Главная » Ядовитые грибы » Конспект НОД в подготовительной группе. Солнечная система

Конспект НОД в подготовительной группе. Солнечная система

Цель: формирование интереса к изучению космоса

Задачи:

Образовательные:

Продолжать обогащать знания и расширять представления детей о космосе, о планетах;

Развивающие:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность

Воспитательные:

Вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;

Воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;

Формировать навыки правильного поведения на занятиях; умение работать в коллективе;

Воспитывать любознательность, творческую активность, внимание, чувство эмоционального удовлетворения, самостоятельность.

Материал: Схема Солнечной системы, экран с проектором или ноутбук, большой лист ватмана, белые листы бумаги, фломастеры, восковые мелки, ножницы

Дети занимаются своими делами (играют в настольные игры, рисуют…). Воспитатель вносит плакат с изображением планет солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой плакат я для вас принесла. Что же вы видите на этом плакате?

Дети: Планеты.

Воспитатель: А на какой планете мы живем?

Дети: Планета Земля.

Воспитатель: А какие еще вы знаете планеты?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, назвали все планеты солнечной системы (если назвали не все, то воспитатель дополняет).

Ребята, а как вы думаете, на других планетах есть жизнь? Хотите узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отправится в космос. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда нам необходимо приготовиться.

Что нужно для полета?

Ответы детей (ракета, скафандры, карта солнечной системы, еда)

Дети расставляют стульчики, занимают свои места.

Перед детьми карта Солнечной системы(слайд 2).

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни на земле.

Дети: Свет, тепло, вода, кислород.

Воспитатель: Наш космический корабль называется «Восток». Командование кораблем беру на себя. Вы просто космонавты. Внимание! Объявляется пятиминутная готовность!. Надели скафандры, проверили гермошлемы! Пристегнули ремни. Начинаем отсчет. Пять, четыре, три, два, один. Старт! (Звучит звуковой фон работы двигателей)

Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос! Можно расслабиться и отстегнуть ремни, снять шлемы. Смотрите в иллюминатор! Какое космическое пространство перед нами! (На слайде 3 звездное небо)

Мы летим к планете Меркурий, которая ближе всех к Солнцу.

Внимание! Наш корабль приближается к планете Меркурий. (Слайд 4)

Командир корабля: Как вы думаете, ребята, можно ли высаживаться на планете, не зная о ней ничего. Давайте запросим наш компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Она больше Луны. Днем здесь очень жарко, ночь - очень холодно. На этой планете нет атмосферы, а значит нечем дышать. Поверхность этой планеты покрыта кратерами (слайд 4). Ни один человек не ступал на планету Меркурий.

Командир: как вы думаете, на этой планете есть жизнь? Почему?

Мы держим курс на следующую планету - на Венеру. Древние астрономы, наблюдая за утренней и вечерней зарей, заметили самую яркую звезду. В честь богини красоты и любви они назвали эту звезду Венерой. Позже оказалось, что Венера - это не звезда, а планета.

Компьютер: Внимание! Мы приближаемся к планете Венера. (Слайд 5)

Командир корабля: На Венере, наверное, сильная гроза: видны вспышки молний. Значит, на Венеру спускаться нельзя, корабль наш может потерпеть крушение. Что же нам расскажет компьютер об этой негостеприимной планете?

Компьютер: Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, и поэтому на ее поверхности стоит ужасная жара, около 500 градусов. Рельеф Венеры состоит из огромных равнин, пересеченных горными цепями и возвышенностями, а на горных вершинах следы лавы. Венера окружена мощным слоем облаков и очень плотной атмосферой, в которой содержание углекислого газа в несколько раз превышает содержания его в земной атмосфере. Так же в атмосфере Венеры обнаружены опасные для человека метан, аммиак, соединения хлора и фтора, серная кислота. Тревога! Воздух ядовитый, дышать им опасно! Не спускаться! Не спускаться!

Командир: Да, лучше поскорее распрощаться с планетой бурь и гроз. Куда мы полетим дальше? Мы направляем наш корабль на Марс!

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую звезду. И назвали ее в честь бога войны - Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смену времен года, и марсианский день мало чем отличается от земного: он длится 24 часа 37 минут. А вот и планета Марс перед нами (слайд 6)

Давайте запросим компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Марс - планета вдвое меньше Земли. Марсианская почва красно-бурого цвета. Небо не голубое, а тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которая постоянно находится в атмосфере Марса. Кислорода и водяного пара в его атмосфере всего 1 %, а средняя температура - около -40 градусов. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры - их скорость до 100м/сек.

Командир: Из сведений компьютера мы узнали, что можно пройтись по планете Марс, но только надев скафандры и включив утеплитель. Проверьте гермошлемы. При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило воздуха. Посмотрите, какие огромные горы, на них снег и лед (слайд 7) . Но лед не похож наш земной. Это сухой лед. Когда углекислый газ замерзает, то образуется сухой лед. Такой лед мы используем, например, в холодильниках. А вон ущелье над пропастью, а затем пустыни. Мы туда не пойдем, неизвестно, что нас там ожидает. Скажите, вырасти какое - нибудь растение?

Запасов кислорода, которым дышим, не очень много, поэтому нам пора возвращаться на корабль. В корабле можно снять скафандры, гермошлемы. Занимайте места. Приготовиться к взлету. Начинаем отсчет: пять, четыре, три, два, один, пуск!

Следующая планета - Юпитер. А пока летим к нему, послушаем компьютер о планете Юпитер(слайд 8).

Компьютер: Юпитер - это планета-гигант, она в 1300 раз больше Земли. Высадиться на эту планету невозможно. На планете-гиганте нет твердой поверхности, как на Земле, Луне или на Марсе. Юпитер состоит из небольшого твердого ядра, окруженного плотными слоями жидкости и газа.

Ну что ж, у нас есть запасы пищи, воздуха, и мы можем полететь дальше, на Сатурн (слайд 9).

Если смотреть в телескоп на Сатурн с Земли, то можно заметить светящиеся кольца вокруг него. Благодаря загадочным ярким кольцам Сатурн считается самой красивой и необычной планетой. Многочисленные кольца Сатурна состоят из бесчисленных ледниковых и каменистых обломков, самые большие из них достигают размеров шестиэтажного дома. Сам Сатурн - газовая планета, самая легкая в Солнечной системе. У Сатурна есть спутники. Их двадцать два. Скоро мы приблизимся к планете. Но что это? Сигнал об опасности! Смотрите на нас летят метеориты (слайд 10). Значит мы попали на орбиту Сатурна с его спутниками. Надо немедленно менять курс. Сатурн не подпускает нас близко к своей поверхности.

Интересно, но оказывается, что эта планета считается самой холодной во всей Солнечной системе. Уран - это седьмая планета по порядку от Солнца, Он не похож на другие планеты в Солнечной системе, ведь Уран выпускает намного меньше высокой температуры, чем получает от Солнца. Для примера, другие планеты имеют раскаленные, горячие ядра внутри и излучают инфракрасную радиацию. Видимо, какие - то причины заставили остыть его “сердце”. Уран - интересная планета Уран - период лета длиться 1 очень длинный день на протяжении 42 лет! А период обращения вокруг Солнца - 84 года, а на Земле соответственно 365 дней. Вот где придется долго ждать Нового Года! Световой день длиться 17 часов, быстрее, чем у нас. Официально зафиксировано 15 спутников. Еще один интересный факт, Уран имеет свои кольца, как у Сатурна, только они меньше и не такие плотные. Любопытно, но хоть он и находится далеко от нас, но после открытия первого телескопа, его обнаружили первым!

Мы направляемся на последнюю планету Солнечной системы. Называется она Нептун. А вы знаете, что эту планету открыл французский астроном Урбен Леверье, не наблюдая за небом, а путем математический вычислений. И только потом был обнаружен в небе. Вот он Нептун! (слайд)

Даже издалека он кажется холодным.

Компьютер: На Нептуне температура минус 195 градусов!

Командир: В такой мороз нас не спасут даже специальные скафандры! Как вы думаете, ребята, сможет там расти что-нибудь?

Мы возвращаемся на Землю. Так к какому же выводу мы пришли? Почему ни на одной планете мы не остались? (Ни на одной из них нет условий для жизни) Почему мы вернулись на Землю? (На Земле есть все условия для жизни живых организмов, в том числе и для растений)

Мы облетели всю Солнечную систему и нигде не обнаружили жизни. Только на нашей планете чистый воздух, растут зеленые деревья, поют птицы. И мы с вами должны не только любить нашу планету, но и заботиться о ней. А как мы с вами можем заботиться? (не ломать деревья, не убивать насекомых, не разорять гнезда птиц и т. д.) Если мы не будем этого делать, то наша Земля станет такой же мертвой и неприветливой, как и другие планеты Солнечной системы.

А сейчас я вам предлагаю объединиться в пары и нарисовать и вырезать ту планету, которая вам наиболее запомнилась. По окончании работы мы с вами создадим карту Солнечной системы, которая будет висеть у нас в группе.

Самостоятельная деятельность детей.

По окончании работы совместно с воспитателем дети создают карту Солнечной системы.

Воспитатель: Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Что запомнилось? На какой планете мы сможем жить? Почему?

Список использованной литературы:

  • Большая энциклопедия дошкольника.
  • Альманах «Хочу всё знать».

Юлия Стафеева
Конспект НОД на тему «Планеты Солнечной системы» в старшей группе

Цель : Закреплять представления детей о Солнечной системе .

Задачи :

Обучающие : Формировать элементарные знания о планетах солнечной системы : названия, из чего состоят планеты . Закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца , их величине. Закрепить знание детей о том, кто первым побывал в космосе, первом космонавте Земли, первой женщине – космонавте, обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания.

Развивающие : Развивать творческое воображение и мышление. Развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.

Воспитательные : Воспитывать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказ) ; игровой (игра «Планеты стройся ); продуктивный (рисование планет при помощи не традиционной техники) ; поощрение.

Предварительная работа с детьми : Проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно – практическая деятельность, изобразительная деятельность.

Предварительная работа воспитателя : Подготовка оборудования, раздаточного материала, музыкального сопровождения, иллюстраций.

Продолжительность : 25 – 30минут

Ожидаемые результаты : Вызвать интерес к планете , на которой мы живём, формирование у детей способности видеть многообразие мира, развитие познавательного интереса, пополнение знания детей о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики, воспитание уважения к людям – первооткрывателям.

Оборудование и материалы : Плакат с изображением Солнечной системы , фотографии с изображением космонавтов, аудиозапись «Музыка космоса» , листы бумаги формата А- 4, гуашь, листы для формирования «комка» для «печатанья» планет .

Словарная работа : Солнечная система , космос, звезда, планета , орбита, комета, метеор, астероид, спутник, астрономия, астронавт.

Раздаточный материал : Фотографии с изображением планет солнечной системы .

Структура НОД :

1. Организационный момент : Приветствие. Психологический настрой детей к НОД.

2. Основная часть : Знакомство детей с Солнечной системой . Рассказ детей о тех, кто первым побывал в космосе. Рассказ детей о планетах солнечной системы . Подвижная игра «Планеты , стройся!» . Знакомство детей с понятиями : астероид, комета, астроном, астрономия. Рисование планет , с помощью метода отпечатывания.

3. Заключительная часть : Рефлексия, поощрение.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! Ребята, сегодня наше занятие посвящено Дню космонавтики. Ровно 55 лет тому назад 12 апреля 1961г., человек совершил свой первый полёт в космос. А кто- нибудь из вас знает, кто это был?

Дети : Юрий Гагарин.

Воспитатель : Правильно. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Русский космонавт – первый космонавт планеты ! И сегодня я приготовила для вас сюрприз. Это звук голоса Юрия Гагарина и его знаменитая на весь мир фраза «Поехали!» произнесённая им за секунду до старта ракеты , записанный на диск (включается аудиозапись) .

Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает, как же звали первую женщину – космонавта?

Дети : Валентина Терешкова.

Воспитатель : Действительно, ребята, первая женщина космонавт это Валентина Владимировна Терешкова.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что до появления первого человека в космосе, там побывали две замечательные и наверное очень смелые собачки? Кто скажет, как их звали?

Дети : Белка и Стрелка.

Воспитатель : Вы просто молодцы! Вокруг нашей звезды - Солнца – вращаются девять планет , входящих в Солнечную систему . Она включает в себя Солнце , все планеты и их спутники , кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд ?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : В Солнечной системе девять планет . Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов. Ребята, я знаю, что вы хотели рассказать нашим гостям о каждой планете Солнечной системы . Готовы? Тогда начнём!

1-й ребёнок : Меркурий- самая близкая к Солнцу планета . Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха.

2-й ребёнок : Венера- вторая от Солнца планета . Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе .

3-й ребёнок : Земля – третья от Солнца планета . Планета находится на таком расстоянии от Солнца , что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

4-й ребёнок : Марс – четвёртая планета Солнечной системы . Марс – единственная похожая на Землю планета тем , что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

5-й ребёнок : Юпитер – пятая планета от Солнца . Это самая большая планета Солнечной системы . Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

6-й ребёнок : Сатурн – шестая планета Солнечной системы . Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

7-й ребёнок : Уран – седьмая планета от Солнца . Это единственная планета Солнечной системы , которая вращается вокруг солнца , как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета .

8-й ребёнок : Нептун – восьмая планета от Солнца . Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе .

9-й ребёнок : Плутон – девятая планета от Солнца . Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель : Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета . Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем астронавтами и найти эту планету . Но что бы стать астронавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными. А вы знаете кто такие астронавты?

Дети : Это человек, который летит к звезде. Путешественник в космосе.

Воспитатель : Правильно. Молодцы. А на земле, через специальные телескопы, космос изучают астрономы. Наука, занимающаяся изучением космоса называется – астрономия. А что же ещё кроме Солнца , планет и их спутников есть в космосе?

1-й ребёнок : Астероиды. А стероид – небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца .

2-й ребёнок : Комета – небольшое небесное тело состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу , у неё образуется светящийся хвост.

Воспитатель : Молодцы. Как много оказывается вы знаете о космосе! А теперь что бы немного отдохнуть я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Планеты , стройся!» (Дети с изображением Солнца и планет выстраиваются по порядку их расположения)

Подвижная игра «Планеты , стройся!» (дети на счёт поднимают руки в верх с изображением планет )

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт .

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Кто не видит – выйди вон (все вместе) .

(А. Усачёв)

Воспитатель : Вам понравилась игра? А теперь я предлагаю вам нарисовать свои планеты . Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились!. Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились. Покажите их пожалуйста нашим гостям.

Воспитатель : Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.

Рефлексия : Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Что нового вы сегодня узнали? Какое настроение у вас было во время занятия?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте скажем до свидания нашим гостям!

Дети : До свидания! Ждём вас снова в гости!

Публикации по теме:

"Планеты солнечной системы" для оформления группы к тематической неделе "Космос". Мастер-класс. Как и во многих других садах у нас прошла.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Планеты солнечной системы - парочки» Задачи: Дидактические. Уточнить названия.

Конспект организованной образовательной деятельности «Планеты Солнечной системы» Конспект организованной образовательной деятельности «Планеты солнечной системы». Возрастная группа: старшая группа ОО «Познавательное.

Маленьких жителей планеты Земля и воспитанников старшей группы детского сада "Радость" из города Саратова очень интересует тема космоса.

Цель : Познакомить с названиями планет Солнечной системы

Задачи :

Обогатить словарь (орбита, названия планет);

Развивать логическое мышление, фантазию;

Формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

Материал :

1. Схема «Солнечная система», девять эллипсов, выложенных на полушерстяными нитками или нарисованных мелом; нагрудные знаки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце; воздушные шары и маркеры; пластмассовый шарик; пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой.

Ход занятия:

Воспитатель: Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Какое оно? (Солнце - это огромны раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?

У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему изображения Солнца и планет солнечной системы.)

Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий заводит весь хоровод.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан.

Последние три едва различимы,

Малы и холодны, но их различим мы:

Уран, Нептун и крошка Плутон.

Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет). Семью Солнца называют Солнечной системой. Давайте повторим названия планет солнечной системы. (Воспитатель произносит первый слог названия планеты, дети – остальные слоги).

Разминка . По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы: Как тебя зовут? Кто живет на Земле? Кто летает в космос? На чем летают в космос? Что есть в космосе? Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил? и т д. Ига повторяется 3 раза.

В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг-друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей).

Да, столько же сколько и планет – девять.

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца? Чтобы узнать это, проведите соревнование:

Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)

Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из четверых детей пришел первым, а кто последним и почему?

(Ответы детей) (Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).

Так же и с нашими планетами: быстрее других вокруг Солнца движется планета, у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему: установим на дорожки - орбиты планеты.

(Воспитатель вместе с детьми называет планеты, указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети надевают нагрудные знаки, обозначающие планеты, встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с нагрудным знаком, обозначающим Солнце).

Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты, в путь! (Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).

Молодцы! Вспомним ещё раз названия планет. Я буду их называть, а вы по очереди подходите ко мне и выстраиваетесь в ряд. (Называет планеты. Дети выполняют задание, затем снимают нагрудные знаки.)

Хочу открыть вам ещё один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадет, потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на Солнце? Покажу вам один фокус. (Можно привлечь к опыту ребенка)

Опыт: Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро-шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.

Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

Вы хорошо сегодня потрудились – познакомились с планетами солнечной системы. Жители одной из планет прислали вам угощение.

Юлия Амрахова

Конспект НОД "Солнечная система"

Программное содержание:

а) обучающая:

повторить знания о составляющих частях космического пространства;

б) развивающая:

развивать любознательность, фантазию, воображение; мелкую моторику рук;

в) воспитывающая:

воспитывать интерес к стремлению больше узнать о космосе, вселенной.

Словарная работа:

Вселенная, пространство, комета, галактика.

Материалы:

иллюстрации, фон из листов черного картона, картонные модели планет, клеенка, клей, салфетки разных цветов,.

Предварительная работа:

Беседа о космосе;

Чтение рассказов, стихотворений о космосе;

Загадки о космосе;

Знакомство с энциклопедией для любознательных «Все о космосе»;

Заучивание наизусть стихотворений;

Заучивание песен на музыкальном занятии;

Выставка поделок и рисунков на тему «Космос».

Ход занятия:

Воспитатель задает загадки.

Доброе, хорошее, на всех

глядит, а на себя не велит. (Солнце)

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все.

Правильно, солнце? А какое оно? (круглое, теплое, жаркое).

А где находится Солнце? (в космосе, в небе).

А сейчас отгадайте ещё одну загадку:

"Черная дорожка

Усыпана горошком. " (звёзды.)

А когда мы можем увидеть звёзды?

Где они находятся?

Как вы думаете, почему кажутся маленькими?

Что ещё есть в космосе? (метеориты, метеоры, кометы.)

А как мы называем Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него? (Солнечная система).

СОЛНЦЕ – это самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Вокруг солнца вращаются девять планет и получают от неё свет и тепло. Они расположены в следующем порядке от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Самомассаж массажными мячиками

Давайте с вами возьмём по маленькому мячику и покатаем его в руках.

Солнце катится по небу,

Словно жёлтый мячик.

Солнцу рады все, все, все,

Лишь сосулька плачет.

Ребята вспомним, какие планеты есть в Солнечной системе. (показ изображения планет)

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Воспитатель: Планеты одинаковые или разные? Чем отличаются? Чем похожи?

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей.

Воспитатель: Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? (Ответы детей)

Воспитатель:

В честь богини красоты

Названа Венера ты,

В облаках летаешь,

Красотою озаряешь.

На Венере нет ни воздуха, ни воды, ее можно увидеть на ночном небе. А на этой планете есть жизнь? (Ответы детей) А почему? Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера - самая яркая планета на небе.

Воспитатель:

Есть одна планета – сад

В этом Космосе холодном

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Вы догадались, что это за планета? На этой планете есть вода, суша, атмосфера, на ней обитают животные, птицы, растут деревья, цветут цветы, живут люди. Земля имеет свой спутник - Луну.

Луна – единственный естественный спутник Земли. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать. Слово «луна» обозначает «светлая». В древности люди считали Луну богиней – покровительницей ночи.

Воспитатель:

Я – Марс.

Над планетой красной кружат

Каменюки, Страх и ужас

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем здесь, на планете.

На Марсе нет жизни.

Воспитатель:

Юпитер больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер - гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Воспитатель:

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Когда то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Ребята, как вы думаете, может ли кто- то существовать на этих двух планетах? (Ответы детей). Почему? (Здесь очень холодно) Сатурн - это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Воспитатель:

Я уже, который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь Космоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

Это планета Уран. Единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета». Температура на поверхности Урана – газовой планеты-гиганта – очень низкая и составляет от -208 до -212 градусов по Цельсию.

Дети, на этой планете есть жизнь? (Ответы детей)

А почему? (Ответы детей)

Воспитатель:

Я – Нептун.

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

Воспитатель:

Я - Плутон.

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

И поэтому то я

В телескопы не видна.

Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель: На этих самых удаленных от солнца планетах тоже никто не живет, они безжизненные.

А теперь мы с вами отправимся в путешествие на ракете.

Физминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)

Три, четыре – (основная стойка)

Вот летит ракета ввысь.

Давайте посмотрим, что же ещё есть в космосе помимо планет. (Показ иллюстрации)

В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.

Астероид - небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета - небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.

Кто мне назовёт имя первого космонавта?

Ответы детей.

Космонавт должен вести здоровый образ жизни, заниматься зарядкой по утрам. Сегодня мы и узнаем – готовы ли стать космонавтами.

“На зарядку становись!”

Руки в стороны на ширине плеч. Правая рука делает в воздухе круги. Левая рука делает точно такие же круги, но в обратную сторону.

Правая рука движется вверх. Левая рука делает круги.

Правая рука делает в воздухе треугольники. Левая рука – круги.

Правая рука делает круги. Левая рука треугольники. Нога рисует на полу квадрат.

Внимание! Займите свои места. Пристегнитесь, начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние.

В невесомости плывем

Мы под самым потолком

(Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).

Воспитатель: Теперь я вижу, что вы стали сильными и ловкими и готовы смоделировать нашу солнечную систему.

Воспитатель предлагает детям разделиться на команды, раздает командам круги картона и дети с помощью салфеток обклеивают картон, придавая им вид планет.




Затем каждую планету помещают на фон, выстраивая планеты в определённом порядке.

Анализ занятия:

Посмотрите, какая прекрасная работа получилась. Что вы изобразили?

Планеты, кометы, звезды…

Итог занятия:

Вам понравилось путешествие в космическое пространство? Что интересного, вы, узнали? Что больше всего вам понравилось? На этом занятие окончено, молодцы.

При создании конспекта использовались интернет ресурсы:

http://csdbf7.narod.ru/index.files/page0009.htm

http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia151.htm

http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex26.htm

Направление: «Познавательно – речевое развитие»

Образовательные области : (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)

Ход занятия:

1ч. Дети сидят за столами.

Восп.: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Загадка:

По темному небу

Рассыпан горошек,

Цветной карамели

Из сахарной крошки.

И только тогда,

Когда утро настанет

Вся карамель

Пропадет и растает.

Дети: Звезды.

Восп.: Молодцы. Правильно.

Воспитатель демонстрирует карту звездного неба.

Восп.: Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту)

Дети: Карта ночного звездного неба.

Восп.: Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь. А где находятся звезды?

Дети: Во Вселенной, в космосе,в Галактике, в космическом пространстве.

Восп.: А кто знает, что такое Галактика?

Дети: Это огромное скопление звезд. Наша Галактика называется Млечный путь.

Восп.: Кто может сказать, что такое звезды?

Дети: Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.

Восп.: Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звездами.

На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо. Названия каких звезд и созвездий вы

Дети: Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда.

Восп.: Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь. Поговорим о Солнце.

(прикрепляет солнце на магнитную доску)

2ч. Восп.: Как вы думаете, что такое Солнце?

Дети: - Солнце – это большая звезда.

Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает.

Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим и круглым.

На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.

Восп.: Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту (показывает карту Солнечной системы).

Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите.

Скажите мне, сколько всего планет вращается вокруг звезды Солнце?

Дети : Девять.

Восп.: Названия каких планет вы знаете?

Дети: Меркурий, Земля, Сатурн.

Восп.: Какая планета самая ближайшая к солнцу?

Дети: Меркурий.

Восп.: Какая по счету находится планета Земля?

Дети: Третья от Солнца.

Восп.: Какая планета считается самой красивой?

Дети: Сатурн.

Восп.: Молодцы.

3ч. Восп.: А теперь давайте попробуем создать свою Солнечную Систему (на магнитную доску прикрепляет Солнце).

Какая самая ближайшая планета от Солнца?

Дети: отвечают:

1 реб.: Меркурий – самая ближайшая к Солнцу планета. На этой планете очень, очень жарко.

Восп.: Какая следующая планета?

2 реб.: Венера – на этой планете плотная оболочка, которая удерживает тепло. Для людей – очень жаркая планета.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Хорошо. Какая следующая планета?

3 реб.: Земля – это наш дом. Единственная планета, на которой существует жизнь.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Отлично. Какая планета будет следующей?

4 реб.: Марс – эта планета красного цвета. Марс – холодный, сухой и скалистый.

(прикрепляет планету на свою орбиту)

Восп.: Что вы скажете о следующей планете?

5 реб.: Юпитер – самая большая планета в солнечной системе. Состоит из жидкости, газа и металла.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Кто назовет следующую планету?

6 реб.: Сатурн – легко узнать по светящимся кольцам. Самая красивая и необыкновенная планета.

(прикрепляет свою планету на доску)

Восп.: Какая планета будет следующей?

7 реб.: Уран – это ледяной гигант, который состоит из газа. Очень тяжелая планета, тяжелее Земли, у нее нет твердой оболочки.

(прикрепляет на доску)

Восп.: Хорошо. А что насчет следующей планеты?

8 реб.: Нептун – эта планета похожа на штормовое море, но только на газовое с неспокойной атмосферой.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Ну, и, последняя планета?

9 реб.: Плутон – планета, которую открыли совсем недавно. Это маленький замерзший шарик, который называется карликовой планетой – расположена дальше всех от солнца.

(прикрепляет на доску)

Восп.: Молодцы. Вот мы и создали свой макет Солнечной Системы и его планет. Как красиво у нас получилось.

4ч. Физкультминутка.

Восп.: А теперь давайте немножко отдохнем и сделаем зарядку.

Ребята, встаньте рядом со своими партами. Начали.

Дети: выполняют зарядку:

По порядку – правая рука вверх,

Все планеты – левая рука вверх,

Назовет любой – правая рука виз,

Из нас – левая рука вниз,

Раз – Меркурий – правая рука на пояс,

Два – Венера – левая рука на пояс,

Три – Земля – правая рука на плечо,

Четыре – Марс – левая рука на плечо,

Пять – Юпитер – правая рука вверх,

Шесть – Сатурн – левая рука вверх,

Семь – Уран – правая рука на плечо,

За ним – Нептун – левая рука на плечо,

Он восьмым – правая рука на пояс,

Идет по счету – левая рука на пояс,

А за ним – правая рука вниз,

Уже потом – левая рука вниз,

И девятая планета – маршируют на месте,

Под названием – Плутон – маршируют на месте.

Восп.: Молодцы. Занимаем свои места.

Дети: Садятся за столы.

5ч. Восп.: Сегодня мы много говорили о Солнце, и попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца. Для этого нам понадобятся картон, карандаш и ножницы.

Восп.: Показывает ход работы:

Действие воспитателя

Действие детей

Вырежем ровный круг из картона.

Вырезают

Наметим карандашом центр и проткнем его.

Намечают,

Протыкают

Вставим в середину карандаш.

Вставляют карандаш

Восп.: Часы готовы. С помощью них мы будем наблюдать за изменением положения солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.

Эксперимент:

Воспитатель лампой (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень. Отмечаем карандашом на круге. Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.

Дети: Выставляют на стол часы и выполняют работу.

Восп.: А сейчас Варя прочитает нам стихотворение «Земля».

Варя:

Давайте будем любить планету

Другой такой ведь на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Воспитатель подводит итоги:

Восп.: Молодцы. Сегодня мне понравилось как вы занимались, правильно отвечали на вопросы. Много знаете о Солнце и его планетах.

Я хочу наградить вас медалями, чтобы вы помнили о нашем интересном и познавательном занятии.

(раздает медали)

Восп.: Дети, а что больше всего вам понравилось на нашем занятии?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта