Остановилось сердце певца земли Кольской Николая Владимировича Колычева. 10 июня Мурманск провожал его в жизнь вечную. Днём раньше с ним простилась Кандалакша, город, который он очень любил и где часто бывал. Вечером тело усопшего было доставлено в храм Спас на Водах, где всю ночь над ним читалась Псалтирь. Заупокойную литургию возглавил митрополит Мурманский и Мончегорский Симон в сослужении духовенства. Отпевание также возглавил владыка. Такой чести удостаиваются немногие. Николай Владимирович всей своей жизнью стремился к Богу, писал пронзительные стихи о Вере и церкви. Многих его произведения привели под своды храма. Священники в торжественных белых одеяниях провожали душу поэта в последний путь. К небесам возносилась молитва, в руках присутствующих струились огоньки свечей, храм наполнялся запахом ладана, сквозь стёкла окон проникал солнечный свет, казалось, что в эти минуты приоткрылась дверь между земным и небесным… И прихожане, и даже священники не могли сдержать слёз. Эти очень трогательные и возвышенные минуты запомнятся надолго. В заключение владыка Симон прочитал разрешительную молитву и сказал несколько слов в утешение собравшимся.
Очень жаль, что такие талантливые люди не востребованы в нашей стране и признание получают только после смерти. У Бога смотрение на талантливых людей особое. С одной стороны талант - это Божий дар, с другой стороны - это обязанность передать его другим, донести до людей. Николай его реализовал. Он был очень талантливым и сильным человеком и находил силы не убегать из страны расстояние от Мурманска до Кандалакши. Он не сокрыл свой талант Свои стихи и всего себя не отрывал от родной земли, от народа. Талант его останется с нами. Очень жаль, что мы не услышим из его уст новые стихи и песни. Не будет новых острых бесед с ним о возвышенном. В утешение остаются его стихи, которые будут нас вдохновлять и по которым мы будем научаться жизни.
Прощание продолжилось в доме культуры имени Кирова. У гроба поэта, сменяя друг друга, в почётном карауле несли последнюю вахту близкие и друзья поэта, литераторы, библиотекари, творческая интеллигенция, почитатели таланта поэта. Было сказано много тёплых слов об ушедшем. Ещё совсем недавно он читал свои стихи на творческих вечерах, исполнял песни под гитару, общался с друзьями, трудно представить, то мы больше не услышим новых стихов из его уст. Затем скорбная процессия тронулась на кладбище. В Мурманске царила пасмурная погода, а на месте упокоения поэта в пронзительно синем небе светило яркое солнце. Отец Сергий совершил литию о упокоении, все присутствующие пропели «Вечную память», после чего тело было предано земле. Невыразимо тяжело было прощаться с талантливым поэтом и прекрасным человеком. Только мысль о будущей встрече в Царствии Небесном утешала и придавала силы.
Трудно переоценить значение творчества Колычева для нашей области, да и для всей России. Его стихи учили в школах дети, ими зачитывались взрослые, его книги разлетались по всей России. Как это часто бывает в нашей стране, при жизни он не получил признания от властей, не нажил богатства. Всё свободное время он проводил на даче под Кандалакшей, куда сбегал от суеты мира за отдыхом и вдохновением. В последний путь его провожали всем миром. Он оставил после себя несметное богатство, заключённое в книгах. После его стихов нельзя остаться равнодушным. Он как никто другой мог воспеть красоту родной земли, его сердце болело за Родину и живо откликалось поэтическими строками на всё происходящее в стране. Горько осознавать, что поэта его уровня нет и ещё долго не будет в нашем крае. Его души хватало на всех: на большую и дружную семью, на друзей-литераторов, на почитателей таланта, на начинающих поэтов. Некоторое время при Паломническом центре «Под сенью Трифона» существовало литературное объединение, которое возглавлял Николай Владимирович. Он прививал любовь к родному языку, учил работать со Словом, давал ценные советы по написанию стихов. Нам всем очень повезло жить в одно время с поэтом, чьё имя несомненно заслуживает стоять в одном ряду с именами
А сейчас печальная новость, которая пришла из Кандалакши. Ушел из жизни Николай Колычев - поэт, прозаик, член Союза писателей России. Его не стало во вторник вечером. По иронии судьбы - Николай Колычев умер в пушкинский день, в день русского языка.
07.06.2017, 20:05
А сейчас печальная новость, которая пришла из Кандалакши. Ушел из жизни Николай Колычев - поэт, прозаик, член Союза писателей России. Его не стало во вторник вечером. По иронии судьбы - Николай Колычев умер в пушкинский день, в день русского языка.
Он родился в Мурманске, но вырос в Кандалакше. Там же - прошла значительная часть его жизни. Служил в армии, работал электриком, шофером, фермером.
Первые поэтические публикации Колычева были в кандалакшских газетах в 1982 году, тогда же его стихи увидели свет и в столице - в альманахе «Истоки». А затем были «толстые» литературные журналы «Нева» и «Север».
В конце 90-х жил в Мурманске, работал кочегаром в одной из котельных. Это был не самый простой период в его жизни.
А затем Колычев вновь уехал в Белому морю. Где и жил последние годы. Писал стихи, которые - как отмечают его коллеги-литераторы - внешне были просты, точно срифмованы, и традиционны для русской поэзии.
Не рождаются стихи безболезненно, у поэзии свои законы, нет образцов, чтобы выстрадать песнею, по образцам получаются клоны.
Он принимал участие в возрождении Дня славянской письменности и культуры, многочисленных литературных праздниках и фестивалях. Поэт, прозаик, переводчик, исполнитель собственных песен. Лауреат многочисленных литературных премий. Николай Колычев был подлинно русским поэтом. Одним из лучших в современной России.
Колычев Николай Владимирович - поэт, переводчик, прозаик.
Родился в семье инженера пароходства. После окончания 8-летней и музыкальной школ в Кандалакше учился в Ленинградском арктическом училище (1975-77), откуда был отчислен за недисциплинированность. Служил в армии. Затем работал электриком, шофером. В авг. 1990 основал в с.Лувеньга, что недалеко от Кандалакши, одно из первых в стране фермерских хозяйств. Крестьянствовал 6 лет, 2 года из них работал фермером в Норвегии.
С 1998 - в Мурманске, где живет литературным трудом. Член СП России с 1991.
Первые поэтические публикации Колычева состоялись в Кандалакшских газетах в 1982, тогда же его стихи впервые увидели свет в столице - в альм. «Истоки».
В 1987 вышла в свет первая книга поэта «Учусь грустить и улыбаться», после чего последовала серия публикаций в «толстых» литературных журналах «Нева» и «Север», альманахе «Поэзия». Как отмечал в отклике на эти публикации И.Панкеев, герою стихов Колычева не дает покоя постигшая современников «эпидемия равнодушия». Причину этой беды «герой Колычева...видит во все большем неумении людей любить друг друга: "...все беды на земле идут от вас, нелюбящие люди..."». Этот герой, по мнению критика, «опасается людей с нелюбящими сердцами, так как они никогда не скажут о своей нелюбви: "Ведь нелюбовь провозглашать нельзя, / она всегда прикрыта тайной маски..."» (Панкеев И.- С.4).
Колычев творит в русле традиционной поэзии. «Как подлинно русский поэт, он не поставил слово в услужение смеховатой развлекательности или метафорической эквилибристике... Он выбрал некрасовско-рубцовское, главное русло русской поэзии...» - отмечает В.Тимофеев (С.3). Среди его предшественников критики называли Сергея Есенина, Николая Рубцова и Павла Васильева. Наиболее заметна связь с Есениным, с идущей от него поэтической традицией. Поэты родственны и по интонации (залихватски-хулиганской порой, но, по сути, всегда отчаянно-грустной, бедовой), и тематически.
Как Есенин и Рубцов, Колычев - поэт подлинно национальный, очень русский. Тема Родины для него - главная, определяющая. Россия, родная земля так или иначе присутствует во всех стихах третьего его поэтического сборника «Звонаря зрачок» (1993). «Я люблю... Я верую в Россию! Жить нельзя без веры на земле...» - пишет поэт. Он остро, болезненно переживает сегодняшнее российское лихолетье. Стихи Колычева о современной России страшат и ранят: «Вымираем... И женщинам страшно рожать...» («Вымираем...»). Россия Колычева трагична, но при этом, несмотря ни на что, прекрасна. Противоречивость русской жизни, где «то жизнь гармошку растянет», то «смерть гармошку сожмет», Колычев ощущает точно и зримо: «Россия - гармония противоречий...» Но, что бы ни происходило со страной, остаются нерушимыми, незыблемыми святые для каждого русского человека ценности. Именно отсюда исходит уверенность поэта в неизменном восхождении «из дряни - к куполам золоченым», вера в то, что постигшее Родину несчастье временно.
Критики упрекали Колычев за то, что подчас в его поэзии «на смену метафорическому осмыслению приходит откровенная публицистика» (Рябинина Т.- С.65). На это же указывает и Г.Иванов: «В стихах Николая слишком много страсти, которая зачастую идет от публицистического настроя поэта... Не надо крика. Крик вообще может убить поэзию...» (Иванов Г.- С.79). И все же, как отмечают большинство исследователей творчества Колычева, «поэт не капитулирует перед временем, выстоять в схватке с "веком-волкодавом" ему помогает вера в Россию...» (Рябинина Т.- С.65).
В поэтических этюдах Колычев привычные картины деревенской жизни наполняются глубоким смыслом, получают эмоциональную окраску: «Мычит, как будто просит: "Пожалей!" / Обиженно мычит, вот-вот заплачет, / И хочется жалеть и быть добрей / Тому, кто слышал этот плач телячий. / И радости счастливым холодком / Тончайший нерв задет и сладко стонет, / Когда телок шершавым языком / Выпрашивает ласку у ладоней...» («Теленок»).
Созвучно упомянутому стихотворению «Ветер, ветер...»: «Задержись, пора ночная, на земле! / Не всходи на небо, алая заря!.. / Сколько лет скотину холил да жалел, / А наутро буду резать да шкурять...» Как отмечает критик, «с сотворения мира это - резать скотину, когда подойдет срок - было, и ни один поэт не решился тронуть это. И вот - переломился мир на этом, душа поэта переломилась!» (Маслов В.- С.3). Это - крик, от которого становится страшно. Вместе с тем герой стихотворения понимает, что «резать да шкурять» - естественная для крестьянского бытия жестокость.
Колычев последовательно традиционен, чужд экспериментам в области формы. У него «стих сколочен крепко, поставлен, как добрая изба, и отделан даже с некоторым щегольством» (Андреева О.- С.84). Если же говорить о содержании стихов, то здесь он не просто традиционен, но патриархален. Вековой, исконный уклад русской жизни лежит в основе его поэзии, это стержень, цементирующая идея мира, который создает в своих стихах поэт. Это особенность ярко проявляется в наиболее полном собрании стихов Колычева - изданной в Москве книге «И вновь свиваются снега...» (1997). И работа на земле - неотъемлемая часть мира, о котором нам рассказывает автор. «Дом» в его понимании - это патриархальный, крестьянский дом, с огородом, хозяйством. Для хозяина такого дома естественна спаянность с природой, как пишет Колычев: «Я ведь тоже природа - как ветер, как лес, как трава...»
Столь же естественна для патриархального крестьянского мира и вера в Бога. В стихах Колычев вера проявляет себя порой ярко и торжественно, но всегда достойно: «Здравствуй, сладкая Пасха! - веселье разливов весенних. / Здравствуй, радостный свет - половодье растаявшей тьмы. / Мы воскреснем! Сегодня - не верить нельзя в воскресенье, / Потому что едины - и Бог, и природа, и мы...» («Пасха»). Стих, духовной тематики («Звонарь», «Прощеное воскресенье» и др.) в книге «И вновь свиваются снега...» составили отдельную главу.
В книгу Колычев «...Поэты выпадают в небо...» (2000) вошли стихи о поэте и поэзии, в т.ч. поэтические посвящения Пушкину, Есенину, Рубцову, поэту-мурманчанину Владимиру Смирнову. Колычев глубоко и просветленно размышляет о доле поэта в России: «Но на Руси за Божий дар поэт всегда платил судьбою...» («Рубцов»), о сути поэтического ремесла. Как отмечают критики, Колычев осознает богоданность поэтического дара, для него очевидно, что возможность видеть то, что «шире восприятья», ниспослана свыше.
В начале XXI в. поэт обратился к прозе, на протяжении нескольких лет работая над романом о блаженном Феодорите Кольском и святом Трифоне Печенгском - первосвятителях саамов, коренного населения Кольского края.
Публиковался в журнале «Нева», «Роман-газета XXI век», «Молодая гвардия», но наиболее тесные творческие связи у Колычева сложились с петрозаводским журналом «Север». Колычев - стипендиат СП России и Фонда мира (1992), лауреат премии администрации Мурманской области за достижения в области профессионального мастерства (1994).
Д.В.Коржов
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 234-235.
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Цветы и люди. Мурманск, 1987;
Учусь грустить и улыбаться. Мурманск, 1990;
Звонаря зрачок. Мурманск, 1993;
Звонаря зрачок = Kellonsoittajan Silmotera / пер. на финский Марти Хининена. Мурманск, 1995;
И вновь свиваются снега... М., 1997;
Косолапые ботинки: стихи для детей. Мурманск, 2000;
Поэты выпадают в небо... Мурманск, 2000.
Рябинина Т. Сад ветвящихся дорожек // Мурманский берег. Мурманск. 1998. №4. С.46-76;
Иванов Г. Это набегают новые минуты // Роман-газета. XXI век. 1999. №3. С.78-79;
Коржов Д. Есть радости на белом свете! // Север. 1999. №9. С.150-157.
Непостроенный храмБеломорье
Виталию Семеновичу Маслову
Попутчик
Корова
ОБОРОТЕНЬ