Главная » Ядовитые грибы » Казахстанские авторы. веселых стихах и сказках – смешные

Казахстанские авторы. веселых стихах и сказках – смешные

Как свободные ястребы, удалые куланы (жеребцы), казахские «мастера слова и песни» несли правду, вести в стихах от одного конца бескрайней степи к другому. Для казахского народа поэзия являлась, как утешением во времена тягот, страданий, так и способом выразить любую радость, счастье, воспеть храбрость национальных героев. Казахские поэты во все времена при помощи стихов, песен сплачивались против несправедливости баев (богачей), пытаясь достучаться до жестоких правителей, смело, на глазах у всей публики высмеивали пороки общества, влияли на политические процессы тех времен.

Имена самых рьяных борцов за справедливость, упрямых авторитетов, коими они являлись для простого народа, обладателей величайшего таланта и остроумия вошли в историю и навечно отпечатались в сердцах казахов.

Степной народ ценил и любил поэзию всем сердцем. Поэзия, словно генетический код, была впечатана в природу кочевника. Песня сопровождала его с рождения и до самой глубокой старости, ярко окрашивая каждое событие, настроение, жизненную позицию. Условно казахский фольклор можно поделить на две группы:

    Обрядово-бытовая. Это неотъемлемая часть повседневной жизни, содержащая в себе все древние обычаи и правила их проведения.

    Лирическая. Такая поэзия отображает чувства казаха, отношение к происходящему, демонстрацию собственного мнения, настроения.

Начало

Зарождение творчества пришлось на середину XVI века, после всех бедствий, связанных с захватом степей Тимуром. Тогда же и начала развиваться письменность, но простой народ не мог ей обучаться, потому первые стихи и песни заучивались наизусть, передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Одним из первым казахских поэтов был Кадыргали Жалаири (1530-1605 гг.). Будучи в плену, в Москве написал свое произведение на 157 страницах, под названием «Джами-ат-таварих». Рукопись была насыщена народными пословицами, поговорками, остроумными заметками. Большое внимание историк-поэт уделил хвалебным описаниям русского царя Бориса Годунова. Его поступки, человеческие качества, достоинства произвели на Кадыргали огромное впечатление.

Большой вклад в историю внес литератор, государственный деятель Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551). О том, как монгольские войска утверждали свою власть на территории казахов, об особенностях непростых отношений между местными ханами и монгольскими вожаками, о наиболее значимых событиях в Средней Азии в XV и XVI веках подробно описывается в его летописи «Тарих-и-Рашиди».

Жырау

В XV и XVII веках зародилась традиция импровизаторского повествования в стихотворной форме нараспев под аккомпанемент национального инструмента домбры. Целая плеяда жырау (певцов), казахских акынов соперничали друг с другом в их излюбленном жанре толгау — философском стихотворении. Часто таких умельцев, чтобы красиво критиковать, давать советы, отстаивать свою точку зрения, правители Казахского ханства нанимали в качестве своих советников. На них была возложена важная миссия — выступать в качестве парламентера, посредника между властью и простолюдинами. Пользуясь доверием и любовью у народа, артисты умело сглаживали острые углы, утешали мудрыми советами во времена кризисов, старались предотвращать смуты, выступая на защиту интересов людей, воспевая их надежды и чаяния.

Легендарный Асан Кайгы по прозвищу Печальник - один из самых известных казахских поэтов того времени. Многое из его творчества сохранилось в виде рукописей до наших дней. Грусть, печаль, боль за родину, за любимых соотечественников, кочующих по жестоким степям в поисках лучшего места, за угнетение, раздор между родами, неустроенность, разбой, отчаяние звучали основной нотой в его проникновенных песнях.

Абай — новая эпоха в поэзии

Абай Кунанбаев положил начало развитию новой казахской литературы. Родился поэт в 1845 году в семье крупных феодалов. С малых лет его отправили учиться в медресе, на чем он не остановился. Абай усердно занимался самообразованием, изучал труды не только русских классиков, но и западную литературу. Со временем великий казахский поэт всецело проникся любовью к бедному степному народу, переживавшему свои самые трудные времена. Он был убежден, что только свет знаний, искусство и культура способны вытащить это загнивающее в невежестве и рабстве общество. Он был светочем для страждущего казахского народа.

Поэзия Абая Кунанбаева — это виртуозное сочетание слов, попадающих прямо в сердце. «Моя цель — создать стихи — чеканных слов набор», - говорил поэт.

Абай неустанно трудился сам, обучал современную молодежь, помогал, давал советы, он старался сделать все для просвещения нового поколения. Переводил и распространял через лучших рассказчиков произведения Лермонтова, Дюма, произведения всех мыслителей и мудрецов востока и запада. Он торопился отдать все знания, что накопил, ведь враги и противники прогресса становились все неуемнее.

Тяжелейшие испытания, потрясения и внутреннее одиночество мучили поэта. Стихи на закате его жизни были пронизаны тяжестью, отчаяньем и смятением. До последнего дня (23 июня 1904 года) его гений, талант, огромный труд формируют новую, уникальную, самобытную литературу — величайшее наследие величайшего сына казахского народа.

«Алмаз казахского народа»

В чудовищные годы Великой Отечественной войны поэзия была актуальна как никогда. Народы сплотились, чтобы противостоять общей угрозе, обрушившейся новым испытанием на силу духа и терпение братских народов. Патриотический пафос, героический романтизм переполняли песни и стихи казахских поэтов.

Великан советских времен — Джамбул Джабаев (1846-1945), которому было уже почти 100 лет, внес огромный вклад в Великую Победу, прославившись своим легендарным стихотворением «Ленинградцы, дети мои...». Даже сегодня читая произведение, невозможно не расплакаться! Песня оставила ярчайший след в истории Великой Отечественной как поэтический документ, как голос всей страны устами казахского акына-мудреца, говорящий осажденному городу: «Мы с вами, ленинградцы!»

Жараскан Абдирашев

Поэт, критик, переводчик, общественный деятель — Жараскан Абдирашев (1948-2001) продолжил трудиться на благо развития казахской литературы, оказывать поддержку молодым талантам, организовав специальную премию, названную в его честь, вслед за своими великими предшественниками. Более 20 книг вышли в мир из под его пера. Среди них и стихи для детей, что очень важно для подрастающих граждан республики. Очень много посвящено трагедиям репрессий, критическим статьям. Поэт перевел на казахский язык сочинения Агнии Барто, К. Чуковского, А.С. Пушкина, А. Блока и других популярных писателей. В свою очередь, его произведения тоже были переведены на немецкий, венгерский, русский, таджикский, украинский и другие языки.

Самое актуальное

Не только стихами казахские поэты славятся. Сегодня зритель с большим удовольствием готов наблюдать за состязанием акынов-импровизаторов. Это исконно казахская традиция, поэтому выступления поистине завораживают и захватывают внимание всецело, ведь поэты так ловко, искрометно на ходу сочиняют куплеты на очень важные, волнующие общественность темы. При этом певец должен обладать чувством юмора, острым умом, иначе поединок закончится не в его пользу.

Такой стиль поэзии никогда не наскучит, не станет старомодным, это культура, наследие казахского народа.

Ринат Заитов — популярный акын современности. Родился в 1983 году в Восточно-Казахстанской области. По образованию Ринат преподаватель казахского языка и литературы. Принимал участие в айтысах с 17 лет и уже с тех пор привык к наградам. Также пишет слова к песням для многих звезд казахской эстрады.

Ринат — личность медийная, потому ему часто приходится опровергать домыслы и невероятные слухи, выступая перед камерами на республиканских каналах телевидения.

Карина Сарсенова

Среди современных казахских поэтов выделяется молодая, но очень успешная поэтесса, прозаик, сценарист, продюссер — Карина Сарсенова. Девушка сумела завоевать множество серьезных литературных премий и наград. Она является членом Союза Писателей России и президентом Евразийского творческого союза. О ее творчестве можно сказать, за что бы не бралась Карина, - все у нее получается. Создала новый жанр — эзотерическую фантастику.

Во всем мире ценители литературы, поэзии ждут с нетерпением чего-то нового, свежего, уникального. Известно одно: в эпоху Интернета у каждого обладателя таланта есть шанс заявить о себе, явить миру свое видение, продемонстрировать свои возможности, и, кто знает, может быть, ваше имя останется на страницах истории и в памяти благодарного читателя.

Читать о себе, своем родном крае и своей стране куда полезней, чем о переживаниях далеких от нас и наших реалий каких-нибудь Анастейш, Белл и Дэймонов. Притом что своя достойная альтернатива и зарубежной фантастике, и сентиментальным романам, и произведениям для детей в Казахстане есть. Например, ее могут составить следующие захватывающие и познавательные произведения:

1. Адиля Норузова «Мы уже не дети» .

На литературном поприще Казахстана появился со своим сформированным стилем, легким слогом и интригующей манерой изложения, оставляющей читателей в напряжении до самого конца . В своей первой книге «Мы уже не дети» документалист, один из лучших журналистов Казахстана Адиля Норузова раскрыла тему - показала чувства, которые испытывает ребенок в этот период, и подарила надежду на то, что в будущем все будет хорошо - и любовь, и признание, и счастье.

Книга написана о подростках и для подростков. Но не лишним будет познакомиться с ней и взрослым читателям, особенно уже ставшим родителями. Сюжет книги имеет и детективные хитросплетения, и романтическую любовную историю, и пейзажные зарисовки, и лирические отступления. Познакомившись на первых страницах с главной героиней Лией, читатель вряд ли сможет оторваться от чтения. Полностраничные цветные иллюстрации от Анастасии Захаровой позволят лучше представить персонажей и проследить их историю до счастливого конца.

2. Орал Арукенова «Правила нефтянки ».

Еще один дебют. Почти два десятка интересных рассказов, объединенных одной темой - работой в нефтяной отрасли. То, что эту книгу благословили Юрий Серебрянский и Лиля Калаус, уже говорит о многом. Написана она с иронией и тончайшей детализацией. Ее персонажи - новенькие «нефтянки» и старожилы - проникают из рассказа в рассказ, вызывают симпатию и отвращение, заставляют завидовать или сострадать, радоваться и возмущаться. Отдельное спасибо талантливой художнице и поэту Елене Мазур за иллюстрации. С ними чтение еще увлекательнее!

3. Фархат Тамендаров «Гончие псы ».

Это приключенческая повесть о мальчике Жусупе и его друзьях. Автор удивительным образом сплел в книге настоящее с далеким прошлым, науку с фантастикой. Главный герой повести, потомок Чингисхана, Жусуп оказывается на корабле английского мореплавателя Френсиса Дрейка и совершает с ним кругосветное путешествие. Во время странствий мальчик помогает Исааку Ньютону открыть закон всемирного тяготения и привозит в Европу шоколад.

«Гончие псы» - это первая прозаическая книга Фархата Тамендарова. До этой повести у шеф-редактора альманаха «Литературная Алма-Ата» вышло пять поэтических книг. Задача, которую ставит перед собой автор «Гончих псов» - привить детям и подросткам интерес к чтению. Поэтому и слог у него такой, на котором говорит наше подрастающее поколение. Юные читатели вместе с главными героями повести не только совершат кругосветку, но и встанут на путь взросления, научатся делать правильный жизненный выбор и отличать добро от зла.

4. Данияр Сугралинов «Level up ».

Что, если однажды утром вы проснетесь и обнаружите, что смотрите на мир через интерфейс вашей любимой MMORPG*? Внезапно вы можете видеть имена людей, идентифицировать объекты и находить их на встроенной карте. WetWare* в вашем мозге оценивает каждое ваше действие, выдает квесты и вознаграждает вас XP* и новыми уровнями.

Именно так однажды проснется герой книги «Level up» Филипп Панфилов. Фил - тридцатилетний безработный геймер, заплывший жиром лентяй, подрабатывающий написанием статей на фрилансе. Способность видеть наш мир через загадочный виртуальный интерфейс кардинально меняет его жизнь. Теперь он видит свои характеристики: ловкость - 4, сила - 6, выносливость - 3, и, значит, может прокачивать их. Но поможет ли ему такая сверхспособность вернуть жену? Стать сильнее? Успешнее? Богаче? И сколько проблем это может с собой принести?

Данияр Сугралинов - блогер, вдохновитель и создатель нескольких десятков казахстанских сайтов, в частности, литературного портала Proza.kz и блог-платформы Horde.me. У Данияра три сборника рассказов, написанных в разное время за последние 15 лет. Все они вышли в электронном виде. На бумаге автор издал только две книги - знаменитый роман «Кирпичи 2.0» и первую из трилогии «Level Up. Рестарт».

5. Ольга Марк «Яблочное» .

Данная книга руководителя Общественного Фонда «Мусагет» Ольги Марк вышла посмертно. Это удивительная проза-иносказание о душе казахстанского «яблочного города», о его жителях, поисках философского камня и трехголовой собаке, охраняющей город.

«Все в Яблочном было и остается точно таким, как в этой, наполненной тайнами, истории: и улицы, и парки, и чудаковатые жители, и невероятные слухи. А если разобраться, как следует, то мы с вами не очень-то и отличаемся от этих самых чудаков и, возможно, удерживаемся в этом мире только благодаря силе возгласа: «Сохрани!», исходящему из уст героини, расшифровывающей таинственные знаки» , - пишет в предисловии к книге преподаватель «Открытой литературной школы Алматы» (ОЛША) Любовь Туниянц.

6. Аскар Аманбаев «Хобби и деньги» .

Тренер успеха написал свою первую книгу о достижении мечты. В ней вы найдете множество практических советов, личных жизненных примеров и целый ряд инструментов, которые станут незаменимым подспорьем на пути к вашей мечте. Автор делится своей методикой, позволяющей в установленные сроки добиваться запланированного результата, и говорит только о том, что работает и что проверено на себе.

Приятный бонус ожидает читателя во второй части книги. Там есть интервью с 15 профессионалами из самых разных сфер, которые зарабатывают на своем любимом деле. Книга научит вас правильно распределять свое время, самосовершенствоваться и, что самое важное - монетизировать хобби, превращать его в статью дохода.

О том, что является залогом успеха, а что тормозит нас в развитии, Аскар Аманбаев вкратце рассказал в корреспонденту КТК.

7. Сауле Калдыбаева «Волшебник, научивший ждать» .

Как раз такой стала первая «ласточка» Сауле Калдыбаевой «Волшебник, научивший ждать». Мечты юности, впечатления от поездок по Советскому Союзу и путешествий на Восток и Запад, случайные встречи и семейные истории, добрый юмор и неожиданные повороты сюжета делают книгу Сауле очень светлой и личной. Лирическую ноту сборнику придают стихи. Все так занятно, что практически невозможно оторваться от чтения.

8. Светлана Познякова «Необычная рыбалка» и «Сказка о страхах».

А вы знали, что для казахстанских детей придумали целый волшебный мир - «Мизам»? Его герои, тайные помощники детей по всему свету, живут в лесу в дереве-доме, и, когда какой-нибудь ребенок оказывается в сложной ситуации, спешат ему на помощь.

В сказках «Необычная рыбалка» и «Сказка о страхах» Светланы Позняковой мизамцы - книгочей и увалень Ульт, философ и мыслитель Ранни, братья-проказники Хип и Хоп, защитник деревьев и лучший садовник в мире Токи и атлет Ррон - учат детей решать проблемы и преодолевать трудности. Книги из серии «Мизам» выходят на казахском и русском языках и содержат раскраски с дополненной реальностью, благодаря чему любимых героев можно будет оживить!

9. Ермек Турсунов «Мамлюк».

Эта книга - итог многолетних исследований кинодраматурга и режиссера Ермека Турсунова. Она повествует о легендарном султане Египта XIII века ас-Захре Бейбарсе. Автор убедительно воссоздает важнейшие биографические вехи и личностные черты героя, прошедшего путь от бесправного невольника и рядового воина до могущественного правителя и победоносного полководца.

В каждой строке романа - отзвук дыхания далеких времен, запечатленного на страницах древних манускриптов и трудов современных историков, богословов и религиоведов. Роман «Мамлюк» не претендует на статус научного исследования, но предоставляет собой богатый материал для собственных размышлений читателя.

10. Хаким Булибеков «Кипчак в Антарктиде» .

Повесть-дневник Хакима Булибекова о путешествии в Антарктиду в 1970-х написана легким остроумным языком. Она окутает читателя романтикой, взорвет юмором, покорит искренностью и неиссякаемым жизнелюбием. Автор, будучи выпускником физфака КазГУ и не подозревал, что эта внезапно свалившаяся на его голову экспедиция решит его финансовые проблемы, откроет дорогу в целевую аспирантуру и, наконец, подарит Любовь.

«Юмор без сатиры, эротика без пошлости и молодость без бравады с цинизмом. О том, как любой из нас, если только сильно захотеть, мог стать участником самых великих в мире свершений. Читается легко, оставляет приятное послевкусие. Легкая печаль ностальгии - единственный недостаток» , - отозвался о книге главный редактор ряда газет Сергей Апарин.

11. Макс Карахан «Городские легенды Алматы» .

Это сказочная книга состоит из восьми легенд. В них знакомые нам с детства волшебные персонажи - джинны и дэвы, тролли и ведьмы, драконы и говорящие рыбки - так органично вплетаются в алматинские пейзажи и жизнь современного мегаполиса, что порой забываешь, где здесь правда, а где миф.

Сюжеты сказок изысканы, остроумны и абсолютно оригинальны. В каждой из легенд заключена маленькая интеллектуальная бомба, скрытый философский подтекст. Эти бомбы «срабатывают» в финале и… впрочем, никаких спойлеров - возьмите и прочитайте.

12. Канат Букежанов «Гильгамеш из кукурузного переулка» .

Эта книжка рождалась на занятиях в группе детской литературы ОЛША по рассказам о мальчишке Гильке, его маме и папе, его друзьях и соседях. Она без лишних нравоучений учит доброте и мудрости, переносит читателей в годы детства и дарит то всеобъемлющее чувство свободы и радости, когда воображаешь с утра, сколько героических дел за сегодня ты можешь успеть.

«Удивительность этой книги в том, что она и детская, и взрослая. В ней есть непосредственность, взгляд и понимание мира ребенком. В ней есть юмор и мудрость взрослого человека. В ней есть чудные рисунки Гани Баянова. В ней есть целый мир: яркий, звонкий, будто заново его открываешь. Теперь живет в Бегалинской библиотеке, и вы с детьми можете взять и почитать ее там» , - поделилась отзывом о книге Светлана Познякова.

А каких современников читаете вы? Оставьте рекомендации под этим

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Что не так с казахской литературой?

    ✪ Литература и искусство в 20-30-е годы XX века в Казахстане

    ✪ Открытый урок с «Просвещением». Урок 107. Литература (круглый стол)

    Субтитры

Древняя казахская литература

По свидетельствам китайских летописных источников -VIII вв., уже к этому времени у тюркоязычных племён Казахстана существовала устная поэтическая традиция, восходящая к более раннему периоду [ ] . Это подтверждают [ ] также различные элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры и другие литературные приёмы), обнаруженные в орхонских памятниках - текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V-VII веков.

Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»

На территории современного Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках - «Коркыт-Ата » и «Огузнаме ». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII -X вв. [ ] , был записан в XIV -XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт - это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуни и канглы .

Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана , его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце , Луна , Звезда , Небо , Гора и Море . Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён [ ] .

Героические и лирические поэмы

С момента зарождения казахской поэтической традиции её главной и обязательной фигурой был народный поэт-импровизатор - акын . Именно благодаря акынам до нас и дошли многочисленные эпические произведения, сказки, песни, поэмы, написанные ещё несколько веков назад. Казахский фольклор включает более 40 жанровых разновидностей [ ] , некоторая часть характерна только для него - песни-прошения, песни-письма и т. д. Песни, в свою очередь, делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Поэмы также можно разделить на героические, то есть повествующие о подвигах героев («Кобыланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс батыр», «Камбар батыр» и др.), и лирические, воспевающие самоотверженную любовь героев («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек»).

Казахская устная литература XV-XIX вв

В истории казахской литературы поэзия и поэтические жанры занимают главенствующее положение. В развитии казахской поэзии четко прослеживаются три периода:

Наиболее ранние произведения казахского устного народного творчества, чьё авторство можно считать установленным, относятся к в. В XVI -XVII в. были хорошо известны сочинения легендарного Асан-Кайгы, акынов Доспамбета, Шалкииза, а также Бухар-жырау Калкаманова, автора острых политических стихотворений. В Казахстане сложилась традиция проведения песенно-поэтических состязаний между акынами - так называемых айтысов . Стали выделяться такие жанры песен, как толгау - философское размышление, арнау - посвящение и т. д. В XVIII -XIX вв. в творчестве казахских акынов Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Суюнбая Аронова появляются новые темы - призывы к борьбе против баев и биев. В то же время акыны Дулат Бабатаев, Шортанбай Канаев, Мурат Монкеев представляли собой консервативное направление, идеализируя патриархальное прошлое и восхваляя религию. Акыны второй половины XIX в. - Биржан Кожагулов, Асет Найманбаев, Сара Тастанбекова, Жамбыл Жабаев и др. - использовали айтысы как форму выражения общественного мнения, отстаивая социальную справедливость.

Зарождение казахской письменной литературы

Казахская письменная литература в её современном виде начинает складываться только во второй половине XIX в. под влиянием контактов и диалогов с русской и западной культурами. У истоков этого процесса стоят выдающиеся казахские просветители, такие как Шокан Валиханов , Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев .

Начало XX в. стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя многие черты европейской литературы. В это время были заложены основы современной казахской литературы, окончательно сформировался литературный язык, появились новые стилистические формы.

Нарождающаяся казахская литература осваивала крупные литературные формы, до сих пор незнакомые казахским писателям, - романы, повести. В это время большую известность приобрёл поэт и прозаик Миржакип Дулатов , автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (), выдержавшего несколько изданий и вызвавшего большой интерес у русской критики и казахской общественности. Он также занимался переводами Пушкина , Лермонтова , Крылова , Шиллера , был реформатором казахского литературного языка.

В конце XIX - начале XX вв. группа «книжников», в которую входили Нуржан Наушабаев, Машур-Жусуп Копеев и др., активно проповедовала патриархальные взгляды и собирала фольклорный материал. Вокруг газеты «Казах» группировались националистические силы - Ахмет Байтурсынов , Миржакип Дулатов , Магжан Жумабаев , после 1917 года перешедшие в лагерь контрреволюции.

Творчество Жамбыла Жабаева

В советский период наибольшую известность в СССР приобрело творчество казахского народного поэта-акына Жамбыла Жабаева, певшего под аккомпанемент домбры в стиле толгау. С его слов были записаны многие эпосы, например, «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр». После Октябрьской революции в творчестве Джамбула появились новые темы («Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин»). В его песни вошли почти все герои советского властного пантеона, им придавались черты героев, богатырей. Песни Жамбула были переведены на русский язык и языки народов СССР, получили всенародное признание и в полной мере использовались советской пропагандой. В годы Великой Отечественной войны Жамбыл писал патриотические произведения, зовущие советский народ на борьбу с врагом («Ленинградцы, дети мои!», «В час, когда зовет Сталин» и т. д.)

.

В 1926 году была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, которая в первые годы своего существования активно боролась с националистическими проявлениями в литературе. В году был организован Союз писателей Казахстана, в составе которого позже стали работать секции русских и уйгурских писателей.

Первой на события Великой Отечественной войны в казахской литературе отозвалась гражданско-патриотическая поэзия - появились поэма Аманжолова «Сказание о смерти поэта» (1944), повествующая о подвиге погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева, стихи Токмагамбетова , Жарокова, Орманова и др. Уже после войны вышли романы «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова (1949) и «Грозные дни» Ахтапова (1957).

В 1954 году Мухтар Ауэзов закончил получившую отклик во многих странах тетралогию - роман-эпопею «Путь Абая», посвящённую жизни великого казахского поэта Абая Кунанбаева. Послевоенная казахская литература стала осваивать масштабные литературные формы большого советского стиля - романы, трилогии, поэмы и романы в стихах. Развивались также драматургия и научная фантастика.

Творчество Олжаса Сулейменова

В 1970-х внимание читателей привлекла книга казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова «Аз и Я». В ней он развил идеи о родстве казахов и древних шумеров, обращал внимание на большое количество слов тюркского происхождения в русском языке, что говорило, по его мнению, о сильном влиянии тюркской культуры на русскую. Однако в оживленной дискуссии, развернувшейся в печати, Сулейменова обвинили в пантюркизме и национализме

Поэты и писатели Казахстана

Мукагали Макатаев родился в селе Карасаз Алма-атинской области, у подножия гор великого Хан-Тенгри. Закончил Литературный институт им. Горького. Автор книг «Жизнь-легенда», «Жизнь-река», «Реквием Моцарта», «Избранное». Песня на его стихи «Саржайляу» стала народной. Переводил на казахский русскую классику, зарубежную литературу, в том числе Уолта Уитмена, «Божественную комедию» Данте. Его имя ставят рядом с именами Абая, Ауэзова и других классиков казахской литературы.

Мукагали... Сегодня это имя символизирует казахскую поэзию.

Мукагали... Это имя вызывает в душе образы казахской земли: бескрайние степные просторы, величественно-неприступные Хан-Тенгри и Алатау, могучие деревья, в кронах которых кроется прохлада звенящего летнего дня. Оно несет в себе свет и радость понимания бесконечности природы.

Мукагали... Великий сын великой казахской земли и казахского народа, щедро одаренный их любовью и сам одаривший их ярким талантом.

Вот одна из последних записей в дневнике Макатаева: «Дорогие товарищи мои! Если вы действительно намерены исследовать мою биографию, мое творчество, то не забудьте прочесть все, что написано мною, где я через свое «Я», не утаивая, в стихах вел летопись своей жизни». Покоримся воле поэта и отправимся с ним в до боли короткий и полный драматизма жизненный путь, как в зеркале отразившийся в его поэзии. Карасаз - малая родина Макатаева, помогавшая ему в самые трудные минуты жизни. Она дала ему крылья и предначертала судьбу поэта: «Пой обо мне», - словно просила темная вода, «Пой обо мне», - словно просил густой камыш».

Полное имя поэта - Мухаметкали, но его с детства ласково называли Мукагали, считая, что бремя ответственности (нелегко носить имя Пророка) может осложнить жизнь маленького ребенка. У молодых родителей Макатаевых, Сулеймена и Нагиман, он был первым из троих детей. Отец поэта, скромный и работящий человек, за год до войны стал председателем колхоза. Первоначально детство Макатаева было безоблачным. В стихотворении «Родная земля», обращаясь к Карасазу, он так вспоминает о нем: «Коня, сделанного из прутика, я оседлал, я рыбу ловил, В реке и лесах твоих резвился». Только шалости и проказы, связанные с ощущениями детства, могли оставить счастливый след в душе человека, уже ставшего взрослым: «Мы были босоногими детьми, когда гоняли коз, Когда кидали в окна камни». Макатаев любил мир своего детства и искренне тосковал по нему: «О детские годы мои, соскучился я по вас!» И именно воспоминания о детстве породили многие образы его поэзии:

Смотри, плача и рыдая, детство стоит

На обрыве, с которого мы прыгали в воду.

Война все изменила в жизни Мукагали. Ему было 10 лет, когда отец ушел на фронт, и все тяготы жизни легли на плечи подростка. Как все мальчики военного поколения, он рано стал взрослым, осознав, что в доме, где одни женщины и дети, теперь остался за мужчину. И как горько поэт восклицал, вспоминая то время: «Помню все - и землю мою, и жизнь мою, Только не помню - смеялся ли, плакал ли я. Только не помню - Было ль детство у меня?»

Отец Макатаева погиб на фронте. И с тех пор Мукагали никогда на забывал, что он - «солдатом зажженный огонь», - не имеет права просто так погаснуть и исчезнуть. Может быть, именно в этот момент к нему пришло неосознанное понимание бессмертия, воплотившееся позже в творчестве. По воспоминаниям матери поэта, в четырнадцатилетнем возрасте Макатаев серьезно увлекся поэзией. Вдохновение он черпал из окружающего мира и из книг. Мукагали очень любил читать Абая, Ауэзова, Сейфуллина, Мусрепова. Прекрасно зная русский язык (выучил самостоятельно), запоем читал русскую литературу, особенно поэзию Пушкина, Есенина, Блока. Из зарубежной литературы интересовался творчеством Гейне, Гете, Дюма, Гюго, Байрона, Драйзера, Стендаля, но предпочтение все-таки отдавал Бальзаку, Лондону и Шекспиру. В одном из писем Макатаев признается: «Да, я люблю литературу. Превыше нее для меня ничего нет».

В 1948 году Макатаев окончил в Нарынколе школу-интернат. Он несколько раз успешно поступал в институты: на филологический факультет КазГУ, затем в институт иностранных языков и вновь в КазГУ, но уже на юридический факультет. В 1973 году он стал студентом Литературного института имени М. Горького в Москве, но по семейным обстоятельствам на первом году оставил учебу. Легкость, с которой Макатаев поступал в высшие учебные заведения, свидетельствует о его огромных способностях, а желание получить образование - о стремлении к знаниям. Возможно, это связано и с отцовским наказом, который навсегда остался в сердце Мукагали: быть не только опорой бабушке Тиын, матери, младшим братьям, но и обязательно учиться (стихотворение «Наказ отца»).

Макатаев рано женился. Это событие произошло весной 1949 года. Со своей будущей женой Лашын Алимжановой Мукагали познакомился в ауле Шибут, где он в то время работал. Появились дети: Ляззат, Майгуль, Жулдыз, Айбар, Алмагуль, Шолпан. Оставаясь в ауле, Мукагали работал в конторе, потом был учителем русского языка в школе, корреспондентом районной газеты. После переезда семьи в 1962 году в Алматы его профессиональная деятельность тесно связана с литературным творчеством: диктор на Казахском радио, журналист в газете «Социалистiк Казакстан», сотрудник журнала «Жулдыз», руководитель совета по делам молодежи в Союзе писателей.

Несмотря на смену внешних обстоятельств, постоянен Макатаев был в главном - беззаветной любви к поэзии. Он все время пишет стихи и часто публикуется на страницах журналов и газет. Начиная с 1962 года, когда вышла первая книга, до 1976-го - последнего года жизни Макатаева, увидели свет восемь стихотворных сборников поэта. Среди них - «Приветствую вас, друзья!», «Когда лебеди спят», «Свет мой», «Печаль сердца», «Жизнь-поэма» и другие. За двадцать пять лет работы в литературе Макатаев написал более 1 000 стихотворений. Он стал автором таких поэм, как «Ильич», «Раимбек! Раимбек!», «Горный орел», «Беглец», «Мавр», а также рассказов и повестей, пьесы «Прощай, любовь», статей по вопросам современной казахской поэзии. Перевел первую часть «Божественной комедии» Данте. Занимался переводами из В. Шекспира, У. Уитмена, восточных поэтов, русских поэтов-современников. Художественный талант его проявился многогранно.

С первых же отдельных стихотворений и поэтических книг определился неповторимый макатаевский голос. Чистота и ясность, простота в выражении самых глубинных человеческих чувств и переживаний поражают читателя, прикоснувшегося к чуду его поэзии.

«Я всегда пою Отчизну мою - Казахстан»

Макатаев воспевал любовь и дружбу, поэзию и природу. Но особое место в его творчестве занимает тема Родины. В стихотворении «Мысли, рожденные родной землей» Макатаев говорит, что открыл двери в большой мир через мир своей маленькой Вселенной - золотую колыбель Карасаза. Рожденная здесь поэзия - свидетельство его огромной любви к родной земле, которая его, птенца, вырастила и помогла обрести крылья:

Родная земля, когда смотрю на твои просторы,

У меня, у моей песни вырастают крылья.

Макатаев никогда не переставал восторгаться красотой родного края. В дневниках он нередко писал о влиянии родной природы на его душу: «О, мой создатель, благодаря тебе я впервые увидел величие и красоту природы! Моя первая любовь - родная моя земля, чистая, как родник!».

Поэзия Макатаева несет в себе огромный заряд патриотизма, основными составляющими которого являются любовь к своему народу и родному языку. В стихотворении «Родина моя» поэт говорит: «Я всегда пою Отчизну мою - Казахстан». На этой священной земле все народы (казахи, русские, узбеки) - это друзья-братья. Мудрость дружбы и родства была завещана казахам их великими предками. Написанное почти сорок лет назад стихотворение Макатаева сегодня, на новом витке исторического развития, звучит очень современно.

Поэт считал, что человек в долгу перед Отчизной и обязан отдать ей огонь своего сердца. И он посвятил жар своей поэзии Родине. Поражает то, что высокий патриотизм является абсолютно органичным свойством его стихов. Макатаев учит, как по-настоящему надо беречь Родину, которая взрастила его душу, стала источником вдохновения: «Взлелеяв меня, взрастила ты, Великая Родина».

Что такое Родина по Макатаеву? Ответ можно найти в стихотворении «Моя Родина». Дух и культура, язык и история, удивительная по красоте земля и талантливый народ - это Родина. Казахская земля жива потому, что на ее страже всегда стояли великие казахские сыны, перед которыми поэт склоняет голову. Он счастлив и горд, что родился на этой земле. При мысли об этом сердце поэта, как птица, рвется из груди, а в душе его песней звучит слово «Родина!».

Родина для Макатаева - это и казахский народ: «Народ мой! В тебя я влюблен!» Поэт ласково называет его «Мой народ-младенец». С теплотой говорит о нем: «добродушный мой народ». Народ - его защита и опора, его крепость: «Мой Дом - Народ мой». Поэт не может жить без него: «Мой родной народ, В разлуке я скучаю». Народ - его единственный друг. Макатаев ведет неустанный разговор с ним: «Судьба, ты меня пока не тревожь, Дай поговорить по душам со своим народом!» Именно народ по-настоящему понимает и ценит поэта. И связь между ними неразрывна: «Во мне твой голос, твои песни, Мысли твои во мне живут».

Макатаев верит в казахский народ, в его будущее и старается быть нужным ему. В дневнике он пишет: «В моих мыслях есть лишь одна мечта. Это быть полезным своему народу. Только ему хочется рассказать всю правду. Народ мой, как донести мне до тебя свой голос?». Поэзия, рожденная в недрах национальной традиции и национального сознания, - единственное, что может дать поэт своему народу, и в этом он видит способ служения ему.

Счастье Макатаева заключается в том, чтобы жить в своем Отечестве со своим народом. Но превыше этого для него - счастье самого народа и родной земли. Сколько в этом благородства и настоящего патриотизма! Неиссякаемая любовь поэта к родной земле, к своему народу глубоко трогают душу. Поистине - нам есть чему учиться у Макатаева!

«Я родился Человеком и останусь им»

Один из современников Макатаева сказал о нем так: «Сердце великого поэта было по-детски чистым». Добрый и искренний, скромный и дерзкий, наивный и щедрый, открытый и простой, прямолинейный и справедливый, поэт часто говорил: «Люди рождаются для того, чтобы понимать друг друга, жить в мире». Он любил людей и мог с каждым найти общий язык. Он всегда стремился прийти на помощь.

Как сложилась судьба Макатаева - поэта и человека? Ответ можно найти в его дневниках. Исповедь перед самим собой требовала искренности, огромной работы души и, конечно же, мужества. Поэтому звучащие в дневниках откровения позволяют по-настоящему проникнуться судьбой поэта. К началу 1972 года Макатаев уже десять лет как живет в Алматы. В это время к нему приходит слава, и одновременно на его долю выпадают тяжелые испытания, которые сыграли не последнюю роль в ранней смерти поэта. Трагическая гибель старшей дочери: одиннадцатилетнюю Майгуль сбил мотоцикл. Ощущение неустроенности: многочисленная семья Макатаевых долгие годы скиталась по съемным квартирам. Отсутствие работы: «7 декабря 1973 г. В новом году исполнится год, как я остался без работы». Потеря в ноябре 1969 года портфеля с рукописями. Травля в писательских кругах («2 мая 1974 г. Что же такого я сделал им?»), исключение из Союза писателей Казахстана. И борьба с самим собой, со своими слабостями, и страшная, неизлечимая болезнь. «31 января 1975 г. Никак не могу вспомнить хотя бы одного дня, который бы оставил радостный след в моем сознании. Вот уже пошел сорок четвертый год, как я появился на этот свет, а вся жизнь выглядит так оскорбительно, так омерзительно, что порой хочется покинуть все добровольно. Откровенно говоря, я раньше не знал, что такое здоровье, что такое болезнь. Оказывается, судьба моя не лишила меня возможности и в этом отношении. Раньше не знал, а теперь пришлось познать все недуги».

Значение поэзии Макатаева в ХХI веке наиболее точно определяют слова одного из его почитателей: «Началась вторая жизнь поэта. Мукагали сегодня - легенда. Мукагали сегодня - истина. Мукагали сегодня - Коран». Вся поэзия Макатаева - это гармония любви и созидательного смысла, в которой отражается личность поэта, творившего бессмертие. И эта поэзия всегда современна и вечно живет в мире, который поэт любил и которому завещал в любви вспоминать о нем.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта