Главная » Ядовитые грибы » Какие бывают виды нарушений речи. Нарушения речи: причины, разновидности

Какие бывают виды нарушений речи. Нарушения речи: причины, разновидности

Нарушение речи - это различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой и смысловой) при нормальном интеллекте и слухе.

Нарушения речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины нарушений речи

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.)

Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.

Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода.

При этом выделяются следующие расстройства:

  • дислалия;
  • нарушения голоса;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • заикание;
  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислексия.

Виды нарушений речи

Дислалия (косноязычие)

До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» - «сапка», не «рак», а «лак».

Ринолалия

Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи.

Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.

Дизартрия

Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение - дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону.

Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи:

  • звукопроизношение;
  • голос;
  • речевое дыхание;
  • интонация;
  • общая мелодика речи.

Но необходимо знать, что это - не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

Алалия

Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов.

С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).

Задержка речевого развития (ЗРР)

Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР - неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Заикание (логоневроз)

Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания.

Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать.

Дисграфия и дислексия

Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии.

Лечение нарушений речи

Речевые нарушения (у взрослых) являются симптомом целого ряда заболеваний, при которых в патологический процесс вовлекаются так называемые «речевые» зоны головного мозга.

Это может быть как неуклонно прогрессирующая патология (рассеянный склероз, болезнь Апьцгеймера, целый ряд дегенеративных заболеваний), так и последствия очагового поражения головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, радикально прооперированных опухолей и т.д.

Если в первом случае лечебное воздействие бывает малоэффективным, то в ситуации «отгремевшей» мозговой катастрофы рано начатая реабилитация дает хороший клинический результат.

Решение о целесообразности и комплексности воздействия выносится после проведения диагностических мероприятий, включающих обследование и тестирования с целью оценки характера нарушений и степени выраженности утраченных функций.

Реабилитация больных с речевой патологией состоит из комплексного воздействия включающего:

  • медикаментозное лечение;
  • транскраиальную магнито-электро стимуляцию (ТКМЭС);
  • логопедические коррекционные занятия с пациентом.

Медикаментозное лечение подбирается индивидуально с учетом имеющегося заболевания, степени нарушения утраченных функций, состояния организма в целом. Целью медикаментозной терапии является улучшение интегративной способности мозга (речи, памяти, внимания, способности к обучению) за счет активизации процессов нейропластичности.

Расстройство речи может являться симптомом

К каким врачам обращаться при расстройстве речи

Вопросы и ответы по теме "Нарушения речи"

Вопрос: Здравствуйте! В детстве у меня была травма основания черепа, с тех пор я плохо разговариваю, при чем сама во время разговора я не слышу дефектов. Занималась с логопедом много лет, но ни к чему не привело. Какие можете посоветовать методы лечения?

Ответ: Здравствуйте! Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР).

Вопрос: У моего ребенка аденоиды. ЛОР порекомендовал также показаться логопеду. Почему?

Ответ: Действительно, аденоиды или избыточное разрастание носоглоточных миндалин, могут являться причиной речевых нарушений у детей. Слабость мышц речевого аппарата, нарушение речевого дыхания, снижение физического слуха и фонематического восприятия – вот еще не все симптомы этого заболевания, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка.

Вопрос: Почему ребенок плохо разговаривает?

Ответ: В большинстве случаев, задержка речевого развития появляется вследствие незрелости нервной системы ребенка. Ни для кого не секрет, что в последнее время резко снизился уровень детского здоровья. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50,5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный для речи период (до 3 – 5 лет).

Вопрос: Как долго нужно заниматься с логопедом?

Ответ: Продолжительность занятий с логопедом зависит от тяжести речевого нарушения у ребенка. После первичного обследования логопед делает первичный прогноз о продолжительности логопедических занятий.

Замедленная речь у взрослых, может появиться резко или развиваться постепенно. Причины такого состояния различны: нарушения функционального состояния нервной системы, травмы головного мозга, которые появились после инсульта или тромбоза, или злокачественные новообразования. Для того что бы узнать, что же делать и от чего замедлилась речь, нужна консультация врача. Только специалист может рекомендовать дальнейшее обследование и способ лечения для пациента с такой жалобой.

Речевые трудности, связаны с замедлением речи

Речевые трудности встречаются во многих формах, включая заикание, дизартрию, проблемы с голосом и трудности сочленения. Несчастные случаи могут привести к повреждению мозговых центров или голосовых мышц. Иногда эти патологии исправляются естественным образом, но часто имеют длительные последствия. Некоторые болезни могут вызывать трудности речи из-за дегенерации мышечных и нервных клеток.

У некоторых взрослых проблемы с речью были с детства, а трудности с речью стали проблемой, когда человек стал пожилым. Пациенты описывают это как «препятствие речи», «речевую проблему» или «проблему произношения». Иногда бывает трудно изменить некоторые речевые трудности, которые присутствовали с детства, настолько они встроены. Проблема замедленной речи чаще возникает вследствие проблем и заболеваний людей пожилого возраста.

Травма головного мозга, вызывающая замедленность речи, может быть вызвана опухолью головного мозга, инсультом, церебральным параличом, долгосрочным использованием определенных лекарств или дегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Паркинсона.

Почему возникает замедленная речь у взрослых

Нарушение речи относится к очаговой симптоматике. Нарушение речи может протекать как по типу афазии, так и в более легкой форме - замедленной речи. Чаще всего у человека есть поражения коры доминантного полушария (у левши - правого). Человек теряет способность частично или полностью пользоваться речью для выражения собственных мыслей и чувств. Еще одна причина расстройства экспрессивной речи при сохранении её понимания (дизартрия). Это поражение мозжечка, базальных ганглиев. Вследствие нарушения этих анатомических структур могут возникать вялые или спастические параличи речевого аппарата: языка, глотки, гортани, мягкого неба, мышц, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательной мускулатуры. Особенно страдает артикуляция согласных, речь замедленна, иногда прерывиста. При этом голос часто слабый и глухой.

Заболевания, провоцирующие появление замедленной речи

Причины нарушения речи у взрослых людей разнообразны по своей этиологии и патогенеза, с симптомами большого количества заболеваний. Замедленная речь может развиваться постепенно, но может внезапно ухудшить качество речи и вызвать дискомфорт у людей.

  • Болезнь Альцгеймера.
  • Опухоли головного мозга.
  • Деменция.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Перенесенный инсульт.
  • Транзиторная ишемическая атака (ТИА).
  • Алкогольная интоксикация.
  • Болезни, влияющие на нервно-мышечные структуры, такие как боковой амиотрофический склероз, церебральный паралич, рассеянный склероз.
  • Операция головы и шеи при раке.
  • Неврологические нарушения функций головного мозга, такие как болезнь Паркинсона у старых людей или болезнь Хантингтона.
  • Плохо приспособлены протезы.
  • Побочные действия лекарств, действующих на центральную нервную систему, такие как наркотические анальгетики и противосудорожные.

Мозг является чрезвычайно сложным механизмом и состоит из многих различных рабочих зон. Когда один или несколько компонентов перестают эффективно работать, часто это может повлиять на язык и речь. Степень тяжести замедления речи зависит от локализации процесса и тяжести повреждения. Воспроизведение речевых звуков может быть очень сложным, поэтому речь замедляется.

Совет врача. При любых изменениях речи нужно обратиться к специалисту, чтобы устранить причину, которая может в дальнейшем угрожать жизни человека

Инсульт как наиболее частая причина замедления речи

Геморрагические и ишемические изменения в сосудах происходят быстро, поэтому симптомы часто появляются внезапно и без предупреждения.

Основными симптомами инсульта являются:

  • Нарушения речи. При повреждении нижних отделов левой лобной доли и нижних отделов теменной у правшей может возникнуть моторная афазия. Больной лишается возможности говорить из-за нарушения речевых двигательных команд. Эти пожилые люди отличаются молчаливостью. Они неохотно вступают в разговор, отвечают односложно.
  • Головная боль - возможно, с измененным сознанием или рвотой.
  • Онемение или неспособность перемещать части лица, руки или ноги - особенно на одной стороне тела.
  • Проблемы с ходьбой - в том числе головокружение и отсутствие координации.
  • Последствия инсульта сопровождаются стойкими изменениями такими, как: проблемы с мочевым пузырем или кишечником, боль в руках и ногах, паралич или слабость на одной или обеих сторонах тела.

Болезнь Паркинсона сопровождается нарушениями речи

При болезни Паркинсона часто помимо двигательных нарушений есть патологические изменения процессов фонации и артикуляции. Объем изменений речи зависит от преобладания в клинике ригидности, гипокинезии или дрожания, кроме того зависит от соотношения и степени выраженности последних. Патологические изменения речи чаще проявляются замедлением речи, снижением звучности голоса, может возникать афония (исчезновения голоса). Беззвучный шепот (практически неслышимый) делает речь человека неразборчивой, что усугубляется монотонностью и исчезновение интонаций, которые свойственны разговорному языку. У больных с гипокинезией снижается спонтанная речевая активность, их ответы лаконичны, а речь замедленна. При выраженной акинезии речь становится тихой, невнятной, невыраженной и замедленной, поэтому понять пациента становится невозможно. Лишь под влиянием большого волевого усилия человек может произнести слово более громко и четко. Патологические изменения вовлекают артикуляционные мышцы, что приводит к дизартрии, которая становится основной причиной замедленной речи.

Существует много способов, которыми можно пользоваться в повседневной жизни, чтобы речь была более понятной и простой для понимания.

Важно! Если есть опасения по поводу речи и голоса лучше получить консультацию квалифицированного врача или логопеда для оценки степени и дальнейшей коррекции

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией. Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение голосовых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений голосовых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность голосового аппарата.

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная голосовая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или голосовых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только голосовые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области голосовых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к голосовым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

Почему из-за инсульта страдает функция речи и может ли она со временем вернуться.

Одним из наиболее тяжелых осложнений инсульта как для самого пострадавшего, так и для близких людей является потеря речи. Практически теряется возможность коммуникации между людьми, из-за чего у пациента появляются признаки депрессии и связанные с ней симптомы, ухудшающие и так непростую ситуацию.

Причины и механизмы

Причиной того, что после инсульта может пропасть способность к речи, является поражение так называемых речевых зон мозга — зоны Вернике, расположенной в задней трети верхней височной извилины, и зоны Брока, которая находится в задней трети нижней лобной извилины. Обычно у правшей эти зоны находятся слева, а у левшей — справа. При поражении зоны Брока речь может утрачиваться полностью, тогда как при повреждении зоны Вернике она обычно становится бессодержательной.

Тем не менее даже при полной утрате речи шансы на ее восстановление довольно большие. Причиной тому являются следующие особенности мозга.

  • Возможно, что речевые зоны мозга не были повреждены при нарушении мозгового кровообращения, а причиной их выключения стала защитная реакция мозга. Дело в том, что мозг старается максимально сохранить нейроны, поэтому распространяет на еще неповрежденные нервные клетки специальную предохраняющую их «тормозную волну». В связи с этим по прохождении некоторого времени функция речи может полностью восстановиться.
  • Мозг — структура во многом динамичная и способная к восстановлению утраченных функций за счет других своих зон. При грамотном подходе к лечению даже при расположении очага инсульта в речевой зоне ее функцию берут на себя аналогичные участки мозга, расположенные на противоположной стороне, а также оставшиеся функционирующими близ расположенные нервные клетки.

Восстановительные процедуры

Процесс восстановления утраченной речевой функции должны начинать специалисты. Он включает в себя медикаментозное лечение и логопедические упражнения. Вопреки довольно распространенному мнению, самостоятельный подбор логопедических упражнений столь же опасен, как и самостоятельно назначенные лекарственные средства. Хотя упражнения и не могут навредить напрямую, как неправильно назначенные лекарства, но они могут заставить почувствовать страдающего от последствий инсульта человека безуспешность своих попыток, разувериться в собственных силах.

Восстановление речи может занять довольно длительное время, куда большее, чем восстанавливаются, например, двигательные функции. Порой до того момента, когда человек сможет на должном уровне овладеть устной речью, проходит не один год. Все это время нужно поддерживать в нем интерес, не давать замыкаться в себе и говорить с ним, даже если поначалу он не отвечает.

Кроме вербального общения и лекарственных средств обычно необходимы специальные гимнастические упражнения, массаж, в ряде случаев — физиотерапия.

Контакты

И нсульт (острое нарушение мозгового кровообращения)

Инсульт («мозговой удар»)

Инсульт – острое нарушение кровообращения в системе артерий, снабжающих мозг кровью. Чаще причинами инсульта являются атеросклероз мозговых сосудов и артериальная гипертензия.

Инсульт происходит при резком сокращении притока крови к одному из участков мозга. Без должного кровоснабжения мозг не получает достаточно кислорода, мозговые клетки быстро повреждаются и гибнут. Хотя по большей части инсульты бывают у пожилых людей, они могут случиться в любом возрасте.

Три пути к инсульту .

Инсульт подразумевает нарушение кровотока в мозгу. Оно вызывается одной из трёх причин: сгусток крови, блокирование кровеносного сосуда, мозговое кровотечение.

Кровяной сгусток, вызывающий инсульт, обычно возникает при атеросклерозе артерии, снабжающей мозг, и перекрывает кровоток, прерывая приток крови к мозговым тканям, снабжаемым данным сосудом. Он также вызывает застой и отёк. Риск образования сгустков увеличивается с возрастом, поскольку такие болезни, как атеросклероз, диабет, гипертензия – чаще всего встречаются у людей в годах. Тучность, курение, приём противозачаточных лекарств, наркотики также повышают предрасположенность к инсульту от кровяного сгустка.

2. Перекрытие кровеносного сосуда .

Частица кровяного сгустка, ткани или опухоли, некоторое количество газа или воздуха, посторонний предмет, попадая в кровеносный сосуд мозга, могут перекрыть его, что ведёт к инсульту из-за уменьшения притока крови к мозгу. Это может случиться в любом возрасте, особенно у людей, подвергавшихся операции на открытом сердце или страдающих ревматическим заболеванием сердца, воспалением внутренней оболочки сердца, болезнью сердечных клапанов, аритмией. Такой тип инсульта обычно развивается быстро – за 10-20 секунд – и внезапно.

3. Мозговое кровотечение .

Хронически повышенное кровяное давление или раздутая часть артерии (аневризма) могут вызвать внезапный разрыв мозговой артерии. Часть мозга, обслуживаемая этой артерией, перестаёт получать кислород, необходимый ей для жизни. Более того, кровь скапливается глубоко в мозгу. Это ещё сильнее сжимает мозговую ткань и причиняет ещё больший ущерб клеткам мозга.

Симптомы тяжёлого (острого) инсульта .

— сильная головная боль;

— головокружение;

— потеря сознания;

— очаговые неврологические нарушения (асимметрия лица, расстройства речи, парезы, параличи конечностей);

— коматозное состояние (мозговая кома);

— обвисание уголков рта;

— затруднение речи – от нечёткости до полной потери;

— нечёткое, раздвоенное или нарушенное зрение одного или обоих глаз;

— затруднение дыхания или глотания;

— утрата контроля за мочевым пузырём и кишечником;

— судороги;

— помутнение сознания, возможный коллапс и потеря сознания.

Помощь при остром (тяжёлом) инсульте

Больному с острым инсультом необходимо обеспечить полный покой и срочно вызвать скорую помощь. Убедитесь в наличие доступа воздуха. Ослабьте тугую одежду на шее, груди, талии. Правильно разместите больного. Если нет травм головы, шеи или позвоночника, помогите больному перекатиться на повреждённую сторону, согнув верхнюю часть руки и оперев голову на руку. Для устойчивости согните ногу в колене. Затем немного приподнимите голову и грудь больного и подложите под них плотные подушки или свёрнутое одеяло. Обеспечьте тепло и удобство. Сохраняйте спокойствие. Проверьте пульс, прислушайтесь к дыханию. Если пульса или дыхания нет, приступайте к непрямому массажу.

Непрямой массаж сердца (НМС) – это реанимационная процедура, ежедневно спасающая множество жизней во всём мире. Чем раньше Вы начнёте делать пострадавшему НМС, тем больше у него шансов выжить.

Последствия инсульта:

— паралич одной стороны тела (противоположной поражённой стороне мозга);

— слабость;

— онемение;

— снижение чувствительности;

— частичная слепота;

— обвисание века;

— нарушения речи;

— затруднения понимания речи;

— потеря памяти.

Однако многие перенесшие инсульт могут восстановить здоровье с помощью реабилитационных мероприятий. Прогноз зависит не только от степени тяжести инсульта, но и от отношения больного к реабилитации.

Синдром инсульта умеренной тяжести .

Симптомы инсульта умеренной тяжести .

— лёгкое головокружение;

— головная боль;

— внезапное расстройство памяти;

— слабость в руке или ноге;

— лёгкое помутнение сознания.

Микроинсульты

У многих людей случаются микроинсульты – кратковременные нарушения кровоснабжения мозга. Эти явления, которые врачи называют кратковременными ишемическими приступами, возникают за несколько дней, недель, даже месяцев до собственно инсульта. При должном и своевременном медицинском вмешательстве его можно предотвратить или хотя бы уменьшить последствия.

Симптомы кратковременного ишемического приступа .

— незначительное расстройство речи;

— лёгкое помутнение сознания;

— лёгкое головокружение;

— мышечная слабость.

Что делать при инсульте умеренной тяжести или кратковременном ишемическом приступе.

Уберегите человека от падения. Немедленно обратитесь за медицинской помощь, чтобы врачи оценили его состояние. Следите за симптомами. Успокойте и поддержите больного.

Что ещё нужно знать при инсультах .

После инсульта повседневные дела могут вызвать у человека трудности. Однако физио- и речевая терапия нередко восстанавливает утраченные функции почти полностью. Например, чтобы было проще есть, можно пользоваться специально приспособленной посудой и приборами.

Следует пользоваться только небьющейся посудой. Чтобы тарелка не скользила, можно подложить под неё влажную губку, полотенце и т.п. Удобнее пользоваться столовыми приборами с массивными ручками из дерева или пластика, — их легче удержать в руке. Пить удобно через соломинку – они бывают достаточно толстыми для густых жидкостей или супа.

Окажите поддержку .

Помните, что человек, переживший инсульт, нуждается в эмоциональной поддержке. В расстройстве он может необоснованно обижать родных или друзей. Несмотря на это, будьте снисходительны. Членам семьи понадобится некоторое время, чтобы успокоиться и приспособиться к ситуации, так же как и больному. Не кричите, не ведите себя так, будто больной после инсульта стал слабоумным. Речевые и двигательные функции у него могут быть нарушены, но мозг продолжает работать.

Как избежать нового инсульта .

1) Можно снизить риск повторного инсульта, если держать под контролем болезни, провоцирующие его, такие, как диабет или гипертензия, например, не забывать принимать прописанные врачом лекарства.

2) Следите за тем, что Вы едите. Высокое кровяное давление можно снизить, соблюдая диету с низким содержанием холестерина и соли. Если у Вас диабет, следуйте предписаниям врача касательно питания и физических нагрузок.

3) Следите за весом. Если у Вас лишний вес – фактор риска при инсульте, — постарайтесь сбросить его. Например, снизьте калорийность пищи и увеличьте физическую активность.

4) Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Если у Вас неплохое самочувствие, можно заняться, например, пешими прогулками или танцами.

5) Если Вы курите, постарайтесь бросить.

6) Попытайтесь снизить количество стрессов в Вашей жизни.

7) Старайтесь не оказываться подолгу на постельном режиме. Это увеличивает опасность инсульта.

Расстройство разговорной функции у взрослого человека может возникнуть внезапно как проявление тяжёлого заболевания, развиваться постепенно либо присутствовать у пациента с детского возраста из-за оставленной без внимания патологии артикуляционного аппарата.

Нарушение речи у взрослых, причины и виды аномалий очень разнообразны. Это могут быть расстройства как импрессивной (восприятие звуков, чтение) так и экспрессивной речи (письменная или устная речь).

Общая характеристика нарушения речи у взрослых

Речь является наивысшей функцией человека. Она связана, в главной степени, со способностью человека мыслить, его памятью, чувствами. Правильное произношение звуков напрямую зависит от работы головного мозга, дыхательной системы и органов артикуляционного аппарата (язык, гортань, ротоглотка, зубы, губы).

В целом физиологические механизмы формирования речи разделяют на две формы.

Первая - импрессивная.

Вторая - экспрессивная.

С детальной характеристикой форм речи можно ознакомиться в таблице ниже.

Импрессивная

Экспрессивная

  • Способность человека воспринимать услышанную речь, а также понимать написанную (чтение).
  • Проводить анализ всех звуковых составляющих речи (буквы, звуки).
  • Механизм нарушения речи по импрессивному типу связан с расстройствами в работе головного мозга, слухового и зрительного аппарата. Пациенты с данной патологией не улавливают общую смысловую составляющую фраз, не узнают обращённые к ним слова, что часто является причиной подмены звуков в слоговом воспроизведении. Иногда речь человека становится неузнаваемой для окружающих
  • Активная устная речь.
  • Способность к самостоятельному письму.
  • Умение формировать слова, предложения, произносить правильно звуки.
  • Расстройство экспрессивной речи проявляется ограниченным словарным запасом, незрелым произношением звуков. Нарушения связаны с аномальной работой головного мозга, органами артикуляционного аппарата, психологическими проблемами

Основные симптомы нарушения работы артикуляционного аппарата у взрослых

Девушка с диагнозом - мутизм (фото: gidmed.com)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Спазмы в органах речевого аппарата.
  • Гнусавость. Изменение голосового тембра. Главной причиной возникновения данной аномалии является патологический процесс в области перегородки носа.
  • Замедленность, заторможенность речи.
  • Искажённое произношение звуков.
  • Непонимание общего смысла речи.
  • Охриплость, осиплость голоса.
  • Невозможность выразить свои мысли.
  • Слюнотечение.
  • Невнятная дикция.
  • Стремительный темп речи. Характеризуется проглатыванием отдельных звуков.
  • Малый запас слов.
  • Полное молчание пациента (мутизм).

Все проявления нарушений речи у взрослых являются существенным препятствием для полноценного общения пациентов и требуют лечения. Побороть данные симптомы самостоятельно практически невозможно.

Важно! Нельзя оставлять без внимания любую дисфункцию артикуляционного аппарата. Нередко речевые затруднения могут указывать на развитие тяжёлого заболевания (инсульт, опухолевый процесс в области головного мозга)

Причины нарушения речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых разделяют на два вида из-за причин, которые его провоцируют.

Например, такие, как органическое нарушение речи (ОНР). Причиной возникновения данного вида речевого нарушения являются черепно-мозговые травмы (ЧМТ), другие болезненные состояния, характеризующиеся поражением органов артикуляционного аппарата (язык, губы, носоглотка, зубы), отдельных звеньев нервной системы связанных с разговорной функцией, также заболевания слухового аппарата.

Признаки ОНР могут проявляться после таких перенесённых заболеваний, как:

  • Острые вирусные инфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Инсульт.
  • Тромбоз.
  • Родовые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера, Паркинсона. Страдают пожилые люди. Кроме речевого нарушения у больных наблюдаются расстройства психоэмоционального плана, проблемы с памятью.
  • Приём некоторых антибиотиков, может оказать ототоксическое действие, привести к понижению слуха, и как следствие речевым расстройствам.
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит, болезнь Лайма).
  • Ботулизм. Тяжёлое инфекционное заболевание поражающее нервную систему человека.
  • Спазм сосудов мозга.
  • Прединсультное состояние.
  • Алкоголизм.
  • Детский церебральный паралич (ДЦП).
  • Эпилепсия.

Функциональное нарушение речи (ФНР). Данная патология может возникнуть по причине действия на организм человека следующих неблагоприятных факторов:

  • Сильный стресс.
  • Общее недоразвитие речи 3, 2-го, 1-го уровней выявленное в детском возрасте, оставленное без полноценного лечения.
  • Умственная отсталость.
  • Неврозы.
  • Тяжёлые депрессии.
  • Сильный испуг.
  • Истерия.
  • Длительный приём антидепрессантов, транквилизаторов.
  • Психические заболевания.
  • Генетическая предрасположенность.

Однако следует заметить, что разграничение речевых нарушений, отталкиваясь от провоцирующих факторов относительно. Нередко у пациентов с ФНР впоследствии при детальном обследовании выявляют отклонения органического характера.

Типы речевой дисфункции

Нарушение речи у взрослых в зависимости от проявлений заболевания разделяют на такие типы, как:

  • Тахилалия. Слишком быстрый темп речи с запинками и проглатыванием звуков. Может являться признаком эпилепсии, олигофрении.
  • Афония. Люди, в силу различных причин (патологии гортани, стресс) могут разговаривать лишь шёпотом из-за потери звучности голоса.
  • Дислалия. Нарушение в произношении звуков у пациентов с нормальным интеллектом, слухом, артикуляционным аппаратом.
  • Брадилалия. Замедленная моторика речи, обусловленная затруднительным мышлением. Может присутствовать при энцефалите, депрессии тяжёлой степени, ЧМТ.
  • Ринолалия. Наблюдается у людей с аномальным строением органов речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа», травмы нёба), проявляется разнообразными дефектами в произношении звуков.
  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Может возникнуть в силу генетической предрасположенности, сильного стресса, испуга.
  • Такое нарушение речи, как дизартрия характеризуется расстройствами в произношении звуков, речевой моторики из-за поражения головного мозга, также недостаточной иннервации артикуляционного аппарата. Возникает при ДЦП, инсульте, рассеянном склерозе, миастении.
  • Алалия. Полное отсутствие речи либо глубокое недоразвитие речевой функции, чаще всего является следствием повреждения участков головного мозга, отвечающих за речь. Наблюдается при таких заболеваниях как ЧМТ, инсульт, аутизм.

Все вышеперечисленные симптомы связаны не только с трудностями в произношении, но и с восприятием речи, недостаточной способностью в самостоятельном формировании слов, предложений, точной формулировкой мыслей. То есть могут являться проявлением неполноценности, как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Диагностика заболевания

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно могут быть симптомом различных заболеваний. Необходимо, как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, оториноларингологу) для полного обследования.

Диагностика нарушений речи включает в себя следующие мероприятия:

  • Анализ разговорной функции пациента, его жалоб.
  • Сбор анамнеза. Необходимо выяснить, когда впервые возникли нарушения, с какими факторами были связаны первые проявления речевой дисфункции.
  • Оториноларинголог обследует органы артикуляционного аппарата. Назначит рентгенологическое исследование.
  • Невролог проверит рефлексы, выявит возможные нарушения психологического характера. При необходимости назначит компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга. Направит на сдачу анализов (общий анализ крови, мочи) для выявления инфекционного процесса.

Лечение

В первую очередь лечение нарушений речи у взрослых заключается в правильно поставленном диагнозе.

Для восстановления, как импрессивной, так и экспрессивной речи после исключения патологий головного мозга, психических заболеваний, органических повреждений органов артикуляционного аппарата необходимо обратиться к .

Эффективны будут различные упражнения для коррекции речи с учётом индивидуальных особенностей человека.

Например, специальная дыхательная гимнастика, пение помогут избавиться от заикания. Также максимальную пользу принесут физиотерапевтические процедуры.

Например, такие, как:

  • Транскраниальная микрополяризация. Новый метод, основанный на воздействии тока минимальной мощности, приближённого к физиологическим процессам организма, на головной мозг человека. Снижает нервную возбудимость, улучшает разговорную функцию, память. Способствует восстановлению зрения и слуха.
  • Рефлексотерапия (иглоукалывание). Улучшает работу всех органов и систем в организме человека.
  • Логопедический массаж.

Также, для полного избавления от речевой дисфункции, возможно, понадобится участие психотерапевта, психолога.

Различные психотерапевтические методики, помогут найти возможные скрытые причины, спровоцировавшие нарушения речи, приведут в норму эмоциональное состояние человека.

Пациентам, страдающим нарушением речи различной степени тяжести необходима помощь не только квалифицированных специалистов, но участие родственников, нормальные условия жизни, понимание близких людей, полноценное питание, что максимально будет способствовать восстановлению нервно-психического здоровья и речевого аппарата.

При речевых нарушениях необходимо обратиться к таким специалистам.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта