость, которую следует почитать превыше рассудка.
Несколько исследовательских коллективов в последние годы активно изучают природу отвращения — одной из базовых человеческих эмоций, которая, как выясняется, сильно влияет на общественную мораль и социальные отношения. Обзорная статья, опубликованная 14 июня в журнале Nature , знакомит читателей с их достижениями.
Нельзя сказать, чтобы отвращение было исключительно человеческим чувством: животным оно тоже свойственно, но в меньшей степени и в гораздо более простых формах. И обезьяна, и кошка, и новорожденный младенец, взяв в рот что-нибудь неприятное на вкус, могут выплюнуть это с характерной гримасой. Но от «невкусно» до «противно» — немалая дистанция. Только человек, вышедший из младенческого возраста, способен отказаться от пищи лишь на том основании, что она не там лежала или не к тому прикасалась. Пол Розин (Paul Rozin) из Пенсильванского университета , один из пионеров в данной области исследований, полагает, что с появлением разума первичная, унаследованная от животных предков эмоция резко расширилась, включив в себя, в частности, идею контакта, перенесения «скверны» путем прикосновения. Так, добровольцы, участвовавшие в экспериментах Розина, наотрез отказывались пить сок, к которому прикоснулся усиком простерилизованный таракан, или есть из безупречно чистого ночного горшка.
Из этой особенности первобытного мышления, очевидно, выросла так называемая контагиозная магия (см. Дж. Фрезер. «Золотая ветвь», глава 3). У животных и новорожденных детей ничего подобного не наблюдается.
Биологический, эволюционный смысл отвращения представляется более-менее понятным: это вполне адаптивное, способствующее выживанию стремление избежать контактов с заразой, не есть негодную и опасную пищу, а также сохранить собственную целостность, удерживая внутри то, что должно быть внутри (например, кровь), и снаружи то, что должно быть снаружи (например, фекалии).
Отвращение у людей отчетливо делится на «первичное» — это практически бессознательная психическая реакция на всякие мерзости — и «вторичное», или моральное, касающееся более абстрактных предметов, таких как идея клонирования. Связь между ними самая тесная. Во всех без исключения человеческих культурах принято распространять слова и понятия, обозначающие объекты первичного отвращения, на людей, нарушающих моральные и общественные нормы — например, на лживых политиков, продажных чиновников и т. п. Люди, заклейменные таким образом, могут даже восприниматься как источник некой мистической «заразы», вроде каких-нибудь тараканов. К примеру, предложение надеть на себя хорошо выстиранный свитер Гитлера не вызывает у большинства людей ни малейшего энтузиазма. По мнению Розина, это означает, что идея «заразности» в человеческом сознании распространяется и на моральные качества личности, иначе чем объяснить неприязнь к ни в чём не повинному свитеру.
Пол Блум, известный читателям «Элементов» как автор статьи о сопротивлении научному знанию , настроен более скептически: по его мнению, настоящее отвращение люди испытывают только к тем абстрактным идеям, которые непосредственно ассоциируются с объектами «первичного» отвращения, а во всех остальных случаях (например, когда говорят об «отвратительных политических технологиях»), это не более чем метафора.
Джонатан Хайдт (Jonathan Haidt) из Вирджинского университета полагает, что нашел доказательство единой физиологической природы «первичного» и морального отвращения: ему удалось экспериментально показать, что обе эмоции приводят к замедлению пульса, а при особенно острой реакции — еще и к чувству «комка в горле». По мнению Хайдта, это показывает, что моральное отвращение — никакая не метафора, а самое настоящее отвращение.
Бразильский нейробиолог Жоржи Молл (Jorge Moll) пришел к сходным выводам, наблюдая за активностью мозга испытуемых при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ). Оказалось, что при «первичном» и моральном отвращении возбуждаются одни и те же области мозга, а именно боковая и средняя лобноглазничная кора (lateral and medial orbitofrontal cortex) — эти области отвечают и за некоторые другие неприятные переживания, такие как сожаление об упущенных возможностях . Однако выявились и различия: моральное отвращение связано с более сильным возбуждением передней части лобноглазничной коры, которая считается более эволюционно молодой и, по-видимому, отвечает за обработку наиболее абстрактных эмоциональных ассоциаций.
Независимо от того, являются ли «первичное» и моральное отвращение одним и тем же или разными чувствами, «первичное» отвращение само по себе может оказывать вполне реальное влияние на наши моральные суждения и оценки и, как следствие, на наше отношение к людям и социальное поведение. Психологи из Принстонского университета при помощи МРТ показали, что возбуждение отделов мозга, отвечающих за страх и отвращение, снижает активность тех отделов, которые отвечают за жалость, сочувствие и вообще за восприятие других людей как людей (в отличие от неодушевленных объектов). Иными словами, вид противного, грязного бомжа автоматически вызывает чувство отвращения, которое не дает нам помыслить об этом человеке как о личности, заставляя воспринимать его как «кучу мусора».
Розин, Хайдт и некоторые их коллеги предполагают, что отвращение может играть существенную — и в основном негативную — роль в жизни человеческих коллективов. Если изначально отвращение выполняло в основном функции гигиенического характера, то в ходе дальнейшей эволюции это чувство, похоже, было «рекрутировано» для выполнения совсем иных, чисто социальных задач. Объект, вызывающий отвращение, должен быть отброшен, изолирован или уничтожен, от него необходимо дистанцироваться. Это делает отвращение идеальным «сырым материалом» для развития механизмов поддержания целостности группы, что могло быть крайне важно для первобытных людей. Предполагают, что небольшие коллективы наших предков жестоко конкурировали друг с другом. Сплоченность группы повышала ее шансы на выживание, а противостояние внешним врагам — наилучший способ добиться максимальной сплоченности (см.: Межгрупповая конкуренция способствует внутригрупповой кооперации , «Элементы», 28.05.2007).
Возможно, еще на заре человеческой истории наши предки научились испытывать отвращение к разного рода чужакам, «не нашим», «не таким, как мы». Марк Хаузер (Marc Hauser), психолог из Гарвардского университета , работающий также и с обезьянами, отмечает, что непростые отношения между группами бывают не только у человека, но и у других социальных животных, которые тоже прекрасно умеют отличать своих от чужих. Но люди почему-то особенно сильно зациклены на своих межгрупповых различиях и придают им, по сравнению с животными, непомерно большое значение. Для подчеркивания межгрупповых различий сплошь и рядом привлекаются морально-нравственные оценки, в том числе основанные на чувстве отвращения (к примеру, русское слово «поганый» исходно значило всего-навсего «иноверец, язычник»). По словам Хайдта, если первичное отвращение помогало выжить индивидууму, то моральное отвращение помогало выжить коллективу, сохранить целостность социума — «и именно здесь отвращение проявляет себя с самой отвратительной стороны».
Нечистоплотные политики во все времена активно использовали отвращение как инструмент сплочения и подчинения коллективов, натравливания одних групп на другие. Нацистская пропаганда называла евреев «крысами» и «тараканами». Те же эпитеты применяли к своим противникам враждующие партии во время недавней резни в Руанде. Если люди начинают испытывать отвращение к чужакам, они уже не могут воспринимать их как людей, чувствовать жалость или сострадание.
По мнению Молла и других экспертов, отвращение и по сей день служит источником предвзятости и агрессии. Нужно десять раз подумать, прежде чем принимать решения на основе подобных эмоций, идущих «из глубины души». История это подтверждает. Были времена, когда омерзительными, нечистыми считались, к примеру, женщины (особенно во время менструации), психически неполноценные люди или межрасовый секс. Сегодня мало кто в цивилизованных странах будет защищать подобные взгляды, и многие действительно — на физическом уровне — перестали испытывать отвращение ко всему перечисленному. Если в прошлом отвращение не было хорошим моральным индикатором, то с чего бы ему стать таковым сегодня? Во многих случаях то, что кажется нам отвратительным, действительно плохо и вредно, но это не значит, что разумные люди должны строить свои отношения на дремучих слепых инстинктах.
В статье рассказывается также о еще не опубликованных результатах, полученных Блумом и его коллегами. Известно, что люди очень сильно различаются по степени выраженности эмоции первичного отвращения: одни чуть в обморок не падают при виде таракана или неспущенной воды в унитазе, а другим хоть бы что. Оказалось, что существует значимая корреляция между этим показателем и политическими убеждениями. Люди, склонные испытывать сильное отвращение к «первичным» стимулам, чаще придерживаются консервативных взглядов и являются убежденными противниками клонирования, генно-модифицированных продуктов, гомосексуализма, мини-юбок, искусственного осеменения и прочих безобразий. Люди с пониженной брезгливостью, напротив, обычно имеют либеральные взгляды и просто не могут понять, отчего всё вышеперечисленное может кому-то казаться отвратительным.
Исследования в данной области только начинаются, так что речь идет лишь о самых первых, предварительных результатах, многие из которых могут в дальнейшем и не подтвердиться. «Тем не менее, — заключает Дэн Джонс — трудно не прийти к выводу, что если мы будем меньше думать брюхом (guts), а больше — головой и сердцем, то сможем раздвинуть границы своей моральной вселенной». Под «сердцем» здесь, надо полагать, подразумеваются те отделы префронтальной коры, которые отвечают за человечное отношение к другим людям, сочувствие и сопереживание.
Отвращение - негативная эмоция, свойственная человеку. Синонимы - неприязнь, презрение, антипатия, брезгливость, ненависть. Антонимы - симпатия, восхищение, влечение и даже в некоторых случаях применимо слово Любовь. В этой статье пойдет речь об отвращении. Как появилось отвращение? Что и по какой причине может вызывать у людей такую эмоцию?
В психологии эмоции делятся на семь видов. И один из них - это отвращение. Эта эмоция сродни презрению, негативное восприятие чего-либо или кого-либо, не соответствующего собственным внутренним понятиям приемлемого. Принято считать, что отвращение человек не может испытывать к одушевленному, то есть к людям, животным. Возникновение этого чувства возможно только лишь к предметам, вкусовым ощущениям, запахам, состоянию. Иногда отвращение могут вызывать насекомые, некоторые виды земноводных или пресмыкающихся.
Утверждение - это не всегда верно. Да, некоторые люди содрогаются от вида змей, пауков или мышей. Им отвратительно думать о близости этих существ к ним. Даже одна мысль о том, чтобы прикоснуться к животному или насекомому вызывает не просто неприятие, а ужас. Страх и отвращение зачастую идут рядом, возникая одновременно, или одно провоцирует другое. Схожее чувство иногда возникает и по отношению к другим людям. Чаще его называют неприязнь или презрение. Но и эмоция отвращения, возникшая к людям, не редкость. Так бывает, если знакомый человек сделал что-то очень плохое. «Как отвратительно! Как он(а) мог(ла) так поступить?!». Именно такая будет реакция его окружения.
Еще одна трактовка отвращения в психологии. Это продолжение каких-либо действий уже после получения удовлетворения. И зачастую речь идет не только о сексе. Хотя такое сравнение тоже подойдет. Например, выполняемая работа. Получив удовлетворение от выполненной работы, придя к хорошему результату, такие же действия, выполняемые снова и снова, начнут сначала вызывать легкую неприязнь к трудовой деятельности, а затем и отвращение. Для того чтобы этого не происходило, дело, которым люди зарабатывают на жизнь, надо любить и быть ему преданным. Хотя такое встречается нечасто, а посему ежедневная работа становится для большинства рутиной и не приносит радости.
Тут чувство отвращения выполняет, можно сказать, защитную роль. Человек скорее старается покинуть место, где плохо пахнет, не станет есть испорченную или непривычную пищу, непроизвольно закроет глаза при просмотре сцен с насилием. Организм не хочет подвергать себя стрессу, на уровне подсознания, выбирая защиту в виде неприятия.
Отвращение - это барьер, с помощью которого люди оберегают себя, свое физическое и душевное состояние от вещей, действий или чувств, оказывающих на них негативное влияние. Такие эмоции могут вызвать трупы убитых людей или животных, экскременты, фекальные массы и т. д. Причем возникающее чувство настолько сильно, что у человека может появиться рвотный позыв или даже рвота от увиденного. Причины отвращения в этих случаях кроются где-то глубоко, на уровне инстинктов, ассоциируясь с болезнью или же опасностью для жизни.
Здесь подойдут расхожие выражения: «О вкусах не спорят» или же «На вкус и цвет товарищей нет». То, что вызывает у кого-то негатив, вполне приемлемо для другой категории людей. Часто это касается пищи или запахов. Например, китайское блюдо из приведет жителя средней полосы России в неописуемый ужас и вызовет отвращение.
Это же самое ощущение вызывает упоминание о том, что корейцы употребляют в пищу собак, французы - лягушек, во Вьетнаме популярно мясо крыс, но не тех что бегают по городским помойкам, а тех, что живут в поле и питаются зерновыми культурами и улитками. Но нашему человеку никакие аргументы не помогут не почувствовать отвращение к таким кулинарным пристрастиям.
О запахах можно сказать то же самое. Особенно в случае с детьми. Некоторые продукты, запахи вызывают у них отвращение по разным причинам. Козье молоко очень полезно для растущего организма. Но дети часто отказываются пить его и есть из него сыр по причине неприятного запаха. Малышам могут не нравиться какие-то фрукты и овощи, грибы, мясо, молочные продукты. Если ребенка заставлять употреблять эти продукты из-за их полезности, то ничего кроме отвращения у малыша это не вызовет. Иногда неприятие настолько сильное, что ребенок испытывает тошноту и даже случается рвота. Со временем, точнее по мере взросления, предпочтения могут поменяться - с возрастом отвращение и неприятие этих продуктов исчезнут.
При помощи такой эмоции, как отвращение, человек определяет для себя границы недозволенного. То, что противно человеческой природе, вызывает данное чувство - это, конечно же, табу. В этот список можно включить следующее:
Все те, кто нарушает общественное спокойствие, угрожает нормальному укладу жизни, страдает извращенными пристрастиями, вызывают у большинства людей не просто неприязнь, гнев или презрение, эти чувства перерастают в отвращение.
Американскими учеными было проведено исследование, в результате которого были выявлены интересные факты. Некоторые слова способны вызывать отвращение. Например, такие, которые связаны с физиологическими процессами человеческого тела, обозначают действия или результат. Также было выявлено, что женщины более подвержены тому, чтобы испытывать это чувство. Чем моложе и образованнее были респонденты, тем сильнее проявлялись негативные эмоции.
Как бы ни утверждали психологи, люди испытывают отвращение к себе подобным. И происходит это по разным причинам. Различные форумы пестрят сообщениями вроде: «Я испытываю отвращение к сестре, жене, (брату, мужу, свату, родителям, и т.д.)....». Далее приводятся причины, по которым это происходит. Человеку свойственен самоанализ. Отвращение к себе подобному - и неправильная эмоция, если можно так сказать. Поэтому люди пытаются найти истинные корни такого отношения к другим.
Главный герой популярного сериала «Обмани меня» доктор в очередной серии объясняет аудитории: «Если вы увидели отвращение на лице своей супруги, считайте что вашему браку пришел конец». И с этим сложно спорить. Такие отношения между мужчиной и женщиной не имеют под собой прочного фундамента, построенного на любви, взаимопонимании и уважении. Бывает так, что отвращение к партнеру провоцирует страх. Человек боится быть избитым, оскорбленным прилюдно, обруганным. Постепенно этот страх перерастает в отвращение, нежелание находиться рядом с человеком, потребность дистанцироваться от него. Хорошо, если такой брак закончится разводом. Хуже если сложившаяся ситуация находит более агрессивное разрешение.
Иногда неприятие человека возникает на подсознательном уровне. Причиной может стать:
Случается иногда и так, что некоторые физические недостатки или увечья могут вызывать негативные эмоции. Некоторые люди испытывают отвращение к гражданам с другим цветом кожи.
Современное общество страдает от множества пристрастий - курение, алкоголь, наркотики, азартные игры. К этим же напастям можно отнести обжорство и тягу к сладкому, ведущие к проблемам со здоровьем. Поэтому люди, желающие избавиться от привычки, иногда интересуются, как вызвать отвращение к чему-либо. Такие способы построены на неприятии организмом вредных веществ. Сильная интоксикация после употребления алкоголя заставит надолго, а иногда и навсегда забыть о вредном пристрастии.
Методики по избавлению от курения или алкоголизма включают в себя внушение отвращения к предмету потребления. С целью усиления эффекта специалисты иногда прибегают к медикаментозным средствам. Например, при лечении алкоголизма. Можно внушить отвращение к курению при помощи гипноза. Имея сильную волю и желание избавиться от вредной привычки, человек способен внушить себе сам неприязнь к чему либо.
Теперь вы знаете, что представляет собой такое чувство, как отвращение. Мы рассмотрели его с разных точек зрения. Также мы написали о том, почему же может возникать данное чувство. Кроме того, в некоторых случаях будет полезно вызвать отвращение к чему-то, например, к алкоголю, дабы помочь человеку победить вредную привычку, иначе она его просто напросто погубит.