Главная » Ядовитые грибы » Кто такие бояре? Чем отличается боярин от дворянина.

Кто такие бояре? Чем отличается боярин от дворянина.

Бояре - высшее сословие феодалов в Русском государстве в XI-XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Киевской Руси. С переходом от раннефеодальной монархии к феодальному обществу боярство усилилось. В н. XII в. бояре получили повышенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника. Бояре являли из себя новых гражданских феодалов и в Новгороде и Пскове победили старую военно-служилую знать - князей. Здесь боярство было элитарной прослойкой. Доходы бояр складывались от земельных вотчин, особенно крупных на новгородском севере. Особенности землевладения заключались в неразвитости вассалитета и боярство выступало как безусловный собственник земель. Бояре могли определять юридическую судьбу своих земель (дарить, менять, продавать) в условиях высокой товарности экономики, отсюда следует ещё одна особенность: отношения боярства с собственным зависимым населением строились на отношениях экономической зависимости. Однако в большинстве земель бывшей Киевской Руси князьям удалось подавить сепаратизм бояр и установить свою власть в форме монархии. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии. В XV в. - высший чин служилых людей по отечеству. Бояре потеряли право свободного перехода. Теперь они обязаны были служить не удельным князьям, а Великому князю Московскому, и присягать ему в этом. Он, в свою очередь имел право отнимать боярские вотчины, налагать опалы, лишать имущества и жизни. В н. XVIII в. слились с дворянством. Академик Греков Б.Д. писал: “Бояре нашей древности состоят из двух слоёв. Это наиболее богатые люди, называемые часто людьми “лучшими, нарочитыми, старейшими” - продукт общественной эволюции каждого данного места - туземная знать, а также высшие члены княжеского двора, часть которых может быть пришлого и неславянского происхождения. Терминология наших летописей иногда различает эти два слоя знати: “бояре” и “старцы”. “Старцы”, или иначе “старейшие”, - это и есть так называемые земские бояре. Летописец переводит латинский термин “senatores terrae” - “старци и жители земли” (Nobilis in portis vir ejus, guando sederit cum senatoribus terrae” - взорен бывает во вратех муж ее, внегда аще сядеть на сонмищи с старци и с жители земли). По возвращении посланных для ознакомления с разными религиями, Владимир созвал “бояри своя и старци”. “Никакого не может быть сомнения, - пишет по этому поводу Владимирский-Буданов, - что восточные славяне издревле (не зависимо от пришлых княжеских дворян) имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu,seniores, кметы и др.терминами”. Эти земские бояре отличаются от бояр княжеских. Владимир I созывал на пиры “боляр своих, посадников и старейшин по всем городам”, в своем киевском дворце он угощал “боляр, гридей, сотских, десятских и нарочитых мужей”. В Новгороде особенно ясно бросается в глаза наличие этих земских бояр. Когда в Новгороде при кн.Ярославе новгородцы в 1015 г. перебили варяжских дружинников, князь отомстил избиением их “нарочитых мужей”, составляющих здесь “тысячу”, т.е. новгородскую военную, не варяжскую организацию. В 1018 побежденный Болеславом Польским и Святополком Ярослав прибежал в Новгород и хотел бежать за море; новгородцы не пустили его и заявили, что готовы биться с Болеславом и Святополком, и “начаша скот сбирать от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен”. Совершенно очевидно, что новгородское вече обложило этим сбором не княжеских дружинников, которых в данный момент у Ярослава не было, потому что он прибежал в Новгород только с 4 мужами, а местное население, и в том числе бояр.Таких же местных бояр мы видим в Киеве. Ольговичи, нанесшие поражение киевскому князю Ярополку Владимировичу (сыну Мономаха) в 1136, как говорит летописец “яща бояр много: Давида Ярославича, тысяцкого, и Станислава Доброго Тудковича и прочих мужей. много бо бяше бояре киевкии изоймали”. Это были бояре киевские, а не Ярополковы, т.е. местная киевская знать Итак, бояре есть разные, точно так же, как и городские и сельские жители.”.

Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). Новгородская икона. XII век Wikimedia Commons

Рождение

Рождение мальчика в княжеской семье — веха в жизни всей династической линии, появление новых перспектив, надежду на которые старшие родствен-ники закладывают уже при имянаречении . Новорожденный княжич получает два имени — родовое (княжеское) и крестильное, оба выбираются с учетом негласных правил. Например, в домонгольской Руси действовал запрет на наречение именем живого родственника (отца или деда), а имена дядьев были наиболее актуальны.

В условиях постоянных разъездов княжич не всегда появлялся на свет в хоро-мах: например, Ипатьевская летопись рассказывает, как в 1174 году князь Рюрик Ростиславич ехал из Новгорода в Смоленск, и на полдороге в Лучине-городке княгиня родила сына, который получил «дедне имя» Михаил, а княжеское «дедне же имя» Ростислав, став полным тезкой своего деда.

Отец маленького Ростислава подарил ему Лучин городок, в котором он родился, и построил на месте его рождения церковь Святого Михаила. Основание храма в честь рождения наследника, особенно первенца, — прерогатива князей, обладающих наибольшей властью. Так, например, Мстислав Великий основал церковь Благовещения на Городище, развалины которой можно видеть и по сей день под Новгородом, в честь рождения своего первенца Всеволода, носившего крестильное имя Гавриил (одна из двух главных фигур Благовещения — архангел Гавриил). В свою очередь, Всеволод Мстиславич, когда у него родился сын, заложил «во имя сына своего» церковь Святого Иоанна.

Постриги

Постриги — социальная практика, присущая Руси и, вероятно, другим славянским народам. Благодаря сообщениям летописи о постригах сыновей Всеволода Большое Гнездо (1154-1212) Ярослава и Георгия мы узнаем, что совершался этот обряд, когда мальчику исполнялось два-три года, и заклю-чался он в пострижении первых волос и посажении на коня, причем некоторые исследователи предполагают, что княжич при этом был облачен в свои первые доспехи.

Посажение на коня символизировало начало вступления во взрослую, воинскую жизнь, демонстрировало физическую дееспособность человека. В противоположность этому при описании слабого от старости человека (например, в сообщении о смерти «старца доброго» Петра Ильича, сопрово-ждавшего князя Святослава) летописец характеризует его как уже неспособного сесть на коня.

Софийский собор. Великий Новгород. XI век В. Робинов / РИА «Новости»

В Новгородской первой летописи сообщается о том, что в 1230 году во время постригов Ростислава Михайловича, сына Михаила Всеволодовича Чернигов-ского, приехавшего с отцом в Новгород, сам архиепископ Спиридон «уя влас» (остриг волосы) княжичу. Совершался этот обряд в Софийском соборе — главном храме города, что, очевидно, служило делу укрепления позиций черниговских князей в Новгороде.

Первое правление

Первое правление под рукой отца часто начиналось очень рано. Упомянутого Ростислава Михайловича, только что прошедшего постриги, отец оставил в Новгороде одного под присмотром архиепископа Спиридона. В то время как отец вернулся в свой город Чернигов, присутствие сына в Новгороде представ-ляло здесь власть Михаила Всеволодовича, и хотя это еще не правление, но уже начало самостоятельной политической жизни.

Ярослав Владимирович, новгородский князь, послал своего сына Изяслава править в Великие Луки и защищать Новгород от Литвы («от Литвы оплечье Новгороду»), но на следующий год княжич скончался — одновременно со смертью своего брата Ростислава, который находился при отце в Новгороде. Не исключено, что оба они были отравлены сторонниками черниговских князей. Известно, что Изяслав умер в возрасте восьми лет, то есть его самостоятельное правление в Великих Луках началось, когда княжичу было всего семь лет.

Лаврентьевская летопись подробно сообщает о проводах Всеволодом Большое Гнездо его сына Константина (последнему было 17 лет) на первое княжение в Новгород. Провожать его выходит вся семья и горожане, отец дарит ему крест «сохранник и помощник» и меч «прещение (угроза) и опасение» и говорит напутственные слова.

Разумеется, молодому князю в первом правлении помогает авторитетный наставник. Так, например, в Киево-Печерском патерике говорится о том, что маленького Юрия (Георгия) Долгорукого на правление в Суздальскую землю сопровождает Георгий, и это совпадение имен, по-видимому, представлялось чем-то судьбоносным.

Сын князя — заложник

Не всегда роль наследника правителя помпезна и привлекательна. Иногда свое детство подросток вынужден проводить в стане прежнего врага своего отца. Эта традиция встречается и в других средневековых обществах. Например, когда норвежский конунг Олав Трюггвасон (963-1000) победил ярла Оркнейских островов Сигурда, сына Хлёдвира, последний крестился и крестил свой народ, а сына Сигурда, по прозвищу Собачка, Олав взял с собой. Пока сын ярла жил при дворе конунга, Сигурд выполнял свою клятву, но когда Собачка умер, Сигурд вернулся к язычеству и перестал подчиняться конунгу.

Благодаря русским летописям мы знаем, что сын Владимира Мономаха Святослав был в заложниках у половецкого князя Китана, и, когда дружина Ратибора подговорила Владимира напасть на людей Китана, самым опасным делом было выручить Святослава, который подвергался серьезному риску.

Огромные страдания черниговскому князю Святославу Всеволодовичу причинил захват Всеволодом Большое Гнездо его сына Глеба в плен. Святослав буквально обезумел: он нападает на своих прежних союзников Ростиславичей, затем собирает на срочный совет ближайших родственников — Ольговичей. К счастью, дело кончилось миром и свадьбой.

Участие в делах отца

Но не обязательно княжич расставался с близкими так рано. О многих Рюриковичах достоверно известно, что свою юность они провели рядом с отцом, участвуя в его делах и походах, постепенно перенимая политические и военные навыки. Как правило, такую картину можно видеть во время напряженного военного противостояния.

Геза II. Буквица из Chronicon Pictum. XIV век Wikimedia Commons

Ярослав Галицкий говорил Изяславу Мстиславичу: «Как твой сын Мстислав ездит у твоего правого стремени, так и я буду ездить у твоего левого». И Мстислав Изяславич действительно постоянно сопровождал родного отца в битвах, а кроме того, ездил по его поручению к союзникам — другим князьям и к венгерскому королю Гезе II, ходил походами на половцев.

Пока Мстислав был еще мал, перего-воры с венгерским королем вел младший брат Изяслава, Владимир.
Но наследник киевского князя взрослел и посте-пенно перенимал эту и другие функции, а дядю медленно отстраняли от дел.

Далеко не всегда первая самостоятельная деятельность княжича бывает успешна: не обходилось и без казусов. Так, Ипатьевская летопись сообщает о том, как венгерской дружине, которую вел Мстислав Изяславич на помощь отцу, у местечка Сапогыня прислал вино Владимир Андреевич, а затем на пьяных венгров напал Владимир Галицкий. Пришлось затем отцу Мстислава и венгерскому королю мстить за «избитую дружину».

Свадьба и появление детей

Свадьбу устраивал один из старших родственников — отец, дядя или даже дед. Удивительная особенность древнерусских свадеб — очень часто они устраи-вались попарно: два брата, две сестры или просто близкие родственники праздновали свадьбу одновременно. Так, например, в статье 6652 (1144) года Ипатьевской летописи говорится о том, что были выданы замуж две Всеволодковны (дочери Всеволода Мстиславича), одна — за Владимира Давыдовича, другая — за Юрия Ярославича.

Возраст, в котором вступали в брак, был по нашим меркам просто возмутительно ранним: например, дочь Всеволода Большое Гнездо Верхуслава вышла замуж за сына Рюрика Ростиславича Ростислава (того самого, который родился в Лучине городке) в возрасте всего восьми лет, но это был исключи-тельный случай даже для того времени. Летопись повествует о том, что ее отец и мать плакали, провожая невесту к жениху. Ростиславу же было 17 лет.

Если все складывается удачно, после свадьбы жених получает еще одного покровителя в лице тестя (так, например, упомянутый Ростислав, видимо, пришелся по душе Всеволоду Большое Гнездо: летописец сообщает о том, что зять приезжает к нему с военными трофеями и подолгу гостит), случается и так, что тесть по каким-то причинам оказывается ближе и важнее отца.

Появление детей в княжеской семье важно не только как перспектива далекого будущего: полноценная жизнь правителя немыслима без наследников.

Так, именно с отсутствием взрослых сыновей исследователи связывают уязвимость князя Вячеслава Владимировича (сына Владимира Мономаха), исключение его из активной политической жизни. Даже бояре говорят его младшему брату Юрию Долгорукому: «Брат твой не удержит Киев».

Однако и большое количество мальчиков в княжеской семье (у Юрия Долгорукого их было 11, а у Всеволода Большое Гнездо — девять) также влечет за собой множество сложностей, и в первую очередь встает вопрос о том, как наделить их в равной мере землями и остановить неминуемый передел власти.

Дмитриевский собор во Владимире. XII век Дворцовый храм Всеволода Большое Гнездо. Яков Берлинер / РИА «Новости»

Смерть отца

Смерть отца — серьезная веха в жизни любого князя. Успел или нет ваш отец побывать на киевском столе, обеспечил ли вам добрую славу среди горожан, как настроены его братья по отношению к вам и, что не менее важно, за кого выданы замуж ваши сестры — вот круг вопросов, от которых зависела жизнь теперь уже полностью самостоятельного князя.

Упомянутый выше Изяслав Мстиславич, отец Мстислава, имел не столь выгодное положение по родовому счету, но прекрасные возможности открывались перед ним именно благодаря бракам сестер и племянниц, которые выходили замуж за влиятельнейших правителей Европы и Руси, что сыграло заметную роль в успешной борьбе Изяслава за Киев.

Сразу после смерти отца его братья довольно часто стремятся захватить освободившийся стол и сферу влияния, оттеснить своих племянников. Всеволод Мстиславич, переведенный дядей Ярополком в Переяславль после смерти отца, был немедленно изгнан оттуда своим другим дядей — Юрием Долгоруким.

Чтобы сыновья не оказались в ущемленном положении по отношению к братьям их отца, появилась практика передачи детей «на руки» братьям: заключался договор, по которому один из двух братьев должен был помогать детям того, кто раньше умрет. Именно такой договор был заключен между Ярополком и отцом Всеволода, Мстиславом Великим. Дядя и племянник, отношения которых были скреплены таким образом, могли обращаться друг к другу «отец» и «сын».

Последняя воля князя

Довольно часто князья гибли в распрях или от болезни, происходило это скоротечно. Однако в тех ситуациях, когда правитель заранее предвидел свою кончину, он мог предпринять попытки повлиять на судьбы своих земель и своих родных после своего ухода в мир иной. Так, сильный и влиятельный черниговский князь Всеволод Ольгович сделал попытку передать полученный им в жестокой борьбе Киев брату, но потерпел поражение.

Еще более интересный случай описывает Галицко-Волынская летопись в конце XIII века: Владимир Василькович, известный устроитель городов и книжник, понимает, что тяжелая болезнь оставила ему не много времени.

Наследников у него не было — лишь единственная приемная дочка Изяслава; другие родственники вызывали у Владимира раздражение своим активным взаимодействием с татарами.

И вот Владимир из всех выбирает единственного наследника, двоюродного брата Мстислава Даниловича, и заключает с ним договор о том, что Мстислав будет заботиться после смерти Владимира о его семье, выдаст замуж приемную дочь только за того, за кого она захочет, а к его жене, Ольге, будет относиться как к матери.

За это Мстиславу передаются все земли Владимира, хотя порядок наследования предполагал, что они должны были быть поделены между другими родствен-никами. Завещанное Владимиром свершилось успешно, но ключевую роль в этом деле сыграла гарантия со стороны татар, которых так не любил сам Владимир. 

Русского средневекового боярина легко представит себе любой читатель: дородный, в неуклюжей парчовой шубе (даже если в комнате жарко натоплено или на дворе лето), в высокой меховой шапке, исступленно спорящий о месте за столом, вставляющий в свою речь то «дондеже», то «иже», то что-то вроде «должно-ть так, надежа-осударь»… Сколько таких бояр мы видели на теле- и киноэкранах и театральных подмостках! Куда хуже знает бояр специалист. Мы до сих пор не можем достоверно сказать даже, что означает этот… загадочный термин «бояре»

Существует не одна гипотеза о его происхождении. Искали славянские корни - то от «бой» (тогда выходит, что боярин - воин), то от «болий», то есть большой, ведь у южных славян слово звучит как «болярин». Предполагали корни тюркские и скандинавские. Ни одна из гипотез не доказана, но ни одна полностью и не опровергнута. А ведь известно: чем гипотез больше, тем меньше вероятности, что хоть одна из них справедлива. Ясно только, что слово это не общеславянское: встречается у южных и восточных славян, но его нет у западных.

На Руси бояр впервые упоминает договор князя с , заключенный около 911 года. Но потом о боярах не слышно примерно полтора- два века. В чем дело? Давно высказано предположение, что «бояре» - слово болгарское, а перевод византийско-русского договора на славянский язык делал болгарин и употребил привычное слово. Только в XII веке в статьях Пространной Русской правды мы встречаем отдельные косвенные упоминания бояр: в кодекс попали боярские холопы, боярские рядовичи (мелкие слуги-администраторы), боярские тиуны (управители).

Увы, не только происхождение термина «бояре», но и его смысл нельзя определить однозначно: ведь в разное время и на разных территориях так называли подчас весьма непохожие общественные группы. Богатые и знатные вельможи в средневековой Руси - бояре; в Молдавии в XVII веке - все феодалы, мелкие и крупные; в великом княжестве Литовском панцирными и путными боярами называли даже военных слуг, занимавших промежуточное положение между шляхтой и крестьянами. Но… вернемся к Руси.

Прежде чем двинуться вглубь веков, обратимся к единому государству, к XV-XVI векам. И сразу убедимся, что бояре - и здесь термин многозначный. В узком смысле слова это высокопоставленный служилый человек, получивший чин боярина, заседающей в Боярской думе. Бояре были не только в Думе великого князя (а затем царя), были свои бояре и у удельных князей, у митрополита, у некоторых архиепископов. Разумеется, и общественный вес их был неодинаков. После ликвидации удельного княжества удельный боярин обычно уже не входил в общерусскую Думу, терял «боярство». В общерусской Думе кроме бояр заседали и окольничие (ранг пониже), а с середины - второй половины XVI века - «думные дворяне». К ним ко всем порой также применялось название «бояре». Как установил А. А. Зимин, когда в ту пору говорили, что решение приняли «все бояре», имели в виду и окольничих, и думных дворян.

Сколько же было этих «всех бояр»? В общем, не так уж много. В удельные времена княжеские думы состояли из трех-четырех человек. Невелика была сначала и Дума единого государства. Когда в 1505 году вступил на престол Василий III, ему от отца осталось пять бояр и пять окольничих. Правда, в начале шестидесятых годов XVI века Боярская дума на недолгий срок невероятно разрослась - до 40 бояр и 16-18 окольничих, но к концу царствования в ней всего два с половиной десятка человек - 12 бояр, 6 окольничих и 7 думных дворян. Впрочем, в XVII веке Дума постоянно росла. Например, в 1678 году в ней числилось 42 боярина, 27 окольничих и 19 думных дворян.

Кроме этого узкого значения слова, существовало и другое, пошире. Откроем Судебник 1497 года, первый свод законов единого Русского государства. В статье «О землях суд» читаем: «А взыщет боярин на боярине…». В аналогичной статье Судебника 1550 года - та же формулировка. В судебных делах, спорах с соседними землевладельцами, черносошные крестьяне часто жалуются, что сосед хочет «ту твою государеву землю обоярити». Итак, вырисовывается еще одно значение загадочного термина - всякий землевладелец-вотчинник. Причем отнюдь не только крупный. Мы знаем по источникам множество вотчин, размеры которых ничтожны: одна-две деревни, а в деревне по два-три, а то и по одному двору. Именно этот смысл слова «боярин» привел, в конце концов, к тому, что всякого и вотчинника, и помещика стали называть барином, то есть тем же боярином. (К слову интересно выделялись ли средневековые бояре какими-то чисто внешними атрибутами престижа. Ведь, например, престижные часы Guess купить в Украине несложно в наше время, а какие были атрибуты престижа в те времена. Вполне возможно что та самая меховая шапка, носимая боярами и зимой и летом.)

Так о каких же боярах идет речь в этой статье? О боярах в научном значении этого слова, о крупных землевладельцах, происходивших из тех родов, которые зачастую «бывали в боярах», занимали боярские должности - наместников в больших уездах и городах, воевод, послов и посланников и т. д.

Но сразу же мы наталкиваемся на одно существенное различие уже внутри самой Руси. Нам хорошо известны новгородские бояре. Это наследственная замкнутая каста. Новгородским боярином нужно было родиться, им нельзя стать.

Характерна ли такая наследственность боярства для других русских земель? Обратим внимание на то, что новгородские бояре (вероятно, в какой-то степени еще и полоцкие) были независимы от княжеской власти, хотя и зависели (по крайней мере, новгородские) от веча. Встречается даже термин «земские бояре»: они упомянуты в Новгородской летописи под 1344 годом. В остальных же землях Руси бояре - всегда верхушка княжеской дружины, блистающее окружение князя, те, с кем князь «думает» о «строе земленем», то есть о делах страны. Не случайно в русском свадебном обряде жениха и невесту называют князем и княгиней, а гостей - боярами. «Бояре» и здесь выступают не сами по себе, а как окружение «князя». Особенности же новгородского боярства, вероятно, связаны со спецификой новгородского политического устройства - республиканского.

Бояре-дружинники не сразу стали землевладельцами. Первоначально этот верхний слой военных слуг князя жил за счет военной добычи и сбора дани. Когда же… боярские села появились на Руси?

Большинство ученых относят зарождение боярской вотчины в Приднепровье и Новгородской земле к XI-XII векам. Та же часть Русской земли, где впоследствии сложилось Русское государство, территория Волго-Окского междуречья, в XI и даже в XII веке была еще далекой периферией страны. Но с середины XII века и здесь, в Северо-Восточной Руси - в Ростовской, Суздальской, Владимирской землях, начинают упоминаться в летописях боярские села.

Страшное Батыево нашествие в тридцатых годах XIII века было бедствием для всей страны, в том числе для феодалов. Бояре-дружинники гибли вместе с князьями в кровопролитных битвах, при осаде городов: ведь они были профессиональными воинами. По родословным московских боярских семей XV-XVI веков легко заметить: большинство из них уходит своими корнями не глубже рубежа XIII-XIV веков. Те же бояре, кто знают своих предков, живших до Батыева нашествия,- пришельцы из других земель Руси, чаще всего из Новгорода, куда не дошли войска Батыя.

Вероятно, вражеское нашествие искусственно прервало в тридцатых годах XIII века уже начавшийся процесс складывания боярских вотчин - первые феодалы были просто истреблены. Но во второй половине XIII века этот процесс начался заново, а к XIV веку можно уже отнести расцвет боярского землевладения на северо-востоке Руси. Боярские вотчины были сначала невелики - своеобразные небольшие подсобные хозяйства для княжеских вассалов и слуг. Ведь в стране господствовало натуральное хозяйство, и потому не нужно было производить сельскохозяйственные продукты на рынок, зато необходимо иметь свое село, которое избавляло бы от закупок зерна и мяса, масла и молока. Покупать на стороне приходилось только заморские деликатесы и виноградные вина. И вотчина более крупная была первоначально просто не нужна.

Как бояре стали землевладельцами? Как «ничья», «божья» земля, земля общинная превратилась в частную собственность отдельных лиц? На этот вопрос мы никогда не сможем ответить окончательно, точно. И на то есть объективная причина: мы узнаем из источников о земельной собственности тогда, когда она уже сложилась, когда земли, принадлежащие феодалам, продаются, покупаются, когда их завещают наследникам или дарят.

И все же кое-какие основания для предположений у нас есть. Мы знаем, как складывалась земельная собственность в Новгороде, где бояре получали свои земли как пожалование от веча или покупали их у общин. Мы знаем, как образовывались владения монастырей: их дарили князья. Есть упоминания в некоторых родословных о том, что князья жаловали земли и боярам. Вероятно, большинство вотчин Северо-Восточной Руси - результат княжеских раздач. Именно «сверху» возникало боярское землевладение.

И, быть может, поэтому-то русский боярин был куда теснее связан со своим государем, чем западноевропейский барон, и значительно меньше такого барона связан со своими земельными владениями. Этот факт отразился даже в характере фамилий знати: фамилии французских и немецких дворян произведены, как правило, от названий их (при помощи предлогов «де» и «фон»); большинство же фамилий русских нетитулованных бояр происходит от имен или прозвищ их предков.

Многое было уже как бы запрограммировано тем, что своим существованием боярские вотчины обязаны великокняжеской власти: сравнительно раннее возникновение единого государства, суровость, подчас большая деспотичность, чем в других странах Европы, великокняжеской, а затем и царской власти.

Ответ оставил Гость

Славянские князья и их дружины часто упоминаются в византийских письменных источниках уже в VI веке нашей эры, в связи с войнами, которые вела против них империя.
По поводу происхождения слова «князь» существует много различных версий. Наиболее вероятной представляется следующая: титул князь (в древнерусском произношении «конязь») славянами ниоткуда не заимствован, а восходит ко временам родового строя и имеет первоначальное значение – основатель рода, глава рода. Не случайно ли в русской свадебной обрядности, корни которой уходят в далекое прошлое, жениха величают «князем», а невесту – «княгиней»? Предполагают, что само это слово строится от корня «кон» – что значит «основа», «начало». Корень этот присутствует до сих пор в словах «закон», «исконный» (изначальный), «кондовый» (основательный). Очень может быть, что слово «князь» восходит еще ко временам общности всех европейцев, поскольку у многих народов Европы также есть титулы, по звучанию весьма похожие и, вероятно, от того же корня произошедшие: «конунг» - у скандинавов, «кёниг» (король) у германцев, «конт» (граф) – у французов и англичан,- имеющие аналогичное значение – глава, вождь, предводитель.

Что касается дружин, то даже среди мирных земледельцев и пастухов всегда найдутся такие, кому скучен однообразный сельский труд, кому больше по душе оружие, дальние походы и битвы. Их называли «ратаи», «мужи», «храбры», «удальцы», «кметы». Из таких людей вокруг племенных вождей образовывались воинские братства профессиональных бойцов, мечом добывавших себе пропитание. Такое боевое содружество именовалось «дружиной», и было, по существу, регулярным войском тех далеких времен, немногочисленным, но хорошо вооруженным и обученным, находящимся в постоянной боевой готовности.

Главный принцип построения русской дружины формулировался так:

«Быти за один муж всем»
«Стояти за один до живота».

Некоторые из древних жизненных установок воина дошли до нас в виде пословиц:

«Не в силе Бог, а в правде»
«Смерть в бою – дело Божье»
«Не копьем побеждают, а уменьем»
«Что с бою взято, то свято»
«На живом – все заживет»

К числу значимых предметов для воина принадлежало, в первую очередь, его оружие, особенно меч. С ним обращались бережно и почтительно. Втыкать, к примеру, меч в землю считалось дурным тоном. Одна из самых крепких воинских клятв – клятва на клинке меча.
Особым почитанием на Руси был окружен также конь или, по древнерусски, «комонь» – не только пахарь и кормилец, но также мощное орудие войны. Примечательно, что конь никогда не ставился вровень с прочим домашним скотом. В сказках и былинах он неизменно верный друг и мудрый советчик, причем имеет все черты «вещего» животного. Даже просто сесть без спросу на чужого коня почиталось серьезным проступком, а уж конокрадство и вовсе было одним из самых тяжких преступлений, каравшееся очень сурово.

«Аще коневый тать, выдати его князю на поток, а клетный тать, то три гривны платити ему»…
«Аще кто сядет на чуж конь, не прошав, то за то три гривны»….
(Русская Правда Ярославичей)

Во второй половине IX века власть в Русской земле переходит к варяжским конунгам из династии Рюриковичей. Утвердившись сначала в Новгороде, а затем в Киеве, первые князья этого рода, начиная с Игоря Старого и Святослава, постепенно распространяют свое влияние на другие земли, посылая в главные города Руси своих сыновей в качестве наместников. К середине XI века вся Русская земля была поделена между их многочисленными потомками, управлявшими ее частями в порядке очередности по старшинству и на правах вассальной зависимости от киевского князя. С этой поры среди имен русских князей наряду со славянскими, становятся обычными и норманнские – Рюрик (Hrorekr), Олег (Helgi), Игорь (Ingvarr).

Чем занимались бояре?

  1. Бояре были самыми знатными людьми Русского государства 10-13 столетий. Они считались главными после князя. Бояре владели так называемыми вотчинами (от слова отче - отец) , то есть крупными земельными владениями. Во времена Киевской Руси бояре должны были служить в княжеском войске. Но они имели право переходить от одного князя к другому.
  2. Бояре:
    1) высший слой феодального общества в Русском государстве (наряду с великими и удельными князьями) 1017 вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Происхождение слова Бояре до конца не выяснено: одни исследователи производят его от бой (воитель) или болий (большой) , другие от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин) , от исландского boearmen (знатный человек) и т. д. Возникновение Бояре относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в 69 вв. В 1011 вв. Бояре разделялись на 2 слоя: княжеских княжих мужей (огнищане) и т. н. земских (старцы градские) потомков родоплеменной знати.

    Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к новому сюзерену и были полными господами (сеньорами) в своих вотчинах (право иммунитета) , имели вассалов. В период феодальной раздробленности 1215 вв. с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь Бояре, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. В Галицко-Волынском княжестве в 13 в. , Новгородской феодальной республике Бояре решали все дела с помощью боярских советов. Влияние Бояре в Черниговском, Полоцко-Минском, Муромо-Рязанском княжествах было настолько большим, что в них не смогла сложиться сильная великокняжеская власть. В борьбе с сеньориальным Бояре княжеская власть опиралась на служилых феодалов дворян, служащих бояр. Усиление великокняжеской власти со 2-й половины 14 в. привело к появлению бояр путных, которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление (конюший, сокольничий, чашничий и др.) . В 1415 вв. по мере складывания единого централизованного государства имущественные и политические права Бояре ограничивались (иммунитетные ограничения, стеснение и отмена к концу 15 в. права отъезда вассалов от сюзерена) , происходили изменения в социальном составе Бояре С образованием в конце 15 в. Русского централизованного государства социально-экономические и политические привилегии Бояре были значительно урезаны; великокняжеская (с середины 16 в. царская) власть настойчиво подавляла выступления тех Бояре, которые сопротивлялись е централизаторской политике. Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV. В 17 в. состав Бояре сильно изменился, многие знатные боярские роды вымерли, другие экономически ослабли, большое значение приобрели нетитулованные Бояре и дворянство. Благодаря этому в 17 в. происходило стирание различий между Бояре и дворянами, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладении, юридически оформленная в 1714.

    2) С 15 в. в Русском государстве высший чин среди служилых людей по отечеству. Звание Бояре давало право участвовать в заседаниях Боярской думы, было высшим думным чином. Отмена в 1682 местничества окончательно подорвала влияние Бояре Звание Бояре было отменено Петром I в начале 18 в.

    3) В бытовом значении Бояре в России 17 в. все феодалы-помещики для зависимого от них населения; позже это слово модифицировалось в понятия баре, барин.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта