Главная » Ядовитые грибы » Наталья Фёдоровна Меклин: биография.

Наталья Фёдоровна Меклин: биография.

Меклин Наташа

Меклин (Кравцова) Наталья Фёдоровна - старший лётчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант.

Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны ныне Полтавской области Украины в семье служащего. Русская. Член ВКП(б)КПСС с 1943 года. Жила в городах Харькове и Киеве (с 1965 года - город-герой). В 1940 году окончила среднюю школу и аэроклуб, в 1941 году - 1-й курс Московского авиационного института.

В Красной Армии с октября 1941 года. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года.

Старший лётчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии лейтенант Меклин Н.Ф. к декабрю 1944 года совершила 840 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в тылу врага, скоплений его живой силы и боевой техники, нанеся ему значительный урон.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Меклин Наталье Фёдоровне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4855).

В 1953 году отважная лётчица окончила Военный институт иностранных языков. С 1957 года гвардии майор Меклин Н.Ф. - в запасе, а затем в отставке. Член Союза писателей СССР. Жила в городе-герое Москве. Скончалась 5 июня 2005 года. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.

Награждена орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.

Её именем названы школы в городах Северодвинск, Смоленск, Полтава, Ставрополь. Почётная гражданка города Гданьск (Польша). Была зачислена в члены трудового коллектива цеха № 5 Производственного объединения "Оргсинтез" имени 60-летия СССР в городе Волжский Волгоградской области.

"Биография "

"Героини"

"От заката до рассвета"

"Из-за парты на войну"

И. Ракобольская, Н. Кравцова "Нас называли ночными ведьмами. Так вовал женский 46 гвардейский полкночных бомбардировщиков"

МЫ ТОЖЕ «ВОЙСКА ЮЖНОГО ФРОНТА»

Наталья Меклин:

"Ночью пришел приказ срочно улетать: к хутору под-ходили немецкие танки. Боевая работа была прервана, нам приказали лететь куда-то в юго-восточном направлении. У нас даже не оказалось карт нового района. Не успе-ли запастись. Штурман полка так и сказала:

- Площадка, куда мы должны лететь, находится за обрезом карты...

Известно было только одно: на новом месте будут давать зеленые ракеты. И еще мы знали, конечно, курс, который нужно держать.

Улетали поспешно. Собиралась гроза. Густые тучи за-волокли небо, сверкали молнии, освещая летную площад-ку, и весь хутор с острыми вершинами тополей, и поле. Все ближе гремел гром.

Непрерывно горел посадочный прожектор, и в его рассеянном свете клубилась пыль. Самолеты у летали в темноту, в непогоду.

Я летела с Ириной Себровой. Вместе со мной в зад-ней кабине сидела наш техник Валя Шеянкина. Было тесно и неудобно. Напуганные громом и блеском мол-ний, мы боялись шевельнуться. Я напряженно вглядыва-лась в темень, стараясь рассмотреть в окружавшей нас черноте зеленые огоньки ракет.

Через некоторое время самолёт вышел из грозы - она осталась в стороне.

На новое место прилетели с рассветом. Утром, голод-ные, стали опустошать бахчи. Со зверским аппетитом ели незрелые арбузы. Воды поблизости не было, поэтому и умываться пришлось арбузным соком.

Потом прятали самолеты в станице, ставили их по-ближе к домам и деревьям. Рулили прямо по улицам. Пыль, поднятая самолетами, стояла в воздухе сплошным туманом, толстым слоем оседала на лицах.

Внезапно сбор. Быстро строимся.

Начальник штаба полка Ракобольская читает приказ Народного комиссара обороны. Читает ровным, бесстраст-ным голосом, стараясь не выдать своего волнения. Из-редка она поднимает глаза и, продолжая говорить, сколь-зит взглядом по нашим лицам. В глазах у нее недоумение.

Войска Южного фронта оставили Дон... Позорно, пани-чески бегут... Тяжелая обстановка на юге страны... Ни ша-гу назад!..

Мы слушаем ужасные вещи. Страшные слова. Я чув-ствую, как стала ледяной струйка пота на спине. По телу забегали мурашки. На мгновение я закрываю глаза, и мне кажется, что сейчас грянет гром, и небо расколется на части. Уже слышны далекие раскаты, они приближаются...

Но ничего не происходит. Открыв глаза, я вижу все ту же тихую улицу, следы колес на мягкой пыли и поко-сившийся плетень. Из-за плетня с любопытством глядят на нас полосатые арбузы.

В полном молчании мы стоим усталые, голодные и плачем. Мы ведь тоже «войска Южного фронта» ...

"Перед праздником 7 ноября в женский авиаполк приехала ма-шина "Военторга" и помимо разных мелких товаров привезла не-сколько ящиков шампанского.

-Купить вино, но хранить до праздника! - распорядилась коман-дир полка Бершанская.

Неразлучная четверка - Ира Себрова, Наташа Меклин, Полина Гельман и Рая Аронова купили по бутылке каждая и отложили до праздничного вечера. Девушки никогда ранее не пробовали шам-панское, хотя слышали, что оно очень приятное, как "газировка". Соблазн был велик, и они решили попробовать купленное вино. Однажды утром, вернувшись с ночных полетов, подруги осмели-лись нарушить приказ. Взяли две бутылки, ушли в огород, подаль-ше от любопытных глаз, и там распили на четверых, закусив брю-квой, выкопанной тут же, на грядках. Шампанское им очень по-нравилось - сладкое, шипучее. Настроение резко улучшилось и захотелось сделать что-нибудь значительное, чтобы запомнилось надолго.

-Давайте произведем салют в честь нашей дружбы! - предложи-ла одна из них.

-Вот это здорово! - радостно воскликнули все участницы "до-срочного" праздника и достали свои наганы.

Несколько залпов в осеннее хмурое небо завершили "меропри-ятие".

После этой дружеской "попойки" девушки вернулись в общежи-тие в отличном настроении и начали готовиться к отдыху. Сняты портупеи, брошены на кровати кобуры и вдруг: бабах! Прогремел выстрел из нагана Наташи Меклин. Пуля просвистела у виска Поли-ны Гельман и попала в стену, сбив штукатурку. Все сели и замерли.

Вбежали девушки из соседних комнат.

-Что случилось, кто стрелял? - в недоумении спрашивали они.

-Случайный выстрел, ничего особенного, все нормально, все це-лы, - успокаивала всех Полина.

Просто курок сорвался с предох-ранителя, и револьвер выстрелил - бывает! - заключила она, укла-дывая Наташин наган в кобуру, но уже на предохранителе.

Все начали расходиться. В углу сидела Наташа и, не мигая, смот-рела на Полину.

Если бы я тебя убила, то сама тут же застрелилась бы! -тихо ска-зала она Полине, когда все девушки разошлись по своим комнатам.

Бершанской, конечно, кто-то доложил о случившемся, но серьезных мер, она решила не принимать, так как и без того вид у всех виновниц нарушения покоя был такой, что наказание не потребова-лось. Хмель мгновенно вылетел и про первый акт трагедии никто не догадался".

Р. Аронова

Герой Советского Союза Кравцова (Меклин) Наталья Федоровна

Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны, ныне Полтавской области, в семье служащего. Жила в Харькове и Киеве. В 1940 году окончила среднюю школу и аэроклуб, в 1941 году — 1-й курс Московского авиационного института. С октября 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

С мая 1942 года в действующей армии. К декабрю 1944 года старший лётчик 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии лейтенант Н. Ф. Меклин совершила 840 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в тылу врага, скоплений его живой силы и боевой техники, нанеся ему значительный урон. Во время Белорусской операции 1944 года бомбила скопления войск противника на реке Проня и Днепр, в районе Могилёва, Минска, Гродно.

23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза. Всего выполнила 982 успешных боевых вылета.

В 1953 году окончила Военный институт иностранных языков. С 1957 года Гвардии майор Н. Ф. Меклин — в запасе. Живёт в Москве. Почётная гражданка города Гданьск (Польша). Зачислена в члены трудового коллектива цеха № 5 ПО «Оргсинтез» имени 60-летия СССР в городе Волжский Волгоградской области.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта»; 12 медалями. Её именем названы школы в городах Северодвинск, Смоленск, Полтава, Ставрополь.

Школьные годы Наталья провела в Харькове и Киеве, где в 1940 году с отличием окончила среднюю школу № 79. В школе увлекалась спортивной гимнастикой, завоёвала вторые места в соревнованиях среди школьников Киева. Не раз занимала первые места на республиканских соревнованиях по стрельбе из малокалиберной винтовки и пистолета. Среди первых её наград — гитара и чернильный прибор из карельской берёзы.

В старших классах увлеклась планеризмом. Записалась в планерную школу при Киевском Дворце пионеров. После изучения теории ездила с друзьями в пригороды Киева, где с холмов летала на планерах. Поскольку вес у Натальи был небольшой, ей приходилось брать с собой в кабину мешочек с песком, на котором она сидела. Это было необходимо для правильной центровки.

Весной и летом 1940 года продолжила занятия в Киевском аэроклубе. Приходилось вставать ранним утром, чтобы ехать в Святошино на полёты. В это же время в школе были выпускные экзамены, и готовиться к ним Натальи приходилось в трамвае по дороге на аэродром и в промежутках между полётами.

В конце лета Наталья уехала в Москву поступать в авиационный институт. Поскольку она была отличницей, её приняли без экзаменов на 1-й курс самолётостроительного факультета. Поначалу учёба шла не очень хорошо, были «хвосты», которые приходилось пересдавать. В Москве Наталья много ходила в театры, на концерты, в обсерваторию.

В первый же день войны бомбёжке подвергся родной Киев, где остались родители и младший брат, а в начале июля 1941 года большой отряд студентов МАИ отправился копать противотанковые рвы в Орловскую и Брянскую области. В этом отряде была и Кравцова. На длинной трассе рва работали студенты многих вузов Москвы. Копали с утра до позднего вечера с перерывом на обед, который готовили дежурные. Лопатами выбрасывали землю, торф, глину — так, чтобы ров имел в глубину 3,5 метра. Пешком делали большие переходы по 30 — 40 километров с одного места на другое. Шли в жару босиком по пыльным дорогам, а над головой пролетали немецкие бомбардировщики — на Москву...

В институт вернулись в первых числах сентября, проработав 2 месяца вместо нескольких дней. Из Брянска уезжали последним поездом, город горел после бомбёжки.

В начале октября 1941 года стало известно, что знаменитая лётчица Герой Советского Союза набирает девушек в авиационную часть, чтобы воевать с врагами. Наталья пошла в ЦК комсомола, где проходил набор. Из разных городов прибывали сюда лётчицы из Гражданского Воздушного Флота, аэроклубов, техники, парашютистки.

Почти 2 недели провели в Академии имени Жуковского: здесь всем выдали обмундирование, разделили на группы, и 16 октября, когда немцы уже вплотную приблизились к Москве, лётчиц товарным поездом отправили в Энгельс в лётную школу. Позади остались 7 месяцев напряжённой учебы и тренировочных полётов — и 3 женских авиационных полка (истребительный, полк пикирующих бомбардировщиков и полк ночных лёгких бомбардировщиков) улетели на фронт. Эти полки провоевали всю войну, но единственным чисто женским полком остался полк ночных бомбардировщиков. Командиром полка была назначена Евдокия Давидовна Бершанская, опытный лётчик из гражданской авиации с 10-летним лётным стажем.

В мае 1942 года полк ночных бомбардировщиков прилетел в Донбасс. Труд Горняка — посёлок под Краснодоном — первая площадка, откуда Наталья Кравцова начала летать на боевые задания. Бомбили немцев на реке Миус, в Донбассе, на Дону. В середине лета под напором немецких танков, которые прорвали оборону, началось большое отступление советских войск. Немцы наступали двумя лавинами: к Сталинграду и к южным нефтяным районам Грозного и Баку. Лётные экипажи, отступая, ночью бомбили врага, а днём перебазировались на новую точку. Иногда срочно улетали ночью, прекратив полёты на задания, когда танки подходили к аэродрому... Так, отступая, полк оказался южнее Терека. Дальше к югу были высокие горы...

За 3 года женский полк прошёл боевой путь от Терека до Берлина. Бомбили немцев в предгорьях Кавказа, на Кубани, на Таманском полуострове, в Крыму, в Белоруссии, Польше и Германии. Летали ночью на лёгких тихоходных самолётах По-2, против которых действовали вражеские прожекторы, зенитки и ночные истребители. Бомбили переправы, огневые точки, скопления войск, укреплённые районы, штабы, железнодорожные станции и эшелоны, автомашины, самолёты на аэродромах... Девушки — лётчицы доставляли врагу столько вреда и хлопот, что они прозвали их «ночными ведьмами».

Полк также нёс немалые потери. Лётчицы погибали от огня зенитной артиллерии и атак истребителей. Самолёт легко загорался в воздухе, и вместе с ним горели экипажи: парашюты они стали брать в полёты только за полгода до конца войны. Всего полк потерял 31 лётчицу, 5 из которых посмертно были удостоены звания Герой Советского Союза. Те же, кто получал ранение, возвращались из госпиталя в полк и продолжали летать.

В настоящее время Н. Ф. Кравцова трудится над своей новой книгой воспоминаний — «Хроника лёгкого ночного бомбардировщика По-2, или 46-й Гвардейский женский полк». Вот как она описывает один из эпизодов своей фронтовой жизни:

«Задание — бомбить Багерово, железнодорожную станцию западнее Керчи. Сюда приходят немецкие эшелоны, подвозят к фронту оружие, снаряды, подкрепления.

Некоторое время самолёт летел выше облаков. „Пора снижаться,“ — сказала мой штурман Нина Реуцкая. Мы вышли из облаков на высоте 500 метров. Перед нами, как на ладони, лежала станция, наш ПО-2 тоже был отлично виден с земли. Я знала, что нам будет жарко: на высотках здесь стоят прожекторы, зенитки. Сейчас они затаились и молчат, выжидают... Это действует на нервы. Пора. Ещё секунда... Нет, две... Что же они медлят?

В таких случаях у меня в желудке появляется ощущение холода, как будто я проглотила лягушку. Лягушка — это страх. Обыкновенный противный страх, который нужно преодолеть: всё равно я пройду через всё то, что меня ждёт.

Включились 4 прожектора. Рявкнула первая зенитка. Вторая... Яркие вспышки приблизились к самолёту. Я выдерживаю курс: Нина бомбит по эшелону. Вокруг самолёта раскатисто, с сухим треском рвутся снаряды. Пахнет порохом, гарью. Бросая самолёт то в сторону, то вниз, стараюсь угадать, где разорвётся следующий снаряд...

Мы уходили на север, в море. Прожекторы не отпускали нас, пока мы не оказались низко над водой. Лучи совсем легли на землю. Наконец, погасли. Нина сказала: „Наташа, посмотри на плоскости“. Я увидела 2 большие дыры в нижнем крыле, насквозь просвечивало верхнее, лонжерон перебит, болтались как флаг куски перкали. Но самолёт летел, и все страхи были позади. Вдруг ноги мои затряслись, запрыгали, стуча о пол кабины. Я изо всех сил прижала их руками — не помогло. Постепенно всё прошло. Теперь мы летели в чистом небе — никакой облачности. Мирно светили звезды. Впереди на земле уже виднелись 3 неярких огонька. Там нас ждали. Там был наш дом».

46-й Гвардейский полк ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии получил почётное наименование Таманского, был награждён орденами Красного Знамени и Суворова 3-й степени, получил 22 благодарности Верховного Главнокомандования. Восемь раз Москва салютовала частям, среди которых назывался и полк подполковника Бершанской. 23 лётчицы получили звание Героя Советского Союза, а 2 — Героя России.

Боевые экипажи полка сделали в общей сложности 24 000 боевых вылетов, сбросили на врага 3 000 тонн бомбового груза. 982 боевых вылета на счету лётчицы полка, командира звена и знаменосца Наталии Кравцовой. Указом от 23 Февраля 1945 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Н. Кравцова окончила Военный институт иностранных языков (1948 — 1953 гг.), работала в информационном отделе Управления Генерального штаба Советской Армии переводчиком — референтом, затем в Издательстве военно — технической литературы на иностранных языках переводчиком, редактором. В отставку вышла в звании Гвардии майора.

С 1972 года — член Союза писателей. Ею изданы повести: «От заката до рассвета», "Вернись из полёта! ", «Из-за парты — на войну», «За облаками — солнце», «Госпитальная палата», «На горящем самолёте», а также очерки и рассказы. За сборник повестей "Вернись из полёта! " была удостоена медали имени Фадеева.

Знаменосец полка.

В феврале 1959 года в Краснознамённом зале Центрального Дома Советской Армии в Москве состоялась волнующая встреча молодых воинов и представителей общественности с бывшими лётчицами 46-го вардейского Таманского авиационного полка. Зал был переполнен. Под звуки марша в дверях появилось боевое Гвардейское полковое знамя. Его несла, как и в военные годы, знаменосец полка Наташа Меклин (ныне Кравцова). Зал аплодировал. Тяжёлый шёлк знамени мерно колыхался в такт чёткому шагу знаменосца. На алом полотнище блестели два боевых ордена.

Пройдя на сцену, Наташа Меклин застыла около знамени по стойке «смирно». На трибуну вышла бывший заместитель командира полка Серафима Тарасовна Амосова и начала рассказ о боевом пути полка. А Наташа, незаметно коснувшись щекой мягкого шёлка знамени, вспомнила, как она впервые несла его мимо чёткого строя своих боевых подруг, как командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская, склонившись на колено, целовала край знамени.

— Упорным трудом, отличной боевой работой завоевали мы звание Гвардейцев... — донеслись до Наташи слова Амосовой.

В перерыве к Наташе подошла пожилая женщина и, глядя на неё восхищённым взглядом, спросила с удивлением:

— Милая девушка, а сколько же тебе было лет, когда ты пошла на войну? Ты такая юная!

Стоявшая рядом Ира Себрова, самая близкая Наташина фронтовая подруга, посмотрела на неё и подумала: «И в самом деле, надеть бы сейчас на неё гимнастёрку и брюки, которые она носила во время войны, и опять выглядела бы Наташа мальчиком-подростком, каким она казалась в годы войны».

...Наташе Меклин было неполных 19 лет, когда над нашей страной пронеслось страшное слово: «Война!». В то памятное воскресное утро 22 июня 1941 года Наташа, сдав накануне последний экзамен за первый курс в МАИ, проснулась поздно. Проснулась она от ощущения быстрого падения. Ей снилось, будто бы она, как и год назад, летит на самолёте с инструктором. Под крылом блестит Днепр, вдалеке белеет большой красивый город — её родной Киев. Наташе хочется лететь дальше, выше.

«Меклин, ты строишь не „коробочку“, а египетскую пирамиду», — слышит она в переговорном аппарате строгий голос инструктора Касаткина. Она глянула вниз. И вот уже нет ни Днепра, ни Киева. Под ней голая, обожжённая земля и одинокая пирамида — совсем как в учебнике по истории. Она хочет получше рассмотреть пирамиду, склоняется за борт, самолёт кренится, входит в крутую спираль и падает, падает...

«Вот странно, — пробудившись, думает она, — сон повторил почти в точности то, что было. Даже египетскую пирамиду — ведь это было излюбленной поговоркой нашего инструктора».

Мысли как-то незаметно настроились на «обратный ход». Наташа вспомнила Киев, школьных товарищей, аэроклуб. Улыбнулась, припомнив свой первый и единственный прыжок с парашютом, когда её, тоненькую, худенькую девчонку, унесло ветром далеко от аэродрома. Её не сразу нашли в густой ржи, куда она приземлилась...

Как хорошо, что утомительные экзамены уже позади и она через несколько дней будет дома, увидит родителей, братишку, будет гулять с подругами по Крещатику, купаться в Днепре... Она весело вскочила с койки, включила радио.

«...Враг вероломно напал на нашу Родину...» — послышалось из репродуктора.

Не сразу дошёл до Наташи весь суровый смысл только что услышанного. Но дальнейшие слова диктора не оставляли никаких сомнений — началась война!..

Через несколько дней Наташа Меклин вместе со многими комсомолками МАИ уехала на трудовой фронт. В течение 3-х месяцев она с лопатой в руках исходила по Орловской и Брянской областям не один десяток километров, участвуя в создании оборонительных сооружений. Работать приходилось от зари до зари. Ныла спина, затекали и немели пальцы рук, горели на ладонях мозоли.

— Молодцы, девчата! — хвалил студенток руководитель работ. — Вы каждый день перевыполняете норму землекопа-мужчины.

«Это, конечно, хорошо, — думала Наташа, — но я хочу не с лопатой, а с оружием в руках участвовать в защите Родины».

Возвратившись в Москву, Меклин пошла в военкомат.

— Отправьте меня на фронт, — попросила она.

Военком удивлённо посмотрел на неё:

— А какая же у тебя военная специальность?

— Я пилот запаса. Окончила аэроклуб. Могу и медсестрой.

Военком, пожилой мужчина с глубокими морщинами на лице, видя, с каким нетерпением и надеждой ждёт его ответа эта несколько смущённая девочка, не захотел огорчать её категорическим отказом и, пытаясь перевести разговор на шутливый тон, сказал:

— Пойдёшь на фронт, дорогая. Только после меня.

— То есть... как? — не поняла Наташа.

— Да так. Что ж, ты думаешь, я девчонок буду отправлять на фронт, а сам буду сидеть вот здесь, в кабинете? Нет, милая, иди пока домой, а то мать небось уже волнуется за тебя.

И «милая» ушла. Только не домой, она записалась на курсы медсестёр.

Однажды, придя из двухдневного тренировочного похода, Наташа с удивлением заметила, что в институте царит какая-то непонятная суматоха.

— Что случилось? — спросила она у знакомой студентки, которая с бумажкой в руках спешила куда-то.

— Институт эвакуируется!

— А ты куда бежишь?

— В ЦК комсомола. Создается женская авиачасть под командованием Расковой. Я иду туда.

— А меня возьмут?

— Не знаю. Попытайся...

На другой день Наташа Меклин была в ЦК ВЛКСМ, где проходил отбор девушек в авиачасть Героя Советского Союза , а ещё через день она с рюкзачком в руках явилась на сборный пункт. Вечером Марина Михайловна Раскова вызывала по очереди всех девушек к себе в кабинет для беседы, в ходе которой решался вопрос, в какую группу следует определить каждую девушку.

Наташа не без волнения и робости вошла в кабинет. Ещё бы! Ведь она втайне надеялась, что её зачислят в лётную группу. Раскова внимательно посмотрела на неё. Небольшого роста, худенькая, с тонкими, миловидными чертами лица. Спокойный, мягкий взгляд умных серых глаз. Чёткие дуги чёрных бровей. Гладко зачесанные на прямой ряд каштановые волосы. «Совсем ещё девочка», — подумала она с нежностью.

— Я зачислю тебя в штурманскую группу, — сказала в конце беседы Раскова. — Для лётчика у тебя налёт маловат. Согласна?

Наташа понимала, что лётного опыта у неё практически нет. «Хорошо ещё, что штурманом берут, — утешала она себя. — Вон других девушек из МАИ назначили авиамеханиками, а это значит — прощай, небо! Да, штурманом тоже неплохо».

Она поспешно согласилась. Но всё же в самом сокровенном уголке своего сердца она затаила мечту стать лётчицей. И эта мечта сбылась. Правда, не сразу. Прошло больше года, прежде чем Наташа села в переднюю кабину лётчика и взяла управление самолётом в свои руки...

Наташа Меклин с первых же вылетов зарекомендовала себя как хороший, толковый штурман. Она была спокойна в воздухе, без суеты и нервозности выполняла все то, что положено выполнять штурману. И её первая лётчица, Маша Смирнова, строгая, требовательная, была вполне довольна своим «штурманёнком», как иногда ласково называла она Наташу.

Потом её назначили в экипаж Иры Себровой. Девушки быстро сдружились. Наташе всё нравилось в Ире: чуть застенчивая улыбка, открытый взгляд добрых карих глаз, мягкий юмор, спокойный оптимизм, лётный почерк. И Наташе казалось, что нет в полку лётчицы лучше, чем Ира.

Для успешного выполнения боевых заданий очень большое значение имеет слетанность экипажа. Наташа и Ира быстро достигли этого. Однажды — это было на Северном Кавказе — несколько экипажей, в том числе и экипаж Себровой — Меклин, получили задание уничтожить склад горючего, который находился в населённом пункте Малгобек, под Грозным. Наташа с Ирой вылетели первыми. В чёрном южном небе мерцали далёкие звёзды. Но их скупой свет не освещал землю. Над целью Наташа сбросила САБ, земля под самолётом осветилась.

— Ира, я вижу цистерны! — радостно воскликнула Наташа. — Вон они, около белых домиков!

— Ну, давай, Наташа, постарайся.

И Наташа постаралась. Бомбы гулко рванули, а в следующее мгновение на земле вспыхнул пожар, который полыхал всю ночь. Экипажи, бомбившие цель немного позже, добавили жару, и склад был полностью уничтожен.

Через 2-3 дня во фронтовой газете появился очерк о метком ударе ночных бомбардировщиков. Рядом был помещён фотоснимок двух девушек в лётной форме — Наташи Меклин и Иры Себровой.

Часто, возвращаясь с задания, Ира передавала управление самолётом штурману. Наташа всегда с нетерпением ждала момента, когда Ира скажет:

— Ну, бери, Наташа!

Поэтому, когда Меклин сказала ей, что хочет стать лётчицей, Ира не удивилась.

— Что ж поделаешь, жалко мне с тобой расставаться, но тебя ведь всё равно не удержишь. Иди, добивайся. Желаю тебе успеха!

Наташа Меклин и ещё 3 штурмана, мечтавшие стать лётчицами, обратились к заместителю командира полка Амосовой. Она обещала им помочь, тем более что лётчиц в полку не хватало. Составила программу тренировочных полётов и сама взялась за подготовку.

— Только учтите, девушки, что эта переподготовка не освобождает вас от боевых вылетов в качестве штурманов, — предупредила Амосова.

Не зря поётся в песне: «Кто хочет, тот добьётся!» Сбылась мечта Наташи: 18 мая 1943 года она полетела в свой 381 боевой вылет уже лётчицей!

Первые вылеты Наташи в качестве лётчика совпали с трудным периодом в боевой работе полка. Враг упорно сопротивлялся наступлению наших войск на Тамани. Его противовоздушная оборона была насыщена до предела. Он начал применять против самолётов По-2 новую тактику: фашистский ночной истребитель подходил к висящему в лучах прожекторов нашему маленькому самолёту и в упор расстреливал его. Так в одну ночь полк потерял 4 экипажа, погибло 8 девушек...

Наташа вместе со всеми глубоко переживала гибель боевых подруг. Её серые глаза, окаймлённые синевой от усталости и горя, глубоко запали, сделались тёмными.

— Наташа, ты повнимательнее летай, — осторожно советовала ей Ира Себрова.

Наташа понимала беспокойство подруги. Но разве можно уклониться от всех пуль и снарядов? Пробоины и дыры в самолёте стали появляться всё чаще и чаще.

— Не беспокойся, Ириночка, ничего со мной не случится. Я верю, что дождусь конца войны, потому что я очень этого хочу. А ведь мне всегда удавалось добиться того, чего хочу, — шутила Наташа.

В октябре 1943 года немецкие войска были сброшены с Таманского полуострова. За активное участие в боях за Тамань женский полк ночных бомбардировщиков получил наименование «Таманский».

Крым. Наташа знала его только по рисункам и кинокартинам. Он всегда представлялся ей солнечным, весёлым, в зелени виноградников, садов и пальм, с синей каймой моря, с белыми дворцами-санаториями. А он лежит вот сейчас под крылом самолёта тёмный, настороженный...

Наташа Меклин со штурманом Ниной Реуцкой летят бомбить врага на станции Багерово, под Керчью. Нина ещё моложе Наташи, и это её первые боевые вылеты. Она обожает свою лётчицу и безгранично верит ей.

Ночь лунная, но облачная. Они летят под самой нижней кромкой облаков. Высота — 600 метров.

«Маловато», — с тревогой думает Наташа.

Лётчицы женского полка уже успели узнать, что такое Багерово. Это целый лес прожекторов и шквал зенитного огня. Наташа понимает, что их самолёт заметен на светлом фоне облаков, поэтому время от времени она входит в облака. Вот и станция. Штурман сбрасывает САБ, и обе девушки, склонившись за борт, внимательно смотрят вниз. Станция забита эшелонами.

— Нина, целься точнее. Я ложусь на боевой курс, — говорит Наташа.

Услышав гул мотора в небе, включились прожекторы, нащупали самолёт и зажали его в ярком пучке лучей. Зенитки дружно набросились на освещенную цель. Наташа, стиснув зубы, старалась не отводить взгляда от приборной доски и с напряжением ждала момента, когда штурман сбросит бомбы. Вокруг их самолёта беспрерывно рвались снаряды. Появилось много пробоин в плоскостях.

«Почему это Нина так долго не сбрасывает бомбы? Уж не случилось ли что?» — думает Наташа.

В этот момент бомбы отделились от самолёта и полетели вниз. Девушки увидели сильный взрыв. Наташа стала энергично маневрировать, чтобы выйти из слепящих лучей прожекторов. Она бросает самолёт из стороны в сторону, резко скользит, но ничего не помогает. От всех этих маневров высота быстро падает — 400, 200, 100 метров... Девушки пытаются уйти в море, но ветер встречный, и самолёт, кажется, висит на одном месте.

Но вот и берег. Зенитки уже перестали стрелять. А прожекторы всё ещё держат По-2, хотя их лучи почти лежат на земле. Самолёт уходит всё дальше в море. Один за другим гаснут прожекторы — они уже бессильны. Пройдя ещё немного северным курсом, Наташа разворачивается и идёт с небольшим набором высоты вдоль берега. Опасность, кажется, миновала.

— Ну как? — спрашивает она штурмана. — Страшно?

— Знаешь, Наташа, когда стреляли, то я не думала о страхе, а вот сейчас стало страшно, даже колени дрожат.

— Ничего, это нормально. У меня тоже дрожат.

Когда девушки возвратились, их техник, Галя Пономаренко, осмотрев самолёт, сказала:

— Как это вы долетели на таком решете? Все плоскости изорваны, лонжерон перебит. Больше летать нельзя.

— Есть другой самолёт, — сказала командир полка. — Полетите ещё?

— Конечно, — ответили девушки.

— Только смотрите, чтоб ни одной пробоины не было, а то накажу, — пошутила она.

И девушки опять поднялись в ночное небо.

Они поднимались и сбрасывали бомбы на врага ещё много ночей, пока Крым не был освобождён. В последние дни пребывания в Крыму фашистам пришлось туго. Прижатые к морю южнее Севастополя, они в панике эвакуировались по морю и по воздуху. Единственный аэродром, который ещё оставался в их руках, лихорадочно работал день и ночь. Наша авиация наносила массированные удары по отступавшему врагу. Женский 46-й Гвардейский полк тоже принимал в этом участие. Наташа Меклин не раз вылетала на бомбёжку вражеского аэродрома. Вылеты были успешными и благополучными. Но вот однажды...

Вместе с Ниной Реуцкой они вылетели на задание, когда на землю опустилась ночь. Они решили в этот раз набрать побольше высоту, чтобы спокойно перевалить через горы, и потом с планирования ударить по аэродрому. Ещё на дальних подступах к цели девушки увидели, что включилось множество прожекторов, которые искали кого-то в ночном небе.

— Двадцать четыре прожектора, — подсчитала штурман.

Пора уже и снижаться. Наташа убирает газ и начинает бесшумно планировать. Впереди хорошо обозначается аэродром. Там горят стартовые огни, видно, как самолёты заходят на посадку, — им теперь уж не до маскировки. Огоньки старта подходят всё ближе, ближе... Наташа, увлекшись заманчивой целью, совсем забыла о том, что её самолёт планирует, снижается. И когда она бросила взгляд на высотомер, то не поверила своим глазам — 400 метров! У неё ёкнуло сердце. «Как же это я так увлеклась? — в растерянности подумала она. — Но давать газ нельзя: враг может услышать и помешать точно отбомбиться. Нужно планировать теперь до момента сбрасывания бомб»...

— Сейчас буду сбрасывать бомбы, — слышит Наташа голос своего штурмана.

«Давно пора, — подумала Наташа, — нужно скорее набирать высоту, а то как бы не сесть на вражеском аэродроме».

Бомбы так рванули, что самолёт подбросило: высота была слишком мала. На земле вспыхнул пожар. Наташа включила полный газ. Мотор взревел.

«Ну, сейчас дадут нам жару! — подумала каждая про себя. — Нас теперь и видно и слышно».

Но что за чудо? Прожекторы моментально выключились, перестали бить зенитки.

— Что это они, неужели нас испугались? — с удивлением спрашивает Нина Реуцкая.

— Не думаю. Просто они приняли, наверно, наш самолёт за свой. Мы ведь очень низко идём, нам создали условия для посадки.

— Нет уж, мы лучше пойдём на свой аэродром, хотя для этого нам нужно перелезть через горы, — говорит Нина.

Девушки благополучно вернулись на свой аэродром. А ведь могли бы и не вернуться: такие полёты редко проходят безнаказанно!

Кавказ, Крым, Черное море — всё осталось позади. Полк перелетел в Белоруссию. Несмотря на то что здесь не было ни гор, ни морей, полёты были по-своему трудными, сложными. И так уж отсюда повелось, что всякий раз перед началом напряжённой боевой ночи на аэродром выносилось Гвардейское знамя полка. Его всегда несла Наташа Меклин, крепко сжимая в руках древко. Развернутое знамя стояло потом на КП до самого утра, блестя пурпурным шёлком в скупом свете стартовых огней. А Наташа, уходя в очередной боевой вылет, думала: «Нужно выполнить задание так, чтобы быть достойной нести вперёд наше знамя».

Это было в Восточной Пруссии. Метёт февральская метель. Полк из-за непогоды не летает уже двое суток. Вечереет... Вдруг раздается команда:

— Боевые экипажи, в штаб для получения задачи!

Через 10 минут командир полка майор Бершанская ставила задачу:

— Нам нужно любой ценой доставить боеприпасы в пункт Н. На этом участке фронта создалась очень сложная обстановка. Вот здесь, — она указала карандашом на карте, — одна наша часть, выдвинувшись вперёд, практически оказалась отрезанной. Узкий перешеек, соединяющий эту часть с нашими войсками, простреливается противником. Бойцы заняли оборону, но у них кончились боеприпасы. Нам нужно сбросить им несколько ящиков с патронами. Сейчас вооруженцы подвешивают груз. Ваша задача: сбросить ящики в точно обозначенное место. Там будут выложены три костра. Полетят... — и Бершанская назвала несколько фамилий, среди которых была и фамилия Меклин.

Через несколько минут Наташа с Ниной Реуцкой были уже у самолёта.

— Что это вы делаете? — с удивлением спросила она вооруженцев, которые верёвками прикрепляли ящики на плоскостях.

— Подвесить груз к замкам бомбодержателей оказалось невозможным, — пояснила подошедшая инженер полка по вооружению Стрелкова, — поэтому пришлось положить ящики прямо на плоскости. Штурману стоит только потянуть за конец верёвки, и они, высвободившись из петли, соскользнут с крыла.

— Вы уверены, что соскользнут? — с сомнением спросила Меклин.

— Ну, хорошо. Садись, Нина, полетим, — сказала Наташа, обращаясь к своему штурману. — Да смотри не забудь: тебе нужно будет дёргать не за шарики бомбосбрасывателей, а за верёвку...

По ночному небу неслись лохматые серые тучи, и лишь кое-где в небольших просветах мелькали бледные звёзды. Минут через 10 пошёл мокрый снег. Самолёт начал покрываться тонкой ледяной коркой, но две девушки продолжали полёт. На крыльях своего маленького самолёта они несли помощь нашим бойцам, попавшим в беду.

— Наташа, подходим к линии фронта, — сообщила штурман.

Впереди еле заметно засветились 3 оранжевые точки.

— А вон и костры, Нина, видишь?

— Да, мы вышли точно на них.

Наташа убрала газ и начала планировать. Штурман держала наготове концы верёвок. Высота — метров 20 — 30. Костры уже под мотором. Штурман дёргает за верёвки, но ящики будто примёрзли к плоскостям, не хотят падать вниз. Меклин разворачивается и снова заходит на цель. Реуцкая ещё энергичнее дёргает за верёвки, а ящики лежат.

— Что же делать? — спрашивает лётчица.

— Знаешь что, Наташа? Я вылезу на плоскость и столкну их. Другого выхода нет.

— Ты с ума сошла! Да тебя сдует с плоскости!

— Не сдует! Я буду держаться!

Реуцкая привстала с сиденья и перекинула ногу через борт кабины.

Наташа понимала, что штурман приняла правильное решение, но она понимала также и то, что из-за одного неосторожного движения Нина могла сорваться и полететь вниз. Но ведь ящики-то надо сбросить!

И Наташа молча согласилась, уменьшила скорость и с огромным напряжением, с величайшей осторожностью стала снова заходить на костры. Оглянувшись, она увидела, как ящики от толчков отважного штурмана соскользнули с трапа. Нина перелезла на другое крыло. Наташа сделала плавный разворот и опять зашла на 3 огонька. На лбу у неё выступил холодный пот, руки онемели от напряжения: трудно пилотировать, когда знаешь, что малейшая неточность может стоить жизни боевой подруге.

Наконец все ящики были сброшены. Штурман села в кабину, и Меклин услышала по переговорному аппарату её голос:

— Всё в порядке, Наташа, можно лететь домой.

Они сделали ещё круг над кострами. Видно было, как внизу бегали люди, махали руками, выражая, наверное, радость и благодарность.

Обратный путь был тоже не лёгок. Повалил густой снег, небо и земля слились в одну серую, густую мглу. Пришлось пилотировать по приборам, а это не так-то легко на По-2. Еле нашли свой аэродром. Мобилизуя всё своё внимание, Наташа зашла на посадку, плавно коснулась лыжами укатанной снежной полосы, которая уже успела покрыться сырым, рыхлым снегом. Едва зарулили они на стоянку, как к самолёту подошла инженер по вооружению, с нетерпением ожидавшая их прилёта:

— Ну как, девушки? Легко сбросились ящики?

Наташа смертельно устала. Теперь, после пережитого волнения и огромного напряжения, всё тело её расслабилось, хотелось покоя, и не было, кажется, сил даже шевелить языком. Она односложно ответила:

— Ваша верёвочная система не сработала. Нина вылезала из кабины. Сталкивала ящики руками. И ногами...

Понимая состояние девушек, инженер молча отошла от самолёта.

Наташа Меклин была достойным знаменосцем полка. Об этом красноречиво говорят боевые ордена и медали, которыми она награждена. Об этом говорит и «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Она получила эту высшую награду 8 марта 1945 года. А через 2 месяца кончилась война. К этому моменту у Наташи на боевом счету было 982 вылета. Она немножко жалела, что ей не удалось «сравнять счёт».

— Ничего, — сказала ей Ира Себрова, — ты вполне свела свои счёты с фашистами, с лихвой отомстила им за свой разрушенный Киев.

982 боевых вылета сложились в подвиг, который совершила Наташа Меклин в годы Великой Отечественной войны.

Р. Е. Аронова. Герой Советского Союза.

(Из материалов сборника «Героини. Выпуск 1.» Москва, Политиздат, 1969 год.)

Герой Советского Союза, член Союза писателей СССР, почетная гражданка города Гданьск (Польша)

Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны Полтавской области на Украине. Супруг – Кравцов Юрий Фёдорович (1924–1994). Сын – Кравцов Дмитрий Юрьевич.

Школьные годы Наташа провела в Харькове и Киеве, где в 1940 году с отличием окончила среднюю школу №79. В школе увлекалась спортивной гимнастикой, завоевала вторые места в соревнованиях среди школьников Киева. Не раз занимала первые места на республиканских соревнованиях по стрельбе из малокалиберной винтовки и пистолета. Среди первых ее наград – гитара и чернильный прибор из карельской березы.

В старших классах она увлеклась планеризмом. Записалась в планерную школу при Киевском Дворце пионеров. После изучения теории ездила с друзьями в пригороды Киева, где с холмов летала на планерах. Поскольку вес у Наташи был небольшой, для правильной центровки ей приходилось брать с собой в кабину мешочек с песком, на котором она сидела.

Весной и летом 1940 года она продолжила занятия в Киевском аэроклубе. Приходилось вставать ранним утром, чтобы ехать в Святошино на полеты. В это же время в школе были выпускные экзамены, и готовиться к ним Наталии приходилось в трамвае по дороге на аэродром и в промежутках между полетами.

В конце лета Наталия уехала в Москву поступать в авиационный институт. Поскольку она была отличницей, ее приняли без экзаменов на 1-й курс самолетостроительного факультета. Поначалу учеба шла не очень хорошо, были «хвосты», которые приходилось пересдавать. Но она много ходила в московские театры, на концерты, в обсерваторию.

В первый же день войны бомбежке подвергся родной Киев, где остались родители и младший брат, а в начале июля 1941 года большой отряд студентов МАИ отправился копать противотанковые рвы в Орловскую и Брянскую области. В этом отряде была и Наташа Меклин. На длинной трассе рва работали студенты многих вузов Москвы. Копали с утра до позднего вечера с перерывом на обед, который готовили дежурные. Лопатами выбрасывали землю, торф, глину – так, чтобы ров имел в глубину три с половиной метра. Пешком делали большие переходы по 30–40 километров с одного места на другое. Шли в жару босиком по пыльным дорогам, а над головой пролетали немецкие бомбардировщики – на Москву...

В институт вернулись в первых числах сентября, проработав два месяца вместо нескольких дней. Из Брянска уезжали последним поездом, город горел после бомбежки.

В начале октября 1941 года стало известно, что знаменитая летчица Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова набирает девушек в авиационную часть, чтобы воевать с фашистами. Наташа пошла в ЦК комсомола, где проходил набор. Из разных городов прибывали сюда летчицы из Гражданского воздушного флота, аэроклубов, техники, парашютистки. Ее взяли.

Две недели провели в Академии имени Жуковского: здесь всем выдали обмундирование, разделили на группы, и 16 октября, когда немцы уже вплотную приблизились к Москве, летчиц товарным поездом отправили в Энгельс в летную школу. Семь месяцев напряженной учебы и тренировочных полетов – и три женских авиационных полка (истребительный, полк пикирующих бомбардировщиков и полк ночных легких бомбардировщиков По-2) улетели на фронт. Все три полка провоевали до конца войны, но единственным чисто женским полком остался полк ночных бомбардировщиков. Командиром полка была назначена Евдокия Давидовна Бершанская, опытный летчик из гражданской авиации с десятилетним летным стажем.

В мае 1942 года полк ночных бомбардировщиков По-2 прилетел в Донбасс. Труд Горняка – совхоз-поселок под Краснодоном – стал первой площадкой, откуда Наталия Меклин начала летать на боевые задания. Бомбили немцев на реке Миус, в Донбассе, на Дону. В середине лета под напором немецких танков, которые прорвали оборону, началось большое отступление советских войск. Немцы наступали двумя лавинами: к Сталинграду и к южным нефтяным районам Грозного и Баку. Летные экипажи, отступая, ночью бомбили врага, а днем перебазировались на новую точку. Иногда срочно улетали ночью, прекратив полеты на задания, когда танки подходили к аэродрому. Так, отступая, полк оказался южнее Терека. Дальше к югу были высокие горы.

За три года женский полк прошел боевой путь от Терека до Берлина. Бомбили немцев в предгорьях Кавказа, на Кубани, на Таманском полуострове, в Крыму, в Белоруссии, Польше и Германии. Летали ночью на легких тихоходных самолетах ПО-2, против которых действовали вражеские прожекторы, зенитки и ночные истребители. Бомбили переправы, огневые точки, скопления войск, укрепленные районы, штабы, железнодорожные станции и эшелоны, автомашины, самолеты на аэродромах. Девушки-летчицы доставляли фашистам столько вреда и хлопот, что они прозвали их «ночными ведьмами».

Полк также нес немалые потери. Летчицы погибали от огня зенитной артиллерии и атак истребителей. Самолет легко загорался в воздухе, и вместе с ним горели экипажи: парашюты им выдали только за полгода до конца войны. Всего полк потерял тридцать одну летчицу, пять из которых посмертно удостоены звания Герой Советского Союза. Те же, кто получал ранение, возвращались из госпиталя в полк и продолжали летать.

Приведем один из эпизодов фронтовой жизни Наталии Меклин, описанный ею самой в одной из книг.

«Задание – бомбить Багерово, железнодорожную станцию западнее Керчи. Сюда приходят немецкие эшелоны, подвозят к фронту оружие, снаряды, подкрепления.

Некоторое время самолет летел выше облаков. «Пора снижаться», – сказала мой штурман Нина Реуцкая. Мы вышли из облаков на высоте пятисот метров. Перед нами, как на ладони, лежала станция, наш По-2 тоже был отлично виден с земли. Я знала, что нам будет жарко: на высотках здесь стоят прожекторы, зенитки. Сейчас они затаились и молчат, выжидают... Это действует на нервы. Пора. Еще секунда...Нет, две... Что же они медлят?

В таких случаях у меня в желудке появляется ощущение холода, как будто я проглотила лягушку. Лягушка – это страх. Обыкновенный противный страх, который нужно преодолеть: все равно я пройду через все то, что меня ждет.

Включились четыре прожектора. Рявкнула первая зенитка. Вторая... Яркие вспышки приблизились к самолету. Я выдерживаю курс: Нина бомбит по эшелону. Вокруг самолета раскатисто, с сухим треском рвутся снаряды. Пахнет порохом, гарью. Бросая самолет то в сторону, то вниз, стараюсь угадать, где разорвется следующий снаряд...

Мы уходили на север, в море. Прожекторы не отпускали нас, пока мы не оказались низко над водой. Лучи совсем легли на землю. Наконец, погасли. Нина сказала: «Наташа, посмотри на плоскости». Я увидела две большие дыры в нижнем крыле, насквозь просвечивало верхнее, лонжерон перебит, болтались как флаг куски перкали. Но самолет летел, и все страхи были позади. Вдруг ноги мои затряслись, запрыгали, стуча о пол кабины. Я изо всех сил прижала их руками – не помогло. Постепенно все прошло. Теперь мы летели в чистом небе – никакой облачности. Мирно светили звезды. Впереди на земле уже виднелись три неярких огонька. Там нас ждали. Там был наш дом».

46-й полк ночных бомбардировщиков 4-й воздушной армии стал гвардейским, получил почетное наименование Таманского, был награжден орденами Красного Знамени и Суворова III степени, получил 22 благодарности Верховного Главнокомандования. Восемь раз Москва салютовала частям, среди которых назывался и полк подполковника Бершанской. 23 летчицы получили звание Героя Советского Союза, две – Героя России.

Боевые экипажи полка сделали в общей сложности 24 тысячи боевых вылетов, сбросили на врага три тысячи тонн бомбового груза. 980 боевых вылетов на счету летчицы полка, командира звена Наталии Меклин. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Наталия Фёдоровна Меклин была удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны она окончила Военный институт иностранных языков (1948–1953). В январе 1956 года вышла замуж за Юрия Фёдоровича Кравцова и взяла его фамилию. Юрий Фёдорович тоже был участником Великой Отечественной войны, летчиком бомбардировочной авиации; впоследствии стал видным организатором работ по вводу в эксплуатацию космических средств, начальником 1-го управления Главного управления космических средств Генерального штаба Вооруженных сил СССР, генерал-лейтенантом в отставке, лауреатом Ленинской премии.

К сожалению, из-за того, что (по словам Юрия Фёдоровича) каждый из супругов «был в семье командиром», брак сохранить не удалось.

На немногих фотографиях военного времени – хрупкая прекрасная девушка. Герой Советского Союза летчица Раиса Ермолаевна Аронова писала о Наталии Кравцовой так: «В феврале 1959 года в Краснознамённом зале Центрального Дома Советской Армии в Москве состоялась встреча молодых солдат и представителей общественности с бывшими летчицами 46-го гвардейского Таманского авиационного полка. Зал был переполнен. Под звуки марша в дверях появилось боевое Гвардейское полковое знамя. Его несла, как и в военные годы, знаменосец полка Наташа Меклин. Зал аплодировал. Тяжелый шелк знамени мерно колыхался в такт четкому шагу знаменосца. На алом полотнище блестели два боевых ордена.

В перерыве к Наташе подошла пожилая женщина и, глядя на нее восхищенным взглядом, спросила с удивлением: «Милая девушка, а сколько же тебе было лет, когда ты пошла на войну? Ты такая юная!» Стоявшая рядом Ира Себрова, самая близкая Наташина фронтовая подруга, посмотрела на нее и подумала: «И в самом деле, надеть бы сейчас на нее гимнастерку и брюки, и опять выглядела бы Наташа мальчиком-подростком, каким она казалась в годы войны» (сборник «Героини. Выпуск 1.», М., Политиздат, 1969).

Наталия Фёдоровна работала в информационном отделе Управления Генштаба Советской Армии переводчиком-референтом. Затем в Издательстве военно-технической литературы на иностранных языках переводчиком, редактором. В отставку вышла в звании майора в сентябре 1957 года и поселилась в Москве.

В 1972 году она стала членом Союза писателей СССР. Изданы ее повести: «От заката до рассвета» (М., 1968), «В ночном небе» (М., 1972), «Вернись из полета!» (М., 1979), «Из-за парты – на войну» (М., 1976), «За облаками – солнце» (М., 1982), «Госпитальная палата», «На горящем самолете» (М., 1968), «В ночном полете» (М., 1979), «Цель – Багерово» (М., 1995), очерки и рассказы. За сборник повестей «Вернись из полета!» она была удостоена медали имени Александра Фадеева.

Герой Советского Союза Наталья Фёдоровна Кравцова (Меклин) награждена орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета», двенадцатью медалями. Почетная гражданка города Гданьск (Польша). Памятный знак Н.Ф. Меклин (Кравцовой) установлен в городе Лубны. Именем Натальи Фёдоровны названы школы в городах Северодвинск, Смоленск, Полтава, Ставрополь. Она была зачислена в члены трудового коллектива цеха № 5 Производственного объединения «Оргсинтез» имени 60-летия СССР в городе Волжский Волгоградской области.

Наталья Фёдоровна Меклин (Кравцова) - советский офицер, военный лётчик, во время Великой Отечественной войны старший лётчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант.
Биография
Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны, Полтавской области на Украине.
Школьные годы Наталья Федоровна провела в Харькове и Киеве, где в 1940 году с отличием окончила среднюю школу № 79. В старших классах увлеклась планеризмом. Записалась в планерную школу при Киевском Дворце пионеров. В 1941 году окончила 1-й курс Московского авиационного института.
В начале октября 1941 года была зачислена по личному заявлению в женскую авиационную часть, формируемую по инициативе Героя Советского Союза М. М. Расковой. Авиачасть включала три женских авиационных полка: истребительный, полк пикирующих бомбардировщиков и полк ночных лёгких бомбардировщиков По-2).
На счету командира звена Натальи Кравцовой - 980 боевых вылетов.
Указом от 23 февраля 1945 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 4855). После войны Н. Кравцова окончила в 1953 году Военный институт иностранных языков (1948-1953).
Работала в информационном отделе Управления Генштаба Советской Армии переводчиком-референтом; затем в Издательстве военно-технической литературы на иностранных языках переводчиком, редактором. В отставку вышла в звании майора.
С 1972 года - член Союза писателей. Жила в Москве.
Член Клуба Товарищей «Военного института иностранных языков Красной Армии» (ВИИЯ КА).
Любила классическую литературу («Война и мир» Л. Н. Толстого, «Сага о Форсайтах» Голсуорси, музыку (Бетховен, Шостакович), балет («Жизель»). Любимые кинофильмы - «Белое солнце пустыни», «Служили два товарища», «Тихий Дон». Из актёров выделяла Жана Габена, Софи Лорен, Галину Уланову. Любимый вид спорта - спортивная гимнастика.
Скончалась 5 июня 2005 года. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.
Её именем названы школы в городах Северодвинск, Смоленск, Полтава, Ставрополь. Почётная гражданка города Гданьск (Польша). Была зачислена в члены трудового коллектива цеха № 5 Производственного объединения "Оргсинтез" имени 60-летия СССР в городе Волжский Волгоградской области.
Награды
* Медаль «Золотая Звезда» № 4855 Героя Советского Союза (23 февраля 1945)
* Орден Ленина (23 февраля 1945)
* Три Ордена Красного Знамени
* Два Ордена Отечественной войны
* Орден Красной Звезды
* Орден «Знак Почета»
* 12 медалей
Сочинения
Повести:
* От заката до рассвета. М., 1974
* Из-за парты - на войну. М., 1976
* Вернись из полёта! М., 1979
* За облаками - солнце
* Госпитальная палата
* На горящем самолёте
Сборник повестей «Вернись из полёта!» был удостоен медали имени Фадеева.
Наталья Фёдоровна - автор большого количества очерков и рассказов.

Наталья Фёдоровна Меклин (Кравцова) - советский офицер, военный лётчик, во время Великой Отечественной войны старший лётчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант.
Биография
Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны, Полтавской области на Украине.
Школьные годы Наталья Федоровна провела в Харькове и Киеве, где в 1940 году с отличием окончила среднюю школу № 79. В старших классах увлеклась планеризмом. Записалась в планерную школу при Киевском Дворце пионеров. В 1941 году окончила 1-й курс Московского авиационного института.
В начале октября 1941 года была зачислена по личному заявлению в женскую авиационную часть, формируемую по инициативе Героя Советского Союза М. М. Расковой. Авиачасть включала три женских авиационных полка: истребительный, полк пикирующих бомбардировщиков и полк ночных лёгких бомбардировщиков По-2).
На счету командира звена Натальи Кравцовой - 980 боевых вылетов.
Указом от 23 февраля 1945 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 4855). После войны Н. Кравцова окончила в 1953 году Военный институт иностранных языков (1948-1953).

Работала в информационном отделе Управления Генштаба Советской Армии переводчиком-референтом; затем в Издательстве военно-технической литературы на иностранных языках переводчиком, редактором. В отставку вышла в звании майора.
С 1972 года - член Союза писателей. Жила в Москве.
Член Клуба Товарищей «Военного института иностранных языков Красной Армии» (ВИИЯ КА).
Любила классическую литературу («Война и мир» Л. Н. Толстого, «Сага о Форсайтах» Голсуорси, музыку (Бетховен, Шостакович), балет («Жизель»). Любимые кинофильмы - «Белое солнце пустыни», «Служили два товарища», «Тихий Дон». Из актёров выделяла Жана Габена, Софи Лорен, Галину Уланову. Любимый вид спорта - спортивная гимнастика.
Скончалась 5 июня 2005 года. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.
Её именем названы школы в городах Северодвинск, Смоленск, Полтава, Ставрополь. Почётная гражданка города Гданьск (Польша). Была зачислена в члены трудового коллектива цеха № 5 Производственного объединения "Оргсинтез" имени 60-летия СССР в городе Волжский Волгоградской области.
Награды
* Медаль «Золотая Звезда» № 4855 Героя Советского Союза (23 февраля 1945)
* Орден Ленина (23 февраля 1945)
* Три Ордена Красного Знамени
* Два Ордена Отечественной войны
* Орден Красной Звезды
* Орден «Знак Почета»
* 12 медалей
Сочинения
Повести:
* От заката до рассвета. М., 1974
* Из-за парты - на войну. М., 1976
* Вернись из полёта! М., 1979
* За облаками - солнце
* Госпитальная палата
* На горящем самолёте
Сборник повестей «Вернись из полёта!» был удостоен медали имени Фадеева.
Наталья Фёдоровна - автор большого количества очерков и рассказов.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта