Главная » Ядовитые грибы » Обобщенный и опосредованный характер мышления. Определение понятия "мышление"

Обобщенный и опосредованный характер мышления. Определение понятия "мышление"

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1 . Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда сталкиваешься с результатом какого-то явления, по которому можно сделать заключение о причине явления. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях. Если бы этих представлений не было, мы не смогли бы установить причину данного явления.

Опосредованный характер мышление имеет и при прямом наблюдении связи явлений. Когда мы видим, как под воздействием солнечных лучей высыхают мокрые от дождя улицы, мы делаем заключение о причине этого явления только потому, что наблюдение его вызвало в нашей памяти обобщенное воспоминание подобных же случаев, наблюдавшихся ранее.

2 . Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. В указанном выше примере это будет мысль о том, что вода, как правило, испаряется под влиянием тепла. Само понятие причины и следствия могло возникнуть только опосредованно, путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаруживались, данные связи между явлениями. Но раз это понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.

3. Мышление исходит из “живого созерцания”, но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления. Эти связи обнаруживаются лишь потому, что они присущи всем явлениям данного класса, являются общим для них законом существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, необходимо отвлечься от конкретных особенностей этих явлений.

Сам процесс абстрагирования или отвлечения в какой-то степени опирается на полученные в процессе практической деятельности знания общих связей и закономерностей явления, без которых нельзя было бы отделить в нем существенное от несущественного, общее от единичного. Однако то, что наше мышление отвлекается от конкретных особенностей предметов и явлений, вовсе не значит, что оно не нуждается в живом созерцании действительности, в ощущениях и восприятиях. Какие бы сложные процессы мышления мы ни имели, они всегда в своем исходном моменте опираются на восприятие действительности. Без этого отраженные сознанием связи явлений легко теряют свой объективный характер. Познание, отражающее действительные связи между явлениями, всегда идет “от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике”.


Когда, например, мы думаем о связи между, засухой и жизнью растений, то всегда имеем при этом известные наглядные образы. Но эти образы играют лишь подсобную роль, облегчая в известной степени процесс мышления, их конкретные внешние особенности не имеют значения для акта мышления. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у разных людей при мысли об указанной выше связи конкретные образы вещей могут быть совершенно различными: один человек представит себе засохшую степь, покрытую трещинами, другой - поле ржи с высохшими колосьями, третий - опаленную листву молодых деревьев и так далее. Однако общим для всех будет то, что все они мыслят одну и туже связь: отсутствие влаги и зной, иссушивший почву, являются причиной гибели растений.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на органическую связь языка и мышления: “Язык есть непосредственная действительность мысли”; “...ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства... они - только проявление действительной жизни”. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. “Всякое слово (речь) уже обобщает”.

Значение слова для процесса мышления исключительно велико. В связи с тем что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Мышление позволяет нам проникнуть в далекое прошлое, представить процессы возникновения и развития на Земле жизни и так далее. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлением мы можем отразить законы существования как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов. Оно необходимо в любой практической деятельности, поскольку помогает предвидеть ее результаты.

5 . Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое “созерцание” внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира: “существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу” .

Душа.

Материей мы называем всё то, что разделено, что обособлено, что оказывает нам сопротивление и что благодаря этому является доступным для нашего чувственного восприятия. Соответственно, материальность мира означает, что всё в нём разделено и существует только в виде множества отдельных образований.
Вместе с тем всё то, что разделено и обособлено, находится в нём только во взаимосвязанном единстве. Все единичные предметы предполагают друг друга и опосредуют своё существование друг другом – будь то небесные тела, живые организмы биосферы или общество людей, в котором мы живём. Всё в мире находится в согласованном единстве, несмотря на то, что всё, казалось бы, разделено и обособлено. Вот этот феномен гармоничного единства всего того, что разъединено и обособлено, является обратной стороной материальности мира, его имматериальностью.
Имматериальность, понимаемая в указанном смысле, является основанием наличия в мире души. Душа – это экзистирующая истина материи, состоящая в том, что организованность каждой конкретной системы природы имеет особенный характер. Вот эта особенность организации различных систем природы проступает в своём первом определении как душа. Это уже потом, в ходе их рационального познания, мы будем отображать их имматериальность посредством схем, законов, формул, графиков и прочих наукообразных форм. Но на начальной ступени их восприятия, когда они ещё не стали предметом нашего сознания, а только чувственно ощущаются нами, мы постигаем их организованность как их души.- Прекрасная поляна, тихое озеро, милое животное; неприятный лес, дурное животное .

Определения души:
1) природные качества,
2) чувство самого себя,
3) внешний облик.

Определение 1

Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.

Мышление включает в себя следующие особенности:

Опосредованный характер

Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

Мышление опирается на законы явлений

Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.

Мышление рождается из наблюдения

Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

Мышление проявляется в словесной форме

Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».

Мышление базируется на жизненном опыте

Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.

Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.

Мышление - это психологический процесс, социально обусловленный, имеющий прочную связь с речью, процесс открытия и поисков кардинально нового, а также, обобщенного и опосредованного отображения действительности при её синтезе и анализе. Возникновение мышления основывается на практической деятельности из сенситивного познания, основательно выходящий за его грани.

В первую очередь, мышление - это высший познавательный процесс, который являет собой образование нового знания, активностную форму творческого преобразования и отражения человеком действительности. Мышление также понимают, как приобретение новых знаний, творческая модификация имеющихся представлений.

Одна из особенностей мышления - это его опосредованный характер. Если у человека нет возможности познать что-либо прямо (непосредственно), то познаёт косвенно (опосредованно): неизвестное -- через известное, одни через другие свойства. Мышление постоянно опирается на данные сенситивного опыта -- восприятия, представления, ощущения - и на теоретические знания, приобретённые ранее. Еще одной особенностью мышления является его обобщённость. Обобщение возможно посредством связи всех свойств существенного и общего в объектах действительности при их познании. Общее проявляется и существует только в конкретном, в отдельном. память мышление познание речь

Итоги познавательной деятельности человека фиксируются в форме понятий. Понятие - это отражение значительных признаков предмета. На основе многочисленных умозаключений и суждений о предмете возникает понятие о нем. Объекты действительности, в их отношениях и связях, отражаются в форме суждения. Обособленная мысль о чем-то является суждением. Умозаключение -- это заключение из различных суждений, дающее человеку новое знание о явлениях и предметах объективного мира. Умозаключения различают по аналогии, а также существуют дедуктивные и индуктивные.

Кроме того, мышление прочно связано с практической деятельностью человека. Каждый вид деятельности предусматривает учёт условий действия, наблюдение, обдумывание, планирование. В действии, человек занимается решением различных задач. Критерием истинности мышления, а также основным условием развития и возникновения мышления является практическая деятельность. Мыслительная деятельность человека - это решение многообразных мыслительных задач, которые направлены на выявлении сущности чего-либо. Способ мыслительной деятельности, при помощи которого человек решает мыслительные задачи является мыслительной операцией.

Мыслительные операции разнообразны - это - сравнение, абстрагирование, синтез и анализ, классификация, конкретизация, обобщение. Которые логические операции будет применять человек, завис от характера и задачи информации, подвергающейся мыслительной переработке.

Синтез - это объединение частей, отношений, свойств, действий в одно целое. Анализ - полярный синтезу, это - процесс мысленного выделения из целого его действий, отношений, сторон или же мысленного разложения целого на части. Синтез и анализ являются взаимосвязанными логическими операциями. Человек в трудовой деятельности непрерывно взаимодействует с явлениями и предметами. Их практическое освоение и приводит к образованию мыслительных операций синтеза и анализа.

Сравнение -- это определение различий и сходства явлений и предметов. Основано сравнение на анализе. Перед сравнением объектов, выделяются их признаки, по которым произведется сравнение. Сравнение бывает, как многосторонним - более полным, так и односторонним - неполным. Сравнение, как синтез и анализ, бывает глубоким и поверхностным.

Абстрагирование -- мысленное отвлечение от сторон конкретного, некоторых признаков для его лучшего познания. Мысленно, человек выделяет любой признак предмета, рассматривает его отдельно от других признаков, на некоторое время от них отвлекаясь. При помощи абстракции человек смог обособиться от конкретного и единичного и приблизиться к наивысшей точке познания - научному теоретическому мышлению.

Конкретизация - это непрерывно взаимосвязанный с абстрагированием, но обратный ему процесс. Конкретизация - это реверсия мысли от абстрактного к опосредованному, для раскрытия содержания. Мыслительная деятельность непрерывно направлена на получение какого-либо результата.

Относительно места в мыслительном процессе, которое занимают образ, действие и слово, как они сопоставляются друг другу, определяют три вида мышления: абстрактное, конкретно-образное и конкретно-образное. Эти виды мышления еще выделяют и на основе характерностей задач -- теоретических и практических. Абстрактное - словесно-логическое - осуществляется посредством логических операций с понятиями. Конкретно-образное - наглядно-образное - опирается на образы и представления. Конкретно-действенное - наглядно-действенное - опирается на прямое восприятие предметов. Данные виды мышления являют собой тесную взаимосвязь. У многих людей в равной степени развиты конкретно-образное, теоретическое и конкретно-действенное мышление, но относительно характера решаемых человеком задач, на передний план выступают поочередно все три вида мышления.

Наглядно-образное, теоретически-отвлеченное и практически-действенное - таковы связанные меж собой виды мышления. В ходе исторического развития человечества развитие интеллекта человека изначально происходило с помощью практической деятельности. Первоначальным видом мышления является практически-действенное, которое определяют действия с предметами. На основе манипуляционного мышления проистекает наглядно-образное, ему свойственно оперирование наглядными образами в уме. Самая высокая степень мышления -- отвлеченное - абстрактное мышление. Но и здесь сохраняется связь с практикой. Мышление отдельных людей также подразделяется на образное, абстрактное и практически-действенное.

И все же, в процессе жизнедеятельности человека на головной план поочередно выступают оба вида мышления. Например, при докладе на научную тему человек применяет теоретическое мышление, а в бытовых делах - практически-действенное.

Согласно глубины обобщенности выделяют теоретическое и эмпирического мышление. Теоретическое мышление исследует объект познания в совокупности его необходимых связей, выявляет общие отношения. Эмпирическое мышление выдает начальные обобщения основываясь на опыте. Эти обобщения производятся на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание - это самая низкая простая ступень познания.

Согласно стандартности - нестандартности операциональных процедур и решаемых задач различают эвристическое, алгоритмическое, творческое и дискурсивное мышление. Эвристическое мышление - продуктивное мышление - направлено на разрешение своеобразных задач. Алгоритмическое мышление направлено на общепринятую последовательность действий, заранее назначенные правила, требующиеся для решения стандартных задач. Творческое мышление - приводит к принципиально новым результатам, к новым открытиям. Дискурсивное мышление основывается на построении связанных меж собой умозаключений. Также выделяют мышление продуктивное и репродуктивное. Продуктивное - направляет к новым познавательным результатам. Репродуктивное - это воспроизведение прежде полученных результатов - здесь мышление соприкасается с памятью.

1. Введение.

1.1 Глава 1: Мышление как понятие в психологии

1.2 Виды мышления

1.3 Базовые мыслительные операции

1.4 Формы мышления

2.1 Глава 2: Решение мыслительных задач. Интеллект

2.2 Личность и её интересы

2.3 Решение мыслительных задач

2.4 Индивидуальные качества мышления

2.5 Интеллект

3. Заключение


1. Введение

Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.


Глава 1.

1.1 Мышление как понятие в психологии

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление – процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление это единый психический познавательный процесс, но он реализуется с помощью ряда подпроцессов, каждый из которых представляет собой самостоятельный и, в тоже время, интегрированный с другими познавательными формами процесс. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия определяет уровень их развития. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Примером может служить любая сознательная деятельность человека; глядя в окно мы можем определить по мокрой крыше или лужам, что был дождь; стоя на светофоре, ожидаем зелёный свет, так как осознаём, что именно этот сигнал служит побуждением к действию. В том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями сопоставляя факты. Для познания недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные задачи. Мышление даёт ответ на вопросы, которые невозможно получить путём простейшего чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Основной задачей, с которой начинается мыслительный процесс является постановка задачи и определение путей её решения. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию. К такому всё более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления. В определение мышления чаще всего включают следующие признаки:

1. Психический процесс, который обеспечивает ориентировку субъекта в межпредметных связях и отношениях, путём воздействия предметами друг на друга, путём использования орудийных средств и средств измерения, путём включения в организацию мышления знаков и символов.

2. Процесс, исходно возникающий на основе практических действий и непосредственно–чувственного познания.

3. Процесс, по мере своего развития выходящий за пределы практических действий.

4. Процесс, результатом которого является обобщённое отражение действительности на основе межпредметных связей и отношений.

5. Процесс, всегда протекающий с опорой на имеющиеся знания.

6. Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему.

7. Процесс, связан с практической деятельностью человека.

Все вышеуказанные пункты непосредственно связаны и более понятно трактуются при рассмотрении таких структурных единиц как виды мышления.

1.2 Виды мышления

1. Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.

2. Практическое – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

3. Наглядно-действенное – основной задачей этого вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта. При воздействии предметов друг на друга в ходе манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при переносе навыков). Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций в которых оно формируется и протекает.

4. Наглядно-образное – при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в реальности, которой находится человек в данный промежуток времени.

5. Словесно-логическое – это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия.Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты.Здесь уместно заметить, что мышление объективно связано не только с воображением, памятью, восприятием, но и с речью, в которой мышление реализуется и с помощью которой оно осуществляется. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь); на основе данных видов восприятия человек сопоставляет полученную информацию в образ, либо координирует свои дальнейшие действия для решения задачи.

В психологии существует различная классификация видов мышления, поэтому рассмотрим ещё несколько видов или как их классифицируют «основополагающие типы» мышления.

· Аутистическое мышление – данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому. При аутистическом типе мышления актуальные, общепринятые ассоциации тормозятся, как бы отодвигаются на второй план, личностные ориентиры в свою очередь доминируют, в отдельных случаях преобладают аффекты. Таким образом, личные интересы получают простор для ассоциаций, даже если порождают логические несоответствия. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не истины.

· Реалистическое мышление – правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание выстроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

2. Связь с практической деятельностью.

3. Неразрывная связь с речью.

4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи на сложение нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, его правильность проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью. Оно оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а по сути - результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

Виды мышления:

По форме:

наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий . Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками , разбирая их и ломая.



Наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр . В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств (термины этики «справедливость» и «совесть», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься непосредственно органами чувств человека).

По характеру решаемых задач:

Теоретическое - познание законов и правил

Практическое Мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности

По степени развернутости:

Дискурсивное (аналитическое) Мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека

Интуитивное Мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным

По степени новизны:

Репродуктивное Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников

Продуктивное Мышление на основе творческого воображения



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта